Заявка на расчет
Меню Услуги

Анализ организационных структур управления таможенными органами и выработка рекомендаций по их совершенствованию. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


1.3. Анализ структуры организации как один из этапов организационного проектирования

Организационное проектирование – это разработка проектов новых организаций или создание комплекса мер по совершенствованию деятельности существующих организаций (фирм, компаний, служб, отделов и т.д.). Необходимость в проведении организационного проектирования обусловлена несколькими факторами:

1. Хорошо служившие в прошлом организационные формы могут не удовлетворять современным требованиям рыночных отношений в силу быстро меняющихся условий внешней и внутренней среды.
2. Механистический подход становится менее актуальным в управлении организациями.
3. Проектирование новых или совершенствование старых организаций должно опираться на новые научные методы организационного проектирования, а не только на опыте, аналогии, интуиции и волевом подходе.
4. При проектировании новых организаций или совершенствовании старых необходимо привлекать специалистов управления, консультантов, руководителей и работников .

Все вышеперечисленные факторы значительно влияют на успешность проведения изменений в организации. Существует три уровня в проекте любой системы, которые можно выделить:

1. Архитектура системы – функциональное проявление системы с точки зрения заказчика.
2. Исполнение – логическое описание внутренней структуры, способной реализовать функции системы.
3. Реализация – реальное исполнение запланированного.

При разработке архитектуры организации нужно придерживаться основных принципов, сформулированных Г. Блаау: согласованность, соответственность, экономичность, прозрачность, общность, открытость и полнота. При проектировании также особое внимание отводиться внешней среде организации, так как она имеет решающее влияние создание организацию и на окончательное решение относительно принимаемых мер по ее совершенствованию. Исследование этого влияния по рекомендациям Б.З. Мильнера следует проводить по следующим этапам:

1. На первом этапе необходимо выявить и описать элементы внешней среды (вход, выход, технологии, знания).
2. На втором этапе необходимо выявить основные взаимосвязи между элементами внешней среды, включая элементы прямого воздействия;
3. На третьем этапе определяется степень разнообразия элементов внешней среды (изменения, определенность, обратная связь).
4. На четвертом этапе происходит проектирование каждого элемента оргструктуры с учетом влияния внешней среды, в которой данный элемент будет функционировать.
5. На последнем этапе формируется механизм управления с учетом специфики элементов оргструктуры фирмы и ее внешней среды.

Если организация уже функционирует и создана и перед руководством стоит задача совершенствования существующей организационной структуры, то есть нужно внести изменения в функционирующей организации, то, как правило, применяются системный и ситуационный подходы, каждый из которых используют свои методы. Самыми распространенными методами являются следующие: метод сценариев, метод экспертных оценок, метод «дерево целей», матричный и сетевой методы, оптимизационные методы, статистические методы, имитационные методы. При решении задачи о рационализации функционирующей организации нужно провести следующие мероприятия:

1. Необходимо проанализировать существующую структуру (постановка диагноза).
2. Сформировать общую структурную схему и главные характеристики (композиция).
3. Разработать состав подразделений и связей между ними (структуризация).
4. Разработать систему управления (регламентация).

Этапы организационного проектирования в функционирующей организации не могут быть едиными для всех оргпроектов, так как различаются в зависимости от: руководителей организации, работников, объекта и предмета проектирования, знаний и умений проектировщиков, внешней среды организации, внутренней среды организации, интересов собственников. При разработке оргпроекта нужно ответить на вопросы:

— каковы цели данного организационного проекта?
— каково отношение высшего руководства организации к проекту?
— каков состав группы?
— что надо сделать для преодоления сопротивления нововведениям?
— что намечено сделать для обучения работников организации?

В процессе анализа функционирующей структуры необходимо провести предварительное обследование, которое ответит на вопросы, касающиеся существующих проблем повышения деятельности организации, причин возникновения этих проблем. Также следует акцентировать внимание на необходимости решения проблемы реорганизации и целях разработок. Затем в ходе обследования необходимо понять, какая информация нужна, каковы требования к обновленной организации, возможно ли провести реорганизацию, и самое главное – какие преимущества получить организация, какие побочные результаты могут возникнуть. Затем необходимо разложить проблемы на комплекс четко сформулированных задач и выделить объект исследования, его границы, определить подсистемы и проанализировать достоинства и недостатки организации. Для этого строится диаграмма «Проблема – причина», затем строится диаграмма « Проблема – пути решения»: на высшем, среднем и нижнем уровнях. После проведения диагностирования, как правило, проводится комплексный анализ организационных, управленческих, политических и культурных проблем, которые были выявлены, используя основные принципы: разграничения проблем, сбор в основном первичных данных, упрощение. При совершенствовании организации или подразделения следует провести ряд мероприятий:

1. Проанализировать сильные и слабые стороны и сравнить их с угрозами и возможностями организации (SWOT-анализ).
2. Найти стимулы для мобилизации работников на предстоящие перемены на основе своего видения будущего: выбранной стратегии или предлагаемой структуры, требуемых кадров, технического обеспечения и т.д.

После проведения вышеперечисленных мероприятий формируется общая структуры схемы (композиция), где обозначается внутренняя схема организации при помощи использования метода структуризации целей, построения «дерева целей», экспертного и экономического анализа, метода аналогий. Композиция организации должна реализовываться в определенной последовательности. Сначала определяется миссия, цели и задачи организации, ее подразделений, аппарата управления. Потом определяется число уровней в системе управления и тип организационной системы. Затем необходимо установить социально-экономические, административно-управленческие факторы и границы деятельности организации и выбрать основные функции и взаимосвязи подразделений. Далее происходит определение направлений, методов и способов взаимодействия с другими организациями и указываются формы взаимоотношения с внешней средой. После разрабатывается документация по деятельности и формулируются требования к информационному, финансовому, материально-техническому и кадровому обеспечению. Следующий этап проектирования организации называется структуризацией, то есть разрабатывается состав подразделений в организации и связей между ними. В функционирующей организации на данном этапе осуществляется определение состава основных подразделений и связей между ними, разработка полной структуры подразделений, аппарата управления и положений о них. Затем проводится анализ тенденций изменения внешней среды и развития организации. После этого выявляются потребности организации в настоящем и будущем и вырабатываются предложения по совершенствованию механизмов управления. После выработки предложений происходит разработка методики оценки подразделений и отдельных работников, а также методов мотивации их деятельности. Завершением проектных изменений является определение порядка функционирования системы управления (регламентация) в организации. На этом этапе выделяют следующие виды работ:

1. Разработка штатного расписания и уточнение характеристик и процедур деятельности организации.
2. Организация документооборота и уточнение состава, задач, прав и обязанностей работников с учетом трудоемкости их работ.
3. Формирование благоприятного социально-психологического климата.
4. Определение численности и квалификации работников.
5. Уточнение Положения об организации и определение порядка взаимодействия подразделений.
6. Разработка положений о структурных подразделениях.
7. Проектирование организационной, информационной, социальной, экономической и технологической структуры.
8. Разработка должностных инструкций и проектирование процессов документирования и потоков информации.
9. Расчет эффективности проектируемой структуры.

В процессе проведения изменений руководитель должен учитывать, что каждый аппарат управления организацией имеет разные виды структур, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, такие как:

1. Отраслевая структура – форма упорядочения отношений подразделений и аппаратов управления в организации.
2. Технологическая структура – состав и соотношение техники и оборудования в процессе функционирования подразделений.
3. Экономическая структура представлена экономическими отношениями внутри организации и с внешней средой.
4. Социальная структура характеризуется распределением работников по профессиональному, квалификационному составу и уровню образования;
5. Информационная структура – относительное расположение источников и получателей информации.

Руководитель должен помнить о том, что под воздействием внутренних и внешних условий цели, а затем и функции организации могут меняться, соответственно структуры тоже должны подвергаться изменению. Подводя итог по теоретической части, можно сделать вывод о том, что во-первых, организационные основы управления определяются взаимосвязями между уровнями, элементами, звеньями организации, также функциями, целями и задачами, которые ставят перед собой таможенные органы в процессе осуществления управленческой деятельности. Эти организационные основы предопределяют структуру управления, так как от того, какие стоят функции, цели и задачи перед таможенным органом, будет зависеть, какой будет структура управления, то есть эффективное управление таможенным органом во многом зависит от соответствия организационной структуры целям и задачам деятельности таможенного органа. Во-вторых, нужно не забывать о том, что существуют определенные требования к оргструктурам, такие как простота и экономичность, успешное выполнение которых повысит эффективность деятельности таможенного органа. Успешное функционирование таможенного органа также зависит напрямую от типа организационной структуры, так как в разных типах оргструктур взаимосвязи между звеньями имеют свои особенности. Поэтому вопрос о необходимости выбора типа структуры управления, при котором было бы комфортно работать каждому сотруднику, всегда остается актуальным. В-третьих, для того, чтобы организационная структура оставалась оптимальной при постоянно изменяющихся внешних и внутренних условиях, необходимо привносить в нее изменения с помощью организационного проектирования, которое направлено на совершенствование деятельности организации (таможенного органа) путем организационных изменений структуры управления с целью продолжения эффективного функционирования организации в действующих условиях.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПУЛКОВСКОЙ ТАМОЖНИ

2.1. Характеристика организационной структуры управления «Пулковской таможни»

Пулковская таможня входит в Северо-западное таможенное управление (СЗТУ). Таможенные управления регионального уровня соответствуют территориальной принадлежности. Так, в частности, СЗТУ это регион деятельности северо-западного федерального округа. Северо-Западный федеральный округ непосредственно граничит со странами Европейского Союза, Центральной и Северной Европы — Норвегией, Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией и Белоруссией.
В Северо-Западный федеральный округ входят 11 субъектов Российской Федерации: Республика Карелия; Республика Коми; Архангельская область; Вологодская область; Калининградская область; Ленинградская область; Мурманская область; Новгородская область; Псковская область; Ненецкий автономный округ и город федерального значения Санкт-Петербург.

Площадь СЗФО составляет 1687 тыс. кв. км, (9,9% территории страны). Округ обладает значительным земельным потенциалом. Население округа составляет 13,8 миллионов человек (10% от населения Российской Федерации в целом). Регион имеет самый высокий показатель урбанизации среди федеральных округов: более 80 % жителей — городские, при этом значительная часть сконцентрирована в крупнейшей в стране Санкт-Петербургской агломерации. Данные факты показывают, что в ведении СЗТУ находится очень большая территория, включающая различные субъекты РФ северо-западного региона.

Региональные таможенные управления осуществляют руководство деятельностью таможен, за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС и таможенных постов, подчиненных РТУ, находящихся в регионе деятельности РТУ, и являются по отношению к ним вышестоящими таможенными органами. СЗТУ входит в структуру ФТС России как региональное управление. Осуществление таможенного контроля осуществляется таможнями и таможенными постами в Северо-западном территориальном федеральном округе, на основании пространственной структуры построения таможенных органов в данном регионе. На сегодняшний день в состав СЗТУ входит 11 таможен, 88 таможенных постов . По количеству таможенных постов СЗТУ стоит на втором месте после Центрального таможенного управления. Представим структуру СЗТУ схематически.

Организационное построение деятельности СЗТУ строится на тех же принципах, что и ФТС России. Возглавляет СЗТУ Начальник управления, в подчинении которого несколько отделов, которые возглавляет руководящий состав и курируют заместители начальника СЗТУ: служба федеральных таможенных доходов, таможенный контроль, отдел по правоохранительной деятельности, правовая, кадровая и тыловая службы.
Пулковская таможня находится в оперативном и финансовом подчинении СЗТУ.

Пулковской таможне подведомственны следующие таможенные посты :

1. Аэропорт Пулково.
2. Пулковский таможенный пост.
3. Почтовый таможенный пост.

По количеству таможенных постов это самая маленькая таможня, а по уровню перемещения грузов и пассажиров она занимает лидирующие позиции.

Таможенные посты Пулковской таможни решают возложенные на него задачи, при этом стоит учитывать, что деятельность таможенного поста не обособлена.

Таможенный пост находиться в системе таможенных органов, соответственно он взаимодействует со всеми органами как федерального, так и регионального уровня.

Общее положение о таможенном посте, утвержденному Приказом ФТС от 04 сентября 2014 г. № 1701, как раз устанавливает нормы о том, что таможенный пост взаимодействует как с субъектами ВЭД, так и непосредственно осуществляет функции по ведомственному взаимодействию, а также с иными органами государственной власти.

Основные полномочия таможенных постов Пулковской таможни:

— осуществляет таможенное оформление товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу и помещаются под таможенные режимы и таможенные процедуры, и таможенный контроль с использованием системы управления рисками;
— обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении перемещаемых товаров;
— взимает таможенные платежи, осуществляет контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принимает в пределах своей компетенции меры по взысканию таможенных платежей и пеней;
— создает временные зоны таможенного контроля;
— обеспечивает проведение с применением системы управления рисками различные формы таможенного контроля;
— обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдение единообразного применения и исполнения законодательства РФ при осуществлении таможенных процедур;
— осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством ЕАЭС и РФ;
— возбуждает дела об административных правонарушениях, проводит административного расследования; рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

Таким образом, структуру Пулковской таможни составляют: — отделы, отделения и таможенные посты.

Система управления в Пулковской таможне: организационная структура — это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работники могли наиболее эффективно добиваться поставленных перед ними целей. Разработка конкретной организационной структуры предполагает создание сети, по которой проходят управленческие решения, осуществляется информационная связь различных уровней управления и контроль за выполнением решений.

На сегодняшний день Пулковская таможня имеет развитую организационную структуру, включает в себя 37 структурных подразделений не включая таможенные посты.

Возглавляет Пулковскую таможню Начальник таможни, в подчинении которого несколько отделов, которые возглавляет руководящий состав и курируют заместители начальника таможни – всего 5 заместителей.

Организационное построение деятельности Пулковской таможни строится на тех же принципах, что и ФТС России. Начальник Пулковской осуществляет координационную и контролирующие функции в зоне деятельности таможни.

Начальник Пулковской таможни самостоятельно определяет структуру управления, численность, квалификационный и качественный составы, нанимает (назначает) на должность и освобождает с должности руководителей структурных подразделений и их заместителей.

Первый Заместитель Пулковской таможни отвечает за выполнение задач и функций таможни, а также за осуществление таможни своих полномочий. Основными структурами, которые подчинены первому заместителю являются: Начальник информационно-технической службы, Отдел таможенных процедур и таможенного контроля, Отдел применения системы управления рисками.

Первый Заместитель Пулковской таможни также: организует разработку годовых и текущих планов работ, утверждает соответствующие планы, обеспечивает их выполнение; организует взаимодействие начальника таможни с другими структурными подразделениями; организует подготовку информационно-аналитических материалов; организует выполнение поручений Начальника Пулковской таможни.

Задачи отделов Пулковской таможни формируются как от задач, которые установлены в деятельности таможенных органов в целом, так и конкретных для каждого отдела. Таким образом, можно выделить как основные задачи, так и вспомогательные. Каждый отдел Пулковской таможни нацелен на определенную деятельность, которая и предопределяет задачи и основные функции. Например, отделы правоохранительного назначения Пулковской таможни нацелены во многом на правоохранительную деятельность и задачами этих отделов являются как контролирующие, так и оперативного плана задачи.

К отделам правоохранительного назначения Пулковской таможни, относятся такие, как:

— Оперативно-розыскной отдел;
— Отдел административных расследований;
— Отделение дознания;
— Оперативно-аналитическое отделение;
— Учетно-регистрационное отделение;
— Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;
— Кинологический отдел;
— Отдел распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов.

Данные отделы выполняют правоохранительные функции, которые заключаются в следующем: осуществление производства по делам об административных правонарушениях; производство дознания и неотложных следственных действий; ведение оперативно-розыскной деятельности.

Например, оперативно-розыскной отдел является структурным подразделением Пулковской таможни, непосредственно осуществляющим оперативно-розыскную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов. Непосредственное руководство оперативно-служебной деятельностью оперативно-розыскным отделом осуществляет заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельности.

Задачи отдела:

— проведение в регионе деятельности таможни оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов;
— анализ данных об оперативной обстановке в регионе деятельности таможни;
— выявление причин и условий, способствующих совершению контрабанды;
— взаимодействие с правоохранительными органами, их оперативными подразделениями, организация взаимного обмена оперативной иной информацией по вопросам, отнесенным к компетенции оперативно-розыскного отдела.

Многолетний опыт деятельности оперативных подразделений наглядно демонстрирует ту общественную пользу, которую дает применение оперативно-розыскных мер, в основном негласного характера, в борьбе с преступностью. Исследование сложной системы функционирующих в составе правоохранительных органов подразделений позволяет обнаружить, что негласная деятельность в борьбе с преступностью представляет собой самостоятельный институт, обладающий определенным набором характерных признаков, анализ которых дает возможность уяснить сущность оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений таможенных органов.

Непосредственно Начальнику Пулковской таможни подчинены такие отделы как:

— правовой отдел;
— отдел защиты государственной тайны,
— отдел документационного обеспечения;
— отдел таможенного контроля после выпуска товаров;
— отдел оперативно-дежурной службы;
— организационно-аналитическое отделение;
— отдел по связям с общественностью;
— отдел бухгалтерского учета и финансового мониторинга.

Правовой отдел Пулковской таможни подчиняется в своей деятельности непосредственно Начальнику таможни. Деятельность правового отдела направлена на обеспечение соблюдение законности в деятельности таможни. Кроме того, правовой отдел осуществляет юридическую защиту интересов таможни, договорную, претензионную и исковую работу. Осуществляет консультирование руководителей структурных подразделений и работников Пулковской таможни по юридическим вопросам. Структура юридического управления выглядит следующим образом.

Отдел защиты государственной тайны занимается вопросами защиты информации в работе Пулковской таможни. В правовом поле для защиты интересов Пулковской таможни существуют механизмы по ограничению доступа должностных лиц и граждан к информации о деятельности Пулковской таможни. Необходимым условием осуществления такого ограничения является отнесение информации к сведениям, составляющим государственную тайну.

Отдел документационного обеспечения занимается вопросами документационного обеспечения таможни. На современном этапе развития, в связи с увеличением потоков различного рода документов, деятельность по ДОУ выступает одним из важнейших механизмов регулирования управленческой деятельности Пулковской таможни. Организация документооборота происходит в Пулковской таможни следующим образом.

Общая схема документооборота включает в себя следующие позиции:

1. Первичные документы.
2. Учетные регистры.
3. График документооборота.
4. Хранение документов.

В Пулковской таможни действует электронный документооборот.

Документооборот учреждения включает в себя структуру электронного архива (ЭА), который, в свою очередь, состоит из следующих подсистем:

— сканирования документов — комплекс программно-аппаратных средств для преобразования бумажной документации в электронный вид;
— оперативного электронного архива — в ней после сканирования документов накапливаются данные для хранения оперативного использования (перед записью на долговременное хранение);
— долгосрочного хранения — форма документооборота для долговременного хранения больших и сверхбольших объемов данных, обращение к которым носит нерегулярный характер;
— пользовательских приложений. Как правило, на этом уровне автоматизированная система документооборота получает доступ к информации архива;
— тиражирования и хранения (организация электронного документооборота в рамках архива и дополнительные операции, например, переплет документов);
— уничтожения документов (утилизация документов).

Отдел таможенного контроля после выпуска товаров. Прерогатива должностных лиц отдела таможенного контроля после выпуска товаров в Пулковской таможне заключается в том, что таможенники выявляют и направляют в казну государства финансовые средства, недоплаченные участником внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций. В Пулковской таможне этот отдел насчитывает всего 5 человек. У каждого высшее образование (в основном, экономическое). Их исключительная обязанность — аналитическая работа с электронными базами данных декларационного массива после выпуска товаров по выявлению признаков возможных нарушений с проведением затем точечного контроля, выраженного в формах камеральных и выездных таможенных проверок.

Отдел оперативно-дежурной службы Пулковской таможни осуществляет следующие задачи:

1. Сбор, обобщение и анализ данных об обстановке, выявление тенденции развития событий, создающих угрозу экономической безопасности таможни в регионе ее деятельности, участие в разработке и реализации мер по устранению таких угроз.
2. Прием и передача распоряжений и указаний начальника Пулковской таможни в структурные подразделения.
3. Организация взаимодействия с дежурными службами органов государственной власти, расположенных в зоне деятельности таможни по вопросам, требующим оперативного решения.
4. Организация и несение оперативно-дежурной службы в таможне. Постоянное руководство и координация дежурными подразделениями таможни, осуществление контроля оперативно-служебной деятельности в структурных подразделениях Пулковской таможни.
5. Организация боевой и специальной подготовки сотрудников.
6. Подготовка сводки оперативной обстановки для руководства таможни.
7. Организация оповещения руководства таможни, и принятие неотложных мер при возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий, а также конфликтных ситуаций на объектах таможенной инфраструктуры, в пределах своей компетенции.
8. Приём сигналов, поступающих по линии гражданской обороны, и доведение их до руководства таможни.
9. Оперативное реагирование на чрезвычайные действия и принятие мер в соответствии с Порядком действий оперативного дежурного по вариантам обстановки .

Организационно-аналитическое отделение Пулковской таможни выполняет следующие функции: организация и проведение комплексных, целевых и контрольных инспекторских проверок деятельности таможенных постов Пулковской таможни, организация и координация деятельности структурных подразделений таможни и таможенных постов по выполнению контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности таможни, организация и планирование деятельности таможни и таможенных постов.

Отдел по связям с общественностью осуществляет взаимодействие с населением, с участниками ВЭД, с иными органами государственной власти, ведет работу со средствами массовой информации в зоне деятельности Пулковской таможни.

Отдел бухгалтерского учета и финансового мониторинга Пулковской таможни является самостоятельным структурным подразделением на правах отдела, непосредственно подчиняется главному бухгалтеру, а он, в свою очередь, подчиняется начальнику таможни. Задачи бухгалтерии:

— организация учета финансово – хозяйственной деятельности.
— осуществление контроля за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей, соблюдением строжайшего режима экономии и хозяйственного расчета.

Расходы на обеспечение деятельности Пулковской таможни предусматриваются в бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Системное взаимодействие Пулковской таможни с участниками ВЭД и их общественными объединениями включает координационные связи не только на уровне таможенного контроля, но и предполагает осуществление взаимодействия в области оптимизации деятельности, создания эффективного сотрудничества. Проявляя инициативу, Пулковской таможня выступает в роли субъекта процесса взаимодействия, «привлекающего» к совместной работе другие подразделения, учреждения, общественные объединения участников ВЭД.

Таможенные посты являются структурными подразделениями, входящими в Пулковскую таможню.

Таким образом, управление постом строится на основе деятельности: регионального управления, областной таможни, и взаимодействия поста и основы околотаможенного сервиса – ТЛТ, СВХ, подразделений, осуществляющих таможенное оформление и представителей Россельхознадзора.

Анализируя организационную структуру Пулковской таможни, также следует обратить внимание на штатную численность таможни. Весь персонал Пулковской таможни состоит из трех категорий: федеральные государственные гражданские служащие, которые занимают большую часть во всей структуре Пулковской таможни, так как выполняют широкий спектр функций и работают почти во всех отделах таможни, далее — сотрудники, которые в большей степени выполняют правоохранительные функции и, соответственно, как правило, сосредоточены в правоохранительных блоках, которых ограниченное количество, и работники, которые обеспечивающий персонал, который поддерживает состояние таможни и в большей степени осуществляет хозяйственные функции. Нижеприведенные данные в таблице 2.1. подтверждают мысль о том, что доля федеральных государственных гражданских служащих самая значительная из всех категорий и составляет в абсолютном значении 509 человек (в относительном – 81 %) от всей штатной численности Пулковской таможни по состоянию на декабрь 2015 года. Численность сотрудников занимает значительно меньшую долю: 90 человек в абсолютном значении, то составляет всего 14 % от всей штатной численности Пулковской таможни. Работники — самая малочисленная группа в структуре штатной численности Пулковской таможни, так как общее их число составляет 31 человек, что в относительном выражении приравнивается к 5 % от общей штатной численности.

Таблица 2.1. Общая характеристика Пулковской таможни по состоянию на 31.05.2015

 

Персонал

 

Штатная численность

 

Регион деятельности

Пулковская

Таможня, в т.ч.

630 человек СЗТУ
Федеральных государственных служащих 509 СЗТУ
Сотрудников 90 СЗТУ
Работников 31 СЗТУ

 

Далее следует отметить, что на современном этапе развития, на деятельность Пулковской таможни как и на деятельность любой организации всегда оказывают влияние факторы как внешней, так и внутренней среды (см. рис.2.1).

Рис.2.1. Виды факторов, влияющих на деятельность Пулковской таможни в современных условиях

 

Опираясь на выше представленный рисунок, можно сделать вывод, о том, что внешняя среда представлена несколькими основными группами факторов, которые оказывают существенное влияние на деятельность Пулковской таможни. В первую группу факторов внешней среды входят все функции, связанные с организацией взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности, сюда же входят экономические отношения и поддержание сотрудничества с разными странами в различных направлениях деятельности, обеспечение экономической безопасности страны, экспортные и импортные отношения и т.д. Под политическими факторами подразумеваются факторы, влияющие на обеспечение государственной безопасности страны, а также факторы выражающиеся в изменении системы санкций, которые в современных условиях очень сильно влияют на функционирование таможенных структур, в частности – Пулковской таможни.

К социальным факторам можно отнести участников внешнеэкономической деятельности, таможенных представителей, перевозчиков, владельцев складов, с которыми Пулковская таможня осуществляет коммуникацию по каналам прямой связи, которое заключается в информационном воздействии на всех участников социальных систем, завязанных в организации внешнеэкономической деятельности, а также в прямом управляющем воздействии на всех участников цепи отношений, в том числе на граждан и должностных лиц. По каналам обратной связи в Пулковскую таможню поступает необходимая осведомительная информация о состоянии внешней среды, которая позволяет придать внешним управляющим воздействиям целенаправленный характер, внести корректировку в соответствии с конкретным состоянием внешней среды, чтобы достичь желаемого результата. Последняя группа основных факторов, влияющих на деятельность Пулковской таможни – это правовые аспекты, касающиеся изменения законодательства в сфере таможенного регулирования, которые регламентируют деятельность таможенных органов. Примером последних глобальных законодательных изменений может послужить вышедший Указ Президента от 15 января 2016 года, в котором говорится о том, что Федеральная таможенная служба теперь передана в подчинение Министерству финансов Российской Федерации. Это изменение повлекло за собой изменение внутри конкретных уровней структуры таможенной системы, а также в дальнейшем может рассматриваться вопрос о пересмотре функций, осуществляемых таможенными органами. Данные аспекты сильно влияют на структуру таможенных органов, так как именно функциями она определяется. Если затрагивать деятельность Пулковской таможни, то сейчас идет тенденция на сокращение размера таможни, так как некоторые отделы дублируют функции других. Таким образом, мы переходим к рассмотрению внутренних факторов, которые как раз отвечают за соответствие структуры таможенных органов решаемым целям и задачам, наличие действенной связи между таможенными органами. Также сюда входит состав и структура персонала Пулковской таможни, которую мы уже рассмотрели в данном параграфе. Здесь же можно отметить такой важные факторы, как укомплектованность таможенных органов квалифицированными кадрами, система их развития, развитость инфраструктуры, наличие необходимых производственных помещений и материально-технической базы, наличие, разработка и внедрение новейших информационных технологий на основе современных технических средств, обеспечивающих своевременное, полное и достоверное информационное обеспечение, организационная культура Пулковской таможни. В современных условиях развития Пулковской таможни важно акцентировать внимание на работе таможенных постов, где происходит наибольшее количество перемещений грузов. Оптимизация работы на данных таможенных постах связана не только с выносом постов ближе к государственной границе, но и создании околотаможенного сервиса. В частности данная практика реализуется через таможенно-логистические комплексы, которые призваны оптимизировать работу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на то, что Пулковская таможня по размеру достаточно маленькая, по уровню перемещения грузов и пассажиров она занимает значительные позиции среди всех таможен, находящихся в подчинении СЗТУ. Также следует отметить, что на успешное функционирование Пулковской таможни влияют факторы внутренней и внешней среды, которые формируют ее особенности и влияют на изменение ее организационной структуры. Для того, чтобы понять какие конкретные особенности в ее деятельности сформировались на сегодняшний день, необходимо провести анализ основных направлений, характеризующих ее положение сегодня и определяющих перспективы совершенствования ее организационной структуры.

2.2. Анализ деятельности «Пулковской таможни» как результат функционирования организационной структуры управления

Для того, чтобы проанализировать текущее состояние Пулковской таможни, следует рассмотреть основные направления ее деятельности, в рамках которых она осуществляет конкретные функции. Существуют определенные показатели, характеризующие деятельность таможни, которые имеют свои требуемые нормы, выполнение которых должна обеспечивать таможня. Одним из важных показателей таможенного органа является процент перечислений таможни в федеральный бюджет, что является конкретным примером осуществления таможней фискальной функции.

Рис.2.2. Перечисления в бюджет в зоне деятельности Пулковской таможни в 2014-2015 гг. в млрд. руб.

 

На рис. 2.2. представлена динамика перечисления в федеральный бюджет Пулковской таможней, которая имеет положительную динамику роста, так как в 2014 г. было перечислено 6,5 млрд. руб. (данный контрольный показатель выполнен на 102, 7 % в 2014 г.), то в 2015 г. – 7, 8 млрд. руб (данный контрольный показатель выполнен таможней на 104,5%). Следующий момент, на который необходимо обратить внимание – внешнеторговый оборот, который выражает сумму экспорта и импорта Пулковской таможни. Внешнеторговый оборот вычисляется по формуле:

ВО=Э+И (1)

где ВО — внешнеторговый оборот

Э – экспорт

И — импорт

В 2014 г. ВО Пулковской таможни =486,953+1231,646=1718,5 млн.долл.

В 2015 г. ВО Пулковской таможни =591,192+695,268=1286,4 млн.долл.

Рис.2.3. Внешнеторговый оборот в зоне деятельности Пулковской таможни в 2014-2015 гг. в млн. долл

 

Таким образом, как видно из рис. 2.3. внешнеторговый оборот в зоне деятельности Пулковской таможни в 2015 г. имеет динамику снижения, так оборот снизился на 432,1 млн. долл. Стоит рассмотреть, что же повлияло на динамику снижения экспорт или импорт в зоне деятельности таможни.

Экспорт в последние годы имеет следующую динамику. (рис.2.4.)

Рис.2.4. Динамика экспорта в зоне деятельности Пулковской таможни в 2014-2015 гг. в млн. долл

 

Как видно из рис. 2.4. динамика экспорта в 2015 г. увеличилась, если в 2014 г. экспорт составил 486,953 млн. долл., то в 2015 г. он составил – 591,192 млн. долл.

Рис.2.5. Динамика импорта в зоне деятельности Пулковской таможни в 2014-2015 гг. в млн. долл

 

Как видно из рис. 2.5. динамика импорта в 2015 г. снизилась, если в 2014 г. импорт составил 1231,646 млн. долл., то в 2015 г. он составил – 695,268 млн. долл. Импорт сократился почти в два раза. Сокращение импорта – это реакция государства изменение факторов внешней среды, а именно сложившаяся политическая ситуация на мировой арене, результатом которой стала — санкционная политика европейского союза по отношению к России. Но следует отметит, что несмотря на уменьшение доли импорта во внешнеторговом обороте на 2015 год, все равно как в 2014 г., так и в 2015 г. импорт превышает экспорт.

Далее анализируя деятельность Пулковской таможни, следует обратить внимание на сальдо внешней торговли, которое показывает разность между экспортом и импортом страны, обычно в стоимостном выражении. При превышении экспорта над импортом – положительное сальдо, в обратном случае – отрицательное. Сальдо внешней торговли рассчитывается по формуле:

СВТ=Э-И (2)

где СВТ – сальдо внешней торговли

Э – экспорт

И — импорт

В 2014 г. СВТ в зоне Пулковской таможни=486,953-1231,646= (-)744,693 млн. долл.

В 2015 г. СВТ в зоне Пулковской таможни =591,192-695,268=(-)104,076 млн. долл.

Как видно, в 2014 г. сальдо внешней торговли в зоне деятельности Пулковской таможни показывает отрицательное значение, несмотря на то, что доля импорта в 2015 сократилась во внешнеторговом обороте. Таким образом, из вычисленных показателей на 2014 и 2015 год видно, что сальдо торгового баланса на 2015 год значительно уменьшилось и больше приблизилось к положительному значению по сравнению с предыдущим годом, но все равно осталось отрицательным. Отрицательность сальдо — это плохая тенденция, так как чрезмерный импорт способствует наводнению рынка импортными товарами, ущемлению интересов отечественного производителя. В последние годы отмечается определенная нестабильность внешнеторговой деятельности, и это связано не только с деятельностью Пулковской таможни, но и в целом с неоднозначным политическим положением страны на международной арене. Замедление темпов товарооборота по мнению специалистов связано с:

  • сложной внешнеэкономической ситуацией, до недавнего времени в рамках решения вопросов по Сирии, ситуации на Украине;
  • санкционная политика в отношении России;
  • ухудшение в целом внешнеторговых условий;
  • снижением покупательной способности, что связано с процессами кризиса в экономике.

Санкционная политика против России играет огромное значение на внешнеэкономическую деятельность последних лет. Поэтому отмечается некоторых спад, снижение динамики внешней торговли.

При всем при этом пассажиропоток в зоне деятельности таможни имеет динамику увеличения. Через границу РФ в зоне деятельности Пулковской таможни в 2014 году в обоих направлениях проследовало 7,1 миллионов пассажиров международных авиарейсов. На прилет и на вылет оформлено 55 853 воздушных судна. Совершены таможенные операции при ввозе и вывозе в отношении более двух миллионов международных почтовых отправлений всех существующих категорий – ускоренных отправлений ЕМС, простых посылок, отправлений письменной корреспонденции.

В 2015 г. количество физических лиц проследовавших через Пулковскую таможню представляет следующую картину (рис.2.6.).

Рис.2.6. Количество физических лиц, проследовавших через границу (Пулковская таможня) 2015 г.

 

Таким образом, как видно из рис. 2.5. большее количество физических лиц в рамках действия Пулковской таможни пересекает границу в летние месяцы, начиная с мая. Наибольшее количество физических лиц, которые пересекли границу в 2015 г. приходиться на август – 433910 пассажиров, а наименьшее на февраль – 26398 физических лиц.

В 2016 году за первые 5 месяцев, тенденция с прошлыми годами является схожей (рис.2.7.).

Рис.2.7. Количества физических лиц, проследовавших через границу (Пулковская таможня) январь- 20 мая 2016 г.

 

Сравнивая данные показатели с предыдущими первыми полугодиями, стоит отметить, что по 2016 г. увеличилось количество физических лиц в 2012 — 34406 физических лиц, в 2016 пересекло границу в январе – 34775 человек.

Следующий показатель, характеризующий эффективность деятельности Пулковской таможни – это количество оформленных электронных деклараций. С 01 января 2014 года в России таможенное декларирование товаров производится только в электронной форме за некоторыми исключениями. До 2014 г. Федеральная таможенная служба России активно направляла свои действия на информационное развитие в рамках электронного декларирования. С каждым годом количество оформленных деклараций в рамках электронного типа увеличивалось. (рис.2.8.)

Рис.2.8. Доля электронных деклараций, оформленных Пулковской таможней за 2012-2015 г.

 

Таким образом, как видно из рис. 2.7. с каждым годом Пулковская таможня увеличивала долю оформленных электронных деклараций (далее — ЭД) на товары, если в 2012 г. доля ЭД составила 77 %, то в 2013 г. доля ЭД составила 85 %, а в 2014 г. – 94 %, в 2015 г. – 99 %.

При этом, с каждым годом увеличивается профессиональная компетентность служащих таможенных органов, совершенствуется техническая база и обеспечивается максимальная техническая оснащенность таможни для применения электронной формы декларирования.

Мероприятия по совершенствованию структуры таможенных органов проводились в рамках реализации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации и Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. В рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, СЗТУ участвует в решении проблемных вопросов, связанных с развитием таможенно-логистической инфраструктуры в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. СЗТУ перераспределяет таможенные операции между внутренними и приграничными таможенными органами, а также в решении вопросов, связанных с чрезмерной транспортной нагрузкой на крупные российские города. И в этом отношении Пулковская таможня имеет большое значение. В последние годы расширена пространственная инфраструктура таможни, созданы основы околотаможенного сервиса, что стало возможным со строительством нового терминала аэропорта «Пулково». В связи с этим был создан таможенно-логистический комплекс ( ТЛК) инновационного типа.

В структуру ТЛК входят:

– склады временного хранения с зоной таможенного досмотра грузов;

– административно-бытовые помещения рабочего персонала;

– объекты инженерного обеспечения;

– объемно-планировочные элементы транспортной инфраструктуры, проезды к зданиям парковки для транспортных средств.

ТЛК в зоне деятельности Пулковской таможни активно взаимодействуют с таможенными органами, что обуславливается общим характером взаимодействия.

Организации, составляющие околотаможенную инфраструктуру являются посредническими звеньями между Пулковской таможней и участниками ВЭД. Сюда входят:

— Склады временного хранения;

— Таможенные представители;

— Таможенные склады;

— Магазины беспошлинной торговли;

— Организации, предоставляющие информационные услуги по таможенному оформлению и т.д.

Таким образом, анализируя все приведенные показатели выше, можно сделать следующий вывод, что, с одной стороны, несмотря на увеличение показателя сальдо торгового баланса за аналогичный период, прослеживается негативная динамика внешнеторговых отношений за счет уменьшения показателя внешнеторгового оборота в целом, на изменение которого сильное влияние оказывают сложившиеся на сегодняшний день политические факторы. С другой стороны – увеличение доли экспорта во внешнеторговом обороте говорит о формировании тенденции экспортной направленности таможни, как вариант ее развития.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф