Меню Услуги

Учёт, анализ и оценка эффективности использования основных средств (ИФНС № 27). Часть 2.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.2. Аналитический и синтетический учет основных средств

Аналитический (инвентарный) учет основных средств.

Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.

По отдельным классификационным группам основных средств инвентарным объектом считаются:

  • По зданиям – каждое отдельно стоящее здание с его внутренними устройствами (система отопления, водо-, газопровод, канализация, вентиляционные устройства) и надворные постройки (сарай, забор и др.);
  • По сооружениям – каждое обособленное сооружение с устройствами, составляющими с ним органическое целое (мост вместе с опорами, фермами, подъездами и подходами к нему);
  • По передаточным устройствам – каждое самостоятельное устройство, не являющееся составной частью здания или сооружения;
  • По силовым машинам и оборудованию – каждая силовая машина с фундаментом и всеми приспособлениями к ней и принадлежностями, приборами и индивидуальным ограждением;
  • По рабочим машинам и производственному оборудованию – каждый станок или аппарат, включая входящие в его состав приспособления, принадлежности и приборы, ограждение, а также фундамент, на котором смонтирован инвентарный объект;
  • По транспортным средствам – каждый объект к нему приспособлений и принадлежностей (автомобиль грузовой, включая запасные колеса с камерой и покрышкой и комплект инструмента);
  • По инструментам и инвентарю – каждый предмет, который имеет самостоятельное значение и не является составной частью какого-либо инвентарного объекта (машины, станка, аппарата и т.п.)

Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.

Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не раннее, чем через 5 лет после выбытия.

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки учета основных средств (ф. № ОС-6). Оборотная сторона инвентарной карточки предназначена для краткой индивидуальной характеристики объекта.

Инвентарные карточки (ф. № ОС-6) составляют в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре.

В организациях, имеющих большое количество основных средств, пообъектный учет может быть организован в инвентарной книге учета основных средств (ф. № ОС-6б).

Инвентарные карточки (книги) заполняют на основании первичных документов (актов приемки-передаче основных средств, технических паспортов и др.), которые передают затем под расписку в соответствующий отдел предприятия.

С целью контроля за сохранность. Инвентарных карточек их регистрируют в описи инвентарных карточек по учету основных средств (ф. № ОС-10), с указанием в них номер карточки, инвентарного номера объекта и его названия. Организации, учитывающие основные средства в инвентарной книге, описи не составляют.

В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, построенную по видам основных средств.

На основе инвентарной картотеки на каждый вид основных средств открывают карточку учета движения основных средств (ф. № ОС-12). В карточке за каждый месяц указывают наличие основных средств на начало месяца, поступление и выбытие основных средств, сумму начисленной амортизации и затраты на капитальный ремонт. По их данным составляют оборотную ведомость движения основных средств, итоги которой, сверенные с итогами Главной книги, служат основанием для составления отчетности о наличии и движении основных средств.

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию, ведут на счете 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости.

Синтетический учет основных средств ведется на предусмотренных действующим планом счетов.

Счет 01 «Основные средства» используется для учета наличия и движения основных средств.

Счет 02 «Амортизация основных средств» предназначен для начисления амортизации (износа) собственных и арендованных основных средств.

Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» служит для исчисления фактических затрат на приобретение основных средств.

Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» используется для отражения сумм уплаченного НДС при осуществлении долгосрочных инвестиций в основные средства.

Счет 83 «Добавочный капитал» используется для отражения информации об изменении капитала в результате переоценки имущества.

Счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления», применяется для отражения информации о стоимости безвозмездно поступивших основных средств.

1.3. Методика анализа использования ОС

Анализ основных средств ведётся по следующим основным направлениям:

— анализ наличия, структуры и движения основных средств на предприятии;

— анализ основных показателей использования основных средств;

— анализ использования оборудования и производственной мощности предприятия;

— анализ обеспеченности предприятия основными средствами;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— анализ использования производственных площадей.

Основными источниками для анализа основных средств являются:

— баланс предприятия;

— приложение к балансу предприятия.

Для того чтобы проанализировать деятельность предприятия за определенный период работы, производят вышеперечисленный анализ с учетом нескольких лет деятельности предприятия. За отчетный год принимают один из годов (базовый) работы предприятия, а остальные годы его деятельности называют анализируемыми. Производимый при этом анализ позволяет четко определить те факторы, которые повлияли на результаты работы, и выявить резервы повышения основных производственных показателей.

Рассмотрим более подробно методику проведения анализа основных средств.

Анализ основных средств начинается с анализа наличия, структуры и движения основных средств на предприятии.

Как было отмечено выше, все основные средства делятся на производственные и непроизводственные основные средства. Кроме того, производственную часть принято делить на активную и пассивную части. Такой результат необходим для выявления резервов повышения эффективности их использования на основе оптимизации структуры. Данные заносят в таблицу, в ней могут быть отражены данные об изменении структуры основных средств за определенный период (когда рассматриваются несколько анализируемых лет и один базисный). В этом случае рассчитываются абсолютное изменение стоимости основных средств в анализируемом году по сравнению с базисным, а также темпы роста стоимости основных средств на предприятии.

Одним из главных показателей при анализе основных средств является среднегодовая стоимость основных средств. Данная стоимость может быть рассчитана следующим образом:

Фср = Фпер + (Фвв * Чм)/12 – Фл * (12 – М)/12,

где Фср – среднегодовая стоимость основных средств;

Фпер – первоначальная (балансовая)стоимость основных средств;

Фвв – стоимость введенных основных средств;

Чм – число месяцев функционирования введенных основных средств;

Фл – ликвидная стоимость;

М – количество месяцев функционирования выбывших основных средств;

Кроме того, используется еще несколько методов подсчета стоимости основных средств. К таким методам можно отнести хронологический метод расчета стоимости основных средств:

Фср = (S * Ф1 + Ф2 + Ф3 + … + Фi -1 + S * Фi) / (n – 1),

где n – число периодов (месяцев, кварталов и т.п.)

Фi — стоимость основных средств в i – ом периоде;

Для упрощения чаще всего используют следующую формулу для подсчета стоимости основных средств (простое среднеарифметическое):

Фср = (Фнал + Фкон) / 2,

где Фнал — стоимость основных средств на начало года;

Фкон — стоимость основных средств на конец года.

Главным показателем использования основных средств является показатель фондоотдачи, рассчитываемый как отношение стоимости товарной продукции к среднегодовой стоимости основных средств:

Фондоотдача (Фотд) – обобщающий показатель эффективности использования ОПФ, которая характеризуется выпуском продууции, приходящимся на 1 руб. стоимости ОПФ:

Фотд = В/Фср.г,

где В – объем товарной валовой или реализованной продукции в рассматриваемом периоде, руб.;

Фср.г – среднегодовая стоимость ОПФ, руб.

Кроме того, рассчитываются и другие показатели:

— показатель фондоемкости продукции (Фемк) – это величина, обратная фондоотдаче. Он показывает стоимость ОПФ, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции:

Фемк = Фср.г /В;

— рентабельность, как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств:

Р = Пр./ Фср.;

— относительная экономия основных средств:

±Эо.с. = Ф1 – Ф0 * I,

где Ф1, Ф0 – соответственно среднегодовая стоимость в базисном и отчетном годах; I – индекс объема производства продукции.

 

Глава 2. Учет и анализ основных средств в ООО «ИКС СВЯЗЬ»

2.1. Краткая характеристика ИФНС № 27

Инспекции ФНС России №27 по г. Москве (далее – Инспекция) является территориальным органом ФНС России.

Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по г. Москве (далее — Управление).

Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, федеральными законами и иными законодательными актами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, правовыми актами Минфина России, ФНС России и Управления.

Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба РФ и со своим полным наименованием, счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Инспекция имеет смету доходов и расходов, утверждаемых Управлением.

Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для территориальных органов ФНС России.

Основными задачами Инспекции являются:

  1. Осуществление контроля за соблюдением законодательства налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ.
  2. Осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции Инспекции.
  3. Осуществление государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также за оборотом табачной продукции.
  4. Осуществление в установленном порядке государственной регистрации юридических лиц.
  5. Осуществление иного контроля, отнесенного законодательством к компетенции налоговых органов.
  6. Улучшение обслуживания налогоплательщиков, расширение сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязанностей.
  7. На Инспекцию могут быть возложены иные задачи в соответствии с законодательством РФ.

Основными функциями Инспекции являются:

  1. Проведение работы по взиманию законно установленных налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и других обязательных платежей.
  2. Осуществление в пределах компетенции Инспекции контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды.
  3. Осуществление в установленном порядке государственной регистрации юридических лиц и постановки на учет налогоплательщиков.
  4. Составление, анализ и представление налоговой отчетности в Управление.
  5. Осуществление контроля за своевременностью представления в Инспекцию налоговых деклараций и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
  6. Осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов.
  7. Осуществление взыскания в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, а также налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах.
  8. Обеспечение в пределах своей компетенции валютного контроля за соответствием проводимых валютных операций законодательству РФ, за исключением валютных операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений.
  9. Осуществление контроля за соблюдением правил использования контрольно- кассовых машин, полнотой учета выручки денежных средств в организациях, обязанных использовать контрольно-кассовые машины в соответствии с законодательством РФ.
  10. Ведение оперативно-бухгалтерского учета (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций и административных штрафов.
  11. Проведение анализа отчетных, статистических данных и результатов налоговых проверок, подготовка на их основе предложений в Управление.
  12. Проведение работы по подбору и расстановке кадров работников Инспекции и осуществление мероприятий по их профессиональной подготовке.
  13. Обеспечение внедрения информационных систем, автоматизированных рабочих мест и формирования баз данных в порядке, определяемом Управлением.
  14. Проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, обеспечение налогоплательщиков иной необходимой информацией.
  15. Осуществление финансовой и хозяйственной деятельности.
  16. Осуществление иных функций, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Инспекция по всем вопросам своей деятельности подконтрольна Управлению и ФНС России. Результаты работы Инспекции рассматриваются на заседаниях Коллегии Управления.

Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • запрашивать и получать сведения и материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ.

Инспекция в целях упрощения обеспечения своей деятельности имеет свою организационную структуру и подразделена на отделы.

Структурирование инспекции на отделы позволяет обеспечить разграничение доступа сотрудников к информации в зависимости от задач, решаемых каждым из них, и способствует предотвращению утечки сведений на сторону.

Основные отделы непосредственно участвуют в работе по сбору налогов. К ним относятся подразделения, осуществляющие учет налогоплательщиков, налоговые проверки, ведение лицевых счетов, взыскание недоимки и т.п.

Обеспечивающие отделы не участвуют непосредственно в сборе налогов, но создают условия для нормальной работы основных отделов. К обеспечивающим подразделениям относятся отдел обеспечения деятельности инспекции, отдел информационных технологий и т.п.

Организационная структура (таблица 2.1) управления в ИФНС № 27 г. Москвы является функциональной. Этот принцип обеспечивает рациональное использование имеющихся трудовых ресурсов за счет большей специализации по выполняемым функциям, создает условия для эффективного использования средств вычислительной техники и современных информационных технологий, позволяет обрабатывать все возрастающий объем информации без увеличения численности персонала налоговых органов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Таблица 2.1 «Структура организации»

Руководство 1. Начальник Инспекции;

2. Заместитель начальника Инспекции (в настоящее время – 5 заместителей);

Отделы Юридический отдел;

Отдел работы с налогоплательщиками № 1;

Отдел работы с налогоплательщиками № 2;

Отдел обработки данных;

Отдел информационных технологий;

Аналитический отдел;

Отдел урегулирования задолженности;

Отдел камеральных проверок № 1(Налогообложение юридических лиц по НДС до 1 млн. руб.);

Отдел камеральных проверок № 2(Налогообложение юридических лиц по налогу на прибыль);

Отдел камеральных проверок № 3 (Налогообложение индивидуальных предпринимателей, применяющих традиционную систему налогообложения, нотариусов, адвокатов, открывших адвокатский кабинет и физических лиц);

Отдел камеральных проверок № 4 (Налогообложение физических лиц по транспортному налогу и налогам на имущество);

Отдел камеральных проверок № 5 (Налогообложение юридических лиц по НДС свыше 1 млн. руб.; НДС Беларусь, Казахстан, Экспорт);

Отдел камеральных проверок № 6 (Налогообложение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выбравших в качестве налогообложения УСНО);

Отдел выездных проверок № 1;

Отдел выездных проверок № 2;

Отдел выездных проверок № 3;

Отдел истребования документов;

Отдел оперативного контроля;

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков;

Отдел кадров;

Отдел обеспечения процедуры банкротства;

Отдел камеральных проверок № 7(Налогообложение юридических лиц по налогу на имущество, земельному налогу, ЕНВД, Водному налогу, НДПИ);

Отдел досудебного аудита;

Отдел общего и хозяйственного обеспечения;

* Отдел финансового обеспечения;

* Отдел безопасности;

* Отдел предпроверочного анализа;

* Профсоюзный комитет;

 

2.2. Бухгалтерский учёт ОС в организации ООО «ИКС СВЯЗЬ»

Организация ООО «ИКС СВЯЗЬ» ведет свою экономическую деятельность с учетом всех нормативных документов бухгалтерского учета. Все операции по движению основных средств оформляются оправдательными документами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Для оформления всех первичных документов, связанных с движением основных средств в ООО «ИКС СВЯЗЬ», используются формы, утвержденные Госкомстатом России. Самостоятельно разработанных форм нет. Основные средства на предприятии принимаются к учету только после того, когда сформированы все затраты, связанные с их поступлением.

Основные средства, используемые ООО «ИКС СВЯЗЬ»:

  • Здание — первоначальная стоимость 15 000 000 руб.;
  • автомобиль курьерской службы- первоначальная стоимость 500 000 руб.;
  • ккм-4 – 450 000 руб.,
  • принтер лазерный — первоначальная стоимость 10 000 руб.,
  • компьютер- первоначальная стоимость 50 000 руб.,
  • мебель — первоначальная стоимость 500 000 руб.,
  • видеоохранная система- первоначальная стоимость 18 000 руб.

Все основные средства компании ООО «ИКС СВЯЗЬ» учитываются на счете 01 «Основные средства». Фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами учета расчетов. При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету фактические затраты, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», списываются в дебет активного, инвентарного счета 01 «Основные средства». Приобретение основных средств за плату в бухгалтерском учете ООО «ИКС СВЯЗЬ» оформим следующими записями (Табл. 2.2).

Таблица 2.2 «Приобретении основных средств за плату»

п/п

Содержание хозяйственных операций Документы, являющиеся основанием для отражения операций в учете Корреспондирующие счета Сумма руб.
Дебет Кредит
1. Акцептован счет поставщика

за основные средства:

-стоимость основных средств

— НДС

Счет поставщика 08

19

60

60

200 000

36 000

2. Акцептован счет транспортной организации за доставку основных средств:

— стоимость доставки

— НДС

Счет транспортной организации 08

19

76 5 000

900

3. Списываются командировочные расходы, связанные с приобретением основных средств Авансовый отчет 08 71 4 000
4. Начисляются проценты по кредиту (займу), полученному на приобретение основного средства.

После ввода объекта в эксплуатацию проценты по кредиту (займу) относятся на операционные расходы

Расчет бухгалтерии 08

 

 

91/2

66

 

 

66

2 000

 

 

2 000

5. Отражаются собственные затраты организации, связанные с приобретением объекта и доведением его до пригодного к использованию состояния Требование, ведомость распределения заработной платы 08 10, 70, 69 и др. 1 500
6. Введен объект основных средств в эксплуатацию Акт приемки-передачи основных средств 01 08 212 500

 

Для оформления в учете включения объектов в состав основных средств и их выбытия применяется Акт о приеме-передаче объекта основных средств. В отличие от Постановления 71а, предусматривающего оформление акта одной формы вне зависимости от вида объектов основных средств, Постановлением № 7 предусмотрено три вида данного акта:

форма № ОС-1 — для объекта основных средств (кроме зданий и сооружений);
форма № ОС-1a — для зданий и сооружений;
форма № ОС-1б — для групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений).

Форма Акта о приеме-передаче объекта основных средств принципиально отличается от формы Акта (накладной) приемки-передачи основных средств. Новый акт состоит из трех разделов, первый их которых заполняется на основании данных передающей стороны, имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации (дата ввода в эксплуатацию, фактический срок эксплуатации, срок полезного использования, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость). В случае приобретения объекта основных средств через сеть розничной торговли этот раздел не заполняется. Второй раздел заполняется организацией-получателем только в одном (своем) экземпляре. В нем отражается следующая информация: первоначальная стоимость объекта на дату принятия к учету, срок полезного использования, способ начисления амортизации, норма амортизационных отчислений. В третьем разделе дается краткая индивидуальная характеристика объекта.

В Акте предусмотрен раздел для отражения сведений об участниках долевой собственности с указанием их доли в праве общей собственности (для объектов, находящихся в собственности двух или нескольких организаций), а также сведений о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центробанка России на выбранную дату — для случая приобретения объекта основных средств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (условных денежных единицах).

Кроме того, в Акте присутствует реквизит для отражения информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Следует отметить, что в ООО «ИКС СВЯЗЬ» имели место случаи безвозмездного поступления офисной мебели.

При получении основных средств по договору дарения (безвозмездно), согласно статье 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность.

Снашивание различных частей (деталей) основных средств происходит неравномерно, поэтому необходимо систематическое повседневное наблюдение за их состоянием, периодическое их восстановление путем проведения ремонта.

К работам по обслуживанию относят ежедневный осмотр, наблюдение, наладку, регулировку, смазку.

Текущий ремонт – это исправление или замена отдельных узлов и деталей с целью поддержания объекта в рабочем состояние в процессе его использования.

Средний ремонт связан с частичной заменой важных узлов и деталей.

Капитальный ремонт связан с длительной остановкой объекта, его разборкой и заменой важнейших деталей, и узлов.

До начала ремонтных работ организацией составляется смета затрат на проведение ремонтных работ. Все затраты на ремонт основных средств включаются в издержки производства и обращения.

Ремонтные работы могут осуществляться двумя способами:

— подрядный;

— хозяйственный.

При подрядном способе все работы осуществляет специализированная организация. При хозяйственном способе работы ведут либо силами ремонтных цехов (вспомогательное производство), либо ремонтными бригадами цехов основного производства.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3