Заявка на расчет
Меню Услуги

Анализ эффективности терапии, глубины и устойчивости ремиссии психосоматического дерматоза после психокоррекции алекситимии. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


1.3. Основные принципы терапии, глубины и устойчивости ремиссии у больных психосоматическими заболеваниями

Центром тяжести психосоматического страдания оказывается всегда орган, наиболее уязвимый и важный для жизнедеятельности организма в представлении человека. «Выбор органа» свидетельствует о преимущественной направленности защитно-приспособительных механизмов, вызывающих повреждающий эффект по мере нарастания дезинтеграции в стрессовых ситуациях. [42]

В настоящее время существует относительно ограниченный арсенал методик измерения выраженности алекситимии. Это обусловлено сложностью и многогранностью самого явления, а также причин его возникновения. Как уже было описано, люди, страдающие от алекситимии, характеризуются следующими особенностями: они не умеют достаточно распознавать эмоции, испытывают трудности с описанием собственных и чужих чувств и их соотнесением с телесными проявлениями, обладают мышлением, ориентированным на стимулы извне (экстернальным мышлением), и ограничены в проявлениях воображения [27]. Алекситимию нередко путают с иными (нередко временными) психическими реакциями, такими, как инициированные психологической травмой, депрессией, шизофренией и просто когнитивной неразвитостью (или культурными факторами). По этой причине актуальной остается проблема диагностики подлинной алекситимии. Для определения степени выраженности алекситимии использовались различные анкеты: BIQ (опросник Бет, Израиль), АРВQ (создан на основе шкалы BIQ), SSPS (личностная шкала Sifnoes); применялась также 22-пунктовая шкала алекситимии в MMPI. Но все они давали весьма противоречивые данные, поэтому не нашли широкого применения в научных исследованиях. Используются и проективные техники, поскольку, как ранее подмечалось, алекситимики нередко лишены воображения и их ответы различаются стереотипностью (в частности, это принадлежит к интерпретации исследований Роршаха и ТАТ). [39] Но использование данных тестов в медицинских целях затруднено, так как нет нормативных сведений и необходимого времени с целью выполнения исследований и интерпретации их результатов.

В комплексных исследованиях применяется блок методик, которые по косвенным показателям могут выявить внутриличностный конфликт человека. Это методика Т. Лири (ДМО), методика по изучению ценностных ориентации Рокича, шкалы депрессии. Для выявления внутриличностного конфликта применяется также методика, разработанная Г. Келлером, которая позволяет определить наличие конфликта в трех сферах: семейной, партнерского общения и производственной деятельности. В том случае, если исследователи придерживаются точки зрения, что существует взаимосвязь межличностных и внутриличностных конфликтов, возможно применение методики определения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса. Но, всегда удается в ходе психологической диагностики выявить степень внутриличностной конфликтности и наиболее конфликтную в данный период времени сферу. Сложность дифференцирования, неоднозначность трактовки, взаимосвязь внутриличностных конфликтов с другими видами конфликтности определяет сложность разработки и подбора методик.

В последнее время создано еще два метода: Опросник алекситимии Вермонда-Ворста [15] и Калифорнийская Q-сортировка алекситимических прототипов [18].

Очень показательной может быть методика «Мой эмоциональный словарь». При внешней простоте выполнения она помогает чётко определить людей, затрудняющихся словесно выражать эмоции. Для её выполнения испытуемого просят за ограниченное время написать максимальное количество названий эмоций. Обычно на выполнение задания дают 5 минут. Достоверно доказано, что люди, написавшие за это время менее 15 названий эмоциональных состояний, имеют алекситимию или пограничное с ней состояние.

Человек, находящийся в гармоничных отношениях со своей средой, может перенести экстремальные соматические и психические нагрузки, избегнув болезни. Однако в жизни встречаются личностные проблемы, которые вызывают настолько тягостную фиксацию и душевный разлад, что в определенных жизненных ситуациях приводят к негативным эмоциям и неуверенности в себе. Именно в сложных ситуациях психосоматически отягощенные пациенты, проявляющие эмоциональную подавленность, не могут правильно оценить и описать свое состояние.

Работа психотерапевта в рамках гуманистического направления заключается в восприятии терапевтом феноменов психического мира человека как некой целостности и ценности, не опираясь на предубеждения и предпосылки, которые их искажают. Оно основывается на идее о том, что человек есть самая большая ценностью, который стремится к саморазвитию и самоактуализации себя как личности (И. Ялом, Р. Мэй, Д. Бьюдженталь, С. Л. Братченко, Д. А. Леонтьев, Р. Кочюнас, В. Франкл, Н. В. Клюева и др.). [44]

Гуманистическая терапия основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать судьбу, ответственности как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. С точки зрения Р. Кочюнаса, цель гуманистической психотерапии – помочь клиенту понять, до каких пределов простирается его свобода что-то менять в жизненной ситуации. [44] Важный момент в работе психотерапевта — сделать упор на развитие самосознания клиента: осознание собственных стремлений, мотивов, ценностей, целей, как значимости и ценности собственного жизненного мира. Дать клиенту осознать и пережить свои ограничения, свою потенциальную свободу от прошлого, ценность своего “Я” в настоящем. Поощрять осознание клиентом того, что у него всегда есть выбор, делать акцент на личных желаниях и переживаниях клиентки, на его личном выборе в той или иной жизненной ситуации. Поэтому сложность работы в рамках данного направления заключается в сложности вербализации со стороны пациента.

Вместе с тем важно отметить, что работа с нейродермитами в рамках гуманистической психологии может быть эффиктивна, т.к. одна из ее задач — помощь в открытии своей уникальности и идентичности, что важно для повышения уверенности в себе клиента. Например, возможно применение “Экспериментального диалога”, (“пустой стул”), для проработки внутренних конфликтов клиента. Это техника в форме диалога, происходящего между двумя полярными позициями клиентки: позиции жертвы и агрессора. Диалог осуществляется самим клиентом, который по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции.

Другое направление в терапии — психоанализ. Основное положение традиционного психоанализа – понятие конфликта. Непосредственно конфликт считается фактором абсолютно всех нарушений в поведении человека и его психологической жизни. [57]

Главной проблемой психоанализа считается содействие в осознании остроконфликтной ситуации, при которой бессознательные желания не признаются сознанием. Конфликт появляется между «Я», «Оно», с одной стороны, и «Сверх Я», с иной. У «Я» имеются механизмы защиты: рационализация, отрицание, проекция, сублимация, ритуал, вытеснение и т. д. Применяя технику психоанализа при консультировании, психолог может помочь клиенту осознать и понять настоящую первопричину его действия, избегая защитные механизмы. [57]

Программа работы с клиентом в рамках психоанализа складывается из пяти этапов. [57] Первый этап – проговаривание клиентом своих проблем. Второй этап – это поиск болезненного очага в бессознательном. Психолог предлагает клиенту высказать любые ассоциации и предположения клиента, связанные с его переживаниями. Третий этап– переоценка событий, изменение системы взглядов. Важным здесь является анализ сопротивления. Цель– помочь клиенту понять, какие именно механизмы психологической защиты являются помехой для реального осознания им своих проблем и что именно эти механизмы в данной ситуации действуют там, где защитная функция уже не нужна. Четвертый этап– придание положительной окраски новой системе ценностей. На этом этапе с помощью метода интерпретации психоаналитик разъясняет консультируемой неясные или скрытые причины ее переживаний и поведения.

Таким образом, работа консультанта строится на основе актуализации бессознательного, неявного. Сложность работы с алекситемией заключается опять в необходимости вербализации своих чувств.

Бихевиоризм, как направление психотерапии, основан на идее о том, что каждый стимул связан с определенной реакцией. [57] Во главе современных бихевиоральных представлений о человеке находится представление о том, что человек – продукт и одновременно производитель своей окружающей среды, ориентированность на реальные действия: человек трактуется как деятель, своими действиями изменяющий действительность. [57] Соответственно, главная цель психологической помощи клиенту — обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового обусловливания и на этой основе помочь в овладении новым поведением. Необходимо сформировать новые социальные умения. Техника психологической работы в бихевиоральном направлении строится на детерминистической посылке; определенное поведение есть следствие определенного воздействия. Это значит, что дезадаптивное поведение является результатом неверного научения. Поэтому в основу консультирования положена совокупность приемов формирования нового поведения (переучивания).

Например, возможно проведение тренинга адекватного самовыражения. В процессе тренинга клиента обучают адекватному поведению в различных ситуациях. Техника реализуется посредством ролевой игры, в которой детально анализируются фрагменты поведения и на основе подробной ориентировки в действиях и чувствах, которые они вызывают, а также чувствах по поводу вызванных чувств, осуществляется выработка новой, идеальной формы поведения. В данном направлении отсутствует попытка разобраться в причинах дезадаптивного поведения. Происходит простое переучивание.

Когнитивная психотерапия основное внимание уделяет познавательным структурам психики и делает упор на личность, личностные конструкты и, в целом, на логические способности. В самые последние годы когнитивное направление объединило в себе три подхода: рационально-эмотивную терапию (РЭТ) А. Эллиса и когнитивную терапию А. Бека, реальностную терапию У. Глассера и трансактный анализ Э. Берна. Например,. А. Эллис значительное внимание в своей концепции уделяет переструктурированию Я-высказываний и анализу безусловно принятых норм и долженствований личности. Основываясь на подчеркнуто научных подходах к структуре индивидуального сознания, РЭТ стремится освободить клиента от стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир. [57] Следовательно, программа работы с клиентом в рамках когнитивного направления будет строится с опорой на представление о том, что в основе проблем лежит система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых, а также самообвинение. Это предстоит выяснить в первую очередь при общении с клиентом (как к нему относились родители, учителя, друзья, уточнить круг общения). Работа с клиенткой должна вестись на основе ее самоанализа по схеме: “событие-восприятие-реакция-обдумывание-вывод». Итак, в процессе консультирования работа ведется в направлении осознания клиентом своей самоценности.

На основе анализа литературы можем говорить, что нет общепринятого мнения по вопросу о возможности психологического воздействия на алекситимические черты. Определенные авторы заявляют, то что болезнь в целом не поддается психотерапевтическим влияниям [63]. Бесспорно, «алекситимику» сложно функционировать со снами, так как он нечасто их припоминает и слабо представляет. Невротики, в отличие от него, имеют все шансы обрисовывать собственные психические проблемы в терминах воображений, идей, эмоций. Усилия коррекции алекситимии в рамках психодинамической психотерапии становятся напрасными или даже приводят к смещению в худшую сторону из-за бедной речевой продукции, неумения рассматривать эмоции и отсутствия заинтересованности к психотерапевту. Настолько же неэффективна и групповая психодинамическая лечение [63]. Наблюдают существенное рассогласование между обширным и богатым диапазоном невербального действия «алекситимика» и скудостью его словесных обозначений. По этой причине сложность представляет осуществление классических форм психокоррекции, необходимы принципиально другие подходы, подготавливающие участника группы к словесным методам психокоррекционного взаимодействия [63].

Коррекция в ситуациях групповых работ обязана складываться из 3-х поочередных стадий: 1) расслабление и дидактическая нацеленность; 2) упор на невербальные ресурсы общения; 3) актуализирование «внутреннего разговора». Релаксирующими способами могут быть аутогенная подготовка, музыкотерапевтические сеансы, вспомогательные психогимнастические способы. При этом формируется умение чувствовать и способность вербализовать эмоции по виду «здесь и теперь». Актуализирование невербальных методов общения и упор на них кроме того содействует «растормаживанию» эмоций. Порекомендованная Н.Д. Семеновой технология «Портрет жены художника» считается окольным способом вербализации эмоций. При этом предполагается сформировать словесную картину, собственный образ, как в случае если б член группы был известным и позировал художнику. Задавалась установка на предельно исчерпывающую передачу словами нарисованного в фантазии портрета, для того чтобы остальные имели возможность «узреть» картину. Освоение невербальной коммуникацией расширяет и углубляет спектр орудий и методов общения, приводит к углублению эмпатического потенциала. В теплой обстановке группы снимается образец угнетения и соматизации эмоций.

Наконец, с поддержкой специализированных способов достигают актуализации скрытых, частично осмысленных внутренних диалогов, их развертывания и вербализации. Внутренние диалоги «алекситимика» диффузны, смазаны, слитны, в них трудноразличимы два внутренних собеседника.

Кроме обрисованного подхода к корректировки алекситимии существую и иные предложения [54]. К примеру, можно видоизменить психодинамическую психотерапию, для того чтобы она напоминала работу с детьми, если врач ведет себе аналогично матери, помогая «алекситимику» в достижении эмоциональной взрослости, обучая его формированию символов, помогая понимать, видеть и формировать аффекты, работая над его имеющим недостатки коммуникативным языком. И все же далеко не всем из них можно помочь и не следует ждать облегчения абсолютно всех признаков алекситимии фазу.

Таким образом, в результате анализа научных источников, нами показано, что в основе терапии глубины и устойчивости ремиссии у больных психосоматическими заболеваниями, сопровождающихся аликсетимией, не может лежать какой-либо конкретный психотерапевтический подход. Некотррые исследователи считают, что аликсетимия не поддается коррекции, другие предлагают искать новые подходы к лечению заболевания. Сложности терапии в рамках традиционных подходов обусловлены скудностью речи, неумения обсуждать чувства и отсутствия интереса к психотерапевту.

1.4. Собственные мысли

Анализ теоретических и эмпирических источников позволяет нам говорить о том, различные авторы по-разному подходят к трактовке феномена алекситимии. Сложность в изучении этого заболевания для нас представляется в том, что имеет место амбивалентность в оценке алексетимии: его презентируют и как самостоятельое расстройство, и как сопровождающее другие. При этом мы увидели, что методический арсенал средств изучения алекситемии также ограничен, зачастую приходится использовать опосредованные методы диагностики. Именно поэтому мы считаем важным изучать заболевание в динамике и во взаимосвязи с другими психическими явлениями.

Термин «алекситимия» чаще всего трактуется как ограниченная способность человека к восприятию своих эмоций и чувств, их соответственной вербализации и экспрессивной трансляции. [6]. Нам ближе понимание алекситимии в патогенетическом смысле, как функционального расстройства психической регуляции вегетативных функций организма. Среди внешних проявлений его выступает собственно алекситимия, как симптом (т.е. в узком смысле). А в сущности — как эволюционно закреплённое звено защитных «тормозных» реакций индивидуума, которые ограничивают его активность в условиях перегрузок. При этом конверсия психологического напряжения фиксируется на органе минимального сопротивления. В нашем случае — на коже. Сродни механизмам так называемой «психологической защиты», но являющегося в порочном круге ступенькой к истинно «органическим» процессам (воспаление, дистрофия, амилоидоз и т.д.) Именно поэтому мы считаем важным изучать данное заболевание во взаимосвязи со стрессоустойчивостью человека, его копинг – стратегиями и жизнестойкостью в целом.

При этом личность, которая находится в гармоничных отношениях как собственным Я, так и с окружающим миром, может перенести экстремальные соматические и психические перегрузки, избегнув заболевания. Вместе с тем, современная жизнь требует подготовки для совладания с личностными проблемами, которые вызывают фиксацию на них и, как следствие, душевный разлад, что приводят к неблагоприятным ощущениям и неуверенности в себе. В трудных моментах психосоматически отягощенные больные, проявляющие психологическую слабость, не могут верно воспринять и обрисовать собственное состояние. Мы считаем, что негативные эмоциональные состояния создают почву для обострения нейродерматитов. Тем более, что в рамках традиционной теории к психосоматическим болезням причисляют большую часть хронических соматических расстройств, в том числе и нейродермиты, а также немаловажное значение придают роли психологического стресса в проявлении, формировании и динамике болезни. Так как самооценку, самоотношение рассматривают как основу регуляции поведения человека, поэтому можно предположить их влияние протекание алекситемии и выраженности дерматитов.

Особенности эффективной терапии психосоматических заболеваний, а также контроль степени выраженности алексетимии представляют предмет специального исследования как для психологов, так и для медиков. Поэтому мы считаем важным и необходимым создание методики психологического сопровождения людей, страдающих психосоматическими расстройствами, оказания им помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование алексетимии у больных психосоматическими дерматозами

2.1. Постановка проблемы исследования. Объект и выборка исследования

Несмотря на то, что исследователи анализируют различные грани психосоматических заболеваний, в научной литературе отсутствует целостное представление об их детерминантах, имеющиеся данные недостаточно систематизированы. В связи с этим представляет особый интерес выявление связи между терапией дерматитов и лечением алекситемии. В соответствии с методологическим основанием дипломной работы, категорию алекситимии мы будем рассматривать как ограниченную способность индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передаче. [30, с.33].

Оценка эффективности лечения дерматозов проводится медицинскими работниками, прежде всего, посредством визуального осмотра участка кожи. Однако факт эффективности терапии, глубины и устойчивости ремиссии у больных психосоматическими дерматозами мы посчитали возможным оценить методом динамического контроля степени выраженности алексетимии.

Для достижения цели исследования мы посчитали целесообразным проведение экспериментального исследования, в котором происходит сравнение результатов до и после коррекции самоотношения и способов совладания со стрессовой ситуацией. Для достижения цели исследования нами была разработана программа, которая представлена в виде схемы.1.

Схема 1. Программа исследования

1.Формирование выборки посредством предварительной диагностики (с помощью методики «Торонтская шкала алекситимии»)
   
2.Исследование самоотношения, копинг — стратегий и жизнестойкости до психотерапии. Выявление корреляций между самоотношением и готовностью к браку в контрольной и экспериментальной группах с помощью методики В.В. Столина, С.Р. Пантилеева (тест — опросник МИС); теста жизнестойкости С. Мадди и копинг-теста Лазаруса.
     
3.Разработка модели психотерапии выраженности алекситемии Проведение психотерапевтических мероприятий
   
4. Исследование выраженности алекситемии, самоотношения, копинг — стратегий и жизнестойкости после психотерапии с помощью методики В.В. Столина, С.Р. Пантилеева (тест — опросник МИС); теста жизнестойкости С. Мадди и копинг-теста Лазаруса.
5.Выявление статистических различий до и после психотерапии

 

Характеристика выборки. Общую выборку исследования составили 46 человек мужского (n=23) и женского пола (n=23) пола, в возрасте от 20 до 33 лет. Из числа мужской выборки 6 человек не имеют высшего образования, среди женской — 8. Таким образом, выборка состояла из смешанных по профессиональной принадлежности и половому признаку аудитории. На наш взгляд, рандомизация выборки позволяет экстраполировать данные на более широкое число случаев. Выборка формировалась посредством добровольного участия в исследовании. Тестирование проводилось анонимно. На наш взгляд, заинтересованность в участии позволяет повысить репрезентативность результатов. Обработка полученных результатов проводилась с помощью количественного и качественного анализа сырых баллов по методикам.

Методики представлены в приложениях 1, 2, 3, 4. Анализ данных осуществлялся с помощью программы «STATISTICA 8.0». Достоверность различий оценивалась по критерию Стьюдента, при р≤0,05 различия считались достоверными. Для оценки тесноты связей между признаками применялся корреляционный анализ Пирсона, значимым считался коэффициент корреляции р≤0,05.

2.2. Методики исследования

Тест для диагностики алекситимии, который используется чаще всего, был разработан G. J. Taylor в США в 1985 году и получил название «Торонтская алекситимическая шкала». Первоначально он состоял из 21 вопроса. Для использования в русскоязычных странах этот тест был переработан в Психоневрологическом институте имени Бехтерева. Количество вопросов было увеличено до 26. В исследованиях доказано, что он одинаково показателен при любых психосоматических заболеваниях, которые провоцирует алекситимия. Многочисленные исследования с применением TAS доказали стабильность, надёжность и валидность её факторной структуры и соответственно получаемых результатов.

Русский вариант TAS был адаптирован в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. При заполнении анкеты испытуемый характеризует себя, используя для ответов шкалу Ликерта — от «совершенно не согласен» до «совершенно согласен». При этом одна половина пунктов имеет положительный код, другая — отрицательный. Алекситимичными считают людей, набравших по TAS 74 балла и более, отсутствию алекситимии соответствует показатель менее 62 баллов.

Тест состоит из 26 вопросов, характеризующих различные эмоциональные проявления. На них предлагается дать ответ согласно тому, насколько точно данное утверждение характеризует свойственное вам поведение.

Исходя из применяемого нами категориального аппарата, самоотношение изучалось нами посредством методики В.В. Столина, С.Р. Пантилеева (тест — опросник МИС); теста жизнестойкости С. Мадди и копинг-теста Лазаруса.

Методика исследования самоотношения содержит в себе девять измерений (шкал), которые характеризуют самоотношение как чувство в адрес собственного «я»:

Шкала-1 — внутренняя честность. Шкала включает 11 пунктов, связанных с такими аспектами образа «я», самоотношения, поведения, которые, являясь значимыми для личности, с трудом допускаются до осознания. Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности «я», повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже значимую неприятную информацию. Крайне низкие значения могут свидетельствовать о самообнаженности, порой граничащей с цинизмом. Высокие значения говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе. В крайнем выражении — о прямой лжи и фальсификации результатов в сторону социально желательных ответов.

Шкала-2 — самоуверенность — содержит 14 пунктов, задающих представление о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.

Положительный полюс шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности. Низкие значения говорят о неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнении в способности вызывать уважение.

Шкала-3 — саморуководство — содержит 12 пунктов. Шкала отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Человек с высоким баллом по шкале отчетливо переживает собственное «я» как внутренний стержень, интегрирующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в его собственных руках, и испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Низкие баллы свидетельствуют о вере субъекта в подвластность его «я» временным обстоятельствам, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом локусе «я», отсутствии тенденции искать причины поступков и результатов в себе самом. Конструкт, лежащий в основе шкалы, близок по содержанию к психологической переменной, которую называют локус контроля.

Шкала-4 — отраженное самоотношение — включает 11 пунктов, связанных с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей. Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. С низкими зна¬чениями связано ожидание противоположных чувств от обобщенного другого.

Шкала-5 — самоценность — содержит 14 пунктов. Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном «я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего «я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «я» по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира. Низкие баллы по шкале говорят о недооценке своего духовного «я», сомнении в ценности собственной личности, отстраненности, граничащей с безразличием к своему «я», потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала-6 — самоприятие — включает 12 пунктов. Вы¬сокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств — недостаточном самоприятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.

Шкала-7 — самопривязанность — содержит 11 пунктов. Высокие значения шкалы говорят о регидности «я»-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному «я»-образу. В последнем случае тенденции к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания. Низкие значения свидетельствуют о противоположных тенденциях: желании что-то в себе изменить, тяге к соответствию с идеальным представлением о себе, неу¬довлетворенности собой.

Шкала-8 — внутренняя конфликтность — содержит 15 пунктов. Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Умеренное повышение по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе «я» и отсутствии вытеснения. Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, поверхностном самодовольстве, импунитивных тенденциях.

Шкала-9 — самообвинение — включает 10 пунктов. Высокие значения говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. Шкала является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, даже несмотря на высокую самооценку качеств и достижений.

Исследуемым предъявляются тестовый буклет, содержащий 110 пунктов, и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает две градации ответов: «согласен» — «не согласен», которые фиксируются испытуемым в соответствующих позициях бланка ответов. Шкальные значения подсчитываются по 9 шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Полученные таким образом сырые баллы по спе¬циальной таблице переводятся в стандартные оценки — «стены». Интерпретация проводится путем анализа профиля деятельности показателей, которые совместно дают целостную картину самоотношения испытуемого.

Личностные характеристики, связанные с реакцией на специфику ситуации, изучались нами посредством теста жизнестойкости С. Мадди. Данный тест — русскоязычный прототип английской версии опросника, разработанного американским психологом С.Мадди в 1984 году. Самая популярная русская интерпретация принадлежит Д.А. Леонтьеву и Е.И. Рассказовой.

Жизнестойкость — система убеждений, касающаяся самого себя, мира, отношения ко всему окружающему. В состав жизнестойкости входит три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Вовлеченность — вовлеченность в происходящее предоставит большой шанс найти более стоящее и интересное для респондента. Человек, которому присущ максимальный уровень вовлеченности, будет получать максимальное удовольствие от процесса собственной деятельности.

Контроль — убежденность, характеризующая тот момент, когда борьба имеет достаточное влияние на происходящее, даже если это влияние не качественное и неизвестен конечный успех. Полная противоположность — ощущение ненужности и беспомощности. Человек, у которого ярко выраженный контроль, способен сам выбирать в полной мере свой путь и дальнейшую деятельность.

Принятие риска — убежденность, согласно которой все происходящие, позитивное или негативное, является плодом развития благодаря знаниям, полученными в результате приобретенного опыта. Человек, который будет рассматривать свою жизнь как способ приобретения новых знаний и навыков, будет действовать вопреки гарантиям успешности.

Следовательно, жизнестойкость — характеристика личности, которая формирует себя с самого детства, но, теоретически, ее можно развить в более зрелом возрасте.

По Мадди жизнестойкость, ее понятие, ни в коем случае нельзя совмещать с близкими по смыслу определениями, такими как оптимизм, устойчивость, религиозность и т.д.

Специфика ситуации находит свое отражение в способах реагирования на нее человеком. Копинг — тест Лазаруса, по-другому, опросник » Способы совладающего поведения», создан Р. Лазарусом в 1988 году для выявления копинг-механизмов и способов преодоления препятствий, возникающих в психической деятельности. Этот опросник на сегодняшний день является изначальной стандартной методикой при измерении копинга. Адаптирован опросник на русский язык Т.Л. Крюковой и М.С. Замышляевой в 2004 году.

Внутренняя структура во всех интерпретациях состоит из 50 вопросов, которые, в свою очередь, группируются в 8 шкал.

Стратегия конфронтации — попытки разрешения проблемы с помощью активности в процессе поведения, осуществление определенных действий, которые направлены на изменение ситуации, либо на отклик негативных эмоций из-за последний возникших трудностей. При выраженном предпочтении этой стратегии могут наблюдаться импульсивность в поведении (иногда с элементами враждебности и конфликтности), враждебность, трудности планирования действий, прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения, неоправданное упорство. Копинг-действия при этом теряют свою целенаправленность и становятся преимущественно результатом разрядки эмоционального напряжения. Данный вид стратегии довольно таки часто расценивается как плохо адаптированная.

Положительные стороны: вероятность интенсивного противоборства возникшим трудностям и стрессогенному влиянию.

Отрицательные стороны: неудовлетворительная направленность и разумная аргументированность действия в проблематичных условиях.

Дистанцирование. Данная стратегия, в первую очередь, подразумевает стремления к преодолению отрицательных волнений во взаимосвязи с задачей из-за результата индивидуального уменьшения ее важности и уровня психологической сопричастности в нее. Свойственно применение умственных способов рационализации, переключения интереса, отстранения, обесценивания, юмора и т.д.

Положительные стороны: вероятность уменьшения индивидуальной важности трудноразрешимых обстановок и избегания усиленных психологических взаимодействий, переходящих в фрустрацию.

Отрицательные стороны: возможность обесценивания своих волнений, недооценивание важности и потенциалов эффективного преодоления проблематичных обстановок.

Самоконтроль. Для самоконтроля характерны преодоления волнений в взаимосвязи с задачами ради результата целенаправленного подавления и сдерживания чувств, сведения до минимума их оценку условий и подбор соответствующих стратегий действия. У личности может наблюдаться желание скрывать от находящегося окружения собственное волнение и побуждение в связи с проблематикой обстановки. Нередко подобное воздействие говорит о страхе самораскрытия, излишней требовательности к себе, что приводит к сверхконтролю действия.

Положительные стороны: возможность избегания эмоциогенных импульсивных поступков, преобладание рационального подхода к проблемным ситуациям.

Отрицательные стороны: проблемы выражения проблемы, нужд и побуждений во взаимоотношении с проблематикой обстановки, сверконтроль действий.

Поиск социальной поддержки. Для данной стратегии характерны попытки урегулирования проблемы с помощью внешних ресурсов, поиска поддержки различного характера, а именно: информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Поиск преимущественно информационной поддержки предполагает обращение за рекомендациями к экспертам и знакомым, владеющим с точки зрения респондента необходимыми знаниями. Потребность преимущественно в эмоциональной поддержке проявляется стремлением быть выслушанным, получить эмпатичный ответ, разделить с кем-либо свои переживания. Во время поиска актуальной действенной поддержкибудет потребность в использовании помощи конкретным людям.

Принятие ответственности

Эта Стратегия принятия ответственности подразумевает признание субъектом собственной роли в появлении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым элементом самокритики и самообвинения. При правильном использовании данная стратегия отобразит желание личности к осмыслению связи между собственными поступками и их последствиями, желание дать оценку собственным действиям, находить обстоятельства актуальных трудностей в своих недочетах и ошибках. Вместе с тем, выраженность данной стратегии в действии способен повергать к неоправданной самокритике, переживанию чувства вины и неудовлетворенности самим собой. Указанные особенности, как правило, являются фактором риска развития критических состояний.

Положительные стороны: способность понимать понимания собственную роль при существовании сегодняшних трудностей.

Отрицательные стороны: способность безосновательной самокритики и принятия большой роли в ответственности.

Бегство-избегание

Стратегия бегства-избегания подразумевает попытки преодоления личностью отрицательных волнений в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии предотвращения могут наблюдаться неконструктивные формы действия в стрессовых ситуациях: отрицание либо полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, погружение в фантазии, переедание, употребление алкоголя и т.п., с целью уменьшения невыносимого психологического усилия. Множеством ученых данная стратегии рассматривается ровно как неадаптивная, между тем данный факт никак не ликвидирует ее выгоды в единичных моментах, в особенности в краткосрочной перспективе и при острых стрессогенных ситуациях.

Положительные стороны: способность чрезмерно уменьшить эмоциональный стресс в критической ситуации.

Отрицательные стороны: неосуществимость разрешения трудностей, возможность накопления трудностей, кратковременный результат предпринимаемых действий согласно к уменьшению эмоционального дискомфорта.

Планирование решения проблемы

Стратегия планирования решения проблемы предполагает попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Стратегия рассматривается большинством исследователей как адаптивная, способствующая конструктивному разрешению трудностей.

Положительные стороны: возможность целенаправленного и планомерного разрешения проблемной ситуации.

Отрицательные стороны: вероятность чрезмерной рациональности, недостаточной эмоциональности, интуитивности и спонтанности в поведении.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф