Сессия под ключ!
Меню Услуги

УПРAЛЕНИЕ РИСКAМИ

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1 2 3


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РИСК-
МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие риска,его экономическая характеристика
1.2 Классификация рисков
1.3 Риск-менеджмент и стратегия управления рисками на предприятии
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ ООО МКК «АГОРА»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ рисковых статей баланса ООО МКК «Агора»
2.3 Стратегический анализ кредитного портфеля ООО МКК «Агора»
внешней и внутренней среды
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ МИКРОКРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ В
ОРГАНИЗАЦИИ ООО МКК «АГОРА» В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО
КРИЗИСА
3.1 Анализ состояния микрофинансовой системы в условиях мирового
финансового кризиса
3.2 Мероприятие по совершенствованию управлением микрофинансовыми
рисками ООО МКК «Агора»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

 

Жесткая конкуренция на рынках современной российской экономики требует четкого определения перспектив и направлений развития предпринимательской деятельности с учетом вероятности рисков объективного и субъективного характера. Двойственный характер риска и степень его влияния на развитие предпринимательской деятельности не зависят от воли человека и не регулируются им.

Но именно наличие двух составляющих в природе риска позволяет выбрать более эффективные методы и приемы оптимизации управленческих решений и минимизации самих рисков. Создавая необходимую контрольную среду, постоянно информируя персонал и внедряя внутренний контроль, экономический субъект принимает соответствующие решения по управлению рисками.

Актуальность темы заключается в том, что экономические риски являются необходимой сопутствующей составляющей любого бизнеса, ведь реальная ситуация практически никогда полностью не соответствует запланированным или желаемым параметрам. Грамотно выполненный анализ и оценка экономических рисков позволяет компании выявлять области повышенного риска и своевременно принимать решения по снижению влияния негативных последствий.

Цель исследования – изучить проблему управления экономическими рисками и разработать меры по снижению влияния рисков на деятельность предприятия.

Объект исследования– общество с ограниченной ответственностью микрофинансовая кредитная компания «Агора» (ООО МКК «Агора»).

Предмет исследования – механизм управления экономическими рисками на предприятии.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить экономическую сущность рисков и их классификацию на уровне предприятия;
  • изучить методы оценки и управления экономическими рисками;
  • дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
  • проанализировать систему управления рисками объекта исследования;
  • дать оценку экономических рисков объекта исследования;
  • разработать программу снижения рисков для объекта исследования;
  • спрогнозировать технико-экономические и финансовые показатели работы предприятия за счет реализации программы снижения рисков.

Поставленные цели и задачи обусловили структуру выпускной квалификационной работы:

  • в первой главе рассмотрены теоретические и методические основы анализа экономических рисков;
  • во второй главе выполнен анализ экономических рисков ООО МКК «Агора»;
  • в третьей главе предложены мероприятия по повышению эффективности механизма управления рисками в организации ООО МКК «Агора».

В качестве теоретической методической основы для написания выпускного квалификационного проекта использованы работы таких авторов как: Авдошин С.М., Балдин К.В., Бланк И.А., Воробьев С.Н., Рубцов А.Е., Шапкин А.С. и др.

В качестве информационных источников использованы законодательные, нормативно-правовые документы государственных органов РФ, а также данные бухгалтерского учета и отчетности ООО МКК «Агора» за 2019-2021 гг.

Общий объем работы составляет 67 страниц, 5 рисунка, 14 таблиц. В ходе написания работы было использовано 47 литературных источников.

 

 

 

1.ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РИСК — МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 

 

1.1 Понятие риска, его экономическая характеристика

 

Определение «риска» в разных источниках определяется по-разному. Его основные и общие определения, следующие:

1) Риск – возможность возникновения неблагоприятной ситуации.

или неудачный исход производственно-хозяйственной или иной деятельности;

2) В бизнесе под риском обычно понимают угроза потери предприятием части своих ресурсов, потери дохода или возникновения дополнительных затрат в результате определенной производственной и финансовой деятельности.

Любое производство сопряжено с любыми рисками. Будь то финансовые или политические, экологические или транспортные, имущественные или производственные, торговые или коммерческие и т. д. А также с рисками, которые формируются в процессе управления производством, т.е. внутреннее и внешнее влияние внешней среды, окружающей предприятие. Наличие множества видов рисков, индивидуальных для каждого предприятия, требует их анализа, учета и управления.

Риск характеризуется как экономическая категория. Он занимает определенное место в системе экономических отношений, которые связаны с осуществлением хозяйственного процесса на предприятии. Он также проявляется в сфере хозяйственной деятельности предприятия и характеризуется возможными экономическими последствиями в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, он прямо пропорционален формированию прибыли компании.

Управление рисками – это процессы, связанные с выявлением, анализом рисков и принятием решений, которые направлены на достижение как можно более положительных, так и минимально отрицательных последствий наступления рисковых событий.

Риск состоит из элементов, составляющих его сущность во взаимосвязи:

  • отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;
  • возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;
  • вероятность достижения желаемого результата;
  • возможность различных потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.

Наличие вероятности отклонения от выбранной цели – важная часть риска, поскольку возможны отклонения как отрицательных, так и положительных свойств. Риск существует независимо от осведомленности о его наличии, или наоборот.

Субъективно – объективный характер риска определяется тем, что он проявляется процессами, существование которых в конечном итоге не зависит от воли и сознания человека, а также процессами субъективного характера.

Опять же, существование риска неразрывно связано с наличием неопределенности, которая, в свою очередь, неоднородна по форме проявления и по содержанию.

Основными причинами неопределенности и, следовательно, источника риска, экономического характера, являются:

1) случайность, вероятностная сущность многих социально – экономических  и технологических процессов, многовариантность материальных отношений, в которые вступают субъекты предпринимательской деятельности, приводят к тому, что в сходных условиях одно и то же событие происходит неодинаково (имеет место элемент случайности), что предопределяет невозможность однозначного предвидения предполагаемого результата;

2) спонтанность процессов, которые становятся источником непредвиденных затрат, такие как стихийные бедствия, природные явления и прочее;

3) столкновение противоречивых интересов или проявления различных тенденций. Проявление этого источника риска многогранны. От войн и межнациональных конфликтов, до конкуренции и просто несовпадения интересов. В борьбе за покупателя конкуренты могут увеличить номенклатуру выпускаемой продукции, улучшить ее качество, уменьшить цену. А в результате военных действий, например, предприниматель может столкнуться с запретом на экспорт или импорт, конфискацией товаров и даже предприятий, лимитирование иностранных инвестиций, замораживанием или экспроприацией активов, или доходов за рубежом;

4) вероятностный характер научно – технического прогресса. Технический прогресс неосуществим без риска. Это обусловлено его вероятностной природой: затраты и результаты деятельности разбиты и распространены во времени;

5) существование неопределенности связано также с неполнотой, недостаточностью информации об объекте, процессе, явлении, по отношению к которому принимается решение, а также с ограниченностью человека в сборе и переработке информации, которая постоянно изменяется;

6) к источникам, способствующим возникновению неопределенности и риска, относятся также:

  • невозможность однозначного познания объекта при сложившихся в данных

условиях методах и уровне научного познания;

  • ограниченность, недостаточность материальных, финансовых, трудовых и

др. ресурсов при принятии и реализации решений;

  • относительная ограниченность сознательной деятельности человека,

существующие различия в социально-психологических установках, оценках, намерениях, идеалах, стереотипах поведения. Что касается рыночной экономики, существуют три основные группы причин возникновения ситуации неопределенности: незнание, случайность, противодействие.

Рисунок 1 – Основные группы причин возникновения ситуации неопределенности

Рассмотрим каждый вид незаменимости. Незнание — представляет собой незнание внешней деловой среды.

Случайность определяется трудностью предвидения будущих событий, поскольку в некоторых случаях определенные события, даже в аналогичных условиях, не происходят одинаково. Изменение спроса на продукцию или услуги, отказ оборудования, неожиданные сбои в продажах продукции, невыполнение поставщиками своих обязательств, отказ предприятий от источников энергии – все это относится к авариям, которые принимают форму повторяющихся время от времени закономерностей.

Противодействие – это ситуация, когда определенные события препятствуют эффективной работе предприятия. Например, конфликты между подрядчиком и заказчиком, трудовые конфликты в коллективе и т. Д.

Основная задача предпринимателя — «спрогнозировать» возможные причины неопределенности, являющиеся источниками рискованных ситуаций, найти возможные пути преодоления аварий и противодействовать их проявлению.

По характеру последствий риски принято разделять на чистые и спекулятивные.

По сферам возникновения риски делятся на производственный, коммерческий, финансовый риск, а также риск страхования. Более подробно их рассмотрим в следующем разделе.

В процессе управления рисками, важно планировать комплекс мер, чтобы снизить и предотвратить негативные последствия, а не ждать, пока они настанут, а потом бороться с ними и исправлять ситуацию. Только так можно обеспечить предприятию устойчивость и адаптацию к любым неблагоприятным ситуациям.

Выделяют следующие формы управления риском:

  1. адаптивная (приспособленческая);
  2. активная (агрессивная);
  3. консервативная (пассивная).

Адаптивная форма управления основана на принципе адаптации к текущей ситуации — принципе выбора «меньшего из зол». При такой форме управления контрольные действия осуществляются в процессе реализации бизнес – операции. Это предотвращает некоторые повреждения.

Активная форма управления означает максимальное использование доступных инструментов управления и информации для минимизации рисков. При этой форме управления управляющие воздействия определяют факторы и события экономической жизни.

Консервативная форма управления факторами риска означает, что управляющие воздействия запаздывают. Рисковое событие наступило, ущерб от него неотвратим и поглощается предприятием. В этом случае управление нацелено на локализацию ущерба и нейтрализацию его влияния на другие события.

Само понятие риска – явление чисто субъективное. В зависимости от ожиданий руководства конкретного предприятия одни и те же отрицательные или положительные результаты рассматриваются по-разному. Любое событие или изменение внешних факторов для одних предпринимателей приносит убыток и именно такой риск, для других – доход. Но ни одно событие само по себе не может быть рискованным. Любые возможные риски лучше всего учитывать на ранних стадиях их выявления: предпроектной, подготовительной, этапе создания, запуска. Чем раньше его выявить, тем легче предпринять защитные меры. Поэтому необходимо не забывать и учитывать стадии возникновения риска.

Учитывая, что в стране экономическая нестабильность, раннюю стадию жизненного цикла многих созданных в последнее десятилетие предприятий, можно констатировать, что принимаемые ими риски отличаются большим разнообразием и высоким уровнем в сравнении с портфелем этих рисков у предприятий, функционирующих в странах с развитой рыночной экономикой.

Предпринимательская деятельность предполагает возможность различных рисков. Это связано с тем, что будущее рыночной реальности оценивается как неопределенное, а сама рыночная реальность постоянно меняется. Поэтому нельзя быть на сто процентов уверенным в том, что ожидаемые результаты будут достигнуты. Каждый предприниматель должен учитывать возможные ситуации, которые могут возникнуть в условиях экономической неопределенности. Таким образом, это будет способствовать дальнейшему предотвращению негативных последствий и в будущем их заблаговременному предотвращению.

 

1.2 Классификация рисков

По большей части все виды рисков взаимосвязаны и напрямую влияют на деятельность предпринимателя. В то же время изменение одного типа риска может вызвать изменение одного или нескольких других. Классификация рисков представляет собой систематизацию множества рисков на основании каких-то признаков и критериев.

Наиболее важными элементами, положенными в основу классификации рисков, являются:

  1. основные факторы возникновения;
  2. время возникновения;
  3. характер учета;
  4. характер последствий;
  5. сфера возникновения и другие.

По времени возникновения риски распределяются на:

  1. ретроспективные;
  2. текущие;
  3. перспективные.

Анализ ретроспективных рисков -рисков, понесенных предприятием в прошлых периодах -позволяет наиболее успешно прогнозировать дальнейшие текущие и перспективные риски.

По факторам возникновения риски подразделяются на:

  • Политические риски – это риски, обусловленные изменением политической обстановки, которая влияет на предпринимательскую деятельность. Они связанные вероятными изменениями в приоритетных направлениях правительства и сменой деятельности в курсе правительства. (закрытие границ, запрет на вывоз товаров, военные действия на территории страны и др.)
  • Экономические или коммерческие риски – это риски, обусловленные не благоприятными изменениями в экономике предприятия или в экономике страны. Наиболее распространенным видом экономического риска являются изменения конъюнктуры рынка, несбалансированная ликвидность (невозможность своевременно выполнять платежные обязательства), изменения уровня управления и др.

Если разделять риски по характеру учета, риски подразделяются на:

  1. Внешние риски. К ним относятся риски, непосредственно несвязанные с деятельностью предприятия или его контактной аудитории (социальные группы, юридические и (или) физические лица, которые проявляют потенциальный и (или) реальный интерес к деятельности конкретного предприятия). Большое количество факторов, таких как политические, экономические, демографические, социальные, географические и др., влияют на уровень внешних рисков.
  2. Внутренние риски. Это риски, обусловленные деятельностью самого предприятия и его контактной аудитории. На их уровень влияет деловая активность руководства предприятия, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики и др. факторы, как производственный потенциал, техническое оснащение, уровень специализации, уровень производительности труда, техники безопасности.

По характеру последствий риски подразделяются на:

1) Чистые риски (простые или статические) характеризуются тем, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. Их причинами могут быть стихийные бедствия, войны, несчастные случаи, преступные действия, недееспособности организации и др.

2) Спекулятивные риски (динамическими или коммерческими) характеризуются тем, что могут нести в себе как потери, так и дополнительную прибыль для предпринимателя по отношению к ожидаемому результату. Несмотря на это вероятность как отрицательных, так и положительных исходов для конкретного риска, могут существенно отличаться друг от друга. Могут разниться и размеры последствий.

Следующая группа классификации рисков – это классификация, связанная с производственной деятельностью.

Представим их в таблице 1.

 

Таблица 1 – Классификация рисков, связанных с производственной деятельностью

1 2
Наименование риска

 

Характеристика риска

 

 

 

Юридические риски

 

Риски потерь, связанных с тем, что законодательство или не было учтено вообще, или изменилось в период сделки. Это может быть риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации, в результате чего контрагент в состоянии не выполнять условия договора и пр.
 

 

Кредитные риски

 

Представляют собой риски того, что контрагент не выполнит свои обязательства в полной мере в срок. Эти риски существуют как у банков (риск не возврата кредита), так и у предприятий, имеющих дебиторскую задолженность, и у организаций, работающих на рынке ценных бумаг
Окончание таблицы 1
 

 

Организационные риски

 

Риски, связанные с внутренней организацией работы компании: ошибки менеджмента компании, ее сотрудников; проблемы системы внутреннего контроля, плохо разработанные правилами работ и пр.

 

 

 

Рыночные риски

 

Риски, связанные с нестабильностью

экономической конъюнктуры: риск снижения спроса на продукцию, риск финансовых потерь из-за изменения цены товара, трансляционный валютный риск, риск потери ликвидности и пр.

 

Технико-производственные риски

 

Риск нанесения ущерба окружающей среде (экологический риск): риск возникновения аварий, пожаров, поломок; риск нарушения функционирования объекта вследствие ошибок при проектировании и монтаже, ряд строительных рисков и пр.

 

 

Существует большое количество видов и классификаций рисков в зависимости от специфики предприятия.

Отдельно классифицируются инвестиционные риски, риски на рынке ценных бумаг и др. Что касается предпринимательского риска, он связан со случайными потерями предпринимательской прибыли.

Потери в предпринимательской деятельности делятся на материальные, трудовые, финансовые, временные и особые виды потерь.

  • Материальные потери проявляются в дополнительных затратах или прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья, энергии и т.д. Материальные потери измеряются в тех же единицах, в которых измеряется количество данного вида материальных ресурсов (в физических единицах веса, объема, площади и др., а также в стоимостном выражении, в денежных единицах). Для этого потери в физическом измерении переводятся в стоимостные – умножается на цену единицы соответствующего материального ресурса. Для достаточного количества материальных ресурсов, потери можно сразу оценивать в денежном выражении, если их стоимость уже известна.
  • Трудовые потери – потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами. В непосредственном измерении трудовые потери выражаются в человеко – часах, человеко – днях или просто часах рабочего времени. Перевод трудовых потерь в стоимостное, денежное выражение осуществляется путем умножения труда-часов на стоимость одного часа.
  • Финансовые потери – это прямой денежный ущерб, связанный с уплатой дополнительных налогов, непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, невозвратом долгов, потерей денежных средств и ценных бумаг, неоплатой покупателем поставленной ему продукции. Временные финансовые потери могут быть обусловлены отсрочкой выплаты долгов, замораживанием счетов, несвоевременной выдачей средств, изменением валютного курса рубля, инфляцией и др.
  • Потери времени существуют тогда, когда процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, чем было намечено. Прямая оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата. Для перевода оценки потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода и прибыли приводят случайные потери рабочего времени.
  • Специальные виды потерь -проявляются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предприятия, а также в виде других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий, чаще всего их крайне трудно определить в количественном и тем более в стоимостном выражении.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что проблемой рисков и их классификации занимаются давно. Но устоявшихся критериев, которые бы могли однозначно классифицировать все риски, не существует по ряду причин:

  • специфика деятельности хозяйственных субъектов,
  • различные проявления рисков и их разные источники.

Однако теория риска предполагает основные вероятные риски, о которых говорилось ранее. Они характерны для большинства предприятий.

В той или иной степени, они присутствуют в деятельности всех хозяйствующих субъектов. Эта базовая классификация дополняется частными классификациями, которые уже основаны на специфике и характеристиках деятельности предприятий.

Тем не менее, начиная с внедрения или непосредственного использования системы управления рисками, классификация рисков будет способствовать грамотному распределению определенных видов рисков для дальнейшей работы по минимизации их влияния и последствий на предприятие.

 

1.3 Риск  менеджмент и стратегии управления рисками на предприятии

 

На крупных предприятиях зачастую стали использовать такую систему как риск – менеджмент. Риск – менеджмент характеризуется совокупностью методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени предугадывать наступление рисков и своевременно принимать решения по воздействию на них.

Для эффективного управления рисками на предприятиях может быть создано специальное подразделение — отдел управления рисками. Его возглавляет риск-менеджер, который занимается только проблемами управления рисками и координирует деятельность всех подразделений в части регулирования рисков и компенсации возможных потерь и убытков. Также он формирует организационную структуру управления рисками на предприятии и разрабатывает основные положения и инструкции. Разработка стратегии и принципов управления риском излагаются во внутренних нормативных документах:

положение по управлению риском (содержит результаты анализа риска на предприятии, ключевые моменты управленческой стратегии предприятия в данной области); руководство по управлению риском.

Риск-менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Под стратегией управления понимаются направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия прекращает свое существование. А уже новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.

Тактика представляет собой конкретные методы и приемы в конкретных условиях для достижения поставленной цели. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Различают два типа функций, которые выполняет риск-менеджмент:

  1. функции объекта управления;
  2. функции субъекта управления.

Объектом управления в управлении рисками являются риски, рискованные капитальные вложения и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации рисков. Экономические отношения в объекте управления рисками – это отношения между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями (партнерами, конкурентами) и т. д. Субъект управления в риск – менеджменте – это специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.

Рассмотрим функции объекта управления на рисунке 2.

Рисунок 2 — Основные группы причин возникновения ситуации неопределенности

 

Функции субъекта управления в риск-менеджменте немного боль рассмотрим детализировано каждый. К ним относятся:

  • Прогнозирование – это предвидение определенного события. Оно не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Прогнозирование в риск-менеджменте представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей.

В динамике риска прогнозирование может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и на основе прямого прогнозирования изменений. Эти изменения могут произойти неожиданно. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая различные варианты развития финансового состояния объекта управления с учетом возникающих тенденций.

  • Организация представляет собой объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур в риск – менеджменте.

К этим правилам и процедурам относятся: создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.

  • Регулирование в риск-менеджменте – это воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений.
  • Координация в риск – менеджменте означает согласованность работы всех звеньев системы управления риском, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта и субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.
  • Стимулирование в риск – менеджменте представляет собой побуждение финансовых менеджеров и других специалистов к заинтересованности в результате своего труда.
  • Контроль в риск – менеджменте. Он представляет собой проверку организации работы по снижению степени риска. Контроль предполагает анализ результатов мероприятий по снижению степени риска. Посредством контроля собирается информация о степени выполнения намеченной программы действия, доходности рисковых вложений капитала, соотношении прибыли ириска, на основании которой вносятся изменения в финансовые программы, организацию финансовой работы, организацию риск – менеджмента.

В условиях действия различных внешних и внутренних факторов риска используются разные способы снижения риска, которые в определенной степени, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия.

При выборе конкретного метода управления рисками риск – менеджер должен следовать следующим принципам:

  • нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный

капитал;

  • рекомендуется предугадывать последствия риска;
  • нельзя рисковать многим ради малого.

 

Задачи управления рисками:

  • Планирование управления рисками. План должен описывать общие подходы к управлению рисками в проекте и основные действия, которые придется выполнять.
  • Выявление рисков. Необходимо определить те ситуации или события, которые могут вызвать отрицательные последствия для проекта. Участники проекта выявляют риски на основе своего опыта, приобретенного в предыдущих проектах или на предыдущих стадиях данного проекта. Выявленные риски тщательно документируются.
  • Анализ и оценка приоритетности рисков. Выявленный риск следует проанализировать, чтобы определить его потенциальное влияние на расходы, график работ и т. д. Для каждого риска оценивается также вероятность, с которой он может реализоваться. Приоритет риска определяется на основе произведения его вероятности на возможные последствия (выражаемые величиной ожидаемого ущерба).
  • Планирование ответных действий. Для каждого риска определяются шаги, необходимые для снижения вероятности проявления риска и его последствий. Выполнение планов не входит в процесс управления рисками, оно осуществляется в рамках основных процессов разработки. Для борьбы с рисками можно планировать не только действия, но и соответствующие резервы (деньги, время, люди).
  • Мониторинг рисков. Цель данной меры – изменение приоритетов и планов преодоления рисков при изменении их вероятности и последствий, а также своевременное выявление рисков, которые реализуются в данный момент. По сути, представляет собой повторение шагов выявления и анализа рисков.

В свою очередь, управление рисками включает:

  1. Выявление рисков;
  2. Оценка и анализ рисков;
  3. Разработка метода управления рисками.

Существует множество вариантов управления рисками, но в данной работе стратегии Валентина Никонова предлагаются как наиболее подходящие для рассматриваемого в диссертации предприятия.

Он предлагает следующие шаги для разработки метода управления рисками.

Выявление и регистрация рисков. Определяются параметры возможных рисков — событие, точка уязвимости риска, влияние, которое будет иметь риск, и вероятность риска.

Разработка профиля риска. Необходимо выявить все риски, с которыми возможно столкнется руководитель, учесть все нюансы рисков.

Определение наиболее критичных рисков. Определяются наиболее опасные риски и разрабатываются своевременные меры управления ими.

Определение и внедрение стратегии управления. Подбор оптимальных методов, стратегий управления теми или иными рисками.

Создание «подушки безопасности» в виде накопления резервов в случае реализации рисков.

После того, как первые 3 этапа пройдены, то есть все риски бизнеса, кейса или проекта полностью определены и определены наиболее критические и важные, переход непосредственно к выбору стратегии управления этими рисками. Необходимо выбрать направление движения и действия, которые необходимо предпринять для успешного управления рисками.

В. Никонов предлагает следующие базовые стратегии управления рисками:

  1. принятие;
  2. избежание;
  3. перенос;
  4. смягчение.

Первую стратегию, стратегию принятия, рано или поздно применяют многие предприятия и организации. Эта стратегия подразумевает, что мы осознаем, что данный вид риска имеет место быть, и работаем, несмотря ни на что. Никаких особых действий не применяется.

Несмотря на впечатление, что в этом нет стратегии, вы можете принять риск только тогда, когда вы знаете все параметры этого риска, вы знаете максимальные убытки или максимальную прибыль в противном случае. По сути, мы спорим, готовы ли мы потерять возможные суммы денег при реализации этого риска ради возможности получения вероятной предполагаемой прибыли.

Такая стратегия редко бывает оптимальной из-за того, что ее вероятным конечным результатом является отрицательная прибыль, что не соответствует основной цели бизнеса.

Безрисковая стратегия или стратегия избегания рисков – это эффективное средство предотвращения негативных последствий деловой деятельности компании, когда вероятность риска и последствия его воздействия оказывают значительное влияние на активы компании. Эта стратегия используется, когда ничего другого нельзя сделать с риском.

Используется альтернативный подход, не подразумевающий данный риск. Эта тактика не всегда применима. Существуют проекты, которые подразумевают высокие риски в погоне за высокой прибылью, тем не менее, это наиболее эффективная стратегия управления рисками, если есть возможность ее применять.

Перенос, или передача риска заключается в передаче риска на другие субъекты. Например, страхование означает перераспределение рисков между группой предпринимателей (самострахование) или посредством заключения контракта со страховой фирмой. Если риск несет в себе несколько меньшие угрозы, и мы не можем уклониться от него, то лучше его передать другому лицу за вознаграждение на основании договора страхования, другим участникам рынка. Примерами могут послужить биржевые сделки путем заключения фьючерсных контрактов, опционных соглашений и т.п.

Аутсорсинг – распространенный метод переноса риска. Основная его идея заключается в концентрации над работой, которая получается наилучшим образом, а функции, которые не являются основными для предприятия, передаются сторонней фирме – специалисту. Тогда у предприятия появляется больше времени и возможностей, чтоб сосредоточиться на основной деятельности. Но в этом методе есть и свои риски. К примеру — ваш партнер не выполнит своя обязательства, которые взял на себя или возникнут проблемы с качеством оказания услуг.

Решить, отдавать процесс на аутсорсинг или нет, просто: если риски без аутсорсинга будут меньше, чем с ним, тогда можно использовать эту технологию.

Снижение риска – это стратегия, при которой мы выполняем определенные действия и операции, которые в будущем позволяют нам максимально снизить последствия возникновения этого риска. Действия, направленные на снижение риска, могут быть разными в зависимости от типа риска.

Одним из наиболее распространенных методов снижения рисков является диверсификация. Основная идея диверсификации – одновременное распределение риска на две и более сфер деятельности предприятия. Например, инвестирование в 2 типа универсальных акций. Популярны диверсификация рынка сбыта, диверсификация деятельности и диверсификация закупок сырья и материалов. Метод диверсификации применяют, когда необходимо смягчить риски, которые связаны с зависимостью от одного фактора:

  1. поддержание денег в одной валюте — при риске падения курса;
  2. закупка продукции у одного продавца — при риске приостановления услуг;
  3. хранение информации только на одном носителе – риск потери информации и т.д.

Эффективность риск – менеджмента зависит не только от работы в конкретный момент или анализа прошлых событий. Необходимо смотреть в будущее.

В краткосрочной перспективе для любого предприятия особенно важно проверить адекватность и уточнить методы оценки рисков и принятия решений, а также переоценку рисков согласно действующему реестру, мониторинг и контроль выполнения установить контрольные процедуры. В долгосрочной перспективе актуальной задачей является разработка стратегии управления бизнесом, учитывающей уровень риска, и переход от бизнес-модели, ориентированной только на прибыль, к модели, ориентированной на операционный риск.

Поскольку бизнес и угрозы постоянно эволюционируют, руководители должны быть уверены, что внедряют динамичную практику и постоянно совершенствуют эффективность риск — менеджмента.

Таким   образом, подытоживая, можно выделит     формулу  эффективности

риск – менеджмента – формирование риск – ориентированной культуры компании (60% успеха) и выполнение всех регламентных процедур по риск-менеджменту (40% успеха).

Необходимо следовать формальным процедурам управления рисками, но еще важнее продвигать их внутри компании. Риск — менеджмент — неотъемлемая часть любого бизнеса; прибыль зависит от того, насколько успешным является управление рисками. А учитывая, что способность управлять операционными, финансовыми и стратегическими рисками влияет на финансовый результат и жизнеобеспечение компании, управление рисками является частью обязанностей руководства, связанных с целями и планами предприятия, которые должны выполняться ежедневно. основание. Только тогда эта система и предприятие в целом будут эффективны.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф