Меню Услуги

Теория монополистической конкуренции

Вид работы: Проект

Тема: Теория монополистической конкуренции

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренты, это те субъекты, действия которых невозможно не учитывать при проведении грамотной финансовой политики. Действия конкурентов выступают своеобразным ограничением, которое учитывается при определении цен и объемов выпуска продукции. Так же эти действия принимаются во внимание при разработке и принятии управленческих решений.

Изучение теории монополистической конкуренции приобретает особую актуальность в отечественной экономике. Крайне монополизированный рынок СССР достаточно сильно дал о себе знать – все экономические процессы протекают в условиях несовершенной конкуренции.

Данная теория была закреплена работой американского профессора Эдварда Хейстингс Чемберлена «Теория монополистической конкуренции». В 1921 г. закончил университет Айовы. Через год в Мичиганском университете получил степень магистра, а еще через пять лет, будучи докторантом в Гарвардском университете, защитил диссертацию по проблематике монополистической конкуренции. Вся последующая деятельность с 1927 г. и до кончины в 1967 г. связана с преподаванием в университете Гарварда. Наиболее значительные моменты в творческой и научной биографии Э. Чемберлена явилось избрание главой отделения экономической теории Гарвардского университета в 1939 г. а также назначение на пост редактора гарвардского «Куортели джорнел оф экономикс» в 1948. В 1965 г. он был избран заслуженным членом Американской экономической ассоциации. В течение 1933—1962 гг. его произведение переиздавалось в США восемь раз, являясь одним из популярных учебных пособий в преподавании курса экономической теории многих стран. В нем содержится всесторонняя характеристика сущности монополии, приводится убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли. Э.Чемберлен осознавал, что идиллическая абстракция совершенной конкуренции уже не отвечает реальности, неоклассическая доктрина нуждается в серьезном уточнении.

Целью данной работы является исследование основ теории монополистической конкуренции.

Исходя из поставленной цели были решены следующие задачи:

1 – изучены различные подходы к теории монополистической конкуренции;

2 – подробное изучение теории Э. Чемберлена;

3 – исследование современного состояния монополистической конкуренции в отдельных отраслях экономики;

4 – рассмотрение особенностей и недостатков монополистической конкуренции в экономике.

Предметом данной работы является развитие теории монополистической конкуренции.

Объектом исследования является монополистическая конкуренция как элемент рыночной коньюнктуры.

Методологическую основу работы составляют аналитические, абстрактно-логические, статистические методы исследования, горизонтальный анализ, вертикальный анализ.

При выполнении данной  работы использовался материал различных учебников, учебных пособий по экономической теории, статей из периодической печати.

Исторические аспекты развития теории монополистической конкуренции

Основная сущность такого механизма как монополистическая конкуренция состоит в том, что участники этого механизма могут оказаться незаинтересованными в увеличении объемов выпуска.

Это объясняется тем, что данные участники – хозяйствующие субъекты – несут более высокие издержки, и соответственно у них чаще возникают проблемы с получением стабильного объема прибыли.

Монополистическая конкуренция представляет собой тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Как уже было указано раньше, понятие «монополистическая конкуренция» восходит к одноименной книге американского экономиста Эдуарда Чемберлина (1899-1967), опубликованной в 1933 г.[7, c. 63]

Монополистическая конкуренция обладает признаками как отдельной монополии, так и совершенной конкуренции. Другими словами, участники рынка, где господствует монополистическая конкуренция имеют возможность по аналогии с монополиями контролировать цену товаров, но в то же время, данный механизм предполагает наличие множества мелких участников, а так же свободный вход  на рынок и выход с него.

Рассмотрим особенности рынка с монополистической конкуренцией:

1 —  наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);

2 — свободный вход на рынок и выход с него.(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);

Данная особенность имеет приобретает все большее значение в российской экономике. Это связано с распространением на рынке запрещенной продукции, а так же множества подделок.

3 — разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




4 — совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

5 —  влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.[3, c. 17]

Таким образом, монополистическая конкуренция представляет собой один из механизмов функционирования множества мелких фирм, предлагающих различные виды продукции. Монополистическая конкуренция обладает чертами монополии и совершенной конкуренции.

Различные исторические подходы к теории монополистической конкуренции

Данная теория была заложена представителями немецкой исторической школы, которые в своих исследования сделали упор на описании отдельных экономических явлений.

Данная стадия капитализма получила название империализма по аналогии с процессом формирования империй прошлого — римской, персидской и др.[9, c. 110]

Анализу империализма были посвящены многие исследования представителей германского социал-демократического движения, наиболее известной является работа Р.Гильфердинга (1877–1941) «Финансовый капитал» (1910), в которой он сделал одну из первых попыток дать научное объяснение новым явлениям капитализма. Гильфердинг принимает положение и классической школы, и марксизма, что стремление к возможно более высокой прибыли имеет объективным результатом тенденцию к установлению равной средней нормы прибыли на равные по величине капиталы. Этот результат достигается конкуренцией капиталов из-за сфер применения, постоянным приливом капитала в такие сферы, где норма прибыли выше средней и постоянным отливом из таких сфер, где она ниже. Гильфердинг обращает внимание на то, что эти постоянные движения наталкиваются на препятствия, увеличивающиеся с уровнем капиталистического развития, к которым, в первую очередь, следует отнести колоссальное увеличение основного капитала. На этой базе возникают промышленные монополии. Тенденции к монополизации промышленности стимулируются, по мнению Гильфердинга, заинтересованностью банковского капитала, который стремится к абсолютному устранению конкуренции между теми предприятиями, в которых он принимает участие. Так возникает финансовой капитал.

Значительное внимание рассмотрению феномена империализма было дано в марксисткой экономической литературе. Наиболее известной является работа В.И.Ульянова (Ленина) (1870–1924) «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916), которая в значительной своей части основана на материалах работы Р.Гильфердинга. Используя положение марксизма, что основой развития общества (как базиса, так и надстройки) является развитие производительных сил, Ленин показал, что основой процесса монополизации явилась серия крупных открытий последней трети девятнадцатого века, которые привели к изменению структуры народного хозяйства. Основой экономики стала тяжелая промышленность, в которой концентрация производства и капитала несравнимо выше, чем в легкой. Производство сосредотачивается на нескольких крупных предприятиях и возникает возможность договора между ними, в первую очередь, договора о поддержании высокого уровня цен. Не случайно первой формой монополии, возникшей на основе концентрации производства, является «ринг» — соглашение юридически и фактически независимых компаний о едином уровне цен на свою продукцию. Процесс концентрации идет и в банковской сфере, также сопровождаясь возникновением банковских монополий. Дальнейшее развитие процесса монополизации в народном хозяйстве ведет к образованию финансового капитала и финансовой олигархии. Последняя стремится к мировому экономическому господству и результатом этого становится борьба за экономический (важнейшее средство — вывоз капитала) и политический раздел мира. Другими словами, изменения, которые произошли в экономической и политической сфере и на которые первыми обратили внимание представители исторической школы. Ленин выводит из процесса монополизации экономики. А сама монополия рассматривается им как результат концентрации производства, которая и дает возможность компаниям получать монопольно-высокую прибыль на основе поддержания монопольно-высоких цен. Однако у Ленина нет и намека на механизм формирования монопольных цен. И это естественно, поскольку его интересовала совершенно другая проблема — анализ монополий через призму возможностей осуществления социальной революции в одной, отдельно взятой стране.[12, c. 96]

Чтобы разобраться в механизме образования монопольных цен, нам надо обратиться не к марксизму, а к неоклассическому направлению в экономической теории. Справедливости ради надо отметить, что глубокий анализ процессов ценообразования в условиях монополизации экономики относится к достаточно позднему периоду — тридцатым годам двадцатого столетия. Это можно понять, если вспомнить, что модели функционирования экономики в рамках классического, а тем более неоклассического направлений, строились на предположении о совершенной конкуренции, свободном переливе капитала, полной информированности всех участников экономического процесса и т. д. Безусловно, никогда не отрицалось, что в экономике монополия присутствует, однако в большинстве случаев монополия объяснялась внеэкономическими факторами. Предполагалось, что она возникает лишь на естественной или юридической основе. [8, c. 236] Первая является результатом невоспроизводимых условий производства, вторая — результатом «дарования привилегий». Такая трактовка характерна для А.Смита, который пишет, что «…Монополия, предоставленная отдельному лицу или торговой компании, оказывает то же действие, что и секрет в торговле или мануфактурном производстве. И монополисты, поддерживая постоянный недостаток продукции на рынке… продают свои товары намного дороже естественной цены». Смит монопольную цену рассматривает как высшую цену, которая только может быть получена, в отличие от естественной цены (или цены свободного рынка), которая представляет собой самую низкую цену, на которую можно согласиться. Здесь мы видим трактовку монопольной цены как цены спроса, а трактовку естественной цены как цены предложения.

Исследованию процессов ценообразования в условиях монополизации экономики положили две, практически одновременно вышедшие, работы «Теории монополистической конкуренции» (1933) Э.Чемберлина и «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933) Дж. Робинсон.

Теория Э. Чемберлена

Автор одноименной книги Эдвард Хейстингс Чемберлен (1899-1967) — уроженец штата Вашингтон (США), из семьи протестантского пастора.

Стоит сразу же отметить, что в результате дальнейшего исследования по данной теме Э. Чемберлен издал в 1957 году «На путях к более общей теории стоимости».

Основное теоретическое положение данной работы состоит в том, что суть монополии состоит в контроле над предложением, и соответственно ценой. Контроль реализуется через усиление взаимозаменяемости соперничающих товаров. В этом, по мнению  автора, и состоит дифференциация продукта.

Чемберлен по этому поводу пишет: «Вместе с дифференциацией появляется монополия, а по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей». Исходя из этого, он полагает, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».

Автор указывает, что между рынками существует взаимосвязь, так как все усилия продавцов всех рынков направлены на реализацию схожего товара. При этом он утверждает, что  «рынки в реальной действительности более или менее несовершенны», а «наивное умозаключение, гласящее, что фактическим результатам свойственно «стремиться» к равновесию, не имеет под собой оснований».[6, c. 88]

В результате в своей работе автор рассматривает отдельного продавца как монополиста, определяющего свой круг покупателей. И в данном аспекте так же проявляется основная суть, положенная в основу работы Чемберлена – это дифференциация продукта. Данной теме посвящена глава работы. В ней Э. Чемберлен  отмечает, что основным признаком дифференциации продукта является наличие у товара одного из продавцов какого-либо отличительного признака.  Данный признак не обязательно должен быть реальным для покупателя, он может быть и воображаемым. Целью существования данного признака будет выбор покупателем именно этого продукта.  «Там, где существует такого рода дифференциация, — уточняет он, — покупатели будут группироваться попарно с продавцами не по воле случая и не беспорядочно (как это происходит при чистой конкуренции), а в соответствии с выбором, основанным на предпочтении».

Таким образом, монополист, по мнению автора, имеет возможность увеличить спрос именно на свой продукт путем снижения цены, полагая при этом, что другие продавцы не смогут спрогнозировать данное снижение и поступить так же. В результате продукт будет иметь преимущество – сниженная цена.

Далее в своей работе Э. Чемберлен обосновывает влияние многочисленных факторов на дифференциацию продукта. К таким факторам автор относит: марку, фабричное наименование, а так же форма , цвет и стиль упаковки. Кроме этого, к неценовым факторам автор отнес удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает.

Так же важной составляющей работы является приведенная классификация факторов объема сбыта:

1 – цена;

2 – особенности продукта;

3 – затраты на рекламу.

Исходя из этого Э. Чемберлен выделяет особенность монополистической конкуренции – возможность устранения ценовой конкуренции.

Подводя итог всему выше изложенному, автор в 5 главе делает о вывод о том, что, неполное ведение цен уменьшает эластичность спроса. Это происходит по аналогии с тем, как реклама устраняет действие этого фактора делает спрос более эластичным.

Суждения Э. Чемберлена впервые навели исследователей идей экономического либерализма на мысль о том, что не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии, что монополистическая по своей сути конкуренция может иметь место и при достаточно большом количестве продавцов, обостряясь по мере увеличения взаимозаменяемости соперничающих товаров. Отсюда уместными становятся выводы о возможности в условиях монополистической конкуренции покупателя предпочесть один конкурирующий товар другому и одного продавца абсолютно неэквивалентного одноименного товара другому продавцу. [11, c. 194] Это, по логике Э. Чемберлена, также означает, что выдержать состязание с крупным хозяйствующим субъектом и быть, как он, монополистом может и мелкий либо средний продавец (торговец) и производитель, т.е. монополия, вопреки марксистским критикам, необязательно является следствием финансового контроля, концентрации производства и централизации капитала, ибо рыночной системе свойственны и усиливающие конкуренцию тенденции.

Прикрепленные файлы:

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

db19379ac79e82d6

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.