Заявка на расчет
Меню Услуги

Влияние индивидуально-психологических особенностей сотрудника на его поведение в конфликтных ситуациях на примере «ООО Экспо-Московия М»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы влияния индивидуально-психологических характеристик сотрудников на стратегии их поведения в конфликтных ситуациях 3
1.1. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: сущность и содержание 3
1.2. Понятие и сущность индивидуально-психологических характеристик личности 18
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния индивидуально-психологических характеристик сотрудников на стратегии их поведения в конфликтных ситуациях 29
2.1. Организация и методы эмпирического исследования влияния индивидуально-психологических характеристик сотрудников на стратегии их поведения в конфликтных ситуациях 29
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования влияния индивидуально-психологических характеристик сотрудников на стратегии их поведения в конфликтных ситуациях 33
Выводы по главе 2 54
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения 1. Сводная таблица результатов, полученных по всем методикам 64
Приложения 2. Статистическая взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и стратегий поведения в конфликте 66

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

Актуальность исследования. Жизнь современного человека не обходится без конфликтов, они неизбежно возникают и поражают особенно болезненно, когда человек наименее готов к ним. Это их коварный механизм. Споры и ссоры отнимают порой столько времени и сил, что остается только удивляться.
Сложная система социально-трудовых отношений в современных организациях переполнена конфликтами, которые разнообразны по своему содержанию. Основу данных конфликтных ситуаций составляют различия в восприятии индивидами совокупности разнообразных социально-экономических и психологических факторов, которые оказывают непосредственное влияние на внешнюю и внутреннюю среду организаций. Организационный конфликт проистекает из субъективного осознания работниками противоречивости своих интересов, потребностей и мотивов как представителей разных социальных групп.
Индивидуально-психологический уровень конфликта связан с личностными характеристиками участников. Данные особенности личности напрямую влияют на осознание причин конфликта, форму его протекания, динамику развития, стратегию поведения, исход, на выбор методов урегулирования и разрешения. Сама трудность понимания всех этих аспектов связана с выявлением в поведении конфликтующих сторон неосознанных или мало осознанных явлений их подсознания [33, с. 309].
Поскольку течение и разрешение социально-трудовых конфликтов обусловлено выбором стратегий поведения, на который влияет индивидуально-психологический комплект особенностей каждой личности, включающий в себя – темперамент, характер, акцентуацию, уровень конфликтности и т.д., руководителям необходимо изучать данный вопрос. Зная психологию своих сотрудников, появляется возможность предотвращения многих конфликтов или их конструктивного разрешения.
Важным качеством является умение предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, сглаживать их последствия, разрешать споры, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.
Как показывает практика деятельности отечественных предприятий, в сегодняшних условиях наблюдается глубокое противоречие между потребностями повышения эффективности системы управления человеческим составляющей предприятия и возможностями внедрения креативных технологий управления конфликтными ситуациями.
При таких условиях возникла объективная необходимость в продолжении научных исследований в этом направлении. Вопросы исследования и совершенствования системы управления конфликтами в организации на сегодняшний день определили актуальность темы исследования.
Деятельностный аспект изучения конфликтов предполагает исследование закономерностей отображения предметно-деловых связей, возникающих в ходе коллективной трудовой деятельности. Данные вопросы описаны в работах Ковалева А.Г., Зазыкина В. Г., Крогиуса Н. В. М. Бакунина, Н. Михайловского, П. Ткачева, П. Лаврова, П. Кропоткина В.И. Ленина, Г.В. Плеханова, Питирима Сорокина, М.И. Туган-Барановского.
Широкий круг вопросов, связанных с характеристикой составляющих элементов технологии управления конфликтом, измерением влияния факторов внешней и внутренней среды на систему управления конфликтной ситуацией был раскрыт И.А. Ильина, П.Б. Струве, Д.К. Захарова, А.Я. Кибанова, А.Я. Анцупова, И.Е. Ворожейкина,В.Н. Кудрявцева, А.И. Шипилова А.Г. Здравомыслова, А.С. Кармина, А.В. Дмитриева, М.Д. Конторова и Д.С. Конторова, В.В. Дружинина, М.И. Еникеева.
Проблема исследования заключается в противоречии между наличием методов разрешения конфликтов в организации с учетом индивидуально-психологических особенностей сотрудников и недостаточным исследованием данных методов на практике.
Объектом исследования является индивидуально-психологические характеристики сотрудников.
Предметом исследования является влияния индивидуально-психологических характеристик сотрудников на стратегии их поведения в конфликтных ситуациях.
Гипотеза исследования заключается в стратегии поведения в конфликте связанны с такими индивидуально-психологическими особенностями, как природно-обусловленные свойства личности, а также личностные черты, осознание причин конфликта, форму его протекания, динамику развития, стратегию поведения, исход, на выбор методов урегулирования и разрешения.
Цель исследования является методы разрешения конфликтных ситуации в организации посредством индивидуально-психологических особенностей сотрудников.
Задачи исследования:
 изучить стратегию поведения в конфликтных ситуациях: сущность и содержание;
 рассмотреть понятие и сущность индивидуально-психологических характеристик личности;
 исследовать влияния индивидуально-психологических характеристик сотрудников на стратегии их поведения в конфликтных ситуациях;
 проанализировать результатов эмпирического исследования влияния индивидуально-психологических характеристик сотрудников на стратегии их поведения в конфликтных ситуациях.
Методы исследования:
1. Методы анализа психологической литературы по исследуемой проблеме.
2. Метод констатирующего эксперимента с применением следующих методик:
 методика диагностики самоконтроля в общении М. Снайдера;
 тест оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера;
 методика выявления индивидуально-психологических свойств В.М. Русалова;
 тест оценки стратегии поведения в конфликте К. Томаса.
3. Математические методы обработки и анализа данных.
Практическая значимость исследования заключается в выявление особенностей взаимосвязи между выбором стратегии поведения в конфликте и индивидуально-психологическими особенностями работников, различающихся профессиональным уровнем, в возможности применять выявленные закономерности для создания благоприятных социально-психологических условий в личном и профессиональном общении, а также может способствовать увеличению эффективности профессионального подбора кадров.
Экспериментальное исследование проводилось на базе «ООО Экспо-Московия М». В нем приняли участие 30 сотрудников предприятия. В составе выборки 11 мужчин и 19 женщин, выполняющих работу по менеджменту. Возраст испытуемых от 27 до 54 лет. Стаж работы в данной организации от 2 до 12 лет. 5 человек имеют высшее образование, 15 человек – среднее специальное.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы влияния индивидуально-психологических характеристик сотрудников на стратегии их поведения в конфликтных ситуациях

1.1. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: сущность и содержание

В повседневной жизни тяжело избежать конфликтных ситуаций, они могут появиться дома или в рабочем коллективе. У каждого человека свои характер и темперамент, кому-то проще пойти на уступки, кто-то будет до последнего отстаивать свою точку зрения. Чтобы избежать неприятных ситуаций и разборок, необходимо знать, как вести себя с разными людьми.
Психоаналитическое направление изучения конфликтов представлено в работах 3. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма. Как полагал 3. Фрейд, конфликт проявляется в случае воздействия общественных условий чрезмерной выраженности, которая существенно превышает наличную способность человека сублимировать фрустрацию неудовлетворенной потребности [21, с. 600].
А. Адлер вслед за 3 Фрейдом предполагал, что источник конфликтов заключается в недостаточной степени защищенности личности перед внешним миром, а также в факте опознавания своей неполноценности и неполного личностного совершенства, в силу чего каждый человек стремится к превосходству, чтобы укрепить свой статус по сравнению с другими. Именно стремление освободиться от чувства неполноценности приводит человека к конфликтам и невротическому поведению [32, с. 563].
Вступая в полемику с 3. Фрейдом, Э. Фромм полагал, что в ходе развития личности приходит обособление каждого индивида его индивидуализация. Этот сложный процесс происходит в постоянном конфликте субъекта с социальной средой. Однако человек в состоянии избавиться от одиночества и преодолеть чувство своей ненужности путем «бегства от свободы». Переживание внутриличностного конфликта основано на бессознательной деятельности, поэтому изучен этот феномен может быть психоаналитическими методами [32, с. 563].
Согласно представлениям, К. Хорни конфликт проявляется в рамках системы взаимоотношений личности с социальным окружением, однако это не предполагает наличие конфронтации со своим окружением. В человеке заложены психические ресурсы для поиска и нахождения выхода из противоречия [36].
Социотропное направление изучения конфликтов в работах В. Макдугалла, С. Сигеле основано на теории инстинктов, лежащих в основе социального поведения. Распространение на человеческое общество теории инстинктов, проведенное В. Макдугаллом, произошло под влиянием идей Ч. Дарвина о том, что для выживания человека важнейшее значение имеет инстинкт борьбы за существование и развитие человеческого вида [21, с. 600].
Динамическое исследование конфликта К. Левина основано на представлениях о существовании групповой динамики, которая рассматривается в качестве основы конфликта. Согласно представлениям, К. Левина, нарушая баланс, к конфликту приводят психические состояния личности, такие как напряженность, сниженный психологический комфорт или фрустрация, отражающие уровень неудовлетворенности личности теми объектами окружающей среды, которые представляют собой предмет актуальной потребности индивида [22, с. 38].
Социометрическое направление изучения конфликтов разрабатывалось в теории Дж. Морено, который предполагал, что межличностные конфликты могут быть вызваны состоянием эмоциональных отношений, которые складываются между людьми, связаны с их симпатиями или, напротив, антипатиями в результате взаимодействия и общения. Представители указанного направления предполагают, что конфликты в основном носят характер ролевых, поскольку возникают в силу того, что к каждому из участников взаимодействия, являющихся одновременно носителями определенных ролей, могут предъявляться противоречивые, неравноценные ожидания со стороны различных социальных групп. Таким образом, главные причины конфликтов заключаются в специфике социального взаимодействия и ролевого распределения [38].
Важное внимание в психологическом изучении конфликтов уделяется выявлению внутренних условий конфликтности индивида и факторов, приводящих к конфликтному поведению. Отечественные психологи в качестве основного психологического фактора конфликтности рассматривают дезинтеграцию личности. В представлениях В.С. Мерлина, «внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию между различными мотивами и отношениями личности» [9, с. 1].
В число внутренних условий, способствующих конфликту, по мнению В.С. Мерлина, также входит субъективное представление о неразрешимости ситуации. Множество исследований ориентированы на изучение психологических механизмов конфликтов с позиции выделения в них нескольких аспектов: когнитивной стороны (Афонькова В.М.), мотивационной составляющей, ценностно-ориентационного компонента (Семенов В.А., Ершов А.А. и др.) [21, с. 600].
Кроме того, рассматривают как личностную основу конфликта (Гришина Н.В., Ковалев Г.А.), так и социально психологический компонент (Зотова О.И., Козер Л. и др.). Н.В. Гришина провела классификацию психологических исследований в сфере конфликтного взаимодействия, в котором выделено три ключевых аспекта изучения [21, с. 600].
Первым аспектом являются социально-психологические феномены социальных конфликтных взаимодействий, которые не могут отдельно рассматриваться от психологических феноменов.
Второй аспект проявляется в межличностных конфликтах и проявляется во время взаимодействия отдельных индивидов.
Третье направление – изучение межгрупповых конфликтов, проявляющихся в ходе взаимодействия между собой социальных групп. Межгрупповые конфликты рассматривались в работах таких авторов, как Бородкин В. М., Каменев Н.П., Храмов В. О., Чекалин В. И., Шаленко В. Н.
Изучением вопроса занимаются науки обществознание и дисциплина конфликтология. Существует более 100 значений термина «конфликт», некоторые из них противоречат друг другу. В целом можно сказать, что конфликт – это выражение недовольства и противоречий, возникших в результате разности мнений.
Современная психологическая наука определяет конфликт как столкновение взглядов, убеждений, мнений двух или более оппонентов. Участники спора могут обладать противоречивой информацией, иметь разные подходы к решению той или иной проблемы. Не научившись прислушиваться к мнению третьей стороны, довольно часто люди заботятся только об удовлетворении собственных интересов, независимо от того, насколько это влияет на возможности другого человека. Ситуация становится особенно сложной, когда чувства не находят выхода, а просто замалчиваются. Образуется так называемый вакуум, через который трудно слышать и понимать друг друга.
Конфликтные ситуации – это настоящий пожиратель позитивных эмоций, который приносит разочарование и часто вызывает апатию. Что такое конфликтная ситуация и как в ней правильно себя вести, чтобы выйти победителем [46].
Конфликт и конфликтная ситуация, как правило, возникают не в один момент. Требуется достаточно много времени, чтобы негативные эмоции накопились в избытке и стали просто невыносимыми.
Первая фаза – это период терпеливого ожидания. Это может длиться годами. Возникновение конфликтной ситуации происходит постепенно. В это время человек накапливает разрушительную и неблагоприятную энергию. Когда-нибудь эта чаша переполнится. Наступает фаза так называемого прорыва, когда внезапно высказываются впечатления, суждения друг о друге. Слышать о себе более чем неприятно, и отношения могут быть испорчены раз и навсегда. Поэтому так важно не накапливать раздражение, гнев и обиду, а вовремя устранять все разногласия. Возможно, сделать это непросто, нужна определенная смелость и уверенность в себе, но оно того стоит. Нужно быть искренним и дружелюбным [45].
Дело в том, что у каждого есть свои уникальные представления о том, как устроен этот мир. Когда другой человек вдруг разрушает привычные границы нашего понимания, другими словами, вмешивается в него, возникает ощущение, что все вокруг рушится. Личность теряет опору под ногами. Признать правоту другого человека для многих-настоящее испытание. И даже если где-то в глубине души таится сомнение, упрямый человек продолжает упрямо отстаивать собственную позицию. Управление конфликтами начинается с осознания того, что «я могу ошибаться». Когда человек способен понять и услышать противоположную точку зрения, извлечь для себя из нее урок, тогда можно говорить о конструктивном способе решения сложной проблемы.
Конфликтные ситуации – это те жизненные обстоятельства, которые требуют от людей значительных усилий и учат быть внимательными к себе и учитывать пожелания других. Душераздирающие противоречия могут как накапливаться внутри человека (тогда это настоящая «война» с самим собой), так и находить столкновения с близкими. И в том, и в другом случае человек чувствует себя не лучшим образом: возможны расстройство сна, потеря аппетита, снижение настроения. Конфликты бывают внутри личностный и межличностные [44].
Внутриличностный конфликт развивается в человеке. Его источником являются разрушительные мысли негативного плана, которые буквально заставляют вас страдать. Личность может отказаться видеть позитивные перспективы на будущее просто потому, что ей трудно выйти за рамки своего «Я» – это необходимо для обязательного участия другого. Разрешение конфликта в пределах сосредоточенности человека на себе, обязательно должно происходить под влиянием специалиста-психолога. Мужчине очень трудно с этим справиться.
Межличностный конфликт требует участия двух человек. Здесь происходит столкновение конкретных мнений, взглядов, убеждений. Часто участники спора не могут слышать и правильно понимать друг друга только потому, что у каждого из них своя система ценностей, которая не соотносится с позицией оппонента. Управление конфликтными ситуациями в данном случае состоит в том, чтобы уметь стоять над собственной гордостью и научиться в чем-то уступать, понимать позицию другого. Некоторые из нас ошибочно полагают, что согласие с точкой зрения врага является проявлением слабости. Однако сильный человек уникален тем, что обладает способностью видеть истину гораздо дальше, чем обычные люди [47].
Подавляющее большинство ссор происходит между мужем и женой. Так устроен мир, что самые близкие и дорогие души часто не могут понять друг друга. Это происходит, в частности, потому, что супруги склонны отождествлять свою личность со своей второй половинкой и забывать, что у нее могут быть совершенно разные желания и взгляды. Самое сложное в отношениях двух любящих людей-прийти к состоянию единой внутренней целостности и в то же время оставаться самодостаточным, не терять веру в себя.
Разрешение конфликтов между супругами – это возможно только в том случае, когда они начинают согласовывать свои действия друг с другом. Здесь нельзя действовать в одиночку, с точки зрения эгоизма. Необходимо помнить, что, когда вы принимаете решение о создании семьи, тем самым принимаете на себя ответственность за ее благополучие. Если муж и жена не понимают друг друга, то возникающая конфликтная ситуация является сигналом к скорейшему исправлению ситуации. Скорее всего, ошибаются оба, и каждый отстаивает свою точку зрения. Важно вовремя увидеть, осознать абсурдность подобных действий. Поведение в конфликтной ситуации зависит не только от степени непонимания, но и от характера супругов. Если есть возможность для кого-то из семьи пойти на уступки, то это уже замечательно [43].
Так же конфликты происходят в отношения между родителями и детьми. Как часто родители недовольны своими детьми. Причины непонимания могут быть разными: плохая успеваемость в школе, нежелание делать домашнее задание, грубость и невнимательное отношение. Конфликт и конфликтная ситуация возникают, как правило, при неоднократных попытках достичь взаимопонимания. Подростки часто демонстрируют полную непримиримость и стремятся во всем доказать свою состоятельность. Глядя на них, родители иногда думают, что они слишком самонадеянны, чтобы говорить о своем собственном будущем, так славно верят в свой успех. Юношеский возраст — это время мечтаний и порывов.
Поведение родителей в конфликтной ситуации должно быть направлено на минимизацию ссоры и вызывание негативных эмоций. При каждой возможности необходимо рассказывать детям об их любви и о том, что не всего в жизни можно достичь только смелым отношением — в большинстве случаев требуются продуктивные действия.
Конфликтные ситуации в организации – не такое уж и редкое событие. Похоже, все сотрудники кажутся такими милыми и дружелюбными, но на самом деле, у каждого из них свой характер. Это не хорошо или плохо, но данность природы. Для того чтобы мирно сосуществовать с коллегами на рабочем месте, необходимо соблюдать определенные правила.
Никогда не лезь в неприятности. Конфликтные ситуации на рабочих местах – это всегда сплетни и нелестные мнения, поэтому лучше, если они не будут касаются. Если среди сотрудников назревает напряженная ситуация, то не следует вмешиваться и усугублять ситуацию. Лучше сохранять нейтральную позицию и оставаться дружелюбным и улыбчивым. В рабочее время трудящиеся должны заниматься рабочими вопросами. По какой-то причине многие люди забывают эту простую истину. Недопустимо вести личные разговоры по телефону, привлекать внимание, громко смеяться [46].
Поведение в конфликте – это очень важная вещь, от которой зависит дальнейшее благополучие человека, его отношение. Замечено, что, например, тот, кто привык постоянно сдаваться, испытывает значительные трудности, когда требуется проявить характер, настоять на собственном мнении. Такой человек теряется в большинстве случаев, когда необходимо действовать уверенно. А вот чувство вины – это главный показатель того, что человек готов взять на себя роль жертвы. Только вот нужно ли это делать?
Сегодня одной из самых известных и широко используемых в решении конфликтов считается работа Томаса-Киллмена [31, с. 309]. Согласно концепции, существуют следующие стратегии поведения в конфликте:
 соперничество;
 компромисс;
 приспособление;
 сотрудничество;
 уклонение.
Далее рассмотрим более подробно стратегии поведения в конфликте.
Соперничество – это попытка навязать противоположной стороне свою точку зрения и желаемый результат. На первом месте стоят личные интересы, без учета мнения оппонента. Такая манера поведения может использоваться только людьми, обладающими некоторой властью и преимуществом. По результатам теста Кеннета Томаса, более чем в 65% люди выбирают принцип соперничества, причем не всегда осознанно.
Компромисс – это поведение в конфликте, которое предполагает урегулирование спора. Конфликтующие готовы частично отказаться от своих убеждений, чтобы принять решение, одинаково удовлетворяющее обе стороны. Используя этот метод, каждый что-либо теряет. Стратегия имеет смысл, когда у оппонентов есть общая цель, результат которой не делится пополам, например, желание 2 покупателей забрать последний товар [31, с. 309].
Приспособление – это поведение в конфликте, предполагающее совместные действия для решения проблемы. Каждый ставит свои личные интересы выше интересов соперника, но одна из сторон временно соглашается с точкой зрения оппонента, чтобы позже получить уступки с его стороны. Психологи утверждают, что часто приспособление – основной способ урегулирования споров.
Сотрудничество – это поведение в конфликте, когда обе стороны находят совместное решение, которое преобразует врагов в партнеров. Главная характеристика сотрудничества в том, что поиск решений всегда должен удовлетворять обоих. Эту стратегию можно использовать как пример поведения с бизнес-партнерами [31, с. 309].
Но при этом важно, что причина конфликта определяет то, насколько уместно использовать стратегию сотрудничества. Если результат является жизненно необходимым для одной из сторон, участвующих в конфликте, сотрудничество невозможно. Любые попытки взаимодействия перерастут в борьбу или соперничество [29].
Уклонение. Зачастую стратегия используется, когда конфликт не задевает интересы одной или нескольких сторон. Встречаются ситуации, когда в спор между двумя людьми пытаются вовлечь третью сторону, тогда уклонение может иллюстрировать нежелание человека вступать в конфликт. Помимо пяти распространенных стратегий Томаса-Киллмена, в психологии существует еще 2 варианта развития событий:
1. Подавление. Допустимо использовать, когда ситуация приобретает агрессивный характер, угрожает жизни или здоровью человека. Подавление может быть инициативой одной из сторон или исходить от третьего лица. Например, когда в классе ругаются ученики, третье лицо – это учитель, который подавляет конфликт.
2. Переговоры. Могут иметь разную форму: от семейных до государственных. Основная функция переговоров – снизить агрессию, подойти к решению проблемы рационально. Все стороны договариваются о дальнейших действиях на взаимовыгодных условиях. В результате переговоров возможен переход к стратегиям сотрудничества или компромисса [31, с. 309].
В конфликтной ситуации отдельные стратегии поведения дают разные результаты. Выбор манеры действий зависит от ситуации и личностных качеств человека.
1. Соперничество. Для каких ситуаций подходит:
 когда человек имеет авторитет, полномочия или преимущество перед оппонентом;
 в случае выстроенной иерархии конфликтующих. Например, когда одна сторона спора – начальство. Соперничество встречается, когда в семье есть младший и старший ребенок;
 в критических ситуациях, когда человеку нечего терять, и у него нет другого варианта, кроме как соперничать.
2. Компромисс В каких ситуациях разумно использовать:
 желание одного из конфликтующих имеет поверхностный характер. Человек сильно не пострадает, если не получит желаемого;
 когда решение позволяет хотя бы частично получить желаемое, в тот момент как соперничество может оставить ни с чем. По такому принципу родители идут на компромисс с ребенком;
 если все стороны конфликта имеют равные полномочия;
 когда недостаточно времени для выработки другой стратегии. Может быть временным решением до следующих переговоров.
3. Приспособление. Для разрешения каких ситуаций подходит:
 когда стоит цель – установить спокойствие, привести отношения в норму;
 в семейных ссорах, когда хорошее отношение важнее отстаивания своего мнения;
 один из конфликтующих уверен в своей правоте и понимает, что не пострадает, если уступит;
 одна сторона не имеет возможности победить в споре. Например, школьник или студент не может конфликтовать с учителем.
4. Сотрудничество В каких ситуациях работает:
 когда каждая точка зрения важна, но нет возможности найти компромисс;
 если обе стороны настроены на совместную работу, готовы слушать друг друга;
 стороны конфликта – родственники, друзья, партнеры по бизнесу, которые зависят друг от друга.
5. Уклонение Стратегия используется, когда:
 одна сторона конфликта считает причину ссоры незначительной;
 человек точно знает, что не сможет выиграть спор;
 конфликтующий имеет недостаточно полномочий, чтобы отстаивать свою позицию;
 человек планирует потянуть время, чтобы разработать дальнейшую тактику действий для получения победы;
 в споре участвуют необразованные люди, манипуляторы, которые могут оскорбить;
 одна сторона понимает, что в данный момент споры усугубят ситуацию.
Далее рассмотрим преимущества пассивных и активных стратегий:
1. Соперничество – это проявление активности. Главное преимущество заключается в том, что человек может отстоять свою точку зрения и добиться желаемого результата. Выбирая эту стратегию, необходимо осознавать, что отношения с оппонентом могут испортиться. Соперничество уместно в отношениях руководства и подчиненных, между работниками, но не в семейных делах.
2. Компромисс, приспособление, сотрудничество и уклонение – пассивные способы поведения в межличностном конфликте. Главные преимущества заключаются в возможности сохранить человеческие отношения и частично добиться цели. Стратегии уместно использовать в бизнесе, в кругу родных и близких.
Поведение в ситуации, возникшей на рабочем месте, напрямую зависит от статуса и должности. Если начальство может командовать и подавлять, для подчиненных выбранная стратегия может обернуться выговором или увольнением. Если разногласия на рабочем месте перерастают в конфликт, необходимо взять под контроль свои эмоции. Первое, что нужно сделать, – уклониться, постараться не вступать в споры. Оппонент может использовать провокации, главное – не терять контроль над собой [31, с. 309].
Есть ситуации, когда контроль над эмоциями потерян. В этом случае необходимо:
 Не повышать голос на оппонента, даже в ответ;
 Постараться определить для себя причину конфликта, позиции и цели обеих сторон;
 Если четкой цели нет, собеседник пытается беспричинно оскорбить, лучший вариант – игнорирование нападок;
 Если есть причина, по которой разгорелся конфликт, необходимо искать компромисс. В крайнем случае, приспособиться и пойти на уступки, особенно это касается новичков в коллективе;
 Если человек чувствует, что не готов спорить и доказывать мнение, нужно постараться отложить разговор.
Не всегда получается избежать конфликта и контролировать свое поведение в серьезном конфликте, этому навыку нужно учиться. Среди спорящих должен найтись хотя бы один человек, который попытается избежать конфликта. В этом случае необходимо:
 Не торопиться. Прежде, чем высказывать свое мнение, необходимо задать себе вопросы: «Почему мы спорим? Нужно ли это мне? Что я потеряю, если уступлю?»;
 Отвечать медленно и кратко. Чем быстрее человек говорит, тем больше вероятности сказать лишнее. Размеренная речь успокоит оппонента, после чего можно пытаться искать компромисс;
 Не провоцировать лишними фразами, неуместными шутками. Не нужно трогать человека, если он не в духе. Для общения с коллегами лучше выделять время после обеденного перерыва, в первой половине дня общение может быть напряженным;
 Для избегания конфликта на работе, необходимо следить за своими переписками. Современный человек часто пользуется мессенджерами и социальными сетями. Нельзя писать лишнее, проявлять эмоции, позже они могут быть использованы провокаторами;
 Ограничить общение с провокатором. Если человек провоцирует конфликты, нужно свести общение с ним до минимума, не пересекаться после работы или учебы, не бывать в общественных местах в одной компании.
Какую стратегию поведения в конфликте использовать – личное решение каждого. В зависимости от положения в обществе, точки зрения и конечной цели, сам человек выбирает путь соперничества или ищет компромисс. Если есть возможность, лучше избегать конфликтных ситуаций, особенно, если они возникают между близкими людьми [32, с. 563].
Таким образом можно сделать выводы, что любой конфликт является уникальным, не похож на другие ситуации, может иметь различные причины возникновения, варианты проявления, количество участников, стратегии поведения противников, исход и последствия. Мы пришли к выводу, что конфликт – это системное, сложное, трудное для переживания, но необходимое для развития социальное явление. У любого конфликта существует схема развития. Достижение эффективного решения проблемы, которая привела к конфликтной ситуации, должно быть основано на ясном представлении о природе, причинах, специфике конкретной конфликтной ситуации. Только таким образом возможно конструктивное разрешение конфликта на основе осмысленного выбора стиля поведения и ожидаемых последствий найденного решения.

1.2. Понятие и сущность индивидуально-психологических характеристик личности

Психология изучает не только общие законы и закономерности психических процессов и состояний. Так как люди все разные, уникальные и неповторимые личности, поэтому знание индивидуально-психологических особенностей человека не менее важно, чем механизмы и процессы психики, характерные для всех людей. Изучением этой области занимается раздел психологии, который называется дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий.
Эта наука довольно точная, и она утверждает, что существуют незыблемые общие принципы, которым подчиняются психические процессы любого человека. Не только сходство физиологического строения, но и общность особенностей психической сферы позволяет отнести всех людей к одному виду Homo sapiens. Даже этапы своего развития люди проходят схожие и все переживаем одинаковые возрастные кризисы и трудности взросления. В психологии есть понятие нормы, хоть и достаточно зыбкое. Слишком сильное отклонение от психической нормы считается патологией, признается психическим заболеванием и требует вмешательства психотерапевта или психиатра [20].
Однако все люди разные, по-разному ведут себя в схожих ситуациях, по-разному проявляют эмоции. Есть различия и в протекании познавательных процессов, и в уровне интеллекта, и в волевой сфере, и в моторике.
Эти особенности проявляются в рамках общих закономерностей, но они играют важную роль в создании неповторимого образа личности. И в то же время помогают понять ее мотивы, желания, прогнозировать поведение. То есть индивидуальное проявляется в общем, причем не только через особенности поведения, внешней деятельности, но и на внутреннем уровне сознания [19, с. 160].
Совокупность индивидуально-психологических свойств формируется в результате системного взаимного влияния индивидуальных биологических предпосылок и приобретенных в социальной среде свойств. В большинстве проанализированных нами источников значительную долю индивидуально-психологических свойств описывают свойствами темперамента–это «характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний» [7, с. 388].
Несмотря на разнообразие проявления человеческой психики, когда говорят о индивидуально-психологических особенностях, имеют в виду в первую очередь три сферы: темперамент, характер и способности. И если, например, в познавательных процессах индивидуальное лишь надстройка, дополнение к общим закономерностям, то темперамент, характер и способности можно рассматривать как проявление неповторимой уникальности каждого человека.
Далее рассмотрим более подробно три сферы индивидуально-психологических особенностей:
1. Темперамент. Природной предпосылкой индивидуальных различий являются особенности нервной системы и, в первую очередь, темперамент. Сам этот термин в переводе с латыни означает «смесь элементов». И действительно, темперамент представляет собой комплекс качеств человека. Различные их сочетания порождают разнообразие психической деятельности людей, которое проявляется в четырех основных типах темперамента.
В.М. Русалов, понимающий темперамент как систему формальных поведенческих проявлений, основанных на сочетании отдельных блоков функциональной системы по П.К. Анохину [2, с. 224].
В концепции автора В.С. Мерлина «свойства темперамента представляют собой определенную динамическую систему» и считается, что «свойства темперамента можно определить также как энергетическую характеристику психических свойств» [9, с. 1].
В научных представлениях Л.С. Выготского под темпераментом понимаются особенности склада свойственных от рождения реакций, которые обуславливаются конституцией человека [10, с. 375]. Автор рассматривает две ключевые характеристики темперамента: особенности и темп движения, а также телесная выразительность. Данная подструктура личности касается той сферы, которая находит отражение в инстинктивных, естественных эмоциональных и рефлекторно обусловленных реакциях человека. Таким образом, темперамент представляет собой центральное образование в контексте психодинамической организации поведения человека. По поводу структуры психодинамических свойств индивида в данный период не существует единого мнения.
Впервые разные виды темперамента описал древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ. Он считал, что различие в поведении людей связано с преобладающей в их теле жидкостью. Типы темперамента по Гиппократу:
 Сангва – кровь дает человеку силу, активность, упорство в достижении цели, общительность и качества воина и лидера;
 Флегма (слизь) проявляется в спокойствии, медлительности и невозмутимости;
 Холи (желчь) делает человека подвижным, даже суетливым, подверженным частым сменам настроения и общительным до навязчивости;
 Мелан холи (черная желчь) порождает мрачность, настроение упадка и нерешительности; люди, у которых преобладает эта жидкость, угрюмые неудачники.
Типы темперамента, описанные древнегреческим ученым (сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик), и до сих пор являются самыми популярными, хоть, конечно, в их характеристики были внесены коррективы. И сейчас никто не связывает особенности темперамента с преобладающей в теле жидкостью [2, с. 224].
Темперамент в современной психологии – это динамическая характеристика психики, и различие его типов связано с подвижностью и силой двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Эта связь была открыта и описана русским физиологом И. П. Павловым. Он предложил свою классификацию темпераментов, которая в основном совпадает с Гиппократовской.
Для сангвиника характерна высокая скорость и сила нервных процессов, а также равновесие возбуждения и торможения. Это делает сангвиников активными, но без суетливости. У них высокая работоспособность и устойчивое настроение при довольно ярких и сильных эмоциях. Они общительны, но разборчивы в выборе друзей и прагматичны. Дело для них превыше всего [10, с. 375].
Флегматику при силе и возбуждения, и торможения свойственна низкая скорость нервных процессов с преобладанием торможения, то есть инертность. Это, в прямом смысле слова, тормозной тип. Флегматики не любят смены деятельности, они неэмоциональны и необщительны. Это тугодумы, но упорные труженики.
Холерикам свойственна высокая скорость и сила нервных процессов, но чрезмерная их подвижность, неустойчивость. Это очень активные люди с переменчивым настроением, у них много друзей, но сами они непостоянны и не могут долго заниматься чем-то одним.
Меланхолики отличаются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, поэтому смены настроения у них не выражены, и кажется, что они постоянно пребывают в состоянии уныния [11, с. 203].
В чистом виде этих типов не встречается, потому что темперамент – это сложное сочетание свойств и качеств, и он оказывает влияние на все сферы психики. Для удобства изучения индивидуально-психологических особенностей выделяют несколько наиболее важных характеристик, составляющих темперамент:
 Сензитивность – чувствительность нервной системы к раздражителям;
 Активность – степень работоспособности и способность к поддержанию состояния возбуждения;
 Темп реакций или скорость психических процессов проявляется в скорости смены настроения, речи, мышления и т. д.;
 Экстраверсия и интроверсия – уровень общительности, коммуникативной открытости или замкнутости;
 Пластичность – легкость смены видов деятельности и быстрая адаптация к изменяющимся условиям;
 Ригидность – устойчивость к изменениям, верность привычкам, упрямство;
Темперамент в значительной степени обусловлен врожденными факторами и в течение жизни практически не изменяется. Правда, какие-то наиболее яркие в молодости черты с возрастом могут сглаживаться, маскироваться и адаптироваться к обстановке [14, с. 528].
Темперамент является биологической основой другого индивидуально-личностного свойства – характера.
2. Характер как биосоциальный склад личности. Будучи членом социума, человек с момента рождения взаимодействует с другими людьми, усваивает нормы поведения, впитывает культуру и традиции. В результате каждая личность – это уникальный сплав биологического и социального, и формирование характера протекает во взаимодействии этих двух начал. Поэтому в одной и той же среде у людей складываются разные характеры. Они отличаются даже у близнецов, которые имеют очень схожую биологическую основу.
Все дело в опыте, с момента рождения человек оказываемся в ситуациях, на которые реагируем по-разному не только в зависимости от черт темперамента, но и от внешних обстоятельств. В итоге накапливаем разнообразный, но абсолютно уникальный опыт, который влияет на формирование характера не меньше, а скорее всего, больше, чем свойства физиологии и нервной системы.
Характер – это совокупность особенностей и черт личности, которые проявляются во всех сферах жизни и накладывают отпечаток на общение с другими людьми, интересы, характер деятельности и т. д. Недаром термин «характер» с древнегреческого можно перевести как отличительная черта, печать, знак [16, с. 49].
Черты характера довольно устойчивы, они закладываются в детстве и являются своеобразной визитной карточкой человека. Но все же это свойство личности более изменчиво, чем темперамент, так как на его содержание влияет жизненный опыт. И часто, встретив человека после нескольких лет разлуки, люди с удивлением замечают изменения в его характере.
Характер – комплексное образование, которое имеет сложную структуру. Поэтому существует множество его типологий или наборов основных черт, которые описаны разными психологами.
Английский психолог Г. В. Олпорт – один из авторов теории черт, считал, что каждый человек – это уникальное и неповторимое сочетание отдельных свойств характера или диспозиций (черт). Под диспозицией он понимал устойчивую особенность поведения, готовность индивида вести себя определенным образом в той или иной ситуации. То есть характер всегда проявляется в поведении или деятельности, и чтобы узнать человека, надо вступить с ним во взаимодействие, посмотреть, каков он в деле [46].
Есть центральные диспозиции или черты, которые определяют весь психический облик человека, и они сразу бросаются в глаза. Кто-то явный трудоголик, а другой стремится избежать тяжелой работы. Один веселый, жизнерадостный балагур, а другой вечно всем недоволен и на все жалуется. Кто-то смелый до безрассудства, а кто-то осторожный и нерешительный. Это все центральные диспозиции, их мы называем в первую очередь, когда нас просят охарактеризовать какого-то человека.
Наряду с центральными, есть множества вторичных черт. Они не сразу бросаются в глаза и требуют большего времени для распознавания. К вторичным, например, относятся интересы, увлечения, предпочтения в одежде, вкусы и т. д.
Г. В. Олпорт выделяет также общие и индивидуальные черты. Являясь частью социума, человек с рождения усваивает качества, присущие большинству людей из его окружения, например, то, что мы называем национальным характером. Итальянцы и латиноамериканцы легко возбудимые и эмоциональные, норвежцы и шведы, напротив, очень спокойны, рассудительны и медлительны, а для японцев характерна созерцательность и выдержанность [46].
Индивидуальные черты характера – это то, что отличает человека от других людей. Чем более сильно они выражены, тем более яркой индивидуальностью является субъект. Однако если индивидуальные черты противоречат общим, то социум может применить к такому человеку социальные санкции, выразить порицание, например.
На основе теории черт Г. В. Олпорта были созданы методики психологической диагностики личности, например, факторный анализ, тесты Г. Айзенка, Р. Кеттела и т. д. [31, с. 301].
В силу сложности этого свойства и разнообразия его проявлений существует много разных классификаций черт характера. Так, в зависимости от сферы психики, которая играет важную роль в поведении человека, выделяют следующие группы черт:
 эмоциональные, связанные с особенностями сферы эмоций и чувств: жизнерадостность или угрюмость, эмоциональная возбудимость или холодность и т. д.;
 волевые: решительность и нерешительность, настойчивость, упорство, независимость, самостоятельность и т. д.;
 моральные: честность или лживость, доброта и жестокость, отзывчивость, смелость и т. д.;
 интеллектуальные: любознательность, находчивость, сообразительность, вдумчивость и т. д.
Часто можно услышать такое выражение, как «слабохарактерный человек». Особенности характера человека проявляются не только в сочетании черт, но и в силе их выраженности. Есть люди, которые из-за слабости нервной системы или из-за проблем воспитания обладают неустойчивым характером. Отдельные его черты выражены слабо, особенно проблемы наблюдаются в волевой сфере. Таких людей и называют слабохарактерными.
3. Способности. Важными особенностями личности считаются способности, которые определяют индивидуальный стиль деятельности и являются основой ее успеха. Есть также качества, которые обеспечивают возможность взаимодействия с другими людьми и необходимы, чтобы завоевать уважение и авторитет у окружающих.
Способности – это сложная система качеств и свойств человека. Биологической основой их являются задатки, то есть врожденные физические и психические характеристики, в том числе свойства темперамента. Но не только. Часто задатки связаны с психофизиологическими особенностями организма, они даны человеку от рождения и необходимы для успеха в той или иной деятельности. Но не гарантируют его [16, с. 49].
Например, музыкальный слух требуется музыканту, а высокая чувствительность зрительного анализатора – художнику. Но одного этого для овладения деятельностью, тем более для достижения успеха недостаточно. Для этого нужно развивать способности, а это возможно только в деятельности и требует вложения труда и волевых усилий. Мастерство – это не данный природой или Богом дар, а, прежде всего, труд и упорство.
Можно ли развить способности при отсутствии природных задатков? Это очень сложный вопрос, однозначного ответа на него нет. Несомненно, при отсутствии нужных качеств овладеть деятельностью будет сложнее, это потребует больше усилий и, возможно, достижения будут не столь впечатляющи. Но в последнее время все больше психологов поддерживают идею о том, что упорный и настойчивый человек может научиться всему. Главное – дать ему правильные приемы обучения. То есть чтобы научить рисовать любого человека, надо просто знать, как правильно учить.
Все многообразие человеческих способностей принято разделять на два вида: общие и специальные.
К специальным относятся такие качества, которые требуются для овладения конкретной деятельностью, как, например, музыкальный слух для игры на музыкальных инструментах или фонетический слух для изучения иностранных языков. Для занятия спортом нужна выносливость и подвижность, а для работы с детьми – чувство эмпатии [12, с. 264].
Общие способности не менее разнообразны, потому что необходимы в самых разных сферах деятельности. В первую очередь, к ним относятся умственные способности или уровень интеллекта. Хоть интеллект считается врожденной характеристикой человека, умственные способности требуют своего развития, в том числе качества памяти, внимания, мышления, а также волевой сферы и рефлексии.
Иногда высокий уровень умственных способностей в сочетании с обучаемостью называют одаренностью. Это качество человека может компенсировать недостаток у него каких-то специальных способностей и позволить добиться успеха во многих видах деятельности.
Как бы ни были ценны способности, но они только потенциал, возможность для дальнейшего развития и совершенствования человека. Это же можно сказать и о других индивидуально-психологических особенностях. Каждый индивид имеет возможность стать уникальной, неординарной, талантливой личностью, но для этого нужно знать свои психологические особенности, свои сильные и слабые стороны и активно заниматься саморазвитием.

Выводы по 1 главе

Многочисленность психологических исследований проблематики конфликтов подтверждает актуальность, но требует их систематизации, а также более глубокого анализа механизмов регуляции конфликтного поведения. В психологической науке сложилась ситуация, требующая коррекции объектного и предметного полей конфликтных отношений, а кроме того, выхода на личностные и индивидуальные аспекты конфликтов, что предполагает определение психологических механизмов предотвращения сложностей взаимопонимания и личностных детерминант конфликтов.
В психологии конфликта принято описывать разные типы поведения личности в конфликте. Под стилем понимается способ достижения субъектом своих интересов, характер действий, направленных на достижение намеченной индивидом цели и особенности манеры общения в ходе взаимодействия.
Достижение эффективного решения проблемы, которая привела к конфликтной ситуации, должно быть основано на ясном представлении о природе, причинах, специфике конкретной конфликтной ситуации. Только таким образом возможно конструктивное разрешение конфликта на основе осмысленного выбора стиля поведения и ожидаемых последствий найденного решения по предмету конфликта.
На специфику конфликтного поведения личности может оказывать влияние совокупность свойств темперамента и других индивидуально психологических свойств, сформированных благодаря опыту личности. Для социальной адаптации личности важное значение имеют сформированные индивидуальные свойства, которые контролируют предварительное обдумывание, самоконтроль и принятие сознательного решения относительно изменения своего поведения, компенсируя природно обусловленные свойства темперамента.


1 2

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф