Меню Услуги

Уголовная ответственность за нарушение военнослужащим правил обращения с оружием и предметами, предоставляющими повышенную опасность для окружающих. Часть 4.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





3.2. Организационно-правовые и иные меры борьбы с нарушениями военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих

Исследование криминологической концепции развития системы предупреждения преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, необходимо начать с уяснения сути одной из основных составляющей боевой готовности и боеспособности войск – воинского правопорядка. Словарь военных терминов определяет его как систему общественных отношений, складывающуюся в Вооруженных Силах на основе норм общего и военного законодательства, уставов, приказов командиров и начальников, то есть как специфическую систему воинских правоотношений. При этом Военная доктрина Российской Федерации называет укрепление воинского правопорядка одним из основных направлений развития военной организации государства.

Военно-криминологические аспекты воинского правопорядка нуждаются в концептуальном переосмыслении в целях повышения результативности их системного применения при предупреждении преступности в войсках. Этот тезис подтверждается неоднократно проводимыми военными криминологами исследованиями преступности военнослужащих, причин ее порождающих, специфических условий, способствующих совершению преступлений в Вооруженных Силах. При этом учеными отмечалось, что указанные факторы подвержены изменениям.

В настоящее же время среди общих причин преступности, до недавнего времени не имевших широкого распространения, выделяются: а) идеологическое расслоение общества, потеря частью населения мировоззренческих ориентиров;

б) активное развитие рыночных отношений и, соответственно, проявление корысти, формирование стяжательной ориентации;

в) осложнение морально нравственной атмосферы (наркомания, пьянство, проституция);

г) коррупция;

д) ослабление системы социального контроля;

е) молодежная преступность;

з) обострение межнациональных и межрелигиозных отношений.

Изменились и специфические «воинские» причины преступности, обусловленные нежеланием молодежи проходить военную службу по призыву; ухудшением нравственных, социально-психологических качеств части призывного контингента и военнослужащих; утратой доверия к военнослужащим; их правовым нигилизмом; не укомплектованностью воинских подразделений личным составом. Эти новые явления также нуждаются в исследовании. Кроме того, возникает необходимость учитывать и качественные изменения в структуре преступлений, совершаемых военнослужащими. По форме они могут быть неизмененными, но не постоянна их мотивационная сфера.

Так, в неуставных проявлениях получают распространение насильственные действия на почве вымогательства, межнациональных конфликтов и землячества, социального и материального расслоения, происходящего в обществе. Изменения происходят не только в мотивации, но и в видах преступлений: увеличивается количество выявленных фактов коррупции, мошенничества, хищения бюджетных средств, что формирует новые виды угроз воинскому правопорядку. Эти процессы приобретают массовой характер, трансформируют сознание военнослужащих, направленное на обеспечение безопасности государства. Они же стимулируют общую преступную мотивацию (запускают личностные мотивационные механизмы), культивируют правовой нигилизм, продуцируют новые преступления военнослужащих. В условиях Вооруженных Сил противоправное поведение военнослужащих выражается не только в форме преступлений, но и в дисциплинарных проступках.

По этой причине, изучение исключительно криминогенного поведения военнослужащих, как относительно самостоятельного феномена создает методологические трудности, поскольку преступность, как социальное явление, является наиболее опасной, но незначительной, составной частью противоправного поведения военнослужащих, а вне поля зрения органов военного управления и правоохранительных органов остаются так называемые «фоновые» явления, которые создают для преступности «питательную среду» (к ним относятся самоубийства, алкоголизм и наркомания). Проступки непосредственно формируются из таких явлений и при определенных условиях трансформируются в преступления, но только по преступлениям невозможно выяснить в полном объеме причины преступности военнослужащих. Для этого необходимо изучать проступки промежуточные звенья между преступностью и явлениями, выступающими в качестве ее причин, поскольку их генетическая общность обусловливает определенные закономерности возникновения новых криминогенных связей и отношений.

Статистически значимые отношения между компонентами как законопослушного, так и противоправного поведения военнослужащих, его видами и иными социальными процессами свидетельствуют о том, что они обладают системным свойством, но из-за существующего исследовательского вакуума, оно не выявлено в полном объеме. Следовательно, возникает необходимость определения содержания и объема делинквентности2 военнослужащих антиобщественного противоправного поведения военнослужащих (воплощённого в их поступках), наносящего вред, как отдельным военнослужащим, так и воинскому правопорядку в целом. В условиях войск обычное исследование обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и иных правонарушений, не является достаточным, так как у ряда военнослужащих создаются реальные предпосылки для закрепления антиобщественных (криминогенных) качеств, которые продуцируют не только рецидив, но и создают условия к криминальному «заражению» окружающих, существующих в условиях периодического наличия таких криминогенных факторов.

Учитывая, что принципиальные содержательные различия между проступками и преступлениями военнослужащих во многих случаях незначительны, представляется необходимым изучать их совокупность, раскрывающую как криминогенные, так и анти криминогенные факторы[4]. Это обусловлено насущной необходимостью установления не только причин преступности военнослужащих, выявления факторов усиливающих их действие, но и разработку конкретного механизма преодоления криминогенных факторов, выявление возможностей применения позитивного анти криминогенного потенциала воинского правопорядка. Социальная среда, межличностные отношения, состояние воинской дисциплины непосредственно являются факторами формирования поведения военнослужащих (конфликты в воинских коллективах имеют способность оборачиваться правонарушениями или преступлениями). Именно поэтому объективное выявление анти криминогенных факторов воинского правопорядка может рассматриваться как составная часть решения крупной криминологической проблемы – анти криминогенного обеспечения воинского правопорядка. А необходимость исследования значительного объема специфических воинских правоотношений, достижения научно-практических целей, разрешения криминологически значимых задач, позволяет определить воинский правопорядок как основной криминолого–правовой аспект системы предупреждения преступности в Вооруженных Силах.

Отличительной чертой воинского правопорядка является возможность раскрытия с его помощью криминологического содержания и механизма реализации системы анти криминогенного обеспечения в общей системе познания причин преступности в Вооруженных Силах и разработки комплексов мер ее предупреждения. Определение воинского правопорядка в качестве основного криминолого–правового аспекта системы предупреждения преступности в войсках является принципиально важным не только для развития методологии и теории военного права и криминологии как науки, но и обладает повышенной социальной значимостью. Этот тезис подтверждается тем, что в современных условиях прохождение военной службы представляется значительному числу граждан как негативная составляющая их жизни. Такому положению способствует постоянный интерес общества и широкое освещение в средствах массовой информации различных антиобщественных проявлений в войсках.

Вместе с тем, в обществе существует осознание двойственности положения: Вооруженные Силы как элемент военной организации государства обязаны обеспечить безопасность последнего, и, одновременно – самостоятельно предупреждать внутренние угрозы, самой распространенной из которых является преступность военнослужащих. Учитывая изложенное, Вооруженные Силы на основе воинского правопорядка имеют наиболее благоприятные условия для обеспечения предупреждения преступности военнослужащих, поскольку представляют собой относительно самостоятельную закрытую общность, функционирующую на единой правовой основе, имеют единые материально-техническую базу и порядок деятельности, общую цель, объединены воинской дисциплиной.

При этом проведенное сравнительное исследование современных тенденций предупреждения преступности, позволяет утверждать, что до настоящего времени:[5]

– совокупность предлагавшихся ранее и применяемых в Вооруженных Силах способов предупреждения преступности характеризуется в современных условиях как система с нарушенными взаимосвязями, обладает невысокой эффективностью и требует очередного осмысления в контексте выделения воинского правопорядка в качестве основного криминолого-правового аспекта системы предупреждения преступности в войсках;

– большинство ученых и практических работников придают основное значение криминологической или уголовно правовой характеристике преступлений, совершаемых военнослужащими, забывая о лицах, склонных к законопослушному поведению;

– анти криминогенный потенциал воинского правопорядка как основной криминолого-правовой аспект системы предупреждения преступных посягательств военнослужащих напрямую никогда не рассматривался;

– не разработан понятийный аппарат анти криминогенного обеспечения воинского правопорядка;

– фактически не используется системный подход в изучении и практическом применении мер анти криминогенного воздействия на воинский правопорядок.

Отсутствие таких исследований лишает возможности эффективно реагировать на новые угрозы воинскому правопорядку, комплексно обеспечивать предупреждение правонарушений и преступлений военнослужащих, анализировать дисциплинарную практику командиров (начальников), вести целенаправленное криминологическое обучение органов военного управления и правоохранительных органов в войсках, вырабатывать эффективные рекомендации по предупреждению преступности в Вооруженных Силах. Это прямо свидетельствует о возникшей потребности развития системы предупреждения преступности в войсках, диктует необходимость формирования криминологической концепции такой системы, определения ее структурообразующих элементов, принципов формирования, механизма реализации, выработке методов, средств и конкретных мер воплощения в Вооруженных Силах в целях обеспечения их боевой готовности и боевой способности.

Основополагающими началами криминологической концепции развития системы предупреждения преступности в Вооруженных Силах являются:

а) приоритетность предупреждения правонарушений над правоохранительной деятельностью; в предупреждении правонарушений – приоритетность применения мер анти криминогенного воздействия;

б) обеспечение неотвратимости предусмотренной в законе ответственности виновных лиц за противоправные деяния;

в) применение мер, ограничивающих права и свободы военнослужащих, только по фактам нарушения закона и в предусмотренных законом случаях;

г) осуществление предупреждения преступности в войсках всеми военнослужащими;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




д) предупреждение преступности в режиме законности: только в рамках Конституции Российской Федерации, не противоречащих ей федеральных законов и подзаконных актов;

е) комплексный характер предупреждения преступности в Вооруженных Силах, то есть недопустимость применения в одни периоды их развития только мер социальной направленности (организационных), а в другие – только правоохранительных мер, преимущественно карательного характера (правовых).

Таким образом, криминологическая концепция развития системы предупреждения преступности в Вооруженных Силах представляет собой комплекс идей, принципов, норм права и порядка их право применения, оптимально и эффективно обеспечивающих определенное социально приемлемое состояние воинского правопорядка. Такое состояние должно быть обеспечено совокупностью криминологических знаний о комплексе криминогенных факторов преступности в войсках, факторах обеспечивающих воинский правопорядок, обладающий анти криминогенным потенциалом; анти криминогенными возможностями соответствующих субъектов, то есть взаимодействующими между собой объектами и субъектами.

Структурообразующим элементом такой концепции может стать система анти криминогенного обеспечения воинского правопорядка, механизмом реализации которой является анти криминогенное воздействие соответствующих субъектов, чем обеспечивается надежное функционирование социально-правовых институтов, способных создать гарантии безопасности воинского правопорядка от преступлений, совершаемых военнослужащими. Основу такого воздействия может составлять анти криминогенная деятельность соответствующих субъектов. Криминологическая концепция реализует наиболее эффективный в современных условиях и преобладающий в мировой практике системный программно-целевой подход к предупреждению преступности в Вооруженных Силах посредством анти криминогенного воздействия на воинский правопорядок, заключающегося в анти криминогенной деятельности органов военного управления и правоохранительных органов в войсках.

В рамках данной криминологической концепции обязательными компонентами исследования выступают: государственная политика и стратегия в сфере борьбы с преступностью; федеральные целевые и ведомственные программы борьбы с преступностью; анти криминогенный потенциал воинского правопорядка; направления реализации системы анти криминогенного обеспечения воинского правопорядка, ее структурообразующие элементы, комплексы методов, средств и мер их реализации.

Программно-целевой подход предполагает формирование особых отношений между объектом исследования и субъектами, взаимодействие необходимых и устойчивый связей между которыми создает стабильное развитие элементов системы, а с другой стороны – ограждает объекты от соответствующих криминогенных угроз. При этом объектами криминологической концепции развития системы предупреждения преступности в Вооруженных Силах являются: родовым – общественные отношения в сфере предупреждения преступности в войсках, видовым – воинский правопорядок, а специальным – юридически значимое (по признаку правомерности-противоправности) поведение военнослужащих различных категорий, отличающихся своим социально-правовым положением.

Так, командиры (начальники), другие воинские должностные лица, входящие в служебную иерархию, выступают в качестве субъектов анти криминогенного обеспечения воинского правопорядка по отношению к подчиненным, являясь одновременно объектом такой работы со стороны вышестоящего командования. Именно поэтому разработка криминологической концепции развития системы предупреждения преступности в Вооруженных Силах призвана способствовать изменению приоритетов криминолого-правового воздействия на воинский правопорядок с личности преступника и преступлений, совершаемых военнослужащими, на создание анти криминогенной основы специфических воинских правоотношений.

Структурообразующим элементом представленной криминологической концепции выступает криминолого-правовой институт анти криминогенного обеспечения воинского правопорядка, криминологическая оценка которого формируется с учетом реальных и потенциальных криминальных угроз системе специфических воинских правоотношений. Следовательно, возникает необходимость построения и научного исследования теоретической модели системы анти криминогенного обеспечения воинского правопорядка, обоснования ее криминологической значимости, разработки научно-методических основ функционирования, определения направлений, принципов и структуры, уровней и средств, особенностей ее реализации, формирования условий анти криминогенной деятельности органов военного управления и правоохранительных органов в войсках, определения ее места в военном праве и криминологии.

В криминологической концепции развития системы предупреждения преступности в Вооруженных Силах теоретическая модель системы анти криминогенного обеспечения воинского правопорядка может по содержанию включать:

– нормотворческое обеспечение – комплекс мероприятий по разработке и введению в действие законодательных и иных нормативных актов, регулирующих анти криминогенное обеспечение воинского правопорядка;

– координационное обеспечение, которое представляет собой определение приоритетных направлений координации военными прокурорами анти криминогенной деятельности правоохранительных органов в войсках и органов военного управления;

– организационное обеспечение, создающее условия для анти криминогенного обеспечения воинского правопорядка со стороны соответствующих субъектов, наделенных полномочиями и обеспеченных соответствующими государственными гарантиями их деятельности;

– кадровое обеспечение, представляющее собой изменение в пределах существующей численности организационно-штатной структуры органов военного управления и правоохранительных органов в войсках при реализации системы анти криминогенного обеспечения воинского правопорядка;

– воспитательное обеспечение, формирующее систему устойчивых анти криминогенных качеств каждого военнослужащего;

– информационное обеспечение, которое предполагает развитие соответствующих идей и политики государства, постоянное изучение сведений о криминогенных угрозах воинскому правопорядку и способах защиты от них, создание соответствующих учетных баз данных;

– научное и методическое обеспечение анти криминогенного воздействия на воинский правопорядок с учетом индивидуальных характеристик военнослужащих и предполагаемых криминогенных угроз системе специфических воинских правоотношений.

Обоснование криминологической концепции развития системы предупреждения преступности в Вооруженных Силах – как специального направления военно-криминологической науки (военной криминологии), а воинского правопорядка как видового объекта криминологического исследования, позволяет установить криминологическое содержание механизма реализации рассматриваемой теоретической модели.

Предложенная система может быть реализована практически путем осуществления анти криминогенного воздействия на воинский правопорядок, основой которого, в свою очередь, является анти криминогенная деятельность соответствующих субъектов. Анти криминогенное воздействие – совокупность необходимых, юридически значимых мер, закономерно и устойчиво приводящих к предупреждению преступления (общественно опасного деяния) в Вооруженных Силах.

Такое воздействие на воинский правопорядок, по сути, является анти криминогенным и может осуществляться по следующим направлениям:

а) выявление и анализ особенностей противоправного поведения военнослужащих;

б) выявление анти криминогенных факторов системы специфических воинских правоотношений;

в) изучение антикриминогенного сознания военнослужащих;

г) формирование их социальной активности средствами антикриминогенного обучения и воспитания;

д) формирование правового актива, обеспечение его знаниями и навыками, необходимыми в осуществлении антикриминогенной деятельности;

е) ресурсное (нормативное, координационное, организационное, кадровое, воспитательное, научное, методическое, информационное) обеспечение;

ж) воздействие на пред криминальные явления, представляющие начальную форму правонарушений и преступлений военнослужащих;

з) удержание военнослужащих с неустойчивым поведением от преступлений; и) пресечение преступлений военнослужащих и обеспечение неотвратимости справедливой ответственности правонарушителя;

к) исправление в воинском коллективе военнослужащих, совершивших преступления, но законно освобожденных от отбывания уголовного наказания.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Моделирование антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок как видовой объект криминологического исследования позволяет определить его структуру, методы и средства[7]. Такой подход позволяет выявить недостатки теоретической модели системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка, как с точки зрения ее организации, так и с точки зрения эффективности ее функционирования. Так, антикриминогенное воздействие в системе специфических воинских правоотношений связано с военным правом: с одной стороны, как часть управленческой деятельности, с другой стороны, как механизм реализации системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка. Основным методом антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок является убеждение.

Сложность и специфичность криминологической концепции развития системы предупреждения преступности в Вооруженных Силах, характер задач, уровни и масштабы антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок обусловливают необходимость исследования и систематизацию путей и приемов его организации и воплощения различными законными средствами. Дополнительными методами антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок (помимо убеждения) являются поощрение и принуждение. При этом специфика воинских правоотношений, воинской дисциплины, правового положения военнослужащих, повышенная ответственность за ряд деяний, квалифицируемых, как преступления против военной службы, обусловливают необходимость исследования дисциплинарной практики как важного средства антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок в целях предупреждения противоправных деяний и антикриминогенного воспитания военнослужащих.

Анализ дисциплинарной практики позволяет оценить ее эффективность не только с точки зрения воздействия командиров (начальников) на подчиненных, но и состояния подготовки органов военного управления к выполнению своих антикриминогенных функций.

Указанные апробированные методы непосредственно связаны с новыми методами антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок:

а) организации функционирования субъектов антикриминогенного воздействия;

б) избирательного воздействия на воинский правопорядок антикриминогенных средств и мер;

в) антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка;

г) изучения эффективности антикриминогенной деятельности органов военного управления и правоохранительных органов в войсках.

Названные методы не только взаимосвязаны, но и дополняют друг друга, реализуются на практике посредством основных и прикладных средств, содержание которых специфично, применительно к воинскому правопорядку. Так, основными средствами антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок являются полномочия органов военного управления и правоохранительных органов в войсках; исследование криминогенных факторов в Вооруженных Силах; прогнозирование и планирование антикриминогенной деятельности органов военного управления и правоохранительных органов в войсках. При этом такие основные средства антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок могут конкретизироваться по округам (флотам), соединениям, гарнизонам, воинским частям и воинским подразделениям; по видам военной службы (военнослужащие по контракту, по призыву); по категориям военнослужащих (офицеры, сержанты, солдаты), а также в зависимости от условий и сфер специфических воинских правоотношений, военно-служебной деятельности. От основных средств антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок следует отличать средства прикладного характера, которые обеспечивают разработку, научно обоснованных и эффективных мер антикриминогенной деятельности органов военного управления и правоохранительных органов в войсках.

Можно выделить несколько групп прикладных средств. Так, первая группа связана с необходимостью постоянного изучения состояния, структуры и динамики преступности в Вооруженных Силах:

а) сравнительный анализ противоправных проявлении в сопоставимых организационно-штатных единицах (военных округах, флотах, соединениях, гарнизонах, воинских частях, воинских подразделениях);

б) изучение тенденций в динамике отдельных видов и групп преступлений, совершаемых военнослужащими (общеуголовных и против военной службы);

в) изучение противоправных деяний, совершаемых в особых условиях несения службы (в боевой обстановке, в военное время, на учениях, в походах, на боевом дежурстве);

г) изучение противоправных деяний среди отдельных категорий военнослужащих (офицеров, сержантов и солдат, как по контракту, так и по призыву);

д) изучение латентной (скрытой) преступности в Вооруженных Силах.

Вторая группа – средства антикриминогенного воздействия на причины конкретных противоправных деяний военнослужащих и условия формирования личности правонарушителей:

а) комплексное изучения причин правонарушений в конкретных воинских подразделениях;

б) выявление связей противоправных деяний военнослужащих с неблагоприятными условиями их воспитания, жизни, деятельности, быта и досуга;

в) изучение социально-психологических, социально-демографических и психофизиологических особенностей личности правонарушителей из числа различных категорий военнослужащих;

г) анализ мотивации в конкретных видах преступного или антикриминогенного поведения военнослужащих в различных ситуациях.

Третья группа – средства совершенствования антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок. В нее входят:

а) разработка новых методов антикриминогенного прогнозирования и планирования;

б) разработка единой автоматизированной системы информации о преступности военнослужащих, позволяющей оперативно собирать, накапливать и обрабатывать такие сведения;

в) изучение возможностей использования математических методов анализа данных;

г) разработка и внедрение новых средств антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок;

д) изучение и распространение положительного опыта антикриминогенной деятельности органов военного управления и правоохранительных органов в войсках;

е) антикриминогенная подготовка военнослужащих.

Представляется, что формирование комплекса средств антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок тесно связывает криминологическую науку с практическими вопросами повышения боеготовности и боеспособности войск, укрепления воинской дисциплины в воинских коллективах. Объективные условия реализации таких средств постоянно меняются, следовательно, их практическое применение возможно лишь при научном и методическом обеспечении: непрерывном получении надежных сведений об имеющихся тенденциях преступности в Вооруженных Силах, а также по отдельным воинским частям; конкретном содержании средств антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок; исследовании криминологической характеристики антикриминогенных качеств личности военнослужащего.

Основываясь на материалах исследований, полагаем, что при антикриминогенном воздействии на воинский правопорядок соответствующим субъектам следует решительно отказаться от противопоставления уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и собственно антикриминогенных мер. Кроме того, учитывая невозможность проникновения в военную организацию государства иных субъектов предупреждения преступности, кроме существующих органов военного управления, правоохранительных органов в войсках и военных судов, представляется, что обеспечение воздействия возможно совместными усилиями указанных органов, в том числе посредством разработки и реализации комплексов криминологических, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических мер, а также путем применения юридических и управленческих средств, включающих анализ дисциплинарной практики и преступности, их тенденций и эффективности, реализации нормотворческого, координационного, организационного, кадрового, воспитательного, информационного, научного и методического обеспечения антикриминогенной деятельности. Антикриминогенная деятельность субъектов непосредственно оказывает противопреступное влияние на воинский правопорядок, на внутренние и внешние обстоятельства совершения военнослужащими конкретных противоправных деяний. А ее методы (в большинстве случаев) по содержанию совпадают с методами общей социальной деятельности. Имеет юридический и управленческий характер, следовательно, составляет основу криминологического содержания антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Проведенный анализ особенностей такой деятельности позволяет выделить в нем сочетание юридически значимых действий, совершаемых субъектами с дозволенной степенью усмотрения и служащих достижению ее целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества, и при этом выступающих в качестве правовых средств. При этом сущность антикриминогенной деятельности составляет использование соответствующими субъектами правовых и управленческих средств и мер выявления и применения противопреступного потенциала системы специфических воинских правоотношений для решения задач по обеспечению правопорядка в Вооруженных Силах.

Таким образом, антикриминогенная деятельность – совокупность юридически значимых действий по применению соответствующими субъектами правовых, управленческих средств и мер антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок, совершаемых субъектами с дозволенной степенью усмотрения, служащих достижению целей криминологической концепции развития системы предупреждения преступности в войсках.

Такая деятельность субъектов может быть реализована посредством применения следующего арсенала средств:

  1. формирование у военнослужащего характера защитника Отечества;
  2. создание верного восприятия у военнослужащих «чувства локтя», воинской дружбы;
  3. убеждение военнослужащих в том, что воинское товарищество не заканчивается и после окончания военной службы;
  4. приобретение физической формы военнослужащими; предоставление военнослужащему возможности посмотреть страну (мир);
  5. получение военнослужащим социальных гарантий, недоступных в гражданском обществе, в том числе преимущественное право поступления на бюджетной основе в высшие военные учебные заведения, военная ипотека;
  6. приобретение военнослужащим новых позитивных качеств, навыков (по примеру сослуживцев);
  7. осознание военнослужащим чувства удовлетворения от способности преодолевать тяготы и невзгоды военной службы.

Конечным научным результатом определения воинского правопорядка в качестве основного криминолого-правового аспекта системы предупреждения преступности в Вооруженных Силах является построение теоретической модели системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка, которая может работать на следующие приоритеты криминологической концепции развития системы предупреждения преступности в войсках:

  1. выявление антикриминогенного потенциала воинского правопорядка;
  2. формирование позитивного отношения в обществе к военной организации государства;
  3. установление объективных криминогенных факторов в Вооруженных Силах с целью их своевременного и эффективного предупреждения;
  4. определение новых компонентов и криминологических аспектов антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок.

Практическим результатом определения воинского правопорядка в качестве основного криминолого–правового аспекта системы предупреждения преступности в Вооруженных Силах является формирование криминологической концепции развития такой системы; реализация теоретической модели системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка, воплощение теоретического обоснования возможности и необходимости реализации антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок посредством антикриминогенной деятельности субъектов. Это позволит разрешить следующие задачи предложенной криминологической концепции:

  1. обеспечение защиты воинского правопорядка от противоправных посягательств военнослужащих;
  2. укрепление воинской дисциплины;
  3. защиту прав военнослужащих;
  4. создание безопасных условий военной службы;
  5. комплексное предупреждение правонарушений военнослужащих; снижение уровня преступности в войсках;
  6. формирование эффективно действующей боевой единицы; создание криминологически благополучных воинских подразделений;
  7. исправление и перевоспитание военнослужащих, совершивших противоправные деяния;
  8. антикриминогенное обучение и воспитание военнослужащих.

 

Заключение

В Вооруженных силах РФ в 2014 году при исполнении служебных обязанностей и в нерабочее время погиб 471 военнослужащий (это на 29 человек больше, чем в 2013). При этом почти половина погибших (231) покончили жизнь самоубийством, что на семь человек больше, чем в 2013 году. По данным Министерства обороны России, другими причинами гибели военнослужащих в 2014 году стали: несчастные случаи (121 погибший), нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (50 погибших), убийство и причинение смерти по неосторожности (26 погибших). В числе небоевых потерь армии в 2008 году отмечены также потери в ходе превышения должностных полномочий и нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, так называемой «дедовщины» — 24 военнослужащих (в 2013 году— 15 погибших). Общее количество преступлений и происшествий в рядах Вооруженных сил за 2008 год составило 18326.

Круг предметов, названных в диспозиции ст.349 УК РФ, подлежит правовой оценке с точки зрения нормативных актов, имеющих универсальный характер и для военной службы, и для гражданских правоотношений. При этом круг предметов по ст.349 УК РФ в силу изложенных обстоятельств подлежит изменению (по наименованиям) и расширению.

Конструктивным признаком состава преступления, предусмотренного ст.349 УК РФ, является фактическое наступление общественно опасных последствий, что позволяет отнести данный состав к разряду материальных.

В проекции к ст.349 УК РФ к числу «иных тяжких» следует относить и возможные последствия политического содержания, а также масштабный экологический вред.

Изучение судебно-следственной практики показывает, что правоохранительные и судебные органы испытывают большие затруднения в квалификации воинских преступлений, их разграничении между собой и с общеуголовными составами преступлений. Ошибки, допускаемые при юридической оценке преступных деяний военнослужащих, ведут к назначению необоснованных и несправедливых наказаний. Как показало проведенное исследование, проблемы квалификации деяний по ст.349 УК РФ связаны, главным образом с ошибочной оценкой предмета преступления; вменением преступлений с избыточной квалификацией; оценкой действий военнослужащих, которым оружие и иные предметы не были вверены для служебного пользования; конкуренцией общих и специальных норм; конкуренцией двух и более специальных норм, устанавливающих ответственность военнослужащих; разграничением нарушений правил обращения с оружием и фактов суицида военнослужащих.

Практическим результатом определения воинского правопорядка в качестве основного криминолого–правового аспекта системы предупреждения преступности в Вооруженных Силах является формирование криминологической концепции развития такой системы; реализация теоретической модели системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка, воплощение теоретического обоснования возможности и необходимости реализации антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок посредством антикриминогенной деятельности субъектов. Это позволит разрешить следующие задачи предложенной криминологической концепции:

— обеспечение защиты воинского правопорядка от противоправных посягательств военнослужащих;

— укрепление воинской дисциплины;

— защиту прав военнослужащих; создание безопасных условий военной службы;

— комплексное предупреждение правонарушений военнослужащих; снижение уровня преступности в войсках;

— создание криминологически благополучных воинских подразделений;

— исправление и перевоспитание военнослужащих,

— совершивших противоправные деяния;

— антикриминогенное обучение и воспитание военнослужащих.


Список использованных источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. – № 9. – Ст. 851.

1. Нормативные правовые акты Российской Федерации

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в действующей ред.) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в действующей ред.) // СЗ РФ. — 1994. — №32. — Ст. 3301.
4. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оружии»//Собрание законодательства РФ. – 1996. — N 51. — Ст. 5681.
5. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (в действующей ред.) «Об использовании атомной энергии»//Собрание законодательства РФ. – 1995. — N 48. — Ст. 4552.
6. Постановление Правительства РФ от 15.10.1997 N 1314 (в действующей ред.) «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях»//Собрание законодательства РФ. — N 42. — 1997. — Ст. 4790.
7. Постановление Правительства РФ от 24.09.2001 N 686 (в действующей ред.) «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия»// Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 40. — Ст. 3843.

2. Научная, учебная и специальная литература

8. Антонченко,В.В. Проблемы совершенствования общесоциального предупреждения воинской преступности [Электронный ресурс]// URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovershenstvovaniya-obschesotsialnogo-preduprezhdeniya-voinskoy-prestupnosti (дата обращения: 07.03.2017)
9. Баженов, А.В. Уголовная ответственность военнослужащих за нарушение порядка сбережения военного имущества: актуальные вопросы теории и практики // Право в Вооруженных Силах. 2016. — N 1. — С. 103 — 107.
10. Белый И.Ю. Анализ формирования признаков субъекта и субъективной стороны составов военных преступлений в современном международном праве // Международное уголовное право и международная юстиция. 2015. — N 5. — С. 7 — 10.
11. Будкина, И.С., Синьков, Д.В. Попытка анализа современных концепций причин преступности [Электронный ресурс]// URL: http://cyberleninka.ru/article/n/popytka-analiza-sovremennyh-kontseptsiy-prichin-prestupnosti (дата обращения: 07.03.2017)
12. Бычков В.В. Оружие и боеприпасы как признак преступлений, образующих криминальный оборот предметов вооружения // Lexrussica. 2016. — N 4. — С. 61 – 75.
13. Ведринцев, А. В. Причины воинской преступности в России[Электронный ресурс] //URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-voinskoy-prestupnosti-v-rossii (дата обращения: 07.03.2017.
14. Гедиев, М.Ш. Незаконный оборот оружия массового поражения в системе преступлений против мира и безопасности человечества // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nezakonnyy-oborot-oruzhiya-massovogo-porazheniya-v-sisteme-prestupleniy-protiv-mira-i-bezopasnosti-chelovechestva (дата обращения: 20.02.2017).
15. Гедиев, М.Ш., Пыхтин, Р.А. О незаконном обороте оружия массового поражения в современном мире [Электронный ресурс]// URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-nezakonnom-oborote-oruzhiya-massovogo-porazheniya-v-sovremennom-mire (дата обращения: 20.02.2017)
16. Горбунов, А.Н.Актуальные вопросы правового регулирования противодействия преступлениям, совершаемым в сфере незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Общество и право. 2013. — №1 (43). — С. 143-145.
17. Домрачева, Е.Ю., Иляхина, О.Ю., Поздняков, А.П. Гражданское оружие в Российской Федерации // ППД. 2015. — №3. — С. 68-71.
18. Дорогин,Д.А. Применение оружия при исполнении обязанностей караульной службы как обстоятельство, исключающее уголовную ответственность // Военно-юридический журнал. 2015. — N 12. — С. 29 – 32.
19. Дубоносов, Е.С., Скоропупов, Ю.И. К вопросу о криминологической характеристике незаконного оборота оружия // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2015. — №4-2. — С. 33-41.
20. Ежов, А.Н. Причины и условия незаконного оборота оружия в Вооруженных силах Российской Федерации [Электронный ресурс]// URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-i-usloviya-nezakonnogo-oborota-oruzhiya-v-vooruzhennyh-silah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 20.02.2017)
21. Жестеров, П.В. Уголовная репрессия за преступления военнослужащих в России: историко-правовой аспект // AustrianJournalofHumanitiesandSocialSciences. 2015. — №11-12 — С. 123-126.
22. Загайнова, Ю.В. К вопросу о понятии незаконного оборота оружия [Электронный ресурс]//URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-nezakonnogo-oborota-oruzhiya (дата обращения: 20.02.2017)
23. Задоян, А. А. Незаконный оборот оружия в международном и российском уголовном праве [Электронный ресурс]// URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nezakonnyy-oborot-oruzhiya-v-mezhdunarodnom-i-rossiyskom-ugolovnom-prave (дата обращения: 20.02.2017)
24. Иванова, Е.О. Особенности латентности преступлений, совершаемых военнослужащими в армейской среде, и меры по ее снижению // Современное право. 2015. — N 12. — С. 125 — 128.
25. Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам / Н.И. Бирюков, О.Н. Ведерникова, С.А. Ворожцов и др.; под общ. ред. В.М. Лебедева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2014. — 816 с.
26. Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам / Н.И. Бирюков, О.Н. Ведерникова, С.А. Ворожцов и др.; под общ. ред. В.М. Лебедева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2014. — 816 с.
27. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / К.А. Барышева, Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков и др.; под ред. Г.А. Есакова. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2017. — 736 с.
28. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.К. Агузаров, А.А. Ашин, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. Испр., доп., перераб. — М.: КОНТРАКТ, 2013. — 672 с.
29. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / К.А. Барышева, Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков и др.; под ред. Г.А. Есакова. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2017. — 736 с.
30. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / К.А. Барышева, Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков и др.; под ред. Г.А. Есакова. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2017. — 736 с.
31. Коростелев В.С. Некоторые вопросы систематизации уголовно-правовых предписаний о преступлениях против военной службы // Общество и право. — 2014. — №2 (48) — С. 108-112.
32. Лопашенко, Н.А. Посягательства на собственность: Монография. — М.: Норма, Инфра-М, 2012. — 528 с.
33. Майоров, А.В., Черепашкин, А.С. Преступность военнослужащих: уголовно-правовой и криминологический аспекты // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. — №1 (8). — С. 64-71.
34. Мокрицкий, А.В. Некоторые причины преступлений, совершаемых военнослужащими [Электронный ресурс]//URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-prichiny-prestupleniy-sovershaemyh-voennosluzhaschimi-1 (дата обращения: 07.03.2017)
35. Оноколов, Ю.П. Мотивы преступлений, совершаемых военнослужащими // Военно-юридический журнал. 2014. — N 8. — С. 11 — 15.
36. Оценочные признаки в Уголовном кодексе Российской Федерации: научное и судебное толкование: научно-практическое пособие / Ю.И. Антонов, В.Б. Боровиков, А.В. Галахова и др.; под ред. А.В. Галаховой. М.: Норма, 2014. — 736 с.
37. Пулатов, К.И. К вопросу об определении субъекта преступлений против военной службы [Электронный ресурс]// URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-opredelenii-subekta-prestupleniy-protiv-voennoy-sluzhby (дата обращения: 07.03.2017)
38. Савин, А.Д.Понятийно-категориальный аппарат проблемы отклоняющегося поведения военнослужащих: исторический аспект [Электронный ресурс]//URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiyno-kategorialnyy-apparat-problemy-otklonyayuschegosya-povedeniya-voennosluzhaschih-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 07.03.2017).
39. Сайт Комитета солдатских матерей России//http://ksmrus.ru/ (дата обращения 02.02.2017 года)
40. Сошина, Л.А. Международно-правовые основы противодействия незаконному обороту оружия [Электронный ресурс]// URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravovye-osnovy-protivodeystviya-nezakonnomu-oborotu-oruzhiya (дата обращения: 07.03.2017)
41. Степанова, М.А., Царев, Е.В. Демократические начала в уголовно-правовых отношениях, связанных с незаконным оборотом оружия // Юридическая техника. 2014. — №8. — С. 427-433.
42. Суденко, В.Е. Объект преступлений против военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2015. — N 11. — С. 69 — 74.
43. Тесленко, Е.С., Чигринева, Н.Н. К вопросу о повышении раскрываемости преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. — №10-1. — С. 217-219.
44. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / В.А. Блинников, А.В. Бриллиантов, О.А. Вагин и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2015. — 1184 с.
45. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник / Т.Б. Басова, Е.В. Благов, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. — М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. — 704 с.
46. Шепилов, С.В. Проблемы уголовно-правового обеспечения сохранности военного имущества // Вестник СГЮА. 2016. — №1 (108) — С. 163-168.
47. Шилов, А.И., Килимбаев, Р.В. Криминологическая характеристика неоконченных преступлений, совершаемых военнослужащими [Электронный ресурс]// URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskaya-harakteristika-neokonchennyh-prestupleniy-sovershaemyh-voennosluzhaschimi (дата обращения: 07.03.2017)

3. Электронные информационные ресурсы

48. http://ksmrus.ru/ (сайт Комитета солдатских матерей России)
49. http://cyberleninka.ru (научная электронная библиотека «КиберЛенинка»)


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1   2   3   4