Заявка на расчет
Меню Услуги

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Сущностная характеристика понятия «координация движений» 5
1.2. Предпосылки развития координации движений у детей шестого года жизни 12
1.3. Ритмическая гимнастика как средство развития координации движений у старших дошкольников 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ 27
2.1. Изучение состояния работы по развитию координации движений у детей шестого года жизни в образовательной организации 27
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию координации движений у детей шестого года жизни средствами ритмической гимнастики 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию координации у детей шестого года жизни средствами ритмической гимнастики 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 59

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе становления системы образования к дошкольному воспитанию предъявляются новые высокие требования, которые связаны с организацией воспитательно-образовательного процесса, при которой эффективнее решались бы образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Подготовка к обучению в школе требует от детей значительного психофизиологического напряжения, поэтому значительную роль приобретают вопросы повышения общей физической подготовки, развития необходимых психофизических качеств, воспитание личностных свойств у детей старшего дошкольного возраста.
В современных исследованиях координационные способности рассматриваются как основная функция физического становления детей старшего дошкольного возраста. На сегодняшний день существует множество программ, отвечающих за физическое развитие детей в дошкольных образовательных организациях (ДОО), но при этом недостаточно времени уделяется развитию двигательных возможностей детей средствами ритмической гимнастики, обладающей высоким потенциалом развития координации у детей. Вследствие этого проблема формирования двигательных возможностей детей остается актуальной.
Современные образовательные программы и требования к содержанию и способам работы, осуществляемые в дошкольных образовательных организациях, нацелены на становление двигательных возможностей дошкольников. Применение в образовательных учреждениях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений воспитывает у дошкольников интерес к двигательной деятельности, создает условия для развития координационных возможностей.
Вопросом развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники: В.И. Лях, Н. Панфилова, В.А. Булкин, Н.А. Бернштейн, А.В. Курганский, Л. Д. Назаренко и другие.
Ритмическая гимнастика является одной из форм педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. О значимости влияния ритмической гимнастики на становление координации у детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют работы зарубежных и отечественных научных работников таких как Жорж Демени, Э. Жак-Далькроз, Г. Дюпперон, Т.П. Мануйлова, С.Б. Шарманова, Н.В. Денисенко, Ю.П. Денисенко и др. Исследователи считают, что регулярные занятия ритмической гимнастикой увеличивают двигательную активность детей.
Развитие ребенка шестого года жизни, становление его личности зависит в большей степени от его способности к действию, его адекватности все осложняющемуся процессу приспособления. Новые условия жизни, в которые попадает ребенок в данном возрасте, приводят к усложнению возникающих перед организмом двигательных задач и откликающееся на него обогащение координационных ресурсов школьника.
Возникает противоречие между важностью и необходимостью развития координации движений у детей шестого года жизни с одной стороны, и недостаточным использованием потенциала ритмической гимнастики для этого, с другой.
Цель исследования: экспериментальным путем проверить возможность развития координации движений у детей шестого года жизни средствами ритмической гимнастики
Объект исследования: развитие координации движений у детей шестого года жизни.
Предмет исследования: процесс развития координации движений у детей шестого года жизни средствами ритмической гимнастики.
Гипотеза исследования: процесс развития координации движения у детей шестого года жизни будет результативным, если:
● подобрать упражнения и составить комплексы ритмической гимнастики с детьми шестого года жизни;
● использовать методику поэтапного обучения физическим упражнениям, направленную на осознанное овладение двигательным действием;
● интегрировать комплексы ритмической гимнастики в оздоровительно-образовательный процесс.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить состояние работы по развитию координации движений у детей шестого года жизни в образовательной организации;
2. подобрать упражнения для проведения ритмической гимнастики с детьми шестого года жизни;
3. экспериментальным путем проверить возможность развития координации движений у детей шестого года жизни средствами ритмической гимнастики.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод синтеза и обобщения; эмпирические методы, включающие диагностику развития координации движения, методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: ООО «Пипл энд Кидс Рус» г. Москвы. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: материалы данной работы могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций для развития координационных способностей у детей шестого года жизни средствами ритмической гимнастики.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущностная характеристика понятия «координация движений»

Проблема физических (двигательных) возможностей – одна из более значимых в педагогике, психологии и физиологии физического воспитания и спорта и одновременно предмет непрекращающихся дискуссий. Она становится все более значимой для практики воспитания со всех сторон развитой личности, потому что связана с целым рядом проблем: подготовкой школьника к жизни, труду, выбора профессии согласно с предрасположенностями и возможностями. Среди двигательных возможностей одно из центральных мест занимают координационные возможности.
