1 2
Глава 2. Опытно-поисковая работа по управлению инновационным процессом «Робототехника» на примере МБДОУ «Детский сад №132» г. Ижевска
2.1. Анализ деятельности детского сада по управлению инновационным процессом «Робототехника»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №132».
Цель деятельности детского сада: «…создание условий развития ребенка,
открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности…» [53, с. 17].
Образовательный процесс основан на комплексно-тематическом принципе планирования деятельности, содержание планирования в каждой возрастной группе строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей контингента детей групп и с учетом имеющихся ресурсов. Разработана система педагогического мониторинга уровня развития детей, путем статистического документирования.
В практику деятельности дошкольной образовательной организации введены и реализуются следующие инновационные технологии:
- информационно-коммуникативные технологии — ИКТ;
- технология детского экспериментирования;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- метод проектов;
- зровьесберегающие технологии.
В основе данных технологий лежит личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса, обеспечивающее саморазвитие субъектов.
Наряду с инновационными, педагоги также используют в деятельности и
традиционные, зарекомендовавшие себя технологии и методики:
- технологии и методики развития речи детей;
- технологии валеологического и экологического развития детей;
- игровые образовательные технологии;
- технологии безопасной жизнедеятельности.
Для оценки параметров использовали метод изучения документации,
посещения педагогического совета, а при анализе кадровых условий также использовали методы: анкетирование и тестирование педагогического коллектива. В результате чего выявлено следующее:
- присутствует широкое делегирование полномочий и расширение степени
участия сотрудников и родителей в управлении развитием дошкольной образовательной организации;
- организована развитая система самоуправления за счет создания коллегиальных органов, созданных из числа педагогов-новаторов,совершенствующих деятельность детского сада в единстве управленческого
и научно-исследовательского аспектов;
- в настоящее время разрабатывается нормативно-правовая база, регламентирующая инновационную деятельность в дошкольной образовательной организации;
- изменяется алгоритм проведения внутреннего контроля за качеством
образования, внедрения его новых форм, делегирование контрольных
функций.
В таблице 2 представлено распределение педагогических кадров по владению педагогическими технологиями, методиками образования и развития детей дошкольного возраста.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод:
Распределение педагогических кадров по владению педагогическими технологиями, методиками образования и развития детей дошкольного возраста
Таблица 2
Всего педагогов 10 (100%) | Владеют ИКТ | Владеют технологиями личностно-ориентированного подхода | Владеют здоровье сберегающими технологиями | Владеют технологиями проектной деятельности | Владеют технологиями познавательно – исследовательской, экспериментальной деятельности | Владеют основными методиками образования и развития детей дошкольного возраста |
В совершенстве | 6 (60%) | 5 (50%) | 8 (80%) | 8 (80%) | 5 (50%) | 8 (80%) |
Частичное использование | 4 (40%) | 5 (50%) | 2 (20%) | 2 (20%) | 5 (50%) | 2 (20%) |
Не владеют | — | — | — | — | — | — |
- 60 % педагогов используют в своей деятельности инновационные технологии, владеют ими;
- 40% владеют данными технологиями частично, не используют их в системе,
что говорит о недостаточно высоком уровне творческого потенциала педагогических кадров.
С целью определения уровня готовности педагогов к инновационной
деятельности были подобраны следующие психодиагностические методики:
- Анкета «Отношения к инновациям» (см. Приложение 1).
- Тест «Удовлетворённость работой» Н.П. Фетискин (см. Приложение 2).
- Анкета для воспитателей и специалистов «Потребности и мотивации
педагогической деятельности».
Цель проведения методик: изучение уровня готовности педагогов к внедрению и реализации программно-методического обеспечения по управлению инновационным процессом «Робототехника».
Задачи:
1) выявить уровень развития отдельных показателей готовности педагогов к
инновационной деятельности по направлению «Робототехника»;
2) определить степень развития творческого и профессионального потенциала;
педагогов, возможные трудности при освоении инновационных технологий
по инновационному процессу «Робототехника»;
3) спрогнозировать динамику профессионального роста педагогов по внедрению инновационного процесса «Робототехника».
В исследовании принимали участие 10 педагогов.
Результаты анкеты «Отношение к инновациям», мы получили следующие
данные, представленные в таблице 3:
Таблица 3
Результаты анкетирования педагогов «Ваше отношение к инновациям»
Позитивное отношение | Отношение с опаской | Негативное отношение |
90% | 10% | 0% |
Таким образом, к внедрению инновационных процессов положительно относятся 90% педагогов.
Из числа тех, кто относится к нововведениям с опаской (10%), можно
выделить молодых педагогов, получающих среднее специальное образование и ещё достаточно неуверенных в собственных профессиональных способностях.
Какие же условия влияют на отношение педагогов к нововведениям?
Позитивные условия:
- неудовлетворённость результатами образовательного процесса;
- потребность в творчестве, осознание происходящих перемен в обществе;
- положительная оценка творческих возможностей коллег;
- совпадение собственных воззрений с целями нововведений, наличие
собственных идей, применимых в инновационном процессе;
- высокая степень информированности о достижениях педагогической науки;
- демократический стиль отношений в коллективе;
- практический опыт инновационной деятельности.
В результате анализа результатов теста «Удовлетворённость работой» мы
получили следующие результаты:
Педагоги удовлетворены и вполне удовлетворены:
- дошкольным учреждением — 90%;
- работой — 80%;
- материально-технической базой — 70%;
- стилем взаимоотношений с руководителем — 60%;
- профессиональной компетентностью методистов — 70%;
- взаимоотношениями с коллегами по работе — 80%;
- психологическим климатом в коллективе — 80%;
- тем, как вы можете использовать свой опыт и способности — 80%.
Педагоги не удовлетворены:
- учебно-методическим оснащением — 40%;
- работой — 20 %;
- материальными и моральными стимулами — 40%.
Разделились мнения по утверждению «поиск новой работы»:
- будут не удовлетворены поиском новой работы — 80%;
- будут удовлетворены поисками новой работы — 20%.
В то же время выявлена проблема: отсутствие единой программы управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Научно-методическое обеспечение представлено основной общеобразовательной программой дошкольного образования, парциальными
программами по различным направлениям развития детей, годовым планом (на каждый учебный год), рабочими программами на каждую возрастную группу и перспективным планированием, системой контроля за образовательным процессом.
Для достижения высоких результатов и успешному переводу детского сада из режима функционирования в режим развития был внедрен в практику инновационный процесс «Робототехника».
Цель управления инновационными процессами в дошкольной организации, в частности «Робототехника», – изменение свойств педагогической системы образовательной организации, вследствие чего она становится способной достигать более высоких результатов образования. При управлении инновационными процессами происходит изменение компонентов образовательного процесса: целей, содержания образования, форм, методов,
технологий, средств обучения, системы управления и т.д. Изменяя традиционную управленческую систему, инновационная деятельность выделяет педагога и воспитанников, руководителей, старших воспитателей дошкольной образовательной организации, их профессиональны запросы и потребности.
Для внедрения инновационного процесса « Робототехника» была создана,
материально-техническая база в дошкольном образовательном учреждении.
Далее проведем небольшой анализ управления инновационным процессом «Робототехника», который на сегодня применяют в МБДОУ «Детский сад №132».
На сегодня содержание инновационного процесса «Робототехника» обеспечивает развитие личности ребенка дошкольного возраста, его мотивации и способностей, охватывая следующие образовательные области:
1.Познавательное развитие.
Развитие у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации;
Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о программировании и свойствах технических средств (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Использование «Робототехники» для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами. Измерение времени. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление
взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона.
Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.
2.Социально-коммуникативное развитие. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы. Подготовка и
проведение демонстрации модели. Участие в групповой работе в качестве
«мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами. Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы.
- Речевое развитие. Общение в устной форме с использованием специальных терминов. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить схему рассказа. Написание сценария с диалогами с
помощью моделей. Описание логической последовательности событий,
создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей.
Управление инновационным процессом «Робототехника» в среднем
дошкольном возрасте МБДОУ «Детский сад №132» представлено в три
этапа.
- На первом этапе: изучение деталей конструктора и способов их соединения.
Обучения дети рассматривают основные компоненты конструктора ЛЕГО – сами детали, вертушки, датчик наклона, датчик движения, моторчик, закрепляют представления о величине деталей, цвете, размере и количестве, знакомятся с конструктором, со схемами сборки «Умных игрушек», закрепляют технологию конструирования.
- На втором этапе: конструирование моделей. Создание, постройка, сборка «Умных игрушек». Основной акцент на развитие логико- математических представлений детей здесь идет через работу по алгоритму.
Развиваются умения выбирать и отсчитывать предметы из большого количества деталей по образцу и количеству; определять направление присоединения деталей.
Формируется представления о связи между диаметром зубчатого колеса и
оси, скоростью вращения. Закрепляются повторно цвет, форма, размер деталей, пространственная ориентировка (слева, справа, вверху, внизу), формируются представления о симметрии. В процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование, сюрпризные моменты, что близко для детей дошкольного возраста, основано оно на действенном развитии, а в
формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, который с успехом реализуется в данной технологии.
- На третьем этапе: презентация результатов, является самым интересным – это программирование с использованием ноутбука заданного поведения модели (т.е., создание алгоритма действия «Умной игрушки»). На этапе создания такого алгоритма дети учатся излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Они измеряют расстояние для движения игрушки.
Используют числа для задания продолжительности звуков и работы мотора по часовой стрелки и против часовой стрелки. Устанавливают взаимосвязь между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. В качестве самоконтроля после сборки модели дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение её конструкции. То есть, если модель собрана неверно, она не сможет выполнять запрограммированные действия. В этом случае они заменяют детали, исправляя свои ошибки. В содержание инновационного процесса «Робототехника» входит формирование представлений о:
- деталях конструктора и способах их соединения;
- устойчивости модели в зависимости от ее формы и распределения веса;
- зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных
элементов;
- использовании устойчивых построек для поддержки движущихся элементов;
- связях между формой конструкции и ее функциями.
3.Глава Программно-методическое обеспечение по управлению инновационным процессом «Робототехника» в дошкольной образовательной организации
Одним из направлений в управлении инновационными процессами в дошкольной образовательной организации является «Робототехника».
Робототехника – такая работа с детьми, т.е. деятельность, порождающая нечто новое, неповторимое и уникальное. А техническое творчество – это вид деятельности по созданию технических средств, вид творческой деятельности, ведущей к созданию значимых духовных продуктов – знаний, используемых в будущем во многих сферах производства.
МБДОУ «Детский сад №132» в основном используют традиционные планы и программы, но они уже переориентированы на современные требования. Для оценки параметров инновационными процессами мы использовали различные методы. Необходимо отметить, что сегодня разработаны комплексно-целевые программы по освоению и внедрению инновационных процессов. Большинство педагогов к внедрению инновационных процессов относятся положительно, есть и, которые относится к нововведениям с опаской – это молодые педагоги, которые получили среднее специальное образование и ещё достаточно не уверенны в собственных профессиональных способностях.
Также нами выявлена недостаточность научно-методического обеспечения управлением инновационным процессом «Робототехника». Для этого был разработан и внедрен инновационный процесс «Робототехника» с основами конструирования для детей дошкольного возраста, которое способствовало расширению возможностей для творческого поиска, стимулировало инновационную деятельность педагогов, создавало и обеспечивало условия для развития технического творчества, формировало научно-техническую профессиональную ориентацию, личностных, регулятивных, коммуникативных, действий у педагогов дошкольной образовательной организации. Но при внедрении была выявлена недостаточность в программно — методическом обеспечении по управлению инновационным процессом «Робототехника»
Пояснительная записка
Сегодня в мире наблюдается бум робототехнических состязаний для детей и молодежи, включение программ обучения робототехнике, мехатронике, программированию в учебные планы школ, вузов, средних профессиональных учебных заведений, а также детских садов.
Занятия робототехникой, общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций, овладения детьми дошкольного возраста новыми навыками и расширения круга их интересов.
Программно-методическое обеспечение «Робототехника» – не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный
инструмент. Робототехника уже показала высокую результативность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Программно-методическое обеспечение помогает детям старшего дошкольного возраста в последующем адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более результативным.
Подобные занятия – это своеобразная тренировка навыков. На этом этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране. Образовательная организация поддерживает и направляет талантливых детей, помогает им реализовывать свой потенциал и талант.
Lego-конструирование и робототехника в детском саду решают несколько
задач:
- познавательную: развитиепознавательногоинтереса к Legо — конструированию и робототехнике;
- образовательную: формирование умений и навыков конструирования,
приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике;
- развивающую: развитие творческой активности, самостоятельности в
принятии оптимальных решений в различных ситуациях, формирование
внимания, оперативной памяти, воображения, мышления;
- воспитательную:воспитаниеответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Актуальность и новизна программно-методического обеспечения по управлению инновационным процессом «Робототехника»
Актуальность программно-методического обеспечения вызвана:
- необходимостью вести образовательную работу с детьми в естественнонаучном направлении;
- востребованность развития широкого кругозора детей старшего дошкольного возраста и формирования предпосылок основ инженерного
мышления;
- отсутствие образовательной деятельности, направленной на формирования
навыков начального программирования;
Новизна программно-методического обеспечения по данному инновационному процессу заключается в исследовательско-технической
направленности обучения, которое базируется на новых информационных
технологиях, что способствует развитию информационной культуры и
взаимодействию с миром технического творчества.
Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты
особенно важно для детей старшего дошкольного возраста, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Программно-методическое обеспечение отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования – развитие научно- технического творчества детей в условиях модернизации производства .
Цель программно-методического обеспечения по управлению инновационным процессом «Робототехника» – это создание и обеспечение
условий для развития технического творчества, личностных, регулятивных,
коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста средствами конструирования и робототехники.
Реализация программно-методического обеспечения будет обеспечиваться за счет комплексного выполнения мероприятий программно- методического обеспечения по управлению инновационным процессом «Робототехника», направленных на:
- определение и развитие склонности и способности к изучению математики и логическому мышлению;
- мотивация и пробуждение интереса к техническому творчеству иобразованию;
- формирование навыков практической деятельности;
- развитие системы профориентационной работы с детьми дошкольного возраста.
Задачи программно-методического обеспечения по управлению инновационным процессом «Робототехника»
- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в
жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством
технических средств;
- приобщать к научно-техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа
данных;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного
поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми
при конструировании робототехнических моделей
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других
людей и его результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Принципы реализации программно-методического обеспечения по управлению инновационным процессом «Робототехника»
Программно-методическое обеспечение основывается на следующих принципах:
- обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
- поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в продуктивной творческой деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
Методические особенности реализации программно-методического
обеспечения по управлению инновационным процессом «Робототехника»
Программно-методическое обеспечение по управлению инновационным
процессом «Робототехника» предусматривает:
- Lego DUPLO:
- Знакомство с различной техникой и элементарными механизмами;
- Разыгрывание множество разных сюжетов;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Приобретение первых навыков работы по инструкции; построение историй;
- Развитие устной речи;
- Обучение самоорганизации и самоконтролю;
- Развитие творчества и мелкой моторики;
- Обучение основам арифметики.
- LegoSystem:
- развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков;
- творчество и самовыражение;
- работа в команде;
- Возможность коллективного творчества;
- Познание окружающего мира.
- Построй свою историю:
- Развитие фантазии и творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков и мелкой моторики;
- Основы конструирования;
- Развитиелогикии приобретение навыков практического решения технических задач.
- Приобретение знаний по основным дисциплинам начальной школы;
- Умение работать в команде;
- Развитие творческих, речевых и логических способностей в команде и
самостоятельно.
- «ПервоРоботLegoWeDo»:
- Знакомство с принципами роботостроения;
- Приобретение навыка проектирования и решения технических задач;
- Развитие логики;
- Опыт программирования;
- Изучение и применение на практике наипростейших понятий физики,
механики, математики.
- Увлекательная математика и механизмы:
- Изучение математики;
- Приобретение и развитие навыков решения задач;
- Умение работать в команде.
Функция контроля программно-методического обеспечения по управлению инновационным процессом «Робототехника».
Анализ.
- Выделение индикативных показателей.
- Входной мониторинг сформированности информационной компетентности
детей старшей и подготовительной групп.
- Определение роли и места курса.
Планирование.
- Построение системы учебных задач.
- План работы педагога на учебный год.
Организация – выбор улучшенных технологий, методов, форм и средств
организации обучения основам робототехники.
Контроль – выбор современных технологий, методов, форм и средств
организации обучения основам робототехники.
Коррекция, при необходимости:
1) коррекция состава индикативных показателей;
2) коррекция самообразования педагога.
Критерии успешности программно-методического обеспечения:
Для того чтобы программно-методическое обеспечение по управлению
инновационным процессом «Робототехника» стало действенным, нужно
создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети)
нашли свое место, с удовольствием относились к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях.
Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии успешности программно-методического обеспечения по управлению инновационным процессом «Робототехника»
- постановка реальных целей и планирование результатов;
- заинтересованность педагогов и детей в реализации программно- методического обеспечения по управлению инновационным процессом «Робототехника», благоприятный психологический климат;
- удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- творческое сотрудничество взрослых и детей;
- творческий подход воспитанников и воспитателей к изучению робототехники.
Показатели успешности реализации программно-методического
обеспечения по управлению инновационным процессом «Робототехника»
Успешность реализации программно-методического обеспечения по
управлению инновационным процессом «Робототехника» оценивается по
следующим показателям:
- количество детей, занимающихся робототехникой;
- количество педагогов, повысивших уровень квалификации;
- сохранение контингента детей, обучающихся по программно-методического
обеспечения по управлению инновационным процессом «Робототехника».
- презентация результатовреализации программно-методического обеспечения по управлению инновационным процессом «Робототехника».
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Управление инновационным процессом «Робототехника» в МБДОУ «Детский сад №132» имеет определенную и конкретную цель: управление и внедрение инновационных процессов в инфраструктуру дошкольной образовательной организации, что предусматривает развитие начального технического творчества воспитанников в условиях инновационного перехода на ФГОС ДО.
- Развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка
при освоении данной программы происходит за счёт прохождения через
разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно
него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального
решения этих задач.
- Программно-методическое обеспечение предусматривает занятия с детьми
5-7 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей
детей заниматься робототехникой.
- Формы управления инновационным процессом по направлению «Робототехника» в МБДОУ «Детский сад№132»: административно-хозяйственная, и программно-целевая.
- Управление процессом внедрения и реализации программно-методического обеспечения по управлению инновационным процессом «Робототехника» включает следующие управленческие функции: анализ, планирование, организация, контроль, коррекция.
Заключение
Нововведение, как процесс, не может считаться полностью завершенным,
если оно остановилось на одной из этих стадий. В свою очередь жизненный
цикл новшества может быть принят в структуре этапов и форм. Но может
прекратиться на стадии потребления, если не сомкнется с нововведением.
Инновационный процесс – это методически выстроенная цепь определенных событий, в результате которых инновация проходит путь от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется на практике и общественной деятельности. Дошкольная образовательная организация представляет собой образовательную организацию, осуществляющую в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определяется порядок закрепления за дошкольной организацией
объектов, источники финансирования, а также порядок комплектования групп дошкольной образовательной организации различной направленности.
Важным в системе управления дошкольной образовательной организации
является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников
педагогического процесса в управление. Как можно заметить, управленческая деятельность по своему характеру является деятельностью исследовательской и строится на основе отбора и анализа педагогической и управленческой информации.
Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства.
Образовательная робототехника, как новая область в образовании,
является на сегодняшний день лучшим способом обучения актуальным практическим навыкам учащихся, позволяет на практике применить знания,
полученные на занятиях естественно-математического и технологического
циклов, органично вписывается в требования новых ФГОС и активно
продвигается в системе образования России. Для внедрения робототехники в образовательное пространство дошкольной образовательной организации необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, имеющийся в образовательной организации. Для этого необходимо опираться на существующие формы и методы направления в управлении инновационными процессами по направлению «Робототехника». Проанализировав деятельность дошкольного образовательного учреждения по управлению инновационным процессом по направлению «Робототехника» можно сказать, что существующие подходы к организации методической работы не в полной мере сориентированы на процесс обновления дошкольного образования. То есть, система методической работы на сегодняшний день является несоответствующей тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги дошкольной образовательной
организации.
В практику деятельности детского сада введены и реализуются следующие инновационные технологии: информационно-коммуникативные технологии — ИКТ; технология детского экспериментирования; познавательно- исследовательская деятельность; метод проектов; зровьесберегающие технологии.
В детском саду реализуется инновационный процесс «Робототехника»,
который имеет определенную и конкретную цель: управление внедрением
инновационных процессов в инфраструктуру дошкольной образовательной
организации, функционирование в дошкольной образовательной организации
муниципального базового Центра развития начального технического творчества воспитанников в условиях инновационного перехода на ФГОС
дошкольного образования. Формы управления инновационным процессом по направлению «Робототехника» в МБДОУ «Детский сад №132»: административно-хозяйственная, и программно-целевая.
Методы управления инновационным процессом: познавательный, метод
проектов, систематизирующий, контрольный, также предусмотрена групповая работа.
Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности
выполнения учебного задания (справился или не справился).
Итоговый контроль по управлению данным процессом в виде состязаний роботов, проектных заданий, творческого конструирования, защиты презентаций.
Нами разработано программно-методическое обеспечение по управлению
инновационным процессом «Робототехники» для данного детского сада, которое направлено на развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка за счёт прохождения через разнообразные
интеллектуальные, игровые, творческие формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач.
Программно-методическое обеспечение предусматривает методическую
литературу по занятия с детьми 5-7 лет. Набор в группу осуществляется на
основе желания и способностей детей заниматься робототехникой.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Список использованной литературы
1.Алексеева Т.Б. Культурологический подход в современном образовании:
науч.- метод. пособие для магистрантов вузов. СПб.: Книжный дом, 2008.
300 с.
2.Баскаев Р. Инновационный подход к управлению муниципальной системой
образования // Учитель. 2005. №1. С.51-54.
3.Беркалиев Т.Н. Инновации и качество школьного образования: науч.
метод. пособие для пед. инновационных шк. СПб.: Каро, 2007. 144 с.
4.Вайсеро З.В. Инновации в образовании: инновационные педагогические
технологии в образовании // Журнал. Открытый урок. 2007. С.102-107.
5.Вержбицкая, В.В. Образовательные потребности крупнейших стран СНГ //
Стандарты и мониторинг. 2005. С.10-15.
6.Виноградова, Е.Б. Аксиоматический аппарат и законы теории модернизации образования // Инновации в образовании. 2007. С.16-24.
7.Государственный образовательный стандарт общего образования: проект /под ред. Н.Д. Никандрова, А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_1423 (дата обращения 12.07.17)
8.Громовая Н.Н. Некоторые подходы к созданию программы // Образование
в современной школе. 2007. С. 9-12.
- 9. Ильин Г.Л. Философия образования. М.: Вузовская книга, 2007. № 1. С. 16-24.
- 10. Инновации в образовании. Выступление Участников VII-Й Всероссийской дистанционной августовской научно-Практической конференции // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября.
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26. htm (дата обращения 11.05.2017)
- 11. Казакова В.Н. Управление инновационными процессами в дошкольных
образовательных учреждениях: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. С.
16-24.
- 12. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.
СПб.: Речь. 2003. 144 с.
- 13. Каменский А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой // Директор школы. 2006. 93 с.
- 14. Караковский В.А. Ошибки в управлении воспитательной системой / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006. С.19-26.
- 15. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образованием.
Ростов-н/д: Учитель, 2002. Ч. 1. 128 с.
- 16. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: AcademiA, 2009. 255 с.
- 17. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия».
- 176 с.
- 18. Кочетова А.Н. Коллективное педагогическое творчеств: приоритет внутришкольного управления, основа развития школы // Народное образование. 2004. С.72-76.
- 19. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для
вузов. М.: Академия, 2006. 400 с.
- 20. Кузнецов А.Б. Оценка профессионализма воспитателей дошкольных
образовательных учреждений к использованию инноваций: дис. канд. пед.
наук. СПб.: 2007. 178 с.
- 21. Кузнецова Е.Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОО: метод. рекомендации для студентов по курсу «Управление дошкольным образовательным учреждением» М.: ООО ТЦ СФЕРА. 2009. 170 с.
- 22. Кузнецова С.В. Проектирование развития ДОО: метод. пособие. М.: ООО
ТЦ СФЕРА. 2009. 109 с.
- 23. Кузьмичева Е.И. Развитие инновационных процессов в профессиональных педагогических коллективах дошкольных образовательных учреждений: дис. канд. пед. наук. Тольятти. 2000. С. 26- 33, 45-47.
- 24. Лазарев В.С. Управление нововведениями — путь к развитию школы //
Сельская школа. 2004. С.16-18.
- 25. Лазарев В.С. Понятие педагогической и инновационной системы школы //
Сельская школа. 2003. С. 34-36.
- 26. Лазарев B. C., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект,
предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. С. 16-20.
- 27. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2004.
304 с.
- 28. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОО: метод.
пособие. М.: ТЦ Сфера. 2009. 130 с.
- 29. Мациевский Г.О. Инновации и традиции в образовании // успехи
современного естествознания. Педагогические науки 2010. С. 160-162.
- 30. Микляева Н.В. Инновации в детском саду: пособие для воспитателей. М.:
«Айрис пресс» 2009. 140 с.
- 31. Митросенко С.В Управление дошкольным образованием: коллективная
монография. Красноярск: «ЛИТЕРА-принт» 2016. 212 с.
- 32. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие технологии М.: Академия, 2008.
192 с.
- 33. Молчанов С.Г., Яковлева Г.В. Организация инновационной методической
работы в дошкольном образовательном учреждении: метод. рекомендации:
Урал. науч.образоват. центр РАО. Челябинск 2008. С.71.
- 34. Новикова, Т.Г. Условия эффективности инновационной деятельности в
образовании: зарубежный опыт и взгляд на российскую практику // Школьные технологии. 2009. С.25-32.
- 35. Назарова В.М. Управление инновационными процессами // Научно-
технический журнал, 2005. С. 32-36
- 36. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. М., 1998. 381с.
- 37. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. М., 2010. Кн.1. 463 с.
- 38. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М.:
Изд. Центр «Академия» 2012. 432 с.
- 39. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: словарь-справочник. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
- 40. Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) //
Инновации в образовании. 2007. С.18-23.
- 41. Пономарев Н.Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия,
- 208 с.
- 42. Программа курса «Образовательная робототехника». Томск: Дельтаплан.
- С. 12-16.
- 43. Сластенин В.А. Психолого-педагогический практикум. М.: Издательский
центр «Академия», 2007. 224 с.
- 44. Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании», свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-27887 от 04.2007 http://sinncom.ru/content/chemp_mr/index. htm (дата обращения: 17.08.17).
- 45. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до
2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р)
- 46. Тимофеева М.В. Управление ДОУ в аспекте философско- психологического знания // Управление дошкольным образованием, 2003
С. 8-11.
- 47. Типовое положение о дошкольном образовательном учереждении. Утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 25 октября 2011г. № 2562 http://cob.mskobr.ru/files/cob_tipovoe_polozhenie_o_dou.pdf
- 48. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение:
Управление по результатам. М.: Новая школа, 2011. 111 с.
- 49. Толмачева Е. С. Основные понятия и подходы к сущности и содержанию
инновационной деятельности в образовании. Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.).
Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.
- 50. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под
ред. Шамовой Т.И. М.: ИЦ Академия. — 2010. – С. 19-27.
- 51. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая
диагностика развития личности и малых групп: диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. 490 с.
- 52. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. М.: ООО ТЦ «Сфера» 2014. 32 с.
- 53. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: монография, Российская Академия образования. Институт содержания и методов обучения. М.: УНЦ ДО, 2005. 221 с.
- 54. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики // Вестник
МГПУ, 2010, С. 8-10.
- 55. Яковлева Г.В. Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук. Челябинск , 2009. 48 с.
- 56. Яковлева Г.В., Ильясо Д.Ф. Управленческое содействие педагогам ДОО в
осуществлении инновационной деятельности. Челябинск: Образование. 2008. 66 с.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф