Заявка на расчет
Меню Услуги

Специфика психологического консультирования родителей дошкольников

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Оглавление

Введение ………………………………….………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологического консультирования родителей дошкольников …………………………… 6
1.1. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста как предмет психологического консультирования …….……. 6
1.2.Особенности семейного консультирования по проблемам
детей дошкольного возраста ……………………………….…….…….. 11
Выводы по главе 1 ………………………………………………………. 18
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей организации семейного консультирования родителей детей
дошкольного возраста ……………….. ………………………………… 20
2.1. Организация и методы эмпирического исследования ……………. 20
2.2. Результаты эмпирического исследования …………………………. 22
Выводы по главе 2 ………………………………………………………. 48
Заключение ………………………………………………………………. 51
Список литературы ……………………………………………..………. 54
Приложения …………………………………………………..…………. 59

Введение

Актуальность исследования. Отличительной особенностью современного российского общества является переживание семьями кризиса, связанного с изменениями социально-экономических условий, обуславливающих снижение уровня благосостояния семей, большую занятость родителей, уменьшение количества времени на воспитание детей и т.п. В связи с этим увеличивается количество родителей и детей, нуждающихся в психологической помощи. В данной ситуации особого внимания заслуживают дети дошкольного возраста так как именно этот период возрастного развития связан с активным формирования всех сторон личности ребенка, который является крайне незащищенным.
Несмотря на увеличение количества центров и служб сопровождения, оказывающих семьям необходимую психологическую помощь, можно выделить ряд проблем в организации консультативной работы с семьями. Работая с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста, специалисты зачастую в центр своего внимания ставят не ребенка, с имеющимися у него социально-психологическими проблемами, а родителей, которые заявляют те или иные жалобы относительно своего ребенка. При этом вся проводимая специалистам работы направлена только на подтверждение обоснованности жалоб родителя. В работе с детьми дошкольного возраста специалистами не всегда используются адекватные возрастным и индивидуальным возможностям ребенка диагностические инструментарии, что также снижает эффективность данной работы.
В силу своего возраста ребенок-дошкольник не может самостоятельно обратиться за помощью, поэтому решение о проведении консультации по проблемам ребенка принимается родителем. При этом крайне важно, чтобы было понимание того, каким образом заявленную родителем проблему видит сам дошкольник. Для обеспечения оказания адекватной психологической помощи семье и ребенку-дошкольнику необходим анализ внутреннего мира ребенка, имеющихся у него переживаний. Если не будет уделено достаточно внимания имеющимся у дошкольника переживаниям, то его проблемы будут только усугублять, приводя к более серьезным нарушениям.
Выделенные проблемы обусловили цель исследования: изучение специфики психологического консультирования родителей дошкольников.
Объект исследования: процесс психологического консультирования родителей дошкольников.
Предмет исследования: социально-психологические проявления личности дошкольника.
Гипотеза исследования: эффективность семейного консультирования родителей детей дошкольного возраста определяется актуализацией в процессе его проведения социально-психологических проблем ребенка, что позволяет более адекватно их понять и создать предпосылки для их решения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме организации семейного консультирования.
2. Охарактеризовать особенности психологического консультирования родителей детей дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать процедуру семейного консультирования родителей детей дошкольного возраста, предполагающую включение в работу диагностики детей, направленной на выявление имеющихся у них социально-психологических проблем.
Методы исследования:
 теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
 эмпирические: рисуночный тест «Необыкновенный персонаж», полуструктурированное проективное интервью «История жизни персонажа»;
 статистические: качественный и количественный анализ эмпирических данных с использованием методов математической статистики.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 1 «Смоляночка» города Смоленска. Выборку исследования составили 12 детей старшего дошкольного возраста (возрастной диапазон испытуемых от 6,2 до 6,8 лет, средний глава возраст – 6,5 лет). В исследовании также приняли участие 12 семей дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения в практике работы специалистов дошкольных образовательных организаций апробированной процедуры диагностики детей дошкольного возраста в процессе семейного консультирования, которая направлена на выявление имеющихся у детей социально-психологических проблем.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем выпускной квалификационной работы – 58 страниц (без приложения). Работа включает 4 рисунка и 4 таблицы.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологического консультирования родителей дошкольников

 

1.1. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста как предмет психологического консультирования

Внутренний мир ребенка дошкольного возраста существенно отличается от мира взрослого человека, что обуславливает различия в переживании жизненных событий. В рамках нашего исследования предоставляется важным рассмотреть социально-психологические особенности дошкольников.
Одной из наиболее важных особенностей дошкольников, на которую указывают в своих исследованиях большинство психологов, является проявление у детей иррациональности, в основе которой лежит фантазия и мифотворечество: «дошкольник проживает период детства с большой интенсивностью в своих фантазиях, тем самым как бы овеществляя их и перенося во вне» [42, с. 46], «реальное и вымышленное так сплетаются одно с другим, что невозможно определить, где кончается одно и начинается другое» [45, с. 74]. Благодаря иррациональности, дошкольники могут переживать как собственные отношения к окружающим людям, так и осуществлять перенос данных отношений на художественных персонажей, растения, животных, игрушки и т.п.
Присущая ребенку-дошкольнику иррациональность позволяет ему более легко выражать имеющееся у него отношение при помощи чувств, образов, а не с использованием логических понятий. Порой взрослые уличают дошкольников во вранье, требуя от них объяснений, а не получив их, обвиняют детей в упрямстве и нечестности. Все то, что для дошкольников является естественным и важным, по мнению взрослых, является неразумным и нецелесообразным.
Еще одной особенностью детей дошкольного возраста является его высокая эмоциональность. Дошкольник, согласно Д.Б. Эльконину, «почти всегда оказывается в плену у захватывающего его чувства» [52, с. 60]. Характеризуя особенности проявления эмоциональности ребенка-дошкольника, В.В. Зеньковский отмечал, что все чувства – от горя до радости, дошкольники переживают в сравнении со взрослыми более глубоко: «детское сознание узко, память слабо и мало окрашивает то, что приносит жизнь: дитя живет моментом. Власть момента в детской душе, создавая эмоциональную подвижность, делает ребенка психически уязвимым, беззащитным» [24, с. 135].
В качестве важных составляющих жизни человека, и в особенности в период детства, являются имеющиеся у него потребности. У детей дошкольного возраста некоторые потребности в силу возрастных особенностей могут быть удовлетворены не в полной мере. Родителями обеспечиваются важнейшие физиологические потребности ребенка (пища, тепло, сон и пр.), однако еще больше дошкольники нуждаются в удовлетворении тех потребностей, которые связаны с их жизнью в обществе. Согласно Ю.Б. Гиппенрейтер, «человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех ‒ в делах, учебе, на работе, чтобы он мог себя реализовать, развить свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной, и это… приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям» [17, с. 116].
Деятельность как процесс способна вызвать у ребенка дошкольного возраста бурные эмоциональные реакции. Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства является игра, посредством которой происходит закрепление жизненного опыта детей, они проигрывают различные ситуации, обучаясь выстраиванию отношений со сверстниками, при этом ими испытывается огромный спектр чувств и эмоций.
Проявления повышенной эмоциональности у детей дошкольного возраста приводит к тому, что его проявления становятся особенно заметными. Он, в отличие от взрослого, не может в достаточной мере осуществлять контроль собственных чувств и эмоций, в связи с эти дошкольнику присуща большая подвижность в передаче личной информации. Экспрессивность внутреннего мира ребенка-дошкольника проявляется в его речи, которая чаще всего тороплива и сбивчива, он торопится рассказать о своих чувствах или важных для него события, сопровождая свой рассказ активными жестами.
К числу важнейших особенностей детей дошкольного возраста можно отнести проявления эгоцентризма, природа которого рассматривается по-разному. Согласно Ж. Пиаже, эгоцентризм присущ природе детей дошкольного возраста изначально, он выражается в том, что его позиция характеризуется спонтанностью, к любым объектам дети проявляют непосредственное отношение, и дети не осознают собственную точку зрения, не рассматривая себя как существо мыслящее: «поскольку начальный эгоцентризм вытекает из простой недифференцированности между Ego и Alter, как раз в тот период субъект особенно подвержен влиянию со сторон окружения; он приспосабливается к такому влиянию и принуждению без всякой критики из-за отсутствия своей точки зрения (в полном смысле слова» [46, с. 215-216].
Эгоцентризм определяется Л.Ф. Обуховой, как «спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее истоках» [45, с. 153].В работах Г.Т. Хоментаускаса эгоцентризм определяется как центрированность мышления, которая выражается в том, что дошкольники не ставят свои интересы выше интересов других, а им просто пока не доступна возможность смотреть на окружающую их действительность с их позиции, они способны воспринимать окружающее только со своей позиции. Для детей дошкольного возраста, благодаря присущей им центрированности мышления, окружающее его представляется таким, каким он хочет.
В период дошкольного детства ребенок является крайне подверженным влиянию социума, он включен в него с момента своего рождения, как составляющий элемент и социум оказывает воздействие на ребенка уже с момента его рождения.
Процесс взаимодействия человека и общества определяется как социализация. Этот процесс является непрерывным и протекает всю жизнь. Процесс социализации является поэтапным, с определенным спектром задач, при этом «последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен» [45, с. 127].
О нарушениях процесса социализации ребенка — дошкольника может свидетельствовать наличие у ребенка длительных негативных переживаний, которые обусловлены семейными проблемами, проблемами в детском саду, других частях социума, в который включен ребенок, которые он не в силах решить самостоятельно в силу своего возраста. Родители для ребенка, особенно на этапе дошкольного детства, являются бесспорным авторитетом. В связи с чем, дети чаще всего на бессознательном уровне подражают своим родителям, что проявляется в речи, поведении, манерах и т.п. В связи с этим, С.А. Козлова отмечала, что «так велика ответственность взрослого перед детьми за то, что они могут наблюдать и перенимать» [28, с. 58].
В условиях семьи ребенком переживается широкий круг эмоций – от эмоционального благополучия до дискомфорта и травматизации. Исследуя особенности семейных взаимоотношений, Б.С. Волковым и Н.В. Волковой были выделены последствия, к которым может привести неправильный характер детско-родительских отношений:
а) «к односторонней привязанности ребенка, чаще к матери, при этом слабеет потребность в общении со сверстниками;
б) к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый чувствует себя обделенным;
в) к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку» [14, с. 56].
Нарушенные детско-родительские отношения отрицательно сказываются на психическом и личностном развития детей дошкольного возраста. При этом, как указывал К. Юнг, «душевный мир ребенка столь тесно сопряжен и сращен с психологической установкой родителей, что неудивительно, если в большей части нервная патология детского возраста восходит к нарушениям в душевной атмосфере родителей» [67, с. 42].
В исследованиях, проведенных А.И. Захаровым, изучалось влияние личностных характеристик и поведения родителей на развитие детей дошкольного возраста. По результатам исследования, автор сделал вывод о том, что «в характеристиках матерей, у которых дети болеют неврозами, обращают на себя внимание такие черты: недостаточная гибкость (ригидность) мышления, повышенное чувство долга и принципиальность, доминантность (властность), невротичность и тревожность» [22, с. 19].
Переживание ребенком-дошкольником состояния эмоционального дискомфорта может быть обусловлено особенностями поведения родителей и других близких взрослых. В связи с этим ребенок вынужден выстраивать различного рода барьеры между собой и взрослыми, демонстрируя те или иные защитные реакции или «уходя в себя». Все это он делает для того, чтобы не слышать и не принимать те требования взрослых, которые они к нем предъявляют, при этом, как считает Г.В. Бурменская, «на самом деле ребенок просто не воспринимает смысл адресованных ему слов» [10, с. 34].
В ходе проецирования родителями на ребенка имеющихся у них самих проблем и переживаний, родители не всегда способны представить актуальную информацию о своем ребенке, а также ими не всегда в полной мере осознается их личная роль в возникновении различного рода проблем у ребенка: «самая первая жалоба: ребенок упрямый, несговорчивый, неконтактный, с ним нелегко. Иными словами родители жалуются, что трудно наладить взаимоотношения с ребенком. И уже во вторую очередь начинают говорить, что он очень возбужден, долго не может успокоиться, часто плачет… Но все же, полагают, что это вызвано, прежде всего, дурным характером или каким- то неблагоприятным влиянием, себя же не считают источником возникновения этих трудностей» [55, с, 73].
Возникновение у детей дошкольного возраста негативных переживаний требует активизации роли родителей и других ему близких на то, чтобы они оказали ребенку необходимую помощь и поддержку. Для этого крайне важным является то, чтобы взрослые смогли взглянуть на мир с позиции ребенка, понять имеющиеся у него проблемы и оказали необходимую помощь исходя из этого.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что внутренний мир детей дошкольного возраста имеет существенные отличия от мира взрослых людей. На формирование внутреннего мира ребенка-дошкольника оказывают психологические особенности, к числу которых можно соотнести присущую детям иррациональность, повышенную эмоциональность, проявления эгоцентризма, а также большую подверженность влиянию социального окружения.

1.2. Особенности семейного консультирования
по проблемам детей дошкольного возраста

Психологическое консультирование является одним из наиболее эффективных методов оказания психологического воздействия, позволяющего оказать человеку необходимую ему помощь для решения возникших проблем. Оказание консультативной помощи семье возможно в различных вариантах – консультирование супругов, совместное консультирование родителей и детей, консультирование родителей по проблемам ребенка, консультирование представителей старшего поколения семьи (бабушки, дедушки) и т.п.
Вопросы семейного консультирования раскрывались в работах таких отечественных психологов, как А.А. Бодалев, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.
Исследуя организацию психологического консультирования семей, В.В. Столин выделил ряд ведущих моделей – педагогическую, диагностическую, социальную, медицинскую, психологическую. В педагогической модели психологическое консультирование направлено на оказание родителям необходимой помощи в вопросах воспитания детей. Диагностическая модель психологического консультирования семей предполагает разработку диагностического заключения, которое позволит родителям принять правильное решение для выхода из создавшейся проблемной ситуации. В рамках социальной модели семейного консультирования проводится анализ жизненных ситуаций семьи. Медицинская модель психологического консультирования предполагает помощь членам семьи в излечении от болезней, которые выступают в качестве причин нарушений внутрисемейного взаимодействия. В психологической модели семейного консультирования ведущей является работа по коррекции нарушенного общения между членами семьи. Однако, по мнению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, нельзя рассматривать работу с семьей как терапевтическую, «если не ставятся собственно медицинские (лечебные) задачи» [66, с. 176].
На современном этапе развития психологической науки в области изучения семейного взаимодействия отдается предпочтение интегративным подходом, в качестве одного из которых выступает системный подход.
Исследования М. Оуэна, В. Сатир, К. Витакера и др., содержат обоснование необходимости осуществления системного подхода в работе с семьей. Авторы данного подхода считают, что семья является целостной системой, что определяет перенос проблем, возникших у одного из членов семьи на других. Поэтому, происходящие с отдельным членом семьи конструктивные изменения, скажутся и на других. В качестве главной задачи психолога с позиции теории систем выделяется изменение посредством конкретных целенаправленных действий существующих взаимоотношений между членами семьи.
В своей теории систем М. Боуэн указывает, что для того, чтобы консультант мог оказывать семье помощь в преодолении возникших трудностей, он должен обязательно «обучить членов семьи более эффективным способам взаимодействия, т.е. быть, по сути, семейным тренером» [цит. по 66, с. 178]. С. Минухин в рамках разработанной им структурной семейной терапии в качестве задачи психолога-консультанта определяет «присоединение к семье, включение на время в семью как ее члена» [40, с. 91].
По нашему мнению, системный и структурный подход позволяет учитывать целостность семьи, как особого социального образования, что позволяет обеспечить эффективность процесса семейного консультирования.
Процесс семейного консультирования родителей дошкольного возраста, по имеющимся у ребенка социально-психологическим проблемам, отличается своей спецификой по сравнению с консультированием, например подростков или взрослых. Прежде всего, следует выделить такую особенность данного процесса, как то, что заказчиком здесь выступает не ребенок, а родитель. Заявляя ту или иную проблему ребенка-дошкольника, родитель обозначает свое видение данной проблемы, без учета отношения ребенка к ней.
В работах В.В. Столина отмечалось, что «во всех случаях родительских жалоб (обоснованных или необоснованных), но сфокусированных на ребенке, оказывается необходимой диагностика отклонений в поведении и развитии ребенка» [55, с. 42]. Это свидетельствует о необходимости поведения диагностических процедур, направленных на оценку уровня сформированности познавательной, речевой эмоционально-волевой сфер ребенка. В случае отсутствия нарушений следует провести диагностику, позволяющую дать оценку поведенческим проявлениям ребенка, уровню его конфликтности в межличностном взаимодействии и т.д. Такая организация процесса консультирования позволяет психологу рассматривать ребенка наравне со взрослыми, он не выступает в такой ситуации как подчиненная фигура, а является равноправным со взрослыми.
По мнению З. Фрейда, «помощь ребенку будет успешна, если мы принимаем его сторону» [59, с. 276]. А. Адлер отмечал, что «к ребенку нужно обращаться на равных, проявляя такое отношение, которого он, возможно, не видел в семье» [3, с. 201]. К. Роджерс считал, что «в качестве необходимого условия эффективности деятельности психотерапевта выступает имеющаяся у него установка на реализацию активного слушания и вчувствования в имеющиеся у клиента переживания, а также отношение к нему с теплотой и пониманием» [цит. по 62, с. 199].
На наш взгляд, процесс семейного консультирования родителей детей дошкольного возраста должен быть организован с позиции центрации на ребенке, что позволит не допустить смещения фокуса внимания специалиста с ребенка на взрослого, определившего запрос на проблему в соответствии со своим видением. В случае если это все-таки происходит, ребенок оказывается в ситуации, как бы «двойного зажима», который проявляется в том, что с одной стороны, есть родитель, который ожидает положительных изменений в ребенке в ходе проведения работы, а с другой — психолог, для которого мнения родителя выступает как гарант наличия обратной связи.
Консультативное взаимодействие психолога и ребенка будет проведено успешно только в том случае, если будет правильно организовано. Следует отметить, что отличительной особенностью любого ребенка является его целостность, в связи с чем, отмечается взаимосвязь и взаимообусловленность всех психических явлений ребенка. Проводимые в процессе психологического консультирования семьи диагностические процедуры не должны нарушать данную целостность, что позволит обнаружить имеющиеся у ребенка проблемы.
Центрация внимания психолога в процессе проведения психологического консультирования на ребенке и его проблемах предполагает присоединение к нему, следование за ним, а также ведение диалога в процессе проведения диагностических процедур.
Включенный в семейную систему ребенок испытывает воздействие всех членов семьи, образующих данную семейную систему, в связи с этим эффективность консультативной работы будет определяться тем, насколько полно будут выявлены имеющиеся у ребенка проблемы и тем, как данную информацию примут окружающие его взрослые. Крайне важно, чтобы процесс семейного психологического консультирования включал совместный с родителями анализ выявленных проблем для лучшего понимания причин их возникновения, а также определение сотрудничества с родителями по устранению имеющихся проблем.
Проведенный анализ исследований проблемы организации семейного консультирования позволяет нам определить последовательность этапов проведения консультативной работы.
Первый этап психологического консультирования семьи предполагает анализ запроса родителей, выявление видения родителями причин, имеющихся у ребенка проблем, а также сбор расширенной информации о том, в каком социальном окружении воспитывается ребенок и каков характер его взаимоотношений с близкими взрослыми, входящими в это социальное окружение.
В процессе реализации второго этапа семейного консультирования осуществляется взаимодействие психолога с ребенком, направленное на актуализацию имеющихся у него социально-психологических проблем. Задачей данного этапа является получение наиболее полной информации об актуальных переживаниях ребенка, касающихся его представлений об окружающем его мире и взаимоотношении с близкими людьми. Психологом-консультантом проводится сопоставление информации, полученной в ходе беседы с родителями, и информации, полученной в ходе проведенных с ребенком диагностических процедур, для того, чтобы выявить наличие несовпадений и выдвинуть рабочие гипотезы относительно причин возникновения проблем у ребенка.
На третьем этапе семейного психологического консультирования родители привлекаются к проведению совместного анализа выявленных проблем ребенка, которые были обнаружены в результате проведения психодиагностических процедур. Данный этап крайне важен для того, чтобы обеспечить лучшее понимание родителями и близкими взрослыми проблем ребенка, а также включение их в работу по преодолению проблем ребенка.
Четвертый этап психологического консультирования семьи организуется только в том случае, если возникает объективная необходимость в продолжение работы с родителями и ребенком, которая строится в соответствии с выявленными проблемами. На данном этапе проводятся дополнительные психодиагностические процедуры, коррекционно-развивающие занятия с родителями и ребенком, а также с другими членами семьи, имеющими отношения к преодолению проблем ребенка.
В работе с детьми дошкольного возраста следует использовать диагностические средства, которые являются адекватными возрасту детей. Используемые в работе со взрослыми методики и тесты не могут быть просто перенесены на детей, они должны служить лишь вспомогательным инструментом, так как дошкольники еще не обладают необходимым уровнем интроспекции, который предполагается в работе с опросниками. Также дошкольники пока еще не способны давать себе оценку, что делает информацию недостоверной. Кроме того, дети могут испытывать затруднения в понимании вопросов и суждений, относительно которых им нужно дать оценку.
В связи с этим в работе с детьми широко используются проективные методики, в которых им предлагается выполнить рисунок, дающий большой объем информации относительно имеющихся у ребенка переживаний. По мнению многих авторов, дополненные проективными рассказами детские рисунки могут являться эффективным средством актуализации имеющихся у детей социально-психологических проблем, так как рисование, особенно в дошкольный период возрастного развития, является важной составляющей детской субкультуры и выступает как форма самовыражения и самопрезентации детей.
Многими исследователями в процессе анализа рисунков, выполненными детьми, обращается внимание на то, что дошкольники отражают в своих изображениях как окружающую действительность, так и собственный личностный смысл. В детских рисунках находят отражение чувства ребенка, его эмоциональное состояние и личностный смысл становится переживанием, отраженным в образах.
Еще в работах Л.С. Выготского была высказана мысль о том, что детский рисунок с психологической точки зрения является своеобразной детской речью: «рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо» [15, с. 186].
К числу проективных методик, используемых в работе с детьми дошкольного возраста можно отнести такие, как «Несуществующее животное», «Рисунок человека», «Автопортрет», «Дерево», «Рисунок семьи» и существующие в психологической литературе их модификации.
Диагностические рисунки позволяют установить оптимальный контакт с ребенком для осуществления дальнейшей работы с ним, облегчить вербализацию проекций, представленных ребенком в рисунке, а также рисунки являются интерпретационным ориентиром для дальнейшей работы с ним.
Таким образом, особенностью семейного консультирования родителей детей дошкольного возраста является включение в нее диагностических процедур, направленных на выявление социально-психологических особенностей дошкольника для получения объективной картины, имеющихся проблем, обозначаемых в запросе родителей. В качестве эффективных методов диагностики детей дошкольного возраста являются проективные методики, позволяющие установить оптимальный контакт с дошкольником снизить уровень его самоконтроля и личностных защит и избавить его от лишнего напряжения.

Выводы по главе 1

1. Специфическими особенностям детей дошкольного возраста являются иррациональность, повышенная эмоциональность, проявления детского эгоцентризма, а также подверженность дошкольников влиянию социума.
2. Присущие детям дошкольного возраста социально-психологические особенности находят свое отражение в речи детей, содержащей сочетание рассказов о реальной жизни ребенка и его фантазиях, поступках и поведении, которые не всегда выглядят адекватными в глазах окружающих взрослых, ярких эмоциональных реакциях и выражении чувств в процессе контакта с другими, а также совершение поступков без учета позиции других людей.
3. Семейное консультирование родителей детей дошкольного возраста по имеющимся у детей социально-психологическим проблемам включает в себя несколько этапов: работа с запросом родителей (обращение родителей); диагностические процедуры (взаимодействие психолога с ребенком); совместный анализ социально-психологических проблем ребенка (психолог и родитель) и консультирование родителей по проблемам; возможное продолжение работы по преодоление имеющихся у детей проблем.
4. Особенностью семейного консультирования родителей детей дошкольного возраста является обеспечение центрирования внимания консультанта на проблемах ребенка во избежание смещения ориентира на запрос ожидаемого результата от родителей дошкольника.
5. Большим потенциалом для вовлечения ребенка в осуществляемый в процесс семейного консультирования диагностический процесс обладают проективные методики, позволяющие обеспечить оптимальный контакт с дошкольникам и обозначить круг имеющихся у него социально-психологических проблем без лишнего напряжения


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф