Заявка на расчет
Меню Услуги

Теоретические основы развития творческих способностей дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Психолого-педагогические аспекты развития способностей детей дошкольного возраста

1.2. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста

1.3. Музыкально-ритмические занятия как средство творческого развития детей

ГЛАВА II. СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Диагностика (мониторинг) творческого развития дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности

2.2. Формирующий этап развития творческих способностей дошкольников на музыкально-ритмических занятиях

2.3. Методические рекомендации по развития творческих способностей дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Введение

 

Актуальность. Проблема развития творческих способностей личности ребенка определяется одной из актуальных и многоаспектных в педагогике, поскольку педагогический процесс – это путь непрерывного творчества, разрушения стереотипов, продуцирования новых, нестандартных.

Важная роль в процессе формирования высококультурной личности, с высоким уровнем интеллектуального и творческого развития, способной к созданию инноваций в различных сферах деятельности, отведена искусству, обладающему большими воспитательными возможностями.

Музыкально-ритмические занятия на современном этапе развития сферы образования приобрело статус социально-педагогического фактора, способствующего формированию творческих способностей, эстетической культуры, значимых личностных качеств. Продуктивность художественного воспитания детей средствами музыкально-ритмических занятий обусловлена многоаспектной характеристикой этого вида искусства, который объединяет в себе музыку, ритмику, движение, образ. Именно это обуславливает активизацию внедрения музыкально-ритмических занятий в систему общего образования, что особенно актуально на этапе начального обучения как первоосновы социокультурного становления и всестороннего развития личности.

Теоретический анализ проблемы позволяет отметить, что практически каждое педагогическое исследование в некоторой степени касается развития творческих способностей и воспитания творческой личности, поскольку педагогический процесс есть творческим по своей сути, включает творчество ученика, учителя, организатора досуга, руководителя самодеятельного кружка или объединения. Значительное количество научных работ посвящена исследованию природы творческого процесса (В.А. Андреев, Л.И. Божович, Т.И. Громов и др.). [46, с.89].

Общие проблемы развития творческих способностей и воспитания творческой личности в различных видах деятельности дошкольников (Д. Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, и др.). [61, с.244].

Анализ научных источников убеждает, что эта проблематика есть многоаспектной и требует междисциплинарного исследования. В педагогике известны различные подходы к развитию творческих способностей личности ребенка в процессе изучения разных дисциплин, внеклассной, кружковой работы, в том числе и музыкально-ритмической. Так, особенности детской музыкально-ритмической деятельности, воспитательное и развивающее значение танцевального искусства раскрываются в работах С.И. Бекиной, Г. Березовой, Л.Н. Богатковой, Л.А. Бондаренко и других теоретиков и методистов.

Необходимость применения новых педагогических методов и приемов развития творческих способностей у детей средствами музыкально-ритмической деятельности, а также недостаточность теоретических исследований и методических разработок по проблематике подтверждают ее актуальность и практическое значение.

Цель исследования заключается в выявлении возможностей музыкально-ритмических занятий в развитии творческих способностей дошкольников.

Объектом исследования являются развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – музыкально-ритмические занятия как средство творческого развития детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • изучить психолого-педагогические аспекты развития способностей детей дошкольного возраста;
  • определить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • рассмотреть музыкально-ритмические занятия как средство творческого развития детей;
  • провести экспериментальное исследование значения комплексных музыкально-ритмических занятий в развитии творческих способностей дошкольников.
  • Разработать методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что комплексные музыкально-ритмические занятия способствуют развитию творческих способностей старших дошкольников.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы; беседы с воспитателями и родителями дошкольников, методы математической статистики.

Методологическая база исследования: исследования формирования и развития творческих способностей у человека; положения теории о развитии творческих способностей.

Дошкольное формирование — 1-ая и, вероятно, один с основных ступенек просветительной концепции. Трудно пересмотреть ее роль, так как главная цель дошкольного создания — слаженное многостороннее формирование детей и формирование базовой основы с целью его последующего преподавания и индивидуального формирования. Непосредственно, по этой причине этот степень создания стоит особенного интереса и точной компании тренировочного хода. Что же такое ФГОС дошкольного образования? Это четко структурированный документ требований к организации учебно-воспитательной работы в ДОУ. [22].

Практическая база исследования — МБДОУ «Колокольчик» пгт. Чернянка Чернянского района Белгородской области.

Структура дипломной работы обусловлена логикой исследования и включает введение, два раздела, заключение, список использованной литературы и приложение.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методы, методологическая и практическая база исследования; дана структура ВКР.

В первом разделе «Теоретические основы развития творческих способностей дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности» изучены психолого-педагогические аспекты развития способностей детей дошкольного возраста; определены особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста; рассмотрены комплексные музыкально-ритмические занятия как средство творческого развития детей.

Во втором разделе «Система комплексных музыкально-ритмических занятий по развитию творческих способностей дошкольников» проведена диагностика творческого развития дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности; разработана программа комплексных музыкально-ритмических занятий.

Объем работы составляет 52 страницы.

Библиографический список состоит из 33 источника.

 

ГЛАВА 1 Теоретические основы развития творческих способностей дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности

1.1. Психолого-педагогические аспекты развития способностей детей дошкольного возраста

 

В настоящее время проблема развития творческих способностей дошкольников не только обострилась, но и претерпела качественные изменения. В последние годы педагоги-практики отмечают, что дети дошкольного возраста всё больше отличаются от их сверстников, которые описаны в трудах [11]. М. Монтессори, И.Г. Песталоцци,
В.А. Сухомлинского и даже от тех детей, что посещали дошкольные образовательные учреждения в конце ХХ века [21].

В узком смысле творчество понимается как человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее и имеющее общественно-историческую ценность.

Л.С. Выготский писал, что в таком случае «Творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники» [16, с.76].

В более широком смысле творчество – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). Именно в этом понимании термин «творчество» мы будем применять по отношению к деятельности детей дошкольного возраста. [10].

Для того чтобы перейти к понятию «творческие способности», рассмотрим, что же такое «способности» вообще.

Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям, навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности. [11].

Возможности – свойства персоны, характеризующие благополучность освоения конкретной работой. Возможности отличаются согласно уровня выраженности (с абсолютной неспособности вплоть до таланта и гения), согласно их развиваемости.

Большинство учёных подразделяют возможности на единые и специализированные. К единым причисляют возможности, какие обладают подходом к каждой работе, к примеру, умственные способности. Специализированные возможности обусловливают результативность исполнения одной работы, к примеру, мелодические, образные и т. д. Присутствие в данном создатели, как правило, свидетельствуют связь единых и специализированных возможностей.

Выделяют две степени формирования возможностей: самовоспроизводящий и креативный.

Человек, пребывающей в первоначальный степени, гораздо хорошо осваивает познания, осваивает работу и реализовывает её согласно порекомендованному примеру.

На втором уровне развития способностей человек создаёт новое, оригинальное. При этом всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима [21].

Кроме того, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня развития способностей на другой. Овладение любой деятельностью начинается с подражания, и только затем проявляется творчество. Обобщая данные определения, выделим основные признаки способностей.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека; способности определяют успешность выполнения деятельности или нескольких деятельностей; способности не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивают легкость и быстроту обучения способам и приёмам определённой деятельности; способности обладают свойством развиваемости. В этом определения способностей умения большинства учёных сходны. Но в других аспектах трактовки данного понятия мнения расходятся.

На наш взгляд, способности имеют составляющую, данную от природы. Они не даются в готовом виде, а могут развиваться. Развитие способностей возможно только в соответствующих видах деятельности.
А.М. Новиков указывает на то, что развитие способностей опирается на врожденные задатки

Установление задаткам некто предоставляет последующее: «Зачаток – анатомо-физические характерные черты лица, делающие легче либо затрудняющие формирование возможностей. Данные характерные черты, как правило, именуют природными, однако, они никак не постоянно имеются в отделанном варианте с появления на свет, они возникают, создаются согласно грани созревания организма.

В.Д. Шадриков свидетельствует то, что состав возможностей подобна текстуре работы. Возлюбленная обусловливается мишенью работы и ее мотивировкой. Основой формирования возможностей представляет разногласие среди доступным степенью формирования возможностей и условиями работы. Единые возможности, как правило, подразделяют в познавательные и креативные [23, 288]. Так, С. Герберт утверждает то, что обыкновенные когнитивные движения, трансформированные конкретным способом, достаточны с целью открытий (т.е. творчества). Процедура постановления креативных проблем описывается им равно как связь иных действий (памяти, мышления и др.) [21, с.26]. Исследователи Г. Айзенк,
Ф. Гальтон и др. устанавливают прямую связь между уровнем интеллекта человека и уровнем его творческих способностей. Однако, Л. Терстоун обращает внимание на разницу между творческими возможностями и возможностями к учебе, в роль в творческой активности условий малообразованных, в главную очередность характера. Исследованы и условия проявления креативности.

Таким образом, Р.С. Немов свидетельствует то, что творческий процесс появляется в базе заинтересованности ребят к той или иной типу работы [17]. Присутствие данном заинтересованность к работы сопряжен с изобретением новейшего, в таком случае имеется с креативным действием. Д.Б. Богоявленская обнаружила то. что в случае если миссии персоны возлежат за пределами наиболее работы, в таком случае её итог, в том числе и присутствие блистающем выполнении, никак не превосходит нормативно необходимого. Творческий процесс подразумевает схождение аргумента и миссии, т.е. интерес лично объектом, поглощенность работой [5]. В данном случае работа никак не временно останавливается в том числе и в то время, если сделана начальная цель, выполнена начальная задача.

Развитие работы согласно инициативе наиболее персоны, согласно взгляду Д.Б. Богоявленской, и имеется творческий процесс [25].

Вышеперечисленные изучения свидетельствуют в присутствие работы, увлекательной и важной с целью субъекта, равно как главное требование проявления им креативных возможностей. Психологи и педагоги (например, Р.С. Немов и др.) указывают, что одним из условий развития творческих способностей у детей выступает личность самого педагога [17].
К.А. Торшина проанализировав трудности креативности в иностранной психологии, делает заключение: новаторство – нормативный процедура (в таком случае имеется возлюбленная присуща всем народам), но степени его проявления находятся в зависимости с индивидуальных свойств и средовых данных. Развивая эту мысль, вновь обратимся к исследованиям Курносенко Е.А. Ею обнаружен следующий факт: под влиянием установки на творческий ответ показатели креативности возрастают. Но проявление креативности при высоком уровне её развития у испытуемого почти не зависит от наличия или отсутствия данной установки. У ребёнка с высоким уровнем креативности мотивация творчества стала «внутренней», не зависящей от внешней актуализации [15].

Следовательно, одним из важных условий проявления индивидом креативности является наличие такого личностного образования, как внутренняя мотивация творчества, а со стороны средовых характеристик важно наличие установки, которое в большой степени зависит от личности педагога, его готовности к соответствующей организации образовательного процесса.

Актуальность данной проблемы подтверждается следующими факторами.

Во-первых, творческая деятельность позволяет нам сегодня видеть мир таким, каков он есть. Предметы, вещи, окружающие нас, являются в большинстве своем творением рук и ума человека. В Малой энциклопедии персоналий представлено две тысячи великих людей, несущих в своем сознании творческий потенциал, благодаря которому достигнуты небывалые успехи в науке, культуре и производстве. Именно от таких людей зависит прогресс общества.

Во-вторых, ХХI век вновь ознаменовался возросшим интересом педагогики к гуманизации образования и утверждению личностно ориентированного подхода в обучении. Такой подход даёт представление о социальной, деятельной и творческой сущности человека и направлен на развитие природных особенностей ребёнка (способностей мыслить, чувствовать, действовать) как субъекта культуры (свободы выбора, гуманности, духовности, творчества).

В-третьих, отсутствие творческого начала – непреодолимое препятствие в старших классах школы, когда необходимо найти несколько решений предложенной задачи, выполнить задание нестандартным способом. Да и в дальнейшем ученик, лишенный творческого видения мира, тяжёло переживает стрессы и противоречия, не может творчески подходить к любым изменениям.

Таким образом, творчество – это то, что составляет ценность любого человека. И какую бы деятельность ни избрал ребёнок, ему не обойтись без развитого воображения, дивергентного мышления, обеспечивающих возможность нахождения нестандартных решений. Может, поэтому вопросы развития творческих способностей детей никогда не перестают волновать многих педагогов и психологов.

В заключении сделаем вывод, наше исследование психолого-педагогических аспектов развития способностей детей дошкольного возраста показало, что по отношению к деятельности детей дошкольного возраста термин «творчество» фактическая либо теоретическая деятельность лица, в каковой появляются новые итоги.

Стоит выделить то, что творческий процесс и умственные способности никак не существуют в отрыве друг от друга. Однако, креативность – это высокие умственные способности. Достижения в творчестве в большинстве областей требуют высокого интеллекта, при этом высокий уровень интеллекта сам по себе может и не приводить к творческим проявлениям.

 

1.2 Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста

 

Исследуя указанную проблематику, следует отметить, что категория «творчество» в специальной научной литературе определяется как процесс деятельности, следствием которого есть создание качественно новых материальных и духовных ценностей, имеющих социальную и личностную значимость.

Философское определение творческой деятельности выделяет ее специфические черты, имеющие обобщенный характер и связанные с формированием новых качеств личности, отличающихся неповторимостью и уникальностью[1].

Творчество является сложным диалектическим процессом, имеющим соответствующие этапы и свой механизм развития. Психологи утверждают, что способность человека к творчеству свойственна всем периодам его жизни в различных сферах деятельности, поскольку каждый индивид имеет творческий потенциал, а творческие способности поддаются воспитанию и культивированию. [34, с.54].

В особенности немаловажную значимость в ходе развития креативных возможностей представляет промежуток раннего возраста. Непосредственно ребятам характерны необыкновенная восприимчивость к сочным эмоциям, благополучие воображения, любопытство. Присутствие подходящих обстоятельств совершает единое формирование мыслительных действий, выступления, перемещений, сенсорики. Стремительно создаются случайные аппаратура регуляции психологических действий, прослеживается выражение творческих возможностей то, что свойственно с целью созидательной работы и имеется базой последующего развития персоны детей. В психологии способностями называют индивидуально-психологические черты, благодаря которым достигается успех личности в определенной сфере деятельности, а их естественной основой есть задатки как предпосылки для дальнейшего индивидуального развития [1, с. 8]. Однако, необходимо учитывать, что природные задатки и наклонности к творческой деятельности являются только одной из характеристик личности ребенка.

В настоящее время проблема развитие творческих способностей детей приобретает особое значение. В современных условиях необходимо не только вооружить ребёнка определёнными знаниями, но и воспитывать самостоятельную, творческую личность.

Творческие способности – это совокупность качеств и особенностей индивидуума, характеризующих степень их соответствия критериям определённого типа творческой деятельности и обусловливающих уровень её результативности. Основными типами деятельности, в которой ребёнок показывает творчество, являются музыкальная и художественная, поэтому огромное значение имеет выявление и раскрытие индивидуальных способностей.

Развитие творческих способностей дошкольников важно на всех этапах обучения, так как именно в этот период закладывается база умственного развития учащихся, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно и творчески мыслящего, активного, инициативного человека. Важным условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка творческого мышления как важного фактора, создающего эффективность его последующего обучения в школе, перспективность в профессиональной подготовке и жизни.

Несмотря на огромное количество исследований, направленных на изучение творческого развития детей, многообразие аспектов и подходов в определении природы творчества, в выделении условий реализации и развития творческих качеств личности подавляющий круг вопросов остаётся плохо разработанным. Это относится к проблеме определения факторов, способствующих развитию творческого мышления человека. Решение этих проблем имеет важное значение в отношении старших дошкольников.

Данное обосновано как рядом теоретических положений, раскрывающих целесообразность исследования творческого мышления детей дошкольного возраста, так и практической значимостью, которую приобретают в последнее время вопросы влияния особенностей микросреды на развитие способностей дошкольников.

При этом на формирование творческого мышления детей оказывают действие разные факторы, хотя на сегодняшний день нет однозначного мнения об оптимальных условиях развития творческого потенциала ребенка. В наше время рассмотрение развития креативности дошкольников в условиях семьи является менее изученной областью психологии способностей и более актуальной проблемой семейного воспитания. В свою очередь, семейная среда, а также её микроклимат, в наибольшей степени зависят от личностных особенностей родителей, от стиля в воспитании, который они реализуют.

Так как одним из условий формирования творческого мышления является наличие положительного образца творческого поведения, то и родители должны обладать весьма высоким уровнем развития творческого мышления. Хотя психологические исследования до сих пор не выявили наследуемости индивидуальных различий в креативности.

Для формирования креативного мышления ребенка один их значимых обстоятельств считается образ обучения, применяемый в семье. Подобные условия равно как роль жительства и структура семьи никак не проявляют влияния в формирование креативного мышления. Старший дошкольный возраст соответствует возможностям для развития творческих способностей, так как именно в это время закладывается психологическая основа творческой деятельности. Дети в этом возрасте способны к созданию нового рисунка, образа, которые отличаются оригинальностью, гибкостью, вариативностью.

Развитие творческих способностей интересует ученых разных областей, связано с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных методов и форм обучения, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям детей.

Данная проблема актуальна тем, что развитие творческих способностей ребенка необходимо для воспитания полноценной личности.

По взгляду Л.С. Выготского разрешение данной трудности наступает ранее в дошкольном раннем возрасте, непосредственно данные годы считаются чувствительными с целью развития и формирования созидательной персоны [9].

Творчество базируется в стремлении совершить то, что в таком случае новейшее, то, что ещё никем никак не существовало – выполнено, либо совершить в таком случае, то что ранее имеется, однако согласно – новейшему правильнее. Данное созидательное основание и создаёт креативные возможности в ребятенке, какие базируются в созидательной воображения. Дошкольные годы – это годы, в которых гораздо лучше образовывается такого рода психологическая процедура, как воображение. Воображение – это фантазирование, креативность. Для развития творческих способностей эти компоненты необходимы. Они дают возможность детям с интересом играть, рисовать, придумывать различные истории. Развитие воображения с детских лет помогает ребёнку в различных творческих начинаниях [1, с. 9].

Другими словами, воображение во многом обеспечивает прогресс развития деятельности каждого человека. В исследовании Л.С. Выготского значимую роль занимает развития воображения в творческих способностях.

Творчество неразрывно связано с мышлением. Мышление (словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова) – высшая ступень познания, процесс отражения объективной действительности в представлениях, ситуациях, понятиях.

Понимание – общепсихологическая процедура постижения, взаимосвязанный с открытием индивидуально новейшего познания, с расширением проблем, с творческим преобразованием реальности. Понимание – синтез и опосредованное отображение значительных закономерностей и свойств реальности, процедура постановки и постановления трудностей.

Итак, творчество необходимо рассматривать как нечто новое, оригинальное, что входит в историю развития самого творца.

Оценка проявлений творчества у детей происходит согласно таким характеристикам:

— необычность, новизна идеи, высказываемой в определенной группе детей (оригинальность);

— количество предложенных ребёнком идей (беглость);

— количество категорий предлагаемых решений (гибкость);

— завершенность, точность, детализация идей (разработанность).

Результат же творчества оценивается педагогом на основе эмоционального принятия ребёнком продукта своего творчества.

Творческое мышление как основа творчества с одной стороны, использует результаты обучения, закрепляет его, а с другой – варьирует этот опыт в новых сочетаниях, в новых смыслах. Основным условием развития творческого мышления, по мнению Л.С. Выготского и Т. Рибо, является творческая деятельность человека. [46, с.89].

Чрезвычайно важно положение Л.С. Выготского по связи творческого мышления с действительностью, доказывающее, что любой, даже самый фантастический образ несёт в себе те или иные черты реальной действительности, опирается на опыт ребёнка, отражает его жизненные потребности. Затем эти образы творческого мышления воплощаются в продуктах предметной деятельности, в их играх [9].

Таким образом, среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры, игровые ситуации.

Исследователями выделены особенности проявления творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Первая особенность связана со спецификой эмоциональной сферы детей. Эмоции дошкольника находятся в стадии развития изменяются качественно, делаются наиболее трудными, фундаментальными, крепкими. Ребёнок учится регулировать собственным действием никак не только лишь с воззрению эмоциональных побуждений, однако и в согласовании с осознанно установленными вопросами.

Второй характерной чертой считается основа воображения дошкольников на восприятие. Формирование воображения в дошкольном году совершается за счёт улучшения отображения реальности.

Следующая особенность связана с уровнем сенсорного развития ребёнка – малой дифференцированностью восприятия.

Четвёртая особенность заключается в недостаточной координации движений и слабой их управляемости [1].

Уровень развития психомоторной сферы обусловливает качество художественно-творческих результатов деятельности [11, с. 23].

Кроме того, художественно-творческие способности дошкольника не являются чем-то статичным, неизменным. Каждый их структурный компонент находится в процессе становления, развития. При этом все компоненты в этом возрасте сформированы в разной степени, потому их проявления весьма индивидуальны.

В заключении сделаем вывод, наше исследование особенностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста показало, что в настоящее время всё же остаётся мало изученным данный вопрос в контексте дошкольного образования и возможности создания, определённых психолого-педагогических условий развития воображения и творческих способностей детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Решением данной проблемы возможно при создании ряда психолого-педагогических условий для развития воображения. Среди них: разнообразие используемых методов его активизации: сказки, изобразительная деятельность и т.д.; игровой характер развивающих занятий; богатая разнообразными стимулами развивающая среда; организация целенаправленной досуговой деятельности детей в ДОУ.

 

1.3 Музыкально-ритмические занятия как средство творческого развития детей

 

Российские специалисты по психологии и преподаватели,подобные как Б.В. Асафьев, JI.A. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.C. Выготский, А.В. Казак, Д.Б. Кабалевский, Б.М.Теплов и др., анализируют творческий процесс равно как самоценность ребёнка и его индивидуальное свойство, равно как работа природную и необходимую с целью формирования возможностей любого дошкольника. Невозможно не отметить важность музыки в ходе созидательной деятельности дошкольников.

В концепции и практике дошкольного создания накоплен значительный опыт развития творчества ребенка в ходе мелодической работы.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии.

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка [2, с. 17].

Музыкальное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно его общего духовного становления.

Развитие детского творчества – сложная и комплексная проблема. Инновационные комбинации к её исследованию характеризуются рвением ученых к розыску результативных линий формирования творчества в обстоятельствах интеграции различных разновидностей художества и связи в данной базе различных разновидностей образной работы ребенка. Для того чтобы креативные проявления ребенка в мелодических упражнениях обладали направленный, интенсивный и чувствительный вид, преподавателю следует применять способы, способы и фигуры деятельность, содействующие формированию в мелодических упражнениях атмосферы созидательной деятельный, интереса, непринужденности [2, с. 18]. Значение музыкально-ритмической деятельности всегда подчёркивалось выдающимися педагогами – основоположниками дошкольного воспитания.

Проанализировав исследование Афонасовой было выявлено, что швейцарский педагог Э. Жак-Далькроз в начале XX века разработал систему ритмического воспитания, он считал, что специально подобранные упражнения развивают у детей музыкальный слух, память, внимание пластичную выразительность [2, с. 18].

В нашей стране музыкально-ритмическому воспитанию дошкольников уделяли внимание такие педагоги, как Т.С. Бабаджан, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, Н.А. Метлов, Е.Н. Соковнина, и другие.

В частности, А.Н. Зимина разработала комплекс образных упражнений, с помощью которых можно научить детей свободным, лёгким, чётким движениям. Этот комплекс представляет собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных трудовых действий и поведения птиц, зверей и т. д. Они являются ценным моментом развития воображения и творческой активности дошкольников. Перед детьми ставятся творческие задания, которые позволяют им самостоятельно избирать движения, выражающие повадки поведения того или иного персонажа, движения, имитирующие езду транспорта, полёт самолётов, некоторые действия рабочих профессий.

Преподавателю следует разъяснить и продемонстрировать ребятам осуществление данных перемещений. Однако, присутствие данного факта, для того чтобы никак не воспрепятствовать проявлению младенческого творчества, воспитатель никак не обязан предоставлять ребятам чёткие примеры перемещений. Некто предоставляет приблизительные демонстрации и даёт ребятам передвигаться таким образом, равно как им не терпится, однако непременно в согласовании с нравом музыки. Воспитатель потребует с ребенка чувственно-живого выполнения фигур, осмысленного взаимоотношения к собственной значимости и наиболее высококачественного исполнения перемещений.

Отсюда следуют условия к преподавательской работы мелодического управляющего: образное выполнение музыки, эффектная демонстрация присутствия следования, принципа единства эффективной демонстрации (искусство – перемещение, способность ощущать единое чувственное сущность музыки и транслировать его в перемещении; желание к формированию у детей непроизвольных эмоционально-двигательных реакций на музыку разного характера, активного творческого поиска в передаче музыкальных образов).

Рассмотрим дошкольное образование: опыт, его проблемы, перспективы развития, а также современные подходы в дошкольном образовании и подготовку кадров.

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придаёт ему особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.

Благодаря музыкально-ритмической деятельности, развиваются познавательные способности в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребёнок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности.

Музыкально-ритмические движения заставляют ребёнка переживать выраженное в музыке. А это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает особый подъём, жизнерадостность.

Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

Помимо этого, мелодично-правильная работа может помочь развить эмоциональность и выразительность восприятия музыки, ощущение ритма, мелодическое и гармоничное известие, чувство мелодической фигуры, музыкальные воспоминания и т.д. Для того, чтобы музыкальная игра, хоровод или пляска могли выполнять свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки.

Музыкально-двигательные упражнения могут помочь приучать детям двигательные умения и мастерства, требуемые присутствие передачи в движениях музыкальных эмоций, в таком случае ведь период содействуют углублению и уточнению мелодического восприятия ребенка. Педагог-практик Е.Д. Макшанцева в своём сборнике говорит о том, что игры с элементами упражнений способствуют хорошему физическому развитию ребёнка, делают занятия с детьми интересными и занимательными.

На наш взгляд, очень важна и сложна задача формирования у детей умения ориентироваться в пространстве и выполнять определённые перестроения. Для этого необходимы достаточно длительный период времени, единство требований со стороны педагогов, а также постоянное подкрепление навыков.

Эффективность развития двигательных качеств зависит от возрастных, индивидуальных возможностей, систематичности занятий, от мастерства педагога. Его первая задача, – внушить уверенность в себе, не делая замечаний. Главное – получение ребёнком удовольствия, радости от самого процесса движения под музыку.

Второй задачей автор считает обогащение двигательного опыта детей разнообразными телодвижениями под музыку. Это и подражание взрослым и сверстникам, и возможность спонтанно двигаться под музыку в своё удовольствие. Третья задача – научить детей «видеть ушами», фантазировать под музыку.

В заключении сделаем вывод, что наше исследование музыкально-ритмических занятий как средства творческого развития детей показало, что последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создать радостным пребывание детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ

 

Исследование теоретических основ развития творческих способностей дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности позволяет сделать нам следующие выводы.

По отношению к деятельности детей дошкольного возраста термин «творчество» понимается фактическая либо абстрактная деятельность человека, в каковой появляются новейшие итоги. Нужно выделить, что творчество и умственные способности никак не имеются в отрыве товарищ с товарища. Совместно с этим, креативность – это в большей степени умственные способности. Творческие свершения в основной массе сфер призывают уют высокого интеллекта, при этом высокий уровень интеллекта сам по себе может и не приводить к творческим проявлениям.

В настоящее время всё же остаётся мало изученным данный вопрос в контексте дошкольного образования и возможности создания, определённых психолого-педагогических условий развития воображения и творческих способностей детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Решением данной проблемы возможно при создании ряда психолого-педагогических условий для развития воображения. Среди них: разнообразие используемых методов его активизации: сказки, изобразительная деятельность и т.д.; игровой характер развивающих занятий; богатая разнообразными стимулами развивающая среда; организация целенаправленной досуговой деятельности детей в детском образовательном учреждении (ДОУ).

Последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создать радостным пребывание детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.


ГЛАВА 2. Система музыкально-ритмических занятий по развитию творческих способностей дошкольников

2.1 Диагностика творческого развития дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности

 

Вследствие необходимости подтверждения выводов теоретического исследования значения музыкально-ритмической деятельности в развитии творческих способностей дошкольников было проведено практическое исследование влияния комплексных музыкально-ритмических занятий на развитие творческих способностей дошкольников.

В качестве практической базы исследования был определен муниципальное бюджетное дошкольно-образовательное учреждение (МБДОУ) «Колокольчик», расположенное в Белгородской области, Чернянского района, в поселке городского типа Чернянка.

Педагогическое исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

Констатирующий эксперимент проводился с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 22 человек (из них 11 составили контрольную группу и 11-экспериментальную) на базе МБДОУ «Колокольчик».

Цель констатирующего эксперимента заключается в определении уровня творческого развития дошкольников.

Задачи констатирующего этапа:

— подбор методик;

— проверка состояния развития творческих способностей дошкольников;

— анализ результатов этапа.

Констатирующий эксперимент проводился по диагностической методике творческого развития на основе работ К.В. Тарасовой и
А.И. Бурениной.

Данная методика включает в себя восемь заданий. Критерии исследования: музыкальность, эмоциональность, творческие проявления, вопросно-ответные интонации, сочинение мелодии на заданный текст, сочинение ритмических рисунков, сочинение мелодий на металлофоне, способность к творческому восприятию музыкального произведения.

Цель: исследовать уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Результаты исследования по вышеуказанным критериям в группе детей дошкольного возраста представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Результаты исследования на контрольном этапе

Имя Количество баллов по критериям Общий балл Уровень
музыкальность эмоциональность творческие проявления вопросно-ответные интонации сочинение мелодии на заданный текст сочинение ритмических рисунков сочинение мелодий на металлофоне способность к творческому восприятию музыкального произведения
Женя М. 2 2 2 2 1 2 2 2 15 В
Саша Т. 1 1 1 1 1 2 1 1 9 С
Лена В. 1 1 1 1 1 1 1 1 8 С
Юра С. 1 1 1 1 0 1 0 1 6 Н
Олеся А. 2 2 1 1 1 2 1 1 11 С
Марина О. 1 1 0 0 0 1 1 1 5 Н
Игорь Ю. 1 1 1 1 1 1 1 1 8 С
Вика Г. 1 1 0 0 0 0 1 1 4 Н
Даша С. 0 1 1 1 0 0 1 1 5 Н
Олег А. 1 1 2 1 1 1 1 2 10 С
Никита П. 1 1 1 1 1 1 1 1 8 С

 

На основании данных табл. 2.1 рассчитано процентное соотношение количества дошкольников по уровням развития творческих способностей – табл. 2.2.

Таблица 2.2. Процентное соотношение уровням развития творческих способностей дошкольников

На основании данных табл. 2.2 составлено графическое изображение полученных результатов – рис. 2.1.

Рис. 2.1. Результаты исследования уровня развития творческих способностей дошкольников экспериментальной группы

Таким образом, на рис. 2.1. очевидно, что более половины группы детей показали средний уровень развития творческих способностей, только у одного дошкольника наблюдался высокий уровень.

Можно сделать вывод, что диагностика творческого развития дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности показала, что у детей недостаточно развиты творческие способности. Поэтому музыкальному руководителю необходимо уделять много внимания их развитию.


1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф