Меню Услуги

Уголовная ответственность за порчу земли

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общая характеристика экологических преступлений
  • 1.1. Экологические преступления в Уголовном Кодексе Российской Федерации
  • 1.2. Законодательство Российской Федерации об охране земли и виды юридической ответственности за ее порчу
  • Глава 2. Состав преступления порчи земли
  • 2.1. Объект и объективная сторона преступления
  • 2.2. Субъект и субъективная сторона преступления
  • Глава 3. Проблемы применения нормы об уголовной ответственности за порчу земли
  • Заключение
  • Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема настоящей дипломной работы актуальна и значима как для юридической науки, так и для правоприменительной практики. Земля, как природный компонент, подвержена наиболее сильному воздействию хозяйственной деятельности человека: промышленное, гражданское строительство, разведка и добыча полезных ископаемых, применение различных химических средств борьбы с вредителями и болезнями растений — вызывают ее порчу. Земля способна накопить в себе огромное количество веществ, оказывающих неблагоприятное воздействие на компоненты окружающей среды. Тем самым нанося вред для жизни и здоровья людей, а также флоры и фауны.

Рассматривая статистику за период январь — июнь 2016 года было зарегистрировано 12,27 тыс. экологических преступлений, что на 4,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Актуальность и значимость дипломного исследования обусловлена следующими факторами.
Во – первых, проблема порчи, деградации земли является весьма актуальной для современной России. Даже по данным официальных источников более 30% земель в России засорены и не могут быть полноценно использованы в хозяйственной деятельности.

Во – вторых, данная проблема носит междисциплинарный характер, то есть является предметом изучения и земельного права, и уголовного права, и экологического права, и гражданского права, и административного права. Соответственно и формы юридической ответственности за порчу земли разнообразны. Земельный кодекс Российской Федерации прямо выделяет уголовную, административную, дисциплинарную ответственность, при этом не называет ответственность гражданско – правовую, хотя и говорит о возмещении убытков.

В – третьих, законодательство в части закрепления ответственности за порчу земель весьма динамично – последние изменения в главу 13 Земельного кодекса Российской Федерации, которая как раз и определяет виды ответственности, были внесены в декабре 2014 года.

В – четвёртых, существуют определённые пробелы, коллизии, ошибки законодателя в части закрепления ответственности за порчу земель.

В – пятых, несмотря на то, что проблемы ответственности за порчу земель поднимаются специалистами – юристами, тем не менее специальных исследований, которые посвящены этой теме пока недостаточно. Всё сказанное выше свидетельствует о том, что тема настоящей дипломной работы актуальна и значима.

Объект исследования — общественные отношения, которые складываются в сфере уголовно-правовой охраны земли.

Предмет исследования — установленные нормы современного российского уголовного законодательства, а также другие законодательные акты, которые регламентируют порядок охраны окружающей среды, нормы уголовного, экологического и иного законодательства.

Основной целью исследования является рассмотрение проблем, связанных с уголовной ответственностью за порчу земли.

Задачами исследования являются:

1. Рассмотреть понятие и содержание экологических преступлений;
2.Рассмотреть общую характеристику экологических преступлений;
3. Проанализировать состав преступления (ст.254 УК РФ) в системе экологических преступлений;
4.Выявить проблемы и пути совершенствования российского законодательства об охране земли.

Методологическую основу исследования составляют общие теоретические и частно-научные методы познания. В ходе научного исследования использовались ряд частных научных методов:

1. догматический (формально-логический или собственно юридический);
2. сравнительно-правовой;
3. социологический.

Структура работы обусловлена целью и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В работе использованы труды таких ученых как Болтанова Е.С, Дубовика О.Л, Наумова А.В, Игнатова А.Н., Красикова Ю.А, Комиссарова В.С, Сундарова Ф.Р.

 

Глава 1. Общая характеристика экологических преступлений

1.1 Экологические преступления в Уголовном Кодексе Российской Федерации

Экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), которое посягает на окружающую среду и отдельные ее компоненты, рациональное использование природных ресурсов, обеспечивающих оптимальную жизнедеятельность человека, а также на экологическую безопасность населения и территорий, и состоит в непосредственном противоправном использовании природных объектов или воздействии на них, приводящем к негативным изменениям состояния и качества окружающей среды.

Уголовно-правовая охрана окружающей среды основана на положениях Конституции РФ. Согласно ст.9 Конституции «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Статья 42 Конституции гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Указанные положения содержатся и в Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».

Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Федеральный закон от 2002 г. формулирует основные принципы охраны окружающей среды:

1. Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
2. Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
3. Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
4. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
5. Ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
6. Презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности;
7. обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; и другие.

Этими принципами руководствуется и уголовное законодательство.

Уголовный кодекс от 1996 г. впервые в истории уголовного законодательство выделил экологические преступления в самостоятельную главу 26. В этой главе описано 18 видов экологических преступлений и уголовная ответственность за совершение преступления.

Объект экологических преступлений определяется местом их расположения в УК РФ. Структурно глава 26 входит в раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Соответственно, родовым объектом выступает общественная безопасность, которая понимается как состояние защищенности общественных интересов.

Частью общественной безопасности является экологическая безопасность (видовой объект), представляющая собой состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Под природной средой (природой) следует понимать совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды — это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Согласно ФЗ№7 от 10 января «Об охране окружающей среды», благоприятная окружающая среда представляет собой среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. При этом под естественной экологической системой понимается объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют, как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

Деяние как элемент объективной стороны экологического преступления представляет собой несоблюдение норм экологического законодательства или совершение действий, прямо запрещенных этим законодательством. В основном составы экологических преступлений сформулированы законодателем как материальные. Поэтому особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей.

Необходимо также выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно — природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости. В последних случаях уголовная ответственность исключается в связи с отсутствием в действиях лица состава экологического преступления.

К специфике экологических поступлений следует отнести почти 100%-ный бланкетный характер диспозиций статей. В таких случаях необходимо обращаться к законодательным актам других правовых отраслей, прежде всего экологического, земельного, водного.

Субъективная сторона экологических преступлений характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины:

1. Умысел (прямой или косвенный);
2. Неосторожность.

Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте).

Неосторожность бывает двух видов:

1. Самонадеянность;
2. Небрежность.

Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их.

Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Субъектом экологических преступлений могут быть и частные, и должностные лица, достигшие 16 лет. В случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления.

При наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет также ответственность соответственно по статьям 285 и 201 УК РФ.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Экологические преступления характеризуются рядом основных признаков:

1. Они представляют собой общественно опасные деяния, т.е. в результате их совершения причиняется вред или создается угроза причинения вреда жизни и здоровью человека, а также природной среде;
2. Они противоправны и запрещены уголовным законом;
3. Эти преступления- виновные деяния. Невиновное причинение вреда экологической безопасности законом не карается.

Экологические преступления необходимо разграничивать с экологическими проступками, наказуемыми в административном порядке. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно — наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

В зависимости от непосредственного объекта все экологические преступления классифицируются на две группы:

1. Посягательства на общественные отношения по реализации и охране права на благоприятную окружающую среду;
2. Посягательства на общественные отношения по охране стабильности окружающей среды и ее природно-ресурсного потенциала.

Вторая группа экологических преступлений в зависимости от вида их предмета – охраняемого природно-ресурсного потенциала — делится на:

а) посягательства на животный мир;
б) посягательства на растительный мир;
в) посягательства на воды;
г) посягательства на атмосферу;
д) посягательства на особо охраняемые территории и акватории, природные объекты;
е) посягательства на землю;
ж) посягательства на недра.

По оценкам экспертов, латентность экологической преступности считается одной из самых высоких и реально составляет 95-99%. И если по статическим отчетам экологические преступления составляют менее одного процента общего количества совершенных в стране преступных деяний, фактически, с учетом латентности, их количество приближается к 15-23%.

По официальным статистическим данным, за все время действия УК РФ от 1996 г. наблюдается постоянный рост количества совершенных в стране экологических преступлений и увеличение этой категории посягательств в общей структуре преступности . Однако, в ней представлены далеко не все виды существующих посягательств на природную среду. В основном совокупность экологических преступлений образована незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, незаконной охотой, незаконной рубкой лесных насаждений и уничтожением или повреждением лесных насаждений.

1.2. Законодательство Российской Федерации об охране земли и виды юридической ответственности за ее порчу

В действующем законодательстве Российской Федерации отдельные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере использования и охраны земель рассредоточены по разным отраслям права. В основном содержатся в земельном законодательстве, частично в природоохранительном законодательстве, регулирующем отдельные аспекты сельскохозяйственной деятельности.

Сфера взаимодействия общества и природы подразделяется на три категории отношений:

1. Природопользование,
2. Охрана окружающей среды,
3. Обеспечение экологической безопасности.

С позиции этих категорий отношений вопросы рационального использования и охраны почв и земель регулируются Конституцией Российской Федерации, Природоохранительным, Земельным, Лесным, Горным, Гражданским, Административным, Уголовным законодательством.

Немаловажную значимость в урегулировании отношений по охране земель играют указы Президента Российской Федерации и нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Конституцией РФ определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среды и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Другими статьями Конституции декларируются основные гражданские права, принципы и формы регулирования отношений граждан и государства, разделение компетенции различных уровней власти. В частности, определено, что «вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности» находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Таким образом, в Конституции Российской Федерации определено, что основа правового регулирования охраны земель — публичный интерес.

В качестве конституционной основы правового регулирования земельных отношений выступает ст. 42, которая провозгласила право граждан на благоприятную окружающую среду и другие экологические права.

Учитывая, что земля является составной частью окружающей среды, действие данной статьи распространяется и на земельные отношения. Государство, в свою очередь, обязано обеспечить защиту данного права, поддерживая благоприятное качество земель, предоставляя имеющуюся достоверную информацию об их состоянии, и обеспечивая возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан или их имуществу земельным правонарушением. Право граждан на благоприятную окружающую среду дополняется обязанностью каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Данное конституционное положение закрепляет возможность определять обязанности граждан в области охраны земель и обеспечения рационального землепользования.

Следующий законодательный акт — Земельный кодекс. Земельный кодекс Российской Федерации принятый 25 октября 2001 г. — основной законодательный акт в области охраны земель. Анализируя новый Земельный Кодекс в целом, следует обратить особое внимание на экологизацию всего текста этого документа. Помимо целей охраны земель, в статье 13 определяется понятие «содержание охраны земель», которая является логически широким и юридически емким. Предполагается как проведение постоянных планомерных мероприятий в виде сохранения достигнутого уровня мелиорации, плодородия почв, предотвращения деградации земель, так и проведение экстренных мероприятий в виде ликвидации последствий загрязнения, нарушений почвенного слоя, защиты угодий от заражения, зарастания сорной растительностью и другие. Для этого большое значение придается качественной природной оценке земель и соответственно мониторингу, который имеет статус государственного мероприятия.

Кодекс содержит множество отсылочных статей на уже действующие гражданско-правовые нормы, законы о землеустройстве, государственном земельном кадастре.

Специфика уголовной ответственности за порчу земли.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Уголовный кодекс Российской Федерации напрямую определяет, что одной из его задач является охрана окружающей среды. Эта задача напрямую связана с другой – охраной прав и свобод человека. Ведь экологические преступления напрямую посягают даже на жизнь человека. И поэтому, уже начиная с 1961 года, Уголовным кодексом предусматривается ответственность за экологические преступления, в частности за порчу земли. В отличие от прежнего Уголовного кодекса РСФСР, в новом Уголовном кодексе Российской Федерации собраны в одну главу все основные составы экологических преступлений.

В основе их классификации и «объединения» лежит общий объект посягательства — экологические общественные отношения.

Предметом каждого в отдельности состава экологического преступления являются компоненты окружающей природной среды – земля, лес, вода, атмосферный воздух, наземные и водные животные, а также продукты человеческой деятельности, вызывающие вредное воздействие на окружающую природную среду, такие, как радиоактивные, химические, биологические вещества и отходы (при нарушении правил обращения с ними). Стоит отметить, что Уголовный кодекс не даёт чёткого определения «экологическое преступление». Также данное понятие не определенно и в Федеральном Законе «Об охране окружающей среды» от 2002 года.

Понятие экологического преступления было дано в ст. 85 ранее действовавшего закона «Об охране окружающей природной среды». Под ним понималось общественно опасное деяние, посягающее установленный в стране экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека, предусмотренное уголовным законом. Но так как данный акт в настоящее время не действует.

Понятия«экологическое преступление» остается неопределенным. Безусловно, есть научные трактовки понятия «экологические преступления». Так, с точки зрения О. Дубовика «экологические преступление – это предусмотренное уголовным законом и запрещённое им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и её компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению её объектов».

Экологические преступления можно разделить на различные виды. В науке уголовного права наибольшую популярность приобрела типологизация, обоснованная А. Наумовым. Исследователь делит все экологические преступления на следующие группы:

1) посягательства на растительный мир;
2) посягательства на животный мир;
3) посягательства на воды;
4) посягательства на атмосферу;
5) посягательства на особо охраняемые территории и акватории, природные объекты;
6) посягательства на землю;
7) посягательства на недра;
8) посягательства на общественные отношения по реализации и охране
право каждого на благоприятную окружающую среду.

Далее рассмотрим специфику уголовной ответственности за порчу земли:

1) Уголовная ответственность за порчу земли непосредственно закрепляется нормами статьи 254 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая так и называется «Порча земли». Но фактически такая ответственность устанавливается и нормами статьи 246, которая устанавливает ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Нормами статьи 247, также устанавливает ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, и нормами статьи 248 Уголовного кодекса Российской Федерации, определяет ответственность за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или иными биологическими агентами. Естественно и в этих случаях, возможно, такое вредоносное последствие, как нанесение ущерба земле. Более того, ответственность за порчу земли, которая занята водными ресурсами, наступает уже не по статье 254 Уголовного кодекса, а по статье 250 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2) Уголовная ответственность за порчу земли, наиболее суровый вид юридической ответственности. Хотя обратим внимание на тот факт, что как правило, за преступления по статье 254 Уголовного кодекса Российской Федерации назначается наказание в виде штрафа. Причём, нижняя граница штрафа непосредственно нормами статьи 254 Уголовного кодекса Российской Федерации не устанавливается. То есть в данном случае, вероятно, следует ориентироваться на норму части 2 статьи 46 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает минимальный размер штрафа в 5000 рублей. В то же самое время, например, норма части 2 статьи 8.6. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает минимальный штраф для индивидуальных предпринимателей в 20.000 рублей.

Таким образом, создаётся ситуация, когда административная ответственность может быть более жёсткой, чем уголовная. Поэтому возникает объективная необходимость в принципе
установить минимальный уровень штрафа по статье 254 Уголовный кодекс Российской Федерации на уровне более 20.000 рублей.

3) Особенностью уголовной ответственности за порчу земли является ещё и то, что субъектом уголовной ответственности, в отличие от административной и гражданско-правовой ответственности является только физическое лицо, не юридическое лицо.

4) Отметим, что фактически все преступления, которые связаны с порчей земельных ресурсов – это преступления небольшой или средней тяжести. Причём преступлениями средней тяжести являются, только те преступления, в результате которых наступила смерть человека.

Общая характеристика специфики административной ответственности за порчу земли.

Отметим, что административная ответственность за нарушение норм земельного законодательства установлена несколькими статьями и даже нормами нескольких глав Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Все виды административных правонарушений в сфере земельных отношений делятся на 3 группы:

1) Это административные правонарушения в сфере охраны собственности. То есть правонарушения, состав которых закреплён нормами статей 7.1. – 7.2; 7.8. – 7.10; 7.14, 7.16. КоАП.
2) Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и землепользования. Составы таких правонарушений, закрепляются в частности, нормами статей 8.1; 8.4. – 8.8; 8.9. – 8.11; 8.13. – 8.15.
3) Административные правонарушения против порядка управления (статья 19.9.).

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации существует статья 8.6, которая напрямую устанавливает ответственность за порчу земли.

Нормы части 1 статьи 8.6 КОАП устанавливают ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы. Состав данного правонарушения формальный, то есть ответственность наступает даже в том случае, если не наступили какие – то особые отрицательные последствия, даже если не был причинён вред здоровью человека, окружающей среды. При этом ответственность наступает независимо от методов, средств совершения правонарушения. Вместе с тем обратим внимание на 2 фактора, которые очень важны:

1) Ответственность наступает только в том случае, если произошло именно самовольное снятии или перемещение почвы. То есть лицо не несёт ответственность, если, например, выполняло законные требования органов государственной власти, юридических лиц и т.д.
2) Ответственность наступает только, если произошло самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы. Отметим, что как раз определение категории «плодородный слой почвы» даётся в подзаконных актах.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1   2   3