Меню Услуги

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов в процессе организации внеурочной деятельности по математике

Страницы:   1   2


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения математике
  • 1.1. Понятие системы универсальных учебных действий учащихся
  • 1.2. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения математике
  • 1.3. Внеурочная деятельность по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся
  • Выводы к 1 главе
  • Глава 2. Формирование познавательных УУД у учащихся 5-6 классов в процессе организации внеурочной деятельности по математике
  • 2.1. Особенности познавательной сферы учащихся 5-6 классов
  • 2.2. Требования к организации внеурочной деятельности по математике, направленные на формирование познавательных УУД учащихся 5-6 классов
  • 2.3. Разработка внеурочного мероприятия для учащихся, направленного на формирование познавательных УУД
  • Выводы к 2 главе
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, личностные и социальные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

В ФГОС основного общего образования одной из важнейших задач современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В стандарте поставлена проблема комплексного формирования УУД. В частности процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности на основе освоения универсальных способов деятельности. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. В системе УУД особое место занимают познавательные учебные действия, обеспечивающие формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Согласно ФГОС основного общего образования, результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов по предметной области «Математика и информатика» являются:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
  • формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

Проблема формирования познавательных УУД у учащихся в процессе организации внеурочной деятельности рассматривалась в различных научных исследованиях.

Теоретическое обоснование на основе системно-деятельностного подхода она получила в работах Л.С. Выготского, А.Н. Лионтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.Г. Асмолова и др. На современном этапе группа авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова и С.В. Молчанов) раскрывает сущность понятия УУД, раскрывает отдельные методические вопросы данной проблемы и предлагает пути их решения. Различными аспектами методики обучения математики в 5 классах на протяжении многих лет занимались Н,Я, Виленкин, Ю.М. Колягин, Л.М. Фридман и др. Работ, посвященных проблеме формирования познавательных УУД при обучении математики в основной школе, не так и много (А.Г. Асмолова, Л.И. Боженковой, И.Г. Липатниковой). Их важной особенностью является то, что в них предлагается конкретный материал и рекомендации по формированию отдельных видов УУД.

Если говорить о внеурочной деятельности, то в отдельных работах (З.В. Артеменко, Р.В. Банчуков, Д.А. Белоусов, Л.К. Голубев, И.П. Иванов, В.А. Караковский, B.C. Селиванов, Н.Л. Селиванова) рассмотрены принципы, подходы, формы, методы внеурочной работы, их место в воспитательной системе школы. Широкий круг представляют исследования, направленные на раскрытие сущности внеурочной деятельности обучающихся (Д.В. Григорьев, М.Р. Ермишева, Е.В. Михайлова, Г.Н. Мусс, Л.Н. Петрова, Г.В. Складчикова, П.В. Степанов).

Таким образом, тема выпускной квалификационной работы «Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов в процессе организации внеурочной деятельности по математике» является актуальной.

Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности по математике.

Предмет исследования: Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов в процессе организации внеурочной деятельности по математике.

Цель работы: проанализировать теоретические основы формирования познавательных УУД у учащихся 5-6 классов в условиях внеурочной деятельности и разработать внеурочное мероприятие способствующее формированию познавательных УУД учащихся.

Задачи:

  • проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу;
  • охарактеризовать понятие познавательных УУД и выделить структуру;
  • проанализировать особенности формирования познавательных УУД у учащихся 5-6 классов в процессе внеурочной деятельности по математики;
  • выделить способ формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности;
  • разработать внеурочное мероприятие для 5-6 классов, способствующие формированию познавательных УУД учащихся .

 

Глава 1. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения математике

1.1. Понятие системы универсальных учебных действий учащихся

Программа формирования универсальных учебных действий отражается в рабочих программах всех учебных предметов и в программе организации внеурочной воспитательной работы.

В концепции развития универсальных учебных действий разработанной под руководством А.Г. Асмолова [1] термин универсальные учебные действия рассматривается следующим образом:

1) в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

2) в более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

В своей работе Л.И. Боженкова [6] определяет универсальные учебные действия как систему действий учащегося, обеспечивающая социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности, способность учащегося к саморазвитию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Глоссарии к ФГОС [46] использует определение универсальных учебных действий А.Г. Асмолова.

В соответствии с функциями универсальных учебных действий выделены четыре группы:

  • личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);
  • регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
  • познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);
  • коммуникативные (учет позиции собеседника либо партнера по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).

Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества.

Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий.

В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем [1]. А.Г. Асмолов выделяет следующую структуру познавательных УУД:

В число общеучебных действий входят:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

В число логических действий входят:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • В действия постановки и решения проблем входят:
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В основу выделенного состава и функций познавательных универсальных учебных действий были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД и условия их развития.

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Предполагается, что результат формирования познавательных универсальных учебных действий будет следующим выпускник научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для ука
  • строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

В настоящее время вся система школьного обучения должна быть направлена на реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Сформированность универсальных действий, в том числе и познавательных, в школе выступает необходимым условием качественного образования. При этом особенно важно учитывать, что достижение цели развития (УУД) в основной школе не является уделом отдельных предметов, а становится обязательным для всех без исключения учебных курсов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

1.2. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения математике

В своей работе Л. Г. Петерсон [37] выделила следующие этапы формирования у учащихся любого универсального учебного действия (УУД):

1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Выделим три основных положения формирования познавательных учебных действий в образовательном процессе:

  1. Познавательные УУД являются целью образовательного процесса, они определяют его содержание и организацию.
  2. Формирование познавательных УУД происходит в процессе усвоения учебных дисциплин.
  3. Познавательные УУД определяют эффективность образовательного процесса, усвоение знаний, умений и навыков, формируют образ мира и личностную и социальную компетентность учащегося.

Для развития познавательных учебных действий необходимо создать соответствующие условия:

  1. Учебно-методическое обеспечение: создание учебников, создание методической литературы для учителей, создание компьютерного программного обеспечения, методическая работа с учителями.
  2. Совершенствование учебных программ и методов обучения. Если основной целью образования мы ставим научить учиться, то без должного отбора содержания образования не обойтись
  3. Использование разнообразных форм обучения.

В разрабатываемом подходе особое значение имеют разнообразные формы организации учебно-познавательной деятельности: игры, лекции, практические занятия, консультации, семинары, научно-практическая работа.

Такое обучение способствует тому, что ученик чувствует себя полноправным участником учебного процесса, самостоятельно планирует свою деятельность, выбирает свой определенный уровень усвоения материала, распределяет свои силы и возможности, видит цель обучения.

  • Совершенствование оценочного аппарата: тестов, контрольных работ, самостоятельных работ, экзаменационных работ, проведение мониторинга оценки успешности личностного и познавательного развития детей.

Оценивание сформированности познавательных учебных действий и навыков работы с информацией необходимо вносить в итоговые проверочные работы по предметам и комплексные работы на межпредметной основе.

  • Развитие самостоятельной работы учащихся.

В современной системе образования приоритетными становятся методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащихся. Научно-исследовательская и проектная деятельность способствует реализации следующих задач: выявление мотивированных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала, формирование у детей аналитического и критического мышления, развитие творческих способностей и выработка исследовательских навыков, расширение кругозора, формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности, развитие умений работать с разными источниками информации.

Конкретизируем содержание познавательных УУД, которые формируются в процессе обучения математике:

  1. осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;
  2. моделирование;
  3. использование знаково-символической записи математического понятия;
  4. овладение приемами анализа и синтеза объекта и его свойств;
  5. использование индуктивного умозаключения;
  6. выведение следствий из определения понятия;
  7. умение приводить контрпримеры.
  8. умение решать проблемы или задачи.

Для развития познавательных УУД в средней школе, на уроках математики целесообразно использовать следующие виды задач:

  • Найди выражения, значения которых равны. Объясни, как ты их искал:

(128+57)∙36;

43∙25+62∙25;

(1355-955)∙68;

(43+62)∙25;

1355∙68-955∙68;

128∙36+57∙36.

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;

б) запиши это свойство в виде равенства;

в) сравни свою запись с такой: (a+b)∙c = a∙c+b∙c. Сделай вывод.

УУД: Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.

  • Сравните (> , <, =)

a + 34 и 33 + a;

(119 + b) + 49 и 119 + (b + 48);

x + 0 и x;

270 + (13 + f) + 27 и (270 + f) + 40.

Какие свойства помогли вам в решении задачи?

УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ с целью выделения общих признаков, синтез, как составление целого из частей, знаково-символическое моделирование.

  • Постройте к каждой задаче соответствующую схему.

а) Пешеходу надо пройти а км. Он шѐл 4ч со скоростью b км/ч. Сколько километров ему ещѐ осталось пройти?

б) Автобус ехал 2 ч со скоростью с км/ч и 3ч со скоростью d км/ч. Какое расстояние проехал автобус?

в) Самолѐт пролетел за 2 ч y км. Какое расстояние он пролетит за 5ч, если будет лететь с той же скоростью?

УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; моделирование

  • Задание «Найдите лишнее»:

а) Единицы измерения расстояния: км, га, см, м.

б) Единицы измерения времени: час, сутки, год, ар, минута, секунда, неделя, радиус, век.

УУД: совершенствование навыков математического моделирования, умение выделять закономерномерности и осуществлять операции сравнения и классификации.

  • Пообещала Баба-Яга дать Ивану- Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке – не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай!» Помоги Ивану-царевичу разобраться, где какая жидкость.

Ответ: молоко в кувшине, приворотное зелье – в бутылке, живая вода – в банке, мертвая вода – в стакане.

УУД: построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

  • Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?

УУД: поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково-символическое моделирование.

Структура становления познавательных УУД включает этапы, цели этапов, краткую характеристику деятельности учителя и учащихся на каждом этапе. Подготовительный этап выделяется в связи со спецификой обучения геометрии и в связи с содержанием формируемых действий. Ознакомительный, формирующий и совершенствующий этапы содержательно отражают требования теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Рефлексивно-оценочный этап необходим для формирования регулятивных действий.

Процесс становления познавательных УУД выступает как процесс постепенной передачи учителем функций управления самим учащимся. На каждом этапе формирования познавательных УУД осуществляется в неразрывном единстве с освоением учебного содержания.

Последовательность становления познавательных УУД связана с программным содержанием курса математики основной школы. В этом процессе важно указать «место» введения познавательных УУД – ознакомительный этап, его закрепление – формирующий этап.

1.3. Внеурочная деятельность по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся — деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям вне учебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Цель организации внеурочной деятельности — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Предназначение внеурочной деятельности в удовлетворении постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены личностные и метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования по математики – это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения математики посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основной программы курса математики в интересах человека, государства.

Традиционные средства развития множество школ считает адекватными и достаточными в той степени[51], в которой это требуется в современном обществе, и в современных условиях. В этом слабая сторона традиционного подхода[51]. Если в деятельности человека математические теоремы и формулы не используются, то те знания, которые педагог давал в школе быстро утрачиваются. Это актуализирует необходимость математического развития.

Внеурочная деятельность позволяет расширить и углубить знания по математике. Она должна быть акцентирована на развития математических способностей, которые формируются в виде познавательных универсальных учебных действиях.

Специфической чертой внеурочной деятельности по математике, с учетом формирования познавательных универсальных учебных действиях, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные).

Постоянные формы внеурочной деятельности имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН и др. По своей дидактической задаче временные формы имеют приоритетно диагностический характер.

Рассмотрим лишь некоторые разновидности постоянных и временных форм внеурочной работы по математике, так как этот ряд незамкнутый и постоянно пополняющийся.

Математический кружок – это одна из самых емких постоянных форм организации внеурочной работы. Кружок формируется из учащихся, проявивших интерес к изучению математики, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений. Оптимальное количество членов кружка от 10 до 20 учащихся. Работа кружка планируется на учебный год и на перспективу. Руководство кружком осуществляет учитель математики[25].

По сравнению с математическим кружком творческая математическая группа еще более узкопрофильная форма внеурочной работы по математике. Творческая группа создается из особо одаренных учащихся. Как показывает практика, целесообразно руководство творческой группой поручать наиболее квалифицированному учителю математики или вузовскому специалисту-математику, имеющему высокую научную квалификацию. Основная дидактическая задача творческой математической группы – это создание максимальных условий для развития математических способностей учащихся.

В состав творческой группы должно входить не более 7 учащихся, оптимально 3-5, при этом каждый член группы может разрабатывать отдельную математическую проблему, однако обсуждение промежуточных и конечных результатов индивидуальной работы проводится на заседании творческой группы[43].

Временные формы организации внеурочной деятельности по математике очень разнообразны по своей структуре и содержанию. Они универсальны с точки зрения возможности реализации в любых возрастных образовательных звеньях школы. Тем не менее, в качестве ядерного классификационного признака данный критерий может быть применен. Познавательные формы актуализируют именно формирование познавательных УУД, их закрепление, системность использования.

К познавательным временным формам относятся, например, математические вечера, математические конференции, творческие отчеты, а также внеурочные математические мероприятия развлекательно-познавательного характера типа «часа познавательной математики»; разнообразные ауди-познавательные формы – математические уголки, стенгазеты, рукописные журналы и т.п.

Математический вечер имеет главной дидактической задачей вызвать у учащихся интерес к изучению математики. По характеру математического материала вечер может быть обзорным и тематическим. Непременным требованием структуры математического вечера является проведение ее фрагментов в игровой форме, включение художественной части, а также элементов соревновательного характера — викторин, конкурсов и т.п. Игровая часть может предваряться тематической беседой или небольшим научно-популярным докладом[25].

Математическая конференция имеет своей дидактической задачей выработать у учащихся творческий подход к освоению внепрограммного материала по математике, дать возможность учащимся проявить свои математические способности в нестандартной учебной ситуации, вызвать интерес к изучению дополнительной математической литературы как у докладчиков, так и у слушателей. Математическая конференция, как правило, приурочивается к общешкольной предметной декаде (неделе). Важно, чтобы программа и ход конференции широко рекламировались, чтобы информация о работе секций, фамилии выступающих, итоги конференции своевременно публиковались в школьной печати. Это, во-первых, повышает чувство ответственности у докладчиков, во-вторых, привлекает внимание учащихся, еще не охваченных работой в этом направлении, вовлекая в ряды юных математиков новых членов[25].

Одной из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной работы являются математические КВНы.

Школьники всегда охотно участвуют в подготовке и проведении этих математических праздников. Математика у этой формы работы выступает по сути лишь как повод, главное же место принадлежит занимательным, типичным для КВНов конкурсам: приветствие команд, домашнее задание, конкурс капитанов; более частным конкурсам художников, чтецов и т.п. Тем не менее, все конкурсы строятся как пусть и нетрудные, но все-таки математические соревнования. Проявить находчивость и смекалку – вот главная задача математического КВНа.

Таким образом, в практике внеурочной деятельности по математике современная отечественная школа накопила большой опыт, в котором находят свою реализацию разнообразные формы обучения. Акцентируя внимания на познавательных УУД, можно говорить о специфических особенностях проведения различных внеурочных мероприятий. Традиционная классификация форм внеурочной деятельности опирается на количественный признак:

  • индивидуальные занятия;
  • групповые занятия;
  • комбинированные занятия.

Однако возможно применение в качестве классификационного критерия временного признака. В этом случае константные (продолжительные, постоянные) формы имеют линейный характер, а темпоральные (непостоянные, временные) – точечный.

Различия форм, основанные на временном признаке, оказываются обусловленными акцентированием видов УУД, в нашем случае познавательных, и возрастными особенностями школьников.

Согласно требованиям ФГОС во внеурочной деятельности по математике для формирования познавательных УУД необходимо использовать системно-деятельностный подход.

Деятельностный подход во внеурочной деятельности по математике можно реализовать через формирование основных видов математической деятельности учащихся: введение понятия; изучение утверждений; процесс решения задачи.

Использование системно-деятельностного подхода при организации внеурочной деятельности по математике, направленной на формирование познавательных УУД учащихся позволяет:

— представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;

— на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;

— выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения познавательного развития учащихся.

При планировании внеурочной деятельности по математики необходимо соблюдать требования ФГОС к организации и реализации внеурочной деятельности. Также следует не забывать о сопряжении и интеграции урочной, внеурочной, внешкольной деятельности субъектов образовательного процесса. Внеурочная деятельность по математики должна быть непосредственно связана с общеобразовательной программой, выявляя слабые аспекты и актуализируя их для учащихся. Современное образование требует от внеурочной деятельности развития интеграционных процессов в реализации программ с целью успешной социализации обучающихся. Внеурочная деятельность по математике не должна быть замкнутым процессом. Ее направленность должна сохранять связь как с другими предметами, так и с урочной и внешкольной деятельностью. В этой связи важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Требования нового стандарта к педагогу при организации внеурочной деятельности для формирования познавательных УУД заключаются не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог при формировании познавательных УУД должен организовать деятельность детей так, чтобы они сами пришли к решению проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основной задачей педагога при таком подходе является организация внеурочной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования материала и способности к этому с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Соответственно ключевым технологическим элементам технологии системно-деятельностного подхода выступает ситуация актуального активизирующего затруднения, целью которой является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной внеурочной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемах, моделях, опытах, текстах, проектах и пр.).

На первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыслительной деятельности и конструирование эвристической ситуации, а преобладающими являются методы, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций.

Таким образом, требования к организации внеурочной деятельности по математике, направленные на формирование познавательных УУД учащихся 5-6 классов определяются ФГОС ООО, в рамках которого необходимо использовать системно-деятельностный подход. От педагога при организации внеурочной деятельности по математики требуется сформировать общеучебные и логические универсальные учебные действия, при этом технология и длительность никак не ограничиваются в отличие от учебной программы. Широкие возможности во внеурочной деятельности определяются лишь направлением деятельности педагога, предметом и подготовкой учащихся. Для 5-6 классов внеурочная деятельность по математики, связанная с формированием познавательных УУД, должна включать общие требования, предъявляемые к познавательным универсальным учебным действиям, учитывать психологические особенности учащихся.

Выводы к 1 главе

Рассмотрев особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения математике. Основные понятие системы универсальных учебных действий учащихся сосредоточены в рамках ФГОС и определяются использованием системно-деятельностного подхода. Система УУД состоит из личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных свойств. Рассматривая подробно познавательные УУД, выяснили, что они подразделяются на общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблемы. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения математике имеет соответствующие этапы, определенные условия и конкретное содержание. Также были приведены примеры математических заданий с выделением видов познавательных УУД, задействованных при решении. Внеурочная деятельность по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Внеурочная деятельность организуется для того, чтобы удовлетворить потребности учащихся в содержательном досуге, их участие в общественно полезной деятельности и самоуправлении.

Выделяют различные формы организации внеурочной деятельности школьников. Познавательная деятельность может быть организована в форме интеллектуальных клубов, кружков познавательной направленности, факультативов, научного общества учащихся, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, викторин, олимпиад, дидактических театров.

Понимая взаимосвязь результатов и форм организации внеурочной деятельности школьников, педагоги смогут:

  • разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результате;
  • подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые смогут гарантировать достижение результата определенного уровня;
  • выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
  • оценивать качество программ внеурочной деятельности;
  • диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.

Страницы:   1   2