Меню Услуги

Управление ассортиментной политикой предприятия. Часть 3.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2.3. Органолептические методы и результат исследования

Результаты органолептической экспертизы качества молока представлены в таблице 7.

Таблица 7. Результаты органолептической экспертизы качества молока

Показатели качества Требования ГОСТ Р 52090-2003 Наименование образцов
«Веселый молочник» «Коровкино» «Для всей семьи»
Внешний вид непрозрачная жидкость непрозрачная жидкость непрозрачная жидкость непрозрачная жидкость
Консистенция жидкая, однородная, нетягучая, слегка вязкая, без хлопьев белка и сбившихся комочков жира жидкая, однородная, нетягучая жидкая, однородная, без хлопьев белка и сбившихся комочков жира жидкая, однородная, без хлопьев белка и сбившихся комочков жира
Цвет белый, равномерный по всей массе белый, равномерный по всей массе белый, равномерный по всей массе белый, равномерный по всей массе
Вкус

запах

характерный для молока, выраженный привкус кипячения характерный для молока, выраженный привкус кипячения характерный для молока, выраженный привкус кипячения характерный для молока, выраженный привкус кипячения

Как видно из данных, представленных в таблице 7, образцы молока по органолептическим показателям соответствуют требованиям ГОСТ Р 52090-90.

2.4. Физико-химические методы и результат исследования

Затем была проведена экспертиза физико-химических показателей, данные сведены в таблицу 8.

Таблица 8 Результаты физико-химической экспертизы качества молока

Показатели Наименование образцов
«Веселый молочник» «Коровкино» «Для всей семьи»
норма факт норма факт норма факт
Кислотность, оТ Не более 21 9 Не более 21 16 Не более 21 15
Плотность, кг/см3 Не менее 1028 1024 Не менее 1028 1029 Не менее 1028 1028
Массовая доля жира, % 2,5 2,3 2,5 2,45 2,5 2,6
СОМО, % Не менее 8,1 7,04 Не менее 8,1 7,72 Не менее 8,1 7,92

Из данных, представленных в таблице 2.7 видно, что физико-химические показатели образцов молока не вполне соответствуют требованиям нормативной документации, так молоко веселый молочник не отвечает требованиям по плотности, массовой доле жира и СОМО. Молоко для всей семьи отвечает всем требованиям, за исключением СОМО.

По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы: идентификационная экспертиза качества образцов молока из ассортимента магазина «Медуница» показала, что маркировка представленных образцов молока полная, достаточная и соответствует требованиям ГОСТ Р 52090-2003; Образцы молока по органолептическим показателям вполне соответствуют требованиям ГОСТ Р 52090-03; проведенные исследования физико-химических показателей образцов молока по данным сопроводительных документов показали, что не все образцы молока соответствуют требованиям нормативной документации.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИНВЕНТАРЕМ И ТОРГОВО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБОРУДОВАНИЕМ

Ознакомление с организацией торгово-технологического процесса магазина, отдела.

Под торгово-технологическим процессом понимается система мероприятий, представляющих собой комплекс операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли, а через них — до потребителей.

Функционирование предприятия розничной торговли и выполнение основных функций по движению товаров и услуг до конечного потребителя обеспечивается циклическим выполнением ряда взаимосвязанных и последовательных технологических процессов при оптимальных затратах ресурсов и высокой культуре торгового обслуживания.

Следует различать торгово-технологические, коммерческие и логистические процессы предприятия розничной торговли.

В основу организации торгово-технологических процессов положены товарные потоки, в отличие от логистики, которая, кроме того, оптимизирует финансовые и информационные потоки и затрагивает несколько звеньев процесса товародвижения.

Торгово-технологический процесс включает такие операции, как разгрузка, приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговом зале магазина и др. Он осуществляется персоналом магазина без участия покупателей. Операцией называется часть торгово-технологического процесса, выполняемая работниками путем применения определенных приемов и способов.

Товарные потоки оказывают существенное влияние на организацию торгово-технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных операций торгово-технологического процесса зависят от методов продажи, типа и размера магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров к реализации и других факторов.

Все операции торгово-технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли.

В торговой практике сложились три основные схемы технологического процесса.

Таблица 8. Основные схемы технологического процесса.

Поступление товаров  
Разгрузка автомашин  
Приемка товаров  
по количеству по качеству
Перемещение товаров  

 

III вариант I вариант II вариант
В кладовые В торговый зал В кладовые
  • Размещение на хранение
  • Хранение товаров
  • Транспортирование в места подготовки товаров к продаже
  • Подготовка товаров к продаже
  • Перемещение товаров в торговый зал
  • Размещение и выкладка товаров в торговом зале
  • Процесс продаж товаров и обслуживание покупателей
  • Дополнительные услуги
  • Размещение на хранение
  • Хранение
  • Перемещение товаров в торговый зал

Первая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству и продажу. Это наиболее прогрессивная схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже и поступающих в таре-оборудовании и поддонах.

Вторая схема торгово-технологического процесса предполагает направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал. В этом случае необходимо специальное помещение для хранения товаров.

Третья схема является наиболее сложной и предполагает предварительную подготовку товаров к продаже (фасовку, утюжку, чистку и т.д.). Эта схема требует наличия помещений для подготовки товаров к продаже.

В большинстве магазинов одновременно действуют все три схемы.

Для каждого розничного торгового предприятия может быть разработана технологическая схема с учетом конкретных условий его работы, включающая содержание, взаимосвязь и последовательность выполнения всех или отдельных торгово-технологических операций. При разработке технологической схемы учитывают ассортимент товаров и степень их подготовленности к продаже, размеры торговых площадей, наличие и размеры отдельных подсобных помещений, уровень технической оснащенности предприятия, методы продажи товаров, количество узлов расчета и т.д.

Направленность рыночной экономики на более полное удовлетворение общественных и многообразных личных потребностей населения, ориентация производства на достижение наилучших конечных результатов обуславливают необходимость повышения эффективности торговли — отрасли, экономическое и социальное значение которой постоянно возрастает.

Следовательно, розничная торговля — одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Поэтому от состояния торговли, ее эффективной организации во многом зависит формирование основ финансовой стабильности государства.

Торговля товарами народного потребления охватывает взаимоотношения между торговыми предприятиями, с одной стороны, и населением — с другой.

Особая роль в этом процессе отведена розничной торговле — конечному звену, замыкающему цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу личного потребления, то есть становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку потребители приобретают товары в обмен на свои денежные доходы.

Вместе с тем розничная торговля относится к отраслям, продукция которых выступает в виде услуг, или деятельности, не приводящей к созданию самостоятельного продукта, товара. Содержание ее заключается в удовлетворении нужд, то есть обслуживании, которое является частью торгово-технологического процесса.

Главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций торгово-технологического процесса, является метод продажи.

От этого зависят количество и характер операций, схема размещения помещений магазина, потребность в площадях и торгово-технологическом оборудовании. Поэтому очень важно, насколько коммерчески точно просчитан выбор метода (методов) розничной продажи для конкретного магазина.

Рационализация торгово-технологического процесса и постоянное его совершенствование являются главной задачей.

Оптимизация технологии предполагает интеграцию в единый процесс знаний, технических средств, оборудования и способов реализации товаров и услуг из имеющихся ресурсов.

Рассмотрим торгово-технологический процесс ООО «Медуница».

Заключением договоров на поставку продукции в ООО «Медуница» занимается торговый отдел (образец договора прилагается). В договоре прописываются: порядок заказа, доставки и приемки товара; порядок расчета; ответственность сторон при неисполнении условий; действия при форс-мажорных обстоятельствах; порядок разрешения споров и другие условия.

При доставке товаров в розничную торговую сеть используются два метода: децентрализованный и централизованный.

В магазин «Медуница» все товары поступают централизованным методом.

При централизованном методе доставка товаров объектам розничной торговли производится транспортом поставщика по предварительно разработанным маршрутам и графикам завоза. Отклонение от графика поставки в ООО «Медуница» бывает крайне редко и в основном связано с форс-мажорными обстоятельствами.

В таблице 9 представлены методы доставки молочных товаров в магазин «Медуница».

Таблица 9. Методы доставки молочных товаров в магазин «Медуница»

Наименование

товара

Поставщик Частота завоза

товаров в маазин

Метод доставки товара
1.Молоко пастеризованное 3,2% 1 л. ООО УК «Просто молоко» 1 раз в день Централизованный
2.Кефир-бифидок — 3,2% 1л. ООО УК «Просто молоко» 1 раз в день Централизованный
3. творог 5% 0,5 гр. ООО УК «Просто молоко» 1 раз в день Централизованный
4.Молоко питьевое топленое 4% 930мл. ОАО «Компания ЮНИМИЛК» 3 раза в неделю Централизованный
5.Молоко питьевое пастеризованное 3,2% 930 мл. ОАО «Компания ЮНИМИЛК» 3 раза в неделю Централизованный
6.Молоко питьевое ультрапастеризованное 3,2 % 200мл. ОАО «Зеленодольский молочный комбинат» 2 раза в неделю Централизованный

Разработка графиков завоза товаров в магазин осуществляются розничными торговыми организациями совместно с поставщиками.

Приемка товаров в магазине «Медуница» является важной составной частью технологического процесса. Она осуществляется товароведом по приемке товара в соответствии с Положением о порядке приемки товаров по количеству и качеству. Разгрузка товаров осуществляется грузчиками магазина. Разгрузочные работы осуществляется грузчиками вручную, что приводит к замедлению приемки товара.

Товары в магазине принимаются по количеству и качеству.

В основном, товар по количеству принимается сразу, тут же. При доставке товара без тары, в открытой и в поврежденной таре приемка производится сразу же в момент доставки товаров в магазин. Если товар доставлен в исправной таре, кроме проверки массы брутто, количества тарных мест, наличия маркировки, товаровед контролирует тару и проверяет массу нетто и количества единиц в каждом месте.

Приемка товаров по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительных и транспортных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, спецификаций, упаковочных ярлыков) с фактическим наличием товаров.

При обнаружении в процессе приемки недостачи в магазине «Медуница» товаровед останавливает дальнейшую приемку, а поступившую партию товара хранит отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечивая их полную сохранность. О выявлении недостачи также составляется акт за подписью товароведа магазина: по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным — не позднее 24 ч, направляется поставщику по средству срочной связи (телефону) вызов-уведомление. В нем указываются наименование товара, номер товарно-транспортной накладной, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара.

На выявленную недостачу составляется акт по утвержденной форме. В акте заполняются все пункты. Если в процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается в акте. Акт подписывает товароведом.

В таблице 10 представлен анализ несоответствия количества и качества товаров, выявленные при приемке в магазине «Медуница».

Таблица 10. Анализ несоответствия количества и качества

Акт (номер, дата составления) Наименование товара Участники приемки Поставщик Причина несоответствий товара Способ разрешения конфликтной ситуации
По количеству По качеству
1 №4 от 23.04ф.2014 Молоко пастеризованное 3% 1л. 1.Товаровед
2.Продавец 3.Водитель-экспедитор
ОАО УК «Просто молоко» Недостача

1 ящика

Доставка недостающего товара по ТТН
2 №31 от 27.04.2014 Колбаса «Докторская» 1.Директор магаз. 2.Товаровед
3.Водитель-экспедитор
ОАО «Челны-Холод» На разрезе неоднородная консистенция, с добавлением шпика Возврат товара поставщику по ТТН
3 б/н от 6.05.2014 Масса творожная 5%. 1.Товаровед 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор ОАО «ВиммБильДан» Отсутствует дата изготовления Возврат товара поставщику по ТТН

Акт приемки товаров утверждается директором магазина ООО «Медуница» обычно в день его составления.

Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также и по качеству.

Товары, поступившие в исправной таре, в магазине принимаются по качеству и комплектности сразу же, вместе с приемкой по количеству.

Приемка по качеству в магазине осуществляется также товароведом в соответствии с требованиями стандартов, технических условий, договоров, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество (сертификаты соответствия, удостоверения о качестве, ветеринарные свидетельства и т. д.). Не принимаются товары с истекшим сроком годности, хранения (реализации); товары, подлежащие обязательной сертификации, государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедшие ее в установленном порядке.

При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительных документов товаровед приостанавливает приемку и обеспечивает условия хранения, предотвращающие ухудшение качества. Некачественный товар изолируется от имеющихся в магазине однородных товаров. Товаровед магазина также уведомляет поставщика в те же сроки и в том же порядке, что и при выявлении количественного расхождения.

Скрытые производственные дефекты, обнаруженные продавцами магазина «Медуница» позже, (например, некачественные продукты, производственный брак и т.д.) актируются. Акт о скрытых недостатках составляется в течение гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товара, гарантийный срок на который исчисляется с момента его продажи через розничную торговлю, может быть составлен и в период хранения до его продажи.

В день окончания приемки составляется акт определенной формы. Он подписывается товароведом и директором магазина.

Таким образом, в целом приемка товаров в магазине «Медуница» соответствует требованиям нормативных документов по срокам и процедуре приемки.

Принятый по количеству и качеству товар, перемещается в зоны хранения для создания необходимого размера товарных запасов.

Процесс хранения включает следующие операции:

1) размещение товаров на хранение;

2) укладка в местах хранения;

3) создание соответствующих режимов хранения;

4) наблюдение и поддержание условий хранения.

В магазине «Медуница» отведено достаточное количество помещений для хранения товаров.

Перед тем, как отправить товары на хранение, продавцам магазина необходимо принять решение, отправить ли товар на склад или сразу в торговый зал магазина. Сразу в торговый зал магазина отправляются скоропортящиеся товары, алкогольные напитки и другие наименования товаров, на которые высокий спрос и которые в данный момент отсутствуют в продаже (т. е. ранее были раскуплены). Таким образом, товары хранятся как в специальных помещениях, так и непосредственно в торговом зале.

В организации хранения принимают участие продавцы и товаровед. Контролирует данный процесс директор магазина.

Как уже было отмечено, принятые товары помещают в специально приспособленные для хранения помещения. Товары, внутри данных помещений (холодильников и складов), группируются по признаку однородности режима хранения, определяемому физико-химическими и биологическими свойствами товаров. Внутри таких групп товары размещаются по ассортиментному признаку (мука — крупа, сахар — кондитерские изделия, и т. д.).

За каждой товарной группой в холодильниках и складах магазина закрепляются постоянные места хранения (площадки, стеллажи, полки). Адресность хранения обеспечивает оперативное управление товарными запасами магазина и соблюдение очередности продажи с учетом времени хранения товаров в магазине и установленных сроков реализации.

Технология хранения в магазине предполагает использование оптимальных способов укладки товаров с позиции эффективного использования отведенных площадей и торгово-технологического оборудования.

Директор магазина контролирует соблюдение своими подчиненными режима хранения товаров, который характеризуется определенными требованиями к температуре, влажности воздуха и санитарно-гигиеническим условиям.

Таким образом, торгово-технологический процесс в области хранения товаров организован удовлетворительно: соблюдаются требования нормативных документов по хранению товаров, не допускается их порча, организован процесс управления запасами.

В торговый зал магазина товары поступают полностью подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже в магазине включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям.

К основным подготовительным операциям в магазине для всех товаров относят:

  • распаковку;
  • сортировку;
  • проверку правильности маркировки;
  • придание товарного вида, перемещение в торговый зал, к местам размещения товаров.

Пополнение торгового зала магазина товарами со складских помещений производится ежедневно в начале рабочего дня и тогда, когда в этом есть необходимость (заканчивается товар). Эти функции выполняют: товаровед, продавцы. Запас не скоропортящихся товаров, размещенный в торговом зале обычно соответствует дневной норме реализации. Скоропортящиеся товары доставляют в торговый зал продавцами из расчета на 4-5 часов торговли ими.

Размещение каждой товарной группы в магазине происходит в соответствии с местом расположения того или иного отдела, реализующего товар данной товарной группы, а отдельные виды товаров — внутри группы.

В основу размещения товаров положен традиционный подход. Данный подход предполагает, что площадь, отводимая под товар, должна быть пропорциональна объемам его продаж. Так же учитываются: прибыль, получаемая от реализации товара; запас товаров в торговом зале; необходимость поддержания желаемого направления движения покупательских потоков; места расположения входов и выходов.

Важное значение в организации обслуживания покупателей имеет и выкладка товаров, которая в современных условиях является не только частью технологического процесса, но также выступает действенным средством стимулирования продаж, может являться элементом образа предприятия и постоянной составляющей культуры обслуживания. Под выкладкой товаров, следует понимать определенные способы укладки и показа товаров на демонстрационной площади торгового зала.

В магазине товар реализуется методом самообслуживания. Используется товарная выкладка вертикальным и горизонтальным способом. Вертикальная выкладка обеспечивает хорошую обозримость товаров, что позволяет покупателям быстро ориентироваться в ассортименте и совершать покупку. При горизонтальном способе определенный товар занимает одну или две полки, которые находятся в поле зрения покупателей.

Для успешной работы размещение и выкладку целесообразно планировать заранее, это позволяет сэкономить время покупателей при выборе товаров. Для этого в магазине «Медуница» за определенными товарами «закреплено» место выкладки.

Для каждой группы товаров отделом маркетинга разрабатываются планограммы.

Планограмма — это схема (рисунок, фотография), определяющая место, расположение и способ представления каждой товарной единицы на торговом оборудовании.

Также немало важно правильно и грамотно расставить ценники. Ценник должен хорошо читаться, его расположение не должно вызывать сомнения относительно того, к какому товару он относится. При этом необходимо, чтобы размер ценника соответствовал габаритам товара и не закрывал его. Эти простые принципы позволяют существенно повысить объем продаж. Администрация магазина и продавцы контролируют правильно ли установлены ценники, однако из-за широкого ассортимента некоторых товаров не получается расставить ценники под каждым видом, что затрудняет процесс выбора и вызывает недовольство покупателей.

Но все-таки главным в магазине является товар: его ассортимент, а потом уже размещение и грамотно расставленные акценты. Если товар неинтересный, некачественный, не имеет своего «лица», то все усилия по оформлению торгового зала, будут напрасны.

Движение товара от мест производства до потребителя в силу разных причин сопровождается товарными потерями. В магазине товарные потери возникают в процессе не соблюдения правил приемки, хранения товаров, подготовке их к продаже и реализации.

В магазине ООО «Медуница» не применяется списание норм естественной убыли на отходы при подготовке сливочного масла, колбасных и мясокопченых изделий, лососевых рыб и других товаров. Учитывая то обстоятельство, что в магазине осуществляется продажа товаров на основе самообслуживания, должны быть нормы естественной убыли на «забывчивость покупателей» в пределах 0,15 — 0,4 % к обороту товаров, но они также не применяются. При исследовании данной проблемы руководство магазина «Медуница» отметили, что у них нет товарных потерь, однако это противоестественно и возникающие потери товарно-материальных ценностей в силу перечисленных выше причин не списывается, а возмещается материально ответственными лицами в «добровольно принудительном» порядке.

Магазин «Медуница» является предприятием высокой культуры обслуживания, а вот культура труда работников магазина оставляет желать лучшего. У продавцов магазина не столь высокая заработная плата, чтобы еще возмещать постоянную недостачу товарных потерь, которая возникает не по их вине. Руководству магазина «Медуница» необходимо разработать Положение о списании норм естественной убыли, не противоречащее размеру общепринятых норм, разработанных ранее.

Приемка по качеству осуществляется органолептическим методом (на вкус, запах, цвет и др.). Если товар оказывается недоброкачественным, то руководство магазина сообщает об этом поставщику и он заменяет товар. Штрафные санкции за поставку недоброкачественного товаров, а также некомплектных или поставленных в поврежденной таре магазин «Медуница» за 2013 и 2014 г. не предъявляла.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Предложения по минимизации потерь в магазине:

  1. Работникам магазина, способствующим сокращению товарных потерь ниже установленных норм списания, выплачивать премиальные вознаграждения, оговорить его размер в коллективном договоре.
  2. Систематически выборочно проверять качество товаров лабораторным методом, проводить экспертизу товаров с приглашением экспертов Торгово-промышленной палаты, обратив особое внимание на импортную продукцию.
  3. Силами руководства магазина, персонала торгового отдела организовать постоянно действующий семинар по проблемам качества товаров, обновления ассортимента, что позволяет продавцам более квалифицированно оценивать качество товаров как отечественного, так и импортного производства.

Движение и хранение тары и упаковочных материалов. Расходы по таре.

Процесс оборота тары в магазине «Медуница» включает в себя приемку тары по количеству и качеству, ее вскрытие, высвобождение от товара, хранение, сдачу по количеству и качеству тарособирающим предприятиям или изготовителям (поставщикам) товаров, а также документальное оформление тарных операций. Практика показывает, что правильная организация вышеперечисленных операций в соответствии с прейскурантами и инструкциями является элементарным требованием к организации тарооборота.

Основным нормативным документом, регламентирующим организацию тарооборота в магазине, является договор на поставку товаров, заключенный между поставщиком и магазином, в котором указывается вид тары, используемой при поставке товара, цена на нее и порядок возврата.

Например, в договоре о поставке алкогольной продукции указано, что водка и ликеро — водочные изделия доставляются в магазин в стеклянных бутылках или иной таре, в том числе в сувенирном оформлении, в соответствии с требованиями технических нормативно — правовых актов. Стеклянные бутылки могут быть упакованы в полиэтиленовые ящики, ящики из гофрированного картона или иную тару.

При централизованной доставке приемка тары и поступившей в ней продукции по количеству и качеству осуществляется материально ответственным лицом в момент разгрузки автомашины.

При приемке фактическое количество поступившей тары сверяется с количеством, указанным в сопроводительных документах (товарно-транспортной накладной). Также материально ответственное лицо проверяет целостность тары, наличие всех деталей, внешний вид, отсутствие дефектов (повреждений, загрязнений и т.д.), правильность маркировки.

Причем при проверке маркировки обращается внимание на наличие наименования товара, его сорт и качество, наименования предприятия-изготовителя, обозначение стандарта при необходимости рекомендаций по сохранности товара при его транспортировке и погрузочно — разгрузочных работах. На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».

Также материально ответственное лицо проверяет правильность цен, соответствие их ценам, установленным в договоре.

Если фактическое количество, качество, цены и маркировка поступившей тары соответствуют данным сопроводительного документа, то на нем ставится штамп магазина, и материально ответственное лицо расписывается в получении тары. В случае выявления расхождений приемка тары приостанавливается и составляется акт в таком же порядке, как и по товарам. Данный акт служит основанием предъявления претензий поставщику.

Следует отметить, что за последние годы увеличились поставки продукции в более экономичной, эргономичной и эстетичной таре. Так, например, поступающие в полиэтиленовых  бутылках напитки упакованы в полиэтиленовую пленку, что сокращает занимаемую тарой площадь, снижает расходы на ее изготовление и т.д. Апельсины и мандарины поступают в сетках ярко — красного или ярко — оранжевого цвета, что привлекает внимание покупателей. Также все больше стало поступать тары, изготовленной из материалов, не взаимодействующих с продукцией при ее длительном хранении в нераспакованном виде, что в свою очередь не снижает качество товара.

После приемки тары осуществляется процесс ее вскрытия и высвобождения от товара. Применение специального инструмента и соблюдение правил вскрытия исключают поломку тары и обеспечивают сдачу ее тарособирающим организациям в первоначальном виде без повреждений.

После освобождения от товаров тару рассортировывают по видам и помещают в специально отведенные места для хранения до момента ее сдачи тарособирающим предприятиям или возврата поставщику.

Деревянную тару в магазине хранят на подтоварниках штабелями, уложенными по видам и назначению. Тару из — под товаров, обладающих специфическим запахом, хранят отдельно. Мешки после очистки от остатков товаров сортируют по видам и категориям и укладывают кипами на хранение в сухих помещениях. Необходимо строго следить, чтобы среди хранящихся мешков не было влажных или сырых. К каждой кипе прикрепляют бирку, в которой указывают категорию и количество мешков. Стеклянную тару помещают в транспортную тару и хранят под навесом.

Хранение тары в торговом зале, а также использование ее для временного хранения какого — либо сырья или товара, загрязняющего или портящего ее, в магазине не предусмотрено.

Тара разового пользования после вскрытия и высвобождения от товара утилизируется, бумажная и картонная тара используется в качестве макулатуры.

После освобождения тары из — под продукции и товаров предприятие торговли, если оно не оплатило стоимость тары, в обязательном порядке возвращает ее поставщику продукции (предприятию — изготовителю) или сдает тарособирающим предприятиям в первоначальном либо отремонтированном виде.

«Медуница» возвращает тару тароремонтным предприятиям на основании типовых договоров, заключенных между ними. В договорах указывают ритмичность вывоза тары, ее количество (условно), чьими силами и средствами осуществляется ее перевозка, место сдачи и др.

За нарушение правил, регулирующих организацию тарооборота, установлена имущественная ответственность. При таких нарушениях с магазина взыскивается штраф в размерах, установленных инструкциями и положениями. Предприятие торговли также имеет право взыскивать штраф с тароремонтных предприятий или поставщиков, если они нарушают порядок тарооборота. Таким образом, организация тарооборота может влиять и на экономические показатели отдельных торговых предприятий, организаций и на отрасль в целом.

При организации работы с тарой магазин как получает доходы, так и имеет расходы и потери.

Доходы по таре образуются за счет:

а) превышения стоимости возвращенной деревянной и картонной тары поставщикам или тарособирающим предприятиям над суммой, уплаченной при ее поступлении с товаром;

б) реализации тары, не подлежащей возврату;

в) отчислений поставщиками на возмещение расходов по сбору, хранению и транспортировке стеклянной тары;

г) стоимости тары, полученной от поставщиков бесплатно;

д) прочих доходов.

Расходы по операциям с тарой включают:

а) затраты по доставке, погрузке и выгрузке порожней тары;

б) расходы, связанные с ремонтом, очисткой, дезинфекцией возвращаемой тары;

в) расходы по амортизации (износу) и ремонту собственной тары;

г) расходы по амортизации многооборотной тары, оплачиваемой поставщикам по установленным особым условиям поставки товаров;

д) отчисления в фонд премирования за сбор и сдачу деревянной и картонной тары;

е) разницу в стоимости мешков при возврате их поставщикам, если они сдаются той же категории, по которой были приняты, или на одну категорию ниже;

ж) стоимость тары, списанной из — за естественного износа;

з) стоимость тары, списанной магазином из — за освобождения от обязательной сдачи (возврата) тары;

и) прочие расходы по таре, не являющиеся результатом бесхозяйственности.

Потери по операциям с тарой могут включать:

а) потери от понижения качества тары при возврате (разница между ценой, по которой оплачена поступившая тара, и ценой, по которой она принята поставщиком или тарособирающими организациями с учетом ее фактического состояния);

б) потери от разницы между учетными и приемными ценами на деревянную, картонную и другую тару;

в) потери от списания тары, пришедшей в негодность, за вычетом материалов, полученных от ее ликвидации;

г) расходы по ремонту тары, если они не покрываются разницей при ее сдаче и возврате;

д) штрафы за несвоевременный возврат тары и понижение ее качества;

е) прочие потери из-за бесхозяйственности.

Эффективной работе магазина «Медуница» с тарой способствует, во — первых, то, что при заключении договоров на поставку товаров в части поставки и возврата тары согласовываются взаимовыгодные условия, приемлемые для обеих сторон, а впоследствии успешно выполняются. Во — вторых, рациональному ведению тарных операций способствуют соблюдение правил приемки тары, осуществление постоянного контроля за их соблюдением. В — третьих, при выявлении расхождения между фактическим количеством и качеством поступившей тары и количеством и качеством, указанными в сопроводительных документах, обязательно составляется акт.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Также особое внимание уделяется проверке материально ответственными лицами правильности цен на тару, наличия в счетах их обоснования. При обнаружении в сопроводительных документах несоответствия цены на тару ценам по договору или прейскуранту или отсутствии ее обоснования магазин отказывается от оплаты тары частично.

Правильная подготовка тары к сдаче, своевременный ее возврат, надлежащее оформление документов по тарообороту, а также правильное ведение учета движения тары — одни из самых важных причин эффективного осуществления магазином тарных операций.

По возможности предприятие торговли старается не нарушать условий договора о поставках продукции и возвращает тару в установленные этим договором сроки.

Причиной потерь в магазине стало неправильное обращение с тарой при погрузочно — разгрузочных работах, а также неумелое и небрежное ее вскрытие. В результате предприятие торговли сдало тару тарособирающим предприятиям по цене тары, требующей ремонта, или как тароматериал, т.е. по ценам более низким, чем при получении ее с товаром. Поэтому правильное вскрытие тары приобретает для торговли особо важное значение.

Одними из путей повышения эффективности работы с тарой в магазине может явиться правильная организация и надлежащее оформление ее приемки, хранения и возврата; сдача тары в том же качественном состоянии, в каком она была получена с продукцией; ремонт тары; организация централизованного сбора тары. Также повышению эффективности тарных операций может способствовать правильное ведение отчетности о движении тары; проведение регулярного анализа причин потерь по таре; контроль за правильным начислением амортизационных отчислений на многооборотную инвентарную тару, если это предусмотрено договором поставки; умелое использование предусмотренной законодательством взаимной имущественной ответственности и т.д.

Формы материальной ответственности.

В магазине существует два вида материальной ответственности:

-индивидуальная

-бригадная (коллективная)

Индивидуальную материальную ответственность несет старший кассир. Кассир подписывает обязанности кассира, где он обязуется нести ответственность за сохранность переданных ему ценностей в полном объеме.

В магазине с работниками каждой секции заключен коллективный договор о материальной ответственности. Руководителем бригады назначается директором при этом принимаются во внимание мнения коллектива. Договор заключается в двухстороннем порядке: с одной стороны работники обязуется соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и обеспечить сохранность переданных им товаро-материальных ценностей с другой стороны организация обязуется создать все необходимые условия для работы персонала. Договор подписывается директором и всеми членами бригады, указывается фамилия и адрес. После смены руководителя больше половины документов переоформляются, а при смене работника договор не переоформляется. При выбытие больше половины членов бригады, договор подлежит переоформлению. Вновь принятый член бригады дает подписку на данном договоре о принятии материальной ответственности. В договоре предусматривается также порядок учета и отчетности и порядок возмещения ущерба. При обнаружении не достачи или порчи товаров члены бригады несут не солидарную, а долевую ответственность. Если же установлена виновность отдельных членов бригады в причинении ущерба, то остальные члены освобождаются от материальной ответственности. Бригада не несет ответственности за ущерб, происшедший не по её вине. Бригадная форма материальной ответственности позволяет рациональнее использовать рабочее время работников магазина, способствует ускорению обслуживания покупателей. Также при внедрение бригадной материальной ответственности способствует воспитанию работников магазина чувство честного и добросовестного отношения к работе, содействует укреплению трудовой дисциплины.

Правила составления товарного отчета.

В магазине товарный отчет составляется за каждый пять дней, для этого имеется бланк отчетности. Товарный отчет оформляется в двух экземплярах под копирку. Один экземпляр сдается в бухгалтерию, второй остается у материально-ответственного лица. Товарный отчет оформляется на основании всех приходных и расходных документов за отчетный период. В отчете указываются все поступления товара, остаток на начало и конец отчетного периода. Для того что бы избежать ошибки с суммами прихода на товар, сверяется с книгой прихода и расхода и ставиться символ «в». После товарный отчет сдается в бухгалтерию.

Выводы и предложения.

Успех формирования ассортимента молочных товаров (и не только) напрямую зависит от реализации товаров. В первую очередь определяется их соответствием спросу населения, динамичность развития которого постоянно повышается под воздействием растущих запросов покупателей, моды, коньюктуры рынка и т.п., поэтому реакция на изменение спроса должна быть очень быстрой. В таких условиях получить достоверную информацию о спросе сложно, а вероятность ошибок в его оценке велика. К тому же «цена» ошибок становится столь большой, что они могут привести к серьёзному ухудшению работы предприятий торговли, появлению неходовых и залежалых товаров при отсутствии в продаже нужных населению и в конце концов обернутся большими потерями.

При формировании ассортимента главным принципом отбора товара для реализации должна быть обязательная апробация первых партий новых товаров. Реализация традиционных товаров и полученных по товарообмену должна выступать как вспомогательная функция продажи (хотя это и не исключает значительной доли таких товаров в структуре продажи).

Таким образом, в целом ассортимент товаров, реализуемый через фирменный магазин, должен складываться из следующих групп товарного поступления:

а) пробных партий новых товаров (главная группа);

б) традиционных (ранее апробированных) товаров данного предприятия (объединения);

в) товаров, полученных по товарообмену, т.е. от других предприятий (объединений), производящих родственные или дополнительные виды товаров;

г) сопутствующих товаров.

Основными элементами (или фазами) планирования ассортимента продукции являются:

1) выявление текущих и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателей; анализ способов использования соответствующей продукции, а также особенностей поведения покупателей (потребителей) в данном сегменте рынка;

2) оценка конкурирующих изделий-аналогов под тем же углом зрения;

3) анализ потребительских оценок качества вырабатываемых изделий, т.е. определение степени их соответствия запросам покупателей (потребителей) с точки зрения способности удовлетворить конкретную потребность в функциональном и эстетическом отношении;

4) определение того, какими изделиями должен быть пополнен вырабатываемый ассортимента продукции и какие изделия следует исключить из него по причинам недостаточной рентабельности, морального износа, снижения конкурентоспособности и т.д. Сюда же относится решение вопроса о том, следует ли диверсифицировать производство за счет направлений, выходящих за рамки сложившейся специализации;

5) рассмотрение предложения об освоении новых изделий, усовершенствовании освоенной продукции, а также о новых способах и сферах применения выпускаемых товаров;

6) разработка спецификаций новых или улучшенных изделий в соответствии с требованиями покупателей;

7) изучение с помощью специалистов по научно-техническим изделиям и разработкам перспектив производства новых или усовершенствованных изделий, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности;

8) тестирование продукции с привлечением потенциальных потребителей для выявления ее соответствия покупательскому спросу по всему кругу основных показателей: качеству, внешнему виду, прочности, удобству в эксплуатации, безотказности в работе; упаковке, цене, потребительной ценности;

9) разработка специальных рекомендаций для изготовителей продукции в отношении ее качества, типоразмера, наименования, цены, упаковки, технического обслуживания и т.д. в соответствии с результатами проведенного тестирования, пробных продаж и т.п.;

10) подготовка рекомендаций по сбыту продукции, включая: определение сроков и графика ввода на рынок нового или усовершенствованного товара, масштабов и начальной формы его реализации, планов сбыта продукции, разработку программы проведения рекламных кампаний и других мероприятий по стимулированию сбыта.

При этом важно иметь в виду, что планирование ассортимента продукции — это непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всего жизненного цикла товара, начиная с зарождения идеи и кончая снятием его с продажи.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются потребительские требования определенных групп и необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических и других ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих по возможности оптимальное развитие производственного ассортимента данного вида товаров. К ним относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров, частота обновления ассортимента, уровень соотношения цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментной концепции — сориентировать предприятие на выпуск товаров, соответствующих структуре и разнообразию спроса покупателей.

Целевая направленность и искусство планирования проявляются в воплощении реальных и потенциальных возможностей предприятия в определенное сочетание продуктов, удовлетворяющих потребность покупателя и позволяющих получить прибыль.

Типичный цикл планирования ассортимента и его реализации включает предварительную оценку замысла, за которым следуют разработка спецификаций, основанных на требованиях потребителя, создание образцов, проверка возможностей их массового производства, рыночный тест.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Молочные товары характеризуются следующими основными физико-химическими показателями: общей (титруемой) и активной кислотностью, плотностью, вязкостью, поверхностным натяжением, осмотическим давлением, температурой замерзания, электропроводностью, диэлектрической постоянной, температурой кипения, светопреломлением. По изменению физико-химических свойств можно судить о качестве молочных товаров.

Если говорить о молоке, то титруемая кислотность является важнейшим показателем свежести молока. Она показывает концентрацию составных частей молока, имеющих кислотный характер. Она выражается в градусах Тернера (°Т) и для свежевыдоенного молока составляет 16-18 °Т. Основными компонентами молока, обусловливающими титруемую кислотность, являются кислые фосфорнокислые соли кальция, натрия, калия, лимоннокислые соли, углекислота, белки. На долю белков приходится 3 — 4 °Т от общей титруемой кислотности молока. При хранении молока титруемая кислотность увеличивается в результате образования из лактозы молочной кислоты.

Для гомогенизации молока применяют специальные аппараты— гомогенизаторы, представляющие собой плунжерные насосы высокого давления. Обычно молоко гомогенизируют при давлении 15—20 МПа и оптимальной температуре 60—65 °С. При движении плунжера создается высокое давление, в результате чего молоко с огромной скоростью продавливается через узкую щель из камеры гомогенизатора. Высота щели значительно меньше диаметра основной массы жировых шариков, вследствие чего жировые шарики дробятся. Диаметр шариков уменьшается в среднем в 10 раз, а скорость всплывания на поверхность— в 100 раз. В молочных продуктах, выработанных из гомогенизированного молока, жировые шарики гомогенно распределены во всей массе и не отстаиваются. Дробление жировых шариков приводит к увеличению их поверхности и тем самым к созданию благоприятных условий для воздействия липазы на жир, что ускоряет и облегчает его ферментативный гидролиз.

Были изучены особенности химического состава и пищевой ценности молочных товаров; представлена характеристика традиционного ассортимента молочных товаров и пути его совершенствования; определены факторы, формирующие качество молочных товаров; проведен анализ структуры ассортимента молочных товаров; проведен анализ показателей качества молочных товаров, поступающих для реализации в торговом предприятии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Законы и нормативные акты

  1. ГОСТ 5867-90. Молоко и молочные продукты.
  2. ГОСТ Р 52090 – 2003. Молоко питьевое. Технические условия.
  3. Сан ПиН 2.3.2.1078-03 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

Литературные источники

  1. Горощенко Л. Молоко// Конъюнктура товарных рынков. – 2006. — № 3. – С. 108 – 111.
  2. Горощенко Л. Российский рынок молока // Молочная промышленность. – 2006. — № 4. – С. 5 – 11.
  3. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.Н. Товароведение продовольственных товаров: Учебник. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 1999, — 396 с.
  4. Родина Т.Г. и др. Справочник по товароведению продовольственных товаров. – М.: КолосС, 2003. – 608 с.
  5. Рынок молока и молочных продуктов // Гончаров В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России. – М. – 2005.- № 8. – С. 79 – 104.
  6. Теплов В.И., Сероштан М.В. и др. Коммерческое товароведение: Учебник. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2007. – 620 с.
  7. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров/ Под ред. Гамидуллаева С.Н. – СПб: Альфа, 2007. – 418 с.
  8. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие/ Под ред. О.А. Брилевского. – Мн.: БГЭУ. 2014. – 396 с.
  9. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания безопасность и экспертиза продовольственных товаров. – Новосибирск: Новосибирский университет, 2009. – 486 с.
  10. Организация торговли: Учебное пособие / Платонов В.Н, — Мн.: БГЭУ, 2002. – 287 с.
  11. Организация торговли: Учебник для вузов / Егоров В.Ф. – Питер, 2006. – 352 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
  12. Организация и технология торговли: учебник / С.Н.Виноградова; под общ.ред. С.Н.Виноградовой. – 2-е изд., прераб. – Мн.: Выш.шк., 2005. – 479 с.
  13. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА – Ь, 2006. – 248 с. – (Высшее образование).
  14. Понкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 580 с.
  15. Пахбумчиянц О.В.. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. – 450 с.
  16. Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности. Учебное пособие. – Ростов – на – Дону. Феникс, 2002. – 416 с.
  17. Савицкая Г.В Экономический анализ: Учеб./ Г.В. Савицкая. – 8 – е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2003. – 640 с. – (Экономическое образование).
  18. Казанцева Н.С. «Товароведение продовольственных товаров» – Москва.: Дашков и Ко, 2007г.
  19. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. Учебник –М.: ИТК «Дашков и К»,2006г.
  20. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»
  21. Панкратов Ф.Г. «Коммерческая деятельность» -М,: ИТК «Дашков и К», 2010г.
  22. Баканова М.И. Экономический анализ в торговле. Учебное пособие М.: Финансы и статистика, 2006г.
  23. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008г.
  24. ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».
  25. Волгина Л.А. Социальное развитие предприятия: Учебное пособие — М.: КНОРУС,2006г.
  26. Городских В.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2013г.
  27. Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций: Учебник. – Москва: Экзамен, 2009г.
  28. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. М.: Кнорус, 2009г.
  29. Алиев И.М., Горелов Н.А., Ильина Л.О. Экономика труда. – М.: Юрайт, 2011г.
  30. Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: Учебник. – М.: Проспект, 2011г.
  31. Дмитриева, И. М. Бухгалтерский учет и аудит. Учебное пособие — М. : Юрайт, 2011г.
  32. Захаров Н.Л. Управление социальным развитием организации. — М.: Инфра-М, 2012г.
  33. Федоров М.В. Экспертиза качества товаров. — М.: Экономика, 1998. — 220 стр.
  34. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение молочных товаров и пищевых концетратов. М.: Издательский дом «Маркетинг», 2001.
  35. Справочник товароведа продовольственных товаров, т.1 и 2. М.: Экономика, 1987.
  36. Николаева М. А. Товарная экспертиза. – М.: Издательский дом “Деловая литература”, 2004. – 288 с.
  37. Пилипенко Т. В. Экспертиза потребительских товаров. Учебное пособие. — СПб: ТЭИ, 2005. — 24 с.
  38. Пищевые продукты. Общие требования к информации для потребителя // Период, изд. — СПб.: Тест-Принт, 2005. — 64 с.
  39. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное пи тание и гостиничное хозяйство. — М.: Комерция, 2007. — 78с.
  40. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. — М.: ИНФРА-М,2001. – 544 с.
  41. Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Л. А. Брагина. — М.: Издательство МГУ, 2006. – 501с.
  42. Управление качеством / под ред. С. Д. Ильенковой. – М ЮНИТИ, 2005. – 398с.
  43. Интернет-сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/Молоко
  44. Горощенко Л. Российский рынок молока // Молочная промышленность. – 2006. — № 4. – С. 5 – 11.
  45. Родина Т.Г. и др. Справочник по товароведению продовольственных товаров. – М.: КолосС, 2003. – 608 с.
  46. Рынок молока и молочных продуктов // Гончаров В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России. – М. – 2005.- № 8. – С. 79 – 104.
  47. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров/ Под ред. Гамидуллаева С.Н. – СПб: Альфа, 2000. – 418 с.
  48. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания безопасность и экспертиза продовольственных товаров. – Новосибирск: Новосибирский университет, 1999. – 486 с.

Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!