Меню Услуги

Алгоритм формирования первоначального финансирования стартапов

Страницы: 1 2 3 4

СОДЕРЖАНИЕ

  • Зав. кафедрой
  • БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
  • РЕФЕРАТ
  • КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СТАРТАПОВ
  • 1.1 Сущность и значение инновационного предпринимательства в современной мировой экономике
  • 1.2 Стартап как этап развития инновационного предприятия
  • 1.3 Методы формирования условий первоначального финансирования стартапов в инновационной сфере
  • 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ СТАРТАПОВ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • 2.1 Проблемы первоначального финансирования стартапов в России
  • 2.2 Разработка направлений повышения эффективности первоначального финансирования стартапов в условиях нестабильности мировой экономики в России
  • 3. АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СТАРТАПОВ НА ПРИМЕРЕ СТАРТАПА АО «СЕРВИС ПРОМЫШЛЕННЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И НЕФТЕГАЗОВЫХ СИСТЕМ»
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что решение проблем в области теории и практики инновационного предпринимательства являются особенно актуальными в современной России, поскольку именно от развития инновационного бизнеса в конечном итоге зависит возможность достижения стратегических целей, связанных с преодолением сырьевой зависимости отечественной экономики и развитием в стране нового технологического уклада.

Выделение и описание ключевых факторов успеха стартапов как этапов развития малого инновационного бизнеса представляет собой актуальнейшую научную и практическую задачу: с точки зрения теории, однозначный ответ на данный вопрос пока еще не получен, существует много мнений и теорий в данной области, предлагающих достаточно много противоречивых, но научно обоснованных подходов, нередко исключающих их одновременное применение; с точки зрения практики, знание «рецепта успешного бизнеса» позволяет быстрее и проще – без ошибок, потерь и экспериментов – достичь поставленных целей: занять место на рынке, достичь необходимого уровня продаж, минимизировать издержки, в конечном итоге, получить запланированную и ожидаемую прибыль от своего дела.

В мировой практике механизмы управления инновационным предпринимательством исследовали П.Ф. Друкер, Р. Кантильон, Ф. фон Хайек, Й.А. Шумпетер, Ж. Б.Сэй, Ф.Уокер и другие. Проблемы инновационного предпринимательства рассматривали такие отечественные ученые и специалисты, как И.Г. Дежина, В.В. Киселева, В.В. Масленников, В.Г. Медынский, Б.Г. Салтыков, Л.Г. Скамай  (Шаршукова), А.Ю. Чепуренко и др. Проблематике управления финансированием стартапов посвящены работы В.А. Абчука, А.П. Альгина, И.Т. Балабанова, И.А. Бланка, В.А. Боровковой, Я.Д. Вишнякова, М.В. Грачевой, Н.М. Доба, Д.А. Лапченко, С.Ю. Ляпиной, Ф.Х. Найта, Б.А.Райзберга, Л.Н. Тэпмана, Н.В. Хохлова и др.

Анализ теории и практики управления финансированием стартапов в инновационной деятельности свидетельствует о невозможности решения поставленных задач экономического развития России без увеличения числа и повышения результативности деятельности инновационно ориентированных и инновационно активных предприятий малого и среднего бизнеса, в которых, как правило, зарождаются и проходят апробацию новые технологии и создаются новые продукты.

В последнее время в России вышло немало научных исследований, посвященных инновационному предпринимательству. Как правило, приводятся определения, излагаются правовые нормы, даются исторические справки и статистические данные, описываются организационно-правовые формы бизнеса, порядок налогообложения и налоговые ставки, то есть речь идет о формальной стороне бизнеса. Это, безусловно, необходимые знания для того, кто начинает свое дело, но они не раскрывают сути предпринимательства, не дают ответ на вопрос о том, как организовать формирование первоначального финансирования стартапов в условиях нестабильности мировой экономики с учетом российской специфики.

Объект исследования – процесс финансирования стартапов в инновационной сфере.

Предмет исследования – тенденции развития и направления повышения эффективности первоначального финансирования стартапов в условиях нестабильности мировой экономики в России.

Цель исследования – изучение теоретических основ и разработка направлений повышения эффективности первоначального финансирования стартапов в условиях нестабильности мировой экономики в России.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

  1. Изучить сущность и значение инновационного предпринимательства в современной мировой экономике;
  2. Рассмотреть методы формирования условий первоначального финансирования стартапов в инновационной сфере;
  3. Провести анализ современного состояния развития стартапов в условиях нестабильности мировой экономики в Российской Федерации;
  4. Охарактеризовать проблемы первоначального финансирования стартапов в России;
  5. Разработать направления повышения эффективности первоначального финансирования стартапов в условиях нестабильности мировой экономики в России.

Источниками информации в работе послужили законодательные акты РФ, учебные пособия, монографии, материалы периодической печати, диссертационных исследований, посвященные проблеме исследования, статистические данные.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СТАРТАПОВ

1.1 Сущность и значение инновационного предпринимательства в современной мировой экономике

Предпринимательство как социальный феномен в обществе возник как закономерное проявление объективных экономических законов. Каждый человек имеет определенный набор потребностей, а с экономической точки зрения все люди с их потребностями представляют собой покупателей. Все потребности покупателей образуют спрос. Спрос удовлетворяется за счет продуктов и услуг, которые предлагает продавец (напрямую или через посредников). Все продукты и услуги, которые предназначены для покупателей, образуют предложение. Продавец формирует свое предложение в расчете на прибыль, которая возникает при обмене продуктов и услуг на деньги покупателей за счет превышения полученных доходов над собственными затратами [23. С.78].

Потребители и производители, спрос и предложение образуют модель, которая в экономике называется рынком. В соответствии с положениями микроэкономики, рынок – это некоторая модель экономических отношений, которые возникают при обмене продуктов и услуг, предлагаемых продавцом, на деньги, которые готов заплатить покупатель, то есть удовлетворении спроса за счет предложения.

Одним из основных законов рынка является закон спроса и предложения, согласно которому, как образно выразился А. Смит, «невидимая рука рынка» с помощью цен обеспечивает баланс спроса и предложения. Чем выше цены на продукты и услуги, тем охотнее продавцы продают свои продукты и услуги (то есть тем выше предложение). Однако рост цен снижает интерес покупателей и тем самым сокращает спрос [21. С.96]. Баланс достигается тогда, когда продавцы и покупатели находят точку равновесия, при которой при которой стремление продавцов продать продукты и услуги уравновешивается возможностями покупателей приобрести эти продукты и услуги. Понимание этого одного из важнейших законов рынка помогает предпринимателю успешно заниматься бизнесом, предопределяет его поведение на рынке и служит основой для построения бизнес-моделей.

Рыночной моделью можно описать почти все экономические отношения людей: люди и компании продают и покупают не только продукты и услуги, но и рабочую силу, финансовые ресурсы и инструменты, недвижимость, материальные ресурсы, технологии и др. Соответственно, можно говорить о рынке труда, финансовом рынке, сырьевом рынке, рынке объектов недвижимости, рынке технологий и др. Движущей силой любого рынка является предприниматель [40. С.82].

Чем выше возможности потребителей, тем более широкий пласт потребностей они имеют. Чем более развитым является общество, тем больше потребностей в нем возникает, соответственно, растет спрос, стимулируя предложение и заставляя бизнес развиваться и находить способ удовлетворять эти растущие потребности. Поэтому не менее важным экономическим законом для рынка в целом и предпринимателей в частности является закон возрастающих потребностей.

Умение адекватно определять потребности потребителей в настоящем и предвидеть их изменения в будущем является важнейшей компетенцией успешного предпринимателя [40.С.84]. В экономической науке есть концепции, в которой речь идет о социальной роли и ответственности бизнеса, согласно которой часть своих продуктов и услуг бизнес направляет вне рыночной модели на общественные цели, которые, как правило, связаны с обеспечением устойчивости развития всего общества в целом: от благотворительности по отношению к социально незащищенным членам общества и решения экологических проблем для будущих поколений до гуманитарных и культурно-эстетической задач (включая развитие науки и образования). Надежды на то, что бизнес способен самостоятельно и без принуждения реализовать свою функцию социальной ответственности, как правило, не сбываются. Поэтому общество формирует рыночные институты, которые вынуждают бизнес следовать интересам общества.

Для определения значения инновационного предпринимательства, необходимо рассмотреть значение предпринимательства для общественно-экономического развития.

Феномен предпринимательства был и остается объектом исследования таких наук, как экономика, менеджмент, социология, философия, финансы, право и психология. Каждая наука, а нередко и каждый исследователь дают свои определения предпринимательства, трактуя этот термин по-разному. Впервые понятие «предприниматель» и «предпринимательство» в научных трудах встречается в классических теориях А. Смита [29. С.76].

Согласно М. Веберу, предпринимательская деятельность – это воплощение рациональности. В основе предпринимательства лежит рациональная этика протестантизма, а мировоззрение, нравственность оказывают важнейшее влияние на деятельность предпринимателя.

Согласно Д. Кейнсу, предприниматель – своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное не столько рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических качеств. Основные предпринимательские качества: умение соотнести потребление и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. Основные мотивы предпринимательской деятельности – стремление к лучшему, к независимости, желание оставить наследникам состояние [18. С.79].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В ходе развития экономической теории предприниматель стал рассматриваться в большей степени как интегратор факторов производства, способный не столько вкладывать свой собственный капитал в бизнес (которого, к слову, у него может и не быть вовсе), сколько привлекать внешние средства и ресурсы для достижения поставленной цели (которую вне зависимости от наличия или отсутствия собственных средств предприниматель не только видит очень ясно, но и для достижения которой имеет реальный план и понимание).

На современном этапе отечественного развития согласно п.1 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации [1], предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательство  — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия [14. С.97].

Предпринимательство выступает активным фактором конкурентного рынка. Основной принцип предпринимательства — найти потребность и удовлетворить ее.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Понятие введено Й. Шумпетером в результате анализа «инновационных комбинаций».

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Инновации лежат в основе процесса общественного разделения труда и, соответственно, экономического развития, поэтому инновационность далеко не новое явление в экономике. Инновационный процесс из «точечного» экономического явления постепенно превратился в доминанту экономического развития.

Инновационное предпринимательство – это особый тип современной предпринимательской деятельности (составная часть сектора малого предпринимательства), направленной на получение прибыли от проведения научно-исследовательской работы, результатом которой являются создание новой (или совершенствование существующей) конкурентоспособной продукции (технологии, услуг), призванной существенно улучшить условия производства или жизни человека, и ее успешная коммерциализация [20. С.62].

Наглядно роль предпринимательства в обществе представлена на рисунке 1.1. Так,  деятельность инновационного предпринимательства нарушает рыночное равновесие, изменяя соотношение спроса и предложения: спрос на традиционные продукты, услуги, технологии снижается, формируются новые потребности, традиционное предложение не находит соответствующего спроса.

Рисунок 1.1 — Роль предпринимательства в обществе (макроэкономические функции) [20. С.63]

Производители вынуждены перестраивать свое производство для удовлетворения новых потребностей (в противном случае они вынуждены покинуть рынок – обанкротиться), таким образом, предпринимательская деятельность обеспечивает развитие общества.

Инновационный бизнес, находясь в непосредственном контакте с потребителями, обнаруживает новые потребности, а предпринимательская инициатива обнаруживает новые ресурсы (сырьевые, трудовые, информационные, технологические и др.) и превращает их в возможности удовлетворения потребностей [5.С.49].

Таким образом, предпринимательство реализует функцию привлечения в экономику новых ресурсов, обеспечивая тем самым экономический рост. Поскольку нередко предпринимательство ориентировано на использование новых знаний не только при производстве новых продуктов или услуг, но нередко и при их потреблении, предпринимательство выполняет важнейшие социальные функции – роста интеллектуализации общества, появления новых профессий и рабочих мест, содействуя «социальному лифту», гармонизации общества.

Инновационная предпринимательская инициатива позволяет решить проблемы общества, связанные с исчерпанием невозобновляемых ресурсов, сложными (физически тяжелыми или монотонными) условиями труда, улучшения качества жизни. Инновационный бизнес является одним из важнейших компонентов экономической системы любой, том числе страны Российской Федерации.

1.2 Стартап как этап развития инновационного предприятия

Современная наука установила прямую зависимость экономического роста от развития предпринимательского сегмента. Как правило, никакая политическая воля, облаченная в нормативные акты и директивные предписания, не способна привести к какому-либо экономическому росту в отсутствии предпринимательской инициативы [15.С.57]. Именно с недостаточным развитием предпринимательства связана низкая инновационная активность экономики.

Следствием доминирования крупного бизнеса в экономике является нарушение рыночного равновесия за счет монопольного или олигопольного состояния рынка, что приводит к ограничению возможности для развития предпринимательской инициативы как внутри крупных компаний, так и при создании новых высокотехнологичных предприятий. Отсутствие конкуренции на рынке резко снижает спрос на инновации, что приводит к сокращению предложения, проявляющегося в виде недостаточных темпов роста малых инновационных предприятий.

Если инновационный климат в стране остается не вполне благоприятным для развития малых инновационных предприятий, что является основной проблемой при создании и начале функционирования стартапа. Однако практика также свидетельствует, что, несмотря на неблагоприятную среду, малый инновационный бизнес, тем не менее, может развиваться и добиваться определенных успехов. Тем ценнее научное обобщение этот успешного опыта, тем актуальнее задача научного анализа и разработки обоснованного подхода к созданию и запуску стартапов в инновационно-технологической сфере деятельности. Наиболее часто малые инновационные предприятия прекращают свою деятельность на ранних стадиях жизненного цикла инновационного процесса – до момента окупаемость вложенных затрат (рис.  1.2). Этот период в инновационной среде получил символическое название «долина смерти» [15. С.59].

Такие стадии жизненного цикла инновационных компаний, как посевная и стартап, характеризуются следующими особенностями: Seed (начальная, посевная) – стадия, на которой анализируется инновационный бизнес-потенциал идеи, исследуется рынок (с выбором сегмента) и формируется бизнес-идея; параллельно проводится проверка идеи, завершаются научные исследования и проектирование (ОКР), создается опытный экземпляр (промышленный образец). На этой стадии происходит формирование компании, создание команды, которая будет обеспечивать развитие предприятия и отвечать за коммерциализацию, проведение НИОКР; завершается этап регистрацией предприятия и назначением его руководителя. Start-Up (старт, становление предприятия) – стадия, на которой компания сформирована, разработан бизнес-план, проводится (в случае необходимости) сертификация и/или испытания нового продукта, ведется организация серийного производства, осуществляются работы по выводу продукции на рынок (регистрируется товарный знак и наименование продукта, проводятся презентации и другие рекламные акции); завершается этап пробными продажами нового продукта.

Рисунок 1.2 — Долина смерти в жизненном цикле малого инновационного предприятия [16. С.55]

Проблемы становления и развития инновационного предприятия очень хорошо иллюстрирует модель жизненного цикла организации, разработанная И. Адизисем (рис. 1.3, табл. 1.1).

Рисунок 1.3 — Модель жизненного цикла инновационной организации И. Адизеса [3. С.73]

Таблица 1.1 – Характеристика стадий и точек бифуркации жизненного цикла инновационной организации по модели И. Адизеса

Этап жизненного цикла организации Содержание этапа Проблемы, точки бифуркации
1 Ухаживание Этап зарождения организации, возникновения бизнес-идеи и её вызревания. Оценка перспектив коммерциализации, рисков развития, затрат и ресурсных потребностей инновационного проекта. Осознание и внутреннее признание предпринимателем бизнес-идеи. Предприниматель оказался не готов взять на себя ответственность, отказаться от сложившегося жизненного уклада для воплощения в жизнь своей идеи, которая оказалась временным «увлечением»
2 Младенчество Предприятие зарегистрировано, проводится наем персонала, появляются первые клиенты, складываются бизнес-процессы. Происходить борьба за выживание в условиях постоянного кризиса, эффективность управления предприятием далека от совершенства. В области маркетинга: ориентация на продукт, его совершенствование, повышение качества (повышение серийности выпуска, дифференциация продуктового ряда), снижение издержек производства. В области экономики и финансирования: необходимо привлечение внешнего финансирования; бюджетирование не производится, котловой учет результатов и затрат (слабая система контроля денежных потоков, доходов и расходов; слабый учёт финансовых и материальных активов). В области менеджмента: стиль управления, как правило, автократический, директивный, миссия, стратегия не оформлены, отсутствуют процедуры ведения бизнеса, нет системы контроля за исполнением бизнес-процессов; нечёткая организационная структура, слабая субординация Энтузиазм иссяк, харизмы лидера не хватило для того, чтобы удержать команду и персонал, взросление не наступает слишком долго, денежные потоки остаются отрицательными, вследствие чего констатируется «детская смерть»

Таблица 1.1 — продолжение

3 Давай-давай (стадия быстрого роста) Продукт нашел свою нишу и пользуется спросом, растет число клиентов, они становятся постоянными, увеличивается объем продаж. Рост компании требует увеличения численности персонала, вследствие чего предпринимаются попытки формализации функций управления предприятием. Однако рентабельность пока невысока. В области маркетинга: ориентация. на расширение сбыта и увеличение рыночной доли (успеваем расти вместе с рынком). Реактивный маркетинг: модификация продукта вслед за изменениями потребностей потребителей. Ситуативные попытки диверсификации бизнеса. В области экономики и финансирования: вследствие постоянного роста продаж операционные расходы покрываются собственными доходами, но средств на развитие не хватает. Самоуверенность основателя может привести к «ловушке основателя», основная причина одна – нежелание основателя трезво взглянуть на реальность и отказаться от старого способа мышления и поведения, который становится несовместимым с дальнейшим развитием организации.
4 Юность Предприятие получает новую жизнь (нередко происходит смена организационно-правовой формы в сторону публичности), двигателем дальнейшего роста становятся не только от основатели или первые менеджеры, но и профессиональные управленцы, привлекаемые в компанию. Столкновение традиционного и инновационного подхода к управлению порождает конфликтность и непоследовательность. На этой стадии жизненного цикла, как правило, внешних угроз для предприятия не возникает, но есть риск возвращения в стадию «давай-давай», обусловленную внутренними субъективными причинами.
5 Расцвет Это период максимального могущества и надежности компании. Он характеризуется достижением точки оптимума кривой жизненного цикла. Достигнут баланс между самоконтролем и гибкостью. Производство и управление сбалансированы и гармоничны, бизнес-системы работают без существенных нарушений, принимаемые решения не противоречат логике. Эффективность управления предприятием максимальна. Топ-менеджмент формирует стратегию на несколько лет вперед, персонал видит перспективы бизнеса и поддерживает стремление к поставленным стратегическим целям Задача менеджмента – удержать компанию в данной стадии как можно дольше, не свалиться с вершины в стадии старения бизнеса вследствие нарушения баланса между стабильностью и инновационностью, операционной и стратегической эффективностью.

Стадии старения соответствуют стадиям зрелости бизнеса, которые выходят за рамки настоящего исследования, поэтому в работе не рассматриваются. Предприятие переходит на стадии старения не со временем, а вследствие от ошибок менеджмента, его недостаточной гибкости и стратегичности [3. С.75].

Главная проблема первоначального финансирования стартапа в инновационной сфере состоит в решении проблем определения жизненного цикла предприятия. При этом основными проблемами, которые требуют своего научного обоснования и которые выступают предметом исследования ученых и специалистов, изучающих ключевых факторов успеха предпринимательской деятельности в инновационной сфере, являются ответы на следующие вопросы: какие условия нужно создать и какие усилия предпринять, чтобы предпринимательство развивалось и укреплялось в обществе, а предпринимательский подход сопровождал все виды экономической деятельности, какие компетенции необходимы для предпринимательской деятельности, какие знания, умения и навыки для этого нужны и какими личными качествами нужно обладать, чтобы стать успешным предпринимателем, как предпринимателю планировать и осуществлять свои действия – использовать ключевые факторы успеха предпринимательства, – чтобы получить позитивный предпринимательский эффект [9. С.136]. Есть и другие вопросы, но именно эти ближе всего к практически потребностям и связывают науки о предпринимательстве в инновационной сфере с реальной жизнью.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Вопросы формирования благоприятной среды относятся к сфере государственного управления экономикой и входят в блок задач формирования и развития национальной инновационной системы, то есть выходят за рамки данного исследования [9. С.137]. Именно поэтому основное внимание необходимо сосредоточить на последних двух вопросах, которые по своей сути связаны с выделением ключевых факторов успеха инновационного бизнеса, определением компетенций, необходимых инициаторам стартапа (собственникам, учредителям, владельцам, стейкхолдерам малого инновационного предприятия) и компетентным использованием этих ключевых факторов успеха на практике.

Исходной предпосылкой для успешности финансирования стартапа является идея, лежащая в основе его создания, а также бизнес-идея, или модель коммерциализации этой идею. Типовые проблемы при создании стартапа, чаще всего, связаны с тем, что идея так и не превращается в бизнес-идею инновационного проекта. Предприниматели, начинающие бизнес в высокотехнологичной сфере, как  правило, являются авторами идеи и нередко увлекаются технологической сущностью идеи проекта в ущерб поиску эффективной бизнес-идеи [31. С.16].

Формулирование бизнес-идеи стартапа связано с решением трех взаимосвязанных задач: что продавать – определение продукта или услуги, наиболее привлекательной для потенциальных потребителей; кому продавать – выбор целевой аудитории и понимание ее специфики – ценностей, ожиданий, критериев выбора, платежеспособности и др.; как продавать – решение всего комплекса проблем: от организации производства до сервисного и текущего обслуживания новых продуктов.

Нередко в процессе разработки бизнес-идеи стартапа уточняется и в корне пересматривается сама идея инновационной технологии. Практика показывает, что разработка бизнес-идеи – это ключевая предпосылка для успешности страрапа. Идея и бизнес-идея стартапа – это только половина будущего успеха. Успешность инновационного бизнеса связано также с организацией всей системы финансового учета. Как показывают исследования более ¾ предприятий, ликвидированных или прекративших деятельность в течение первых 3 – 5 лет с момента создания, имели слабый менеджмент или ошибочные маркетинговые стратегии [36. С.54].

Таким образом, успешность стартапов во многом определяется внутренней организацией инновационного предприятия. Финансирование стартапа должно осуществляться в соответствии с фазой жизненного цикла инновационного проекта. Решения в области организации менеджмента, в частности в области финансирования стартапов хотя и являются уникальными для предприятий, тем не менее, существуют типовые ошибки и рациональные правила, которые повышают выживаемость инновационных предприятий на ранних стадиях развития.

1.3 Методы формирования условий первоначального финансирования стартапов в инновационной сфере

Первоначальное финансирование стартапов в инновационной сфере является достаточно болезненным вопросом для теории и практики современного менеджмента. Проблема состоит в том, что на ранних стадиях развития выраженный (неявный) коммерческий потенциал идеи и несформированность бизнес-идеи ограничивают возможность применения традиционных финансово-экономических моделей (cash-flow, net present value и др.), что вызывает необходимость использования не только количественных, но и качественных показателей для его оценки. В свою очередь, качественные оценки приводят к необходимости привлечения экспертов и консультантов, которые не всегда могут объективно, непредвзято и с полным пониманием подойти к оценке перспектив развития стартапа [27.С.18]. Есть много примеров того, как профессиональные эксперты отклоняли идеи инновационного бизнеса, который в будущем стал глобальной успешной компанией (например, компания HP отказалась от идеи выпуска персональных компьютеров, передав права основателям компании Apple).

В работе В. А. Фатхутдинова под финансированием инновационной деятельности рассматривается механизм финансового обеспечения любого хозяйствующего субъекта, охватывающего денежные отношения организации с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технической продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами управления [34.С.58].

Л.Л. Игонина выделяет распределительную функцию системы финансирования, смысл которой состоит в обеспечении каждого субъекта хозяйственной деятельности необходимыми ему финансовыми ресурсами [19. С.112].

Типичные стадии финансирования стартапов представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 — Типичные стадии финансирования стартапов

Стадия Определение Потенциальные инвесторы
Посевная / Seed Есть идея, сформирована команда стартапа Личные средства (друзья и семья), гранты, бизнес-ангелы, посевные фонды
Начальная / Startup Разработан прототип проекта, происходит регистрация компании Личные средства (друзья и семья), гранты, бизнес-ангелы, посевные фонды, венчурные фонды ранней стадии
Раннее развитие / early expansion Коммерческая доступность продукта. Бизнес-ангелы, венчурные фонды
Раннее развитие / early expansion Коммерческая доступность продукта. Бизнес-ангелы, венчурные фонды
Развитие / expansion Получение прибыли. Венчурные и стратегические инвесторы
Подготовка к IPO или продаже Подготовка к выходу на биржу (IPO) или продаже стратегическому инвестору Стратегические и венчурные инвесторы, кредитные средства банков
Выход инвесторов Выход на биржу (IPO) или поглощение стратегическим инвестором Биржа (массовые инвесторы), стратегические инвесторы

 

Стартапы могут привлекать финансирование для реализации идеи стартапа как на возмездной (бизнес-ангелы, венчурные фонды, частные инвесторы), так и на безвозмездной основе (гранты, субсидии, краудфантинговые пожертвования, пожертвования спонсоров).

Для появления и становления стартапов создается инновационная экосистема, элементы которой становятся составляющими инфраструктурных механизмов развития инноваций. Бизнес-ангелы осуществляют небольшое финансирование на начальном этапе, когда есть только команда и идея. Это финансирование позволяет команде создать рабочий прототип будущего продукта, и доказать этим жизнеспособность и перспективность своей идеи для венчурных инвесторов. Бизнес-ангел осуществляет финансирование в обмен на долю в бизнесе. Он участвует в доработке стартапа до стадии «покупки» идеи стартапа венчурным инвестором.

Перепродав венчурному инвестору свою долю, он получает доход, многократно перекрывающий его первоначальные инвестиции. Но не все стартапы привлекают венчурное финансирование, и поэтому инвестиции бизнес-ангела содержат риски невозврата вложенных средств. Бизнес-ангел вкладывает средства в определенный инвестиционный портфель (т.е. набор или «комплект») стартапов, и при этом прибыль от одного удачного стартапа перекрывает убытки от десятка неудачных стартапов. Стартапы для бизнес-ангела одновременно и большой риск, и большой потенциал, поэтому в бизнес-ангелы попадают лишь действительно сильные эксперты в своей области инвестирования и зачастую многие бизнес-ангелы выступают в качестве ментора стартапа, то есть консультанта-доработчика, который если нужно для успеха, может даже существенно изменить саму первоначальную идею стартапа.

Ментор — это опытный специалист IT рынка, помогающий проекту своими знаниями и опытом [31. С.19]. Ментор может «включиться» в проект на любой стадии: от оценки идеи и выборе стратегии развития, до принятия ключевых решений и технологических вопросов. Чтобы гарантировать заинтересованность ментора, отвечающего за выбранный проект своей репутацией, стартап предоставляет ему 5% доли в проекте. Ментор не инвестор. Задача ментора — сделать проект жизнеспособным и инвестиционно привлекательным. В настоящее время со стороны многих государственных и частных институтов произошел значительный всплеск интереса к менторству, как важному и необходимому для развития инновационного бизнеса типу деятельности. Создаются Ассоциации, программы, запускаются сервисы и платформы. Для доработки и оценки стартапов часто привлекают также экспертов [31. С.20].

Венчурные фонды также финансируют стартапы с целью дальнейшей прибыльной перепродажи долей в новой компании, либо на рынке ценных бумаг, через процедуру IPO, либо стратегическому инвестору. Зачастую в роли стратегических инвесторов выступают наиболее сильные конкуренты нового продукта (конкурентная стратегия слияния- поглощения), или корпорация, которой продукт стартапа интересен для развития новых направлений бизнеса или для его качественного развития, а также для диверсификации рынков.

Таким образом, система финансирования инновационной деятельности представляет собой сложное переплетение форм и источников, различающихся по виду собственности, степени централизации, а также по уровням собственников и формам финансирования.

И.А. Щетинцева связывает финансирование стартапа с разработкой некой концепции программы, в результате которой определяются технико-экономические и финансовые показатели, являющиеся основой принятия управленческих решений об инвестировании тех ил иных инновационных проектов [38. С.22].

Первоначальное финансирование представляет собой один из важнейших аспектов управления развитием стартапов в инновационной сфере, в связи с чем, целесообразно рассмотреть все аспекты управления.

На управление стартапов в инновационной сфере влияет множество факторов. Критерии успешности стартапов в инновационной сфере зависят от стадии развития малого инновационного предприятия, его отраслевой принадлежности, особенностей реализуемых им бизнес-идеи. Поэтому невозможно составить детальный и подробный перечень критериев для оценки предпринимательского потенциала различных инновационных стартапов [38.С.22]. Однако можно выделить универсальные наиболее важные аспекты предпринимательского потенциала, которые необходимо учитывать, принимая решения о создании и развитии малых инновационных предприятий. Предпринимательский потенциал стартапа в инновационной сфере, как показывает анализ успешных малых инновационных предприятий, должен учитывать следующие аспекты, представленные в табл. 1.3.

Таблица 1.3 – Характеристика аспектов предпринимательского потенциала малого инновационного предприятия

Аспект Характеристика
1 Научно-технический и технологический потенциал — Отражает состояние технологических решений, составляющих идею стартапа, и их соотношение с современными достижениями научно-технического прогресса и ориентированных на производство инновационных продуктов или на производство по инновационным технологиям. Определяет уровень новизны и зрелости технологии. Формирует технологическое превосходство над конкурентами. Влияет на риск возникновения альтернативных технологических решений, наличие сложности и ограничений в процессе производства, возможности неготовности потребителей к использованию новых продуктов и технологий («отвращение к инновациям»)

 

Таблица 1.3 — продолжение

2 Маркетинговый потенциал Отражает возможность сбыта инновационных продуктов или технологий на рынке исходя из разработанной бизнес-идеи, включающей стратегию их позиционирования, ценообразования и продвижения. Ориентирован на оценку возможного объема продаж и денежного потока исходя из прогноза емкости рынка, поведения потребителей и подходу к стимулированию сбыта. Наиболее сложным пунктом оценки маркетингового потенциала создаваемого стартапа является определение областей возможного применения разработанной технологии, лежащей в основе идеи, что, свою очередь, определяет адекватность и рациональность бизнес-идеи стартапа. Оценка маркетингового потенциала позволяет прогнозировать шансы на успех исходя из анализа соответствия выводимого на рынок продукта или технологии существующим или латентным потребностям рынка.
3 Промышленно- производственная база Как правило, стартап не располагает собственной промышленно-производственной базой, поэтому данный аспект характеризуется не наличием основных производственных фондов у малого инновационного предприятия, а доступом к необходимому технологическому оборудованию, партнерскими связями с функционирующими предприятиями, располагающими необходимыми производственными мощностями.
4 Человеческий капитал Характеризует уровень готовности инициаторов создания и развития стартапа исходя анализа их профессиональных компетенций и индивидуально-личностных характеристик, а также – при наличии – уровня компетентности персонала предприятия. Именно человеческий капитал является, в конечном итоге, основным для оценки предпринимательского потенциала стартапа. Он не только характеризует команду проекта, ее профессионализм, знания и опыт, но и предпринимательские способности лидера, его способность привлекать внешние ресурсы в проект и компетенции по эффективному использованию привлеченными ресурсами.

 

Таблица 1.3 — продолжение

5 Стоимостной потенциал Оценивается на основе прогноза результатов финансово- хозяйственной деятельности стартапа по стадиям его жизненного цикла. Поскольку на ранних стадиях он отрицателен («долина смерти»), стоимостной потенциал должен отражать также длительность отрицательной эффективности стартапа и прогнозный срок выход на самоокупаемость. Стоимость стартапа оценивается с помощью стандартных финансовых методов, используемых для оценки инвестиционных проектов (чистый дисконтированный доход, срок окупаемости, рентабельность инвестиций и внутренняя норма доходности), однако критерии принятия решений должны быть дифференцированы по стадиям жизненного цикла стартапа с учетом отраслевой специфики и макроэкономической ситуации в целом.

 

Как видно из табл. 1.3, все аспекты предпринимательского потенциала тесно связаны между собой и их разнесение по различным группам является чисто условным: так, рыночный потенциал стартапа зависит не только от ситуации на рынке и потребностей потребителей, но и компетенций участников команды проекта по продвижению нового продукта или технологии, а также технологической готовности производства к выпуску новых продуктов и производительности предприятий-партнеров. Тем не менее, выделение пяти групп критериев оценки предпринимательского потенциала позволяет не только прогнозировать успешность создаваемого стартапа, но и выявлять проблемы, в будущем проявляющиеся как риски роста и развития инновационного бизнеса [38. С.24].

При оценке научно-технического и технологического потенциала старапа, в первую очередь, необходимо оценить, насколько выводимая на рынок технология может быть применена при существующих технологических, производственных, экологических, этических и др. ограничениях. Чем проще идея стартапа «вписывается» в существующую производственно-технологическую систему, тем меньше она вызывает опасений со стороны потребителей и тем проще для нее привлечь партнеров и инвесторов. Однако при этом существует риск опережения со стороны конкурентов, поскольку в подобной ситуации, как правило, барьеры для новых конкурентов (как и для самого стартапа) легко преодолеваются [26. С.40].

Кроме того, подобная «прозрачность» и «понятность» технологической системы свидетельствует о достаточно высокой зрелости идеи, что также может рассматриваться как риск возникновения подрывных технологий. Технический успех стартапа нередко связывается с достижением технических параметров на уровне проектных значений, но важно также учитывать, что, как правило, чем выше уровень качества продукта, тем больше финансовых средств необходимо для достижения. Кроме того, освоение технологии требует времени, что не может не сказаться на качестве новых продуктов. При этом сохраняется проблема масштабирования производства, когда рост объемов производства приводит к необходимости замены промышленного оборудования и поиску новых технологий производства. Именно поэтому критерии качества выводимых на рынок продуктов должны меняться по стадиям развития стартапа.

При оценке предпринимательского потенциала малого инновационного предприятия необходимо тщательно исследовать саму идею, ее уровень новизны, оригинальности и защищенности. При этом должен учитваться маркетинговый аспект функционирования стартапа. В случае если продукт или технология полностью замещает существующие на рынке продукты, они оказываются предпочтительнее, поскольку абсолютно новые продукты или технологии создают предпосылки для дифференциации, стимулируя увеличение объемов реализации и тем самым – прибыли, что в свою очередь служит условием для роста стартапа [26. С.41]. Однако риски при этом оказываются выше, чем при выводе на рынок улучшенного продукта или технологии, поскольку в данном случае приходится сталкиваться с консерватизмом потребителей и их лояльности по отношению к вытесняемым продуктам.

При оценке предпринимательского потенциала стартапа нельзя рассматривать исключительно новый продукт в отрыве от исследования перспектив разработки семейства продуктов на его базе в течение последующих лет. Кроме того, необходимо провести анализ применения продвигаемой на рынок технологии в процессе производства других продуктов, исследовать рынок существующих технологий исходя из потенциала их развития. Для принятия решения о развитии стартапа необходимо провести комплексный анализ конкурентоспособности нового продукта или технологии по отношению к существующим аналогам или субститутам, выявляя плюсы и минусы идеи стартапа [16. С.56].

Научно-технический уровень идеи стартапа также включает оценку ее научной новизны, патентной чистоты, глубины научной проработки. На ранних стадиях жизненного цикла малого инновационного предприятия важно определить, можно ли получить патент по результатам исследований и разработок или иным способом защитить технологию.

При оценке предпринимательского потенциала в экономически развитых странах дополнительно проводятся исследования патентной чистоты объектов интеллектуальной собственности, используемых как основы идеи инновационного бизнеса. Это позволяет избежать риска утраты технологии, в случае если владелец прав на коммерческое использование объекта интеллектуальной собственности предъявит претензии на технологию, используемую в стартапе, особенно если стартап «выстрелил» и стал приносить учредителям доход.

Стоимостной потенциал стартапа должен постоянно пересматриваться с учетом реального развития малого инновационного предприятия. В стоимость стартапа должны включаться стоимостные оценки всех вышеприведенных аспектов предпринимательского потенциала малых инновационных предприятий.

Подводя итоги главы, необходимо сделать следующие выводы.

Значение инновационного предпринимательства в общественно-экономическом развитии страны заключается в реализации функции привлечения в экономику новых ресурсов, обеспечивая тем самым экономический рост, в выполнении важнейших социальных функций – роста интеллектуализации общества, появления новых профессий и рабочих мест.

Система финансирования инновационной деятельности представляет собой сложное переплетение форм и источников, различающихся по виду собственности, степени централизации, а также по уровням собственников и формам финансирования.

Субъектами финансирования стартапов инновационных предприятий могут выступать возмездно и безвозмездно бизнес-ангелы, венчурные фонды, частные инвесторы, гранты, субсидии, краудфантинговые пожертвования, пожертвования спонсоров.

Успешное финансирование стартапа должно быть основано на специально разработанной концепции, программе, в результате которой определяются технико-экономические и финансовые показатели, являющиеся основой принятия управленческих решений об инвестировании тех ил иных инновационных проектов.

Первоначальное финансирование представляет собой один из важнейших аспектов управления развитием стартапов в инновационной сфере, должно быть реализовано с учетом результатов анализа аспектов – научно-технический и технологический потенциал, маркетинговый потенциал, промышленно-производственная база, человеческий капитал, стоимостной потенциал.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы: 1 2 3 4