Меню Услуги

Страховой стаж:понятие и юридическое значение

Вид работы: Проект

Тема: Страховой стаж:понятие и юридическое значение

Введение

На современном этапе развития общества каждое государство, которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуществление и поддержание его достоинства для свободного развития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Российская Федерация это правовое государство, и оно стремится к повышению уровня жизни каждого нуждающегося гражданина. В развитие этого Конституция РФ 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой социальное обеспечение выражает одну весьма важную функцию — защитную.

Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, так как защита их в трудной жизненной ситуации и оказание помощи, при решении различных проблем является основным назначением социального обеспечения.

Вышеизложенные соображения определили выбор темы исследования и свидетельствуют о ее теоретической и практической значимости.

Актуальность данной темы очевидна, так как страховой и трудовой стаж — это одно из тех составляющих, которые необходимы для получения социального обеспечения.

Поэтому целью данной работы является рассмотрение страхового стажа в российском законодательстве.

Для раскрытия исследуемой темы поставлены следующие задачи:

— рассмотреть страховой стаж в системе обязательного пенсионного страхования в РФ;

— выявить значение страхового стажа в установлении трудовых пенсий в РФ

Объектом исследования выступает страховой стаж в системе пенсионного страхования.

Предметом исследования является правовое регулирование страхового стажа, механизм его исчисления и подтверждения.

Методологическую базу исследования составляют общие и частные методы научного познания правовых явлений и процессов, среди них: анализ, синтез, логический, сравнительно-правовой, объективизм.

Теоретическую базу исследования составляют научные работы: Буянова М.О., Горбачева Ж.А., Захаров Э.Г., Мочульская Е.Е, Сулейманова Г.В., Шайхатдинов В.Ш. и т.д.

Система обязательного пенсионного страхования в РФ

Законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Р Ф, законов от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Об основах обязательного социального страхования от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (с изм. от 24 июля 2009 г.); «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ Федерального закона от 01. 04. 96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

При этом правоотношения, связанные с уплатой платежей на обязательное пенсионное страхование (обязательных пенсионных взносов), в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулировались до 31.12.2016 г.  Законом № 212-ФЗ. С 01.01.2017 г. регулируются Главой 34 НК РФ.

Обязательное пенсионное страхование (далее — ОПС) в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15. 12. 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от 17. 12. 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору[1].

Предусмотрено было три вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — выплата в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом № 173-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии рассчитываются, перечисляются в ПФР и контролируются в порядке, определенном Федеральным законом от 30. 04. 2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ.

Перечень страхователей регулируется ст. 6 Закона № 167-ФЗ. Застрахованными лицами по ОПС в силу ст. 7 Закона № 167-ФЗ являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в ПФ РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным Законом № 27-ФЗ[2].

В системе ОПС страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и потеря кормильца[3].

В зависимости от страхового случая обязательным страховым обеспечением по ОПС являются: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца; выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета; единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим право на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа; социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Выплаты осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Законом № 173-ФЗ и Федеральным законом от 12. 01. 96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»

Система обязательного пенсионного страхования, формируемая в настоящее время в России, охватывает практически каждого занятого в экономике страны и более 38 млн. пенсионеров. Каждый работодатель в России был обязан до 1 января 2010 года уплачивать единый социальный налог, часть средств которого, составляющая 1/5 фонда оплаты труда, направлялась на финансирование государственной пенсионной системы.

С 1 января 2010 года единый социальный налог (ЕСН) отменен, отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, регулируются Законом 212-ФЗ, в соответствии с которым работодатели обязаны отчислять страховые взносы: 22% будет направляться в ПФР, 2,9% — в ФСС РФ и 5,1% — в фонды обязательного медицинского страхования.

До 2015 года пенсионная формула выглядела относительно просто: пенсионные взносы, которые делал работодатель за всю трудовую жизнь сотрудника, суммировали, индексировали с учётом инфляции и делили на 228 – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Новая пенсионная формула не касается нынешних пенсионеров и тех, кто вышел на пенсию до 2015 года. С 1 января трудовая пенсия трансформировалась в две самостоятельные части – страховую и накопительную. Страховая пенсия теперь будет высчитываться с помощью баллов или индивидуальных пенсионных коэффициентов, которые впоследствии будут переведены в рубли.

За каждый год трудовой деятельности человек будет получать индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы), с учётом того, сколько страховых взносов работодатель перечислит в пенсионный фонд. Количество баллов напрямую зависит от зарплаты: чем она выше, тем больше коэффициент. Но за год нельзя набрать больше 10 баллов — это максимум.

Стоимость одного балла будет устанавливаться ежегодно и меняться в зависимости от индекса роста потребительских цен. По состоянию на 1 января 2015 года стоимость одного балла равна 64 рублям 10 копейкам.

Далее количество баллов застрахованного лица умножается на стоимость одного балла. И в завершении – к этой сумме прибавляется фиксированная выплата, с 1 января 2015 года она составляет 3 935 рублей.[4]

Предположим, некий Иван Петрович зарабатывает 35 тысяч рублей ежемесячно, и весь его пенсионный капитал идёт на страховую пенсию, то есть он не перечисляет 6 % в счёт накопительной пенсии. Получается, его годовая зарплата равна 420 000 рублей (35 000 рублей * 12 месяцев). Работодатель 22% от этой суммы (92 400 рублей) перечисляет в ПФР.

Для того чтобы перевести этот результат в баллы, нужно разделить его на сумму страховых взносов, уплаченных работодателем с зарплаты в текущем году по тарифу 16% с максимальной  взнос облагаемой по закону заработной платы (в 2015 году – 733 0000 рублей) в страховую часть пенсии. Полученный результат умножаем на 10.

Получаем: 67 200 рублей/117 280 = 0,57. Теперь результат нужно умножить на 10, получается 5,7 баллов за год.

К дате выхода на страховую пенсию все баллы за каждый год трудовой деятельности суммируются.

После будет легко рассчитать страховую пенсию по формуле:

А (количество баллов) * В (стоимость балла, установленная правительством на дату выхода на пенсию) + С (фиксированная выплата).

То есть Иван Петрович, имея 30 лет трудового стажа, будет получать страховую пенсию в размере 14 896 рублей 10 копеек (5,7 баллов * 30 лет * стоимость  балла 64 рубля 10 копеек + фиксированная выплата 3935 рублей).

Стоимость одного балла будет устанавливаться ежегодно и меняться в зависимости от индекса роста потребительских цен. По состоянию на 1 января 2015 года стоимость одного балла равна 64 рублям 10 копейкам.

Далее количество баллов застрахованного лица умножается на стоимость одного балла. И в завершении – к этой сумме прибавляется фиксированная выплата, с 1 января 2015 года она составляет 3 935 рублей.

Предположим, некий Иван Петрович зарабатывает 35 тысяч рублей ежемесячно, и весь его пенсионный капитал идёт на страховую пенсию, то есть он не перечисляет 6 % в счёт накопительной пенсии. Получается, его годовая зарплата равна 420 000 рублей (35 000 рублей * 12 месяцев). Работодатель 22% от этой суммы (92 400 рублей) перечисляет в пенсионный фонд. Для того чтобы перевести этот результат в баллы, нужно разделить его на сумму страховых взносов, уплаченных работодателем с зарплаты в текущем году по тарифу 16% с максимальной  взносооблагаемой по закону заработной платы (в 2015 году – 733 0000 рублей) в страховую часть пенсии. Полученный результат умножаем на 10.

Получаем: 67 200 рублей/117 280 = 0,57. Теперь результат нужно умножить на 10, получается 5,7 баллов за год.

К дате выхода на страховую пенсию все баллы за каждый год трудовой деятельности суммируются.

После будет легко рассчитать страховую пенсию по формуле:

А (количество баллов) * В (стоимость балла, установленная правительством на дату выхода на пенсию) + С (фиксированная выплата).

То есть Иван Петрович, имея 30 лет трудового стажа, будет получать страховую пенсию в размере 14 896 рублей 10 копеек (5,7 баллов * 30 лет * стоимость  балла 64 рубля 10 копеек + фиксированная выплата 3935 рублей).[5]

Ежегодно 1 августа работающим пенсионерам по их заявлению пересчитывали пенсии. Прибавка зависела от заработной платы и возраста человека. Например, в 2014 году рассчитать прибавку можно было так: годовую сумму страховых взносов разделить на ожидаемый период выплаты пенсии.

С 1 августа 2014 года перерасчет производится без заявления пенсионера. В прессе много говорили о повышении пенсионного возраста, в 2015 году этого не случилось. Женщины выходят на пенсию в 55 лет, мужчины – в 60 лет. Однако новая пенсионная реформа стимулирует граждан становиться пенсионерами позднее и продолжать дольше работать.

Пенсионная реформа 2015 года в России предполагает постепенную реализацию этих нововведений в течение десяти лет. Так, в 2015 году минимальный трудовой стаж будет составлять шесть лет, минимальное количество обязательных пенсионных балов — 6,6. Постепенно эти значения будут повышаться, и достигнут запланированных цифр к 2025 году.

Подведя итоги, можно утверждать, что для стабильного развития экономики страны и для возможности проведения эффективных реформ, как систем пенсионных выплат, так и других сфер жизни, необходимо:

‒ постоянно снижать уровень теневой экономики;

‒ стимулировать население к активной трудовой деятельности;

‒ реформировать систему пенсионного обеспечения с учетом интересов как государства, так и граждан;

‒ создавать условия для развития негосударственного пенсионного обеспечения, как путем развития негосударственных пенсионных фондов, так и путем внедрения новых финансовых инструментов;

‒ развивать механизмы долгосрочного инвестирования денежных средств населения, обеспечивающие достаточный уровень доходности;

постоянно повышать ответственность населения за свое финансовое состояние в будущем, в том числе путем повышения финансовой грамотности граждан.

Прикрепленные файлы:

289b4c524e14f936