Заявка на расчет
Меню Услуги

Театральная деятельность в формировании культуры здоровья подростков

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

1.1. Культура здоровья подростков как социально-педагогическая проблема

1.2. Психолого-педагогические особенности формирования культуры здоровья подростков

1.3. Роль театральной деятельности в формировании культуры здоровья подростков

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по формированию культуры здоровья подростков

2.2. Формирующий этап педагогического эксперимента по формированию культуры здоровья подростков средствами театральной деятельности

2.3. Контрольный этап педагогического эксперимента по формированию культуры здоровья подростков средствами театральной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Сегодня проблема здоровья населения Российской Федерации стоит остро как никогда. Здоровье является важнейшим индикатором благополучия общества и является непременным условием его интеллектуального и духовного потенциала, его социальной стабильности и гармоничного развития. Охрана и укрепление здоровья населения невозможны без решения проблем детства.

Здоровье детей в настоящее время возведено в ранг вопросов государственной важности, что связано с тенденциями снижения его показателей. За последние 20 лет уровень заболеваемости среди подростков увеличился на 98,4%.

Здоровье выступает важным фактором работоспособности и гармонического развития молодого организма, от которого зависит эффективность воспитания и обучения, что актуализирует вопросы формирования культуры здоровья молодого поколения, будущего страны, её стратегического ресурса.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач образовательных организаций всех типов, которая реализуется, прежде всего, в рамках физического воспитания.

Вопросы формирования культуры здоровья, здорового образа жизни детей и подростков, особенности этого процесса находятся в центре внимания таких ученых как: С.А. Емельянова, Г.С. Никифоров, С.В. Попова, В.С.Тубчинова и др.

На значение театральной деятельности в формировании культуры здоровья подростков указывали такие ученые, как: А.С. Блинов, С.М. Десятов, М.И. Лаптева, Р.Я. Шамьюнов и др.

Однако в результате изучения трудов ученых пришли к заключению, что проблема формирования культуры здоровья подростков посредством театральной деятельности недостаточно изучена.

Объект исследования ‒ формирование культуры здоровья у подростков в ОУ.

Предмет исследования – театральная деятельность как средство формирования культуры здоровья у подростков.

Цель исследования – разработать и апробировать комплекс мероприятий с использованием средств театральной деятельности для формирования культуры здоровья у подростков.

Гипотезой исследования является предположение о том, что внедрение разработанного комплекса мероприятий с использованием средств театральной деятельности будет способствовать повышению уровня культуры здоровья подростков.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

а) теоретические:

— проанализировать состояние проблемы здоровья подростков РФ;

— выявить сущность феномена «культура здоровья» в научной литературе;

— выявить психолого-педагогические особенности формирования культуры здоровья подростков;

— охарактеризовать роль театральной деятельности в формировании культуры здоровья подростков;

б) практические:

— разработать и экспериментально апробировать комплекс мероприятий по формированию культуры здоровья подростков с использованием театральной деятельности,

— проверить эффективность комплекса мероприятий по формированию культуры здоровья подростков с использованием театральной деятельности.

Практическая значимость исследования: разработанный нами комплекс мероприятий может быть использован педагогами образовательных учреждений с целью формирования культуры здоровья подростков средствами театральной деятельности.

Для решения поставленных задач исследования были выбраны следующие методы:

— теоретические — теоретический анализ научной литературы, а также сравнение, обобщение материалов и исследовательских данных с целью изучения базового понятийного аппарата, современного состояния проблемы;

— эмпирические – эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) для проверки эффективности экспериментального фактора – комплекса мероприятий по формированию культуры здоровья;

— математические методы для обработки статистических данных после проведения экспериментальной работы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

1.1. Культура здоровья подростков как социально-педагогическая проблема

 

Проблемы здоровья детей, в частности подростков, обсуждались на заседании Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Президентом были отмечены результаты диспансеризации 14-летних подростков, которая состоялась в 2011 году. Согласно ее результатам абсолютно здоровыми было признано около 16% детей подросткового возраста. У 55% подростков были установлены функциональные нарушения, а у 5% – инвалидность. К 2013 году число абсолютно здоровых подростков 15-17 лет увеличилось на 6%. На 5% уменьшилось количество подростков с хроническими заболеваниями.

В целом численность подростков в РФ в возрасте 10-17 лет за последние 15 лет уменьшилась на 8,5 млн. человек. В настоящее время число детей подросткового возраста составляет 10,7 млн. человек.

Следует отметить, что в последние годы наблюдается тенденция относительно того, что дети становятся слишком слабыми. За 15 лет средний показатель силы правой руки у мальчиков снизился на 10 килограммов. У девочек данный показатель равен 9 килограммам [5].

У 9% детей подросткового возраста отмечен дефицит массы тела, и примерно у такого же количества зафиксирован избыточный вес [29].

Число подростков, которые курят составляет 23%, что на 4% ниже по сравнению с 2011 годом. С 25% до 17% снизилось количество подростков, которые употребляют алкоголь. Однако на этом фоне в 2013 году увеличилось на 6,5% число подростков, злоупотребляющих наркотиками, и на 10,4% – количество подростков-токсикоманов. Отмечается рост подростков, страдающих СПИДом [29].

За период с 2000 по настоящее время зарегистрирован рост хронической патологии среди детей с 29,7% по 37,3%о и подростков с 32,5% до 41,8 %. Сохраняется высокий уровень инвалидности, приобретенной на почве хронических заболеваний. Общее число детей-инвалидов возросло от 156 тыс. в 1990 г. до 541 тыс. в настоящее время [28, с.51].

По результатам исследований, за последние 20 лет уровень заболеваемости детей и подростков имеет стойкую тенденцию к росту. Так, уровень заболеваемости среди детей увеличился на 68,4%, подростков — на 98,4% [5].

В связи с выше изложенным, проблема здоровья подростков, его сохранение и укрепление, становится задачей стратегического значения и требует внимания к ее решению всего общества.

Рассмотрим понятие «здоровье», его сущность для более глубокого изучения феномена «культура здоровья».

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» здоровье рассматривается в качестве важнейшего интегрального показателя, который отражает биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей [36].

В настоящее время выделяют три вида здоровья: физическое, психическое, нравственное (социальное) [23, с.44].

Рассмотрим каждый вид.

Под физическим здоровьем понимается естественное состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье ‒ состояние психической сферы, в основе которого лежит ощущение общего душевного комфорта, которое обеспечивает адекватную поведенческую реакцию.

Нравственное здоровье трактуется как комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого составляют ценностная система, установки и мотивы поведения личности в обществе.

Далее перейдем к рассмотрению дефиниции «культура» для более глубокого изучения феномена «культура здоровья».

Под культурой трактуется определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, который выражен в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также материальных и духовных ценностях, которые ими воссоздаются; определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Согласно точки зрения С.В. Попова [30, с.51], здоровье человека непосредственно связано и в некотором роде даже невозможно без взаимодействия с культурой, что воплощается в феномене «культура здоровья».

Раскроем сущность понятия «культура здоровья» в научной литературе.

Так, Л.И. Волошина [27] отмечает, что культура здоровья – информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

По мнению З.И. Тюмасевой, культура здоровья представляет собой сознательную систему действий и отношений, в значительной мере определяющих качество индивидуального и общественного здоровья, слагающихся из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, а также ведения здорового образа жизни.

Рассматривая культуру здоровья с социальных позиций, З. И. Колычева полагает, что она является составной частью общей культуры человека, определяющей социализацию и социальную успешность личности в процессе жизнедеятельности. В качестве элементов культуры здоровья автор выделяет: знания валеологического характера, валеологические умения, мировоззрение и мышление, имеющие валеологическую направленность, культуру чувств, эмпатию и рефлексию, умение понимать себя и других, оценивать свое состояние и поведение, здоровый образ жизни, понимание сути и основных составляющих здорового образа жизни, следование ему [27].

С позиции О.Л. Трещевой, культура здоровья личности характеризуется:

— наличием позитивных целей и ценностей;

— грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу;

— организацией здорового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящих к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности [27].

В работах В.В. Кожанова культура здоровья рассматривается как интегративное личностное качество, которое формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта применения валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов валеологического сознания. Исследователь отмечает, что содержание культуры здоровья включает в себя три компонента:

— интеллектуальный – знания в области организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья;

— эмоционально-ценностный – активное, положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни;

— действенно-практический – применение знаний, умений и навыков в области сохранения и укрепления здоровья в практике организации здорового образа жизни.

К. К. Платонов [20], исходя из структуры личности, выделяет следующие компоненты культуры здоровья:

— мотивационно-личностный, включающий совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений, развитие мотивации здорового образа жизни и повышения уровня здоровья, совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих активную жизненную позицию по отношению к здоровью;

— когнитивный, представляющий собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития;

— деятельностный компонент, обеспечивающий достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни.

Ядром культуры здоровья личности, по мнению В.С. Тубчиновой [35], выступает здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни — это некая концепция жизнедеятельности человека, которая направлена на улучшение и сохранение его здоровья посредством соответствующего питания, физической подготовки, развития физических качеств, морального настроя, отказа от вредных привычек [30].

Феномен здорового образа жизни включает в себя такие составляющие как: оптимальный двигательный режим, развитие физических качеств; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий; положительные эмоции [30].

В результате научного поиска по проблеме исследования определены показатели сформированности культуры здоровья, среди которых:

— знания в области организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья; роли культуры здоровья в жизни человека и общества;

— отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни как к ценности;

— умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

— здоровый образ жизни, его сформированность, ведение;

— сформированность гигиенических навыков и привычек;

— наличие физической и умственной активности;

— физическая подготовленность, развитость физических качеств;

— умение противостоять формам поведения, которые способствуют разрушению здоровья [30; 18].

Таким образом, культура здоровья подростка – это часть общей культуры личности; результат воспитания и обучения; интегративная характеристика, компонентами которой являются: когнитивный (знания относительно роли здоровья, здорового образа жизни в жизни человека и общества, в сфере организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья), эмоционально-ценностный (отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни как к ценности); деятельностный (умения и навыки сохранения и укрепления здоровья).

 

1.2. Психолого-педагогические особенности формирования культуры здоровья подростков

 

Выясним особенности формирования культуры здоровья подростков, факторы влияния на этот процесс, сферы, в частности такую из них, которая является доминирующей в формировании ценностных установок на здоровый образ жизни, но, прежде всего, определимся с границами этого возрастного периода.

Обобщая существующие представления относительно указанного возрастного периода, ученые (Л.Е. Любомирский, В.С. Мухина и др.) сходятся на том, что подростковый возраст — это период перехода от детства к взрослости, сущность которого заключается в потере детского статуса и стремлением достичь статуса взрослого человека; интенсивное время полового развития, который детерминирует особенности личностного роста; период формирования нравственных понятий, ценностных ориентаций, принципов, представлений, убеждений, которыми личность начинает пользоваться в своей жизни; проектирование зрелого человека в противоречивом мире взрослых; выход ребенка на качественно новую социальную позицию, которая связана с поиском своего места в обществе [22].

В.С. Мухина отмечает тенденцию к постепенному увеличению границы подросткового периода. По современным данным он охватывает почти десятилетие — от 11 до 20 лет. Но субъективная средняя продолжительность подросткового возраста в разных странах колеблется в диапазоне от 14 до 17 лет и зависит от социального положения молодого человека и продолжительности его образования. Мы следуем традиционной классификации, согласно которой подростковым принято считать период развития индивида от 10 (11) до 14 (15) лет [22].

Подростковый возраст является одним из наиболее важных периодов в формировании личности, характеристиками которого являются:

— проявление неустойчивости эмоционального состояния,

— неуверенность в себе,

— трусость,

— эгоизм.

У ребенка подросткового возраста формируется самосознание, что связано с возникновением желания попробовать все, выразить свое мнение.

Этому периоду свойственны первые личные драмы, разочарования, отсутствие умения справляться с собственными чувствами.

Подростку характерно чувство «взрослости», стремление занять нишу среди взрослых на равных.

Поэтому подростковый возраст – это возраст, когда возникают более высокие риски быть уязвим для алкоголя, табакокурения, наркотических веществ.

Проблемы культуры здоровья отображены в трудах Е.Н. Назаровой [23], Г.С. Никифорова [25], И.И. Соковня-Семеновой [33], Н.В. Полуниной [28] и др.

Вопросы формирования культуры здоровья у детей подросткового возраста, особенности этого процесса находятся в центре внимания педагогов (С.А. Емельяновой [10], Н.И. Никитиной [24], С.В. Попова [30], В.С.Тубчиновой [35] и др.).

Основными системами социальной ситуации развития ребенка подросткового возраста являются: «подросток – ровесник» и «подросток – взрослый». В соответствии с этим формирование образа жизни происходит в этих двух системах.

Подросток продолжает жить в семье, учиться в школе, контактировать со сверстниками, но сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации. Теперь уже иначе расставляются акценты в его отношениях с семьей, сверстниками и школой [1].

Л.Ф. Анн подчеркивает, что «нормальное развитие ребенка и благоприятный прогноз на будущее зависит как от характера общения со сверстниками, так и от семейного воспитания, поскольку в этот период сверстники почти уравниваются с семьей по силе влияния» [1].

В период пубертата их начинают привлекать взаимоотношения с детьми своего возраста, общение с которыми для подростка приобретает особую значимость, становится ведущим видом деятельности, основой внутреннего интереса. Например, главное место среди мотивов позитивного отношения к школе занимает мотив общения со сверстниками, который аргументируется следующим образом: мы ходим в школу не только учиться, но и общаться.

Кроме того, в этот период особую значимость приобретает общение в группе (чем объясняется тяготение подростков и к неформальным компаниям), где взаимоотношения со сверстниками своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений, которые можно реализовывать в дальнейшей социальной и половой жизни.

Возрастающее значение сообщества сверстников в жизни подростков предопределяет перенос функции нравственного образца с родителей, учителей и других взрослых на референтную группу, хотя влияние сверстников на подростка начинается гораздо раньше начала подросткового возраста и выполняет на предыдущих и подростковом этапе схожие функции: возможность развить социальные навыки, необходимые для адекватных взаимодействий со сверстниками, способность разделять с ними совместные занятия, интересы и чувства. Указанное позволяет считать группу (коллектив, сообщество) детей того же возраста приоритетной средой для формирования культуры здоровья подростков, а подростковый возраст сенситивным к усвоению таких ценностей как «здоровье», «здоровый образ жизни».

Но для подростков важно не только быть вместе со сверстниками, общаться с ними, но и занять удовлетворяющее положение среди них, самоутвердиться.

Следует подчеркнуть, что указанное стремление сопровождается повышенной комформностью подростка к нормам поведения и ценностям референтного окружения. Это особенно опасно в случае присоединения несформированной личности к асоциальному сообществу с аддиктивными предпочтениями его членов, что может привести к формированию нарко- и алкоголе-зависимости.

Поэтому этот период предполагает обязательную поддержку и посредническую позицию взрослого друга, чтобы подросток не остановился в асоциальном пространстве, а смог подняться к морально-этическим вершинам жизни [22].

Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем ориентированности на укрепление, сохранение здоровья, то это благоприятно влияет на становление его ценностных ориентаций в отношении «здоровья».

Психолог Л.Анн отмечает, что в целом этот возраст характеризуется как достаточно благоприятный для отношений взрослых и подростков. Несмотря на рост значимости общения со сверстниками, подростки продолжают основном ориентироваться на взрослых, их нормы и ценности [1], то есть последние являются альтернативным источником выбора моделей поведения подрастающей личности [22], что важно учитывать при формировании культуры здоровья подростков, ее ядра — здорового образа жизни.

Подростки в большинстве случаев стремятся к доверительному, нерегламентированному типу отношений со взрослыми.

Особенно благоприятными бывают ситуации нерегламентированного, доверительного общения, когда взрослый выступает в качестве друга. С ним легко проводить время, находить темы для разговоров, а также заниматься совместной деятельностью [22].

По Д.И. Фельдштейн, главное значение в развитии подростков имеет общественно-полезная, социально признанная и одобряемая, бесплатная деятельность, которая может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная. Содержание о социальной деятельности — дело, полезное для людей, общества. Мотив общественно-полезной деятельности подростка – быть лично ответственным, самостоятельным. Специальная организация общественно-полезной деятельности, ориентированной на формирование культуры здоровья, здорового образа жизни способствует реализации установки подростка на систему «Я и общество», развертывания различных форм общения, в том числе самой формы общения со взрослыми на почве нравственного сотрудничества [32, с.118].

Современное социальное бытие подростков характеризуется таким многоохватывающим арсеналом условий и возможностей провокаций для становления личности, что взрослые не всегда полностью их учитывают. Отметим, что на формирование культуры здоровья подростка, кроме сверстников, оказывают влияние средства массовой информации: пресса, радио, телевидение, Интернет, образ жизни взрослых (в том числе родителей), традиции (здорового образа жизни), учебно-воспитательные организации (в том числе коллектив школы, учителя и др.), коллектив детского общественного объединения, а также знания, жизненный опыт, склонности подростка и т. п.

Таким образом, особенности формирования культуры здоровья подростков определяются рамками социальной ситуации развития в таких системах как «подросток-сверстники», «подросток-взрослые». Коллектив, группа детей того же возраста является приоритетной средой для формирования культуры здоровья детей подросткового возраста, однако при этом взрослые, их нормы и ценности являются альтернативным источником выбора моделей поведения подрастающей личности, среди которых те, что ориентированы на укрепление и сохранение здоровья.

 

1.3. Роль театральной деятельности в формировании культуры здоровья подростков

 

В педагогической практике широко используются различные средства и формы формирования культуры здоровья подростков, среди которых театральная деятельность.

Театральная деятельность – деятельность по созданию, распространению и сохранению произведений театрального искусства.

Средства театральной деятельности представлены:

— словом,

— игрой,

— интонационной выразительностью,

— мимикой,

— жестами,

— позами,

— движением [34].

На значение театральной деятельности в формировании культуры здоровья подростков указывали такие ученые, как: А.С. Блинов, С.М. Десятов, М.И. Лаптева, Р.Я. Шамьюнов и др.

Так, М.И. Лаптева отмечает, что театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом формирования здоровьесберегающего поведения школьников, стимулируя развитие психических процессов, создавая условия для познания окружающего мира, усвоения способов укрепления и сохранения здоровья, предупреждения заболеваний. Театральное искусство близко и понятно подросткам прежде всего потому, что в основе его лежит игра. В игре подросток учится строить взаимоотношения с окружающими, заботиться о своем физическом и психическом здоровье. Театральная деятельность выступает средством формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни и стремления к последнему.

По мнению исследователя, формирование культуры здоровья младших подростков средствами театрализованной деятельности представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется:

— осознание ценности здоровья и ответственного отношения к нему,

— усвоение знаний и представлений о здоровье и способах ведения здорового образа жизни,

— формирование умений и поведенческих особенностей здоровьесбережения с учетом индивидуальных возможностей и способностей ребенка [21].

Р.Я. Шамьюнов [37] отмечает, что театрализованная деятельность обладает широким развивающим потенциалом, который позволяет использовать формы, методы и приемы театрализации в формировании здоровьесберегающего поведения подростка в образовательном и воспитательном процессе образовательного учреждения.

По мнению А.С. Блинова [3], театральная деятельность является средством формирования здорового образа жизни подрастающего поколения и культуры здоровья в частности. Специфика этого процесса заключается в том, что в процессе театрализации подросток использует различные символические способы: получения знаний и представлений относительно укрепления и сохранения здоровья, природных и социальных факторах вреда и пользы для него, содействия в осознании детьми ценности здоровья и ответственного отношения к нему; включения в здоровьесберегающую деятельность в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями; закрепления моделей здоровьесберегающего поведения.

На возможности театральной деятельности в формировании культуры здоровья учащихся в образовательном учреждении указывал С.М. Десятов [9], отмечая, что таковая способствует самопознанию, ориентации детей в различных ситуациях физического и психологического благополучия, реализует творческую активность формирующейся личности, позволяет формировать опыт ценностного поведения, создавая среду для формирования ценности здоровья, его сохранения, посредством оформления в различных знаковых системах (в речи, пантомимике) в соответствии с целями педагога и предпочтениями, интересами обучающихся.

Таким образом, театральная деятельность обладает значительным потенциалом относительно формирования культуры здоровья, при умелом использовании которого возможно успешное достижение результатов в этой сфере.

 

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по формированию культуры здоровья подростков

 

На основе положений и выводов, изложенных в теоретической части, была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала три этапа:

— констатирующий этап,

— формирующий этап,

— контрольный этап.

На каждом этапе были поставлены определенные задачи.

Задачами констатирующего этапа были определены следующие:

— отобрать репрезентативную группу среди подростков;

— провести первичную диагностику уровня культуры здоровья по показателям: знания относительно роли здоровья, здорового образа жизни в жизни человека и общества (когнитивный критерий), наличие в системе ценностных ориентаций ценности «здоровье», «здоровый образ жизни» (эмоционально-ценностный критерий), физическая подготовленность (деятельностный критерий).

Задачи формирующего этапа:

— разработать комплекс мероприятий по формированию культуры здоровья подростков с использованием театральной деятельности,

— экспериментально апробировать комплекс мероприятий по формированию культуры здоровья подростков с использованием театральной деятельности.

Задачи контрольного этапа заключались в:

— проведении повторной диагностики культуры здоровья подростков после формирующего этапа,

— анализе результатов.

Исследование осуществлялось на базе ГБОУ школа №124 Выборгского района.

Всего в исследовании приняло участие 60 подростков, которые являются учащимися 7-8 классов. Группы однородные.

Для диагностики культуры здоровья по когнитивному критерию выбран метод «незаконченных предложений», в частности такие предложения:

— «На мой взгляд, ценность здоровья заключается в том, что ….»,

— «Здоровый образ жизни – это…».

Для измерения уровня культуры здоровья подростков по эмоционально-ценностному критерию использовалась методика М. Рокича, в частности списки терминальных и инструментальных ценностей, — для выяснения ранга ценностей: «здоровье», «здоровый образ жизни» в системе ценностных ориентаций подростков.

Данные относительно уровня культуры здоровья по когнитивному критерию представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Уровень культуры здоровья подростков по когнитивному критерию

Уровни Контрольная группа Экспериментальная

группа

Высокий 50% (15 чел.) 30% (9 чел.)
Средний 26,6% (8 чел.) 36,6% (11 чел.)
Низкий 23,3% (7 чел.). 33,3% (10 чел.)

 

Так, по результатам обработки предложений: «На мой взгляд, ценность здоровья заключается в том, что ….», «Здоровый образ жизни – это…» в контрольной группе идентифицировать с высоким уровнем культуры здоровья по когнитивному критерию можно 50% подростков, в экспериментальной — 30%, средний уровень выявлен у 26,6% в контрольной группе и у 36,6% -в экспериментальной. Низкий уровень имеет место у 23,3% подростков в контрольной и у 33,3% в экспериментальной.

Результаты представим графически (см. рисунок 1.)

Рисунок 1 — Уровень культуры здоровья подростков по когнитивному критерию

Среди размышлений подростков, заданных рамками тематики предложения «На мой взгляд, ценность здоровья заключается в том, что оно дает возможность…», следующие:

— дольше жить (20,3%),

— не тратиться на лекарства (3,7%),

— хорошо себя чувствовать (22%),

— не переживать родителям за мое здоровье (12,9%),

— вести активную жизнь (22%),

— найти хорошую работу и много зарабатывать (35,1%).

Отметим, что респонденты не были ограничены в количестве ответов на данный вопрос.

Результаты, полученные в процессе обработки данных по методике М.Рокича представлены в таблице 2.

Таблица 2. — Уровень культуры здоровья подростков по эмоционально-ценностному критерию

Результаты представим графически (см. рисунок 2.)По методике М.Рокича установлено, что в контрольной группе ценности «здоровье», «здоровый образ жизни» находятся на 3 месте после друзей, семьи, у 40% (12 чел.), у 26,6% (8 чел.) занимает 7 место среди терминальных ценностей, у 33,3% (10 чел.) вообще не названы в качестве ценности. В экспериментальной группе первые позиции ценность «здоровье», «здоровый образ жизни» занимает у 30% (9 чел.), у 40% (12 чел.) занимает 6 место, у 30% (9 чел.) не названа в качестве ценности.

Рисунок 2 — Уровень культуры здоровья подростков по эмоционально-ценностному критерию

Далее мы исследовали сформированность культуры здоровья подростков по деятельностному критерию.

В качестве показателей были выбраны такие физические качества как:

— сила,

— выносливость,

— гибкость.

Выбор последних (силы, выносливости, гибкости) обусловлен тем, что данный возрастной период (14-15 лет) является сенситивным для их развития.

Для диагностики силы применялся тест «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» (девушки норма: 8 раз; юноши норма: 25 раз).

Для диагностики гибкости использовался тест «наклон вперёд из положения стоя» (норма: наклониться вниз не сгибая колени и коснуться пальцев ног).

Для диагностики выносливости применялся тест «бег на 1,5 км» (девушки норма: 8,35; юноши норма: без остановки, 7,10 мин.).

Уровни развития культуры здоровья подростков по деятельностному критерию представлены в таблицах 3-5.

Таблица 3 — Уровень развития культуры здоровья подростков по деятельностному критерию (выносливость) в контрольной и экспериментальной группах

Таблица 4 — Уровень развития культуры здоровья подростков по деятельностному критерию (сила) в контрольной и экспериментальной группахКак видно из таблицы низкий уровень культуры здоровья по показателю «физическое развитие (выносливость)» зафиксировано у половины подростков.

Таблица 5 — Уровень развития культуры здоровья подростков по деятельностному критерию (гибкость) в контрольной и экспериментальной группахКак видно из таблицы, преимущественное большинство детей в контрольной и экспериментальной группах по данному показателю культуры здоровья находится на среднем уровне, что составляет 53,3% в контрольной группе и 43,3% в экспериментальной.

Усредненные данные сформированности уровня культуры здоровья подростков по деятельностному критерию (сила, выносливость) представим в таблице 6.Из данных таблицы видно, что низкий уровень развития культуры здоровья по показателю «физическое развитие (гибкость)» зафиксировано у 40% подростков в контрольной группе и у 43,3% — в экспериментальной.

Таблица 6. — Уровень развития культуры здоровья подростков по деятельностному критерию в контрольной и экспериментальной группах

Результаты представим графически (см. рисунок 3.)Из данных таблицы можно увидеть, что на высоком уровне культуры здоровья по данному показателю находится в контрольной группе – 14,9% подростков, экспериментальной — 16,6%, на среднем – 43,3% и 36,6%, низкий уровень зафиксирован у 41,6% в контрольной группе и у 46,6% — в экспериментальной.

Рисунок 3 — Уровень культуры здоровья подростков по деятельностному критерию

Приведем усредненные результаты сформированности культуры здоровья подростков по выделенным показателям (см. табл.7).

Таблица 7 — Сформированность культуры здоровья подростков

Результаты представим графически (см. рисунок 4.)Данные, полученные в результате диагностики, позволяют заключить, что у 35% детей контрольной группы имеет место высокий уровень культуры здоровья, в экспериментальной – 25,5%, средний уровень зафиксирован у 32,1% в контрольной группе детей и у 37,7% в экспериментальной, низкий у 32,8% в контрольной группе и у 36,7% в экспериментальной.

Рисунок 4 — Уровень культуры здоровья подростков

Таким образом, по результатам первичной диагностики по методикам установлено, что экспериментальная и контрольная группы по сформированности культуры здоровья не имеют существенных различий.


1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф