Сессия под ключ!
Меню Услуги

Влияние экзистенциальной психотерапии на изменения психосоциальных показателей качества жизни. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1 2


Глава 2. Экспериментальное исследование влияния экзистенциальной психотерапии на изменение психосоциальных показателей качества жизни

2.1. Организационно-методическая характеристика исследования

 

Цель экспериментального исследования – выявить роль методов экзистенциальной психотерапии в развитии психосоциальных показателей качества жизни.

Объект исследования: характеристики качества жизни личности.

Предмет исследования: качество жизни, жизненная удовлетворенность, мотивационная структура личности, удовлетворенность работой.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что эффективное применение методов экзистенциальной психотерапии позволит повысить показатели качества жизни в группе респондентов.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе, можно выделить следующие задачи:

  1. Определить выборку респондентов и подобрать диагностические методики;
  2. Составить программу эмпирического исследования для установления степени влияния экзистенциальной психотерапии на развитие показателей качества жизни;
  3. Провести эмпирическое исследование;
  4. Обработать и проанализировать результаты исследования;
  5. Сделать соответствующие выводы по итогам исследования.

Этапы исследования:

  1. Подготовительный этап. Данный этап включал в себя подбор научной литературы по теме исследования, определение проблемы исследования, цели и задач.
  2. Теоретический этап. На данном этапе осуществлялся анализ исследований по выбранной теме, формулировалась гипотеза исследования.

Данный этап включал в себя подбор тестов для психодиагностического исследования; подбор методов математической статистики.

  1. Эмпирический этап. Данный этап включал проведение эмпирического исследования. Было проведено тестирование 80 сотрудников, а также осуществлена обработка материала методами математической статистики.
  2. Аналитический этап. На этом этапе анализировались и обобщались полученные результаты, были сделаны выводы.

Методика 1.

Опросник SF – 36 (Item Short Health Status Survey) используемый во многих странах Европы, США, Австралии при проведении, в том числе и популяционных исследований, позволил вывести общие критерии нормы качества жизни, как для здорового населения, так и при различных видах патологии [16, p. 32].

Методика № 2. Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека).

Опросник, диагностирующий индекс жизненной удовлетворенности, отражающее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности.

Опросник ИЖУ состоит из 20 вопросов, результаты ответов которых сводятся к 5 шкалам, характеризующим различные аспекты общего психологического состояния человека и его удовлетворенности жизнью. Примерное время тестирования 5-10 минут.

3.Методика «Мотивационной структуры личности» (В.Э.Мильман);

Методика №4. Тест удовлетворенности работой (В.А.Розанова)

Инструкция к тесту.

Вашему вниманию предлагается опросник для самооценки, а также выбор некоторых эффективных методов мотивации трудовой активности. Он содержит 14 утверждений.

Стимульный материал к данной методике приводится в приложении.

 

2.2. Диагностика состояния психосоциальных показателей качества жизни

Для всех шкал при полном отсутствии ограничений или нарушений здоровья максимальное значение было равно 100. Чем выше был показатель по каждой шкале, тем лучше было КЖ по этому параметру.

Как показывает рис. 1., наиболее высокие показатели качества — по ФФ, Б, ОЗ, Ж, РЭФ.

Показатель ПЗ намного ниже, чем ФФ, что указывает на то, что респонденты проявляют высокую физическую активность даже в ущерб своему психическому здоровью и общему состоянию здоровья.

Показатель СФ ниже показателя ФФ на 11,8%, что указывает на то, что респонденты проявляет также низкую социальную активность, при этом по физической активности у них обнаружены высокие показатели.

Высокий показатель по фактору «боль» свидетельствует о том, что многие испытуемые сталкивались с болевыми ощущениями, то есть состояние их здоровья регламентируется как хорошее.

Свое состояние здоровья многие респонденты оценивают на высоком уровне сформированности – обнаружен средний балл по группе, равный 85,9.

Оценка жизнеспособности также находится на высоком уровне – об этом свидетельствует высокий показатель равный 84,18 баллам в группе в среднем, то есть большинство респондентов группы ощущают себя полными жизненных сил и энергий, живут вдохновением от предстоящих перспектив.

Также высокие показатели обнаружены в данной группе по шкале РЭФ, что свидетельствует о том, что респонденты уверены в том, что их эмоциональное состояние не должно каким-то негативным образом влиять на их поведение и физическое функционирование, так как работа зачастую проходит в тревожных и депрессивных условиях.

Самый низкий показатель в данной группе респондентов обнаружен по шкале ПЗ (70, 98) и РФФ (72, 28). Данные показатели могут быть свидетельством того, что респонденты зачастую рискуют своим здоровьем и психическим состоянием ради блага окружающих и достижения положительных результатов в деятельности, при этом состояние здоровья может стать лимитирующим фактором в физической активности работника.

 

  1. Опросник «Индекс жизненной удовлетворенности» (Н.В. Панина);

Результаты исследования шкал по методике «Индекс жизненной удовлетворенности представлены нами в таблице 1. Представим для наглядности результаты исследования в виде рис. 2. и проанализируем полученные результаты:

Таблица 1

Результаты исследования индекса жизненной удовлетворенности в группе до применения сеансов психотерапии

 


Рис. 2. Уровень сформированности индекса жизненной удовлетворенности в группе респондентов

 

Как видно из рис. 2., в группе респондентов уровень жизненной удовлетворенности распределился равномерно: преобладающим является средний уровень жизненно удовлетворенности – он выражен у 28 респондента (35%), но присутствуют и низкий (33%) и высокий уровни жизненной удовлетворенности (32%).

 

Результаты исследования профессиональной удовлетворенности

  1. Результаты исследования структуры мотивационной сферы по методике Мильмана

 

Таблица 2

Сводная таблица данных по изучению структуры мотивационной сферы у людей в группе до применения сеансов психотерапии

 

Представим показатели по каждой шкале в двух группах исследования, изобразив на рисунке усредненные показатели в каждой группе и по каждой шкале

Рис. 3. Результаты исследования мотивационной структуры личности на констатирующем этапе исследования

 

На констатирующем этапе в группе людей преобладающие шкалы несколько иные: комфорт (18,63), социальный статус (средний балл по группе равен 18,66 и данный фактор преобладает и в группе женщин, начавших заниматься фитнесом после 25 лет), общение (18,8), творческая активность (18).

Результаты исследования удовлетворенности работой Розановой.

 

 

Таблица 3

Сводная таблица результатов исследования до коррекционных занятий

 


Анализ результатов исследования удовлетворенности работой.

 

По данным результата теста Розановой, исследуемая группа из 40 человек распределилась на 2 группы – первая, которая удовлетворена работой Вторая – не удовлетворена работой (не удовлетворены 30 человек).

Рис. 4. Удовлетворенность работой в группе испытуемых по методике Розановой

 

Из рис.4 наглядно видно, что большая часть испытуемых (40%) менее удовлетворены своей работой. Это складывается из удовлетворенности сотрудника своей заработной платой, взаимоотношениями в коллективе, отношением руководства, психологической атмосферой. Однако полной удовлетворенности мешают некоторые факторы – разлады с руководством, неумение устанавливать контакт с коллегами, неудовлетворенность уровнем заработной платы.

Мы выяснили, что 60% испытуемых не удовлетворены своей работой. Из результатов диагностики следует, что, в первую очередь, они не довольны размером заработной платы. Некоторые отмечают, что им не нравится отношение начальства: слишком авторитарное. Также были среди этого числа испытуемых высказывания о том, что в их коллективе царит нездоровая психологическая атмосфера: частые ссоры, конфликты, козни. Некоторые отмечают, что им приходится слишком долго добираться до работы. Довольно большая часть испытуемых этой группы отмечают, что им просто не нравится должность продавца; что они хотели бы трудиться на более престижной работе.

 

Рис. 5. Средние показатели по методике Розановой в группе исследования до проведения коррекционных занятий

 

Согласно полученным результатам, одной из причин неудовлетворенности трудом является низкая заработная плата и систематические задержки в ее выплате работникам. Это говорит о том, что в коллективе имеется часть работников, потенциально готовых к открытому конфликту с руководством, причиной которого может служить размер оплаты труда. К сожалению, это очень частое явление в современных условиях труда. Согласно данным методики и беседы с работниками, многие из них считают целесообразным введение системы индивидуального Большинство опрошенных как той, так и другой группы, считают, что более подходящим нововведением в их системе были бы квартальные премиальные выплаты. Есть представители, которые считают, что в качестве поощрения труда работников необходимо предоставлять бесплатные путевки в санатории, выделять отгулы. Большинство опрошенных сказали, что надо просто повысить зарплату. Тогда вопрос о поощрениях не будет стоять перед руководством данного коллектива. Все эти предложения, конечно, поступают в связи с недовольством большинства испытуемых своей заработной платой.

Большинство неудовлетворенных работой сотрудников испытуемых утверждают, что руководство коллектива никогда не ставит их в известность о предстоящих изменениях (сокращения штата, снижение заработной платы и т.п.), не вводит в курс намеченных планов на будущее развитие предприятия. Это вызывает огромное недовольство в коллективе, что часто проявляется в виде негодования сотрудников, возникновения конфликтных ситуаций. Многие утверждают, что их выводит из равновесия то, что руководство просто ставит их перед фактом развивающихся событий. Это не дает работникам возможности подстроиться под предстоящие изменения.

Большинство респондентов второй группы склоняются к тому, что в их коллективе работников господствует авторитарный тип управления. При таких взаимоотношениях между людьми часто возникает чувство недопонимания, беспокойства, тревожности. Негативизм со стороны руководства не позволяет разрешать спорные вопросы в коллективе мирным путем, так как преобладает господствующий тон. При этом очень часто возникают конфликтные ситуации, которые бывает очень сложно разрешить конструктивно.

Большинство испытуемых второй группы (неудовлетворенные) считает, что в их организации уровень морального климата неудовлетворительный. Это можно связать с тем, что в организации преобладает авторитарный тип управления, поэтому здесь очень часто возникают конфликтные ситуации. Из-за этого расшатывается моральный климат на предприятии. Сотрудники постоянно находятся в угнетенном состоянии. Часто ощущают чувство подавленности и ненужности. Это приводит к снижению психологического комфорта работников организации.

Также испытуемые предлагали для улучшения психологического климата поменять начальству стиль управления. Были предложения о том, что руководству необходимо больше общаться со своими подчиненными; быть более внимательным к человеческим переживаниям, проявлять больше понимания и сочувствия по отношению к ним.

Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть испытуемых удовлетворена своей работой.

 

2.3. Разработка программы экзистенциальной психотерапии для коррекции психосоциальных показателей качества жизни

 

В структуре психического состояния по результатам использования самооценочной шкалы В. Зунга определяют: колебания фона настроения, работоспособности, уровня активности, побуждения и способностей к адекватному эмоционального реагированию (эмоциональной вовлеченности), психостеничные осложнения в ситуациях принятия решений и межличностного взаимодействия; а также физиологические компоненты депрессивных состояний.

На втором этапе проводился тренинг, направленный на изменение психоэмоционального состояния женщин экспериментальной группы. Программа социально-психологического тренинга на основах телесно-ориентированной терапии имеет свои особенности. Тренинг направлен на оздоровление и достижение равновесия в эмоциональной сфере посредством работы с телом, его возможностями.

Исходным теоретическим положением для составления программы служило то, что современная психология тело и душу воспринимает как единое целое, и в связи с этим в психотерапии телесные аспекты приобретают все большее значение. Работающие в рамках телесно-ориентированной парадигмы психотерапевты стремятся пробудить в клиентах их жизненные силы. Они стремятся оживить не функционирующие, омертвелые элементы психики, воздействуя на тело пациента. И наоборот, воздействуя на психику, оживить омертвелые части тела.

С другой стороны, так как проблемы в эмоциональной сфере ведут происхождение из коммуникативной сферы, из области взаимоотношений и взаимодействия между людьми – формой осуществления этого выбран социально-психологический тренинг.

Известно, что в практике групповой психотерапии все большее распространение получают группы, работа которых основана на приобретении их участниками в проживании общения в групповом общении непосредственного живого опыта. Участники таких групп постоянно исследуют разнообразные формы своего поведения и пытаются освоить для себя что-то новое, развить в себе, в том числе и новые позитивные эмоциональные переживания. Это новое открывается каждому участнику терапевтической группы, позволяя ему выявить неизвестные стороны собственной личности, что побуждает к дальнейшему самоисследованию.

Кроме того, между участниками таких психокоррекционных групп устанавливается обратная связь, которая им позволяет лучше осознавать собственные актуальные эмоции, сложные чувства и поведенческие действия, и создаёт дополнительные возможности для самоизменения. Вследствие такого рода работы, участники тренинга становятся более сенситивными, внимательными к чувствам других. У членов группы усиливается позитивное отношение к себе, повышается уровень самопринятия, снижается уровень личностной тревоги.

Для проведения с испытуемыми была выбрана программа «Женщина – энергия Счастья», которая построена на практиках кундалини-йоги (КЙ) школы Йоги Бхаджана, инструментах лайф-коучинга, психологических трансформационных техниках, направленных на развитие восприятия, осознания, обретение внутренней свободы.

Программа тренинга направлена на достижение следующих результатов:

  • наработка практических навыков саморегуляции психоэмоционального состояния;
  • качественные изменения внутреннего состояния — осознание себя «здесь и сейчас», обретение внутреннего баланса;
  • развитие интуиции и творческих способностей.

Длительность программы: 6 месяцев.

Направленность программы содержится в таблице 7.

Таблица 4

Структура программы тренинга

 

Программа состоит из 4-х модулей, каждый модуль нацелен на проработку внутренних состояний и их гармонизацию. Структура программы позволяет участникам присоединиться к участию в ней на любом этапе.

На протяжении программы проводятся: комплексные практики, тематические семинары-практикумы с использованием инструментов лайф–коучинга и психологических трансформационных техник, метафорических ассоциативных карт.

Программа состоит из четырех модулей. В начале каждого модуля проводится диагностика внутреннего состояния (физическое, эмоциональное), фиксируются изменения, даются рекомендации для личной, ежедневной практики.

 

2.4. Оценка эффективности программы экзистенциальной психотерапии

 

Цель этапа — выявить эффективность программы экзистенциальной психотерапии в развитии показателей качества жизни

Рассмотрим, какие результаты обнаружены на контрольном этапе исследования

 

Условные обозначения: ФФ — физическое функционирование; РФФ — ролевое физическое функционирование; Б – боль; ОЗ — общее здоровье; Ж – жизнеспособность; СФ — социальное функционирование; РЭФ — ролевое эмоциональное функционирование; ПЗ — психологическое здоровье.

 

Рис.6. Показатели качества жизни по опроснику SF-36 после применения коррекционных мер

 

Как видно из рис. 6., на контрольном этапе наблюдались немного иные результаты. Наибольшие показатели обнаружены по шкалам ОЗ (87,4), Ж (85,54), ФФ (80,12) и РЭФ (80,3).

При этом показатель ФФ намного выше, чем ПЗ, что снова указывает на самопожертвование самим собой даже в ущерб своему психологическому здоровью. На констатирующем этапе расхождения между этими двумя шкалами были не столь значительными. Для наглядности представим сравнительную диаграмму полученных результатов исследования качества жизни до и после применения коррекционной программы.

 

Условные обозначения: ФФ — физическое функционирование; РФФ — ролевое физическое функционирование; Б – боль; ОЗ — общее здоровье; Ж – жизнеспособность; СФ — социальное функционирование; РЭФ — ролевое эмоциональное функционирование; ПЗ — психологическое здоровье.

 

Рис. 7. Сравнительные результаты исследования качества жизни у респондентов до и после применения психотерапии

Как видно из рис. 7, существуют достоверные различия между уровнем развития таких шкал качества жизни в двух исследуемых группах, как ФФ, Б, ПЗ. Подтвердим полученные результаты математическими расчетами с использованием U-критерия Манна-Уитни. Результаты расчетов существующих различий по указанным шкалам приведены в приложении выпускной квалификационной работы.

Как показали результаты статистических расчетов, существуют достоверные различия между проявлением в двух группах исследования таких шкал, как:

  1. ФФ – физическое функционирование больше проявляется до применения коррекционных мероприятий– Uэмпирическое при этом равно 5, так как Up0.01 =557, а Up0.05 =628, так как полученное эмпирическое значение критерия находится в зоне значимости, то есть эмпирическая гипотеза подтверждается.
  2. Б – показатель боли — также, по результатам расчетов, больше проявляется в группе до применения коррекционных занятий. Uэмпирическое при этом равно 540, так как 01 =557, а Up0.05 =628, так как полученное эмпирическое значение критерия находится в зоне значимости, то есть эмпирическая гипотеза подтверждается.
  3. ПЗ – показатель психического здоровья также, по результатам расчетов, больше проявляется в группе до коррекционных занятий. U эмпирическое при этом равно 475, так как 01 =557, а Up0.05 =628, так как полученное эмпирическое значение критерия находится в зоне значимости, то есть эмпирическая гипотеза подтверждается.
  4. По остальным шкалам не выявлено статистически достоверных различий (см. приложение).

 

 

Таблица 5

Результаты исследования индекса жизненной удовлетворенности после применения сеансов психотерапии

 

Представим данные таблицы 5 в виде рис. 8, проанализировав данные.

 

Рис. 8. Уровень сформированности индекса жизненной удовлетворенности до и после применения сеансов

 

Как видно из рис. 8., что на контрольном этапе исследования выражен высокий уровень индекса жизненной удовлетворенности: то есть респонденты проявляют больший интерес к процессу жизни, в действиях и поступках проявляют инициативность, творчество. эти люди с активность принимают участие в разных видах деятельности, для достижения результата используя всевозможные средства и способы.

К жизненной цели группы стремятся последовательно, целеустремленно, согласованно, при этом реально поставленные цели зачастую совпадают с реально достигнутыми целями. Они смотрят на себя как на динамичного человека, способного достичь положительных результатов в деятельности.

Свои качества и поступки оценивают также положительно, общий фон настроения повышен при любых обстоятельствах. Данный уровень выражен только у 6% опрошенных, то есть в нашей выборке испытуемых удовлетворены жизнью в большей степени те, кто обладает большей личностной зрелостью.

Следует отметить, что полученные качественные данные подтвердили математическими расчетами с применением U-критерия Манна-Уитни (см. приложение). По полученным расчетам, по шкале «Интерес к жизни», UЭмп = 473, так как Up0.01 =557, а Up0.05 =628, то полученное эмпирическое значение критерия входит в зону значимости критерия, то есть респонденты при повторной диагностике отличаются повышенным интересом к жизни, энтузиазмом, в повседневной обыденной жизни относятся творчески и увлеченно.

Также получены статистически достоверные различия между группами по шкале «Последовательность достижении целей»: UЭмп = 445,5 так как Up0.01 =557, а Up0.05 =628, то полученное эмпирическое значение критерия является значимым на уровне тенденции, причем даже более выраженным чем показатель «интерес к жизни». Таким образом, группа на этапе контроля отличается большей решительностью, стойкостью, направленностью к достижению поставленных целей любыми способами, чем вторая, которые принимают обстоятельства «как есть», не пытаются что-то изменить, отличаются пассивностью, примирением с неудачами в жизненном пути, но в то же время стойкостью и спокойствием.

Далее рассмотрим результаты по шкале «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями», по которой так же получены статистически достоверные различия между группами до и после анализируемой программы: UЭмп = 277,5 так как Up0.01 =557, а Up0.05 =628, то полученное эмпирическое значение критерия является значимым: то есть респонденты на этапе контроля твердо убеждены в способности достичь жизненно важных целей, в то время до применения программы коррекции респонденты считают себя ни на что неспособными, отличаются неуверенностью, пассивным образом жизни.

По шкале «Положительная оценка себя и собственных поступков» также выявлены различия до и после программ: UЭмп = 478,5, так как Up0.01 =557, а Up0.05 =628, то полученное эмпирическое значение критерия является значимым: люди на этапе контроля оценивают свои внешние и внутренние качества как положительные и благоприятные для формирования жизненных интересов и достижения целей, то есть они отличаются повышенной самооценкой и самолюбием.

Шкала «общий фон настроения» также показала, что более благоприятный фон выражен после применения программы — UЭмп = 498,5, так как Up0.01 =557, а Up0.05 =628, то есть они проявляют оптимизм и получают большее удовольствие от жизни.

Таким образом, результаты проведенного теста жизненной удовлетворенности в адаптации Н.В. Паниной, показали, что существуют различия в удовлетворенности жизнью до и после применения программы: так, респонденты на этапе контроля удовлетворены своими внутренним и внешними качествами, уверены в достижении положительных результатов в своей деятельности, проявляют активность, творчество, инициативность, повышенный интерес к процессу жизни, обладают уверенным стойким поведением и повышенной самооценкой.

 

Результаты повторного исследования профессиональной удовлетворенности

  1. Результаты исследования структуры мотивационной сферы по методике Мильмана

 

 

Таблица 6

Сводная таблица данных по изучению структуры мотивационной сферы в группе после применения сеансов психотерапии

 


Рис.9 Выраженность мотивационной структуры личности до и после применения программы

 

Как показывает рис. 9, в группе людей преобладают такие показатели как жизнеобеспечение (средний балл по группе 18,86), социальный статус (18,46 баллов по группе), общая активность (18,96).

Подтвердим полученные результаты математическими расчетами.

  1. В качестве нулевой гипотезы, согласно нашим данным, предполагаем, что, данные по шкале «жизнеобеспечение» показатели повысились после применения программы. Согласно данным расчетов (см. приложение), полученное значения U эмпирического равно 68,5- что входит в зону значимости критерия, так как Uот p≤0.01 равен 557, а Uот p≤0.05 равен 628. То есть выдвинутое нами предположение подтверждается, и действительно в группе респондентов на контрольном этапе преобладают показатели по данной шкале.
  2. В качестве нулевой гипотезы предполагаем, что, данные по показателю шкалы «комфорт» отличаются от показателей на констатирующем этапе исследования. Согласно данным расчетов (см. приложение), полученное значения U эмпирического равно 800 — что не входит в зону значимости критерия, так как Uот p≤0.01 равен 557, а Uот p≤0.05 равен 628. То есть выдвинутое нами предположение опровергается.
  3. Данные по шкале «Социальный статус выражены в равной степени, иначе говоря, между ними не существует статистических различий: и действительно, согласно данным расчетов полученное значения U эмпирического равно 799,5 — что не входит в зону значимости критерия, так как Uот p≤0.01 равен 557, а Uот p≤0.05 равен 628, то есть данный показатель одинаково выражен до и после эксперимента.
  4. В качестве нулевой гипотезы предполагаем, что, показатель по шкале «общение» также выше до коррекционных занятий, а после – показатель стал ниже. Согласно данным расчетов (см. приложение), полученное значения U эмпирического равно 119,5 — что входит в зону значимости критерия, так как Uот p≤0.01 равен 557, а Uот p≤0.05 равен 628. То есть выдвинутое нами предположение подтверждается.
  5. В качестве нулевой гипотезы, согласно нашим данным, предполагаем, что, данные по шкале «общая активность после коррекционных занятий стала выше. Согласно данным расчетов (см. приложение), полученное значения U эмпирического равно 29,5- что входит в зону значимости критерия, так как Uот p≤0.01 равен 557, а Uот p≤0.05 равен 628. То есть выдвинутое нами предположение подтверждается.
  6. В качестве нулевой гипотезы предполагаем, что, данные по показателю шкалы «творческая активность». Согласно данным расчетов (см. приложение), полученное значения U эмпирического равно 254 — что входит в зону значимости критерия, так как Uот p≤0.01 равен 557, а Uот p≤0.05 равен 628. То есть выдвинутое нами предположение подтверждается.

Таким образом, проведенный анализ результатов исследования показал эффективность примененной техники коррекции на формирующем этапе исследования.

 

Результаты исследования удовлетворенности работой Розановой.

 

Таблица 7

Сводная таблица результатов исследования в группе респондентов после коррекционных занятий

 

Большинство неудовлетворенных работой сотрудников испытуемых утверждают, что руководство коллектива никогда не ставит их в известность о предстоящих изменениях (сокращения штата, снижение заработной платы и т.п.), не вводит в курс намеченных планов на будущее развитие предприятия. Это вызывает огромное недовольство в коллективе, что часто проявляется в виде негодования сотрудников, возникновения конфликтных ситуаций. Многие утверждают, что их выводит из равновесия то, что руководство просто ставит их перед фактом развивающихся событий. Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть испытуемых удовлетворена своей работой.

 

2.5. Рекомендации по повышению показателей удовлетворенности работой сотрудников организации

 

Мы считаем, что целесообразно составление такой программы сторонним специалистам. Так как сами сотрудники организации оценивают сложившуюся ситуацию субъективно. Мы считаем, что мероприятия должны проходить в трех направлениях — изменения в системе управления организацией; — социально-психологическая работа с персоналом; — система мероприятий по общему улучшению морального климата на предприятии.

Можно с уверенностью предположить, что планомерная работа по нижеописанному механизму, приведет к открытости, прозрачности действий руководящих органов предприятия. Это в свою очередь повлечет за собой укрепления доверия сотрудников торговой организации к друг другу. Впоследствии, мы уверены, эти мероприятия приведут к снижению конфликтности в коллективе, укреплению корпоративного духа, восстановлению дружелюбных трудовых отношений. Это в свою очередь позволят повысить производственные показатели организации и повысить уровень труда. Человек способен плодотворно работать лишь в случае эмоционального спокойствия и при социальной защищенности его труда

 

Таблица 8

Мероприятия по формированию положительной мотивации к профессиональной деятельности

 

Следует отметить, респонденты позитивно направлены на достижение жизненных целей, стремятся к максимальности в самореализации, проявляют самостоятельность, высокую инициативу, хотят быть лидерами во всем и везде, и достигать высоких результатов в любом виде деятельности (высокий уровень мотивации достижений) [39, с. 121]. Что касается сформированности я-образа у этих личностей, то личности характеризуют себя как самодостаточные, уверенные в себе и своих целях, полностью удовлетворены своим поведением. Характером, способностями, то есть адекватно оценивают себя в данной ситуации. Как правило, для людей с высоким уровнем личностной зрелости не характерны низкая, или наоборот, высокая самооценка [24, с. 87].

Для них характерен высокий уровень гражданской ответственности, характеризующийся проявлением интереса к жизни общества, страны в целом, чувство коллективизма, сотрудничества, взаимовыгоды.

Также следует отметить, что для них характерны умение понимать относительность окружающего общества, явлений, высокий уровень интеллекта и его преобладание над чувствами, способность к самоанализу, самокритике, в то же время, способность адекватно воспринимать критику, высокий уровень эмоциональной устойчивости и рассудительности, рациональности в принятии решений в делах. Они способны к психологической близости с другими людьми: они доброжелательны, вежливы, обладают высоким уровнем эмпатии, умеют слушать и испытывают потребность в общении с другими людьми.

Для респондентов на констатирующем этапе характерен удовлетворительный уровень личностной зрелости, характеризующийся тем, что параметры зрелой личности раскрываются в человеке не в полной мере: для людей характерна неадекватная самооценка (низкая или чрезмерно высокая), не развитая жизненная установка, направленность на цель, но для ее достижения у человека недостаточно средств, они отличаются импульсивностью, вспыльчивостью, нехарактерной для зрелой личности понятием «комплекса неполноценности».

Для лиц на констатирующем этапе характерны несформированность мотивации достижения, негативный образ «я», неадекватная самооценка, неспособность к коммуникативности, сочувствию, психологической близости с другими людьми, неадекватная оценка своих возможностей. пессимизм, неуверенность в себе и своих силах [40, с. 14].

 

 

Выводы по экспериментальному исследованию:

 

В ходе эмпирического исследования нами обнаружено:

  • Качество жизни на контрольном этапе при повторном тестировании мотивами достижения, жизненными установками, высоким уровнем гражданского чувства.
  • Качество жизни на констатирующем этапе характеризуется низкой самооценкой, неуверенностью в себе и своих возможностях.
  • Существуют различия в удовлетворенности жизнью до и после применения сеансов психотерапии.
  • Респонденты на этапе контроля удовлетворены своими внутренним и внешними качествами, уверены в достижении положительных результатов в своей деятельности, проявляют активность, творчество, инициативность, повышенный интерес к процессу жизни, обладают уверенным стойким поведением и повышенной самооценкой.
  • В группе респондентов после применения методов коррекции показателями ИЖУ, преобладающими в мотивационной структуре личности являются «жизнеобеспечение», «социальный статус», «общая активность».
  • По итогу проведения психотерапии мы получили следующие результаты:

— респонденты позитивно направлены на достижение жизненных целей, стремятся к максимальности в самореализации, проявляют самостоятельность, высокую инициативу;

-характерен высокий уровень гражданской ответственности, характеризующийся проявлением интереса к жизни общества, страны в целом, чувство коллективизма, сотрудничества, взаимовыгоды.

— характерен высокий уровень эмоциональной устойчивости и рассудительности, рациональности в принятии решений в делах.

— характерен удовлетворительный уровень личностной зрелости.

Заключение

Личность является основной психической системой регуляции взаимоотношений индивида со средой и с самим собой. Становление зрелой личности – процесс многосторонний. Можно выделить различные виды зрелости: хронологическую, физиологическая, социальную, интеллектуальную, профессиональную. И наиболее важная из них – личностная зрелость, так как именно она интегрирует все аспекты зрелости в единую систему. Человек достигает личностной зрелости в процессе личностного роста. Понятие личностной зрелости в психологии предполагает выделение двух основных аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития. Эти аспекты определенным образом взаимосвязаны. Мы остановимся на втором: зрелость как уровень развития, возраст же будем считать вспомогательным критерием.

В ходе экспериментального исследования нами обнаружено:

  • По результатам тестировании, можно констатировать, что высокий уровень качества жизни у респондентов характеризуется четко сформировавшимися мотивами достижения, жизненными установками, высоким уровнем гражданского чувства, чувства доброты и милосердия, адекватной самооценкой, высоким уровнем самопринятия и самоотношения, адекватной ориентацией во времени, способностью к взаимодействию людьми и т.д.
  • Низкий уровень качества жизни характеризуется низкой самооценкой, неуверенностью в себе и своих возможностях, неумением адекватно оценивать свои жизненные перспективы во взаимосвязи с прошлым, настоящим и будущим, импульсивность агрессивностью, бесконтрольностью эмоциональных реакций.
  • Респонденты с высоким уровнем качества жизни удовлетворены своими внутренним и внешними качествами, уверены в достижении положительных результатов в своей деятельности, проявляют активность, творчество, инициативность, повышенный интерес к процессу жизни, обладают уверенным стойким поведением и повышенной самооценкой.
  • Респонденты с высоким уровнем ИЖУ более удовлетворены условиями работы и профессиональной деятельностью
  • В группе респондентов с высокими показателями ИЖУ преобладающими в мотивационной структуре личности являются «жизнеобеспечение», «социальный статус», «общая активность».

В ходе нашего исследования мы достигли цели исследования и выполнили все задачи. В ходе экспериментального исследования гипотеза нашла свое подтверждение.

Возможная дальнейшая работа может быть в рамках  расширения диапазона исследования, при этом ракурс экспериментального исследования может быть направлен на совершенствование применения методов экзистенциальной психотерапии на более неоднородной выборке (сравнение мужчин и женщин, или людей разной национальности).

 

Список литературы

 

  1. Абрамова, Е.А. Здоровье как социальная ценность / Е.А. Абрамова [Текст] // Экономика здравоохранения. – 2010. – № 1. – С. 47–51.
  2. Аветян, К.Р. Здоровье и качество жизни работников негосударственных учреждений здравоохранения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (на примере Дальневосточной железной дороги) [Текст] : автореф. дис. … канд. мед. наук/ К.Р. Аветян. – Х., 2009. – 15 с.
  3. Агапитов, А.Е. О функциональном содержании профилактической медицины / А.Е. Агапитов, Б.В. Таевский [Текст] // Менеджер здравоохранения. – 2011. – № 11. – С. 24–29.
  4. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] / Антонов А.И., Медков В.М., Синельников А.Б. – М.: МГУ, 2007. – 68 с.
  5. Антропов, В.В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах ЕС [Текст] : автореф. дис. … канд. экон. наук / В.В. Антропов. – М., 2007. – 10 с.
  6. Бутова, В.Г. Оценка уровней интерактивного маркетинга в системе «Персонал – пациент» / В.Г Бутова, A.F. Троценко, М.З Каплан [Текст] // Менеджер здравоохранения. – 2006. – №9. – С. 37.
  7. Винокуров, Л.В. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов [Текст] / Л.В. Винокуров. – СПб.: Питер, 2001. – 438 с.
  8. Григорьев, Ю.И. Организационно – правовые принципы осуществления реформ, в. сфере охраны здоровья населения (зарубежный – опыт) / Ю.И. Григорьев [Текст] // Медицинское право. – 2007. – № 2. – С. 9–14.
  9. Добреньков, В.И. Социология: В 3т. [Текст] / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.
  10. Измеров, Н.Ф. Медицина труда [Текст] / Н.Ф. Измеров, A.A. Каспаров. – М.: Медицина, 2007. – 390 с.
  11. Лавриненко, В.Н. Социология [Текст] / В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити, 2006. – 448 с.
  12. Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс [Текст] / Д. Майерс. – М.: Олма-Пресс, 2008. – 510 с.
  13. Маркузе, Г. Одномерный человек. Американская социологическая мысль [Текст] / Г. Маркузе. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 146 с.
  14. Медведников, С.А. Частный клуб: организация, управление, развитие [Текст] / С.А. Медведников. – М.: Вершина, 2006. – 196 с.
  15. Митин, М.Б. НТР, образ жизни и идеологическая борьба [Текст] / М.Б. Митин. – М. : Искусство, 2007. – 235 с.
  16. Новик A.A. Руководство по исследованию качества жизни в медицине [Текст] / А. А. Новик, Т.И. Ионова; под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: «ОЛМА» медиагрупп, 2007. – 320 с.
  17. Носырев, С.П. От менеджмента качества медицинской помощи к качеству менеджмента / С.П. Носырев, О.М. Носырева [Текст] // Менеджер здравоохранения. – 2006. – № 9. – С. 18–22.
  18. Петровский, А.В. Психологический словарь [Текст] / А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 1983. – 494 с.
  19. Пиняева, С.Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости / С.Е. Пиняева, Н.В. Андреев. [Текст] // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – C. 3-10.
  20. Подмарков, В.Г. Человек в трудовом коллективе [Текст] / В.Г. Подмарков. – М.: Экономика, 1982. – 176 с.
  21. Пула, М. Управление человеческими ресурсами [Текст] / М. Пула, М. Уорнер. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с.
  22. Резник, С.Д. Организационное поведение [Текст] / С.Д. Резник. – М.: Инфра-М, 2013. – 320 с.
  23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
  24. Русалов, В.М. Психологическая зрелость: Единая или множественная характеристика? / В.М. Русалов [Текст] // Психологический журнал. – 2006. – № 5. – C. 83-91.
  25. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е.Ф. Рыбалко. – Л.: ЛГУ, 1990. – 339 с.
  26. Салтман, Р.Б. Реформа здравоохранения в Европе [Текст] / Р.Б. Салтман, Дж. Фигейрос. – М.: “ГЭОТАР МЕДИЦИНА”, 2007. – 475 с.
  27. Свидовый, В.И. Гигиена и охрана труда медицинских работников [Текст] / В.И. Свидовый, Е.Е. Палишкина. – СПб: Издательство СПб ГМА им. И.И. Мечникова, 2006. – 90 с.
  28. Селигман, М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия [Текст] / М. Селигман. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 440 с.
  29. Слободчиков, В.И. Психология развития человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: ПСТГУ, 2013. – 400 с.
  30. Степанова, Е.И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология [Текст] / Е.И. Степанова. – М.: Алетейя, 2000. – 288 с.
  31. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 704 с.
  32. Фейдимен, Д. Личность и личностный рост [Текст] / Д. Фейдимен, Р. Фрейгер. – М.: Издательство Российского открытого университета, 2014. – 127 с.
  33. Фесенко, П.П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций / П.П. Фесенко [Текст] // Научные труды аспирантов и докторантов. – 2005. – № 46. – C. 35-48.
  34. Филатов, Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие [Текст] / Ф.Р. Филатов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 656 с.

 


1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф