Меню Услуги

Ценностные ориентации педагогов в условиях модернизации образования


Страница:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • 1.1 Сущность ценностных ориентаций и их место в структуре личности
  • 1.2 Ценностные ориентации педагога как домината профессиональной деятельности
  • 1.3 Диалектика ценностных ориентаций педагога и факторов современной модернизации образования в России
  • 2.1 Организация и методики эмпирического исследования ценностных ориентаций будущих педагогов
  • 2.2 Результаты исследования
  • 2.3 Оптимизация развития ценностных ориентаций педагогов в современных условиях модернизации образования
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Литература

Введение

Изучение ценностных ориентаций личности по праву занимает одно из центральных мест в психологии. Его значимость определяется тем, что ценностные ориентации регулируют человеческое поведение во всем его многообразии. Ценностные ориентации представляют собой подсистему сознания, в которой отражаются ценности, признаваемые личностью в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Российское образование вступило в новый этап развития, который связан со сменой системы социальных ценностей и приоритетов. Новые условия общественной жизни диктуют особые требования к формированию ценностных ориентации выпускников школы. Изменившийся социальный заказ в области образования привел к его модернизации. Модернизация призвана решить ряд нормативно-правовых, содержательных и экономических задач. В психолого-педагогическом плане модернизация ставит задачу ориентации образования на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей.

Успешное развитие личности учащегося во многом зависит от ценностных ориентиров образования в целом. А ценностные ориентиры образования проявляются как профессиональные и  личностные ценности отдельного учителя. Сейчас есть необходимость в подготовке таких учителей, которые  были бы способны к работе по ориентации учащихся на социально значимые ценности нового времени.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом взаимосвязанных факторов:

Во-первых, изменения в современном обществе влекут за собой преобразование системы ценностей и мировоззрения людей. А ценностные ориентации в значительной степени задаются в детстве, в том числе благодаря работе  педагога.

Во-вторых, глобальные преобразования в социальной, экономической, политической сферах современной России затронули и сферу образования. Это выражается, прежде всего, в требованиях к педагогам и будущим педагогам. Ценностные ориентации будущего педагога играют исключительно важную роль не только в формировании его собственной личности, но и в формировании личности его учеников.

В-третьих, период учебы в колледже совпадает с возрастом становления нового уровня самосознания, выработки собственного мировоззрения, поиска смысла жизни, проектирования себя в профессии.

В-четвертых, как отмечают многие исследователи, престиж профессии учителя в России еще достаточно низок. Это характерно даже для студентов педагогических учебных заведений.

Все вышесказанное показывает необходимость исследований особенностей ценностных ориентаций выпускников педагогических учебных заведений, а также изучение связи профессиональных и смысложизненных ценностей и факторов определяющих их формирование.

Цель исследования: на основе анализа теоретических источников и практического исследования выявить особенности смысложизненных ориентаций и профессиональных ценностей выпускников педагогического колледжа и сформировать ряд выводов и предложений на основе полученных результатов.

Задачи исследования:

  1. теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования;
  2. выявить особенности смысложизненных ориентаций и профессиональных ценностей выпускников педагогического колледжа;
  3. проанализировать взаимосвязи смысложизненных ориентаций и профессиональных ценностей;
  4. выявить различия в ценностно-смысловой сфере у юношей и девушек;
  5. выявить различия в ценностно-смысловой сфере у выпускников с различными специальностями (педагог начальных классов и социальный педагог);
  6. интерпретация полученных результатов и выработка предложений и рекомендаций по оптимизации ценностных ориентаций педагогов в условиях модернизации образования.

Объект исследования: ценностные ориентации выпускников педагогического колледжа.

Предмет исследования: структура и взаимосвязи ценностных ориентаций.

В качестве рабочей гипотезы исследования автор выдвинул предположение о том, что  ценностные ориентации молодых педагогов соответствуют новым запросам  российского образования, и во многом определяются полом и получаемой специальностью.

В качестве теоретической базы были использованы фундаментальные труды по проблемам  ценностей и ценностных ориентаций (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Э. Шпрангер, З.И. Файнбург и др.); работы по исследованию ценностных ориентаций педагогов (Касимов Е., Терентьева Е.А, Кутняк С., Коротаева А.С) и работы по проблемам и тенденциям модернизации образования в России (Брызгалина Е., Широких О. Б. и др.).

В данной работе применялись следующие методы и методики исследования:

  1. Теоретический метод (анализ    психолого-педагогической    и методической литературы по проблеме исследования);
  2. Эмпирический метод (описание,    измерение, эксперимент);
  3. Интерпретационные методы (математический       анализ      и интерпретация теоретических позиций результатов исследования).

Теоретическая и практическая новизна исследования заключается в том, что результаты исследования дополняют научные представления о ценностных ориентациях современного педагога.

Практическая значимость темы исследования состоит в том, что разработаны рекомендации, представляющие практический интерес для работников системы образования.

Работа состоит из введения, двух основных глав, которые делятся на параграфы, заключения, глоссария, приложений и списка использованных источников.

1.1 Сущность ценностных ориентаций и их место в структуре личности

Ценностные ориентации представляют собой один из важнейших компонентов структуры личности. Ценностные ориентации состоят из мотивационной, отношенческой, когнитивной, эмоциональной и оценочной составляющих. Они выступают в качестве наиболее гибкой связи между личностью и социумом с его институтами, культурой, ценностями.

Единого взгляда на понимание понятий «ценностные ориентации», «ценность» до сих пор не существует.  В нашем исследовании мы придерживались определения Д. А. Леонтьева. Автор изучал ценности в качестве особой психологической реальности, которая выполняет «функцию высшего критерия для ориентации в мире и опоры для личностного самоопределения».

Роль ценностных ориентаций, в соответствии с деятельностным подходом, заключается в том, что они обозначают направленность  деятельности, помогают личности занять конкретную позицию, регулируют поведение и создают способы самореализации.

Ценностные ориентации личности представляют собой проекцию духовной жизни социума. Ценности складываются под воздействием социальных влияний, таких как система воспитания и обучения в семье и школе, структура социальных отношений.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В отечественной и зарубежной психологии имеется несколько подходов к пониманию ценностей и ценностных ориентаций личности.

В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации в качестве основной характеристики личности отражены в работах  Э. Шпрангера, Дж. Холанда, М. Рокича и В. Франкла.

В отечественной психологии ценностные ориентации изучались по большей части внутри личностных образований — личностных смыслов (Зейгарник Б.В., Асмолов А.Г., Братусь Б.С.) или направленности личности (Ломов Б.Ф.).

Э. Шпрангер ценностные ориентации определяет как «форму познания мира» или «форму жизни». Это только духовное начало и продукт одного только культурного состояния человечества.

Теоретическая концепция В. Франкла основана на признании смысла жизни базовым фундаментальным образованием, которое определяет поведение и отношение личности. Смысл жизни выражается в виде системы ценностей (ценности  переживания, ценности творчества, ценности отношения).

Начиная с 60-х годов возрос интерес к экспериментальному изучению ценностей и ценностных ориентаций (Л. Гордон, П. Верном, Г. У. Хольцман,  Линдсей). Тогда же были определены профессиональные установки как аспект общих жизненных установок и ценностей (И. Дарли, Т. Хаген, Дж. Холанд).

Таким образом, ценности и ценностные ориентации выступают в качестве осознанного и принятого человеком общего смысла его жизни. При этом личностный смысл жизни представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражает отношение личности к тем объектам, ради которых она вступает в деятельность и общение.

Ценности, как и другие личностные образования (направленность, установки, убеждения) представляют собой результат отражения в сознании человека социальных отношений и общественно-экономических условий его жизни. Отдельные ценности взаимосвязаны. Они находятся в динамическом равновесии и соотносятся друг с другом по признаку личностной значимости. [29]

Система ценностных ориентаций является многоуровневой структурой. Вершина ее — ценности, которые связаны с идеалами и жизненными целями личности. З. И. Файнбург [18] пишет о «чрезвычайной сложности системы ценностных ориентации личности… сложности ее детерминации социальным, многослойной и многоплановой опосредованности всех зависимостей в этой сфере…».

Система ценностей является многомерным объектом, очень сложным по своей структуре. Система ценностных ориентации не представляет собой нечто совершенно упорядоченное и неподвижное. Наоборот, она противоречива и динамична. В ней отражаются как ключевые, значительные, стержневые изменения взаимодействия человека с миром, так и текущие, в определенной мере случайные жизненные ситуации.

В современной психологии активно исследуются разные особенности структуры ценностных ориентации: ее иерархичность, соотношение ценностей-целей и ценностей-средств,  значимого и относительно незначимого, гармоничность — дисгармоничность системы ценностных ориентации, проясненность — размытость ценностей и т. п.

Д.А. Леонтьев [2] определил три формы функционирования ценностей:

  • общественные идеалы. Это сформированные социальным сознанием интегральные представления о совершенстве в различных формах жизни человека;
  • предметное воплощение социальных идеалов в действиях определенных людей;
  • мотивационные структуры личности («модели должного»), мотивирующие человека к выражению в собственной деятельности социальных ценностных идеалов.

М. Рокич определил в системе ценностей два уровня иерархии:

  • ценности-цели (конечные цели существования),
  • ценности-средства (способы поведения личности).

Бубнова С.С. [9]  выделяет три иерархических уровня в системе ценностных ориентации личности.

  1. Наиболее обобщенные, абстрактные ценности: духовные (познавательные, эстетические, гуманистические и др.), социальные (ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности и т.д.), материальные.
  2. Ценности, которые закрепляются в поведении и проявляются как свойства личности. Такими ценностями могут быть общительность, любознательность, активность, доминантность и т.д.
  3. Наиболее характерные способы поведения человека, которые являются средствами реализации и закрепления ценностей-свойств.

Изменение ценностных ориентаций личности связано с процессом её самоактуализации. Ценностные ориентации не остаются неизменными на протяжении всей жизни человека. Наиболее активно ценностные ориентации формируются в юношеском возрасте. Но ориентация на определённые ценности может возникнуть лишь как результат их предварительного признания (положительной оценки целовеком).

С точки зрения Б. Додонова [11], субъект сначала планирует определённую ценность в своём сознании, а затем направлял свою деятельность на овладение ею. Именно ценности задают познавательные, эмоциональные и волевые процессы, которые играют ведущую роль в жизнедеятельности человека.

Изменчивость ценностей и предпочтений связана с изменчивостью реального процесса жизни личности и общества, который отражается в системе ценностей.

Д.А Леонтьев считал, что систему ценностей не выдумывают, ею живут. Это совпадает с точкой зрения В. Франкла на смысл жизни как на то, что невозможно придумать, а можно только найти.

Отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Здравомыслов, Б.Г. Ольшанский, В.А. Ядов) в своих работах отмечают, что ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях. Эти условия и ситуации детерминируют поведение человека. Ценности становятся важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения окружающими людьми, регулируют поведение человека.

Осознавая собственные ценностные ориентации, человек определяет свое место в окружающем мире.

В современной науке понятие «ценностных ориентаций» понимается двояко. С одной стороны, оно соотнесено с ценностными стандартами референтной группы. С другой стороны ценностные ориентации – это индивидуальные с мотивационные ориентиры личности [6].

С.Л. Рубинштейн [26]   определял ценность, как значимость для человека чего-то в мире. По его мнению, только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию «ориентира-повеления». Ценностная ориентация проявляется в определенной направленности сознания и поведения, выражается в общественно значимых делах и поступках.

Ценностные ориентации как система социальных установок способствует оптимизации поведения человека. Система ценностей позволяет человеку удовлетворить свои основные потребности теми способами и через те ценности, которыми располагает общество. Человек становится активным субъектом общественной деятельности, именно усваивая ценности своей среды и превращая их в ориентиры своего поведения.

Содержание ценностных ориентаций формируется общественными отношениями в том виде, в каком они закреплены в групповом сознании общества, в эталонах культуры и нормах социального поведения.

Психолого-педагогический аспект изучения ценностных ориентаций заключается в том, чтобы под влиянием целенаправленного воздействия педагога общечеловеческие ценности стали предметом осознания и переживались субъектом как потребности, побуждающие к созидательной деятельности. Только в этом случае социальные нормы и ценности будут регуляторами поведения личности.

Ценностные ориентации являются единством когнитивного, эмоционального и поведенческого элементов. В процессе развития ценностных ориентаций происходит эмоциональное оценивание и переживание внешней ситуации как явления-ценности. Так формируется первая, наиболее непосредственная, связь личности с новым явлением, фактом действительности. В дальнейшем в процессе установления этой связи актуализируются мотивы, установки, потребности личности.

Становление ценностных ориентаций предполагает рациональную оценку, связанную с осознанием личностью своих побуждений, мотивов, поступков. Это когнитивная часть ценностных ориентаций. Поведенческий элемент ценностных ориентации представляет собой «практическое выражение» ценностных ориентаций в деятельности личности.

В процессе становления ценностных ориентаций, как взаимосвязи между элементами, так и конкретное содержание этих элементов, может быть различным. В более позднем периоде развития это обнаруживается в характере ценностных ориентаций личности. Таким образом, ценностную ориентацию можно определить как избирательное отношение личности к явлению-ценности, которое является результатом овладения этим явлением в процессе своей деятельности.

Деятельность человека определяется как его ценностными ориентациями, так и его нравственной активностью, что сближает эти два понятия. Ценностные ориентации лежат в основе выбора человеком жизненных целей. Ценности объясняют причины поведения человека. Это понимание сейчас так или иначе представлено во всех психологических школах: как западных, так и отечественных. Характер и содержание ценностей определяют общую направленность личности. Направленность личности обусловливает нравственную активность человека. Нравственная активность выражается в интенсивности процессов освоения социальных ценностей.

Ценностные ориентации являются качественной характеристикой личности, объединяющей психическое и социальное в человеке. Ценностные ориентации не только занимают важное место в регуляции поведения человека, но и стимулируют развитие психической активности личности.

В плане психолого-педагогической деятельности формирование системы ценностей придает завершенность воспитательному процессу как целостному акту, основанному на органической связи функциональной и психической деятельности.

Развитая система ценностей является характеристикой зрелой личности, сформированной в психологическом и социальном плане. Процесс развития личности является длительным и многоступенчатым. В школе за развитие личности ребенка отвечает в первую очередь педагог.

Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается в подростковом возрасте. В более раннем периоде — младшем школьном возрасте, — только выделяются личные ценности, происходит их первичное эмоциональное освоение. Личные ценности закрепляются в практической деятельности и постепенно находят правильное мотивационное выражение.

В старшем школьном возрасте стабилизируются основные психологические характеристики личности. При этом систематизируется многообразие общественных явлений в сознании старшеклассника. Оно отражается в сознании в виде понятий и ценностей. Именно в старшей школе ценностные ориентации начинают оказывать значительное влияние на формирование социальных отношений старшеклассников, на выбор ими профессиональной деятельности после школы, на формирование нравственной активности. Поэтому педагогически организованные процессы формирования нравственной активности и ценностных ориентаций личности необходимо рассматривать как тесно взаимосвязанные.

Ценностные ориентации выполняют несколько функций.

Э. В. Соколов [28] выделяет следующие функции ценностных ориентаций:

  • Экспрессивная функция. Ценностные ориентации способствуют самоутверждению и самовыражению индивида. Так же человек стремится передать другим принятые ценности, и за счет этого достичь признания, успеха;
  • Адаптивная функция. Ценностные ориентации помогают личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и через те ценности, которыми располагает конкретное общество;
  • Функция защиты личности. Ценностные ориентации выступают в качестве «фильтров», пропускающих только ту информацию, которая не требует существенной перестройки личности;
  • Познавательная функция. Ценностные ориентации направлены на те объекты и ту информацию, которые необходимы для поддержания внутренней целостности личности. Они координируют внутреннюю психическую жизнь, гармонизируют психические процессы, обеспечивают согласованность их во времени и применительно к условиям деятельности.

Таким образом, в ценностях, с одной стороны, систематизируется и кодируется нравственное значение общественных явлений. С другой стороны, те ориентиры поведения, которые определяют его направленность, выступают так же конечными основаниями моральных оценок [3]. В ориентациях на те или иные ценности находят выражение основные жизненные принципы человека, его нравственная и мировоззренческая позиция. Ценностные ориентации в значительной степени определяют интересы и побуждения человека.

Ценности непосредственно связаны с основополагающими представлениями человека о цели и смысле жизни. От системы ценностей человека зависит  то, какие средства будут избраны им для достижения общих и частных целей. Ценности образуют и систему отсчета для самооценки человеком своих действий, намерений, поступков,  выбора способов самореализации личности [22].

Формирование личностной ценностной структуры человека выступает важнейшим фактором процесса социализации, который обеспечивает интеграцию в общество во всей полноте социальных отношений.

Как правило, для личностных ценностей характерна высокая степень осознанности. Ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции поведения индивида и его взаимоотношений с другими людьми.

В наибольшей степени на формирование ценностей человека влияет его личный опыт. Поэтому ценностные ориентации взрослого  человека отличаются гораздо большей устойчивостью по сравнению с системой ценностей ребенка. То есть личный опыт «закрепляет» отдельные ценности в их значимости для конкретного человека.

1.2 Ценностные ориентации педагога как домината профессиональной деятельности

Исследования ценностных ориентаций показывают, что профессиональная деятельность влияет на иерархическую структуру ценностных ориентаций, а профессиональные установки входят в систему ценностных установок личности.

В профессиональной деятельности можно выделить собственно профессиональные ценности. Это ценности, которые релевантны именно профессиональной сфере жизнедеятельности человека. Они формируются с учетом типа профессиональной деятельности (объекта), различного отношения субъекта труда к его процессу и результату, а также под воздействием различных внешних факторов, в той или иной степени влияющих на реализацию в избранной профессии (социальная престижность профессии, условий труда и т. д.). Профессиональные ценности удовлетворяют одну из важнейших потребностей профессионального сообщества, а именно потребность в консолидации для решения профессиональных задач. Большая роль в консолидации принадлежит идеалам, которые выступают как эталон должного и главный оценочный критерий, выражающий высшую цель деятельности.

Если рассматривать профессию как отдельную ценность в системе ценностных ориентаций личности, то она включает в себя важность для человека  содержания профессиональной деятельности, профессионального продвижения, достижения успеха в профессии,  реализации своего потенциала в сфере профессиональной деятельности. Профессия может быть материальной или постматериальной ценностью [4].

При доминировании системы материальных ценностей профессия значима для субъекта как средство достижения высоких доходов, материального благосостояния, и т. д. Для людей, ориентированных на постматериальные ценности, более важны такие профессиональные ценности, как самореализация в профессии, инициативность и ответственность в профессиональной деятельности.

Исследование системы карьерных ориентаций студентов различных направлений было выполнено Е. Г. Касимовым [16]. Результаты исследования позволяют говорить о том, что системы карьерных ориентаций студентов, обучающихся различным профессиям, имеют как общие черты, так и свои специфические особенности. Общим для студентов (независимо от их профессиональной подготовки) является связь общей направленности на построение карьеры со сферами обучения и образования, общественной жизни, ценностями «креативности» и «материального положения», представлением о себе-идеальном как о сильной личности, обладающей волей. При этом студенты технических ВУЗов отличаются большей тенденцией строить карьеру по линии предпринимательства (организации своего дела). Студенты гуманитарных ВУЗов, напротив, отличаются большей рефлексивностью и стремлением к приобретению знаний как в русле своей специальности, так и об окружающем мире в целом.

Исследование карьерных установок студентов, проведенное Т. Д. Барышевой [5] позволило обнаружить взаимосвязь уровня профессиональной направленности у студентов с мотивацией обучения в вузе. Было выявлено, что карьерные ориентации и профессиональная направленность студентов различных факультетов в целом соответствуют содержанию их будущей профессиональной деятельности.

Ценностные ориентации будущих педагогов также во многом обусловлены их профессиональной направленностью. Система этих ориентаций, как и система ценностей и личностных смыслов любой профессиональной группы, имеет свои особенности.

Терентьева Е. А. [24]  отмечает, что  ценностные ориентации студентов педагогических ВУЗов слабо связаны с другими структурами их личности. Автор выявила, что их ценности характеризуются неустойчивостью и изменчивостью. Это может быть связано с возрастными особенностям данной категории молодежи. В качестве наиболее важных для учителя автор выделяет следующие ценности:

  • любовь к детям, стремление к общению с ними, желание передавать знания и опыт, воспитывать, желание учить и учиться;
  • стремление выразить в процессе обучения и воспитания своё отношение к жизни, свои взгляды и т. п.;
  • значимость индивидуального характера организаторской деятельности;
  • престижность профессии;

Изучение мотивов профессионального выбора педагогической деятельности студентов свидетельствует о преобладании внешних мотивов. В меньшей степени  им свойственны мотивы, связанные с личностной самореализацией в выбранной профессии. Преобладание внешних мотивов делает профессиональное самоопределение студентов педагогических специальностей неустойчивым и не определяет стратегию дальнейшего профессионального развития в рамках педагогической деятельности (Кутняк С. В. [21], Митина Л.М. [23]).

Данные  исследования Шаловой С. Ю. [30] показывают, что на сегодняшний день проблема осознанности выбора  профессии педагога, сформированности представления о ее сущности и характере еще недостаточно осознается молодыми людьми, пришедшими в педагогический ВУЗ.

В исследовании Е. В. Бондарчука [8] было выявлено, что для будущих педагогов характерна высокая степень выраженности ценностей «любовь» и «здоровье». В значительно меньшей степени у них выражены такие ценности, как «счастье других», «творчество», «общественное признание», «красота природы и искусства», «свобода», «развитие», «продуктивная жизнь», «познание», «материально обеспеченная жизнь», «жизненная мудрость», «интересная работа».

Исследование Коротаевой А.С. (2011) [19], посвященное изучению ценностных представлений студентов педагогического ВУЗа также выявило, что ценности профессии у студентов оказались не самыми значимыми. Автор отмечает, что на формирование таких взглядов во многом оказывает влияние социальная ситуация: падение престижа учительской профессии, обусловленное в том числе и экономическими факторами, продолжающееся второе десятилетие реформирование системы образования, приравнивание получения образования к сфере услуг и т.д.

Е. А. Терентьева отмечает, что на первый план смысложизненных ценностей  будущих педагогов выходят создание хорошей семьи и воспитание детей, возможность самовыражения и творчества, личная свобода и собственно человеческая жизнь.

Исследование Е. А. Верещагиной показало, что основным условием формирования ценностных ориентаций педагогов является возраст и педагогический стаж. То есть со временем происходит перестройка в структуре ценностных ориентаций. У педагогов, проработавших в системе образования от одного до пяти лет, преобладают конформная, созидательная и игровая направленности. С увеличением педагогического стажа более значимым становится альтруизм, общение, престиж, содействие окружающим, духовное развитие, нравственное самосовершенствование.

Таким образом, более детальное изучение  ценностно-смысловой сферы студентов, выбравших педагогическую профессию, является актуальным и будет способствовать созданию условий для самореализации в выбранной профессиональной  деятельности.

1.3 Диалектика ценностных ориентаций педагога и факторов современной модернизации образования в России

Современное развитие общества требует качественных изменений в системе образования. Основными направлением развития в этой сфере должны стать поворот к человеку и создание условий для его эффективного саморазвития.

В документе «Концепция модернизации российского образования до 2010 г.» написано: «…модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции»[23].

Для решения задачи гуманизации современной школы необходимо выявить, а затем и сформировать систему профессиональных ценностей личности, составляющих личностно-ориентированную позицию учителя. Именно поэтому в государственном проекте «Новая школа» целый раздел мероприятий посвящен личности педагога и имеет символичное название – «Новый  учитель».

Педагогическое сообщество постепенно приходит к пониманию перспективности парадигмы личностно-ориентированного образования. Важнейшей ценностью современного общества становится человек, способный искать и осваивать новые знания, принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. Из этого следует положение о сущности образования как «деятельности, которая охраняет и поддерживает детство и ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческие среды развития ребенка, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество». Принятие позиции образования как личностной ценности приобретает для учителя  и учащегося в их образовательном пространстве личностно-значимый смысл. В современных условиях, связанных с модернизацией системы образования, усиливается роль педагога  не только как человека, эффективно транслирующего сложную систему знаний, но и как воспитателя. В связи только с этим и требования к его личности неуклонно возрастают. Мировоззренческие установки, к которым можно отнести ценностные ориентации, относятся к числу базовых оснований личности. Поэтому их изучение имеет первостепенную важность в настоящее время.

Брызгалина Е. В. [27] пишет, что современное образование апеллирует не только к относительности знания, но и к относительности ценностей. С ее точки зрения, отличие новой, личностно-ориентированной парадигмы образования, от прежней в том, что ранее основной  упор делался на усвоение знания прошлого. Теперь же — на технологии поведения в ситуациях, основанной не столько на прежнем опыте культуры, сколько на индивидуальном понимании и личном опыте. То есть, процесс переоценки ценностей, происходящий в российском обществе, отражается в измении ценностей, транслируемых системой образования через педагогов.

Широких О. Б. [31]  пишет, что ценностные ориентации будущих педагогов – необходимое условие модернизации образования. Одним из важных факторов выбора профессии учителя, как и одним из факторов успешной реализации модернизации образования, выступает мотивация субъектов педагогической деятельности, связанная с пониманием ценности и значимости профессии как поля для самореализации. Автор полагает, что необходимо проводить специальную работу по сопровождению будущего учителя. И центральным элементом этой работы должен выступать ценностно-смысловой компонент. В настоящее время на этапе профессионального образования и последующей  адаптации в трудовом коллективе он чаще всего не выступает предметом специального осмысления и формирования.

Показано, что ценностные ориентации учителя, сформированные в условиях традиционного обучения, отличаются от ценностных ориентаций личностно-ориентированного обучения [24]. Учитель традиционной системы обучения ценностью своего труда считает передачу школьникам определенной суммы знаний. При этом проблемы развития личности учащихся остаются за пределом его профессиональных задач. Система традиционного школьного обучения в чем-то похожа на структуру школьного здания: классы преподавателей-«предметников», каждый из которых дает свой аспект знаний, и коридор, в котором формируются ценности учащихся – спонтанно, под влиянием коллектива сверстников, а не педагога. В системе ценностных ориентаций учителя традиционной системы наблюдается: внутренний конфликт (низкие показатели по параметрам «Здоровье», «Материально обеспеченная жизнь», «Счастливая семейная жизнь», «Любовь», «Творчество»); внутренний вакуум (низкие значения по показателям «Активная деятельная жизнь», «Красота природы и искусства», «Интересная работа») и профессиональные деформации (авторитарность, педагогический догматизм, консерватизм, поведенческий трансфер).

Учитель личностно-ориентированного обучения отстраняется от одновариантной ориентации на результативность, направляя собственное внимание на выработку у школьников своих взглядов, приоритетность общечеловеческих ценностей над любыми идеологиями «смещения» установок педагога с содержательно-процессуальных сторон учебного взаимодействия (чему должен научиться, что сделать, каким образом мыслить) на ценностно-смысловые (место, роль учебного познания в жизненной самореализации ребенка).

Множество психологов и педагогов, также работающие над изучением системы ценностных ориентаций учителей, подчеркивают, что наибольшие изменения были получены именно в понимании важности отношения учителя к ученику и формирования его качеств личности. Другими словами, учитель в настоящее время в большей степени ощущает важность не только своей собственной индивидуальности, но и индивидуальности другого человека, а также необходимость развития и самореализации каждого человека. Безусловно, наибольшую значимость для современного учителя приобретает ценностное отношение к другому человеку, осознание личности ученика как главнейшей социальной ценности. А это указывает также на осознание и принятие как ценности его права обладать своими собственными ценностями, пусть даже отличными от ценностей учителя.

Полывянная М.Т. [25] пишет, что  ценностные ориентации учителей воздействуют на процесс современного образования следующим образом. Верность учителей интернальному типу ценностной системы, активно-адаптационному и опережающе-инновационному типам профессиональных направлений представляются фактором, который позволяет повысить эффективность выражения базовых направлений улучшения образования. Представленные ценностные системы согласуются с нацеленностью на трансформацию социальных практик, на внедрение новых, базирующихся на информационных технологиях методов преподавания, на стимулирование самостоятельности и инициативы учащихся.  Данному типу учителей также свойственно наличие длительной стратегии развития профессиональной карьеры, способность к адаптации, умение работать в меняющихся условиях, направленность на развитие личной конкурентоспособности, на умение формировать и сохранять собственный положительный имидж как залог успешной работы, преподнесение учительской профессии как задающей нормы современного общества.

К факторам, которые тормозят процессы модернизации в образовании, относится экстернальный тип ценностной системы и верность классическому типу профессиональной направленности. Подобные учителя действуют исходя из  сформировавшихся традиций обучения, не связывают обучение с развитием у учащихся мобильности, инициативности, стремления к успеху. Они имеют скептическое или осторожное отношение к новым методикам, не проявляют инициативу к изучению новой информации, не участвуют в профессиональных конкурсах. При этом автор подчеркивает, что стаж представителей данной категории учителей обычно превышает двадцать лет.

Исследователь Митина Л.М. [23] отмечает значимость  построения обучения будущих педагогов на идеологии саморазвития, а не на идеологии воспроизводства, укоренившейся в системе образования. Она подчеркивает необходимость использования новых технологий для работы с будущими педагогами. Это приведет к формированию у них творческой самореализации в профессии и самостоятельность выбора профессионального пути. Важным  элементом выступает понимание, что развитие личности определяет выбор профессии и подготовку к ней. И вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности. Таким образом, профессиональное развитие на разных этапах человеческой жизни выступает то результатом, то средством развития личности, что определяет важность раннего выявления направленности личности и важности ее совпадения с профессиональным развитием (Зеер Э. Ф., Романцев Г. М. [14]).

Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций педагогов разного возраста и с различным стажем свидетельствует о том, что прохождение этапов профессионального развития сопровождается определенной динамикой ценностных ориентаций педагогов. При этом у более молодых педагогов наиболее выражена направленность на профессиональную деятельность. У  более старших педагогов доминирует направленность на собственную личность, затем — направленность на профессиональную деятельность и общение. Направленность на личность ученика как на субъект образовательной деятельности занимает традиционно последнее место в структуре ценностных ориентаций. Причем по мере увеличения возраста педагогов интенсивность выраженности такой направленности снижается. Такие данные свидетельствуют о наличие существенных преобразований  ценностных ориентаций педагогов [20].

С другой стороны, психологи также отмечают, что современные студенты в гораздо большей степени, чем в восьмидесятые года прошлого века, отдают предпочтение  доходу и социальному статусу, а не личностным, духовным качествам. Студенты в своем большинстве сегодня ориентированы на материальные, экономические ценности, а также на семейные ценности и ценности здоровья.

Засыпкин В.П. [26] отмечает, что одна из острых проблем современного образования  – низкий  престиж педагогического образования в среде абитуриентов. Для усиления результативности профессиональной ориентации на профессию учителя он предлагает  ввести в педагогических ВУЗах дополнительные испытания на педагогическую одаренность.

Также, одним из важных условий оптимальной профессиональной ориентации, по мнению некоторых психологов,  должна выступить диагностика личностных качеств будущего педагога [32].

Таким образом, мы считает, что ценностно-смысловая сфера будущих педагогов приобретают в настоящее время особое значение, выступают предпосылкой для последующей благополучной профессиональной социализации и открывают для субъекта возможность реально участвовать в строительстве новой школы.


Страница:   1   2


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!