2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Характеристика предприятия
Открытое Акционерное общество «Сургутнефтегаз» является обособленным структурным подразделением (не является филиалом или представительством).
В состав ОАО «Сургутнефтегаз» входит 55 структурных подразделений с общей численностью работников 86,74 тыс. человек по состоянию на 01.01.2012.
Добыча, подготовка, транспортировка нефти и газа в ОАО «Сургутнефтегаз» осуществляется нефтегазодобывающими управлениями (далее – НГДУ):
- НГДУ «Сургутнефть»;
- НГДУ «Фёдоровскнефть»;
- НГДУ «Быстринскнефть»;
- НГДУ «Комсомольскнефть»;
- НГДУ «Лянторнефть»;
- НГДУ «Нижнесортымскнефть»;
- НГДУ «Талаканнефть».
ОАО «Сургутнефтегаз» выполняет полный комплекс работ по разведке и разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений, их обустройству и добыче нефти и газа силами собственных подразделений.
Основные работы выполняют:
- геологоразведочные работы на лицензионных участках недр –
- управление поисково-разведочных работ и трест «Сургутнефтегеофизика»;
- эксплуатационное бурение нефтяных скважин – три управления буровых работ;
- производственное и непроизводственное строительство – пять разнопрофильных строительных трестов;
- переработка попутного газа – Управление по переработке газа;
- обеспечение всех видов производственной деятельности автомобильной, инженерной и специальной техникой – шесть управлений технологического транспорта и ПТФ «Сургутнефтетранссервис»;
- научно-исследовательские и проектные работы в области разведки и добычи нефти и газа – «СургутНИПИнефть»;
- обеспечение корпоративной связи на всей территории производственной деятельности акционерного общества — Управление связи и телекоммуникаций.
Основными поставщиками электроэнергии являются Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2.
В целях повышения устойчивости энергоснабжения удалённых месторождений ОАО «Сургутнефтегаз» всего введено в эксплуатацию 13 газотурбинных электростанций (ГТЭС) суммарной мощностью 316,5 МВт, которые покрывают до 25% потребности в электроэнергии.
Обслуживание основных объектов энергоснабжения структурных подразделений ОАО «Сургутнефтегаз» производится управлениями электросетевого хозяйства НГДУ и УВСИНГ.
Повседневное управление производством, контроль за состоянием опасных производственных объектов осуществляется центральными инженерно-технологическими службами (далее по тексту — ЦИТС), которые работают в круглосуточном режиме и являются органами повседневного управления в рамках РСЧС.
Координационными органами в рамках РСЧС являются КЧС ОАО «Сургутнефтегаз» и КЧС НГДУ.
Функции постоянно действующего органа управления в рамках РСЧС возложены на второй отдел ОАО «Сургутнефтегаз».
Органами повседневного управления в рамках РСЧС являются ЦИТС ОАО «Сургутнефтегаз» и его структурных подразделений;
Силы и средства ликвидации ЧС(Н) включают подготовленный и аттестованный на выполнение работ по ликвидации ЧС(Н) персонал, а также оборудование цехов по ЛРН и транспортные средства организации.
В НГДУ имеются специализированные подразделения, специально подготовленные и оснащенные для выполнения мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также для выполнения работ, предусмотренных планами по рекультивации (цеха, участки по техническому обслуживанию и ремонту трубопроводов).
Производственные объекты ОАО «Сургутнефтегаз» расположены на территории Республики Саха-Якутия, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов Тюменской области (Среднее Приобье), на территориях прилегающих к городам Сургут, Лянтор и посёлкам Федоровский, Нижнесортымский, Белый Яр, вахтового посёлка Фёдоровский, и находятся на лицензионных участках разрабатываемых нефтяных месторождений.
Всего в эксплуатации находится 48 нефтяных месторождений на 109 лицензионных участках, которые расположены, в основном, на болотистой местности в местах расположения водотоков различной интенсивности.
Территория, на которой осуществляется производственная деятельность ОАО «Сургутнефтегаз», составляет более 35,2 тыс. кв. км.
Основным производственным структурным подразделением ОАО «Сургутнефтегаз» является НГДУ (Сургутнефть, Фёдоровскнефть, Быстринскнефть, Комсомольскнефть, Лянторнефть, Нижнесортымскнефть, Талаканнефть), которые обеспечивают добычу, транспортировку и подготовку нефти. Структура НГДУ, приведенная на рисунке 2.1., является типовой.
НГДУ осуществляют свою деятельность на территории лицензионных участков, которые расположены на территории муниципальных образований:
- НГДУ «Сургутнефть» –г. Сургут, Сургутский район;
- НГДУ «Фёдоровскнефть»–Сургутский район;
- НГДУ «Быстринскнефть» – Сургутский, Октябрьский и Ханты-Мансийский районы;
- НГДУ «Комсомольскнефть»– Сургутский район;
- НГДУ «Лянторнефть»– Сургутский и Ханты-Мансийский районы;
- НГДУ «Нижнесортымскнефть»– Сургутский район;
- НГДУ «Талаканнефть» – Ленский район.
Особенности производственной деятельности НГДУ, расположенных на территориях ХМАО и ЯНАО Тюменской области и в Республике Саха-Якутия, определяются в основном исходя из условий обеспечения экологической безопасности в этих регионах, так как климатические условия в достаточной степени схожи, а технологии выполнения производственных операций типовые.
К опасным производственным объектам структурных подразделений ОАО «Сургутнефтегаз» относятся:
- фонд скважин;
- устройства замерные;
- сети нефтегазосборные;
- станции дожимные насосные;
- установки предварительного сброса воды;
- станции кустовые насосные;
- установки подготовки нефти;
- парки резервуаров;
- узлы осушки газа;
- станции компрессорные;
- установки первичной переработки нефти и получения битума;
- магистральные газопроводы;
- электростанции газотурбинные;
- склад взрывчатых веществ;
- асфальтно-бетонные заводы;
- котельные с котлами, зарегистрированными в органах Госгортехнадзора;
- газорегуляторные пункты в т.ч. АГРС;
- газопроводы топливного газа;
- трубопроводы пара и горячей воды IV категории;
- установки буровые;
- установки для ремонта скважин;
- цеха (участки), эксплуатирующие грузоподъемные механизмы, зарегистрированные в органах Госгортехнадзора России;
- транспортные цеха (участки), эксплуатирующие паровые передвижные установки (ППУА).
Типовая организационная структура по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (рис. 2.1).
Структура осуществления производственного контроля в организации.
Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью в Управлении и осуществляется путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования ОПО, а также на предупреждение аварий и инцидентов, обеспечение готовности к их локализации и ликвидации последствий.
В Управлении организована и функционирует многоуровневая система производственного контроля, при которой производственный контроль осуществляется на трех уровнях: организационная единица, Управление, аппарат управления Общества. Первый уровень производственного контроля осуществляет руководитель организационной единицы Управления, эксплуатирующей ОПО, на основании приказа Управления.
При проверках объектов, бригад, участков организационных единиц проверяется:
- наличие и правильность ведения документации по вопросам промышленной безопасности (журналов проверок состояния промышленной безопасности, регистрации инструктажей, паспортов на оборудование и т.д.);
- выполнение приказов и указаний Управления и Общества по вопросам промышленной безопасности;
- своевременность и качество проведения мастерами инструктажа для рабочих, правильность и качество его оформления;
- техническое состояние и исправность оборудования, механизмов контрольно-измерительных приборов, приспособлений и инструментов;
- подготовка и проведение работ в условиях повышенной опасности, наличие и правильность оформления документации на эти работы (нарядов, разрешений, проектов, планов и т.д.);
- выполнение руководителями работ (мастерами, механиками и др.) обязанностей по обеспечению безопасных условий промышленной безопасности, возложенных на них трудовым договором, должностными инструкциями и локальными нормативными актами Управления и Общества;
- результаты первого уровня производственного контроля являются исходным материалом для оценки состояния промышленной безопасности на ОПО организационной единицы Управления.
Результаты проверок отражаются руководителем организационной единицы Управления в Журнале проверки состояния условий и охраны труда, пожарной и электробезопасности, форма которого утверждена Приказом Общества от 01.04.2014 №981 «Об утверждении и введении в действие Положения об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований охраны труда, пожарной и электробезопасности в ОАО «Сургутнефтегаз». Указанный журнал хранится у непосредственного руководителя объекта организационной единицы. Выявленные при проверке нарушения на ОПО должны быть устранены в установленные сроки. При выявлении нарушений, устранение которых требует привлечения других служб Управления, руководитель организационной единицы письменно информирует руководство Управления и принимает меры по обеспечению безопасности до устранения указанных нарушений.
Если выявленные нарушения могут привести к инциденту, аварии либо несчастному случаю на ОПО, руководитель организационной единицы обязан немедленно известить своего непосредственного или вышестоящего руководителя.
Несоблюдение работниками требований в области промышленной безопасности учитывается руководителем Управления при подведении итогов работы организационной единицы за месяц.
Второй уровень производственного контроля.
Второй уровень производственного контроля осуществляет отдел промышленной безопасности в соответствии со структурой Управления по указанному виду деятельности.
Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля в Управлении, при эксплуатации ОПО, несет начальник Управления, а также лица, на которых возложены такие обязанности.
Отдел промышленной безопасности Управления, осуществляет производственный контроль в соответствии с Положением о производственном контроле в Управлении, утвержденным начальником Управления, разработанным на основании «Положения об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ОАО «Сургутнефтегаз», утвержденного приказом от 02.09.2015 №2717 генерального директора ОАО «Сургутнефтегаз» В.Л.Богданова.
Отдел промышленной безопасности Управления обязан:
- обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками ОПО, эксплуатируемых в Управлении, требований промышленной безопасности;
- разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в организационных единицах Управления, эксплуатирующих ОПО;
- проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах;
- ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности.
При втором уровне производственного контроля, по утвержденным начальником Управления графикам отделом промышленной безопасности проводятся комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности на ОПО. Для достижения максимальной эффективности комплексных и целевых проверок ОПО специалистами отдела промышленной безопасности разрабатывается перечень вопросов, подлежащих обязательной проверке в ходе обследования объектов, разработанный с учетом возлагаемых на специалистов должностных обязанностей.
Перечень вопросов должен охватывать следующие области контроля:
- выполнение условий лицензий на виды деятельности в области промышленной безопасности;
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО, а также ремонт технических устройств, используемых на ОПО, в части соблюдения требований промышленной безопасности;
- устранение причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев;
- своевременное проведение соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на ОПО, ремонт и поверка контрольных средств измерений;
- наличие документов об оценке (о подтверждении) соответствия технических устройств, применяемых на ОПО, обязательным требованиям в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании;
- выполнение предписаний Ростехнадзора и его территориальных органов, постоянно действующей комиссии по безопасности труда аппарата управления Общества, а также постоянно действующей комиссии по безопасности труда Управления (далее — ПДК), созданной на основании приказа Управления, в составе работников отдела промышленной безопасности, службы охраны труда, заместителей начальника Управления, главных специалистов, работников отделов и служб Управления.
Третий уровень производственного контроля.
Третий уровень производственного контроля осуществляет созданная на основании указания Общества ПДК аппарата управления Общества в составе работников управления промышленной безопасности и охраны труда, а также работников управлений, отделов и служб аппарата управления Общества.
По запросу управления промышленной безопасности и охраны труда Общества начальниками управлений, отделов и служб аппарата управления Общества представляются кандидатуры для участия в комплексных и целевых проверках структурных подразделений Общества, эксплуатирующих ОПО. Представленные кандидатуры управлением промышленной безопасности и охраны труда Общества включаются в указания о создании комиссий.
Комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности в Управлении могут проводиться совместно с проверками состояния условий и охраны труда, пожарной и электробезопасности.
Основной целью проверок является оценка соблюдения работниками Управления требований промышленной безопасности на эксплуатируемых ОПО.
Результаты комплексных и целевых проверок оформляются актом-предписанием, форма которого утверждена приказом Общества от 01.04.2014 №981, и рассматриваются на совещаниях с участием руководителя и членов ПДК Управления.
Требования, изложенные в акте-предписании, обязательны к исполнению в установленные сроки, за что начальник Управления несет персональную ответственность.
2.2. Анализ ЧС в ОАО «Сургутнефтегаз»
При разработке и эксплуатации месторождений, основными источниками загрязнения окружающей природной среды являются: продукция скважин, подготовленные нефть, газ, подтоварная вода, продукты сгорания топлива при работе двигателей внутреннего сгорания и котельных; материалы для химической обработки скважин при использовании МУН; горюче-смазочные материалы; хозяйственно-бытовые сточные воды и твердые бытовые отходы; ливневые сточные воды [РД 39-0148052-518-86].
Источниками разлива нефти являются опасные производственные объекты: разведочные скважины, эксплутационные скважины, внутрипромысловые трубопроводы, дожимные насосные станции (ДНС), товарные парки, ЦПС, КСП, резервуарные парки, железнодорожные и автомобильные цистерны.
Особенностью производственной деятельности ОАО «Сургутнефтегаз» является то, что эксплуатация более 75% опасных производственных объектов осуществляется в водоохраной зоне. Это обстоятельство делает необходимым уже на стадии проектирования предусматривать мероприятия по повышению надежности и безопасной эксплуатации этих объектов.
На основе анализа аварий и происшествий осуществляются мероприятия по организации контроля за состоянием опасных производственных объектов. Планируются и реализуются мероприятия по оценке их технического состояния и соответствия технологических процессов порядку и требованиям, предусмотренных установленными в ОАО «Сургутнефтегаз».
На рисунках 2.2 и 2.3 приведены сведения о распределении по годам аварийных случаев на опасных производственных объектах и причинах разлива нефти и нефтепродуктов на промысловых трубопроводах за период с 1996 по 2005 годы.
Рисунок 2.2. Распределение аварий и инцидентов на нефтепромыслах
Анализа аварий и происшествий, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов на опасных производственных объектах ОАО «Сургутнефтегаз»показывает, что на промысловые нефтепроводы приходится до 90% всех аварийных случаев.
Рисунок 2.3. Распределение причин аварий и инцидентов на промысловых трубопроводах
Исходя из особенностей технологических процессов, возможными причинами и факторами, способствующими возникновению и развитию аварий, могут быть:
- отказы (инциденты) оборудования:физический износ, механические повреждения;отказы приборов КИПиА;коррозия металла стенок и днища резервуара, внутренняя коррозия металла;
- ошибочные действия персонала:несоблюдение правил технической эксплуатации;ошибки при проведении ремонтных, профилактических и других работ;
- внешнее воздействие природного и техногенного характера;
- несоблюдение правил пожарной безопасности, правил дорожного движения водителями автомобилей.
- противоправные действия граждан, приведшие к умышленному созданию аварийной ситуации.
Прогнозирование объемов и площадей разливов нефтепродуктов проводится для различных сценариев разлива нефтепродуктов и составляет (согласно ПП РФ №613 от 21.08.2000 г. (в ред. ПП РФ от 15.04.2002 №240)):
- стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы – 1500 тонн;
- трубопровод при порыве – 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порваном участке трубопровода;
- трубопровод при проколе – 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;
- стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов –100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
Прогнозирование площадей разлива при реализации ЧС(Н), обусловленной разрушением обвязки скважины, разрушением резервуара в резервуарном парке, проколе – разрыве трубопровода проводится с учетом Методических указаний, утвержденных Министерством энергетики, 2006 г.
Риск возникновения чрезвычайной ситуации (риск ЧС) – вероятность или частота возникновения источника ЧС, определяемая соответствующими показателями риска. Наиболее опасными объектами при разработке месторождений являются скважины, резервуары в резервуарных парках и трубопроводы нефти и подтоварной воды.
Границами зон ЧС(Н) являются максимально удаленные границы разлива нефти и нефтепродуктов, определяемые с учетом мероприятий по предупреждению возникновения и ограничению распространения ЧС(Н).
Границы ЧС(Н) определены по результатам прогнозирования различных ситуаций возникновения и распространения максимально объема возможного разлива нефти и нефтепродуктов.
При повреждении резервуара разлив нефти распространится в пределах каре обвалования, в этом случае границами зоны ЧС(Н) будут являться границы обвалования.
Границы зон ЧС (Н) – границы территории, на которой сложилась обстановка, обусловленная разливом нефти, которая повлекла или может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные потери материальных ценностей и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Границы зон возможных ЧС (Н) на территории ОАО «Сургутнефтегаз» определяются границами зон действия поражающих факторов при возникновении аварийных разливов нефти.
Основными поражающими факторами при чрезвычайных ситуациях, обусловленных разливами нефти, могут являться:
- отрицательное воздействие нефти и нефтепродуктов на окружающую природную среду (ОПС) или загрязнение ОПС;
- токсическое воздействие на человека;
- тепловое излучение при возгорании нефти;
- воздушная ударная волна при взрыве паровоздушной смеси образовавшейся при разливе нефти.
Практика ликвидации аварий и выполненные исследования показывают, что паровоздушные смеси взрывоопасной концентрации при разливах на открытой поверхности образуются в небольшом слое непосредственно над зеркалом разлития и могут служить лишь для инициирования воспламенения разлитой нефти при наличии источника воспламенения. Поэтому взрыв паровоздушной смеси как поражающий фактор при авариях, обусловленных разливами нефти на территории ОАО «Сургутнефтегаз» не рассматривается.
При авариях, обусловленных разливами нефти, вредное воздействие на эксплуатационный персонал и население могут оказывать пары нефти, а при пожарах — продукты сгорания: оксиды углерода, оксиды азота, диоксид серы, сажа. Учитывая кратковременность воздействия этих веществ только в период ликвидации аварий, рассеивание образующихся вредных веществ и соблюдение правил безопасности, токсическое воздействие, как поражающий фактор, также не рассматривается.
Таким образом, при ЧС(н) на территории ОАО «Сургутнефтегаз», рассматриваются следующие поражающие факторы:
- загрязнение окружающей природной среды;
- тепловое излучение при возгорании нефти.
Наиболее вероятные ЧС(Н) на территории ОАО «Сургутнефтегаз» будут ситуации, связанные с полным разрушением РВС (включая разрыв сварных швов и фланцев подводящих трубопроводов) и выброс через отверстие в 25 мм в стенке трубопровода (длиной более 30 м).
При этом возможны следующие сценарии развития вторичных ЧС(Н):
- воспламенение и горение разлива жидкости;
- образование и дрейф облака топливовоздушной смеси, с последующим его воспламенением, с воспламенением и горением неиспарившейся жидкости.
При пожаре в зону воздействия поражающих факторов могут попасть сооружения ТПП, а также смежные с ними объекты.
Границы зон действия Плана определены и показаны на схемах в приложении «Зона действия Плана и схема расположения опасного производственного объекта (объектов) организаций с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты» с учетом свойств нефти, приведенных в приложении «Свойства нефти и оценка риска возникновения ЧС(Н)».Зоны ответственности сил, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, определены в соответствии с зонами производственной деятельности структурных подразделений. Управления буровых работ (УБР) и управление поисково-разведочных работ (УПРР) и другие структурные подразделения и подрядные организации осуществляют свою деятельность на лицензионных участках, закреплённых территориально за НГДУ.
Все НГДУ проводят работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на закрепленной за ними территории, независимо от причин возникновения этих разливов. Закрепление лицензионных участков ОАО «Сургутнефтегаз» за НГДУ приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Закрепление лицензионных участков ОАО «Сургутнефтегаз»
Лицензионный участок | Ответственность | |
Западно-Сургутский, Восточно-Сургутский, Яунлорский, Сайгатинский, Восточно-Еловый, Тончинский, | НГДУ «Сургутнефть» | |
Федоровский, Дунаевский | НГДУ «Фёдоровскнефть» | |
Лянторский, Маслиховский, Сахалинский, Сыньеганский, Южно-Камынский, Западно-Камынский, Восточно-Сахалинский, Северо-Селияровский, Ларкинский, Западно-Карпаманский, Южно-Мытаяхинский. | НГДУ «Лянторнефть» | |
Быстринский, Солкинский, Западно-Солкинский, Вачимский, Комарьинский, Тундринский, Новобыстринский, Рогожниковский, Северо-Юрьевский, Рогожниковский 4, 5, 6 | НГДУ «Быстринскнефть» | |
Савуйский, Родниковый, Русскинской, Конитлорский, Сыхтымский | НГДУ «Комсомольскнефть» | |
Нижне-Сортымский, Алехинский, Камынский, Тянский, Ай-Пимский, Биттемский, Тромъёганский, Восточно-Тромъёганский, Лосевой, Хорлорский, Чигоринский, Верхненадымский, Западно-Ай-Пимский, Северо-Лабатьюганский, Восточно-Мытаяхинский, Овлихлорский, Северо-Ватлорский, Ватлорский, Сурьеганский | НГДУ «Нижнесортымскнефть» |
В соответствии с расположением опасных производственных объектов на лицензионных участках осуществляется оснащение НГДУ силами и средствами ликвидации ЧС(Н).
Кроме того силы и средства НГДУ привлекаются к ликвидации ЧС(Н), которые могут возникнуть на закрепленных за ними территориях, независимо от принадлежности источника возникновения ЧС(Н) во взаимодействии с силами и средствами территориальных подсистем РСЧС Ханты-Мансийского автономного округа и Республики Саха-Якутия.
2.3. Порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах
Комплексные проверки состояния промышленной безопасности включаются в годовой план работы отдела промышленной безопасности и совмещаются с комплексным обследованием состояния условий и охраны труда, пожарной и электробезопасности в организационных единицах Управления.
Комплексные проверки организационных единиц Управления осуществляются ПДК Управления в составе работников отдела промышленной безопасности и службы охраны труда и работников аппарата Управления.
При проведении комплексных проверок организационных единиц Управления проверяется:
- соблюдение требований федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, проектов производства работ, технологических регламентов;
- качество планирования и организации работ по обеспечению промышленной безопасности, а также эффективность производственного контроля;
- правильность идентификации и регистрации ОПО;
- соблюдение проектных решений;
- фактическое соответствие режимов эксплуатации ОПО технологическим регламентам, технологическим схемам и проектной документации;
- наличие оформленной в установленном порядке проектной и исполнительной документации;
- наличие эксплуатационной и технологической документации на оборудование и технические устройства;
- наличие и качество ведения документации по промышленной безопасности;
- соблюдение условий лицензирования ОПО;
- наличие нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на ОПО, их доступность обслуживающему персоналу;
- наличие и соблюдение производственных инструкций персоналом, обслуживающим ОПО;
- укомплектованность штата работников ОПО;
- допуск к работе на ОПО лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к выполняемой работе;
- результаты аттестации (проверки знаний) по промышленной безопасности персонала, занятого эксплуатацией ОПО;
- наличие и исправность систем контроля производственных процессов, средств измерения, наблюдения, оповещения и связи, аварийной сигнализации, системы пожаротушения, вентиляционной системы;
- наличие и исправность средств индивидуальной и коллективной защиты;
- наличие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее — ПЛА);
- знание практических действий персоналом при возникновении аварийных ситуаций согласно ПЛА;
- наличие и исправность аварийного запаса инструмента, оборудования и материалов;
- полнота и качество произведенных ремонтов, испытаний, осмотров, освидетельствований технологического оборудования, машин, механизмов с оформлением соответствующей документации;
- своевременность проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств и сооружений на ОПО;
- соблюдение графиков дефектоскопии и диагностирования технологического оборудования на ОПО;
- порядок и своевременность вывода из эксплуатации оборудования, подлежащего освидетельствованию, диагностированию.
По результатам проверки, на каждый объект оформляется Акт-предписание. По результатам комплексного обследования организационных единиц оформляется Акт-предписание по формам, утвержденным приказом Общества от 01.04.2014 №981, и Перечень нарушений который является приложением к Акту-предписанию комплексной проверки, в нем отражаются:
- соответствие ОПО требованиям промышленной безопасности;
- соблюдение специалистами и персоналом требований норм и правил в области промышленной безопасности, а также организационно-распорядительных документов Управления, Общества по вопросам промышленной безопасности;
- соответствие режимов эксплуатации ОПО технологическим регламентам, технологическим схемам и проектной документации;
- соблюдение условий лицензирования ОПО;
- организация эксплуатации, технического обслуживания (осмотров, ремонтов, технических освидетельствований, диагностирования и испытаний) оборудования, машин, механизмов на ОПО с оформлением соответствующей документации;
- организация проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств и сооружений на ОПО;
- организация безопасного производства работ на ОПО;
- организация допуска специалистов и персонала к работе на ОПО;
- оценка знаний и практических действий персонала при возможном возникновении аварийных ситуаций;
- оценка эффективности производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;
- анализ работы по обеспечению промышленной безопасности в организационных единиц Управления.
Акт-предписание направляется руководителю организационной единицы Управления для исполнения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков в работе.
Информация об устранении замечаний предоставляется руководителем организационной единицы в отдел промышленной безопасности в сроки указанные в предписании и акте-предписании.
Целевые проверки организационных единиц Управления.
Целевые проверки соблюдения требований промышленной безопасности проводятся с целью обеспечения эффективного контроля за деятельностью организационных единиц Управления, эксплуатирующих ОПО, а также за выполнением предписанных и намеченных мероприятий и работ по предотвращению аварий и инцидентов, готовности к локализации их последствий.
Объемы и периодичность целевых проверок планируются отделом промышленной безопасности с учетом потенциальной опасности объектов, результатов предыдущих проверок, наличия предписаний контролирующих органов в области промышленной безопасности, аварий и инцидентов на эксплуатируемых ОПО.
График целевых проверок составляется на год и утверждается главным инженером Управления. Так же в Управлении в составе работников отдела промышленной безопасности и службы охраны труда и работников аппарата Управления могут проводиться внеплановые целевые проверки.
Периодичность и качество проводимых целевых проверок должны способствовать исключению причин возникновения аварий и инцидентов, а также обеспечивать постоянную готовность организационной единицы Управления к локализации и ликвидации их последствий.При проведении целевых проверок организационных единиц Управления специалисты отдела промышленной безопасности Управления должны потребовать принятия мер по оперативному устранению выявленных нарушений требований норм и правил промышленной безопасности.
Если выявленные нарушения очевидно могут привести к аварии, несчастному случаю, работники отдела обязаны приостановить эксплуатацию оборудования, машин, механизмов, инструмента или производство работ до устранения нарушений. Последующее возобновление эксплуатации оборудования, производства работ возможно после устранения выявленных нарушений с представлением информации в отдел промышленной безопасности Управления.
Целевые проверки включаются в месячные планы работ отдела промышленной безопасности Управления, а также могут проводиться по указанию начальника Управления, главного инженера Управления.
Результаты целевых проверок оформляются Актом-предписанием. Оригинал указанного акта-предписания направляется руководителю организационной единицы Управления, копия хранится в отделе промышленной безопасности Управления для последующего контроля за его исполнением.
Акт-предписание по результатам целевой проверки состояния промышленной безопасности должен включать:
— выявленные отступления от требований промышленной безопасности;
— предложения по проведению необходимых мероприятий и работ со сроками их исполнения.
После проведенных проверок организационными единицами в ОПБ Управления направляются информация об устранении и мероприятия по их устранению если отсутствует возможность их устранения в сроки указанные в предписании.
2.4. Совершенствование законодательства в области производственного экологического контроля
На фоне тенденции к снижению административных барьеров, явно обозначившейся со вступлением в силу Федерального закона № 294-ФЗ и непосредственно проявившейся в увеличении временного интервала между плановыми проверками предприятий Росприроднадзором с двух до трёх лет, в установлении возможности проведения документарных проверок без посещения предприятия, в необходимости согласования внеплановых выездных проверок с органом прокуратуры, роль производственного экологического контроля (ПЭК), а равно и ответственность предприятий в части необходимости его надлежащего осуществления значительно возросли.
Следует также отметить, что в современных условиях ПЭК стал фактически не отдельным «непрофильным» направлением деятельности промышленного предприятия, а целой областью отношений, участники которых само предприятие как юридическое лицо, несущее ответственность за обеспечение экологической безопасности при осуществлении своей деятельности, федеральные и региональные органы государственного управления в сфере экологии, аналитические лаборатории, а зачастую и население прилежащих к предприятию жилых территорий либо представляющие его интересы общественные экологические организации.
В настоящей статье рассмотрены требования к ПЭК, установленные действующими федеральными законами и иными документами, а также планируемые изменения в законодательстве в части ПЭК.
Прежде всего вспомним требования по осуществлению ПЭК, изложенные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ч. 1 и 2 ст. 67).
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора».
Практически аналогичные требования по осуществлению ПЭК содержатся в ст. 46 Модельного экологического кодекса для государств-участников СНГ. Кроме того, ч. 4 ст. 102 данного кодекса говорит о том, что в целях соблюдения условий комплексного разрешения (в настоящее время не используется), нормативов и лимитов сбросов, выбросов загрязняющих веществ, образования и размещения отходов, расхода энергии на основе наилучших доступных технологий и технологических нормативов природопользователъ осуществляет производственный экологический контроль за источниками воздействия и состоянием окружающей среды и представляет в установленном порядке отчёт о результатах контроля в органы государственного экологического контроля.
Требования по осуществлению ПЭК содержатся и в каждом профильном природоохранном федеральном законе Российской Федерации.
Так, в ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено следующее.
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды».
Необходимо также упомянуть ст. 30 данного закона, в которой установлена обязанность для граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по проведению производственного контроля за соблюдением утверждённых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В Федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ч. 1 и 2 ст. 26) также говорится о необходимости осуществления ПЭК.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами».
В соответствии с изменениями, внесёнными в Положение о Росприроднадзоре постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 975, функция по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, закреплена за Росприроднадзором. При этом сам порядок ПЭК определяется юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами.
Разъяснения по исполнению Службой данной государственной функции представлены в письме Росприроднадзора от 19.10.2011 № ВК-03-03-36/13634, в частности в нём представлен следующий перечень разделов, которые должен содержать порядок осуществления ПЭК (далее — Порядок):
- общие положения (нормативные документы и акты, в соответствии с требованиями которых разработан Порядок; содержание Порядка должно быть определено в соответствии с условиями и особенностями осуществляемой деятельности хозяйствующим субъектом);
- цели и задачи Порядка;
- данные об организационной структуре или о должностном лице, ответственном за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в хозяйствующем субъекте;
- объекты производственного контроля в области обращения с отходами и их характеристики;
- состав производственного контроля в области обращения с отходами;
- контроль соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами (инспекционный контроль) с указанием обязанностей и функций должностных лиц хозяйствующего субъекта в области охраны окружающей среды;
- контроль лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, проводимый предприятием;
- ответственность юридических и должностных лиц за ненадлежащую организацию производственного контроля в области обращения с отходами и несоблюдение требований в области охраны окружающей среды;
- привлечение сторонних аккредитованных организаций к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами;
- общие сведения о предприятии с указанием наименования юридического лица; вида деятельности; юридического и фактического адреса; должностного лица или организационной структуры предприятия, ответственной или организующей производственный контроль в области обращения с отходами и охраны окружающей среды.
Также в письме Росприроднадзора разъясняется, что в случае наличия у предприятия филиалов и отделений, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, Порядок должен быть единым для всех филиалов и отделений данного хозяйствующего субъекта.
Требования к осуществлению ПЭК в области охраны и использования водных объектов установлены Водным кодексом РФ. Так, в ч. 2 ст. 39 говорится об обязанности собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов вести в установленном порядке учёт объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, осуществлять регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учёта и регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
При этом согласно п. 14 порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, сведения, полученные в результате учёта забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом.
Статьёй 73 Земельного кодекса РФ установлены следующие требования по осуществлению производственного земельного контроля:
Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.
Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти».
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле» сведения об организации производственного земельного контроля предоставляются лицами, использующими земельные участки, по письменному запросу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальных органов не чаще 1 раза в год.
Обобщая изложенное, отметим, что требование по согласованию порядка осуществления ПЭК с уполномоченными госорганами установлено только в сфере обращения с отходами, а периодичность предоставления результатов ПЭК в уполномоченные госорганы установлена только в сфере охраны водных объектов (сведения соответствующего учёта) и охраны земель.
При этом следует помнить, что полученная в ходе ПЭК информация о фактах аварийных сверхнормативных выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду должна быть немедленно направлена в уполномоченные органы государственного надзора (ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 39 Водного кодекса РФ).
Значительные изменения в части требований по осуществлению ПЭК намечаются рассматриваемым в Государственной Думе РФ проектом федерального закона № 575414-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды и мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов».
Прежде всего, следует отметить изменения, которые законопроектом предполагается внести в ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Так, данную статью предполагается значительно расширить за счёт включения в неё конкретных требований к программе ПЭК (п. 3) и к составу документации, отражающей результаты проведения ПЭК (п. 5). Также предполагается установление обязанности для субъектов хозяйственной и иной деятельности по ежегодному представлению федеральному органу исполнительной власти или исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора в соответствии с их компетенцией, отчёта, содержащего сведения об организации и результатах осуществления ПЭК (п. 6).
Также законопроектом предполагается дополнение ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» пп. 8-10, устанавливающими применение автоматизированных систем инструментального контроля при проведении ПЭК на источниках выбросов, сбросов загрязняющих веществ и поступление данных от этих систем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного экологического надзора, и в исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного экологического надзора.
Законопроектом предполагается увеличить размеры штрафов по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации) и предусмотреть применение санкций данной статьи за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о данных первичного учёта и производственного экологического контроля.
Представляется, что вступление в силу поправок к законодательству согласно законопроекту № 575414-5 в значительной мере будет способствовать урегулированию спорных вопросов в сфере осуществления ПЭК, а также даст импульс к внедрению на крупных предприятиях автоматизированных систем непрерывного контроля выбросов и сбросов.
В условиях отсутствия в действующем законодательстве требований к порядку осуществления ПЭК, структуре и принципам его организации считаем целесообразным обратить внимание на национальный стандарт ГОСТ Р 14.13-2007 «Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля». Пунктами 4.5.5 и 4.5.9 стандарта установлены основные задачи ПЭК, включая производственный аналитический контроль, и перечень объектов ПЭК, подлежащих регулярному наблюдению и оценке, в зависимости от специфики хозяйственной деятельности предприятия. Также стандарт определяет основные принципы внутреннего инспекционного контроля на предприятии. Рекомендательный характер данного документа не является препятствием для его использования при организации и осуществлении ПЭК.
Из документов промышленного предприятия, которыми могут быть установлены конкретные требования к осуществлению ПЭК, в том числе к разработке ежегодных планов-графиков ПЭК, прежде всего необходимо отметить проектную природоохранную документацию (проекты нормативов допустимых выбросов, сбросов, ПНООЛР). Также требования к ПЭК могут быть установлены в качестве условия действия разрешительного документа (разрешения, лицензии, решения). Кроме того, требования к ПЭК могут содержаться в предписаниях Росприроднадзора и региональных органов экологического надзора.Следует обратить внимание также на то, что наряду с ПЭК существует и такой не менее важный вид внутреннего контроля, как производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Данные два вида контроля, безусловно, являются смежными, и оба в конечном счёте направлены на обеспечение благоприятной среды обитания в районе расположения промышленного предприятия. Однако подчеркнём, что ПЭК основан на законодательстве в области охраны окружающей среды, а санитарный контроль — на законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Соответствующим образом распределяется и поднадзорность результатов экологического и санитарного производственного контроля между органами экологического и санитарного надзора.
Так, согласно п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», осуществление (организация) лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах в целях оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье относится к мероприятиям производственного санитарного контроля. При этом источники выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, оборудование по очистке и обезвреживанию выбросов -это объекты ПЭК.
В заключение отметим, что эффективный самоконтроль, в том числе производственный экологический контроль, традиционно является залогом успешного прохождения любых проверок и основой для стабильного развития промышленного предприятия.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф