Вид работы: Проект
Тема: Творческий потенциал студентов
Введение
Творчество рассматривается как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию, и как основа внутреннего механизма всех когнитивных процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связанно со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его способности имеют для творчества не меньшее значение, чем скажем, степень развития мышления.
Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируются целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.
Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т. Рибо. Он писал: «Что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров». Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.
Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:
.Подготовка (зарождение идеи).
.Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
.Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
.Проверка.
Результатом творчества является творческий продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Творчество есть выход за пределы заданного, в нем проявляется также активность бессознательных психических процессов. Творчество проявляется в потенциальной (творческий потенциал) или в актуальной (творческая активность) форме.
Творческий потенциал интеллектуально одаренного человека характеризует его личность в целом и представляет собой систему когнитивных и некогнитивных компонентов, представленных интеллектуальными (оригинальность, гибкость, адаптивность, беглость и оперативность мышления; легкость ассоциаций; уровень творческого воображения), и личностными (мотивационными, эмоциональными, волевыми, рефлексивными и ценностно-смысловыми) характеристиками в их взаимодействии.
Управление творчеством возможно путем создания благоприятных для этого условий:
- содержание творческой активности;
- создание творческой среды;
- направленность формирующей работы на развитие творческой личности.
Способность человека к творчеству проявляется в процессе его жизнедеятельности, при этом любой из видов деятельности может осуществляться индивидом, как на репродуктивном, так и на творческом уровне. Степень проявления творчества обусловлена, с одной стороны, творческим потенциалом самого человека, а с другой — уровнем его активности в развитии и реализации собственного творческого потенциала. Следовательно, стимулирование активности в развитии своего творческого потенциала может выступать в качестве самостоятельной педагогической задачи в процессе воспитания творческой личности. Чем выше готовность личности к развитию собственного творческого потенциала, тем эффективнее протекает данный процесс и тем независимее становится человек как субъект собственного развития.
Для постижения источников творчества и его психологических механизмов необходимо рассматривать творчество как некий целостный процесс, что невозможно сделать, не опираясь на понимание личности человека как единого и системного образования. Так как творчество — это феномен целостной личности. Проблема целостного и системного представления о личности человека традиционна для психологии 3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Левин, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.П. Парыгин, К.К. Платонов и; др.). Каждое из направлений имеет свои достоинства, недостатки и различную степень разработанности.
Цель исследования:
Изучение теоретических основ творчества и творческого потенциала, а так же оценить уровень его развития у испытуемых в процессе тестирования.
Предмет исследования:
Творческий потенциал.
Объект исследования:
Творческого потенциала человека.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы творчества, творческого потенциала и методов диагностики творческого потенциала взрослого человека с помощью психологической литературы.
2.Оценить путем тестирования уровень развития творческого потенциала у испытуемых.
Актуальность исследования:
Изучение творческого потенциала имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальное своеобразие и творческая инициатива каждого человека, реализуемые им в личной, профессиональной и общественной сферах, являются существенным ресурсом развития общества.
Большое количество изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях их развития. Но человек не всегда оказывается готов к происходящим в обществе изменениям. Для того чтобы адекватно на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе такое качество, как творчество (творческость).
Важно оценить творческий потенциал каждого человека, чтобы помочь ему и дать возможность развиваться в дальнейшем в нужном русле.
Гипотеза:
Считается, что для развития творческого потенциала уровень умственного развития должен быть несколько выше среднего. Тем не менее, по достижении необходимого уровня интеллектуальности дальнейшее ее увеличение ни как не сказывается на развитии творческих способностей.
Используемые методики:
1.Методика исследования творческого потенциала. (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с).
2.Самооценка творческого потенциала личности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с).
3.«Культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кеттелла (Р. Римская, С. Римский. Практическая психология в тестах, или как научится понимать себя и других. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.1997. — 400 с., 4 л. Ил. — (практическая психология)).
Теоретический анализ творчества, творческого потенциала и его развития
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Творчество — процесс создание субъективных ценностей.
Творчество как процесс (творческое мышление)
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеметворческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности — «Человека творческого».
Одним из первых исследователей творческого мышления был психолог М. Вертгеймер. Согласно Вертгеймеру, процесс решения задач в результате простого припоминания и механического повторения не является разумным мышлением. Он связывает творческое мышление с двумя факторами: адаптивностью и структурностью.
Адаптивность означает, что творческие процессы направлены на улучшение ситуации.
Структурность — такое творческое мышление, когда в процессе решения проблемной ситуации происходит ее анализ, с последующим изменением функциональных значений отдельных элементов ситуации в рамках целостной структуры.
Вертгеймер первым обратил внимание на то, что задания, которые стимулируют творческое мышление, должны быть не типичными, необычными для человека. Человек, который решает творческую проблему, должен взглянуть на ситуацию по-новому, стараясь использовать скрытые свойства объектов и непривычные их связи.
Такой взгляд на творческое мышление человека породил возможность диагностики и тестирования способности к творчеству. Среди психологов, экспериментально изучающих творческое мышление, — Дж. Гилфорд, Е. Торранс, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, Р. Стенберг и др.
Основным фактором наличия «творческости» считается легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления. Торрансом были выведены 12 факторов «материала» творческого мышления, которые, в свою очередь, были разделены на 3 группы: вербальную, изобретательную и словесно — звуковую. От испытуемого требуется проявить способность мыслить творчески. Так, если ответ, который дает человек, очень часто повторяется — это типичный ответ, если редко — оригинальный.
Научить мыслить творчески можно любого умственно нормального человека. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