Термин «координация» происходит от латинского «coordinatio» –взаимоупорядочение. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное исполнение двигательной задачи [6, с. 5].
Основанием при определении понятия «координационные способности» может работать термин «координация». Содержание определения «координация движений» более разнообразно, чем дословный перевод с латинского языка. В настоящее время существует множество определений координации движений. Все они, в той или другой степени, акцентируют внимание на отдельные аспекты этого сложного действия (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический).
Главная задача, которую обязан решить человек для формирования координации движений является умение контролировать свою физическую деятельность, исключение лишних степеней свободы. Выделяют несколько категорий трудностей, которые мешают в полной мере управлять и контролировать двигательным аппаратом [5, с. 50]:
1. Организация двигательного процесса должна осуществляться в согласованности всех составных частей двигательного аппарата;
2. Исключение возможности проявления степеней свободы, свойственные человеческому организму, создающих препятствия полноценному функционированию двигательного аппарата;
3. Способность двигательного аппарата человека к эластичности у упругости мышц.
Анализируя понятия координации движений в физиологическом контексте, под данным определением понимается «избыточные степени свободы», которые определяют уровень сформированности овладения кондиционными способностями. Однако для педагогического аспекта данного определения данная формулировка недостаточна, не раскрывает научное понятие со всех сторон образовательного процесса.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит естественный рост и развитие систем и функций организма, которые в свою очередь оказывают влияние на формирование координационных возможностей. Однако в данном возрастном периоде данный процесс происходит неравномерно, скачками.
По мнению Н.А. Бернштейна, более активно формируются двигательные координационные умения в возрасте 4-7 лет [3, с. 25]. Данный возраст по высокофункциональным возможностям детей, характеру генетического становления двигательной функции считается благоприятным для развития почти всех двигательных проявлений, в том числе и координационных. Именно в данный период работу по формированию координационных движений необходимо проводить более интенсивно.
По определению Л.А. Орбели [51, с. 18]. координация движений – четкое согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав тела человека. Данная согласованность работы организма, приводит к тому, что все движения человека становятся четкими, пластичными, размеренными, экономными и не обнаруживают показателей механической борьбы противоположно работающих антагонистических мышц.
Координация движений включает в себя такое определение как двигательные способности. По мнению О.А. Сиротина [63, с. 46], невозможно рассматривать двигательные способности человека обособленно от его физических качеств, так как физические качества и есть двигательные способности человека.
Согласно теории Н.И. Пономарева [56, с. 31], у каждого человека двигательные возможности развиты по-разному. В базе различного становления способностей лежит иерархия различных врожденных анатомо-физиологических задатков, которым следует отнести:
– анатомо-морфологические отличительные черты мозга и нервной системы (свойства нервных процессов – мощь, подвижность, уравновешенность, личные варианты строения коры головного мозга, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
– физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной системы: наибольшее потребление воздуха, показатели периферического кровообращения и др.);
– биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
– телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
– хромосомные (генные).
По мнению А.П. Матвеева [50, с. 45], по данной теории следует, что физические возможности и физические качества – это разные области. Физические возможности – это комплекс морфологических и психофизиологических качеств человека, отвечающих притязаниям одного из вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее исполнения. Физические качества – сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, что характеризуют силовые, скоростные, скоростно-силовые и кратковременные движения каждого человека. Физические качества, по существу, считаются выражением достигнутого уровня отдельных физических возможностей, их определенности, своеобразия, значимости. Физические качества органически соединены с физическими возможностями человека и ориентируются особенностями их проявления в различных движениях.
А.П. Матвеев [50, с. 52] выделяет 5 главных физических способностей (качеств): силовые, скоростные, координационные, выносливость, гибкость. Сила –способность одолевать внешние противодействие или противодействовать внешним силам при помощи мышечных усилий и напряжений. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду – при метаниях, своему телу – при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, напротив, совершенствоваться сберечь в начальном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику.
Быстрота – способность человека осуществлять действия в наименьший для этих критерий отрезок времени. Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, и еще умение перестраивать двигательную деятельность согласно требованиям меняющейся обстановки.
Выносливость – способность к долгому исполнению деятельности без понижения ее интенсивности, способность организма противостоять утомлению при выполнении какой-либо деятельности. Равновесие –способность человека сохранять устойчивое положение в период исполнения разнородных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.
Гибкость – способность скрупулезно исполнять движения с большой
амплитудой. Это свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата.
По мнению В.И. Ляха, данные понятия могут употребляться как равнозначные, − это индивидуальные особенности, определяющие двигательные возможности . О способностях судят по достижениям в ходе изучения или же какой-либо деятельности [47, с. 69]. В случае если человек быстро овладевает движением, более качественно его исполняет, тогда у него двигательные возможности выше. К двигательным возможностям он относит силовые, скоростные, скоростносиловые, двигательно-координационные возможности, совокупную и специфическую выносливость. Следовательно, способности – это не только умения и навыки, это черта того, как ловко и легко человек может приобретать данные навыки.
Согласно взглядам Б.М. Теплова, в понятии «способность» находятся 3 основных показателя [64, с. 12]:
– личные психические особенности, отличающие одного человека от другого;
– способности – это не только индивидуальные отличительные черты, а именно те черты, что имеют отношение к успешности исполнения работы либо множества видов деятельности;
– понятие «способность» не сводится к наличию знаний, умений и навыков, что уже выработаны у этого человека, о их наличии судят по тому, как просто и быстро приобретает человек эти познания и навыки.
Следовательно, о способностях необходимо судить не по уровню их проявления, а по быстроте и легкости их формирования. Становление координации движений ребенка – важный момент его становления в целом. Как считают Е.Н. Вавилова, А.Д. Викулов, И.М. Бутин, координация движений имеет огромное значение для всех видов трудовой деятельности, содействует выработке гибкости, точности и плавности движений, развитию глазомера, сформировывает правильную осанку, формируют чувство баланса.
В.Г. Алямовская считает, что на современном этапе уроки физкультуры в дошкольных организациях, являются недостаточно эффективными, так как
они недостаточно нацелены на становление координационных возможностей детей, как базисных [63, с. 47]. По мнению С.Н. Михайлова и О.А. Семкина, недостаточно изучены разные аспекты развития координационных возможностей в дошкольном возрасте. До настоящего времени в научной и учебно-методической литературе отсутствует единичный подход к определению понятия «координационные способности».
Долгое время для свойства координационных способностей человека при выполнении двигательной работы в отечественной теории и методике физической культуры применялся термин «ловкость». Авторы данной теории С.Н. Михайлова, О.А. Семкина характеризовали ловкость, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность согласно требованиям меняющейся обстановки.
Позже, вместе с термином «ловкость» стали использовать термин «координационные способности». Учитывая мнение Е.П. Ильина, под ловкостью следует понимать совокупность координационных возможностей, одной из которых считается быстрота овладения новыми движениями, другой – быстрая перестройка двигательной работы согласно требованиям изменившейся ситуации.
В.И. Лях считает, что не любую координационную способность можно рассматривать как проявление ловкости, в то же время ловкость – это постоянно одна или же несколько координационных способностей, представленных в двигательных действиях совокупности (системой) собственных качеств [47, с. 85]. Л.П. Матвеев координационные способности описывает как, во-первых, способность правильно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воссоздании новых двигательных действий. Во-вторых, способность перестраивать координацию движений при необходимости поменять характеристики освоенного действия или же при переключении на другое движение согласно требованиям, меняющихся критерий [50, с. 47].
Под координационными способностями, учитывая мнение В.А. Крутецкого [39, с. 53], принято понимать совокупность двигательных возможностей и двигательных полномочий, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умение перестраивать двигательную деятельность согласно меняющимся обстановкам. Координационные способности ориентируются рядом особенностей организма человека:
– пластичностью нервной системы, под которой понимается способность к быстрой смене процессов возбуждения и торможения, а так как это врожденное качество, значит и склонность к координационным «высотам» в значительной степени зависит от генотипического фактора;
– уровнем становления других двигательных возможностей (в первую
очередь, высокоскоростных возможностей, динамической силы и гибкости);
– двигательным навыком, под которым понимается запас многообразных двигательных умений и навыков;
– возможностью быстро и своевременно расслабляться при исполнении двигательных действий;
– возможностью предчувствовать действие конкурента и результаты собственных действий;
– умением мобилизоваться при решении двигательной задачи в самых трудных обстановках ее исполнения, находчивостью, инициативностью, возможностью к нежданным решениям.
Таким образом, под координацией движений подразумевается умение человека более совершенно, быстро, экономно, точно и находчиво выполнять двигательные задачи, при зарождении трудоемких и спонтанных ситуаций. Координационная система человека выполняет в управлении его движениями значимую функцию – непосредственно согласование, упорядочение разнородных двигательных движений в единое целое соответствующей поставленной задачи.

1.2. Предпосылки развития координации движений
у детей шестого года жизни

Проблема здоровья дошкольников – одна из главных в жизни современного сообщества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и способам работы, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, нацелены на становление двигательной культуры дошкольников. Внедрение на физкультурные организованные занятия и в повседневной жизни разнородных физических упражнений воспитывает у дошкольников интерес к двигательной работе. Подготовка к обучению в школе требует от детей значительного психофизиологического напряжения, вследствие этого особую значимость приобретают вопросы увеличения физической подготовленности, становления ключевых физических качеств, воспитание личностных свойств у старших дошкольников [7, с. 28]. В период дошкольного детства наблюдается быстрое изменение функций организма, психомоторики, интенсивно развиваются физические возможности, из числа которых основное место занимает координация движения.
Дошкольный возраст по функциональным возможностям детей, характеру генетического становления двигательной функции является благоприятным для развития почти всех двигательных проявлений, в том числе и координационных. Непосредственно в данный период работу по формированию координационных движений необходимо проводить более интенсивно.
Координационные способности человека играют важную роль в движениях человека, организуют согласование, упорядочение многообразных двигательных движений в единое целое согласно поставленной задачей. Значимость воспитания данных способностей у ребенка объясняется четырьмя ключевыми первопричинами:
1. хорошо развитые координационные возможности являются необходимыми предпосылками для эффективного обучения физическим упражнениям. Они оказывают большое влияние на темп, вид и метод усвоения спортивной техники, а также на ее последующую стабилизацию и ситуационно адекватное разнородное использование. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта;
2. сформированные координационные способности – важное условие необходимых операций при постоянно растущих притязаниях в ходе трудовой деятельности, увеличивают возможности человека в распоряжении собственными движениями;
3. координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, оказывают большое влияние на значение их применения, так как точно дозированное во времени, месте и по
степени заполнения мышечное усилие и наилучшее использование надлежащих фаз расслабления приводят к разумному расходованию сил;
4. многообразные варианты упражнений, необходимые для развития
координационных способностей – залог того, что вполне возможно избежать
монотонности и сходства в упражнениях, обеспечить удовлетворенность от участия в спортивной деятельности [9, с. 43].
Возраст 5-7 лет считают периодом, когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Однако данные характеристики у детей шестого года жизни ниже, чем у учеников подготовительной к школе группы.
По средним данным рост ребенка пяти лет составляет в пределах 106,0-107,0 см, а масса тела – 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела ежемесячно – 200,0 г, а роста – 0,5 см.
По мнению Л.И. Пензулаевой [55, с. 5], каждый возрастной этап особенный, характеризуется разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года резко вырастает длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоих полов. Вместе с тем, есть личные отличия в данных показателях и различия их у мальчиков и девочек.
Антропометрические показатели (масса тела, подъем, окружность грудной клеточки ширина таза, длина тела и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, это оказывает большое влияние на физическую подготовленность физиометрические данные в частности на величину показателей становой и кистевой динамометрии (измерение мышечной сипы при помощи специальных; медицинских приборов). Становая динамометрия – определение силы мышц тела, участвующих в сохранении позы прямостояния и рабочей позы не занятиях. Кистевая динамометрия – определение силы мышц кисти. Вместе с тем сами физиометрические характеристики в течении шестого года жизни ребенка увеличиваются.
Становление ловкости соединено с совершенствованием координационных возможностей, пространственных и временных ориентировок, т.к. ловкость ориентируется умением быстро перестраивать двигательную работа согласно меняющейся ситуации. В данных процедурах предъявляются завышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут изменяться быстро, неожиданно.
Становление координационных движений необходимо воплощать в жизнь с раннего возраста. Потому работу по развитию координационных возможностей необходимо проводить, начиная с младших групп. Улучшение координации у маленьких детей – процесс трудоемкий и сложный, замечено, что более удачный период для развития координационных возможностей – это старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).
Дошкольник 5-6 летнего возраста продолжает совершенствовать раньше изученные им упражнения. В данном возрасте ребенку необходимо предлагать ходьбу по гимнастической лавке (бревну, бордюру) приставным и переменным шагом с движениями рук (всплеск в ладони перед грудью, над головой) ходьба с мячом в руках. При исполнении этих заданий педагог обязан реагировать на правильную осанку ребенка, уверенность исполнения движений, его умение ориентироваться в пространстве. Данные упражнения можно выполнять с «утяжелителем» (вес 500-700гр) на голове. Ребенок приучается держать голову ровно, при этом сохранять правильную осанку. При исполнении более сложных упражнений на становление координации (ходьба по бревну, наклонной доске) нужно снижать темп [57, с. 28].
Как считает Е.Н. Вавилова, старшие дошкольники способны выполнить и достаточно трудные по координации гимнастические упражнения: четкие перемещения со скакалкой, мячом, обручем, плавные ритмичные упражнения с лентой. Высшую степень координации они могут проявить и в спортивных упражнениях: при катании на велосипеде, коньках, игре в бадминтон, городки [8, с. 44].
Для детей старшего дошкольного возраста более преимущественными сочетаниями считаются симметричные перемещения рук и однонаправленные перемещения рук и ног. Данные координационные соответствия производятся детьми без специального преподавания. Обучение детей произвольному исполнению координированных действий повышает возможность регулировать и соразмерять личные действия, улучшает произвольное напряжение и расслабление мышц, учит ребенка регулировать и соизмерять собственные движения, исполнять их с экономией сил, считается средством познания возможностей собственного двигательного аппарата.
Б.В. Евстафьев считает благоприятным временем развития координационных возможностей, возраст от 5 до 6 лет [31, с. 38]. Для становления координационных возможностей во время дошкольного детства рекомендованы общеподготовительные координационные упражнения. Обще подготовительные координационные упражнения условно делят на следующие разновидности:
– обогащающие фонд жизненно главных умений и навыков. Основные движения, в которые входят упражнения, рекомендованные ФГОС современных программ;
– преумножающие двигательный опыт. К ним вполне возможно отнести единичные и парные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, скакалками, обручами, лентами, булавами);
– несложные и сложные упражнения, производимые в модифицированных условиях при разных положениях тела или же его частей;
– общеразвивающие (включает в себя элементы гимнастики и акробатики), и главные движения (упражнения в беге, прыжках и метаниях), подвижные и спортивные игры с высокими требованиями к координации движений;
– направленные на развитие отдельных психофизиологических функций, которые способствуют развитию навыков управления и регуляции двигательных действий.
В дошкольных образовательных учреждениях недостаточно организована работа по развитию координации у детей. Подготовительная программа бедна количеством упражнений, которые могут способствовать развитию кондиционных способностей. Основными упражнениями, которые используются в дошкольных учреждениях, являются следующие:
– подводящие, способствующие изучению и закреплению технических умений (формы движений) и технико-тактических действий того или же другого вида спорта;
– развивающие, нацеленные основным образом на воспитание особых координационных способностей, имеющих отношение к конкретным видам спорта;
– развивающие специфические координационные способности: к ориентированию в пространстве, к инестезическому дифференцированию, ритму, сохранению баланса, вестибулярной устойчивости и др. [34, с. 15].
На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится подвижным, с успехом овладевает ключевыми движениями, у него хорошая координация перемещений при ходьбе, беге, прыжках. Дети изучают простые движения в младшей группе, так называемый подготовительный этап. Улучшаются процессы нервной центральной работы. Это позволяет создать предпосылки для интенсивного становления координационных способностей.
Координационные способности рассматривают как основную функцию моторного становления детей дошкольного возраста. Как считает Е.Н. Вавилова [8, с. 47] и Э.С. Вильчковский [12, с. 16], в шестилетнем возрасте начинают активно проявляется координационные возможности. Для их улучшения важно вводить в содержание двигательной деятельности детей упражнения, сложные сочетания движений и непривычные условия их проявления. Становление координационных возможностей осуществляется в нескольких направлениях:
– обширное применение всех упражнений, содержащих составляющие новизны;
– постепенное повышение координационной сложности упражнений, увеличение требований к точности и согласованности мышлений. Улучшение возможности поддерживать равновесие тела.
Рекомендованные следующие методические приемы, повышающие проявление двигательной координации:
1. использование особенных начальных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя), стремительная смена всевозможных положений (сесть, прилечь, встать);
2. изменение скорости либо темпа движений, применение всевозможных ритмических сочетаний, разной последовательности составляющих;
3. смена методов исполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или же 2-ух ногах, с поворотом;
4. внедрение в упражнения предметов разной формы, массы, размера, фактуры помогает развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, соединять их с движениями тела, требующими многоплановой координации и тонких мышечных чувств;
5. исполнение слаженных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, скрупулезно исполнять повороты, наклоны, прыжки) [15, с. 31].
Развитые координационные возможности оказывают большое влияние на темп, вид и прием усвоения техники движений, и еще на ее последующую стабилизацию и ситуационно-адекватное многообразное использование. Становление координации движений ребенка, существенный момент его становления в целом. Координация движений имеет актуальное значение для всех видов трудовой деятельности, содействует выработке гибкости, точности и плавности движений, развитию глазомера, сформировывает правильную осанку, производит чувство баланса (Е.Н Вавилова, А.Д. Викулов, И.М Бутин). Следовательно, можно заключить, что становление координации движений ребенка есть особенно актуальный момент его становления в целом. Потому, учитывая сензетивность старшего дошкольного возраста к развитию координационных возможностей, необходимо обеспечить возможности регулировки и соизмерения соответствующих действий, обогащение фонда жизненно актуальных умений и навыков детей.
Таким образом, в шестилетнем возрасте у детей начинают интенсивно формироваться координационные способности. По сравнению с предыдущими возрастными этапами, данный возраст является этапам накопления координационных движений. В зависимости от того, насколько правильно будет организованна работа с ребенком по формированию его физических способностей, зависит уровень их развития. Неправильное распределение нагрузки со стороны педагога может привести к недостаточному развитию в интеллектуальной и физической сфере. Следовательно, развитие двигательной сферы влияет на всесторонние развитие ребенка.

1.3. Ритмическая гимнастика как средство развития
координации движений у старших дошкольников

На современном этапе развития общества создано много путей развития координации движений у дошкольников: физические упражнения, тесты, графические работы, практические задания, игры. Однако основной работой, обеспечивающей формирование координационных возможностей, считается их становление в образовательной деятельности.
Как отмечает Е.Н. Вавилова, работа по формированию координационных движений достаточно трудоемка по своему составу, как
для детей, так и для педагогов, т.к. требует специальной сосредоточенности,
концентрированности и внимательности [8, с. 73]. Часто дети выполняют упражнения без энтузиазма и стремления, так как движения влекут за собой значительную затрату сил. Вследствие этого для того, чтобы увеличить уровень координационных возможностей у детей, следует данную работу проводить в более интересной и увлекательной для дошкольников форме. Такой формой для них является комплекс ритмической гимнастики.
Ритмическая гимнастика – это такой вид деятельности, в котором происходит организация двигательной активности ребенка на основе его естественных потребностей при восприятии музыки [58, с. 24]. При правильной организации занятий по ритмические гимнастики у ребенка происходит процесс развития психических функции, особенно благоприятно данный вид деятельности влияет на развитие внимания у ребенка. На занятиях ритмической гимнастики ребенок учиться сосредоточению на разных движениях, их последовательности, которые демонстрирует педагог. В результате этого происходит формирование произвольного внимания.
Значение танцевально-ритмической гимнастики в развитии ребенка, формирования его двигательных возможностей сложно переоценить: они могут помочь развивать двигательную и мышечную память, внимание, сосредоточенность; усиливать мышцы спины и стопы, формировать правильную осанку; развивать гибкость, силу; знакомить со всевозможными жанрами музыки и ее отличительными движениями; раскрепощать детей чувственно через музыкальные образы и др. Цель преподавателя – через новые, и приятные ребенку мышечные чувства сделать процесс преподавания движениям более простым и плодотворным. Другими словами, ребенка необходимо увлекать движениями, которые им необходимо усвоить под музыкальное либо песенное сопровождение.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, следует помнить, что движения детей становятся более разумными, мотивированными и управляемыми; увеличивается способность к произвольной регуляции двигательной активности; дети могут вынудит себя преодолеть трудности при исполнении сложных двигательных заданий, сознательно скрупулезно исполнять задания на движение в пространстве; дети достаточно быстро овладевают трудными по координации движениями, сохраняют равновесие. Методика работы по формированию координаций движений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ритмической гимнастики представляет несколько этапов [52, с. 20]:
1. подготовительный этап, предназначенный для всей предшествующей работы, которая обеспечивает успешность занятий. Она ориентирована сначала на оценку возможных полномочий детей (степени самочувствия, физического становления, персональных отличительных черт поведения, темперамента и т. п.). После получения начальной информации необходимо составить серии упражнений, что обеспечат решение поставленных на занятии задач. Затем осуществляется подбор музыкального сопровождения, которое программирует ритм и темп движений, играет роль подсказки и ассистента и исполнителю, и ведущему, чувственно оформляет занятие, содействует совокупному полезному восприятию занятия и более легкой психологической переносимости нагрузки;
2. на основном этапе происходит ознакомление детей с комплексом упражнений, который предстоит выполнить. Для этого используются наглядные материалы (рисунки, фотографии, видеозаписи), устанавливаются притязание к выполнению упражнений, прослушиваются записи аккомпанементы, оговариваются конкретные факторы исполнения упражнений и организации занятия. После этого переходят к опробованию и разучиванию упражнений, успешность которых находится в зависимости не только от трудности двигательных заданий, но и от того на сколько правильно организованно обучение: воспитатель обязан уметь трансформировать совместные положения ритмической гимнастики по отношению к определенному ребенку.
Продолжительность комплекса занятий формируется на основании подготовленности и двигательных способностей детей. Потом рассчитывается время для любой из его частей. Более подходящее их соотношение: 20% времени для предварительной части, 70% для основной и 10% для заключительной. Необходимо конкретизировать содержание главной части комплекса – число серий бега и прыжков, их продолжительность, соответствие времени исполнения упражнений стоя, сидя и лежа. Данные процедуры необходимо разделять на две серии упражнений (одинаковые по длительности) [58, с. 24].
При составлении комплекса необходимо учитывать следующие положения:
– упражнения должны соответствовать возрасту и физической подготовленности занимающихся;
– упражнения должны оказывать влияния на организм занимающихся;
– нагрузка должна возрастать постепенно;
– упражнения, исполняемые с наибольшим напряжением, должны чередоваться с более простыми упражнениями.
Последовательность упражнений, исполняемых в главный части комплекса, ориентируется их тенденцией на проработку всевозможных мышечных групп. Более широко используется в комплексе упражнений принцип проработки «сверху вниз»: в начальном положении стоя поочередно скрупулезно исполнять процедуры для мышц шеи, рук и плечевого пояса, тела и ног.
Последовательность упражнений, исполняемых на начальных положениях сидя и лежа, быть может свободной. При этом, переходя от одного упражнения к другому, необходимо определить характер их действия на организм занимающихся. Особенное внимание нужно уделить работе мышц брюшного пресса.
Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из комплекта общеразвивающих упражнений на самые различные группы мускул [36, с. 25]. Почти что каждое движение можно рассматривать как движение на становление координации. Возраст 5-7 лет считается благоприятным для развития почти всех двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в данный период работу по формированию координационных движений надо проводить более интенсивно. Занятия должны быть не только полезными, но и интересными для детей. Отсутствие эмоционального интереса со стороны детей, может привести к отсутствию желанного эффекта либо вовсе его не достичь. Следовательно, становление координации на занятиях по ритмической гимнастике являются наиболее подходящими для детей старшего дошкольного возраста.
Дети 5-6 лет готовы осмыслить указания воспитателя и, делая упор на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально-ритмические задания (без визуального показа) [38, с. 114]. К концу шестого года у детей накапливается запас основных танцевально-ритмических движений. В результате всех данных аспектов создаются благоприятные условия для дальнейшей работы педагога.
Основными задачами физического воспитания детей считается укрепление организма, становление и улучшение движений. Ритмическая гимнастика для старших дошкольников позволяет решать как общие, так и частные задачи. Обще задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные.
К частным задачам возможно отнести следующие задачи [41, с. 48]:
– увеличивать чувственный настрой детей;
– сформировать двигательную культуру и координацию движений;
– содействовать формированию правильной осанки;
– увеличивать физическую работоспособность;
– развивать основные физические качества;
– улучшать чувства ритма, музыкальность.
Решение данных задач практически полностью ориентировано на образование пропорционально развитой личности. Ритмическая гимнастика базируется на арсенале разнородных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет свое название и производится под определенную музыку. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнородном мире движений, которые, особенно в первое время, считаются для них новыми и необычными.
Исполнение физических упражнений под музыку считается более действенной формой формирования у детей верного понимания характера перемещений [41, с. 48]. Для дошкольного возраста упражнения, произведенные с музыкальным сопровождением, считаются главными, базисными при овладевании двигательной культурой, т.к. они содействуют формированию правильной осанки, изящной походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений.
Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, приобретенное ребенком в процессе двигательных действий, дополнительно сопровождается значительными физиологическими переменами в его организме, улучшается дыхание и кровообращение. Радостная музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную работу отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами [45, с. 96]. Работа скелетной мускулатуры в дошкольном возрасте имеет актуальное значение, так как у растущего организма восстановление потраченной энергии характеризуется не только возвращением к начальному уровню, но и его превышением. Вследствие этого на музыкальных занятиях происходит не растрата, а приобретение энергии.
Можно сделать вывод, что современная ритмическая гимнастика – это самостоятельный вид гимнастики с отличительной методикой и правилами организации занятий. Применение нестандартной методики – ритмической гимнастики, может помочь увлечь ребенка заниматься физической культурой, сформировать потребность, а в дальнейшем привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, которые интересны детям и приводят их к здоровому образу жизни.
Проведение занятий ритмической гимнастики в дошкольных образовательных учреждениях являются способом организации двигательной активности детей. В дошкольных учреждениях недостаточно организован процесс, при котором дети могли бы больше двигаться. В основном это связанно с тем, что группы перенаполнены, в связи с этим становится недостаточно свободного места для проведения активных подвижных игр детей. Поэтому у детей двигательная активность может проявляться только на специально организованных занятиях. Ритмическая гимнастика является частью образовательных программ в дошкольных учреждениях. Выполняют функцию оздоровительной гимнастики. На занятиях ритмической гимнастики осуществляются стандартные упражнения (общеразвивающие, танцевальные и др.).
В старшем дошкольном возрасте у ребенка наблюдаются перемены всех систем организма, данный возраст более благоприятен для формирования у детей почти что всех физических свойств и координационных возможностей, реализуемых в двигательной активности. Непосредственно в данном возрасте наблюдается «закладка фундамента» для становления координационных возможностей, и еще приобретение познаний, умений и навыков при исполнении упражнений на координацию.
Таким образом, регулярные занятия ритмической гимнастикой увеличивают двигательную активность детей. Увеличение двигательной активности приводит к улучшению осанки, усиливает опорно-двигательный аппарат, благосклонно оказывает влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, сформировывает умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщает детей к культуре движений, развивает чувства великолепного, позволяет в движениях выразить собственные персональные специфики.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

В первой главе выпускной квалификационной работы проанализированы теоретические основы развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста. Получены следующие выводы:
– координация движений – это процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи;
– координационные способности – это возможности индивида определяющие его готовность к оптимальному управлению регулировки двигательного действия, совокупность качеств организма человека, проявляющаяся в ходе решения двигательных задач разной координационной трудности согласно с уровнем построения движений и обусловливающая успешность управления двигательными действиями;
– становление координационных способностей старших дошкольников чрезвычайно важно для становления всей двигательной активности. Координационные возможности считаются основными свойствами детей старшего дошкольного возраста, так как старший дошкольный возраст считается сензитивным для их формирования;
– ритмическая гимнастика – это прекрасное средство многопланового физического становления и эстетического воспитания ребенка, которое оказывает влияние на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), а также снимает психическое напряжение, увеличивает умственную и физическую трудоспособность, делает лучше самочувствие. Ритмическая гимнастика достаточно гибкая, повсеместно используется в детских дошкольных организациях. Музыка, применяемая на гимнастике, увеличивает не только интерес и стремление заниматься, способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности.
О развитии координационных способностей у детей шестого года жизни средствами ритмической гимнастики речь пойдет во второй главе.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф