3. Определение угла опережения подачи топлива для ТНВД золотникового типа (в том числе и на примере двигателя 8 NVD 48A—U)
Проверка и регулировка ТНВД во время осмотров заключается в проверках плотности, определении момента начала или окончания подачи топлива, равномерности подачи топлива по цилиндрам и установке нулевого положения.
Проведение этих операций, как правило, описывается заводской инструкцией с учетом типа ТНВД, установленных на двигателе. Если таких рекомендаций завода-изготовителя нет, то можно проводить эти проверки так, как будет изложено ниже.
Проверка угла опережения подачи топлива в ТНВД с регулировкой конца подачи.
Для проверки угла опережения подачи топлива необходимо выполнить следующие операции:
а) Отсоединить форсуночную трубку от штуцера ТНВД.
б) Прокачать ТНВД до полного вытеснения воздуха.
в) Навернуть на штуцер ТНВД гайку со стеклянной капиллярной трубкой, внутренний диаметр которой не более 1—1,5 мм.
г) Заполнить частично капиллярную трубку топливом, прокачивая ТНВД.
д) Медленно проворачивая двигатель по ходу, наблюдать за поверхностью топлива в капиллярной трубке; момент, когда уровень топлива стронется с места, соответствует началу подачи топлива.
е) Замерить угол, на который мотыль проверяемого цилиндра не дошел до В.М.Т. Величина угла опережения подачи топлива, измеренная относительно В.М.Т. по маховику, должна соответствовать данной в заводской инструкции.
Измерение угла опережения подачи топлива необходимо произвести 2—3 раза. При несовпадении полученных углов опережения с данными заводской инструкции, регулирование угла опережения подачи топлива в ТНВД с регулировкой конца подачи производится следующим образом:
- Поворотом на распределительном валу кулачной шайбы ТНВД.
- Изменением положения соединительной муфты распределительного вала для дизелей с кулачными шайбами, не допускающими поворота.
- Окончательная регулировка производится изменением длины регулируемого толкателя ТНВД, чем изменяется положение плунжера в его втулке (для ТНВД золотникового типа) или величина холостого хода толкателя (для насосов других типов). При этом надо иметь в виду, что регулировка угла опережения подачи топлива изменением длины регулируемого толкателя связана с изменением величины открытия всасывающего окна, поэтому изменять длину толкателя можно только в пределах нормального открытия окна.
Регулирование момента начала подачи топлива должно производиться при положении рейки ТНВД, соответствующем режиму полного хода.
Проверка угла опережения подачи топлива в ТНВД с регулировкой начала подачи.
Для проверки угла опережения подачи топлива необходимо выполнить следующие операции:
- Сначала необходимо определить момент начала подачи топлива, как описано в предыдущем разделе.
- Затем, продолжая медленно проворачивать двигатель, наблюдать за повышением уровня топлива в капиллярной трубке. Момент, когда уровень топлива в капиллярной трубке остановится, соответствует концу подачи топлива.
Далее все делается также, как описано в предыдущем разделе.
Простые способы проверки угла опережения подачи топлива:
- У ТНВД с регулировкой конца подачи топлива проверяется начало подачи топлива, для чего необходимо установить зазор между роликом толкателя и цилиндрической частью кулачной шайбы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
При проворачивании двигателя на передний ход улавливается момент соприкосновения ролика с выступающей частью кулачной шайбы. Угол отклонения мотыля относительно ВМТ поршня должен соответствовать углу, указанному в заводской инструкции.
- У ТНВД с регулировкой начала подачи топлива проверяется конец его подачи, т.е. момент, когда ролик толкателя находится на вершине кулака. Угол окончания подачи топлива относительно ВМТ поршня должен соответствовать углу, указанному в заводской инструкции.
- У ТНВД золотникового типа отсоединяется форсуночная трубка и вынимается нагнетательный клапан насоса. Насос прокачивается до полного удаления воздуха, и его штуцер просто закрывается пальцем. Затем проворачивается коленчатый вал двигателя. Проворачивание останавливается в момент резкого повышения давления, ощущаемого пальцем на штуцере. Это и есть момент начала подачи топлива. При этом на маховике фиксируется угол отклонения мотыля относительно ВМТ.
Проверка установки «нулевого положения» ТНВД всех типов.
Для обеспечения одновременного и надежного выключения ТНВД при остановке дизеля необходимо, чтобы все ТНВД были установлены на «нулевое положение». Перед проверкой «нулевого положения» ТНВД необходимо проверить положение тяг управления насосами, убедиться в отсутствии в них ненормальных зазоров, люфтов, заеданий.
Установку «нулевого положения» ТНВД всех типов можно производить следующим образом:
- Для всех ТНВД дизеля выполнить операции, указанные в разделе «Проверка угла опережения подачи топлива в ТНВД с регулировкой конца подачи», п. п. а, б, в, г.
- Поставить рычаг (штурвал) поста управления в положение «Работа» так, чтобы показатель отсечки штурвала находился между 1 и 2 делениями шкалы.
- Воздействуя на механизм регулировки каждого ТНВД, добиться такого положения, когда уровень топлива в капилляре при медленном вращении коленчатого вала будет оставаться неизменным.
Регулировка начала подачи топлива и угла опережения подачи топлива конкретно для двигателей типа NVD 48.

Если регулировка двигателя осуществляется после его ремонта, то перед проверкой и регулировкой начала подачи топлива следует проверить правильность монтажа распределительного вала.
Предварительную проверку начала подачи топлива производят по величине хода плунжера топливного насоса при положении поршня данного цилиндра в в. м. т. Для этого, проворачивая двигатель на передний ход и подводя ролик толкателя топливного насоса каждого цилиндра на цилиндрическую часть топливной кулачной шайбы, при помощи регулировочного болта совмещают риски, имеющиеся на направляющей втулке 16 и стакане 17 (см. рис. 2), корпусе 1 и стакане 9 (см. рис. 2). Затем подводят поршень каждого цилиндра в в. м. т, и при помощи циркуля-измерителя замеряют, ориентируясь по имеющимся рискам, величину подъема плунжера, которая для нового и капитально отремонтированного двигателя должна находиться в следующих пределах (на задний и передний ход):
| Тип двигателя | Подъём плунжера, мм |
| NVD-48 | 1,7 – 2,1 |
| NVD-36 | 1,4 – 1,8 |
| NVD-24 | 3,0 |
Как установлено практикой, эти величины подъема плунжера должны соответствовать углу опережения подачи топлива, составляющему 21—23° до в. м. т.
Аналогичную проверку подъема плунжера топливного насоса до в. м. т. главных двигателей производят при проворачивании их и на задний ход.
Проверка начала подачи топлива по ходу плунжера не исключает необходимости проверки начала подачи топлива по углу поворота коленчатого вала.
Величина подъема плунжера от начала набегания ролика толкателя на кулачную часть шайбы до прихода поршня данного цилиндра в в. м. т. на задний ход должна быть несколько больше (на 0,3 – 0,4 мм), чем на передний ход с тем, чтобы пуск двигателя на задний ход при реверсировании был более надежным и безотказным.
Если величина подъема плунжера топливного насоса до положения поршня в в. м. т. на передний ход значительно отличается от хода плунжера до положения поршня в в. м. т. на задний ход, то выровнять ход плунжера можно перестановкой кулачной шайбы топливного насоса.
Во всех случаях следует помнить, что при перестановке топливной кулачной шайбы, например в сторону увеличения угла опережения на передний ход, угол опережения подачи топлива на задний ход соответственно уменьшится.
Указанное выравнивание угла опережения подачи топлива относится к двигателям, имеющим одну топливную кулачную шайбу.
Определение и установку угла опережения подачи топлива в градусах поворота коленчатого вала производят при помощи моментоскопа (по мениску) и выполняют в следующей последовательности:
1)На нагнетательный штуцер топливного насоса устанавливают моментоскоп;
- Двигатель проворачивают вручную и поршень проверяемого цилиндра устанавливают в положение 30 — 40˚, не доходя до в. м. т. в такте сжатия;
- С помощью ручной прокачки удаляют воздух из насоса и моментоскопа. Стеклянную трубку моментоскопа заполняют топливом примерно до половины;
- Медленно вращая коленчатый вал по ходу, замечают момент начала движения топлива в стеклянной трубке; это и есть начало подачи топлива. По маховику определяют угол от данного положения до в. м. т. Если угол не составляет 21 — 23˚ (для всех двигателей типа NVD) и отличается более чем на 3 ˚ от этой величины, то необходимо переставить кулачную шайбу.
Во избежание возможных ошибок угол опережения подачи топлива как по ходу плунжера топливного насоса, так и по углу поворота коленчатого вала определяют не менее 2—3 раз.
Изменяют угол опережения подачи топлива следующим образом. На цилиндрической поверхности топливной кулачной шайбы и втулки, па которой она крепится, карандашом наносят риску для фиксирования положения шайбы. Затем отлают стопорную гайку и осторожно выводят шайбу из зацепления.
При необходимости увеличить угол опережения подачи топлива топливную кулачную шайбу переставляют от фиксированного положения на необходимое количество зубцов в сторону вращения распределительного вала, лая уменьшения — в сторону, противоположную вращению распределительного вала. При перестановке топливной кулачной шайбы па один зубец угол опережения подачи топлива изменяется на 4° поворота коленчатого вала. Давление горения при этом изменяется па 3 — 4 кг/см2.
При проверке и установке угла опережения подачи топлива на передний ход проворачивать вал двигателя необходимо только по ходу, с тем чтобы выбрать зазоры в передаче. При проверке в установке опережения подачи топлива па задний ход проворачивать вал двигателя необходимо только на задний ход по той же причине.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования были изучены тактико-технические данные одного из судов типа Среднего рыболовного морозильного траулера, построенного по проекту «Саргасса», 502Р, теоретические аспекты основные характеристики судовой энергетической установки, а также дано описание главного двигателя 8ЧРН 32/48, установленного на данном судне.
В ходе выполнения данной работы были изучены теоретические аспекты работы и технического обслуживания цилиндровых втулок двигателя 8ЧРН 32/48, которые пригодятся в применении практических навыков при работе на судах флота рыбной промышленности. Изучен вопрос, касающийся определения угла опережения подачи топлива для ТНВД золотникового типа.
На основании проведенного теоретического исследования можно сделать следующие выводы:
Важно понимать, что техническая эксплуатация — это комплекс организационных технических мероприятий, направленных на поддержание судна и СДЭУ в техническом исправном состоянии.
Техническое использование понимается задание судну таких режимов работы, при которых будет обеспечение выполнения судном производственных показателей, поддержание заданных режимов путем постоянного или периодического контроля за параметрами работы двигателя.
Проверка и регулировка ТНВД во время осмотров заключается в проверках плотности, определении момента начала или окончания подачи топлива, равномерности подачи топлива по цилиндрам и установке нулевого положения.
Ежегодное освидетельствование для подтверждения класса имеет целью установить, что судно в достаточной степени отвечает условиям сохранения класса, а также проверить работу механизмов, устройств и установок, на которые распространяются требования правил постройки.
Особые условия работы судовых двигателей определяют собой и требования техники безопасности при их эксплуатации. Надёжность работы всех механизмов и исправное состояние корпуса определяет безопасность плавания судна и людей, находящихся на нем.
Правила технической эксплуатации судовых механизмов в основном предусматривают и требования техники безопасности. Поэтому весь состав машинной команды судна обязан знать не только руководства по эксплуатации тех или иных машин и механизмов, но и правила техники безопасности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Положение о технической эксплуатации судов рыбной промышленности,1999 г.
- Правила технической эксплуатации судовых дизелей, 2000 г.
- Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации, РМРС. 2018 г.
- Правила техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР, 1991 г.
- Правила по предотвращению загрязнения с судов, РМРС. 2018
- Техническая документация судна и некоторая другая информация взята со следующих сайтов сети Интернет:
https://studfile.net/preview/3392134/;
http://soviet-trawler.narod.ru/pages_r/ussr/502_sargassa_r.html;
http://mirmarine.net/svm/seu/300-proverka-i-regulirovka-tnvd
- Устав флота рыбной промышленности.
8.Руководство по эксплуатации и ремонту двигателей типа NVD 24 и NVD 36 и NVD 48.
- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ 73/78 – С.: 2012 г.
- Вспомогательные механизмы и судовые системы. Э. В. Корнилов, П. В. Бойко, Э. И. Голофастов – М:Экспресс-Реклама 2009 г.
- Санитарные правила для судов флота рыбной промышленности внутренних водоёмов СССР – М.: Минрыбхоз СССР, 1977 г.
- Правила пожарной безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР и рыболовецких колхозов СССР – М.: Минрыбхоз СССР, 1988 г.
- Правила техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР – М.: Минрыбхоз СССР, 1991 г.
- Эксплуатация судовых дизелей С.В. Камкин, И.В. Возницкий В.П. Шмелев Москва “ ТРАНСПОРТ”
- Дизель 8NYD 48 U “ТРОПИК” Технические условия на ремонт. Одобрено. Инспекцией Регистра СССР Черноморского-Азовского и Дунайского Бассейнов. Регистром Союза ССР 21 сентября 1977.г.
- SKLMOTOREN –UNDSYSTEMTECHNIKA AG skl 3 том г. Магдебург, декабрь 1989г.
- Эксплуатация и ремонт двигателей типа NVD -48, NVD – 36, и NVD-24 Пособие Издательство “Пищевая Промышленность” Москва 1965.г.
- Судовые дизели А.Ф. Гогин, Е.Ф. Кивалкин А.А. Богданов Издательство “Транспорт” 1988
- Краткий справочник судового механика. М.А. Малиновский, А.А. Фока, В.И. Ролинский. Издательство “Маяк” 1987
- Cудовые дизели и их эксплуатация. И. В Возницкий, Е.Г Михеев. Москва “ Транспорт” 1990.г.
