Заявка на расчет
Меню Услуги

Учет и анализ основных средств (ИФНС № 3 по городу Москве»). Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


2.2. Документальное оформление движения основных средств

В ООО «ПромМедЗакупка» для подтверждения совершения хозяйственной операции должен быть документ, составленный по унифицированной форме, это обязательное условие для того, чтобы документ был принят к учету. В то же время сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что учет основных средств может быть проведен первичными учетными документами, составленными в свободной форме. Формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, с 01.01.2013 не являются обязательными к применению.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Обязательными реквизитами первичного учетного документа в соответствии с Законом № 402-ФЗ являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных п. 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Если в ООО «ПроМедЗакупка» будут составлять документы в свободной форме, нельзя допускать удаления отдельных реквизитов из унифицированных форм, но можно при необходимости вносить дополнительные реквизиты, которые должны быть утверждены в учетной политике организации. Составлять документы в свободной или в унифицированной форме может решать бухгалтер. Однако не стоит давать шанс проверяющим из налоговой службы для дополнительных придирок. Вот почему проще и удобнее заполнить унифицированную форму.

Перечень унифицированных форм первичной учётной документации по учёту основных средств в ООО «ПромМедЗакупка» представлен в таблице 8.

Таблица 8. Формы первичной документации по учёту основных средств

Номер формы Наименование формы
ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
ОС-1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
ОС-3 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-4а Акт о списании автотранспортных средств
ОС-4б Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств
ОС-6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств
ОС-6б Инвентарная книга учета объектов основных средств
ОС-14 Акт о приеме (поступлении) оборудования
ОС-15 Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж
ОС-16 Акт о выявленных дефектах оборудования

 

Формы № ОС–1 «Акт о приеме–передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)», ОС–1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», ОС–1б «Акт о приеме–передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)» применяются для оформления зачисления в состав основных средств отдельных объектов, для учета ввода их в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче другой организации.

Приказом руководителя организации назначается приемная комиссия, которая и составляет указанный акт в одном экземпляре. При передаче основных средств другому предприятию акт составляется в двух экземплярах: для организации, которая сдает основные средства, и организация, принимающая их.

Оформление акта по форме № ОС-1б о приемке нескольких объектов основных средств допускается лишь при учете хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования, а также если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. К акту необходимо приложить техническую документацию, относящуюся к каждому объекту. Акт утверждает руководитель организации.

На основании этих документов бухгалтерия делает соответствующие записи в инвентарных карточках (книгах) учета основных средств, после чего техническая документация передается в технический (производственный) отдел организации, использующий это оборудование.

Во всех формах по учету основных средств нормы амортизации указываются за месяц. Для записи суммы амортизационных отчислений в формах предусматриваются свободные строки.

Форма № ОС – 2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств» применяется для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного цеха или участка в другой, а также для оформления передачи основных средств со склада в эксплуатацию.

Накладную на внутреннее перемещение основных средств выписывает в двух экземплярах работник участка (цеха) – сдатчик. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию, а бухгалтерия на основании полученной накладной на внутреннее перемещение делает запись в инвентарной карточке (книге) учета основных средств и перекладывает инвентарную карточку в соответствующее место картотеки. На основании второго экземпляра накладной на внутреннее перемещение основных средств сдатчик делает соответствующие отметки в инвентарном списке основных средств по месту нахождения или эксплуатации о выбытии объекта.

Форма № ОС – 3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств» применяется для оформления сдачи–приемки основных средств из капитального ремонта, реконструкции или модернизации.

Акт по форме № ОС – 3, подписанный работником участка, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производящей капитальный ремонт или модернизацию, сдают в бухгалтерию организации, где делают соответствующие записи в инвентарных карточках учета основных средств о произведенном капитальном ремонте. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны быть внесены необходимые изменения в характеристику объекта. Если ремонт, реконструкцию или модернизацию выполняет сторонняя организация, то акт составляют в двух экземплярах: второй экземпляр передают организации, производившей капитальный ремонт.

Формы № ОС – 6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств» и ОС – 6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств» применяются для учета зданий, сооружений, передаточных устройств. Инвентарные карточки в соответствии с формами № ОС – 6 и ОС-6а ведут в бухгалтерии на каждый объект; заполняют в одном экземпляре на основании акта приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1), технической и другой документации на данный объект.

Записи в карточку о законченных работах по достройке, дооборудованию, реконструкции, капитальному ремонту данного объекта делают на основании акта приемки-сдачи отремонтированных или модернизированных объектов (форма № ОС – 3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств»). В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» формы № ОС – 6 записываются только основные качественные и количественные показатели основного объекта, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности. Если качественные и количественные показатели характеристики объекта в результате реконструкции и дооборудования значительно изменены, то прежнюю инвентарную карточку, по которой учтен данный объект, можно заменить новой. Ненужную карточку сохраняют как справочный документ.

Форма № ОС – 14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования» применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств. Акт по форме № ОС – 14 составляется комиссией, уполномоченной на прием основных средств, в двух экземплярах, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом. В случае невозможности проведения качественной приемки оборудования при его поступлении на склад акт о приеме оборудования является предварительным, составленным по наружному осмотру. Качественные и количественные расхождения с документальными данными организаций, поставивших оборудование, а также факты боя и лома отражаются в соответствующих актах.

Форма № ОС – 15 «Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж» оформляется при передаче оборудования в монтаж. При проведении монтажных работ подрядным способом в состав приемочной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж по форме № ОС – 15 не составляется. Представитель монтажной организации расписывается в акте о получении оборудования на ответственное хранение, и ему передается копия этого акта. Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации оформляется в установленном порядке по форме № ОС – 1 или ОС – 16.

Акт по форме № ОС – 16 применяется в случае выявления дефектов оборудования в процессе его монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля.

Основные средства могут отражаться в бухгалтерском учете организации в составе материально–производственных запасов. Однако здесь есть ограничение: стоимость объекта не должна превышать лимита, установленного в учетной политике организации, — не более 40 000 руб. за единицу. В целях обеспечения сохранности этих объектов должен быть организован надлежащий контроль за их движением: операции с такими объектами оформляются первичными документами для учета материально-производственных запасов — формы № М–4 «Приходный ордер» и №–17 «Карточка учета материалов». Юридически грамотный, разумный и надлежащий учет основных средств, несомненно, способствует упорядочению и прозрачности финансового оборота организации.

2.3. Синтетический и аналитический учет основных средств

В  ООО  «ПромМедЗакупка» к основным средствам относятся активы, соответствующие требованиям Положения по бухгалтерскому учету основных средств, принятые к учету в установленном порядке с момента ввода их в эксплуатацию и передачи документов на государственную регистрацию прав собственности на объекты недвижимости.

Рассмотрим отдельные операции по учету объектов основных ООО «ПромМедЗакупка».

Основные средства принятые к учету учитываются на счете 01 «Основные средства. Этот счет отражает сумму первоначальной (восстановительной) стоимости находящихся на балансе основных средств. Для учета износа основных средств используется счет 02 «Амортизация основных средств». Списание и (выбытие) основных средств проводится с использованием счета 91 «прочие доходы и расходы» с целью отражения финансового результата.

Порядок бухгалтерского учета операций по движению основных средств рассмотрим на конкретных  примерах:

ООО «ПромМедЗакупка» производит ликвидацию оборудования в связи с полным моральным и физическим износом. Первоначальная стоимость оборудования 30 000 руб., сумма начисленной амортизации — 26 000 руб. Расходы по ликвидации (демонтаж) оборудования составили: — заработная плата и страховые взносы работников, занимавшихся разборкой оборудования — 1000 руб., общепроизводственные расходы — 500 руб. Стоимость деталей и узлов, полученных от ликвидации — 2000 руб.

В бухгалтерском учете списание объекта основных средств отражается следующими проводками:

Дт счета 01 «Выбытие основных средств» — Кт счета 01 — 30 000 руб. — Отражена первоначальная стоимость списываемого оборудования;

Дт счета 02 «Амортизация основных средств» — Кт счета 01 «Выбытие основных средств»  — 26 000 руб. — Списана сумма начисленной амортизации;

Дт 91-2 «Прочие расходы» — Кт 01 «Выбытие основных средств» — 4000 руб. Списана остаточная стоимость оборудования;

Дт 91-2 «Прочие расходы» Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»  Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 1000 руб. — Списаны затраты на заработную плату, занимавшихся разборкой оборудования связанные с ликвидацией (списанием) объекта основных средств;

Дт 91-2 «Прочие расходы» Кт 25 «Общепроизводственные расходы» — 500 руб. — списаны общепроизводственные расходы, связанные с ликвидацией оборудования;

Дт 10 «Материалы» Кт 91-1 «Прочие доходы» — 2000 руб. — Оприходованы материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств (по рыночной стоимости).

Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» — 3 500 руб. — На сумму убытка от ликвидации оборудования.

В целях налогового учета:

сумма внереализационных расходов составит 5 500 руб. (4000 + 1000 + 500); сумма внереализационных доходов составит 2000 руб.

ООО «ПромМедЗакупка» приобрела бывшее ранее в эксплуатации оборудование для изготовления канатов у компании «Юг России» за 370 тысяч рублей. НДС входящий в покупную стоимость оборудования составил 57 тысяч рублей.

Компания «Юг России» находится в г. Череповце, поэтому ООО «ПромМедЗакупка» была вынуждена  ещё оплатить и услуги транспортной компании за доставку оборудования. Стоимость транспортировки купленного оборудования для ООО «ПромМедЗакупка» составила 4 220 рублей. В том числе ООО  «ПромМедЗакупка» уплатила ещё и НДС, равный 650 рублям.

Поставленное оборудование ООО «ПромМедЗакупка» приняла к бухгалтерскому учёту и ввела в эксплуатацию в том же календарном месяце, в каком и приобрела.

Тогда же был исчислен и срок полезного использования оборудования, который был определён в 7 лет. По форме № ОС-1, полученной от прежнего владельца имущества, было установлено, что данное оборудование находилось в эксплуатации полтора года. В соответствии с этим, амортизационные отчисления в счёт погашения затрат на приобретение оборудования будут поступать в течение пяти с половиной лет.

Порядок бухгалтерского учета операций по движению основных средств отражается следующими проводками:

Дт счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» — Кт счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 313 000 Отражение поступившего от продавца объекта основных средств;

Дт счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — Кт счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 57 000 Отражение суммы НДС, предъявленная к оплате продавцом;

Дт счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — Кт счета 51 «Расчетные счета» — 370 000 Погашение задолженности перед продавцом за переданное в имущество организации основное средство;

Дт счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» — Кт счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 3570 Отражение суммы, уплаченной транспортной организации;

Дт счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — Кт счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 650 отражение суммы НДС транспортных услуг;

Дт счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт счета 51 «Расчетные счета» — 4 220 Погашение задолженности перед транспортной организацией за доставку оборудования;

Дт счета 01 «Основные средства» — Кт счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» — 316 670 Принятие оборудования к бухгалтерскому учету в составе объектов основных средств;

Дт счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — Кт счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 57 000 Принятие к налоговому вычету суммы НДС по принятому к учету основному средству (оборудованию).

Дт счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — Кт счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — 650 — Принятие к налоговому вычету суммы НДС по транспортным услугам

Рассмотрим пример по переоценке ОС: ООО «ПромМедЗакупка» провело переоценку компьютера. Его первоначальная стоимость равна 52 000 руб. ООО «ПромМедЗакупка» оценило компьютер в 48 000 руб.

В бухгалтерском учете  отражены  следующие  результаты  переоценки.

1) Коэффициент перерасчета амортизации: 48 000 руб.: 52 000 руб. =   0,923

2) Скорректированная сумма амортизации составляет: 6400 * 0,923 =  5 908  руб.

3) Списана на непокрытый убыток сумма уценки компьютера 4 000 руб. (52 000 — 48 000):

Дт 84 субсчет «Переоценка основных средств» Кт счет 01 «Основные средства»

4) Списана на нераспределенную прибыль сумма уценки амортизации:  492  (6400 — 5908) руб.

Дт счет 02 «Амортизация основных средств» — Кт 84 субсчет «Переоценка основных средств»

В конце 2014 г. ООО «ПромМедЗакупка» впервые переоценило оптическое оборудование. При этом его первоначальная стоимость уменьшилась на 7 000 руб., а сумма начисленной амортизации — на 500 руб.

Проводя очередную переоценку в декабре 2015 г., ООО «ПромМедЗакупка» дооценила оптическое оборудование. В результате первоначальная стоимость объекта выросла на 9000 руб., а сумма амортизации  на  800 руб.

Результаты переоценки, проведенной на 1 января 2016 г., бухгалтер ООО «ПромМедЗакупка»  отразит следующие проводки:

Дт счет 84 «Переоценка основных средств» — Кт 01 «Основные средства» 7000 руб. — списан нераспределенный убыток сумма уценки электропогрузчика;

Дт счет 02 «Амортизация основных средств» Кт счет 84 «Переоценка

основных средств» — 500 руб. — списана нераспределенная прибыль сумма уценки амортизации объекта,

В январе 2016 г. результаты переоценки будут отражены проводками:

Дт счет 01 «Основные средства» Кт счет 84 «Переоценка основных средств» — 7000 руб. — увеличена нераспределенная прибыль на сумму дооценки объекта, равную сумме его предыдущей уценки;

Дт счет 01″Основные средства» — Кт 83-1 «Добавочный капитал» — 2000 (9000-7000) — увеличен добавочный капитал на сумму до оценки амортизации объекта, равная сумме предыдущей уценки;

Дт счет 84 «Переоценка основных средств» Кт счет 02 «Амортизация основных средств» — 500 руб. — списана на нераспределенный убыток сумма до оценки амортизации объекта, равная сумме его предыдущей уценки;

Дт счет 83 «Добавочный капитал» — Кт счет 01 «Основные средства» 300 (800-500) — уменьшен добавочный капитал на сумму до оценки амортизации объекта, превышающую его предыдущую уценку.

В январе 2016 г. ООО «ПромМедЗакупка» безвозмездно получила от своего учредителя (физического лица) недостроенное здание склада. Его рыночная стоимость — 150 000 руб.

Склад достроили и 3 апреля 2016 г. ввели в эксплуатацию. На складе хранятся покупные товары. Первоначальная стоимость объекта основных средств составила 1 200 000 руб. Срок полезного использования — 240 месяцев. Амортизация начисляется линейным методом.

16 октября 2016 г. склад продан по цене 1 170 000 руб. (без учета НДС).

Доля, приходящаяся на рыночную стоимость безвозмездно полученного имущества, в первоначальной стоимости склада составляет:

150 000 руб.: 1 200 000 руб. = 0,125.

В бухгалтерском учете ООО «ПромМедЗакупка» сделаны проводки:

24 января 2016 г.:

Д-т сч.08 К-т сч.98-2 — 150 000 руб. — отражена рыночная стоимость безвозмездно полученного недостроенного склада;

с 24 января по 3 апреля 2016  г.:

Д-т сч.08 К-т сч.10 (60, 70.) — 1 050 000 руб. — учтены дополнительные расходы, формирующие первоначальную стоимость склада;

3 апреля 2016  г.:

Д-т сч.01 К-т сч.08 — 1 200 000 руб. — склад введен в эксплуатацию;

с 1 мая по 1 октября 2016  г.:

Д-т сч.44 К-т сч.02 — 5000 руб. (1 200 000 руб.: 240 мес.) — начислена амортизация;

Д-т сч.98-2 К-т сч.91-1 — 625 руб. (5000 руб. x 0,125) — учтено в составе прочих доходов безвозмездно полученное имущество;

16 октября 2016  г.:

Д-т сч.62 К-т сч.91-1 — 1 170 000 руб. — отражена задолженность покупателя за проданный склад;

Д-т сч.01, субсчет «Выбытие основных средств», К-т сч.01, субсчет «Основные средства в эксплуатации» — 1 200 000 руб. — списана первоначальная стоимость склада;

Д-т сч.02 К-т сч.01, субсчет «Выбытие основных средств» — 30 000 руб. (5000 руб. x 6 мес.) — списана сумма начисленной амортизации;

Д-т сч.91-2 К-т сч.01, субсчет «Выбытие основных средств» — 1 170 000 руб. (1 200 000 руб. — 30 000 руб.) — списана остаточная стоимость склада;

Д-т  98-2 К-т  91-1 — 146 250 руб. [150 000 руб. — (625 руб. x 6 мес.)] — отражена сумма дохода от списания основных средств.

Рассмотрим пример по ликвидации ОС: ООО «ПромМедЗакупка» ликвидирует производственное оборудование, амортизация по которому начислена полностью, первоначальной стоимостью 280 000 руб.

Для демонтажа и вывоза данного оборудования было привлечено вспомогательное производство. Расходы цеха вспомогательного производства составили 28 000 руб.

При разборке оборудования были оприходованы годные запасные части по рыночной стоимости 21 600 руб., а также металлолом по стоимости 1800 руб.

В приведенной ниже таблице приведены бухгалтерские записи для списания оборудования с учета: 01-1 «Основные средства в эксплуатации»; 01-2 «Выбытие основных средств».

Таблица 9. Бухгалтерские записи для списания оборудования с учета

Корреспонденция счетов  Сумма,

руб.

 Содержание операций
 Дебет  Кредит
 01-2  01-1  280 000 Списана первоначальная стоимость ликвидируемого оборудования
 02  01-2  280 000 Списана сумма начисленной амортизации
 91-2  23  28 000 Отражены расходы вспомогательного производства по демонтажу оборудования
 10-5  91-1  21 600 Оприходованы запасные части, полученные при демонтаже оборудования
 10-6  91-1  1 800 Оприходован полученный при демонтаже металлолом
 99  91-9  4 600 Списано сальдо прочих доходов и расходов

(28 000 — 21 600 — 1800)

 

Таким образом, можно сделать вывод о наличии в ООО «ПромМедЗакупка» практики бухгалтерского учета объектов основных средств.

2.4. Анализ состава, структуры и эффективности использования основных средств

Анализ основных средств  начинается с изучения объема основных средств, их динамики и структуры (таблица 10).

Рассмотрим анализ структуры основных средств на примере предприятия ООО «ПромМедЗакупка».

Таблица 10. Анализ структуры основных средств в ООО «ПромМедЗакупка» за 2015  год

Вид основных средств начало года конец года Изменение (+, -)
сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, % суммы, тыс. руб. удельного веса, %
Здания  3632  25,31  3632  26,21  0  0,90
Сооружения и передаточные устройства 2653 18,49 2535 18,30 -118 -0,19
Машины и оборудование 4747 33,08 4484 32,36 -263 -0,72
Транспортные средства 3092 21,55 2979 21,50 -113 -0,05
Прочие основные фонды 225 1,57 225 1,62 0 0,06
Итого 14349  100,00  13855  96,56  -494  -3,44

 

В 2015  году наибольший удельный вес сохраняется за машинами и оборудованием – 32,36%. Их процентная доля уменьшилась, как и денежное выражение. Общая величина основных фондов в очередной раз уменьшилась – на 494 тыс. руб.

Таблица 11. Анализ структуры основных средств за 2016 год

Вид основных средств начало года конец года Изменение (+, -)
сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, % суммы, тыс. руб. удельного веса, %
Здания  3632  26,21  3516  28,00  -116 1,78
Сооружения и передаточные устройства  2535  18,30  2137  17,02  -398 -1,28
Машины и оборудование  4484  32,36  4029  32,08  -455 -0,28
Транспортные средства  2979  21,50  2531  20,15  -448 -1,35
Прочие основные фонды  225  1,62  346  2,75  121 1,13
Итого 13855  100,00 12559 100,00 -1296 0,00

 

Наименьшую долю в основных средствах ООО «ПромМедЗакупка» занимают прочие основные фонды, их доля на конец и начало 2015 года составляет примерно 1,5%.

В 2016  году наибольшую долю занимали машины и оборудование — 32,08%. Как видно из показателя, их доля незначительно уменьшилась.

Общая величина основных фондов уменьшилась на 1296 тыс. руб.

От эффективности использования средств труда (основных фондов) во многом зависят конечные производственные, экономические и финансовые результаты деятельности предприятия. Это соответственно объемы, произведенной продукции, величина дохода (выручки), полученная предприятием от ее продажи, валовая прибыль (убытки).

Для характеристики использования основных фондов применяются различные стоимостные показатели. К показателям состояния основных фондов относятся: коэффициент износа; коэффициент годности; коэффициент обновления; коэффициент выбытия.

Большое значение имеет анализ движения и технического состояния основных средств, который проводится по данным бухгалтерской отчетности. Для этого рассчитаем следующие показатели:

– коэффициент обновления (Кобн), характеризующий долю новых основных средств в общей их стоимости на конец года:

Кобн = стоимость поступивших основных средств / стоимость основных средств на конец периода

К обн. 2013 К обн. 2014 К обн. 2015 К обн. 2016
171 / 18685 = 0,009 167 / 14349  = 0,012 356 / 13855 = 0,026 281 / 12559 = 0,022

 

Коэффициент обновления – показатель, характеризующий долю введенных в действие в данном периоде новых основных фондов. Рассчитывается как отношение стоимости введенных в действие в течение года основных фондов к стоимости основных фондов на конец года.

– срок обновления основных средств (Тобн):

Тобн = стоимость основных средств на начало периода / стоимость поступивших основных средств

Т обн. 2013 Т обн. 2014 Т обн. 2015 Т обн. 2016
19225 / 171 = 112,43

лет

18685 / 167  =  111,89

лет

14349 / 356 = 40,3

лет

13885 / 281 = 49,41

лет

 

— коэффициент выбытия (Кв):

Кв = стоимость выбывших основных средств / стоимость их на начало периода

К выб. 2013 К выб. 2014 К выб. 2015 К выб. 2016
711 / 19225 = 0,037 4503 / 18685  = 0,24 850 / 14349 = 0,059 1675 / 13885 = 0,121

 

Коэффициент выбытия – показатель, характеризующий долю выбывших в данном периоде основных фондов. Рассчитывается как отношение стоимости выбывших в течение года основных фондов к стоимости основных фондов на конец года.

– коэффициент прироста (Кпр):

К пр. 2013 К пр. 2014 К пр. 2015 К пр. 2016
— 39813 / 19224731,69  =  — 2,8 % — 4336235,54 / 18684918,69  = — 23,2 % — 494298 / 14349752  = — 3,4 % — 326457 / 13885327  = — 2,4 %

 

– коэффициент износа (Кизн):

Кизн = сумма износа основных средств / первоначальная стоимость основных средств

К изн. 2013 К изн. 2014 К изн. 2015 К изн. 2016
11130986,01 / 18684918,69  =  59,6 % 10956737,99 / 14348683,15  = 76,4 % 10584315 / 13854562  = 77,3 % 11348620 / 13016752  = 87,18 %

 

Коэффициент износа – показатель, характеризующий степень изношенности средств труда. Его определяют, как отношение суммы начисленной амортизации основных фондов к их первоначальной стоимости.

Напомним, что износ — утрата средствами труда стоимости (меновой и потребительной) под действием различных причин (факторов).

Интенсивность износа зависит от вида основных фондов, особенностей их конструкции, качества изготовления, характера и условий эксплуатации, состояния обслуживания и других факторов.

– коэффициент технической годности (Кгот)

Кгот = остаточная стоимость основных средств / первоначальная стоимость основных средств

К гот. 2013 К гот. 2014 К гот. 2015 К гот. 2016
7553932,68 / 18684918,69  =  40,4 % 3391945,16 / 14348683,15  =  23,6 % 3270247 / 13854562  = 22,7 % 3516347 / 13016752  = 27  %

 

Для характеристики состава и морального износа основных средств представим коэффициенты в таблице 12.

Коэффициент годности – показатель, характеризующий состояние основных фондов на определенную дату. Он исчисляется отношением остаточной стоимости основных фондов к их первоначальной стоимости. Оба коэффициента взаимосвязаны и в сумме составляют единицу, или в процентном выражении 100%.

Подчеркнем, что данные коэффициенты отражают только стоимостную оценку состояния основных фондов, по которой делать выводы об их техническом состоянии нельзя.

Таблица 12. Данные о движении и техническом состоянии основных средств

Показатель Уровень показателя Изменение, 2016 к 2013 Изменение, 2016 к 2015
2013 2014 2015 2016
Коэффициент обновления  0,009  0,012  0,026  0,022  0,013  -0,004
Срок обновления основных средств 112,43 111,89 40,3 49,41  63,02 9,11
Коэффициент выбытия  0,037  0,24 0,059  0,121  0,084  0,062
Коэффициент прироста  -0,028  -0,232 -0,034  -0,024  0,004  0,01
Коэффициент износа  0,596  0,764  0,773 0,8718 0,2758 0,0988
Коэффициент технической годности 0,404 0,236 0,227 0,270 -0,134 0,043

 

Данные таблицы показывают, что за 2014 год техническое состояние основных средств в ООО «ПромМедЗакупка» несколько ухудшилось за счет более интенсивного их старения и выбытия. На предприятии не происходит прироста основных средств. В 2013 году их балансовая стоимость уменьшилась на 2,8%, а в 2014 году – уже на 23,2%. Износ оборудования составляет более 75%, что не допустимо в современных условиях. Коэффициент технической готовности основных средств предприятия уменьшился с 0,404 в 2013 году до 0,236 в 2014 году.

Уменьшился срок обновления основных средств на 0,54%, но так как он все равно составляет более 100 лет, то это не играет значительной роли. В 2015 году наметились сдвиги в положительную сторону в техническом состоянии основных средств на ООО «ПромМедЗакупка». Увеличился коэффициент обновления на 0,014 и составил 0,026. Значительно снизился срок обновления основных средств, до 40,3 лет. Снизился коэффициент выбытия и увеличился коэффициент прироста, сохраняется тенденция увеличения коэффициента износа и снижения коэффициента технической готовности. В 2016 году уменьшился только коэффициент обновления на 0,4%. Все остальные показатели незначительно увеличились.

Обобщающими показателями, характеризующими уровень обеспеченности предприятия основными производственными фондами, являются фондовооруженность и техническая вооруженность труда (таблица 13). Показатель общей фондовооруженности труда рассчитывается отношением среднегодовой стоимости промышленно-производственных фондов к среднесписочной численности рабочих в дневную смену (имеется в виду, что  рабочие, занятые в других сменах, используют те же средства труда).

Фв = среднегодовая стоимость ППФ / среднесписочная численность рабочих

Ф в. 2013 Ф в. 2014 Ф в. 2015 Ф в. 2016
5500,5 / 243 = 22636 руб.  4323 / 230 = 18796 руб. 3545/ 183 = 19372 руб. 3347 / 179 = 18698 руб.

 

Уровень технической вооруженности труда определяется отношением стоимости производственного оборудования к среднесписочному числу рабочих в дневную смену.

Тв = стоимость производственного оборудования / среднесписочное число рабочих

Т в. 2013 Т в. 2014 Т в. 2015 Т в. 2016
1205 / 243 = 4959 руб.  930 / 230 = 4043 руб. 914 / 183 = 4995 руб. 872 / 179 = 4872 руб.

 

Показатель общей фондовооруженности труда в 2014 году уменьшился на 3840 тыс.руб., что в процентном выражении составляет -16,96%. Техническая вооруженность труда уменьшилась на 916 тыс.руб., в процентном отношении -18,47%. Превышение уменьшения технической вооруженности над общей показывает, что на предприятии производственное оборудование убывает быстрее, чем в целом промышленно-производственные фонды.

Таблица 13. Показатели обеспеченности основными фондами Боровичского почтампа

Показатель 2013 тыс. руб. 2014 тыс. руб 2015 тыс. руб 2016 тыс. руб Прирост, тыс. руб. Темп роста, %
Фондовооруженность труда 22636 18796 19372 18698 -674 96,52
Техническая вооруженность труда  4959  4043  4995  4872 -123 97,54

 

В 2015 году оба показателя увеличились: фондовооруженность труда на 3,06%, а техническая вооруженность труда на 23,55%. Это произошло за счет уменьшения численности производственных рабочих и счет повышения производительности труда оставшихся.

В 2016 году произошло очередное уменьшение фондовооруженности и технической вооруженности труда — примерно на 3-4%.

Таблица 14. Анализ показателей интенсивности и эффективности использования ОПФ

Показатели 2014 2015 2016 Отклонения (+,-) 2016 к 2014 Темпы роста, %
1 2 3 4 5 6
1. Годовая выручка от реализации продукции, тыс. руб. (В) 32674,00 29346,00 30085,00 -2589,00 92,08
2. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. (Ф)  4323,00 3545,00 3347,00  -976,00 77,42
3. Среднегодовая стоимость производственного оборудования, тыс. руб. (Фп)  930,00  914,00  872,00  -58,00 93,76
4.Фондоотдача всех ОПФ, тыс. руб. (Фо) [Фо=В/Ф]  7,56  8,28  8,99  1,43 118,93
5.Фондоотдача активной части ОПФ, тыс. руб. (Фоа) [Фоа=В/Фп]  35,13  32,11  34,50  -0,63 98,20
6.Фондоемкость всех ОПФ, тыс. руб. (Фе) [Фе=Ф/В]  0,13  0,12  0,11  -0,02 84,09
7.Фондоемкость активной части ОПФ, тыс. руб. (Феа) [Феа = Фп/В] 0,03 0,03 0,03 0,00 101,83

 

Анализ таблицы 14 показывает, что несмотря на незначительное снижение среднегодовой стоимости производственного оборудования на 2014 г. 58 тыс. руб. или на 6,24%, годовая выручка от реализации продукции сильно уменьшилась за анализируемой период на 7,92% или 2589 тыс. руб. Это свидетельствует об ухудшении использования ОПФ преимущественно вследствие простоя предприятия.

Для установления влияния отдельных факторов на изменение фондоотдачи проведем факторный анализ, используя данные таблицы 15.

Таблица 15. Факторы, влияющие на изменение фондоотдачи

Показатели 2014 2015 2016 Отклонение, +,-
1.Коэффициент, обратный фондовооруженности (Кв), Кв=1/Фво 0,053 0,052 0,053 0
2.Коэффициент, обратный технической фондовооруженности (Кт.в), Кт.в=1/Фт 0,247 0,200 0,205 0,042
3.Удельный вес активной части в общей величине ОПФ (УВа), % Ува=Фп/Ф 21,51 25,78 26,05 +4,54

 

Существует тесная зависимость фондоотдачи (Фо) от производительности труда (Пр) и фондооруженности (Фво), представленная в факторной модели:

Фо=Пр/Фво (27)

Для расчета влияния факторов: производительности труда одного рабочего (Пр) и фондовооруженности одного рабочего (Фво) на результативный показатель фондоотдачи (Фо) на результативный показатель фондоотдачи (Фо) используем метод цепных подстановок.

Рассчитаем влияние изменение производительности труда:

∆Фо(Пр)=(Пр1/Фво0)-(Пр0/Фво0) (28)

где 1 – данные 2016 г., 0 – 2014 г.

∆Фо(Пр)=(168,07 / 18,796)-(142,06 / 18,796) = 26,01

Затем влияние фондовооруженности:

∆Фо(Фво)=(Пр1/Фво1)-(Пр1/Фво0) (29)

∆Фо(Фво)=(168,07 / 18,698)-(168,07 / 18,796) = 8,99 – 8,94 = 0,05

Проверим общее влияние факторов

∆Фо=∆Фо(Пр)+∆Фо(Фво) (30)

∆Фо = 26,01 + 0,05 = 26,06 тыс. руб.

В результате увеличения производительности труда на 18,3% фондоотдача увеличилась на 26,01 тыс. руб. за год, повышение фондовооруженности одного рабочего привело к увеличению фондоотдачи на 0,05 тыс. руб. В результате положительного влияния обоих факторов фондоотдача всех ОПФ увеличилась на 26,06 тыс. руб.

Затем рассчитаем степень влияния на фондоотдачу следующих факторов: изменение удельного веса активной части ОПФ (Ува), технической вооруженности (Фт) и производительности труда (Пр.). Расчет произведем с помощью метода абсолютных разниц.

Исходная модель:

Фо = Пр  Ува  Кт.в. (31)

Тогда расчет влияния этих факторов будет следующим:

∆Фо(Пр) = ∆Пр  Ува0  Ктв0 (32)

∆Фо(Пр) = 26,01  0,2151  0,247 = 1,382 тыс. руб.

∆Фо(Ува) = Пр1  ∆Ува  Ктв0 (33)

∆Фо(Ува) = 168,07  0,0454 0,247 = 1,885 тыс. руб.

∆Фо(Кт.в.) = Пр1  Ува1  ∆Ктв (34)

∆Фо(Кт.в.) = 168,07  0,2151  0,042 = 1,518 тыс. руб.

Общее влияние факторов составило:

∆Фо(Пр, Ува, Кта)=∆Фо(Пр)+∆Фо(Кт.в.)+∆Фо(Ува) (35)

∆Фо(Пр, Ува, Кта) = 1,382 + 1,885 + 1,518 = 4,785 тыс. руб.

Положительное влияние на фондоотдачу оказали: увеличение производительности труда (+26,01) и увеличение технической фондовооруженности одного рабочего (0,042), положительным фактором также явилось увеличение удельного веса активной части ОПФ 4,54%.

Фондоотдача активной части фондов (технологического оборудования) является сложным фактором, подтвержденным влиянию различных факторов второго и последующих порядков.

Факторами второго порядка являются: изменение количества единицы оборудования, изменение производительности оборудования. К факторам третьего порядка можно отнести: замену оборудования, внедрение мероприятий научно-технического прогресса, социальные факторы.

Теперь рассмотрим, чем обусловлено снижение объема продукции (работ, услуг) объекта исследования. Для этого проведем факторный анализ на основе модели:

В = Ф  Фо, (36)

где В – годовая выручка от реализации продукции, тыс. руб.,

Ф – среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.,

Фо – фондоотдача, тыс. руб.

Анализ проведем с применением приема относительных разниц. Определим:

– влияние количественного фактора – среднегодовой стоимости ОПФ (Ф) на годовую выручку (В):

∆В(Ф)=Во  (КФ-1), (37)

где КФ – коэффициент роста величины ОПФ

∆В(Ф) = 32674  (0,8644 — 1) = -4430,59 тыс. руб.

– влияние качественного фактора – фондовой отдачи ОПФ (Фо) – на годовую выручку (В):

∆В(Фо)=Во  (КВ-КФ), (38)

где КВ – коэффициент роста выручки, тыс. руб.

∆В(Фо) = 32674  (0,9208 – 0,8644) = 1842,81 тыс. руб.

Общее влияние факторов:

∆В(Ф,Фо)=∆(Ф)+∆В(Фо) (39)

∆В(Ф,Фо)= -4430,59 + 1842,81 = -2587,78 тыс. руб.

Таким образом, падение выручки от реализации продукции в 2016 году было обеспечено в основном за счет снижения стоимости ОПФ – экстенсивного фактора. В результате проведенного анализа использования основных средств предприятия ООО «ПромМедЗакупка» можно сделать следующие выводы. В 2016 году по сравнению с 2014 годом величина основных фондов (ОФ) предприятия уменьшилась на 13,56%.

Согласно расчетам, проведенным на основе факторного анализа в результате увеличения производительности труда на 18,3% фондоотдача увеличилась на 26,01 тыс. руб. за год, повышение фондовооруженности одного работника привело к увеличению фондоотдачи на 0,05 тыс. руб. В результате положительного влияния обоих факторов фондоотдача всех ОПФ увеличилась на 26,06 тыс. руб.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф