Меню Услуги

Уголовная ответственность за нарушение военнослужащим правил обращения с оружием и предметами, предоставляющими повышенную опасность для окружающих

Страницы:   1   2   3   4

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общественная опасность нарушения военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих
  • 1.1. Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих
  • 1.2. Небоевые потери, связанные с нарушением правил обращения с оружием в Вооруженных силах, как угроза военной безопасности Российской Федерации
  • Глава 2. Уголовно-правовая характеристика нарушения военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих
  • 2.1. Объективные и субъективные признаки нарушения военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих
  • 2.2. Особенности квалификации нарушения военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих
  • Глава 3. Основные направления совершенствования мер борьбы с нарушениями военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих
  • 3.1. Меры развития уголовно-правового противодействия нарушений военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих
  • 3.2. Организационно-правовые и иные меры борьбы с нарушениями военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

 

Введение

Российская Федерация – самая крупная по территории страна во всем мире, располагающая огромными запасами жизненно необходимых природных ресурсов, что, непосредственно, может являться причиной посягательств со стороны других государств. Именно поэтому в течение всей своей истории, уходящей вглубь своими корнями, Россия славилась своей армией. Сегодня Вооруженные Силы Российской Федерации так же занимают почетное место в системе функционирования государства в целом. И, не смотря на всю свою авторитетность, всё же военная служба, как и многие другие службы, характеризуется определенной степенью криминогенности. Преступление против военной службы — это преступление против установленного порядка прохождения военной службы, совершаемое военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах, в других войсках, воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов (ст. 331 УК).

В УК РФ преступлениям против военной службы посвящена 33 глава, в которой определены уголовная противоправность действий военнослужащего и мера наказания за них. Всякое преступление против военной службы нарушает порядок прохождения военной службы. Все диспозиции воинских уголовно-правовых норм, по существу, являются бланкетными, требуют предметного анализа соответствующих нормативных актов (воинских уставов, наставлений, инструкций и т.п.).

По официальным данным за три последних года так называемые небоевые потери только в Вооруженных силах составили 2060 человек. Для сравнения — примерно столько солдат служит в развернутом полку полного состава. По данным Союза комитетов солдатских матерей ежегодно российская армия теряет во всех своих войсках 2,5 тысячи, иногда даже 3 тысячи человек, солдат и офицеров, без боевых действий. По сведениям Министерства Обороны России за период 2008-2015 годов не удалось достичь общего повышения эффективности принимаемых мер по предупреждению гибели военнослужащих. Коэффициент погибших военнослужащих в расчете на 1000 человек остается практически на одном уровне — 0,45. Продолжает иметь место гибель военнослужащих по причинам, непосредственно связанным с созданием и обеспечением безопасных условий повседневной деятельности войск (сил). Основные из них — это неосторожное обращение с оружием, невыполнение требований безопасности при производстве работ на технических средствах. Фактически всегда речь идет о нарушении правил обращения с оружием, подлежащих оценке как преступления по ст.349 УК РФ.

Вышеперечисленные обстоятельства повышают актуальность темы выпускной квалификационной работы.

Степень научной разработанности исследования. Вопросы квалификации и предупреждения нарушений военнослужащими специальных правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, не являются новым научным исследованием. Теоретические разработки проблем, связанных с преступностью военнослужащих, ранее освещались в трудах Х.М. Ахметшина, Ф.С. Бражника, А.Б. Васецова, А.А. Ежова, СМ. Иншакова, Б.А. Кожемякина, В.М. Корякина, Я.В. Лобова, В.П. Маслова, A.M. Медведева, Ю.И. Мигачева, А.Т. Молдобаева, К.Д. Нечевина, Е.В. Прокоповича, В.В. Романова, А.С. Самойлова, С.А. Семенова, А.А. Смердова, Б.Ф. Старова, В.Т. Стрекозова, А.А. Тер-Акопова, А.А. Толкаченко, А.А. Туркина, И.В. Холодкова, С.Н. Шарапова, В.А. Шестак, Н.А. Шулепова, Ю.А. Шульмейстера, К.В. Харабета и других.

Цели и задачи исследования. Цель выпускной квалификационной работы состоит в определении сущности преступлений, посягающих на безопасность военной службы и связанных с нарушением правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, получение новых научно обоснованных представлений об основаниях уголовной ответственности за совершение данных преступлений.

Достижение поставленных целей опосредуется решением следующих задач:

— криминологический анализ состояния, структуры и тенденций небоевых потерь в Вооруженных силах Российской Федерации как фактора внутренних угроз военной безопасности Российской Федерации;

— исследование объективных и субъективных признаков нарушения военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, информационно-правовой основы криминализации соответствующих деяний;

— установление особенностей квалификации нарушения военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, выработка теоретически обоснованных предложений по снижению уровня квалификационных ошибок при применении положений ст.349 УК РФ;

— обоснование и формулирование мер развития уголовно-правового противодействия нарушениям военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




— анализ организационно-правовых и иных мер борьбы с нарушениями военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, обеспечивающих наиболее эффективную превенцию данных преступлений.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с нарушением военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, наказуемости и предупреждения соответствующих деяний.

Предмет исследования составила норма Уголовного кодекса Российской Федерации, обеспечивающая безопасность военной службы в связи с нарушением правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ), а также практика ее применения; состояние, динамика, тенденции небоевых потерь как индикатор преступлений данного вида, а также основные направления общего и специального предупреждения изучаемого вида общественно опасных деяний.

Выпускная квалификационная работа базируется на системном подходе и современных научных методах познания явлений общественной жизни, социальных процессов. Методологическим инструментарием для решения названных задач послужили методы системно-структурного анализа, формальной логики, сравнительно-правовой метод, методы статистического и социологического исследования, анкетирование, контент-анализ, экспертные оценки.

 

Глава 1. Общественная опасность нарушения военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих

1.1. Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих

Источники, образующие правила нарушения с оружием, мы можем подразделить на две группы:

  • нормативные акты, устанавливающие особый правовой режим тех или иных предметов в рамках любых правоотношений;
  • нормативные акты, устанавливающие особый правовой режим обращения с данными предметами.

Такого рода общие и специальные ограничения связаны с необходимостью обеспечения защиты не только военной, но и общественной, экологической безопасности. Правила обращения с отдельными веществами и предметами, представляющие повышенную опасность для окружающих, могут быть определены нормативными актами и других, невоенных ведомств, невыполнение требований которых военнослужащим также может образовать состав рассматриваемого преступления.

Оружие.Анализ действующего законодательства, доктринальных взглядов и следственно-судебной практики показал, что, к сожалению, в уголовном праве не сложилось единого суждения о содержательных характеристиках данных предметов. Взаимная адаптация базового законодательства, регламентирующего оборот оружия, и таких видов законодательства как уголовное и административное, происходит не без перекосов и коллизий. На наш взгляд, это объясняется следующими причинами:

  • действующий УК РФ при оценке взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов не коррелирует с положениями Закона РФ № 150-ФЗ от 13 ноября 1996г. «Об оружии»[5], то есть сложилась межотраслевая коллизия понятийного аппарата;
  • имеет место внутренняя уголовно-правовая коллизия, поскольку толкование рассматриваемых терминов в ст.222 УК «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» не совпадает с толкованием этих же терминов в ст.349 УК РФ. При разрешении указанных противоречий межотраслевого и внутриотраслевого характера мы руководствовались общими правилами квалификации преступлений, применяемых при коллизионности норм права. В соответствии со ст.1 Закона РФ № 150-ФЗ от 13 ноября 1996г. «Об оружии» огнестрельным признается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное действие за счет энергии порохового или иного заряда. Такая формулировка, по мнению В.Ю. Владимирова и А.И. Александрова позволяет оставить за рамками правового регулирования рассматриваемого закона иные виды оружия, дальнейшая разработка и совершенствование которого составляет охраняемую законом тайну. «В этой связи вполне уместен, — пишут указанные авторы, — и последний абзац статьи 5 Закона, которая определяет особый порядок оборота боевого ручного стрелкового и холодного оружия, находящегося на вооружении государственных военизированных организаций, т.е. практически за рамками настоящего закона». Полагаем, что данное утверждение не совсем верно. На наш взгляд, формулировка ч.3 ст.5. Закона лишь указывает на наличие дополнительной нормативно-правовой базы, создаваемой Правительством РФ, регламентирующей оборот огнестрельного оружия в государственных военизированных, организациях. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. утверждены Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях. Данные Правила устанавливают порядок производства, продажи, перевозки, приобретения, коллекционирования и эксплуатации, учета, хранения, ношения, перевозки и транспортировки оружия, его изъятия и уничтожения, а также определяют правила ввоза на территорию РФ и вывоза с территории РФ данных предметов, контроль за их оборотом. Как мы уже отмечали ранее, выведение предмета из свободного гражданского оборота и наложение соответствующих запретов или ограничений возможно только на основании федерального закона.

Толкование термина «огнестрельное оружие» в контексте уголовно-правовых норм после принятия нового Закона «Об оружии» претерпело существенные изменения. «По уголовному законодательству 1996 года, -пишет Н.А. Лопашенко, — к огнестрельному относится и охотничье гладкоствольное длинноствольное оружие. Не относится к огнестрельному оружию оружие газовое и пневматическое, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы». Аналогичную позицию занимает Б.В. Волженкин. Авторы Комментария к Уголовному кодексу под редакцией профессора А.В. Наумова полагают, что термин «огнестрельное оружие» должен иметь тождественное толкование во всех нормах УК. Комментируя же ст.222 УК, А.В. Наумов пишет следующее: «Под огнестрельным оружием следует понимать все виды боевого, служебного и гражданского оружия, в том числе самодельного изготовления (кроме охотничьего длинноствольного гладкоствольного оружия), конструктивно предназначенного для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное действие за счет энергии порохового или иного заряда». Представляется, что предложенная формулировка соответствует ранее действовавшему Закону «Об оружии» 1993 года и соответствующему ему в этой части разъяснению Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 25.06.96г. «О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ». Мы убеждены в том, что огнестрельное оружие, как изъятый (или ограниченный) из свободного гражданского оборота предмет, подчинен специальным правилам регламентации и является системообразующим признаком для целого ряда уголовно-правовых запретов.

Относительно темы нашего исследования важным представляется и вопрос о фактических наименованиях огнестрельного оружия, который также не получил единообразного освещения в юридической литературе. Так. А.В. Наумов, к огнестрельному оружию относит не только винтовки, карабины, пистолеты, револьверы, автоматы, но и пулеметы, гранатометы, пушки, иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра. Аналогичного взгляда придерживаются Л.А. Прохорова, М.Л. Прохоров. Представляется, что такой подход не соответствует смыслу нового Федерального Закона «Об оружии», статья 2 которого подразделяет оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам на следующие виды:

  • гражданское;
  • служебное;
  • боевое ручное стрелковое (разрядка наша) и холодное.

Толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что специальной регламентации и ограничению подвергнут оборот именно стрелкового огнестрельного оружия, каковым не могут являться пушки, танки, зенитные и иные артиллерийские установки и т.п., хотя принцип их действия сходен.

По справедливому замечанию авторов Комментария к Федеральному закону «Об оружии» не относятся к огнестрельному оружию и огнеметы, так как они поражают цель не снарядом, а струей горючей жидкости, получающей направленное движение не за счет энергии заряда, а из-за избыточного давления в баллоне с горючей жидкостью. Любое боевое оружие, а тем более гражданское или служебное, не относящееся к ручному стрелковому, не подпадает под действие названного Закона и соответственно не охватываются сферой его правового регулирования. Предметы последней группы (пушки, артиллерийские установки, огнеметы и т.п.), по нашему мнению, следует относить к разряду «вооружение».

Именно «вооружение» должно стать самостоятельным предметом ст.349 УК РФ, наряду с оружием.

Вооружение — различные виды боевой техники (самолеты, вертолеты, танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, военные корабли и т.д.), боевое неогнестрельное оружие, средства связи, десантирования, навигационные приборы и радиолокационная аппаратура военного назначения, прицелы, средства защиты от боевых отравляющих веществ и т.д. Аналогичное определение приводят А.Н. Козырин и С.Н. Никулин. Представляется ошибочным суждение Н.А. Лопашенко, полагающей, что «вооружение — обобщенное наименование для всех видов оружия, боеприпасов, военной техники и снаряжения». По нашему мнению, в данном случае надлежит следовать воле законодателя, который в диспозиции ст.349 УК РФ разделяет оружие и боеприпасы, но не называет вооружение.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




При рассмотрении признаков такого предмета как «вооружения» уместно обратиться к такому акту как Международный документ, позволяющий государствам своевременно и надежно выявлять и отслеживать незаконные стрелковое оружие и легкие вооружения (Международный документ по отслеживанию). Цель данного акта — отслеживание незаконных стрелкового оружия и легких вооружений в контексте национальных, региональных и/или международных усилий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями и борьбе с ней. Однако, данный документ включает некоторые дефиниции, которые могут быть восприняты российским законодателем при конструировании ст.349 УК РФ.

Боеприпасы. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «Об оружии» 1996г. боеприпасы — предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание. К категории боеприпасов относятся артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды и мины, ручные и реактивные противотанковые гранаты, боевые ракеты, авиабомбы и т.п., независимо от наличия или отсутствия у них средств взрывания, а также все виды патронов заводского и самодельного изготовления к различному стрелковому огнестрельному оружию независимо от калибра, за исключением патронов, не имеющих поражающего элемента (снаряда, пули, картечи, дроби и т.п.).

Практике известны факты, когда именно боеприпасы становятся источником повышенной опасности при грубом нарушении правил обращения с ними. Так, в январе 2006 г. в Мурманской области в результате взрыва гранаты пятеро военнослужащих получили осколочные ранения. Инцидент произошел на территории полигона войсковой части Минобороны в Печенгском районе Мурманской области. Один из военнослужащих срочной службы бросил в костер выстрел к подствольному гранатомету ВОГ-17. В результате взрыва пятеро военнослужащих получили осколочные ранения.

Анализ ст.1 Закона «Об оружии» показывает, что на законодательном уровне в качестве самостоятельных предметов, подлежащих специальному правовому регулированию, выделены боеприпасы и патроны, при этом под патроном понимается устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение. Данная позиция представляется небесспорной, поскольку патрон традиционно в юридической практике считается подвидом боеприпасов. Характерно, что и авторы различных комментариев к Закону указывают: «Понятие «боеприпасы» распространяется на предметы вооружения (в том числе патроны)». Вместе с тем, отдельные авторы придерживаются иного мнения. Не раскрывая обоснованности своего подхода Л.Ф. Рогатых указывает: «Не всегда патрон может быть боеприпасом. Поэтому в случае изъятия патронов, находящихся у лица незаконно, для решения вопроса уголовно-правовой квалификации следует назначать соответствующую экспертизу». Мы полагаем, что патрон не может быть отнесен к группе боеприпасов лишь в том случае, если отсутствует или имеет существенный дефект одна из составных частей патрона, что не позволяет использовать его по назначению.

Боеприпасы к вооружению также следует признавать предметами вооружения.

Радиоактивные материалы. Радиоактивные вещества определены в ст.3 Федерального закона № 170-ФЗ от 20 октября 1995г. «Об использовании атомной энергии» как не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. В целом следует отметить, что подзаконные нормативные акты, регламентирующие основания, порядок и пределы перемещения ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий (так называемые товары двойного назначения), а также правила обращения с ними подчинены содержанию Договора о нераспространении ядерного оружия, руководящих принципов ядерного экспорта Группы ядерных поставщиков и других международных договоров РФ.

Уточняя положения закона, Л.Д. Гаухман и СВ. Максимов отмечают неустойчивость химических элементов радиоактивных веществ, самопроизвольный распад их ядра. Диканова Т.А., опираясь на результаты медицинских исследований, касающихся влияния воздействия таких веществ на организм человека, указывает: «Радиоактивными признаются вещества, содержащие элементы, обладающие способностью к самопроизвольному распаду, разложению атомных ядер и превращению их в другие химические элементы, сопровождающиеся испусканием частиц и ионизирующих излучений, под воздействием которых развиваются патологические процессы, хроническая лучевая болезнь, ослабление иммунитета, интоксикация. К данной группе следует относить ряды тория, урана, актиния». Однако в рамках существования данного предмета имеет место серьезная проблема, вызванная несоответствием положений Закона «Об использовании атомной энергии» и норм УК РФ, устанавливающих ограничения и специальные правила обращения с данными предметами. Дело в том, что закон «Об использовании атомной энергии» называет и иные предметы, оборот которых находится под специальным контролем и существенно ограничен. Речь идет о следующих радиационных источниках:

  • не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;
  • ядерные материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;
  • радиоактивные отходы — ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

Такой пробел в уголовном законе необоснованно декриминализирует правила обращения с предметами, которые по своим физическим характеристикам и особенностям воздействия на организм человека создают реальную угрозу здоровью людей, безопасности их жизнедеятельности вшироком смысле. Мы разделяем точку зрения Б.В. Волженкина и Н.А.

Лопашенко о том, что применительно к нормам УК РФ все эти предметы также должны охватываться понятием «радиоактивные вещества». Н.А. Лопашенко по данному вопросу высказывает следующее суждение: «Уголовный закон не был своевременно приведен в соответствие с базовым законодательством, посвященным атомной энергии. В настоящее время такие изменения в УК стали вноситься. В ст.220 и ст.221 Уголовного кодекса законом от 9.02.99г. термин «радиоактивные материалы заменен на два: «ядерные материалы или радиоактивные вещества». Однако, применительно к ст.349 УК РФ сохранилась прежняя редакция наименования предмета.

В связи с изложенным, в целях совершенствования военно-уголовного законодательства, а также в целях приведения нормы УК о нарушении специальных правил обращения (ст.349 УК РФ) в соответствие с законодательством, образующим бланкетную нормативную базу, нами вносится предложение о дополнении диспозиции ч.1 ст.349 УК РФ в части, касающейся предмете преступления, словами «ядерные материалы». Такое дополнение, по нашему мнению, отразило бы порог общественной опасности, которой обладает нарушение специальных правил обращения с данным предметом.

Взрывчатые вещества. К сожалению, Закон «Об оружии» не называет в качестве предмета, подлежащего специальной регламентации, взрывные устройства. Данное понятие разработано теорией уголовного права. Взрывные устройства, по определению Б.В. Волженкина — это средства взрывания и устройства, способные вызвать взрыв (мины, гранаты, торпеды, бомбы, толовые и динамитные шашки, запалы, имитационные устройства и т.п.). Эти устройства могут состоять на вооружении армии, других военизированных формирований, специальных служб, а также использоваться в промышленности и строительстве. Т.А. Диканова полагает, что это как состоящие на вооружении армии и спецслужб, так и используемые в промышленности и строительстве средства взрывания и устройства, способные вызывать взрыв: толовые и динамитные шашки, мины, гранаты, торпеды, бомбы и их части, имитационные взрывные устройства, запалы. Однако, дымовые шашки не относятся к числу предметов по ст.349 УК РФ. Эту позицию зафиксировал еще военный трибунал Верховного Суда СССР. Определяет данный предмет как устройства, снаряженные взрывчатыми веществами, предназначенные для подрыва различных объектов, А.В. Наумов. Нетрудно заметить, что фактические наименования взрывных устройств здесь совпадают с наименованиями боеприпасов. С технической точки зрения подходят к решению данного вопроса А.Л. Соколов и В.В. Шланев: «Взрывное устройство — в инженерных боеприпасах, механизм для взрыва (срабатывания) боеприпаса при определении внешних воздействий или в требуемый момент. Воспринимает воздействие объекта поражения (давление, вибрацию, его магнитное, тепловое или другое поле) или сигнал на исполнительную цепь, производящую взрыв. Взрывное устройство бывает промышленное и самодельное. Взрывное устройство промышленного изготовления — это устройство, изготовленное промышленным способом в соответствии с нормативно-технической документацией. Под самодельным понимается устройство, в котором хотя бы один из элементов изготовлен самодельным способом». Наиболее удачным нам представляется определение, предложенное Н.А. Лопашенко, поскольку оно содержит все юридически значимые признаки рассматриваемого предмета: «Взрывное устройство — специальное устройство, конструктивно предназначенное для производства взрыва или управления им, не относящееся к оружию, но использующее различные взрыватели — средства, обеспечивающие реакцию взрыва (например, запалы, детонаторы)».

Представляется, что и с технической, и с юридической точки зрения взрывные устройства являются источником повышенной опасности, приближаясь по этому показателю к огнестрельному оружию и боеприпасам. Высокий показатель их разрушительной силы, способность влечь значительные человеческие жертвы позволяют отнести взрывные устройства к предметам, нарушение специальных правил обращения, с которыми создает угрозу военной и общественной безопасности. Эти соображения на фоне криминологических характеристик распространенности незаконного оборота взрывных устройств должны повлиять на принятие правотворческим органом решения о дополнении Федерального закона «Об оружии» соответствующей статьей, дефиницирующей данный предмет и определяющей особенности его правового режима.

Иные вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих. К последней группе относятся сильнодействующе, ядовитые, отравляющие вещества. Подчеркнем, что социально-правовые основания запрета или существенного ограничения государством их оборота также связано со спецификой данных предметов, их способностью причинить вред здоровью военнослужащих и населения.

Сильнодействующими считают кислоты, едкие щелочи и подобные вещества, способные вызвать ожоги и другие повреждения организма, атакже некоторые лечебные препараты (снотворные, обезболивающие), которые при передозировке могут причинить вред здоровью человека или вызвать его смерть.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Отравляющие вещества — высокотоксичные химические соединения и их реагенты, воздействующие на органы дыхания человека и его центральную нервную систему, вызывая их поражение. Ограничения по перемещению отравляющих веществ впервые введены Женевским протоколом 1925 г.

В литературе по характеру поражающего воздействия выделяют следующие виды отравляющих веществ:

  • смертельные: Ви-Икс, зоман, зарин, иприт, азотистый иприт, фосген и др.);
  • временно выводящие живую силу из строя путем воздействия на нервную систему и вызывающие психические расстройства (Би-Зет);
  • раздражающие, т.е. поражающие чувствительные, нервные окончания слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей (хлорацетофенон, адамсит, Си-Эс, Си-Ар).

По физиологическому воздействию на организм различают отравляющие вещества:

  • нервнопаралитические (зоман, зарин);
  • кожно-нарывные (иприт, азотистый иприт);
  • общеядовитые (синильная кислота, хлорциан);
  • удушающие (фосген);
  • психохимические (Би-Зет);
  • раздражающие (хлорацетофенон, адамсит, Си-Эс, Си-Ар).

К последней группе предметов, обозначенных в диспозиции ст.349 УК РФ как «иные», мы отнесли также те, которые при неконтролируемом обороте и нарушении специальных правил обращения создают угрозу обороноспособности государства. Это — ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения; материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила оборота и обращения.

Оружие массового поражения (уничтожения) обладает совершенно особым правовым статусом, подчиненным нормам международного права. В соответствии с резолюцией ООН, принятой на XXIIсессии в Нью-Йорке, к оружию массового поражения (уничтожения) относится такое оружие, которое действует путем взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое или бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия.

Материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, принято относить к товарам и технологиям двойного назначения. Они могут быть использованы как в военных, так и в мирных целях (науке, технике, экспериментальной медицине и т.п.). Однако существует критический порог, за пределами которого предмет переходит в категорию «ядерное оружие». Под ядерными материалами, оборудованием и соответствующими технологиями, критическими с точки зрения нераспространения ядерного оружия понимаются: уран с обогащением 20% и выше; плутоний; установки для переработки облученного топлива, для разделения изотопов урана, для производства тяжелой воды, для конверсии обогащенного урана и плутония; основные компоненты таких установок; технологии, связанные с критической ядерной продукцией.

Помимо ядерного оружие массового поражения включает в себя химическое, биологическое, а также другие виды подобного оружия, обладающие смертоносным характером и сравнимые по разрушительному действию с вышеуказанным.

Оружие массового поражения повсеместно запрещено, причем этот запрет, в соответствии с указаниями ООН 1948 года, относится и к видаморужия, которые в настоящее время не существуют, но будут созданы. В мире принят ряд Конвенций о запрещении всех действий, связанных с оружием массового поражения, например, Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении от 1972 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении от 1993 года и др. В настоящее время к оружию массового поражения в соответствии с международно-правовыми актами относится химическое, биологическое (производство которых абсолютно запрещается) и ядерное оружие (применение которого также запрещено, а производство ограничено).Т.А. Диканова предлагает относить к оружию массового уничтожения также и ракетное оружие.

Химическое оружие как один из видов оружия массового поражения отличается тем, что его поражающее действие основано на использовании боевых токсичных химических веществ, к которым относятся отравляющие вещества и токсины, оказывающие поражающее воздействие на организм человека и животных, а также фитотоксиканты, предназначенные для поражения различных видов растительности. На основании вышеуказанных международных нормативных актов в Российской Федерации действует Положение, утвержденное Постановление Правительства РФ от 24.09.2001 N 686″Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия». Данный нормативный акт и содержит классификацию и наименования предметов, подпадающих под категорию «химическое оружие». В частности, к токсинам относятся ядовитые вещества, образованные микроорганизмами (бактериями), а также выделяемые некоторыми животными (змеями, членистоногими) и растениями. Фитотоксиканты в зависимости от характера физиологического действия и целевого назначения подразделяются на гербициды, арборициды, альгициды, дефолианты, десиканты.

Биологическое оружие, — по мнению Л.Д. Гаухмана и СВ. Максимова, -это «любой живой организм, в том числе микроорганизм, вирус или другой биологический агент, а также любое вещество, произведенное живым организмом или полученное методом генной инженерии, или любое его производное, а равно средства их доставки, созданные с целью вызвать гибель, заболевание или иное неполноценное функционирование человеческого или другого живого организма, заражение окружающей природной среды, воды или иных материальных объектов. Не являются биологическим оружием аналогичные объекты, созданные или используемые в мирных целях». Несколько иное определение дает Т.М. Диканова: «Биологическое оружие — это специальные боеприпасы и боевые приборы со средствами доставки, снаряженные биологическими средствами, т.е. специально отобранными для боевого применения биологическими агентами, способными в случае проникновения в организм людей, животных, в растения вызвать тяжелые инфекционные заболевания (интоксикации). К ним относятся отдельные виды болезнетворных микробов и вирусов — возбудителей наиболее опасных инфекционных заболеваний, а также токсичные продукты их жизнедеятельности; генетический материал -молекулы инфекционных нуклеиновых кислот, полученных из микробов (вирусов); некоторые виды насекомых — переносчиков инфекционных болезней и наиболее опасные вредители сельскохозяйственных культур и т.д.». Полагаем, что к биологическому оружию следует относить как сами биологические агенты, так и снаряженные ими средства транспортировки. Представляется верным суждение Л.Д. Гаухмана и СВ. Максимова о том, что указанный предмет становится предметом преступления лишь в том случае, если создан и используется в целях, не связанных с мирными.

Материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила обращения, перечислены в ряде нормативных актов, относящихся к компетенции Президента РФ и Правительства РФ. Под материалами в данном случае понимаются различные сплавы, композиты, химические продукты, органические вещества, другие предметы производственного или опытно-конструкторского назначения, а под оборудованием — различные механизмы, приспособления, контрольно-измерительная аппаратура и другие средства, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, т.е. для проведения научных исследований, разработки, проектирования, производства, испытания или обслуживания.

Таким образом, круг предметов, названных в диспозиции ст.349 УК РФ, подлежит правовой оценке с точки зрения нормативных актов, имеющих универсальный характер и для военной службы, и для гражданских правоотношений. При этом круг предметов по ст.349 УК РФ в силу изложенных обстоятельств подлежит изменению (по наименованиям) и расширению.


Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Страницы:   1   2   3   4