Заявка на расчет
Меню Услуги

Ценностные ориентации педагогов в условиях модернизации образования. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2


2.1 Организация и методики эмпирического исследования ценностных ориентаций будущих педагогов

Анализ научной, методической литературы позволили определить структуру организации эмпирического исследования и подобрать наиболее результативные методы, позволяющие в полном объеме раскрыть суть нашего исследования.

Выборку испытуемых составляли  учащиеся последнего курса Калязинского педагогического колледжа. Всего в исследовании приняли участие 51 человек, среди них 6 юношей и 45 девушек. При этом 20 человек из них обучаются по специальности «преподаватель в начальных классах», остальные 31- «социальный педагог».

Методики и методы исследования.

Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова).

Цель методики: выявить ценностные ориентации, социальные установки, интересы и социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека.

Испытуемому предлагается познакомиться с 41 утверждениями и оценить от 1 до 10 балла степень собственного согласия с ними (см. Приложение 1).

В результате обработки по соответствующему ключу (см. Приложение 1) у испытуемого выявляются карьерные ориентации.

  1. Профессиональная компетентность.

Эта ориентация связана с развитием способностей и талантов в определенной области, достижением успеха в профессиональной сфере.

  1. Менеджмент.

Ориентация личности на возможность для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности, управление людьми, проектами, и бизнес-процессами.

  1. Автономия (независимость).

Ориентация на освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений с установкой выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам, где карьера воспринимается как способ реализации собственной свободы.

  1. Стабильность работы.

Ориентация на безопасность, стабильность, защиту, минимальную вероятность увольнения.

  1. Стабильность места жительства.

Ориентация на возможность остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности.

  1. Служение.

Ориентация на  принесение пользы людям, обществу, возможность максимально эффективно использовать свои способности и опыт для реализации общественно важной цели.

  1. Вызов.

Ориентация на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе.

  1. Интеграция стилей жизни.

Ориентация на  уравновешивание потребностей человека, семьи и карьеры, с минимальным нарушением привычного стиля жизни.

  1. Предпринимательство.

Ориентация на создание новых организаций, товаров или услуг, собственного бизнеса.

Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 0, максимальное количество – 8. Условно балльные оценки можно разделить на: высокие (6-8 баллов), средние (4-5 баллов) и низкие (0-3 баллов).

Тест смысложизненых ориентаций (Дж. Крамбо, в адаптации К. Муздыбаева).

Цель: выявление смысложизненных ориентаций и отношения к жизни испытуемых.

Опросник содержит 20 пунктов, представляющих собой полярные суждения относительно «качеств жизни» испытуемого.

Результаты прохождения теста обрабатываются с помощью специального ключа. Выявляются основные пять факторов (шкал) смысложизненных ориентаций.

«Цели в жизни». Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

«Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.

«Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

«Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)». Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни (Я-концепция).

«Локус контроля – жизнь или управляемость жизни». Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

Первые три фактора образуют смысложизненные ориентации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля как общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, и собственную способность осуществлять такой контроль.

В конце, путем суммирования показателей всех шкал, высчитывается «общий показатель осмысленности жизни», который отображает отношение и осмысление испытуемым собственной жизненной позиции.

Данные сопоставлялись со средними и стандартными отклонениями субшкал и общим показателем СЖО (по данным Д.А. Леонтьева (Леонтьев Д.А., 2000), N=200 чел).

Таблица 1. Средние значения и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО

Субшкала Среднее знач. ± Станд. откл.
1 Цели в жизни 29,38±6,24
2 Процесс жизни 28,80±6,14
3 Результативность жизни 23,30±4,95
4 Локус контроля — Я 18,58±4,30
5 Локус контроля — жизнь 28.70±6,10
Общий показатель ОЖ 95,76±16,54

Методы математико-статистической обработки данных.

Степень обоснованности и достоверности результатов исследования подтверждены статистической обработкой полученных данных. Обработка эмпирических данных проводилась в соответствии с целями и задачами исследования в следующей последовательности:

  1. После обработки протоколов исследования данные на каждого обследуемого были внесены в сводную таблицу;
  2. Произведен расчет первичных статистик (среднее значение, стандартные ошибки, стандартные отклонения) и по ним проведен анализ основных характеристик выборки;
  3. Для выявления взаимосвязей между показателями карьерных ориентаций, личностных особенностей и смысложизненных ориентаций проводился корреляционный анализ. Для определения тесноты (силы) и направления корреляционных связей использовался коэффициент корреляции r-Пирсона;
  4. Достоверность различий между  юношами и девушками определялась с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок.

В качестве инструментов обработки данных были использованы статистические возможности программ Microsoft Excel и SPSS (Версия 12.0).

2.2 Результаты исследования

2.2.1 Анализ смысложизненных ориентаций выпускников педагогического колледжа.

Анализ выполнения испытуемыми методики «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова) выявил особенности  карьерных ориентаций  у будущих педагогов.

Как видно из Таблицы 2 и Рисунка 1, у выпускников педагогического вуза наиболее выраженными оказались такие карьерные ориентации, как «стабильность работы» (8 баллов); «служение» (7,7 баллов); «интеграция  стилей жизни» (7,5 баллов)

На среднем уровне оказались такие карьерные ориентации, как «профессиональная компетентность» (5,5 баллов); «менеджмент» (5,9 баллов); «стабильность места жительства» (5,1 балл); «вызов» (5,6 баллов); «предпринимательство» (5,9 баллов) и  «автономия» (6,4 балла).
Таблица 2. Данные описательной статистики по показателям карьерных ориентаций.

Карьерные ориентации Среднее

значение

(М)

Стандартное

отклонение

(σ)

Профессиональная компетентность 5,5 1,72
Менеджмент 5,9 2,01
Автономия (независимость) 6,4 1,64
Стабильность работы 8 1,42
Стабильность места жительства 5,1 1,80
Служение 7,7 1,46
Вызов 5,6 1,67
Интеграция стилей жизни 7,5 1,20
Предпринимательство 5,9 2,01

Данные свидетельствуют о том, что учащиеся педагогического колледжа в большей степени ориентированы на стабильность работы и связанных с ней социальных гарантий, они связывают свою работу с будущей карьерой.

Также будущие педагоги показали высокий уровень стремления реализации социальных и личностных ценностей. Они направлены на саморазвитие, стремятся максимально эффективно использовать свои способности в реализуемой деятельности. Также на высоком уровне оказалось стремление к уравновешиванию значимости  личной, семейной и профессиональной деятельности.

Наименее выраженными у учащихся педагогического колледжа оказались ориентации на лидерство, высокий материальный доход, стремление добиться власти и высокой должности, на соревновательность, стабильность места проживания, создание собственного бизнеса.

Анализ выполнения испытуемыми теста  Дж. Крамбо выявил особенности смысложизненных ориентаций в исследуемой группе (см. Таблица 3).

Таблица 3. Данные описательной статистики по показателям смысложизненных ориентаций.

Смысложизненные ориентации Среднее

значение

(М)

Стандартное

отклонение

(σ)

Цели в жизни 29,6 5,34
Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность  жизни 30,6 4,83
Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией 25,4 3,6
Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни) 20,5 2,94
Локус контроля – жизнь (управляемость жизни) 31,4 4,5
Общий показатель осмысленности жизни 101,4 12,17

Оказалось, что в целом такие смысложизненные ориентации как «цели жизни» (29, 6 баллов);  «процесс жизни» (30,5 баллов); «локус контроль жизни» (31,4) находятся на среднем уровне, а «результативность жизни» (25,4 балла) и «локус контроля Я» (20,5 балла) на низком уровне. Данные свидетельствуют об ориентации будущих педагогов в большей степени на «настоящее» и «будущее», чем на осмысление прошлого опыта. У них выражена  удовлетворенность собственной жизнью и восприятие ее как полноценной и эмоционально насыщенной. С другой стороны, у выпускников педагогического колледжа  сформировано понимание о возможности контроля собственно и чужой жизни, что может выражаться в стремлении к передаче опыта другим людям, создании условий для научения других людей управлять своей жизнью.

Общий балл осмысленности жизни свидетельствует о стремлении будущих педагогов контролировать свою жизнь, прожить ее полноценно и эмоционально насыщенно, наполнить ее смыслом.

2.2.2 Сравнение карьерных ориентаций выпускников-юношей и выпускников-девушек.

Для оценки и сравнения карьерных ориентаций выпускников-юношей и выпускников-девушек подсчитывались средние показатели по каждой шкале методики «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)  в выборке юношей и в выборке девушек. Статистическая достоверность отличий проверялась с помощью t-критерия Стьюдента (см. Таблицу 4, Рис. 3).

Таблица 4. Сравнение карьерных  ориентаций выпускников-юношей и выпускников-девушек по t-критерию

Карьерная ориентация Пол Среднее Стандартное отклонение Стат. дост. отличий
Профессиональная компетентность девушки 5,484 1,6941 1,000
юноши 5,667 2,0656
Менеджмент девушки 5,929 1,9919 0,965
юноши 5,500 2,3004
Автономия девушки 6,293 1,6134 0,079
юноши 7,533 1,5782
Стабильность места работы девушки 7,989 1,4239 0,814
юноши 8,000 1,5466
Стабильность места жительства девушки 5,136 1,7230 0,860
юноши 4,733 2,5025
Служение девушки 7,831 1,3259 0,045
юноши 6,300 1,8011
Вызов девушки 5,684 1,6116 0,608
юноши 5,133 2,1342
Интеграция стилей жизни девушки 7,391 1,2165 0,421
юноши 7,900 1,0640
Предпринимательство девушки 5,836 2,0205 0,770
юноши 6,033 2,0607

Как видно из Таблицы 4, у выпускников-девушек карьерная ориентация «служение» достоверно выше, чем у выпускников-юношей. Таким образом, они относятся к выбору профессии, как реализации личностных и социальных целей. Для большей наглядности мы изобразили эту таблицу в виде гистограммы (Рис.3).

На уровне статистической тенденции у выпускников-юношей карьерная ориентация «автономия» оказалась более выраженной, чем у выпускников-девушек.

Таким образом, выпускники-юноши, выбирающие педагогическую профессию, испытывают трудности, связанные с ограничением, установленными правилами, ориентированы больше на самостоятельность и свободу, что может быть обусловлено их возрастными особенностями. Выпускники-девушки, выбирающие педагогическую профессию, рассматривают ее, в большей степени, как предназначение, они больше, чем выпускники юноши, ориентированы на реализацию себя в профессии.

Для оценки и сравнения смысложизненных ориентаций выпускников-юношей и выпускников-девушек подсчитывались средние показатели по каждой шкале теста СЖО Дж. Крамбо, в адаптации К. Муздыбаева в выборке юношей и в выборке девушек. Статистическая достоверность отличий проверялась с помощью по t-критерия (см. Таблицу 5).

Таблица 5. Сравнительный анализ смысложизненных  ориентаций выпускников-юношей и выпускников-девушек по t-критерию

Смысложизненная ориентация Пол Среднее Стандартное отклонение Статистическая достоверность отличий
Цели девушки 5,484 1,6941 0,213
юноши 5,667 2,0656
Процесс девушки 5,929 1,9919 0,003
юноши 5,500 2,3004
Результат девушки 6,293 1,6134 0,007
юноши 7,533 1,5782
Локус контроля – Я девушки 7,989 1,4239 0,082
юноши 8,000 1,5466
Локус контроля -Жизнь девушки 5,136 1,7230 0,002
юноши 4,733 2,5025
Общая осмысленность жизни девушки 7,831 1,3259 0,006
юноши 6,300 1,8011

Оказалось, что у выпускников-девушек достоверно выше показатели таких смысложизненных ориентаций, как «процесс», «результат», «локус контроля жизни» и «общая осмысленность жизни», чем у выпускников-юношей.

Полученные данные свидетельствуют о большей осмысленности жизни  у выпускников-девушек в данный возрастной период, чем у выпускников-юношей. Выпускникам-девушкам, в большей степени, чем выпускникам-юношам, свойственно чувство удовлетворенности своей прошлой и настоящей жизнью, которая воспринимается, как интересный, эмоционально насыщенный процесс. Так же выпускников-девушек, в большей степени, чем выпускников-юношей, характеризует убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

2.2.3. Сравнение карьерных и смысложизненных ориентаций у учащихся педагогического колледжа, обучающихся на различных специальностях

Для оценки и сравнения карьерных ориентаций выпускников, получающих различные специальности, подсчитывались средние показатели по каждой шкале методики «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова)  в выборке выпускников по специальности «преподаватель в начальных классах» и в выборке выпускников по специальности «социальная педагогика». Статистическая достоверность отличий проверялась с помощью t-критерия Стьюдента (см. Таблицу 8).

Таблица 6. Сравнительный анализ карьерных ориентаций  выпускников по специальности  преподаватель начальных классов и социальная педагогика

Карьерная ориентация Специальность Среднее Стандартное отклонение Статистическая достоверность отличий
Профессиональная компетентность Преподавание в начальных классах 6,057 1,8824 0,008
Социальная педагогика 4,835 1,2294
Менеджмент Преподавание в начальных классах 5,407 2,2027 0,031
Социальная педагогика 6,452 1,6127
Автономия Преподавание в начальных классах 6,600 1,8611 0,615
Социальная педагогика 6,243 1,3483
Стабильность места работы Преподавание в начальных классах 8,075 1,5441 0,408
Социальная педагогика 7,887 1,2853
Стабильность места жительства Преподавание в начальных классах 4,982 1,6680 0,494
Социальная педагогика 5,217 1,9883
Служение Преподавание в начальных классах 7,957 1,5789 0,058
Социальная педагогика 7,278 1,2221
Вызов Преподавание в начальных классах 5,421 1,9085 0,538
Социальная педагогика 5,861 1,3121
Интеграция стилей жизни Преподавание в начальных классах 7,493 1,2323 0,947
Социальная педагогика 7,400 1,1878
Предпринимательство Преподавание в начальных классах 5,600 2,2771 0,320
Социальная педагогика 6,174 1,6083

Как видно из Таблицы 6, у будущих учителей начальных классов достоверно выше показатель карьерной ориентации «профессиональная компетентность» и на уровне статистической  тенденции выше показатель карьерной ориентации «служение», по сравнению с будущими социальными педагогами. В свою очередь, у будущих социальных педагогов  достоверно выше показатель карьерной ориентации «менеджмент» по сравнению с будущими учителями начальных классов.

Таким образом, в исследуемой выборке  выпускники, которые планируют стать преподавателями в начальной школе более ориентированы на помощь людям и следованию высшим социальным целям, а также они направлены на профессиональный рост. Будущие социальные педагоги более ориентированы на продвижение по службе, лидерство и управление. Наши данные в некоторой степени пересекаются с результатами исследования ценностных ориентаций социальных педагогов, проведенное Кобышевой Л. И. [17], которое показало, что будущие социальные педагоги недостаточно ориентированы на выбранную профессию. Для них труд не является потребностью, он – только средство, позволяющее зарабатывать деньги. Возможно, такие данные объясняются не достаточной осознанностью профессионального выбора, когда у человека при поступлении смутные преставления о том, что представляет собой выбранная профессия. Учитель начальных классов — профессия знакомая всем , и возможно, те молодые люди, которые выбирают данную специальность в большинстве своем целенаправленно хотят именно работать по профессии.

2.2.4 Результаты корреляционного анализа.

Для выявления взаимосвязи карьерных ориентаций со смысложизненными ориентациями был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции r-Пирсона. По результатам корреляционного анализа была построена корреляционная плеяда.

Была выявлена значимая  положительная корреляционная связь (r=0,40) между смысложизненной ориентацией «цели в жизни» и карьерной ориентацией «профессиональная компетентность». Таким  образом, ориентация на будущее, осмысление направленности жизни связана с ориентацией в работе на развитие способностей и навыков, непосредственно связанных со специальностью.

Также была выявлена значимая отрицательная корреляционная связь (r=-0,28)  между смысложизненной ориентацией «результативность жизни» и карьерной ориентацией «автономия». Таким образом, чем меньше люди, ориентируются на уже имеющиеся собственные достижения, тем вероятнее они выбирают работу с нерегламентированными правилами и высокой степенью свободы, не затрагивающую  их личную жизнь.

Были выявлены значимые  положительные корреляционные связи между смысложизненной ориентацией «локус контроля Я» и карьерными ориентациями «менеджмент» (r=0,32), «вызов» (0,46). Это свидетельствует о том, что развитая «Я-концепция» и желание контролировать собственные события жизни связаны с направленностью на  конкуренцию, лидерство и самоутверждение в работе.

Были выявлены значимые  положительные корреляционные связи между показателем «отношение к жизни» и карьерными ориентациями «служение» (r=0,38), «вызов» (0,45). Это свидетельствует о связи зрелого отношения к жизни с ориентацией, либо на реализацию общественных ценностей, либо с ориентацией на сугубую самореализацию в виде достижения высоких результатов по сравнению с другими людьми, что определяется личностными характеристиками.

2.3 Оптимизация развития ценностных ориентаций педагогов в современных условиях модернизации образования

Еще раз подчеркнем, что педагогическое сообщество все более приходит к пониманию перспективности парадигмы личностно-ориентированного образования.

В современных условиях одним из важных факторов выбора профессии учителя и возможности успешно реализовывать модернизационные шаги выступает мотивация субъектов педагогической деятельности, связанная с пониманием ценности и значимости профессии как поля для самореализации собственных возможностей. Будущие педагоги, которые приняли участие в исследовании, ориентированы в профессиональной деятельности на служение людям, самореализацию, самостоятельность и  стабильность. Они направлены на настоящее и будущее, удовлетворены своей жизнью, им кажется собственная жизнь интересной и насыщенной. Такие молодые специалисты являются теми самыми «новыми учителями», которые в школе будут способствовать модернизации и продвижению личностно-ориентированной педагогики. Но не все молодые педагоги, принявшие участие в исследовании такие. Такие качества больше всего свойственны для девушек, которые станут педагогами начальных классов.

С одной стороны, такие данные очень оптимизируют. Ведь в современной начальной школе перед учителем стоят задачи  открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников. Дети очень много общаются с учителем, он является для них эталоном, который ориентирует ребенка в мире ценностей.

С другой стороны у педагогов-юношей менее выражено позитивное отношение к людям, личная ответственность за благополучие людей, чувство сопереживания, добросовестность, ответственность, стремление к утверждению общечеловеческих ценностей по сравнению с будущими педагогами-женщинами.

Также будущие преподаватели в начальных классах более ориентированы на помощь людям и следованию высшим социальным целям, направлены на профессиональный рост, нежели будущие социальные педагоги. Для социальных педагогов более свойственна ориентация на продвижение по службе, лидерство и управление.

Поэтому нам кажется целесообразным  для решения  задачи гуманизации современной школы проводить работу по формированию профессиональных и просоциальных ценностей среди учащихся школ, абитуриентов и учащихся педагогических учреждений. Ведь ценностные ориентации будущего учителя играют исключительно важную роль не только в формировании его собственной личности, но и служат в дальнейшей профессиональной деятельности специфическим ценностным эталоном для его учеников.

Нам кажется важным, проводить профориентационные исследования старшеклассников при выборе ими профессионального пути. При этом необходимо давать полные сведения об особенностях работы педагога, необходимости личностных качеств, важных для профессии педагога, мотивировать будущих учащихся на осознанный выбор профессионального пути. Особенную важность приобретает работа, направленная на повышение престижа работы учителя, особенно среди юношей, выпускников школ.

Возможно, было бы полезно изучение  ценностных ориентаций людей, выбравших педагогическую профессию, еще на этапе поступления в учебное заведение. Выявленная система ценностей может служить критерием профпригодности. Но к этому процессу надо подходить очень осторожно, так как в юношеском возрасте идет еще формирование ценностно-смысловой сферы и многие ценности еще не постоянны.

Главным же мы считает, во время учебы в педагогическом учреждении развивать ценности, связанные с познанием, развитием, творчеством, лежащие в основе внутренней мотивации профессиональной деятельности. Ценности значимости не только своей собственной, но и чужой индивидуальности, значимость развития и самореализации каждого человека.

Заключение

В результате исследования были выполнены все поставленные задачи и достигнута цель исследования.

На основе проведенного исследования был сформулирован ряд выводов:

  1. У выпускников педагогического колледжа наиболее выраженными оказались такие карьерные ориентации, как «стабильность работы», «служение» и «интеграция стилей жизни». Таким образом, они, в большей степени, ориентированы в карьере на служение людям, самореализацию, самостоятельность, стабильность, к уравновешиванию значимости  личной, семейной и профессиональной деятельности. Наименее выраженными у них  оказались карьерные ориентации «профессиональная компетентность», «стабильность места работы», «менеджмент» и «предпринимательство».
  2. Смысложизненные ориентации будущих педагогов направлены в большей степени на «настоящее» и «будущее», чем на осмысление прошлого опыта. У них выражена удовлетворенность собственной жизнью и восприятие ее как полноценной и эмоционально насыщенной. С другой стороны, у выпускников педагогического колледжа сформировано понимание о возможности контроля собственной и чужой жизни, что может выражаться в стремлении к передаче опыта другим людям.
  3. Выпускники-юноши, выбирающие педагогическую профессию, ориентированы больше на самостоятельность и свободу, испытывают трудности, связанные с ограничениями, установленными правилами, что обусловлено их гендерными и возрастными особенностями. Девушки, рассматривают профессию педагога более как предназначение, ориентированы на реализацию себя в профессии.
  4. Можно говорить о большей осмысленности жизни у выпускников-девушек в данный возрастной период, чем у выпускников-мужчин. У выпускников-девушек более выражено позитивное отношение  к людям, личная ответственность за благополучие людей, чувство сопереживания, добросовестность, ответственность, стремление к утверждению общечеловеческих ценностей по сравнению с будущими педагогами-мужчинами.
  5. Будущие преподаватели в начальных классах более ориентированы на помощь людям и следование высшим социальным целям, а также они направлены на профессиональный рост. Будущие социальные педагоги более ориентированы на продвижение по службе, лидерство и управление.
  6. Ориентация на будущее, осмысление направленности жизни связана с ориентацией в работе на развитие способностей и навыков, непосредственно связанных со специальностью.
  7. Чем меньше люди ориентируются на уже имеющиеся собственные достижения, тем вероятнее они выбирают работу с нерегламентированными правилами и высокой степенью свободой, не затрагивающую их личную жизнь.
  8. Развитая «Я-концепция» и желание контролировать собственные события жизни связаны с направленностью на конкуренцию, лидерство и самоутверждение в работе.
  9. Зрелое отношение к жизни взаимосвязано с ориентацией, либо на реализацию общественных ценностей, либо с ориентацией на сугубую самореализацию в виде достижения высоких результатов.

Проведенное эмпирическое исследование полностью подтвердило первоначально выдвинутую нами гипотезу о том, что  ценностные ориентации молодых педагогов соответствуют новым запросам  российского образования, и во многом определяются полом и получаемой специальностью.

При этом наиболее соответствуют новым потребностям российской системы образования девушки, обучающиеся по специальности «преподаватель в начальной школе». Юноши еще достаточно редко выбираю профессию педагога, особенно педагога начальной школы. В нашем исследовании их лишь 11 %. При этом как показало наше исследование,  у них слабо сформированы ценности профессии учителя. И можно предположить, что они вряд ли после окончания колледжа станут работать учителями.

К результатам работы, имеющим практическую значимость, можно отнести выработку практических рекомендаций для оптимизации ориентаций педагогов в современных условиях модернизации российского образования:

Выявлена необходимость профориентационного исследования старшеклассников при выборе ими профессионального пути. При этом необходимо давать полные сведения об особенностях работы педагога, необходимости личностных качеств, важных для профессии педагога, мотивировать будущих учащихся на осознанный выбор профессионального пути.

  1. Особенную важность приобретает работа, направленная на повышение престижа работы учителя особенно среди юношей, выпускников школ.
  2. Возможно, было бы полезно изучение ценностных ориентаций людей, выбравших педагогическую профессию, еще на этапе поступления в учебное заведение.
  3. Во время учебы также необходимо развивать у учащихся ценности, связанные с познанием, развитием, творчеством, лежащие в основе внутренней мотивации профессиональной деятельности.

Наша исследование показало, что ценностно-смысловая сфера будущих педагогов приобретает в настоящее время особое значение, выступает предпосылкой для последующей благополучной профессиональной социализации и открывает для субъекта возможность реально участвовать в строительстве новой школы.

Глоссарий

  1. Личность
    1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;
    2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
  2. Локус контроля понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.
  3. Метод путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу метод в психологии представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.
  4. Методика Совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте.
  5. Модернизация обновление социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ жизни общества путём различных нововведений и усовершенствований, отвечающих современным требованиям и вкусам.
  6. Мотив осознанное побуждение работника к деятельности (действию).
  7. Мотивация совокупность всех мотивов, воздействующих на поведение человека, побуждающих его к деятельности.
  8. Направленность совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций.
  9. Оптимизация
    1) Выбор наилучшего варианта из всех возможных.
    2) Приведение системы к состоянию наибольшей эффективности.
  10. Парадигма система основных научных достижений — теорий, методов, — по образцу коих организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период.
  11. Самореализация процесс раскрытия своих способностей, процесс удовлетворения человеком своей потребности быть тем, кем он может быть.
  12. Система образования Система государственных образовательных стандартов и создаваемых на их основе программ, а также совокупность их реализующих образовательных учреждений и органов управления такими учреждениями.
  13. Смысложизненные ориентации это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход.
  14. Ценность Особая психологическая реальность, выполняющая функцию высшего критерия для ориентации в мире и опоры для личностного самоопределения (Леонтьев Д.А.).
  15. Ценностные ориентации отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Литература

  1. Абрамова Г. С. «Возрастная психология»:Учебное пособие для студентов вузов. М. «Академия», Раритет – 1997
  2. Абульханова-Славская К.А. «Развитие личности в процессе жизнедеятельности» М 1981
  3. Антилогова Л.Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности. Ярославский педагогический вестник 10 2005
  4. Асмолов А.Г., Насиновская Е.Е., Васина Е.З. Принципы исследования смысловых образований личности // Развитие эргономики в системе дизайна: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Боржоми: 1979. .
  5. Барышева Т.Д. Мониторинг профессиональных установок и карьерных ориентаций студентов гуманитарных вузов. // Вектор науки ТГУ. №1(8), 2012
  6. Большой психологический словарь.  Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П
  7. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.; Ростов н/Д, 1999.
  8. Бондарчук Е.В. Ценностные ориентации и мотивация профессиональной деятельности студентов-педагогов // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2012. – № 3;
  9. Бубнова С.С.Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система.//Психологический журнал. — 1999. — т. 20. — №5.
  10. Буякос.М , Зевина О.Г « Опыт утверждения общечеловеческих ценностей- культурных смыслов в индивидуальном сознании». Вопросы психологии № 5 1991
  11. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. — М., 1978.
  12. Ефремова О. И. Психология профессиональной деятельности и личности учителя. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2012.
  13. Засыпкин В. П. Модернизация высшего педагогического образования в регионе: социологический анализ // Высшее образование в России. – 2010.
  14. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. — №3. – 2002.
  15. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 1999 .
  16. Касимова Е.Г. Ценностно-смысловой аспект построения карьеры.// Материалы ІІ Всероссийской научно-практической конференцииПсихолого-педагогические и медико-биологические проблемы ФКСиТ., Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, — 2010
  17. Кобышева Л. И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств будущих социальных педагогов как средство совершенствования . Дис.канд. пед. наук. – Елец, 2004.
  18. Кирилова А. «Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников Вопросы психологии», 2000, N 4
  19. Коротаева А.С. Ценностное отношение к профессии у будущих педагогов: проблемы и пути формирования // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 3;
  20. Костюченкова О.Е. Сравнительное лонгитюдное исследование ценностных ориентаций и направленности личности педагогов общеобразовательных школ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология . 2011. №5
  21. Кутняк С. В. Становление карьеры будущего учителя в процесс профессиональной подготовки. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена., СПб.: 2010.,  № 125.
  22. Личность. Внутренний мир и его самореализация Сост. Ю.Н. Кулюткин,                                 Г.С. Сухобская. СПб., 1996
  23. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии. – 1997, №4
  24. Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России: Доклады и тезисы выступлений участников Форума педагогических вузов России 21-22 ноября 2011 года / Сост.: Б. Н. Бессонов, В. М. Кондратьев, М. Н. Русецкая, М. И. Яскевич. – М.: МГПУ, 2012.
  25. Полывянная М.Т.Ценностные ориентации современного российского учительства как социально-профессиональной группы (на примере Ивановской области) Автореф. Дисс. Нижний Новгород,2008
  26. Рубинштейн «Проблемы общей психологии» 2000.
  27. Современная философия образования: образование как становление индивидуальности // Философия и социальная теория. Сборник статей выпуск 6. Под ред. Г.Г.Кириленко. М., Полиграф-Информ, 2009;
  28. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972;
  29. Хабаева Л.М. «Роль ценностных ориентаций в формировании профессиональной направленности у студентов ВУЗа» Бюллетень ВИУ (вып. 2(8) — 2002)
  30. Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза//Интернет-журнал «Науковедение». – 2013 – №3
  31. Широких О.Б. Ценностные ориентации профессионально личностной подготовки учителя в России , Автореф. Дисс. Москва. 2005
  32. Черевко М.А. Специфика мотивации профессионального самоопределения студентов педагогического вуза // Молодежь Востока России: история и современность: мат. 4 Всероссийской научн.- практ. конф. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2009.

Страница:   1   2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф