Меню Услуги

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации. Часть 2.

Страницы:   1   2   3   4


1.3. Цели и задачи менеджмента качества в управлении инновационной деятельностью

Инновационный менеджмент является совокупностью принципов, методов и инструментов управления инновационными процессами. Иными словами, инновационный менеджмент выступает самостоятельной областью экономической науки и профессиональной управленческой деятельности, представляя собой одну из разновидностей функционального менеджмента, объектом которого выступают инновационные процессы.

По сути инновационный менеджмент это управление изменениями, приводящее к повышению конкурентоспособности фирмы, улучшению качества продукции, предоставляемых услуг, управление развитием на основе инноваций.

С точки зрения системного подхода инновационный менеджмент — это система (от греч. — целое, составленное из частей) управления, состоящая из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации, которая (процесс распространения и передачи информации) и представляет собой процесс управления.

Субъектом управления в инновационном менеджменте может

Приоритетные цели инновационного менеджмента это [36, с. 31]:

  • рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности;
  • активное продвижение новых товаров, услуг и новых технологий на рынок;
  • использование возможностей дальнейшей специализации и диверсификации производства для активного роста, экономического процветания и экспансии на новые рынки.

Достижение приоритетных целей инновационного менеджмента предполагает гармонизацию эндогенных и экзогенных аспектов в ходе проведения инновационной деятельности;

Эндогенная гармонизация означает согласование деятельности внутренних структурных подразделений предприятия. Для обеспечения эндогенной гармонизации необходимо создать систему внутрифирменного управления организацией, которая предполагает решение следующих задач [37, с. 46]:

  • выработка стратегии инновационной деятельности;
  • определение тематических направлений деятельности, формирование инновационных программ и определение источников финансирования;
  • построение организационной структуры и структуры управления инновациями;
  • выбор, расстановка кадров и обеспечения реализации стратегии;
  • календарное распределение работ и контроль за их исполнением;
  • создание инновационной культуры в рамках предприятия.

Экзогенная гармонизация представляет собой согласование инновационной деятельности предприятия с элементами внешней среды.

Можно выделить следующие задачи по обеспечению экзогенной гармонизации инновационной деятельности [8, с. 146]:

  • изучение инновационного климата в экономике;
  • отслеживание и учет объективных тенденций развития НТП;
  • организация и проведение маркетинговых исследований;
  • учет экологической ситуации и планирование природоохранных мероприятий;
  • оценка и использование опыта и достижений конкурентов;
  • организация кооперации в проведении инновационных программ.

Целью менеджмента качества в управлении инновационной деятельностью является разработка концепции системы качества, создание, обеспечение функционирования и постоянное совершенствование системы качества непрерывного образования в РФ.

В соответствии с целью менеджмент качества в управлении инновационной деятельностью реализует в своей деятельности следующие задачи:

  • разработка концептуальной модели управления качеством образования и развития образовательной среды в РФ;
  • создание и поддержка саморазвивающейся системы управления качеством образовательных услуг в соответствии с международными стандартами и с формирующимися потребностями рынка труда;
  • подготовка предложений по формулированию и выработке механизма реализации стратегических и среднесрочных целей в РФ;
  • осуществление деятельности по стандартизации качества образовательных услуг;
  • изучение и внедрение новых технологий педагогического взаимодействия для эффективного функционирования систем менеджмента качества и инновационной деятельности в РФ;
  • анализ системы довузовской, вузовской и поствузовской подготовки; проведение аналитических исследований инновационной деятельности Академии; мониторинг профессионального становления выпускников;
  • изучение, освоение и распространение актуальных идей, методов и средств управления качеством продукции и услуг не только в сфере образования, но и в иных сферах деятельности в РФ;
  • создание необходимых условий для сертификации СМК в РФ;
  • разработка механизма материального стимулирования и развития осознанной мотивации деятельности сотрудников в РФ, обеспечивающей высокий уровень качества образовательных услуг;
  • координация деятельности структурных подразделений дошкольных учреждений в области менеджмента качества подготовки специалистов и образовательных услуг.

Таким образом, целью менеджмента качества в управлении инновационной деятельностью является разработка концепции системы качества, создание, обеспечение функционирования и постоянное совершенствование системы качества непрерывного образования в РФ.

1.4. Инновации в реализации программы развития дошкольного учреждения

Рассмотрим, чем отличается инновационная деятельность педагога ДОУ от инновационной деятельности педагога школы.

Общая цель инновационной деятельности педагогов в ДОУ –улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Приоритетными направлениями для развития инновационной деятельности педагогов детского сада являются:

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровье сберегающих технологий;
  • формирование основ безопасной жизнедеятельности.
  • организация экологического образования дошкольников.
  • оптимизация взаимодействия с семьей.

Основой инновационной деятельности педагогов школы являются:

  • обеспечение защиты учащихся от некачественных образовательных услуг;
  • сохранение и развитие гуманистических тенденций образования, способствующих формированию духовности, нравственности и гражданственности учащихся;
  • дальнейшее внедрение программ предпрофильной подготовки и профильного обучения, усиление индивидуализации обучения;
  • создание системы условий для развития творческого потенциала и самореализации каждого участника образовательного процесса, совершенствование системы дополнительного образования;
  • сохранение лидирующей позиции учреждения;
  • совершенствование воспитательной системы школы;
  • формирование у учащихся способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, толерантности;
  • дальнейших рост профессиональной компетентности педагогического коллектива;
  • превращение открытости школы в действенный фактор развития всех заинтересованных лиц и общества в целом;
  • поиск новых форм взаимодействия участников образовательного процесса;
  • вовлечение социальных партнеров в образовательную и воспитательную деятельность школы;
  • внедрение здоровье сберегающих технологий на всех ступенях образования в отношении всех субъектов образовательного процесса;
  • создание оптимальной модели образовательного пространства школы для обеспечения нового качества образования.

В дошкольном образовании инновационные технологии могут представлять собой доработку старых образовательных моделей или же представлять абсолютно новую развивающую программу.

Необходимость новых технологий обусловлено целым рядом причин. В дошкольном образовании инновационные технологии используются для решения первостепенных проблем, для удовлетворения требований современных реалий, для повышения качества проводимой работы. Также большое значение сейчас имеет и конкуренция, поскольку между детскими садами происходит соревнование за звание самого лучшего и современного дошкольного учреждения.

Инновации проявляются как в форме новых программ, так и в ряде других сфер, которые взаимодействуя между собой, обеспечивают слаженную работу ДОУ. Сюда входит работа с кадрами, управленческая деятельность и работа с родителями и детьми.

Подробнее рассмотрим работу с детьми. К числу современных образовательных технологий можно отнести [9, с. 41]:

  • здоровье сберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии.

Здоровье сберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Здоровье сберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей [16, с. 17]:

  • они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровье сберегающей среды;
  • они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги;
  • они могут знакомить с культурой здоровья;
  • они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;
  • они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.

Проекты различаются [27, с. 21]:

  • по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
  • по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
  • по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
  • по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности [32, с. 34]:

  • наблюдения;
  • беседы;
  • опыты;
  • дидактические игры;
  • моделирование ситуаций;
  • трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».

Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом, вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

Личностно-ориентированным подходом обладают программы, широко используемые в детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество».

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

  • которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
  • которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
  • которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
  • которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.

Таким образом, к числу современных образовательных технологий в развитии дошкольного учреждения можно отнести: здоровье сберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.

1.5. Формирование новой управленческой среды для успешного достижения желаемых образовательных результатов

Основная идея управления для успешного достижения желаемых образовательных результатов заключается в понимании того, что сама по себе ни одна организация не представляет никакой ценности, однако вместе с тем она представляет упорядоченную форму, которая объединяет людей, для достижения определенных результатов.

Само понятие «управление для успешного достижения желаемых образовательных результатов» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, которые определены и согласованы всеми членами организации.

Обозначая основные цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет результаты, которые получены в процессе деятельности с запланированными результатами. В случае расхождения в них, от руководителя требуется принятие оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам.

Управление для успешного достижения желаемых образовательных результатов предполагает, что перед педагогическим коллективом изначально ставятся реальные, подкрепленные необходимыми ресурсами цели. К данным ресурсам относятся педагоги, прочий персонал ДОУ, финансы, материально-техническая база, время, технологии, методики и др. Для успешного достижения желаемых образовательных результатов каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с другими членами коллектива. Результативное мышление предполагает, что подчиненный и руководитель определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения, т.е. время, технологии и прочие необходимые для этого ресурсы.

В условиях управления для успешного достижения желаемых образовательных результатов инициативный и творческий коллектив — ценнейший ресурс. Руководителю необходимо уметь создавать атмосферу уважения, доверия, позитива каждому участнику процесса образования в дошкольном образовательном учреждении.

Также задача руководителя состоит и в реализации информационного обеспечения, планирования, анализа, целенаправленности, исполнения, коррекции и контроля. Руководитель обязан четко владеть ситуацией и быть инициатором и помощником педагогического коллектива в новых начинаниях.

Специфика работы с детьми дошкольного возраста требует от педагога большой отдачи сил и энергии, поэтому в детском дошкольном учреждении особенно важна атмосфера доброжелательности, уважения, тактичности среди всех участников образовательного процесса. Руководитель детского сада, который проявляет уважительное отношение к личности каждого работника, учитывает характер, интересы и возможности работников в сочетании с разумной требовательностью к ним, сможет добиться гораздо больших результатов в работе учреждения, чем тот, который управляет коллективом авторитарным методом управления. Оптимальным способом повысить интерес сотрудников к работе и создать слаженную команду является создание атмосферы уважения к друг другу и делегирование ответственности и полномочий.

Ответственность появляется при соблюдении двух условий: когда за исполнителем закрепляются определенные и понятные обязанности и задачи и когда исполнитель знает, что результаты его работы контролируются и обязательно будут оценены в последствии. Разъяснение управляющим каждому участнику процесса смысла его миссии, миссии учреждения в целях достижения определенных результатов не должно носить административный характер принудительный, а должно иметь определенный творческий подход. Важным вопросом при управлении для успешного достижения желаемых образовательных результатов является разграничение понятий «результат» и «вклад».

Результат есть реализованная цель. Но сама по себе цель может быть реальной и идеальной. В нашем случае мы предполагаем цели реальные, т.е. обеспеченные всеми ресурсами для исполнения.

Таким образом, управление для успешного достижения желаемых образовательных результатов есть целенаправленное ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата.

Рассмотрим уровни управления ДОУ.

Необходимо выделить уровни управления для успешного достижения желаемых образовательных результатов.

Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Социальная характеристика любой организации включает цели и стратегию.

Цель организации — это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени [33, с. 41]. При определении цели деятельности организации следует придерживаться структуры, предложенной В.И. Зверевой (см. приложение 1).

При формулировании целей возможно несоблюдение указанной последовательности компонентов, но их сохранность обязательна. Стратегия организации — это базовые ориентиры, куда движется организация, какие средства использует. Какие ресурсы и куда тратятся, на что мобилизуются люди. В интегрированном виде цели и стратегия представлены миссией организации. Миссия организации есть ее предназначение, то есть то, ради чего она существует, каковы отличия от окружающих организаций. Чтобы определить миссию, используйте ответы на следующие вопросы: 1. Для удовлетворения каких социальных потребностей создана организация? 2. Посредством чего, с помощью каких услуг удовлетворяется данная потребность? 3. Кто непосредственный потребитель услуг? 4. В чем конкурентное преимущество? 5. Почему вы продолжаете существовать наряду с другими организациями? [27, с. 37].

При определении миссии ДОУ необходимо учитывать следующие моменты:

1) перспективность миссии. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает, на что будут направлены усилия и какие направления при этом будут приоритетными;
2) гласность и коллегиальность в разработке миссии. С целью выработки реальной, а не формально провозглашенной миссии следует учесть мнение коллектива;
3) конкретность миссии. Формулировки должны быть четкие, ясные, понятные для всех субъектов, взаимодействующих с вашей организацией;
4) изменение миссии организации может быть вызвано невозможностью качественного выполнения миссии по причине ее «завышенности» либо существенных преобразований организации.

Второй уровень предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг.

Основная услуга ДОУ населению — это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет.

Качество дошкольного образования — это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения?

1. От качества работы воспитателя.
2. От сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. От условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов работы с детьми.
4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении — это управляемый процесс. Поэтому в основе перечисленных выше составляющих «качества» можно выделить два подхода к управлению качеством.

Один — через управление всем педагогическим процессом и его составляющими.

Другой — через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем.

Выделив эти, пожалуй, основные позиции, можно утверждать, что качество — это результат деятельности всего коллектива, который определяется двумя позициями:

— как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и т.д.);

— как ребенок (дети) в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями.

Следовательно, качество работы дошкольного образовательного учреждения — это и процесс, и результат.

Третий уровень управления для успешного достижения желаемых образовательных результатов предполагает рассматривать результат с позиций потребителей.

Это семья, родители, имеющие детей дошкольного возраста, которые нуждаются в условиях, предоставляемых образовательными учреждениями. Однако сегодня недостаточно полно изучена и представлена картина о родительских запросах и потребностях. Изучение запросов родителей и создание условий, помогающих руководителю гибко менять ситуацию, предлагать детям и родителям разнообразные виды услуг.

Образовательные: развитие социальных (математических, речевых, познавательных, художественно-эстетических, музыкальных, ритмических) способностей; специальная подготовка к школе, обучение языку; развивающие игры; этикет и поведение, вышивание, конструирование и др.

Медико-оздоровительные: ритмопластика, плавание, релаксация; термотерапия (сауна), дыхательная профилактика; спортивная гимнастика, двигательно-укрепляющая; массаж и др.

Социальные: музейные экскурсии, музыкальный час в филармонии, театр кукол, праздники взрослых и детей; туризм, экскурсии; юридические консультации; гувернерские услуги.

Одна из особенностей управления на современном этапе состоит в отходе от традиционных форм организационного построения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов в единой системе непрерывного образования.

Под организационной структурой управления мы понимаем целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления.

Снять имеющиеся противоречия в системе внутрисадовского управления — значит привести в действие существенный резерв повышения эффективности управления. Это предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий:

— создание подлинно демократической возможности участия коллектива, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;

— повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления дошкольным учреждением.

Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова:

детский сад — внешняя среда; администрация — общественность; руководитель — подчиненный; педагог — педагог; педагог — родители; педагог — дети; ребенок — ребенок.

Проблема формирования организационной структуры управления требует прежде всего осмысления развития дошкольного учреждения как комплексной социально-педагогической системы, учета объективных факторов ее демократизации.

Решение задачи формирования организационной структуры управления мы видим в дальнейшем развитии демократических основ в управлении и как принцип государственно-общественного управления, и как систему его организации.

Таким образом, для формирование новой управленческой среды для успешного достижения желаемых образовательных результатов управление ДОУ должно учитывать следующие уровни: первый уровень управления ДОУ определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения. Второй уровень управления ДОУ предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг. Основная услуга ДОУ населению — это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет. Третий уровень управления ДОУ для успешного достижения желаемых образовательных результатов предполагает рассматривать результат с позиций потребителей. Снять имеющиеся противоречия в системе внутрисадовского управления — значит привести в действие существенный резерв повышения эффективности управления. Это предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий: создание подлинно демократической возможности участия коллектива, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений; повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления дошкольным


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!