Заявка на расчет
Меню Услуги

Управление инновационным развитием общеобразовательного учреждения

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

РАЗДЕЛ I. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИ

1.1. Содержание и функции инновационной деятельности ОУ

1.2 Особенности управления инновационными процессами и их правовое  регулирование

Выводы по первой главе

РАЗДЕЛ II.  ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «ЛИВАДИЙСКАЯ СШ»

2.1 Анализ деятельности и системы управления МБОУ «Ливадийская средняя школа»

2.2 Направления инновационной деятельности МБОУ «Ливадийская СШ»

Выводы по второй главе

РАЗДЕЛ III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ  «ЛИВАДИЙСКАЯ СШ»)

 

3.1Программу управления инновационным развитием общеобразовательного учреждения

3.2 Методические рекомендации по совершенствованию системы управления инновационным развитием общеобразовательного учреждения

Выводы по третей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития образовательная система нашей страны находится под воздействием ряда факторов, оказывающих непосредственное влияние не только на сам образовательный процесс, но и на понимание сущности образования в целом. Это связано с различными социальными и экономическими преобразованиями в государстве, среди которых изменения структуры потребностей населения, рост роли коммуникационных систем и технологий и др., которые выдвигают новые требования к предоставлению образовательных услуг.Одним из эффективных способов решения, возникающих в ходе данных преобразований проблем являются инновации. Кроме того, развитие информационных технологий и появление новых технических средств обуславливают формирование новой информационно-образовательной среды, управление которой требует новых подходов и решений в системе образования.

Таким образом, инновационная деятельность, которая внедряется и реализуется в образовательной деятельности, на сегодняшний день является важным условием совершенствования системы образования.

В связи с этим становится актуальным изучение инновационных процессов в образовательной среде и методов управления ими, в целях ее модернизации и максимального приспособления к реалиям общественной жизни.

Под управлением инновационной деятельностью понимается комплекс целенаправленных действий по обеспечению становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития образовательного учреждения.

Теоретические основы управления инновационными процессами в системе образования и общеобразовательной школе рассматриваются в работах К. Ангеловски, Е. В. Бондаревской, С. Л. Братченко, В. И. Зверевой, Ю. А. Конаржевского, С. В. Кульневича, В. С. Лазарева, С. Д. Полякова, М. М. Поташника, О. С. Советовой и др. При этом описывается, что инновационная деятельность, реализуемая в учреждениях влияет на повышение качества образования, а также и то, что участие управленцев и педагогов в инновационной деятельности требует овладения ими методами и концепциями её осуществления (Т. М. Ковалёва, В. М. Кузьмина, В. И. Тарасова и др). Поэтому в содержание управления образованием включается организация научно-методической работы (С. К. Абдуллина, А. М. Моисеев, Ю. И. Турчанинова, Т. И. Шамова и др.), проектно-исследовательской деятельности педагогов в школах и в системе повышения квалификации (В. И. Загвязинский, В: В. Краевский, И. Р. Лазаренко, В. М. Полонский, А. М. Новиков и др), создание инновационных образовательных практик, школ, где управлением разрабатывается и реализуется совместно с педагогами авторское понимание содержания и принципов организации образования (М. А. Балабан, А. М. Лобок, А. Н. Тубельский, М. П. Щетинин и др.).

На практике основы инновационной деятельности рассмотрены на примере МБОУ «Ливадийская СШ».

Объект исследования процесс управления инновационным развитием   МБОУ «Ливадийская СШ».

Предмет исследования – условия и методы управления развития инновационным процессами МБОУ «Ливадийская СШ».

Цель: разработка содержания управленческой модели образовательных инноваций в деятельности педагогов общеобразовательной школы.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

–изучить теоретические аспекты инновационных процессов в образовании;

– проанализировать правовое регулирование инновационной деятельности в образовательных учреждениях;

— разработать экспериментальную программу управления инновационным развитием общеобразовательного учреждения (на примере МБОУ «Ливадийская СШ»)и проверить ее эффективность на практике;

— составить методические рекомендации по совершенствованию системы управление инновационным развитием общеобразовательного учреждения  (на примере МБОУ «Ливадийская СШ»)

Гипотеза исследования: управление инновационным процессом в образовательной организации  будет способствовать повышение эффективности образовательного процесса на основе современных информационных технологий, медиатехнологий, музейной педагогики и материально-технического обеспечения, соответствующего уровню и требованиям ФГОС.

Признавая теоретико-методологическую и практическую ценность заданных исследований, следует констатировать, что до настоящего времени проблема управления инновационным развитием образовательных учреждений в Республике Крым остается нерешенной. Во многом это обусловлено отсутствием упорядоченной совокупности инструментов управления инновационным развитием, что препятствует ускорению социально-экономического развития образовательного процесса региона.

Этапы исследования. Исследование проводилось на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливадийская средняя школа им. П. А. Рассадкина» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым с 01.09. 2019 по 17.05. 2020 год в 3 этапа:

– первый этап – констатирующий (1 семестр 2019г). Проводился анализ научной, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, что позволило выявить её современное состояние.  Были сформулированы теоретические положения, определены организационно-педагогические условия, способствующие повышению уровня мотивации и педагогической заинтересованности;

– второй этап – формирующий (конец 2019 – начало 2020 гг.). Реализация программы по исследуемой проблематике;

– третий этап – контрольный (4-ый семестр 2020 г). Проведен повторный сбор и анализ эмпирического материала. В течение данного периода, анализировались, обобщались и систематизировались результаты экспериментальной работы и практической работы. На основании полученных результатов, были разработаны методические рекомендации.

Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены и раскрыты философские, психолого-педагогические, социальные предпосылки инновационной деятельности в МБОУ «Ливадийская СШ»; раскрыты сущность и содержание инновационной деятельности в МБОУ «Ливадийская СШ»; выявлен комплекс организационно-педагогических условий развития образовательного учреждения на основе инновационной деятельности; разработана концептуальная модель развития образовательного учреждения МБОУ «Ливадийская СШ» на основе инновационной деятельности; определены критерии и показатели развития образовательного учреждения МБОУ «Ливадийская СШ» на основе инновационной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем: поставлена и решена научная проблема, имеющая важное значение для развития педагогической инноватики и научных представлений о закономерностях развития образовательного учреждения; уточнены сущностные характеристики инновационного развития образовательного учреждения; сформулированы педагогические принципы организации инновационной деятельности в образовательном учреждении.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных предложений, методик и рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности и согласованности управленческих решений в области инновационного развития конкретного образовательного учреждения.

Методология и методика исследования. Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач. Для решения поставленных задач в ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научной и научно-методической литературы, структурно-функциональный анализ объекта и предмета исследования; социологические методы (опросы, анкетирование); методы экспертных оценок, собеседование, интервьюирование, опытно-экспериментальная деятельность, наблюдение, рефлексия; обобщение педагогического опыта в области проектирования инноваций;

Апробация. Было принято участие в: XII Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления развития науки и образования» (г. Пенза, 10 мая 2020 г.) с тезисами «Основы управления инновациями в общеобразовательной организации»; XI Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие науки и образования» (г. Пенза, 12 мая 2020 г.) с тезисами «Развитие образовательной организации посредством управления инновациями».

Публикации. Отдельные аспекты квалификационной работы нашли отражение в статьях: на тему «Основы управления инновациями в общеобразовательной организации», опубликованной в журнале ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: сборник статей XII Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления развития науки и образования». В 2 ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2020. – С. 84-86 [56]. На тему «Развитие образовательной организации посредством управления инновациями» в журнале «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: сборник статей XI Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие науки и образования». – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2020. – С.217-219 [11]

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников из … наименований, … приложения. Общий объём диссертации составляет … страниц, основное содержание изложено на … страницах.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Содержание и функции инновационной деятельности образовательного учреждения

 

В последние десятилетия в рамках исследований научно-технического прогресса и его результатов стали активно использоваться термины «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность».

Понятие инновация (лат. in – в, novus – новый) стало употребляться в исследованиях в XIX в., а в начале XX в. образовалась новая область знания – наука о нововведениях. В педагогической науке инновационные процессы стали предметом детального изучения примерно в середине прошлого столетия на Западе и в США, а в России – около 25 лет назад, когда начали проводиться широкие исследования инновационной деятельности педагогов новаторов. Инновации не должны противопоставляться традициям. Они логически вырастают из традиций и становятся признанными, если формируются при положительной оценке общества, либо отвергаются по мере общественного развития и появления других инноваций[42].

Зарубежные исследователи описывают термин«инновация»как «превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП [29]».

В отечественной и зарубежной литературе существует множество понятий «инновации» и «инновационного процесса», которые отличаются между собой спецификой и областью применения.

Так, например, понятие инновация трактуется как нововведение [40].В словаре Ожегова С.И. [27] даётся следующее определение понятию новый: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный». Применительно к образованию инновационными могут быть идеи, типы учебных заведений, образовательные технологии, структура управления образованием.

В «Энциклопедии профессионального образования» [46]инновации определяются как «существенный элемент развития, выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества».

В педагогике инновации изучаются с точки зрения изменений в образовательной практике и образовательной деятельности: системе обучения и воспитания, управления образовательным учреждением и образовательными системами, методике преподавания.

Инновация в педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой трактуется как «процесс освоения новшеств (нового средства, метода, методики, технологии, программы), поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и переосмысление» [18].

Согласно определению В. А. Сластенина, термин «инновация» является синонимом понятий «новшество», «новизна», «изменение». Автор рассматривает инновацию в привязке к педагогическому процессу – это «введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащегося [38].

Авторский коллектив Н. Н. Михайлова и С. М. Юсфин дают следующее определение педагогической новации — «это концептуальная модель (образ) педагогической деятельности, определяющая пути и способы преобразования существующей практики»[25].

Понимание сути новации, ее конструирование Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин предлагают делать через призму следующих характеристик:

– смысл педагогической деятельности (зачем она? во имя кого или чего?);

– ее цель (образ того, что следует создать);

– средства и способы (чем и как это делать?);

– ее актуальность (почему именно сейчас это нужно делать?);

– условия, при которых новация может развиваться в качестве альтернативы существующему»[25].

В своих работах А.Я. Найн [26] определяет: «новшество в качестве педагогического понятия означает введение нового в образовательно-воспитательную работу». Новшества часто относятся к введению и применению новых методов, способов, средств, новых концепций, к освоению новой учебной литературы, к реализации новых учебных программ, мер воспитания и др. Как термин новшество целиком вписывается в определение понятия модернизация. Под инновацией мы понимаем принципиально новое образование, новую идею, существенно меняющую сложившуюся технологию обучения, новый тип учебного заведения или управления образованием».

Таким образом, инновационный процесс можно определить, как позитивное, качественно новое изменение, направленное на существенное улучшение результативности какого-либо процесса, способное принести определённый положительный эффект адекватно приложенным усилиям и затратам на введение новшества, затрагивающее постановку целей, определение задач, условий, содержания, методов и форм новой деятельности. Инновационный процесс представляется как сложная, многокомпонентная система и имеет определённую структуру. В научной литературе имеются описания различных моделей структуры инновационного процесса [42].

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что инновациям в образовании и педагогическим инновациям присущи следующие общие характеристики.

Во-первых, это изменения системы или ее элементов, определяющие условия и факторы развития образования: образовательной среды, образовательного процесса, учебно-воспитательного процесса, структуры и организации учебного процесса, управления образованием, методик, технологий.

Во-вторых, изменения эти прогрессивные и, как правило, являются процессом и результатом целенаправленной деятельности.

В-третьих, изменения затрагивают одновременно как образовательные продукты (методики, технологии, программы и др.), так и оказываемые образовательные услуги [5].

Анализ литературных источников показал, что независимо от разницы в трактовке и области знаний, техническим инновациям и инновациям в образовании присущи следующие общие характеристики:

  1. Улучшают существующие продукты, услуги, технологии, методики.
    2. Должны быть внедрены, воспроизводимы и практически применимы.
    3. Способствуют развитию системы (или организации), укреплению ее конкурентоспособности на рынке.
  2. Нестабильны: генерируются, развиваются, угасают и зарождаются вновь на основе знаний субъектов и знаний организации.
    5. Являются результатом целенаправленной работы или возникают стихийно [41].

Наиболее отличительной чертой современного отечественного образования является инновационный характер его развития, что связано с реализацией определенных функций. Специальный анализ позволяет выделить следующие функции инновационных изменений:

Аксиологическая функция. Перенос акцента с воспроизведения человека с заданными свойствами в сторону раскрытия личностного потенциала ребенка, развития у него авторской позиции в культуре.

Гуманизация и гуманитаризация содержания образования. Разработка принципиально новых подходов к отбору содержания образования. Введение в практику образования курсов и программ, отвечающих современным образовательным парадигмам.

Повышение эффективности управления. Подготовка для школы руководителя-новатора, постоянно стремящегося к новому, эффективному и способного использовать возможности сотрудников для достижения актуальных целей, создавая им условия для профессиональной и личностной самореализации [11].

Повышение профессиональной компетентности педагогов. Создание в школе условий для творчества учителя, мотивация его продуктивной деятельности.

Информационная функция. Обеспечение школы необходимыми справочными, методическими, информационными материалами, информационно-компьютерными средствами и системами, соответствующими программными продуктами, обеспечивающими развитие ее образовательной среды.

Функция сохранения и укрепления здоровья. Создание условий для поддержания, коррекции, преумножения физического, психического, духовно-нравственного здоровья детей в валеологически благополучном образовательном процессе. Создание условий для гармонического развития личности ребенка в экологически сообразной среде.

Функция модернизации финансово-хозяйственной деятельности. Поиск эффективных финансово-хозяйственных механизмов деятельности школы, учитывая дефицит нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений.

Цель любого изменения в образовании состоит в улучшении достижений обучающихся. Работа на всех уровнях должна всегда поддерживать эту цель. Многое здесь зависит от лидеров-руководителей образовательных учреждений и образования в целом.

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, следует научиться отличать инновации от несущественных видоизменений в результатах и технологических процессах.

В конечном счёте внедрение новшеств в образовательный процесс направлено либо на повышение качества подготовки специалистов, либо связано с уменьшением затрат на достижение результатов образования.

Эффективность нововведения зависит от ряда условий, соблюдение которых обеспечивается формированием новой системы управления образовательным процессом, основанной на современной теории менеджмента.

Инновационный путь развития общества требует адекватных изменений и в сфере образования [7].

Преобразования должны затрагивать не только изменения в структуре деятельности образовательных учреждений, но, в первую очередь, должны

быть ориентированы на достижение конечного результата – подготовку грамотного, пытливого, компетентного специалиста, отвечающего требованиям современного уровня культуры, экономики и гражданского общества. Инициатором подобных инноваций должны стать, безусловно, учебные заведения.

 

  1. Особенности управления инновационными процессами и их правовое регулирование

 

На сегодняшний день особенность управления системой образования напрямую взаимосвязана с изменениями ее социальных функций. Новые социальные функции системы образования включают:

  1. формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему образовательных услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев населения;
  2. развитие современных моделей и методов государственно-общественного управления образованием;
  3. консолидацию органов местного самоуправления, управления образованием, субъектов жизнедеятельности образовательных учреждений и местного сообщества, направленную на обеспечение оптимального функционирования и развития учреждений образования с целью получения качественно новых результатов образования, повышения их конкурентоспособности [33].

Развитие образования и образовательной системы в целом в большей степени определяется управлением [44].

Управление образованием в современном мире развивается в русле следующих общих тенденций, составляющих основу государственной образовательной политики любого государства:

  • от централизации в управлении образованием и жесткого государственного регулирования к децентрализации и привлечению к управлению общественно-государственных структур;
  • от излишней замкнутости, непрозрачности происходящих внутри системы процессов к открытости системы, к попыткам открытого обсуждения возникающих проблем;
  • от излишней ригидности системы образования, ее неэффективности к более гибким формулам, открывающим доступ к образованию все более широких масс населения и повышающим эффективность образования на всех его уровнях [2].

Открывшаяся возможность появления негосударственных форм образования привела к тому, что наряду с сохранением государственного сектора, имеющего признаки «старой» отраслевой организации, происходит рост числа новых участников образовательного рынка, начинают складываться образовательные сети. Появляются различные общественные организации, в том числе с участием бизнес-сообщества, создаются профессиональныеассоциации, формируются разнообразные, включая коммерческие, структуры дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации.

В связи с этим перед системой управления образованием встают две новые группы задач. Одна из них обусловлена необходимостью регламентации деятельности новых участников образовательного процесса, обеспечения мониторинга и контроля качества образования. Вторая – создание механизмов распространения, возникающего в новых условиях позитивного опыта образовательной деятельности. Решение этих задач требует использования особых механизмов управления системой образования[15].

Если ранее система управления образованием, как и другие системы управления, не была ориентирована на учет потребностей и особенностей людей, человеческого фактора, носила личностно-отчужденный, а также узковедомственный, также достаточно закрытый характер, не имела потребностей, опыта и механизмов установления партнерских отношений и взаимодействий с представителями разных сфер социальной жизни. Имела жесткие, как правило, линейно-функциональные структуры, неплохо приспособленные к работе в стабильных условиях, но не рассчитанные на изменение и развитие. Она отличалась бедностью набора методов управленческого воздействия, преобладанием авторитарного стиля руководства, невниманием к неформальной стороне образовательных взаимодействий [34].

Применительно к развитию инновационного процесса в регионе управление разрешает проблемы и практические задачи не только по созданию новых продуктов нового рынка, но с помощью более производительных технологий позволяет в большей мере насытить рынок существующего продукта. Основным в регулировании инновационной деятельности выступает, таким образом, подход к инновациям с позиций их рыночной перспективности.

В условиях перехода к постиндустриальной цивилизации, появления технологических систем, соединяющих технологические и социальные инновации в социотехнический процесс, становятся приоритетными проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов [6].

Определенная правовая неурегулированность сложившихся общественных отношений в области образования, противоречивость, заметная устарелость ряда норм законодательства об образовании приводят к неэффективности государственного управления и самоуправления. Среди реально осуществляемых функций государственного управления системой современного российского образования отсутствуют такие, как стратегическое планирование и прогнозирование образования.

Одним из следствий названных недостатков системы управления является неустойчивость самой системы образования, которая на протяжении последних пятнадцати лет постоянно подвергается модернизации, и несовершенство системы управления ею[45].

Серьезным шагом в создании принципиально новой для нашей страны нормативно-правовой базы системы образования, основой для существенного изменения образовательной политики стало принятие в 2012 г. Закона «Об образовании в Российской Федерации [14], где были сформулированы важнейшие проблемы управления образованием, определены базисные правовые нормы его жизнедеятельности в новых условиях. В качестве приоритетных были поставлены задачи переориентации систем управления образованием на развитие, децентрализацию управления, освоения всеми работниками органов управления образованием современных управленческих технологий [21].

Закон «Об образовании в Российской Федерации» установил общее распределение полномочий между органами управления образованием на всех уровнях.

В стратегических образовательных документах предполагалось осуществить переход к программно-целевому управлению развитием образования, что должно было выразиться в разработке и осуществлении взаимосвязанных программ развития образования на федеральном, региональном, муниципальном и школьном (организационном) уровнях.

Для обеспечения переориентации систем управления с обслуживания текущего функционирования на развитие предполагалось добиться осмысления всеми управленцами того факта, что главными объектами управления становятся теперь инновационные процессы в образовании. Курс на инновации должен был быть реализован за счет пересмотра традиционных функций, выполняемых субъектами управления, их организационных структур, создания и запуска действенных организационных механизмов управления нововведениями, освоения субъектами управления новых методов и средств управленческой деятельности [22].

Применительно к образованию целесообразно различать макроуровень и микроуровень управления. Под первым мы понимаем управление системой образования в единстве ее ключевых элементов, среди которых, согласно Закону об образовании РФ:

  • преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различных уровней и направленности;
  • сеть образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, реализующие эти программы;
  • органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;
  • объединения юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Управление образованием на макроуровне строится сообразно государственной политике и осуществляется на федеральном, региональном и местном подуровнях. Под микроуровнем подразумевается система управления внутри образовательного учреждения[45].

Итак, в нашей стране руководство системой школьного и профессионального образования осуществляется «поэтажно», на 4-х уровнях. Эта социальная система управления представлена в таблице 1.

 

Таблица 1.1 .1

Уровни руководства системой образования

1 уровень федеральный Министерство общего и профессионального образования РФ;
2 уровень региональный Органы управления образованием краевых и областных административных органов (управления, департаменты) – субъектов федерации;
3 уровень муниципальный Управленческие структуры образования муниципальных органов местного самоуправления (крупные индустриальные центры, муниципальные звенья районного масштаба);
4 уровень организационный Администрации образовательных учреждений

 

Отсюда (в связи с различными властными полномочиями и обязанностями) существуют разграничения сфер их деятельности. Но на любом уровне из вышеуказанных можно выделить две группы целей – стратегические и тактические.

Стратегические – это выбор и постановка целей всей системы, анализ информации, поступающей со всех уровней, планирование, программирование, кадровое обеспечение управления и учебного процесса.

Тактические – принятие решений, координация, учет и контроль за деятельностью образовательной системы.

Управление всегда носит целевой характер – оно ориентировано на цель. Целевой подход требует обоснования генеральной (основной) цели и ряда задач. Весь механизм управления, его структура, звенья управляющей системы формируются так, чтобы была обеспечена реализация задач в соответствии с генеральной целью.

На каждом из 4-х уровней в управлении появилось в последние годы что-то новое. Инновации проникают и в саму структуру управления[20].

1 уровень – Министерство: произошло слияние 3-х федеральных органов управления. В настоящее время в России функционирует интегрированное Министерство образования и науки РФ. Появляется видимая цель – создание непрерывного процесса образования, и это способствует слиянию на управленческом уровне двух образовательных систем: школьной (допрофессиональной) и профессиональной. Жесткая централизация смягчается. Идет активная законотворческая деятельность: преодоление противоречий между Законом РФ «Об образовании» и Законом РФ «О местном самоуправлении». В основу государственной политики в области образования положена Федеральная программа развития образования (недостаток – нет принятия ее федеральным законом). Приоритетными направлениями развития образования считаются всесторонние обновления содержания образования, особенно гуманитарного, упорядочение сети образовательных учреждений, выполнение инновационных программ, развитие материальной базы, повышение квалификации кадров, решение задач по их переподготовке.

2уровень. На сегодняшний день на территории РФ существует региональный субъект образовательного пространства. На основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», программ и нормативных документов, определяющих законодательную базу образовательного пространства, субъекты Федерации разрабатывают свои региональные программы, законы, учитывающие специфику региона, развитие образовательных пространств. В регионах происходят процессы, свидетельствующие о стремлении субъекта Федерации к единому интегрированному пространству. Система образования становится одним из важнейших объектов, которые занимают руководителей регионов. Типичный пример единения – формирование образовательных округов, попытка централизации в кризисных экономических условиях.

Осознание значимости в проведении социально-экономических реформ зреет не только в Министерстве образования и науки РФ, но и в регионах.Образование уже становится средством развития региона.

На 1 и 2 уровнях управления системой образования к реализации образовательных программ привлекаются все больше представители науки – академии, университеты, институты, в последние годы в стране появился ряд практике ориентированных научных центров (например, Москва – Московская академия развития образования, Независимый методический университет, Московский институт развития образовательных систем, Институт новых технологий образования).

3 уровень – муниципальный. Свои программы муниципальные органы управления образованием строят на основе федеральных и региональных программ образования.

Основные задачи, стоящие перед этими органами управления: выполнение и обеспечение условий для выполнения государственного стандарта в образовании, сохранение, и возможно, дальнейшая дифференциация образовательной сети, приведение в соответствие с нормативной базой видового и типового многообразие образовательных учреждений, стимулирование и проведение педагогических экспериментов, выработка концепций развития муниципальной образовательной системы, психолого-педагогическая помощь участникам образовательного процесса[31].

Помимо традиционных функций, которые выполняли районные и городские отделы, комитеты и управления образования, муниципальные органы управления образованием должны взять на себя ряд новых функций.

Общая характеристика их такова:

– информационная, ознакомительная, которая освещает деятельность системы и информирует:

а) образовательные структуры – с временными и прогнозируемыми образовательными потребностями населения, государственных, муниципальных производственных структур,

б) население с потребностями экономики конкретной территории в кадрах и имеющимися возможностями получения до профессионального, профессионального образования, повышения квалификации и общекультурного уровня.

– диагностическая функция, изучающая и определяющая:
а)образовательные потребности населения в целом, отдельных социальных групп и индивидуальных возможностей в обучении,
б)      уровень подготовки участников образовательного процесса, либо людей приступающих к обучению. Диагностирование уровня подготовки часто заменяется проведением контрольных работ и срезов, в инновационных учреждениях – это тесты. Но необходимо еще и психологическое определение уровня готовности, отсюда – привлечение психологических служб для диагностирования.

– ориентированная функция может быть реализована после «включения» информационной в виде рекомендаций:

а) населению – по выбору образовательных услуг и учебного заведения с учетом личностных образовательных потребностей и возможностей, государственных и производственных интересов и требований,
б)государственным, муниципальным, производственным и общественным структурам – по модификации их образовательных требований,

в) образовательным учреждениям – по содержанию, методам, формулам, организации обучения в зависимости от модификаций образовательных потребностей населения, государственных, муниципальных, производственных, общественных и иных структур.

– прогностическая функция определяется и проявляется в отслеживании тенденций и выдаче прогнозов развития образовательных потребностей населения. В целях закрепления данной функции за органом управления образованием необходимо создание при этом органе новых структур: социологических центров, отделов прогнозирования и мониторинга и т.п.

Актуальной становится проблема мониторинга как системы контроля за качеством деятельности в территории. И органы управления образованием должны взять на себя комплексный анализ образования в регионе, отработать концентрируемые подходы к созданию системы социально-педагогического мониторинга образовательных структур на основе взаимодействия органов управления образованием, культуры, здравоохранения, правопорядка. Подобная модель направления на создание единого информационного поля для принятия администрацией оптимальных управленческих решений.
Происходящие в настоящее время изменения в России усложнили положение школы в том числе. Инновации в образовании позволяют школе не только удерживаться на плаву в это трудное время, но и развиваться. Но очень важно именно сегодня не насытить школу не имеющими продолжения нововведениями, а создать системные связи, эффективно управлять инновационными процессами, а именно: своевременно вскрывать противоречия в системе образования, определять проблемы и преодолевать их через введение новых элементов. В этом плане существенным является создание инновационных форм – институтов в составе классических университетов, в том числе гуманитарных институтов.

4 уровень – организационный – школьное управление.
Школьное образование проходит в настоящий момент этап децентрализации. Происходит отказ от старых схем воздействия на школу и внутри нее. Основными направлениями при этом остаются развитие связей и взаимодействия между школой и обществом, администрацией и педагогическим коллективом, учителями, учащимися и родителями. В результате преобразований происходит отчасти перераспределение ролей участников образовательного процесса, расширение круга участников управления. Успешное руководство школой предполагает внимание к мотивациям педагогов, внедрение в школьную практику различных проектов и программ, направленных на совершенствование профессионального мастерства учителя, поддержку новаторских начинаний. Педагогические коллективы стремятся выработать новые, отвечающие современным реалиям понимания сущности воспитания и его возможностей в кризисном обществе. В центр ставится воспитание конкретной личности, интенсивно распространяются научно обоснованные представления о развивающейся личности ребенка как цели, объекте, субъекте, результате воспитания.

Отличительная особенность новых тенденций – самостоятельность в принятии решений от учителя до руководителя. Но для этого еще необходимы переориентация общеобразовательного сознания, переподготовка педагогических кадров на всех уровнях. В особенности, если речь идет об управлении инновационными процессами, либо инновационными учреждениями.

Определяется и новый тип руководителя, который находится в постоянном творческом движении, поиске. Что отличает этот тип? Открытость к новому, готовность к изменению, гибкое мышление, ориентация на информацию, эффективное прогнозирование, разносторонняя образованность, высокий профессионализм [30].

Система управления инновационной деятельностью в Российской Федерации не удовлетворяет современным требованиям времени. Приоритетным направлением развития научного потенциала выступает создание на основе адекватной рыночным условиям экономической теории принципиально новой системы управления инновационной деятельности на всех уровнях национальной экономики.

Инновация является объективной экономической категорией, одним из элементов системы производственных отношений, конституирующим элементом управления в инновационной экономике. Методологически с точки зрения соотношения категорий управления и нововведения необходимо исходить из положения о том, что важнейшими формами реализации нововведений являются инновационное управление и самоуправление[44].

Анализ деятельности всех 4-х управленческих уровней в новых условиях позволил выделить ряд принципов, которые могут лечь в суть модели управления развитием образования и, в частности, инновационными процессами в образовании. Эти системообразующие принципы можно сформулировать так:

1)     децентрализация управления,

2)     четкое разграничение полномочий между всеми управленческими звеньями,

3)     обеспечение связи между органами управления по вертикали и горизонтали,

4)     соблюдение самостоятельности в действиях каждого уровня, нормативное обеспечение их прав, принятие решений в пределах компетенции каждого уровня,

5)     широкое использование форм демократии (привлечение общественных органов, организаций, участников процесса к обсуждению проблем),

6)     ответственность органов управления перед управляемой системой,

7)     ориентация управления не на процессы деятельности, а на конечный результат,

8)     организация контроля, анализа и прогноза за состоянием всех элементов системы, быстрое реагирование на отклонения в системе, как положительные, так и отрицательные,

9)     результативное соединение методов и процессов управления инновационной деятельностью. Реализация данных принципов должна быть обеспечена:

  • нормативно-правовой базой;
  • гарантиями прав и свобод личности;
  • механизмами реального и ответственного участия всех субъектов педагогического процесса в принятии и реализации решений;
  • готовностью всех субъектов к участию в управлении;
  • механизмом информационного обеспечения системы о решениях и механизмах исполнения и реализации решений органа управления образованием.

Развитие инновационных процессов, при их активном внедрении в систему, все же тормозится. Имеется немало интеллектуальных наработок концепций развития инновационных моделей. Но они разобщены и не систематизированы. Отсюда одна из основных задач – создание единого информационного пространства, оформление отдельных инициатив в общественно-педагогическое исследование, выработка общих принципов управления инновациями, системой образования, находящихся в постоянном поиске и внедрении инноваций[34].

Наиболее существенными, на наш взгляд, на настоящем этапе являются следующие функции управления в инновационном образовании:

– способность к индивидуализации, т.е. умение согласовать потребности учащихся, из возможности, конкретные обстоятельства, разрабатывать соответствующее программное обеспечение;

– способность предложить, как специфические предметные программы, так и включить в курс обучения более широкий спектр социальных и развивающих программ;

– способность моделировать образовательное пространство в зависимости от творческих способностей учащихся.

При этом управление можно рассматривать как условие, обеспечивающее инновационный образовательный процесс. Именно управление, грамотное и эффективное, определяет идеологию образования территории. При этом управление образованием специфично, т.к. конечной целью и ядром образовательного процесса является человек.

Так схематично основные функции управления при формировании инновационной системы образования можно представить следующим образом (рис.1).

Рисунок 1

Функции управления при формировании инновационного образования

 

Однако практика показывает, что даже при наличии развитого стремления к модернизации действующих систем управления их субъекты не обладают видением вариативных образов желаемого будущего, для многих субъектов управления образованием вычленением проблем управления само является проблемой. Есть проблемы, являющиеся общими для всех уровней управления. Особое внимание уделяется здесь проблемам качества управления образованием, качества реализации функций управления по отношению к функционированию и развитию управляемых объектов, а также проблемы качества деятельности по созданию, обеспечению функционирования и развития (саморазвития) самих систем управления (т.е. проблемы организации управления, управления управлением или метауправления в системах управления образованием)[34].

Исследование системы управления образованием в Российской Федерации позволяет сделать вывод, что она еще весьма далека от совершенства, в первую очередь это обусловлено недостатками правового обеспечения государственного управления образованием, а именно отсутствует необходимый набор средств, прежде всего правовых, гарантирующих реальное осуществление права личности на образование. Так, не установлена должным образом юридическая ответственность за правонарушения в области управления образованием[43].

Серьезные проблемы в области управления государством инновационных процессов в сфере образовании России следует рассматривать как результат экономического и общественного развития страны в контексте мирового развития. К числу таких проблем относится:

– повышение значимости образования в связи с глобализацией мировой экономики и переходом стран лидеров к инновационной экономике, основанной на знаниях;

– повышение требований к качеству подготовки специалистов и устранение разрыва между требованиями рынка и уровнем, и содержанием подготовки выпускников учебных заведений;

– повышение требований к эффективности использования результатов научной деятельности для увеличения доли России в мировом совокупном интеллектуальном продукте;

– создание механизмов поддержки инновационной деятельности;

– разработка новой модели академического знания, основанной на прикладном контексте знаний, трансдисциплинарности, организационном разнообразии форм образования и социальной ответственности за производимое знание;

– формирование нового стратегического мышления в управлении учреждениями образования.

В условиях перехода к постиндустриальной цивилизации, появления технологических систем, соединяющих технологические и социальные инновации в социотехнический процесс, становятся приоритетными проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов[4].

Определенная правовая неурегулированность сложившихся общественных отношений в области образования, противоречивость, заметная устарелость ряда норм законодательства об образовании приводят к неэффективности государственного управления и самоуправления. Среди реально осуществляемых функций государственного управления системой современного российского образования отсутствуют такие, как стратегическое планирование и прогнозирование образования. Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации не предусматривается реализация этих важнейших управленческих функций. Одним из следствий названных недостатков системы управления является неустойчивость самой системы образования, которая на протяжении последних пятнадцати лет постоянно подвергается модернизации, и несовершенство системы управления ею.

В условиях перехода к постиндустриальной цивилизации, появления технологических систем, соединяющих технологические и социальные инновации в социотехнический процесс, становятся приоритетными проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов[6].

Отсюда можно выделить ряд общих дефектов систем управления[35]:

  • недостаточную целеустремленность управления, его нецелевой характер. Это проявляется не только в отмеченных выше недостатках в определении конечных целей образовательных систем и процессов, но и в неразработанности многих стандартов, нормативов, эталонов, без которых крайне трудно определить результативность образовательных и обеспечивающих процессов;
  • реактивный, запаздывающий характер управления, отсутствие механизмов превентивного, опережающего реагирования на возникающие проблемы и благоприятные возможности;
  • недостаточное развитие обратной связи в управлении, слабость контроля за исполнением принятых управленческих решений;
  • недостаточная системность управления, проявляющаяся в слабых связях между элементами коллективного субъекта управления (прежде всего горизонтальных), снижающий общий КПД систем управления;
  • недостроенность подсистем управления, ответственных за развитие управляемого объекта, отставание реальных возможностей управления развитием от провозглашаемых инновационных намерений;
  • недостаточная конкретность управления, неготовность систем управления строить управленческие воздействия наилучшим образом для данных конкретных обстоятельств, неосвоенность ситуационного подхода в управлении;
  • несбалансированность действий подсистем системы управления, специализирующихся на обеспечении: функционирования управляемого объекта, его развития и саморазвития управляющей системы;
    низкая наукоемкость управления, слабая ориентация на научные подходы в управлении [34].

Эти и другие недостатки систем управления являются в свою очередь следствием невыполнения или некачественного и несвоевременного выполнения конкретных управленческих функций:

  • анализа и прогноза изменений внешней среды и социального заказа на образование;
  • проблемного анализа состояния дел в управляемых объектах; стандартизации и регламентации деятельности образовательных систем, оценки их кадров;
  • диагностики потребностей и возможностей учащихся; выработки и формулирования общих ценностей и целей, вытекающих из потребностей объектов управления;
  • организации проектирования и освоения на практике новых моделей образовательных систем и процессов, образовательных учреждений разных видов;
  • планировании и организации информационного обеспечения;
  • учета и статистики в системах образования;
  • проверки исполнения принятых решений;
  • установления координации и налаживания кооперации между элементами систем и организаций образования;
  • координации отдельных инновационных процессов в управляемых объектах;
  • стимулирования инновационной деятельности;
  • экспертизы результатов образовательной и обеспечивающей деятельности;
  • комплексной экспертизы образовательных систем и организации;
  • экспертизы исследовательских, экспериментальных, инновационных проектов и их реализации;
  • организации программно-методического и материально-технического обеспечения.

Недостаточно качественная реализация управленческих функций предопределена недостатками организационных структур и организационных механизмов управления[34].

  • Организационным структурам действующих систем управления

образованием присущи следующие наиболее распространенные недостатки[15]:

  • эти структуры являются недостаточно гибкими, подвижными;
  • они не отражают всей необходимой для реализации потребностей

объектов в управлении полноты состава управленческих функций;

  • в рамках оргструктур не найдено оптимальное соотношение между функциями (а также мощностью подразделений), нацеленными соответственно на обеспечение функционирования и развития объектов;
  • в оргструктурах недостаточно развиты горизонтальные связи между подразделениями, что приводит к дублированию, несогласованности в действиях, перегрузке верхних уровней управления;
  • наблюдается недостаточная специализация управленческих функций (особенно на внутриорганизационном и муниципальном уровнях);
  •         имеет место недостаточная кооперация управленческого труда в
  • в системах управления имеют место ситуации внутренней конкуренции и конфликты между подразделениями, что свидетельствует о несогласованности между частными и общими интересами;
  • структуры управления не имеют целевого характера, они не ориентированы на конкретные конечные результаты;
  • наблюдается несоответствие между полномочиями и ответственностью различных субъектов управления, особенно в ходе делегирования задач и работ с верхних уровней на нижние;
  • мощность и реальная значимость отдельных подразделений аппарата управления (особенно на региональном уровне) часто не соответствует заявленным приоритетам (например, часто имеет место явная гипертрофия органов, курирующих школьное образование при провозглашенном приоритете дошкольного);
  • общее разнообразие типов имеющихся оргструктур управления отстает от реального многообразия объектов и потребностей, крайне редко встречаются проектные, программно-целевые структуры.

Недостатки организационных структур в известной мере могут быть объяснены недостатками условий управленческой деятельности, необходимых для ее осуществления ресурсов:

  • недостаточную квалификацию управленческих кадров;
  • недостаток финансирования (многие управленцы склонны объяснить этим обстоятельством все проблемы и видят только в его преодолении главное условие их решения);
  • недостаток информационного обеспечения;
  • недостаток научно-методического, концептуального обеспечения управленческой деятельности, управленческой образования;
  • недостатки нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности;
  • недостаточное внимание к управлению образованием, низкий социальный статус и престиж управленческого труда в отрасли.

Преодоление недостатков и дефектов в системах управления инновационным образованием, некачественно реализованных функций управления, недочетов организационных структур и механизмов управления инновационным образованием, рассмотренных в данном параграфе, позволят усовершенствовать систему управления и заявить об инновационной системе управления инновационным образованием[39].

 

Выводы к первой главе

 

На основании исследования проблемы управления инновационными процессами в образовании на современном этапе и ее анализа можно сделать следующие выводы:

  1. Инновационное образование – это совокупность новых образовательных идей, технологий, процессов, которые целенаправленно изменяют систему образования, требующую эффективных средств в целях адаптации к изменениям системы, т.е. требующую инноваций и в управлении. Отсюда можно говорить, что управление инновационными процессами в образовании является особым видом управления, инновационным управлением.
  2. Наука об управлении направлена всецело на конструктивное преобразование и совершенствование управленческой практики. А создание принципиально новых систем управления по сути своей есть эксперимент, т.е. инновация.
  3. Исторически управление системой образования нашей страны менялось, традиционные административные функции управленческих структур становились второстепенными, а главными объектами управления становятся теперь инновационные процессы в образовании.
  4. Управление образованием в стране осуществляется на 4-х основных уровнях, на всех уровнях реализуются основные принципы, которые являются сутью модели управления развитием образования и инновационными процессами, в частности. К системообразующим принципам относятся децентрализация управления, разграничение полномочий между управленческими звеньями, соблюдение самостоятельности в действиях каждого уровня, нормативное обеспечение их прав, ответственность органов управления перед управляемыми системами, ориентация на конечный результат, организация контроля за состоянием всех элементов системы, результативное соединение методов и процессов управления инновационной деятельностью.
  5. Управление можно рассматривать как условие, обеспечивающее инновационный образовательный процесс. Существенными функциями управления инновационным образованием могут являться: способность реализовывать составные образовательные цели, способность к усложнению, способность к организованному развитию, способность предложить вариативное образование, отсюда – способность к инновации в образовании.
  6. Несмотря на прогрессивные тенденции в развитии систем управления образованием, есть ряд недостатков в управлении системой, которые, в свою очередь, являются следствием невыполнения или некачественного и несвоевременного выполнения конкретных управленческих функций: нецелевой характер управления, отсутствие механизмов опережающего реагирования, слабость контроля за выполнением управленческих решений, недостаточная системность, недостаточная конкретность, недостроенность подсистем управления и недостаточная конкретность управления.
  7. Организационные структуры действующих систем управления должны обладать следующими свойствами: гибкостью и подвижностью, соответствием функций субъектов управления их целям, соответствие системы структуре и функциям, разумные и оптимальные рамки контроля, кадровое и ресурсное обеспечение, внутриорганизационная специализация, соответствие между полномочиями и ответственностью различных субъектов управления.
  8. Условиями для полноценной и практико-ориентируемой управленческой деятельности являются: высокая и необходимая квалификация управленческих кадров, достаточное финансирование, информационное, концептуальное, научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение.
  9. Качественная реализация функций управления, продуманная и соответствующая организационная структура, и механизм управления позволяют усовершенствовать систему управления образованием и говорить об инновационном характере управления инновационным образованием[29].

1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф