Меню Услуги

Валютный контроль как инструмент экономической безопасности на примере ФТС

Страницы: 1 2 3 4

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ РФ И ЗНАЧЕНИЕ СТАТУСА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБ
  • 1.1 Валютный контроль в РФ
  • 1.2 Статус ФТС и его значение
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
  • 2.1 Специфика валютного контроля ФТС и Росфиннадзора
  • 2.2 Автоматизация процесса осуществления валютного контроля
  • ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ФТС РФ
  • 3.1 Противодействие нарушений валютного законодательства РФ и совершенствование оценки эффективности деятельности таможенных органов по валютному регулированию и валютному контролю
  • 3.2 Обеспечение экономической безопасности
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного научного исследования связана с тем, что валютное регулирование и валютный контроль являются инструментами денежно-кредитной политики государства, а также одной из основ механизма финансовой стабилизации и развития внешней торговли. Можно увидеть тенденцию, которая выражается в зависимости методов валютного регулирования от экономической ситуации в стране. В момент кризисных явлений валютный контроль ужесточается, а в момент улучшения экономической ситуации наблюдаются послабления. Стоит отметить, что Россия постоянно стремится к либерализации ВЭД и унификации многих правил согласно мировым стандартам. И валютный контроль стал вынужденной мерой в борьбе с утечкой капитала, тогда была создана система таможенно-банковского валютного контроля.

Совершенствование механизмов валютного контроля всегда говорит о «белых» местах в системе контроля за валютными операциями. Пристального внимания контролирующих органов требует организация системы валютного контроля за внешней торговлей товарами, услугами и интеллектуальной собственности. Утечка капитала оказывает дестабилизирующее действие на экономику и ее развитие в целом, а также является угрозой экономической безопасности страны.

Контроль за валютными операциями осуществляют: Центральный Банк России и уполномоченные банки, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору, Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Таможенные  органы являются одними из ближайших органов, обслуживающих участников ВЭД, именно поэтому им отводится особая роль при валютном контроле, но стоит отметить, что ФТС РФ является агентом валютного контроля. В связи с этим, при либерализации валютного и внешнеторгового законодательства следует подробно анализировать и оценивать вклад таможенных органов в данный процесс государственного финансового контроля, а также учитывать мнения и советы ФТС при ориентировании направлений совершенствования.

На основе изменений, в виде перевода ФТС РФ под руководство Министерства Финансов, продолжая расформированием ранее действующего органа валютного контроля, и заканчивая передачей полномочий органа валютного контроля ФТС и ФНС, ситуация требует создания эффективно действующей системы валютного контроля. Именно здесь актуальна данная разработка комплексной системы контроля и урегулирования информационного обмена между службами и банками, обеспечивающими безопасность страны как экономической, так и национальной.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что тема данной выпускной квалификационной работы является достаточно актуальной.

  • Объектом данного научного исследования является процесс осуществления валютного контроля.
  • Предметом исследования выступает определение места таможенных органов Российской Федерации в процессе валютного контроля.
  • Цель данной работы – обоснование необходимости получения таможенными органами Российской Федерации статуса органа валютного контроля.

Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач исследования:

  1. Проанализировать процесс валютного контроля, с целью определения в нем места таможенных органов;
  2. Выявить проблемы, которые существуют в процессе осуществления валютного контроля, с целью обоснования необходимости повышения статуса ФТС РФ до уровня органа валютного контроля;
  3. Охарактеризовать методику определения эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов при осуществлении валютного контроля и исследовать информационно-техническое обеспечение при проведении валютного контроля ФТС РФ;
  4. Проанализировать судебную практику по части нарушения валютного законодательства участниками ВЭД, в целях определения основных тенденций нарушений валютного законодательства РФ и недочетов со стороны контролирующих органов.
  5. Сопоставить «Методики расчета контрольных показателей эффективности деятельности РТУ и ТНП» за 2013 и 2016 год с целью определения возможных путей совершенствования оценки эффективности деятельности таможенных органов.
  6. Смоделировать ключевое направление совершенствования механизма валютного контроля, осуществляемого таможенными органами России.

Методологической базой исследования являются такие методы исследования, как:

  • Системный анализ, который используется для изучения понятий и процессов, связанных с осуществлением валютного контроля в РФ;
  • Метод структурно-функционального анализа используется для разделения всего процесса осуществления валютного контроля на элементы, выделения основных функций элементов и рассмотрения их как единого целого применением изменяющихся условий внешней среды.
  • Метод моделирования используется при формировании модели работы ФТС РФ при присвоении статуса органа валютного контроля.
  • Статистический метод предполагает использования данных государственной и таможенной статистики, а также использование официальных рейтингов, докладов и отчетности для подтверждения данных исследования
  • Метод оптимизации применим при моделировании новой системы валютного контроля, обеспечивающей максимальную эффективность деятельности при осуществлении валютного контроля органами и агентами валютного контроля.
  • Метод правового моделирования заключается в рассмотрении порядка возникновения административной ответственности, анализе судебной практики, моделировании возможных методов совершенствования нормативно-правовой базы на основе имеющихся целей и возможностей, с учетом условий внешней среды.

Структура работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.

При прохождении преддипломной практики в отделении валютного контроля отдела контроля таможенной стоимости Томской таможни, была произведена консультация с должностными лицами таможенных органов, по части актуальности рекомендаций для совершенствования Контрольных показателей эффективности деятельности для таможенных органов и перспективах совершенствования системы валютного контроля, в связи с изменениями начала 2016 года (по переносу подчиненности ФТС РФ и расформированию одного из органов валютного контроля).

ГЛАВА 1. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ РФ И ЗНАЧЕНИЕ СТАТУСА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБ

1.1  Валютный контроль в РФ

Развитие экономики в мире вызывает необходимость развивать механизмы управления финансами. Важным институтом в сфере управления финансами является государственный финансовый контроль, необходимость которого в системе управления финансами признается во всем мире.

  • период новейшей истории достаточно сильно изменились экономические, политические и социальные пути развития российского общества, что оказало большое влияние на осуществление государством возложенных на него экономических функций и обозначило необходимость создания системы контроля и надзора за финансово-хозяйственной деятельностью участников рыночных отношений.[1]
  • первую очередь следует охарактеризовать понятие финансового контроля.

Встречаются различные определения понятия «государственный финансовый контроль», одно из информативных можно выделить понятие, которое дано В. М. Родионовой. Она считает, что «государственный финансовый контроль – это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому, ффективному и экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения установленной государством финансовой дисциплины»[2].

В процессе перехода экономики России от административно-командных механизмов управления к рыночным, от плановой системы хозяйствования к рыночному финансово-экономическому регулированию товарных и денежных потоков особое место занимает создание эффективной системы государственного финансового валютного контроля, служащей одной из предпосылок качественного преобразования процесса управления экономикой в целом, ее развития и стабилизации.[3]

Со стороны единой системы финансового контроля, валютный контроль, представляет собой комплекс      взаимосвязанных задач и методов контроля, соединяющихся в единую подсистему. Данный комплекс осуществляется органами исполнительной власти, на которые возложены данные функции, в виде общей или специальной компетенции.[4]

В России сложилась двухуровневая модель валютного контроля. Такая модель показывает хорошие результаты по обеспечению законного порядка осуществления валютных операций, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений валютного законодательства.

Первый уровень представляют Правительство Российской Федерации и органы валютного контроля, вторым уровнем являются агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации:

  • Банк России, который контролирует осуществление валютных операций кредитными учреждениями и валютными биржами;
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление валютного контроля.

Органы валютного контроля вправе в пределах своих компетенции имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и применять меру ответственности за нарушения валютного законодательства, установленные законодательством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки, руководство которыми осуществляет Центральный банк Российской Федерации,
  • государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»,
  • Федеральная таможенная служба РФ;
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Агенты валютного контроля, в свою очередь, осуществляют контроль за соблюдением резидентами8 и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, а также предоставляю информацию о валютных операциях органам валютного контроля.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют полномочия на осуществление проверок на соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, осуществлять проверку полноты и достоверности отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов, а также запрашивать и получать документы и информацию, связанную с проведением валютных операций.

У агентов валютного контроля имеются ограничения, по запрашиваемым документам, а именно они могут требовать предоставления документов, которые относятся к проводимой валютной операции.

Объектом валютного контроля выступает вся финансово-хозяйственная деятельность участников ВЭД и граждан, связанная с проведением валютных операций.

Проведение валютного контроля можно разделить на сферы действия.

Выделяют следующие сферы:

  1. Торговля товарами. Данная сфера осуществления валютного контроля обусловлена международным обменом товарами в материально-вещественной форме. Она наиболее развитая и традиционная. Торговля товарами на данный момент была и остается самой крупной по своим масштабам сферой международно-экономических отношений. На данный момент заметно сокращение ее удельного веса, в связи с распространением других современных динамичных форм экономического обмена.[5]
  2. Торговля услугами. Данная сфера представляет международный обмен услугами в различных формах. Торговля услугами зародилась одновременно с торговлей товарами, но некоторое время не имела самостоятельного значения. Например, транспортные услуги долго не выделялись в самостоятельный сегмент экономических отношений. Первым крупным самостоятельным сектором услуг стали туристические услуги, затем начался быстрый процесс самостоятельного развития международных операций в области финансовых, телекоммуникационных, гостиничных услуг, а также обеспечивающих предпринимательскую деятельность, в числе которых выделяют такие, как реклама, юридические услуги, консалтинг, аудит и кредитование и др.
  3. Международное движение капитала. Данная сфера представлена инвестированием за рубеж, а также регулированием капиталовложением иностранных инвесторов. Основными механизмами являются прямые инвестиции в реальный сектор экономики и создание международного производства в рамках транснациональных корпораций. Основная задача государства – контролировать механизм иностранных инвестиций и вывоз капитала.[6]
  4. Торговля объектами интеллектуальной собственности. Данная сфера представляет международный обмен правами и коммерческое использование продуктов творческой деятельности, а также обеспечивающие и регулирующие такой обмен правовые механизмы.

Основными рычагами развития данной сферы является:

  • активизация международного обмена технологиями, изобретениями;
  • научно-технической информацией, имеющими экономическую, в том числе стоимостную оценку;
  • рост значения товарных знаков, знаков обслуживания, дизайна как средств конкурентной борьбы;
  • резкое расширение торговли товарами, реализация которых непосредственно связана с обеспечением прав владельцев интеллектуальной собственности.

Таким   образом, режим охраны прав и экономических, финансовых интересов стал важным фактором, который влияет на условия доступа на рынок конкурентной борьбы между компаниями различных стран.

  1. Международная миграция рабочей силы. Данная сфера обусловлена международным движением и использованием рабочей силы. В настоящее время в мире сформировались довольно устойчивые потоки и направления потока трудовых ресурсов. Использование иностранной рабочей силы является примером международного обмена основными факторами производства. Данный процесс тесно связан с вывозом и пересылкой на родину зарплаты, пенсий, с дарением, оформлением наследства и т.д. Поэтому данная сфера международных экономических отношений – это тоже сфера валютного регулирования и валютного контроля. [7]
  2. Региональное сотрудничество и создание торгово-политических группировок. Данная сфера представляет правовые и организационные механизмы, обеспечивающие устранение барьеров для международного экономического обмена и сближения экономик нескольких государств в рамках межправительственных соглашений. Данная сфера существует на межправительственном уровне и направлено на формирование единого рынка товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в рамках нескольких государств.[8]

Государственный финансовый контроль позволяет:

  • выявить нарушения (ошибок, злоупотреблений, включая мошенничество) в процедурах управления финансовыми потоками и в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов;
  • обеспечить устранение нарушений (принятие корректирующих мер по результатам контроля);
  • провести анализ факторов их возникновения и разработке профилактических мер по их предотвращению в будущем[9].

Исследуя основы и специфику валютного контроля, данное понятие можно трактовать:

  • как систему, с помощью которой государство регулирует порядок приобретения иностранной валюты и проведения операций с ней;
  • составную часть единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства;
  • контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров, а также операций, связанных с куплей – продажей работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;
  • контроль за перемещением через таможенную границу национальной валюты, ценных бумаг, валютных ценностей;
  • контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства и нормативных актов органов валютного регулирования совершением валютных операций и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.

В самом общем виде валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства Российской Федерации при осуществлении конкретных валютных операций[10].

«Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля переходящие в функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также связанных с ними преступлений и правонарушений».

На основании Постановления Правительства Российской Федерации «Федеральная таможенная служба имеет полномочия по осуществлению контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного Союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями»[11].

Валютный контроль таможенными органами РФ осуществляется по двум направлениям:

  1. за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу РФ иностранной валюты, валюты РФ, ценных бумаг и дорожных чеков;
  2. за валютными операциями, заключающимися в осуществлении расчетов, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Технология контроля валютных операций, связанных с расчѐтами за перемещаемые через таможенную границу товары, в соответствии с требованиями валютного законодательства основана на сопоставлении данных о стоимости товаров, перемещенных через таможенную границу РФ (таможенная   информация)   и сумм денежных средств, уплаченных   за них (банковская информация).

В настоящее время работа таможенных органов по осуществлению валютного контроля организована в несколько этапов.

Первичный контроль документов для целей валютного контроля при таможенном оформлении и условий внешнеторговых сделок на соответствие их законодательству РФ, обеспечение указания в ДТ сведений, необходимых для осуществления валютного контроля. Контроль за перемещением наличных денежных средств через таможенную границу ТС (ЕАЭС).

Формирование центральной базы данных валютного контроля из сведений о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС (ЕАЭС), и расчетов за них.

Выявление по результатам  анализа баз данных валютного контроля, информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства РФ и направление соответствующей информации в таможенные органы для проведения проверок соблюдения валютного законодательства РФ.

Проведение проверок участников внешнеэкономической деятельности осуществляется на основании информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства.

Оценка результатов осуществления таможенными органами валютного контроля для выработки управляющих воздействий. Отдельные вопросы осуществления валютного контроля по операциям, относительно которых неприменимы технологии валютного контроля, основанные на использовании паспорта сделки, либо вопросы проверки достоверности представляемых документов решаются в рамках системы управления рисками.

При отборе объектов проверочных мероприятий проводится предварительная подготовительная работа, связанная с анализом имеющейся информации о реальном осуществлении предполагаемым объектом проверки финансово-хозяйственной деятельности, внешнеэкономической деятельности и проводимых валютных операциях в проверяемый период.

Основаниями для проведения внеплановых (оперативных) проверочных мероприятий являются:

  • информация или материалы, поступившие от иного органа или агента валютного контроля;
  • информация или материалы, содержащие сведения о фактах нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, поступившие от правоохранительных органов и иных государственных органов;
  • обращения и заявления физических и юридических лиц, а также информация в средствах массовой информации о нарушении валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Целями анализа баз данных валютного контроля для выявления информации содержащей признаки нарушений валютного законодательства РФ являются:

  • выявление объектов для проведения проверочных мероприятий;
  • подготовка необходимой информации для обоснования необходимости проведения проверок в отношении каждого объекта.

Общий алгоритм (методика) обработки информационных массивов разрабатывается Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля и адаптируется к условиям регионов и таможен с участием последних.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Указанные алгоритмы строятся по принципу системы автоматического управления.

В целях реализации задач, стоящих перед таможенными органами при осуществлении валютного контроля, указанные информационные ресурсы обрабатываются с помощью следующих методик:

  • – Методики сопоставления сведений об экспорте и импорте различных видов товаров и валютных операций за эти товары в разрезе стран и участников ВЭД;
  • – Методики моделирования вывоза капиталов при осуществлении экспортно-импортных операций;
  • – Методики статистической оценки процессов идентификации на основе сопоставления данных о предполагаемых нарушениях и реальных сведений о проведении целевых проверок;
  • – Методика выявления нарушений валютного законодательства Российской Федерации и Таможенного Союза (ЕАЭС) и актов органов валютного регулирования.

Результаты осуществления таможенными органами проверок соблюдения актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля (информация о выявленных нарушениях, актах проверок и возбужденных делах) используются для планирования, оценки и прогнозирования микро- и макроэкономической ситуации и совершенствования организации валютного контроля осуществляемого таможенными органами с применением, в том числе, указанных выше методик.

При формировании базы данных валютного контроля используются магнитные, оптические и бумажные носители информации, что ведет к временным задержкам и влиянию человеческого фактора на достоверность информации, содержащейся в базе данных валютного контроля.[15]

При проведении проверок соблюдения участниками ВЭД актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля и отражения их результатов велика доля бумажного документооборота, не смотря на введение обязательной подачи ДТ в электронном виде.

Таким образ осуществляется валютный контроль таможенными органами РФ. На основании изменений структуры органов исполнительной власти в январе 2016 года, начался процесс внесения поправок в законодательство, определяющее функции и полномочия органов и агентов валютного контроля.

В начале 2016  года появились новые поправки в законодательство, касающиеся структуры органов исполнительной власти. В первую очередь указом Президента РФ Федеральная таможенная служба перешла под управление Министерства финансов Российской Федерации. Вторым нововведением послужил также указ Президента РФ, касаемо расформирования Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (органа валютного контроля), а его полномочия переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе, в соответствии с должностными полномочиями служб. На данный момент пояснительные документы, касающиеся должностных полномочий и обязанностей, отсутствуют.

1.2 Статус ФТС и его значение

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ кроме основных функций, установленных законом, функции агента валютного контроля.  На данный момент актуален вопрос об официальном повышении статуса Федеральной таможенной службы до уровня статуса органа валютного контроля.

Со временем все становится на свои места, так как многие аналитики, экономисты и должностные лица таможенных органов говорили о необходимости установки для ФТС статуса органа валютного контроля. Стоит обратиться к истории ФТС, для того чтобы увидеть, как строилась работа службы по осуществлению валютного контроля, как уполномоченного на это органа.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации с 1994 года по 2003 года был наделен статусом органа валютного контроля и это использовалось для эффективной организации работы и осуществления валютного контроля как в торговом, так и в неторговом обороте.

Наделение ГТК России статусом органа валютного контроля позволило ему совместно с Банком России создать технологии таможенно-банковского валютного контроля, для реализации которых без дополнительного привлечения средств федерального бюджета в структуре таможенных органов всех уровней были созданы специализированные подразделения валютного контроля, обеспеченные необходимыми техническими средствами и нормативной правовой базой (действовавшими до 17.06.2004 совместными инструкциями органов валютного контроля – Банка России и ГТК России – и изданными в их развитие приказами ГТК России в области таможенного дела).

Это позволило с начала 1994 года организовать полномасштабный валютный контроль за внешнеторговыми операциями резидентов, связанными с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в том числе оперативно-розыскную деятельность и применение штрафных санкций. Результатом стало снижение в 2003 году уровня невозврата экспортной выручки и объемов товаров, не ввезенных по импортным сделкам. Это способствовало расширению налогооблагаемой базы, увеличению золотовалютных резервов страны и своевременному пополнению федерального бюджета, в том числе взысканных штрафов.

Отсутствие статуса органа валютного контроля привело к невозможности полноценного участия ФТС России в формировании нормативной правовой базы по валютному контролю в условиях нового законодательства РФ, в первую очередь, в области внешнеторговой деятельности, а также оперативного решения вопросов с Банком России и Росфиннадзором, имеющими статус органа валютного контроля.

При этом таможенные органы являются практически единственными контролирующими государственными органами, которые на этапе принятия решения о выпуске товаров могли бы предотвращать соответствующие правонарушения. Актуальность постановки данного вопроса определяется следующим.

Концепция, принятая в декабре 2003 года Закона № 173-ФЗ базировалась на практике применения ранее действовавшего валютного законодательства с учетом положительного опыта 10-летнего применения технологий таможенно- банковского валютного контроля валютных операций в области внешнеэкономической в рамках совместных инструкций Банка России и ГТК России (органов валютного контроля).

Вышеуказанные принципы предусматривались и начавшейся в марте 2004 года административной реформой, которая для таможенных органов завершилась только в октябре 2004 года (с передачей ФТС России в ведение Минэкономразвития России, не наделенное полномочиями в области валютного регулирования и контроля), из-за чего во многом при построении системы  органов и агентов      валютного  контроля  был  допущен ряд неправильных решений.

В результате статус агентов валютного контроля получили наравне с коммерческими организациями (уполномоченными банками и профессиональными участниками рынка ценных бумаг) ФТС России и ФНС России – федеральные органы исполнительной власти, что противоречило концепции, заложенной в основу Закона № 173-ФЗ при его разработке.[1]

  • сложившейся системе органов и агентов валютного контроля помимо Банка России, являющегося органом валютного контроля в кредитно-финансовой сфере, до настоящего времени только один федеральный орган исполнительной власти наделен Правительством РФ полномочиями органа валютного контроля – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которой были переданы функции валютного контроля Министерства Финансов России.[2]

В то же время за годы его осуществления таможенными органами контроль за валютными операциями резидентов, связанными с перемещением товаров через таможенную границу, доказал свою необходимость и эффективность.

При этом более 10 лет (до начала 2004 года) ГТК России, обладая статусом органа валютного контроля, самостоятельно организовывал свою работу в этой сфере на основе совместных с Банком России актов по валютному контролю, определивших соответствующие технологии таможенно-банковского валютного контроля.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Важнейшими преимуществами указанных технологий являлись:

  • осуществление основных мер контроля непосредственно при таможенном оформлении товаров, с использованием документов, представляемых одновременно с таможенной декларацией
  • высокая степень автоматизации за счет использования электронных баз данных таможенных деклараций и информации о платежах получаемой от уполномоченных банков и Банка России.

Утрата ФТС России в процессе административной реформы статуса органа валютного контроля в настоящее время привела к искусственному разделению функций валютного контроля в области внешнеторговой деятельности.

Нужно отметить, что предоставление налоговых льгот напрямую связано с результатами валютного контроля, осуществляемого таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного Союза (ЕАЭС). При этом информация таможенных органов о результатах валютного контроля (в том числе, об обоснованности не полного поступления экспортной выручки с учетом особенностей исполнения контрактов и таможенных процедур) должна иметь статус окончательного заключения (правового акта в области валютного контроля, что относится к полномочиям органа валютного контроля).[3]

Пользователями информации о результатах внешнеторговой деятельности, в том числе о выполнении требований о зачислении экспортной выручки на счета в уполномоченных банках РФ и обоснованности платежей по импортным контрактам являются: Аппарат Правительства РФ, Банк России, Совет безопасности, Счетная Палата, ФСБ России, МВД России и т.д.

В связи с отмеченным искусственным разделением функций валютного контроля статистические данные о результатах валютного контроля оказываются неполными, не учитывающими в режиме реального времени результатов рассмотрения дел о нарушениях валютного законодательства.

Таким образом, аналитические возможности работы с указанными данными также в настоящее время снижены.[4]

Первичные  функции  валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, выполняются в текущем режиме при декларировании товаров путем проверки представленных документов и сведений, заявленных для целей валютного контроля в ДТ. Завершающий этап валютного контроля по результатам централизованного сопоставления данных (на уровне ФТС России) о стоимости товаров (из ДТ) со сведениями о расчетах, поступающими из Банка России (из Ведомостей банковского контроля) — после выпуска товаров, что вызвано практикой коммерческого кредитования (предоставления отсрочки платежа или встречных поставок товаров в соответствии с условиями договоров).[5]

Проверочные мероприятия на завершающем этапе проводятся созданной с 1995 года в структуре подчиненных таможенных органов «вертикалью» — специализированными подразделениями валютного контроля на основе поручений, формируемых Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России по результатам сопоставления сведений о стоимости товаров и расчетах за них.[6]

ФТС России самостоятельно и комплексно решает задачи организации валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, в установленной сфере ведения: от определения перечня сведений, подлежащих заявлению в таможенной декларации для учета валютных операций, сопряжения в этой части требований валютного законодательства с нормами Таможенного кодекса ТС (ЕАЭС), разработки методологии валютного контроля, осуществления необходимого информационного обмена с Банком России, ведения с использованием самостоятельно разрабатываемых программных средств необходимых баз данных (уполномоченных банков, паспортов  сделки,  ведомостей  банковского  контроля  и  др.)  до  выявления  в автоматизированном режиме возможных нарушений валютного законодательства в области ВЭД, организации проведения целевых проверок и заведения дел об административных правонарушениях данной категории. 50

Такими административными и информационными ресурсами ни Росфиннадзор, ни другие контролирующие органы не располагают.

Повышение статуса ФТС до уровня статуса органа валютного контроля необходимо, в связи с тем, что на протяжении длительного времени с 2003 года были выявлены несовершенства при производстве валютного контроля уполномоченными агентами и органами.

Были выявлены следующие проблемы:

  1. Удлинение продолжительности проверок, вызванное необходимостью передачи возбужденных таможенными органами дел об административных правонарушениях на рассмотрение в Росфиннадзор, что негативно отражается на результатах работы в отношении фирм-однодневок, и нередко приводит к истечению сроков давности привлечения к ответственности.
  2. Различные подходы к квалификации административных правонарушений у ФТС России и Росфиннадзора, что влечет за собой необоснованное прекращение Росфиннадзором дел об административных правонарушениях возбужденных таможенными органами.
  3. Отсутствие возможности у таможенных органов принимать участие в рассмотрении дел и в соответствующих судебных заседаниях, что делает невозможным доказательство вины лица с использованием всех возможных средств и способов с учетом специфики технологий таможенного контроля, оформления  таможенных  документов  и  применения  различных  таможенных процедур.
  4. ОтсутствиеуРосфиннадзорасобственнойэкспертно криминалистической базы, что делает невозможным исключение субъективного анализа подлинности документов, учитываемых при рассмотрении дел об АП, что способствует возникновению коррупционной составляющей при таком рассмотрении.
  5. Отсутствие у Росфиннадзора собственных технических и информационных ресурсов, позволяющих планировать и осуществлять проверочную деятельность с использованием современных информационных технологий, что также снижает эффективность данной работы.

В связи с чем, решение данных проблем решит установка статуса органа валютного контроля для ФТС в части ведения дел, связанных с валютным законодательством в таможенной сфере. На данный момент ФТС перенесено под управление Министерства Финансов Российской Федерации, казалось, что после таких перестановок, появится основание повысить статус ФТС в части валютного контроля, но в связи с появлением указа о расформировании Росфиннадзора и распределения его полномочий между ФТС и ФНС. Официально, на данный момент за данными структурами не закреплено статуса органа валютного контроля, но возможно предположить, что при урегулировании документального вопроса о переносе полномочий появятся поправки в документах ФТС и ФНС.

При утверждении статуса органа валютного контроля у ФТС РФ можно будет увидеть положительную динамику в показаниях эффективности выполнения валютного контроля в Российской Федерации, а именно, можно выделить следующие аспекты, которые повлекут положительное влияние нового статуса:

  • В связи с отсутствием посредников в системе производства дел об административных правонарушениях (отсутствие звена в виде Росфиннадзора) будет проходить быстрее, без траты времени на дополнительные проверки, так как все данные будут собирать и контролировать таможенные органы и Федеральная налоговая служба и применять санкции к недобросовестным участникам ВЭД самостоятельно.
  • Уменьшится количество дел об административном правонарушении с необоснованным прекращением, так как ФТС самостоятельно будут вести дела по части нарушения валютного законодательства в таможенной сфере.
  • Представители таможенных органов смогут присутствовать в делопроизводстве по вопросам привлечения участников ВЭД к административной ответственности, что даст возможность доказать вину участника ВЭД, нарушавшего валютное законодательство, а также могут осуществлять оперативно-розыскную деятельности по отношению к лицам данной категории.
  • ФТС может осуществлять полноценную экспертизу товаров, документов которые относятся к делопроизводству по части нарушения валютного законодательства, так как обладают всей научно-технической и информационной базой и требуемыми ресурсами. При наличии данных полномочий у ФТС не будет требоваться вмешательства посреднических органов исполнительной власти.

В случае таких изменений, которые повлекут изменение в результативности проверок можно смело завить, что эффективность осуществления валютного контроля в таможенной сфере будет выше. В принципе результативность и эффективность осуществления валютного контроля зависит от того, какая методологическая основа выбрана, качество технического сопровождения процесса и промежуточные звенья системы при проведении валютного контроля. В рамках этой системы важно уделить внимание как самим звеньям (их подготовленности и полномочиям), а также связям между этими звеньями (они должны работать эффективно и бесперебойно).

Следует отметить, что система валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации существует длительное время, за этот период экономика перенесла несколько экономических кризисов. Всем известно, что политика валютного регулирования строится с целью экономической защиты своего государства. Российская Федерация не исключение. Данная политика трансформировалась с учетом условий внешнего мира и процесса глобализации. Период валютной политики России можно разделить на три этапа: до 1998, с 1998 по 2004, и с 2004 по настоящее время. В первый период данная политика только сформировалась и ее основной целью служила защита экономики России, при этом меры были достаточно жесткие.

После тяжелого 1998 года, экономика стала медленно и планомерно развиваться, наметились тенденции либерализации валютной политики, при этом методы валютного контроля стали рациональнее. Третий этап, современный, который начался с модернизации таможенных органов, стал самым либеральным, на этом этапе произошло создание Таможенного союза, вступление в ВТО, организация Евразийского Экономического Союза. Здесь валютная политика перешла на новый уровень.

Федеральная таможенная служба также трансформировалась в темпе с валютной и экономической политикой. Менялись условия существования, методы контроля и  можно сказать, что для таможенной службы, сейчас, начинается новый этап развития, где ФТС станет органом валютного контроля, что даст дополнительные полномочия для осуществления валютного регулирования и валютного контроля в России. Благодаря многозадачности ФТС РФ и многофункциональности, у службы, за длительный период существования сформировалась мощная материально-техническая база, для осуществления всестороннего контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границу Таможенного союза (ЕАЭС). Это дает службе большие преимущества при осуществлении как таможенного, так и валютного контроля.

Ранее были выделены проблемы, при осуществлении валютного контроля на промежутке между ФТС и Росфиннадзором. В результате чего, твердо можно сказать, что при расформировании органа валютного контроля – Росфиннадзора, валютный контроль не будет осуществляться менее эффективно, так как благодаря повышению статуса ФТС до уровня органа валютного контроля, валютный контроль будет осуществляться не менее эффективно. Только стоит распределить остальные полномочия Росфиннадзора по ведомствам со смежными функциями, для эффективного обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Страницы: 1 2 3 4