Заявка на расчет
Меню Услуги

Влияние экзистенциальной психотерапии на изменения психосоциальных показателей качества жизни

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы влияния экзистенциальной психотерапии на изменения психосоциальных показателей качества жизни
1.1. Философские и исторические предпосылки возникновения экзистенциального направления психотерапии
1.2. Сущность и особенности экзистенциальной психотерапии
1.3. Психосоциальные показатели качества жизни: понятие, виды, теории
Выводы по теоретическому исследованию
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния экзистенциальной психотерапии на изменение психосоциальных показателей качества жизни
2.1. Организационно-методическая характеристика исследования
2.2. Диагностика состояния психосоциальных показателей качества жизни
2.3. Разработка программы экзистенциальной психотерапии для коррекции психосоциальных показателей качества жизни
2.4. Оценка эффективности программы экзистенциальной психотерапии
Выводы по экспериментальному исследованию
Заключение
Список литературы

Введение

В настоящее время не существует единого всеобъемлющего определения «качества жизни». В целом качество жизни понимается как удовлетворенность индивида в физическом, социальном, психологическом и духовном плане. То есть условное благополучие во всех сферах жизнедеятельности, оцениваемое индивидом по совокупности своих субъективных переживаний, а, следовательно, не всегда отражающее его состояние по объективным критериям (наличию патологических симптомов, уровню дохода, профессиональным достижениям и др.), но в определенной мере зависящее от них.

Актуальность темы исследования объясняется малоизученностью данной темы в области психологии и востребованностью при изучении психологических особенностей качества жизни.

Проблема исследования заключается в неординарном подходе к объяснению понятия «качеств жизни» с точки зрения экзистенциальной психологии и различных мнениях об эффективности показателей качества жизни в формировании личности человека.

Обоснование выбора темы дипломной работы данная тема является интересной с точки зрения понимания насколько влияет экзистенциальная психотерапия, которая является достаточно глубинной на качества жизни, особенно в ситуации самоизоляции, которая так или иначе коснулась каждого человека.

Экспертами Всемирной организации здравоохранения были выявлены факторы, влияющие на популяционное здоровье, уровень и качество жизни. С одной стороны, выявились социальные условия жизни людей, характер труда, жилищно-бытовые особенности, питание, транспортные нагрузки, условия окружающей среды, а с другой – образ жизни и комплексное поведение человека.

Объект исследования: характеристики качества жизни личности.

Предмет исследования: качество жизни, жизненная удовлетворенность, мотивационная структура личности, удовлетворенность работой.

Цель исследования – выявить роль методов экзистенциальной психотерапии в развитии психосоциальных показателей качества жизни.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что эффективное применение методов экзистенциальной психотерапии позволит повысить показатели качества жизни в группе респондентов.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе, можно выделить следующие задачи:

  1. Провести теоретический обзор по проблеме исследования;
  2. Определить выборку респондентов и подобрать диагностические методики;
  3. Составить программу эмпирического исследования для установления степени влияния экзистенциальной психотерапии на развитие показателей качества жизни;
  4. Провести эмпирическое исследование;
  5. Обработать и проанализировать результаты исследования;
  6. Сделать соответствующие выводы по итогам исследования.

Методы исследования:

  1. Библиографический: анализ современной литературы по теме исследования;
  2. Эмпирический: проведение эксперимента, качественная и количественная обработка данных исследования;
  3. Статистический: обработка результатов исследования методами математической статистики.

Методики исследования:

  1. Опросник качества жизни SF – 36 (Item Short Health Status Survey), модифицированная версия для России;
  2. Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н.В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека);
  3. Методика «Мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман);
  4. Тест удовлетворенности работой (В.А. Розанова).

База исследования:

Выборка испытуемых состояла из студентов и преподавателей (в рамках однородной возрастной группы) — представителей Латвийского университета (г. Рига), посещающих спортивно-оздоровительный центр данного образовательного учреждения, участвовавших в психотерапевтических и тренинговых программах осуществляемых СИА «Пробиотика ЛВ» (г. Рига, Латвия).

Характеристика выборки исследования. Общая выборка испытуемых составила 40 человек — женщин среднего возраста (35 — 45 лет) ведущих физически и социально активный образ жизни, работающих или учащихся, без учёта прочих характеристик. Даная же выборка участвовала и в контрольном этапе исследования.

Исследуемые женщины вели активный образ жизни, среди них работающие на  официальной работе – 25 женщин, 15 женщин – домохозяйки, но занимаются спортом и посещают тренажерные залы. Возраст женщин варьировал от 29 до 42 лет.

Вероятность выборки: случайная.

Этапы исследования

  1. Подготовительный этап. Данный этап включал в себя подбор научной литературы по теме исследования, определение проблемы исследования, цели и задач.
  2. Теоретический этап. На данном этапе осуществлялся анализ исследований по выбранной теме, формулировалась гипотеза исследования.

Данный этап включал в себя подбор тестов для психодиагностического исследования; подбор методов математической статистики

  1. Эмпирический этап. Данный этап включал проведение эмпирического исследования. Было проведено тестирование 80 сотрудников, а также осуществлена обработка материала методами математической статистики.
  2. Аналитический этап. На этом этапе анализировались и обобщались полученные результаты, были сделаны выводы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в нём результаты могут быть использованы в процессе реализации программ экзистенциальной психотерапии на развитие показателей качества жизни.

Глава 1. Теоретико-методологические основы влияния экзистенциальной психотерапии на изменения психосоциальных показателей качества жизни

1.1. Философские и исторические предпосылки возникновения экзистенциального направления психотерапии

 

Термин «экзистенция» восходит к латинскому слову «existentia», которое переводится как «существование» [8, с. 12]. Оно отражает суть направления и в философии, и в психотерапии.

Экзистенциальная терапия родилась на базе философии экзистенциализма. Самые яркие ее представители — Мартин Хайдеггер, Серен Кьеркегор, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм был популярной философией XX века [56]. В его основе — уникальность человеческой жизни, в ходе которой он постигает себя, переживая тревогу, конфликты и кризисы [44, с. 265]. Экзистенциалисты отводят важное место переживаю страха [57]. По их мнению, страх без очевидной угрозы — экзистенциальный страх — заставляет человека переосмыслить свою жизнь. Например, испытывая страх перед смертью, человек может ощутить свою экзистенцию [11, с. 293].

Психологи Людвиг Бинсвангер и Карл Ясперс первыми стали применять философию экзистенциализма в психотерапии. В 1930-х годах Бинсвангер начал практиковать экзистенциальный анализ — психоаналитический метод, направленный на постижение сути человека. [23, с. 326]

Параллельно экзистенциальный анализ стал изучать Виктор Франкл, доктор медицины и философии, ученик Зигмунда Фрейда. В 1938 году Франкл открыл свое собственное направление экзистенциального анализа — логотерапию. Центральное понятие логотерапии — смысл (жизни). Она помогает клиенту найти тот смысл, с помощью которого можно преодолеть любой кризис [55, p. 92].

Впоследствии экзистенциальный анализ стал изучать Альфрид Лэнгле, ученик Виктора Франкла. Он использовал экзистенциальный анализ как полноценную терапевтическую практику, целью которой было помочь клиенту жить наиболее полной и свободной жизнью. Для этого клиенту надо почувствовать себя «здесь и сейчас» и принять ответственность за все свои поступки и выборы. Альфрид Лэнгле основал Общество Экзистенциального Анализа и Логотерапии в Вене. Сейчас Президент Общества — Кристоф Кольбе.

 

1.2. Сущность и особенности экзистенциальной психотерапии

 

На сегодняшний день экзистенциальная психотерапия — это направление, избавляющее людей от страданий (и душевных, и физических) через осмысление собственной жизни, ценностей, истинного предназначения [58]. Если в момент своего зарождения она была лишь ответвлением философии экзистенциализма, то сейчас это самостоятельное, достаточное популярное течение, показывающее отличные результаты и доказавшее за 100 лет практики эффективность и состоятельность [6, с. 3].

Данное направление нередко называют экзистенциально-гуманистическим, так как оно целиком центрировано на личности и её проблемах [60]. Причём каждый отдельный случай рассматривается как уникальный, не похожий на все остальные. Соответственно, линия лечения не может быть типичной или схематичной. Каждый раз методы терапии подбираются заново, выстраиваются в совершенно иной логике и системе, чтобы помочь конкретному человеку [54, p. 210].

Основополагающие положения, которыми руководствуется экзистенциально-гуманистическая психотерапия (по Джеймсу Бьюдженталю), центрируются вокруг человека, который:

  • представляет собой целостное существо, но гораздо большее, чем все его составляющие;
  • существует в собственном уникальном контексте;
  • осознаёт себя в отношениях с другими;
  • имеет право выбора, но несёт за каждый свой шаг ответственность;
  • интенционален — ищет смысл, определяет ценности, ориентируется на приоритеты [52, p. 321].

Экзистенциальный (гуманистический) подход в психотерапии предлагает возможность встретиться с подавленной частью: эмоциями, чувствами, странностью, которая лежит под ощущением «быть собой», силы судьбы в жизни клиента, которые так мало или совсем не имеют ничего внешней формой человека [29, с. 260]. Экзистенциальная психотерапия дает возможность человеку обрести самого себя, а психолог — тот человек, который является представителем этой надежды [26, с. 13].

Фундаментальным вкладом экзистенциальной терапии является ее понимание человека как бытия. Она не отрицает ценности динамизмов и изучение специфических поведенческих стереотипов в надлежащих местах. Но она утверждает, что влечения или движущие силы, как бы их ни называли, можно понять только в контексте структуры существования человека, с которым мы имеем дело [53, p. 38].

Отличительной чертой экзистенциального анализа является рассмотрение вместе с онтологией, наукой о бытии, вместе с Dasein, существование данного конкретного индивида, сидящего напротив психотерапевта [31, с. 458]. Встреча с существованием другого человека обладает силой, которая может сильно потрясти человека и вызвать в нем взрыв тревоги. Но она может быть и источником радости. В любом случае она обладает силой, способной схватить суть человека и произвести в нем изменения [36, с. 78].

Вполне понятно, что ради собственного комфорта терапевт может поддаться искушению отстраниться от этой встречи, думая о другом человеке только как о пациенте или концентрируясь только на определенных механизмах [38, с. 121]. Но если в отношениях с другим человеком используется главным образом техническая позиция, то очевидно, что, защищаясь от тревоги, терапевт не только изолирует себя от другого, но и сильно искажает реальность. В таком случае он на самом деле не видит другого человека. Это вовсе не умаляет значения техники, а демонстрирует, что техника, как и данные, должна подчиняться факту реальности двух человек в комнате [9, с. 3].

Этот момент в несколько ином русле великолепно показал Сартр. Если мы рассматриваем человека, пишет он, “как того, кого можно проанализировать и свести к первичным данным, определить его мотивы (или желания), видеть в нем субъекта как собственность объекта”, то мы действительно можем закончить тем, что разработаем впечатляющую систему субстанций, которые впоследствии сможем назвать механизмами, динамизмами или стереотипами [43, с. 268]. Но мы сталкиваемся с дилеммой. Наше человеческое существование стало “чем-то вроде бесформенной глины, которая может принимать (желания) пассивно, или может свестись к простой связке всех этих непреодолимых влечений или тенденций. В любом случае человек исчезает. Мы больше не можем отыскать того, с кем произошел тот или иной опыт” [41, с. 328].

Первичная терапия применима для лечения как подростков, так и взрослых. От пациента зависит, как быстро он сможет прикоснуться к тем чувствам, которые образовались вследствие первичных страданий. Первичная терапия настаивает на следовании жёсткому набору инструкций и табу от приобретенных в результате перенапряжения устойчивых видов поведения. Первая стадия терапии идет примерно три недели, и в это время нельзя посещать школу или работу. Курс лечения очень интенсивный – с клиентом встречаются ежедневно и проводят занятия до 3 часов в день. В конце третьей недели пациент присоединяется к работе первичной терапевтической группы, которая собирается 2–3 раза в неделю на протяжении 8–12 месяцев.

Скрупулёзно спланированная процедура первичной терапии начинается с разбора проблем клиента, с имеющим соответствующую квалификацию, терапевтом. В течение терапевтических сеансов обнаруживаются прошлые воспоминания, травмы и обиды. Терапевт подталкивает пациента к тому, чтобы снова «физически» пережить их, стимулируя появление перенапряжения, так называемой защиты. Главная идея на данной ступени заключается в медленном уменьшении защитной реакции. В то время, когда пациент начинает работу в специальной группе, переработка его болезненных воспоминаний набирает обороты; ведь теперь он проявляет себя в самых разнообразных взаимоотношениях с оппонентами группы, что скорее всего поспособствует переживанию еще большего набора первичных эмоций, чем, к примеру, на личном сеансе. Люди припоминают ранящие, шокирующие ситуации детства, вплоть до рождения. Цель терапевта на этой ступени – искать именно те события, которые спровоцировали у пациента эти разъедающие его чувства, без осознавания не представляется возможным выздоровление [30, с. 89].

Терапия в группе совмещается с обучением специальному глубокому дыханию, чтобы клиенты преодолели проявление поверхностного, невротического дыхания и вернулись к истокам и переживаниям первичного опыта. Терапевт также занимается изменением манеры речи пациента, которая предполагает наличие как одна из психологических защит. Цель этих и многих других приемов – дать человеку возможность соприкоснуться с первичными переживаниями и обрести способность выразить те чувства, которые он осознал.

Клиенты, которые успешно прошли курс терапии, освобождаются от груза проблем и страданий, учатся благополучно проживать испытания судьбы и преодолевать трудные жизненные ситуации, не обращая внимания на мнение окружающих, оставляя попытки принятия их другими людьми. Их поведение становится осмысленным и «настоящим», это влечет за собой появление душевного комфорта. Высвобождение от перенапряжения, иное мироощущение помогают человеку, прошедшему курс первичной терапии, чутко распознавать свое психическое и физическое состояние в текущей данности.

Стать «настоящим», как считал Янова, значит стать освобожденным от негативных эмоциональных проявлений (тревоги, депрессии, фобий), стать индивидуумом способным жить сегодняшним днем, без нездорового удовлетворения своих мелких потребностей [32, с. 78].

Первичная терапия в рядах первых методов психотерапии, которые коренным образом отошел от психоанализа, придавая большее значение пониманию чувств, эмоций и ощущений целостности своего Я.

Франц Матиас Александер был австралийским актером. Он страдал повторяющейся потерей голоса, для которой не было органических причин. Посредством длительного самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были связаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту тенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того, исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело. Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником.

Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных движений является наибольшее естественное растяжение позвоночника. Формула метода Александера: «Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать больше удлиниться и расшириться».

Цель состоит не в том, чтобы стараться вовлекаться в какую-либо мышечную деятельность; ученик стремится дать телу автоматически и естественно приспособится во время концентрированного повторения формулы: а на уроке – при реагировании на руководящие движения учителя. На уроке прорабатываются движения, взятые из обычной повседневной деятельности, и ученик постепенно научается применять принципы техники. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц. С другой стороны, нарушение этих отношений порождает зажимы, искажение линий тела, портит координацию движений. Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствующие свободным движениям тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученика в небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действования и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом [14, с. 3]

Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнение к так называемой «работе за столом», когда ученик ложится и в руках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и расширяет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседневной жизни. Техника Александера особенно популярна среди людей творчества, но также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хронических заболеваний. Ф. Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных движений является наибольшее естественное растяжение позвоночника. Формула метода Александера: «Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать больше удлиниться и расшириться» [37, с. 121].

Психотехника Александера исцеляет людей, которые глупо и неумело пользуются своим телом, избежать последствий в движении и в покое. Под «использованием» подразумеваются манера и привычки, которые вынуждают двигаться однообразным специфическим образом, что влияет умственные, физические и эмоциональные действия пациентов.

Моше Фельденкрайз сотрудничал с Ф.М. Александером, постигал йогу, фрейдизм, неврологию, был мастером по дзюдо. Его методика была создана для становления истинной грации и свободных движений, которыми владеют все маленькие дети. Психотехники Фельденкрайза – это упражнения с устойчивыми элементами мышечных движений, помогающая человеку найти максимально продуктивный способ движения и избавиться от мучительного мышечного напряжения, которое вошло в привычку в течение всей сознательной жизни.

Фельденкрайз проработал большое количество упражнений, динамично сменяющих друг друга от сеанса к сеансу (они структурированы и простым способом прописаны в книге «Сознавание через движение»). Это движения, которые обычно начинаются с простых элементов, медленно преобразующихся в большие и более сложные движения. Задача состоит в том, чтобы привить раскрепощённость и легкость движений в каждой части тела.

Фельденкрайз считает, что есть необходимость взять всю ответственность за себя, осознать, как функционирует тело, дать себе свободу жить со своими естественными потребностями и возможностями. Все действия включают мышечную работу. Фельденкрайз объясняет важность обучению правильно расслабляться и понять собственный ритм, чтобы победить плохие привычки в использовании тела. Ученики должны снять груз с тела, танцевать, экспериментировать с движением, чтобы постичь что-то новое; но находясь в стеснении, в перенапряжении, в спешке – они воспроизводят лишь хронические паттерны. Любое человеческое движение минует три этапа. Первый – естественный способ. Потом идет личный этап, на котором люди тренируют свой собственный способ выполнения движений, который проявляется естественным образом. И в конце, проходит третий этап осваиваемого метода, при котором движение преобразуется в соответствии с особым методом, и прекращает быть естественным.

 

1.3. Психосоциальные показатели качества жизни: понятие, виды, теории

 

«Качество жизни» – это комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе [59].

Несмотря на относительность стандартов качества жизни того или иного общества, к числу основных его составляющих в западноевропейских социумах относят следующие:

— Труд (работа);

— Жилье. Главное качество жилья — его изолированность;

— Семья. Постулат, тесно связанный с христианской моралью;

— Образование. Эта составляющая качества жизни появляется позднее других, однако является чрезвычайно важной;

— Необходимые вещи (одежда, мебель, утварь и т.д.) [15, с. 3].

В рамках данного психологического исследования показателями качества жизни выбрали удовлетворенность жизнью и работой.

Проведя анализ психологической и философской литературы, можно сделать вывод, что «счастье» носит экзистенциальный характер, относится к сфере восприятия человеком своей природы и мира в целом и является достаточно противоречивым. Сам термин «счастье» представляется менее психологическим, чем та же «удовлетворенность жизнью» или «благополучие», поэтому психологи стараются реже его использовать. Так Майкл Аргайл в одной из своих книг писал: «Счастье можно рассматривать как осознание своей удовлетворенности жизнью или как частоту и интенсивность позитивных эмоций» [17, с. 20].

На основе результатов психологических исследований [51, p. 33] было установлено, что понятия «счастья» и «несчастья» практически не зависят друг от друга. А вот культурная составляющая и этническая принадлежность играют определенную роль в ощущении счастья – в Индии больше людей считают себя счастливыми, а в Швеции, наоборот, меньше. Отсюда следует, что материальное благополучие и общий уровень жизни лишь отчасти влияют на переживание данного состояния [33, с. 42].

Счастье, также, как и рассмотренные ранее понятия, имеет свои объективные и субъективные стороны, которые очень часто не совпадают. Например, человек может быть материально обеспечен, успешен, здоров, социально реализован, любим, но при этом ощущать себя несчастным. В то время как нищий, сидящий на площади, радуется теплой погоде и неожиданному подаянию, и чувствует себя самым счастливым человеком, несмотря на все сложности в его жизни.

Для социально-психологических исследований именно субъективные переживания, как уже говорилось, имеют наибольшее значение. Аргайл считал, что люди могут быть счастливы живя и в глинобитных хижинах, и если они так чувствуют и говорят, то у нас нет поводов в этом сомневаться.

Но мы не всегда можем полагаться исключительно на субъективные переживания счастья. Человек, страдающий какой-либо зависимостью, будь то алкогольная, наркотическая или какая-то другая, в момент насыщения может испытывать чувства, похожие на счастье – эйфория, блаженство, и т. д. Но это не имеет ничего общего с подлинным счастьем, это всего лишь кратковременная иллюзия заветного состояния.

Как уже стало понятно, счастье обуславливается не самими внешними факторами, а тем, как человек реагирует на них. Условно можно обозначить два способа реагирования – позитивный и негативный. Их названия говорят сами за себя: человек с позитивным взглядом на жизнь будет стараться найти хорошее даже там, где, казалось бы, его быть не может, и наоборот, негативный настрой способен даже яркую и счастливую жизнь закрасить черной краской. Этот вопрос относится не только к психологии, но и к мировоззрению в целом, очевидно одно, что оптимистичный взгляд на жизнь увеличивает шансы почувствовать себя счастливым.

Мы рассмотрели понятия близкие по значению друг другу – удовлетворенность жизнью, благополучие, счастье. Все они имеют одинаковую структуру: объективные и субъективные стороны. Также мы выяснили, что объективные (внешние) факторы в меньшей степени влияют на переживание данных состояний, а наибольшее внимание уделяется внутренним (субъективным) ощущениям индивида, именно они являются определяющими при оценке и удовлетворенности жизнью, и при оценке благополучия, и при оценке состояния счастья [12, с. 19].

Американским психологом Эдвардом Торндайком в начале 40-х годов прошлого века был создан список факторов, способствующих удовлетворенности жизни, и назывался он «условия хорошей жизни». В этот список входило всего четыре пункта: удовлетворение физических потребностей; активная жизненная позиция (как в психическом плане, так и в физическом); социальная реализованность (наличие дружеских отношений, принадлежность к каким-то группам, помощь другим и т.д.); личный успех (уважение и признание от окружающих, собственная положительная оценка себя) [34, с. 385].

Позднее были также установлены компоненты, из которых складывается субъективное благополучие – удовлетворенность жизнью, позитивные и негативные эмоции [50, p. 35]. Из этого следует, что состояние субъективного благополучия достигается в том случае, когда у человека положительные эмоции превалируют над негативными и он испытывает удовлетворенность от жизни.

Ощущение счастья тоже имеет свои критерии, очень схожие с факторами удовлетворенности жизнью. Так Аргайл, на основании множества западноевропейских и американских исследований, выделил основные детерминанты, от которых зависит счастье [35, с. 421].

Это, в первую очередь, социальные связи. Оказалось, что психологическая поддержка близких людей и крепкие социальные узы, будь то внутрисемейные, супружеские или дружеские отношения, очень значимы для индивида, и во многом определяют состояние счастья.

Еще одним фактором, действующим на состояние удовлетворенности в целом, является трудовая деятельность [45, с. 24]. Причем, важно не просто наличие работы и высокой оплаты, а важна психологическая составляющая: насколько разнообразен труд, велика ли его ценность, комфортен ли он в эмоциональном плане, какой характер носят отношения в коллективе и с руководством и т.д.

Следующим фактором является свободное время человека, вернее то, как именно он его проводит, чем заполняет свой досуг. Это может быть какое-то хобби, занятия спортом, чтение книг, поездки на природу, посещение культурных мероприятий и т.д. Это условие даже наиболее значимо, чем наличие работы, поскольку оно связано с отдыхом и обуславливается внутренней мотивацией и получением удовольствия [49, с. 33].

Также, одним из важнейших пунктов в ощущении счастья является здоровье, если человек плохо себя чувствует, он не может в полной мере ощутить удовлетворенность от жизни.

В отдельную группу Аргайл относит факторы, объединенные одним понятием – личность. Сюда входят самооценка, самоуважение, экстраверсия и общее осмысление жизни [13, с. 18].

Насыщенные положительные эмоции, которые человек испытывает, также являются одним из факторов, выделенных Аргайлом.

Что же касается материального достатка, то, по мнению Аргайла, субъективное переживание счастья незначительно выше у тех, кто занимает более высокое социальное и материальное положение.

Наряду с положительными факторами, влияющими на удовлетворенность жизнью, существуют также и отрицательные, такие как плохое состояние здоровья, постоянная нехватка денег, депрессии, пассивная социальная роль, низкая самооценка. Но, стоит отметить, что большинство этих факторов относятся к объективным. А мы помним, что объективные обстоятельства в меньшей степени влияют на ощущение счастья, нежели субъективные.

Такие моменты как пол, возраст, образование, страна проживания, религиозная принадлежность, профессия и уровень интеллекта вовсе не влияют на ощущение счастья или удовлетворенности жизнью [3, с. 26].

У Мартина Селигмана существует собственный алгоритм счастья – сумма индивидуального диапазона, внешних обстоятельств и волевого контроля.

В данном случае под индивидуальным диапазоном подразумевается генетическая предрасположенность к счастью, уровень которой остается неизменным в течение всей жизни, и к которому мы, рано или поздно, все равно возвращаемся. Этот генетический уровень, по мнению Селигмана, определяет счастье на 50%. Менее значимыми (всего 10%) являются внешние обстоятельства, такие как семья, повседневные дела, религия и т.д. А вот воля человека, его намерения и действия, требующие от него усилий, тоже являются достаточно значимыми и составляют 40% от общих слагаемых счастья [28, с. 220].

В своей модели подлинного счастья Селигман разделяет такие понятия как «приятная жизнь» и «духовное удовлетворение». Приятная жизнь характеризуется переживанием приятных эмоций в настоящем моменте, в то время как духовное удовлетворение имеет более долгую продолжительность во времени. При духовном удовлетворении человек может не испытывать положительных эмоций, но реализуя свои достоинства и демонстрируя сильные стороны личности, получает вознаграждение – состояние «потока». Потоком, автор данного термина, американский психолог Михай Чиксентмихайи, называет вдохновение, состояние, когда человек поглощен какой-либо интересной деятельностью и полностью захвачен этим занятием [7, с. 38].

Проведенные исследования Селигмана и его коллег, говорят о том, что люди, склонные к получению удовольствия в настоящем моменте (веселье, отдых, развлечения и т.д.), то есть ведущие «приятную жизнь», более энергичны и менее подвержены негативным настроениям, чем те, кто стремится к духовному удовлетворению. Но если посмотреть в более длительной проекции, то люди с приоритетным духовным удовлетворением испытывают большее удовлетворение от жизни [27, с. 67].

Э. Динер поддерживает Селигмана в том, что есть некая личностная предрасположенность к определенному уровню эмоций и она не зависит от того, в каком состоянии человек находится в данный момент: «Рабочая модель, которой пользуются сейчас исследователи в этой области, состоит в том, что личность задает предрасположенность индивидов к определенным аффективным реакциям, однако текущие события также влияют на актуальный уровень субъективного благополучия» [18, с. 41].

Существует несколько взглядов на изучение аспектов удовлетворенности жизнью, некоторые рассматриваются в контексте понятий «счастья» и «благополучия», но как мы уже выяснили, все эти понятия взаимозаменяемые. У каждого психолога, занимающегося проблемой удовлетворенности и счастья, есть своя теория, объясняющая что же такое удовлетворенность жизнью и какие обстоятельства способствуют ее достижению. Но эти теории не противоречат друг другу, а скорее наоборот, дополняют, и благодаря им можно собрать воедино все имеющиеся данные и уже более четко представить, что из себя представляет удовлетворенность жизнью.

Суть профессиональной деятельности невозможно раскрыть без такого важного понятия, как «профессия». В «Толковом словаре» С.И. Ожегова «профессия обозначает основной род занятий, деятельности (характер работы, специальность)» [42, с. 69].

По мнению, Е.А. Климова под «профессией» понимают область приложения духовных и физических сил индивида, дающую ему возможность существования и развития. Климов также считает, что под «профессией» следует понимать и «общность всех людей, занятых данным видом труда» [5, с. 3].

К.М. Гуревич понимает под «профессиями» длительно существующие комплексы трудовых обязанностей. Он же даёт и другое толкование: «Профессия – это некая объективная и притом совершенно регламентированная организация действий личности». Эти определения показывают экономическую, социальную, правовую, физиологическую и психологическую сущности профессии как сложного явления, определяющего действия субъекта профессиональной деятельности.

С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта [4, с. 30].

С точки зрения конкретного человека профессия – это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. По мнению А. Марковой, «профессия – это приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» [22, с. 32]. Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности [47, с. 52].

Профессия характеризуется рядом признаков. Она представляет собой род деятельности и система выполненных человеком трудовых функций, социально признанный и юридически фиксированный трудовой пост, имеет определенную систему профессиональной подготовки, предполагает наличие определенной квалификации и опыт специалиста, представляет собой общность людей, занятых определенным родом деятельности [48, с. 62].

Современное знание о профессиональной деятельности – это комплекс представлений, в который входят трактовки понятия «профессия», определение свойств трудового процесса, их характеристик и так далее [46, с. 48] Главным компонентом этой системы является субъект труда – человек, исполняющий профессиональную деятельность [1, с. 48]. Ему присущи специфические свойства:

— психологические,

— личностные,

— физиологические,

— индивидуально-типологические,

— анатомические [19, с. 7].

Объективные признаки трудового процесса (предмет, задачи, орудия и условия труда) также обладают разнообразными свойствами, обусловливающими конкретную профессиональную деятельность человека [20, с. 82]. К таким свойствам относятся: форма, размеры, нормативные характеристики, предмет, фактура результата труда. Также к свойствам трудового процесса можно отнести характер специфических действий и точность реализации профессиональной задачи. Орудия труда, безусловно, обладают пространственными, информационными, временными характеристиками [21, с. 864]. Что касается условий труда, то им присущи социально-психологические, санитарно-гигиенические и морально-правовые характерные черты, которые регулируются соответствующей документацией. Таким образом, изучение профессиональной деятельности требует целого комплекса различных современных знаний [25, с. 10].

Изучение профессиональной деятельности в ряде работ ведётся сквозь призму психологии, базирующейся на знаниях о психике человека. Как правило, знания, полученные другими дисциплинами, имеют второстепенный характер и используются как вспомогательные при объяснении психологических явлений, определяющих профессиональную деятельность человека.

По мнению Е.М. Ивановой, «научное объяснение деятельности индивида возможно только, если известны закономерности деятельности индивида и социума. В свою очередь, эти связи объясняются общей социологией в таких её частях, как теория развития общества, теория механизмов действия, теория социальной идентичности. Любой индивид является личностью, обладающей социальными качествами, которые проявляются как раз в его профессиональной деятельности». Суть социальности профессиональной деятельности выражена:

— в социально-обозначенной цели деятельности;

— в социальном статусе и роли деятельности;

— в нормах и ценностях, обусловливающих профессиональное поведение [10, с. 39];

— в уровне образования и специальной подготовки.

Социальные отношения, возникающие между субъектами труда, определены социальными статусами, или позициями, занимаемыми индивидами в коллективе. Им присущи социальные роли, которые представляют собой выработанные обществом объективные функции, т.е. обязанности человека на конкретной трудовой позиции. При этом нормальное исполнение социальной роли связано с соблюдением субъектом строго регламентированных правил поведения, которые именуются социальными нормами.

Взаимодействие субъектов труда в рамках профессиональной деятельности обусловлено также условиями их социального взаимодействия, включающего следующие уровни

— общности требований социальной позиции в организации и в ожидании индивида;

— совпадение целей социальной организации, социальной системы и личности;

— совпадение ролевых требований социальной организации и реального поведения личности;

— общности систем ценностей, принятых социальной организацией, социальной системой и личностью;

— совпадение нормативных требований социальной организации, норм социальной группы и норм личности [2, с. 7].

 

Выводы по теоретическому исследованию:

 

В процессе изучения психологической литературы были сделаны следующие выводы:

  • Экзистенциальная терапия зародилась на базе философии экзистенциализма. Самые яркие ее представители — Мартин Хайдеггер, Серен Кьеркегор, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм был популярной философией XX века. В его основе — уникальность человеческой жизни, в ходе которой он постигает себя, переживая тревогу, конфликты и кризисы. Экзистенциалисты отводят важное место переживаю страха.
  • Психологи Людвиг Бинсвангер и Карл Ясперс первыми стали применять философию экзистенциализма в психотерапии. В 1930-х годах Бинсвангер начал практиковать экзистенциальный анализ — психоаналитический метод, направленный на постижение сути человека.
  • Экзистенциальная психотерапия — это направление, избавляющее людей от страданий (и душевных, и физических) через осмысление собственной жизни, ценностей, истинного предназначения.
  • Фундаментальным вкладом экзистенциальной терапии является ее понимание человека как бытия. Она не отрицает ценности динамизмов и изучение специфических поведенческих стереотипов в надлежащих местах. Но она утверждает, что влечения или движущие силы, как бы их ни называли, можно понять только в контексте структуры существования человека, с которым мы имеем дело.
  • «Качество жизни» – это комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе.
  • Проведя анализ психологической и философской литературы, можно сделать вывод, что «счастье» носит экзистенциальный характер, относится к сфере восприятия человеком своей природы и мира в целом и является достаточно противоречивым. Сам термин «счастье» представляется менее психологическим, чем та же «удовлетворенность жизнью» или «благополучие», поэтому психологи стараются реже его использовать.

1    2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф