Заявка на расчет
Меню Услуги

Влияние индивидуально-психологических особенностей сотрудника на его поведение в конфликтных ситуациях на примере «ООО Экспо-Московия М». Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Глава 2. Эмпирическое исследование влияния индивидуально-психологических характеристик сотрудников на стратегии их поведения в конфликтных ситуациях.

В эмпирической части работы для достижения поставленной цели нами была использована корреляционная стратегия. Такой подход позволяет изучать интересующие нас переменные на одной группе испытуемый в один момент времени с достаточно ограниченным составом выборки, не разделяя ее на контрастные группы по уровню конфликтности и индивидуально психические особенностям. Использованные нами методы включают шкалы, дающие представление о разной степени выраженности тех или иных составляющих конфликтности – потенциальную конфликтность личности по степени проявления агрессивных реакций и уровня коммуникативного контроля, выраженность стилей реагирования на конфликтную ситуацию, а также выраженность ряда компонентов темперамента.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

2.1. Организация и методы эмпирического исследования влияния индивидуально-психологических характеристик сотрудников на стратегии их поведения в конфликтных ситуациях.

Целью экспериментального исследования является изучить влияние индивидуально-психологических характеристик сотрудников на стратегии их поведения в конфликтных ситуациях.
1. Разработать этапов экспериментального исследования.
2. Осуществить отбор испытуемых в соответствии с экспериментальным планом.
3. Подбор диагностического инструментария.
4. Исследование психологических особенностей работников и стратегии поведения в конфликте.
5. Обработка результатов исследования, формулировка выводов.
Гипотеза исследования заключается в стратегии поведения в конфликте связанны с такими индивидуально-психологическими особенностями, как природно-обусловленные свойства личности, а также личностные черты, осознание причин конфликта, форму его протекания, динамику развития, стратегию поведения, исход, на выбор методов урегулирования и разрешения.
Рабочая гипотеза стиль поведения в конфликте связан с индивидуально-психологическими особенностями: уровнем агрессивности и коммуникативного контроля личности.
Методы исследования:
1. Методы анализа психологической литературы по исследуемой проблеме.
2. Метод констатирующего эксперимента с применением следующих методик:
 методика диагностики самоконтроля в общении М. Снайдера;
 тест оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера;
 методика выявления индивидуально-психологических свойств В.М. Русалова;
 тест оценки стратегии поведения в конфликте К. Томаса.
3. Математические методы обработки и анализа данных.
Экспериментальное исследование проводилось на базе «ООО Экспо-Московия М». В нем приняли участие 30 сотрудников предприятия. В составе выборки 11 мужчин и 19 женщин, выполняющих работу по менеджменту. Возраст испытуемых от 27 до 54 лет. Стаж работы в данной организации от 2 до 12 лет. 5 человек имеют высшее образование, 15 человек – среднее специальное.
Исследование проводилось по следующим этапам:
1 этап — подбор диагностического инструментария.
2 этап — исследование психологических особенностей работников и стратегии поведения в конфликте.
3 этап — обработка результатов исследования, формулировка выводов. Согласно гипотезе, стиль поведения в конфликте связан с индивидуально-психологическими особенностями: уровнем агрессивности и коммуникативного контроля личности.
Для доказательства данной гипотезы и достижения поставленной цели применялись следующие методики:
1. Личностный опросник определения темперамента В.М. Русалова.
Служит для диагностики темпераментных особенностей человека. Темперамент рассматривается автором как система формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки функциональной системы в понимании П.К. Анохина диагностируются восемь параметров темперамента (в авторской терминологии):
1. Эргичность в предметном поле связана с уровнем потребности в активном освоении предметной действительности, стремлением к трудовой деятельности, изменении предметной действительности, интеллектуальной активности, вовлеченности в деятельность с внешними объектами.
2. Эргичность в социальной сфере выражает уровень потребности в социальных взаимодействиях, стремление осваивать социальные формы деятельности, искать новые контакты, быть лидером, опираться на свою общительность, уровень вовлеченности в социальную активность.
3. Пластичность представляет собой степень легкости переключения между различными предметами своей деятельности, скорость перехода с одного стиля мышления к мышлению другого типа в ходе взаимодействия с окружающей предметной средой, желание и готовность разнообразить формы внешней предметной деятельности.
4. Пластичность в социальной активности проявляется как степень переключаемости активного внимания в ходе общения с одного человека на другого, возможность выбирать различные коммуникативные схемы и выполнять иные, менее привычные формы установления социального контакта.
5. Эмоциональность в переживании своей активности представляет собой чувствительность к возможному несовпадению тем, что ожидалось с реальным воплощением, а также планируемым эффектом и результатами произведенного предметного действия, определяет чувствительность к неудачам в своей деятельности.
6. Эмоциональность, проявляемая в социальной сфере, интерпретируется как чуткость в коммуникативной сфере, чувствительность к возможным фрустрациям в общении, внимательность и значимость оценок окружающих.
7. Темп или скорость выполнения различных операций и действий, быстрота осуществления предметных и двигательных актов при реализации предметной деятельности.
8. Скорость и темп в реализации социальной активности проявляются в процессе общения как жестикуляция, моторика, скорость речи, время речевой реакции.
2. Методика диагностики самоконтроля в общении М. Снайдера. Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля: низкий, средний или высокий коммуникативный контроль. Тест позволяет проводить деление уровней коммуникативного контроля по следующим градациям: высокий уровень коммуникативного контроля – личность характеризуется достаточно высоким уровнем эмоциональной сдержанности и контроля своего поведения при взаимодействии с окружающими; низкий уровень коммуникативного контроля – личность характеризуется высоким уровнем импульсивности в общении и взаимодействии с окружающими, низкой дифференцированностью поведения, что вызывает раскованность во взаимодействии с партнерами по общению; средний уровень коммуникативного контроля – личность характеризуется сдержанностью и низкой эмоциональностью в общении, искренностью и непосредственностью при взаимодействии с окружающими.
3. Тест оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера.
Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях с окружающими и легко ли общаться с ним. Тест содержит 20 вопросов, к каждому предлагается три варианта ответа, из которых испытуемый должен выбрать наиболее приемлемый для себя. Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях с окружающими и легко ли общаться с ним.
4. Тест К. Томаса предназначен для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации. К. Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций:
 соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
 сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
 компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;
 избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
 приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования влияния индивидуально-психологических характеристик сотрудников на стратегии их поведения в конфликтных ситуациях.

Проведем анализ распределения нашей выборки по основным результатам, полученным по всем использованным методикам. Первой методикой в интерпретации стал тест определения темперамента.
В.М. Русалова, который позволяет выявить восемь параметров индивидуально-психологических особенностей личности. Каждая из восьми шкал содержит по 12 вопросов, в силу чего возможный максимум по каждой шкале – это 12 баллов, а уровни выраженности отдельных индивидуально психологических особенностей могут различаться по следующим уровням: 1-4 балла по шкале – низкий уровень выраженности компонента, 5-8 баллов – средний уровень выраженности, 9-12 баллов – высокий уровень. В соответствии с полученными данными результаты диагностики представителей нашей выборки испытуемых были соотнесены с уровнями и описаны. Далее нами будут представлены описания проявлений индивидуально-психологических особенностей в авторской терминологии. Графическое отображение частоты преобладания в темпераменте отдельных черт представлено на рис. 1.

Рис. 1. Гистограмма. Процентная выраженность высоких показателей по шкалам методики В.М. Русалова

Черта, названная В.М. Русаловым социальная эргичность описывает уровень потребности в социальных контактах, жажду освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность. В высокой степени выраженности она обнаружена в нашей выборке у 40 % испытуемых (12 человек). Немаловажный факт обнаружен в том, что из числа этих людей имеют еще и высокие показатели по методике А. Ассингера. Мы интерпретируем это факт следующим образом: испытуемые с высокой социальной эргичностью имеют бойцовский лидерский настрой, задатки лидера, которые могут быть подкреплены активностью и даже агрессивным напором [12, с. 264].
По шкале предметная эргичность были выявлены 5 испытуемых с высоким уровнем выраженности, что составило 16,6 % испытуемых. Данная индивидуально-типологическая черта характеризуется выраженным уровнем потребности в освоении предметного мира, характерной жаждой деятельности, упорным стремлением к умственному и физическому труду, желанием вовлеченности в трудовую деятельность. Мы также провели анализ данных по методике А. Ассингер а именно у этих 5 испытуемых. Явной связи с этой методикой по предметной эргичности не было выявлено. Для испытуемых, вошедших в эту группу, оказались характерны в основном средний уровень агрессивности. Более подробный и достоверный анализ взаимосвязей мы проведем в ходе выполнения статистического анализа полученных данных.
Третья в нашем списке индивидуально-типологическая черта – пластичность. Эта характеристика в высокой степени выраженности выявлена у 26,6 % испытуемых, а именно у 8 человек. Для них характерна легкость переключения в своей деятельности с одного объекта на другой, им свойственна также быстрота перевода между разными функциями мышления, что отражается на ходе взаимодействия индивида с его предметной средой, что приводит к стремлению разнообразить сферы своей предметной деятельности. Далее мы проанализировали данные этих испытуемых по шкале пластичности с методикой оценки уровня агрессивности А. Ассингера. Мы предполагаем, что пластичность будет снижать уровень агрессивности, делая реагирование более гибким.
Действительно, среди этих 8 испытуемых не было людей с высоким уровнем агрессивности по А. Ассингеру. С другой стороны, среди испытуемых с высокой степенью пластичности выявлено 6 человек (75%) с высокими и выше среднего баллами по методике уровня коммуникативного контроля Снайдера. Таким образом, выявляется связь пластичности со способностью к легкости переключения в процессе коммуникации между своими состояниями и переводить внимание с одного человека на другого, а также проявлять способность к разнообразию коммуникаций, выбору различных как неосознаваемых, так и осознанных форм социальных взаимодействий.
Черта темперамента, называемая у В.М. Русалова эмоциональность в высокой степени выраженности выявлена нами у 13,3 % испытуемых (4 человек). Данное свойство проявляется как эмоциональная чувствительность и реагирование в случае расхождения между задуманным и запланированным ходом деятельности и результатами, происходящими в реальной предметной действительности. В эмоциональности проявляется чувствительность к неудачам в работе. Подробный анализ результатов этих испытуемых по другим использованным методикам не выявил очевидных связей, потому мы не сделали в этой части нашего исследования выводов о взаимосвязи между эмоциональностью с определенными типами стратегий поведения в конфликте, либо с уровнем агрессивности и коммуникативного контроля. Вполне вероятно, что это индивидуально-типологическое свойство напрямую не связано с типом реагирования, но имеет связь с интенсивностью реакций.
По шкале методики В.М. Русалова социальная эмоциональность высокие показатели были выявлены у 23,3 % испытуемых (7 человек). Данная подгруппа испытуемых может быть описана как люди с высокой эмоциональной чувствительностью в коммуникативной сфере, что является составляющей эмоционального интеллекта. Проявляется как чувствительность к неудачам в общении, внимание к оценкам окружающих людей. Оказалось, что для 5 людей из этой подгруппы характерна стратегия избегания в конфликтных ситуациях, что является своеобразной психологической защитой. В этой подгруппе показатели по методике коммуникативного контроля Снайдера оказались выше среднего для всех испытуемых.
Респонденты с высокими баллами по шкале оценки темпа в методике диагностики темперамента В.М. Русалова проявляется как быстрота выполнения отдельных двигательных операций, скорость совершения предметных движений в ходе взаимодействия с предметной средой, а также высокий темп совершения социально ориентированных действий, присутствие активных двигательных проявлений в ходе коммуникации (высокая скорость речи, жестикуляция в общении). Испытуемых с высоким темпом в выборке выявлено 6 человек, что составляет 20 %. В их числе оказалось 4 человека, которые одновременно продемонстрировали высокую вероятность проявления стратегии компромисс в конфликтных ситуациях при высоком социальном темпе (13,3%). Таким образом, мы предположили, что для выбора компромиссной стратегии важна предпосылка высокого социального темпа в числе индивидуально-психологических особенностей. Далее мы будем уточнять это предположение статистически.
Далее будут представлены результаты по методике описания поведения в конфликте К. Томаса. Сравнение преобладающих тенденций поведения испытуемых в конфликтной ситуации нами представлено в гистограмме на рисунке 2.
Анализ численных данных по тесту показал значительную выраженность конструктивных стратегий преодоления конфликтов. В целом по выборке можно говорить, что стратегия сотрудничество в значительной степени выражена у 46,6 % испытуемых нашей выборки. Стратегия компромисс с высоким уровнем выраженности наблюдается у 63,3 % испытуемых. В значительной степени мы объясняем полученные результаты тем, что данные стратегии являются социально одобряемыми и поэтому они часто отмечаются испытуемыми. То же объяснение можно дать и довольно низкому в среднем по выборке уровню шкалы соперничество — только 20 % испытуемых. Стратегия избегание выражена в достаточно высокой степени по сравнению с другими шкалами данной методики. В более или менее значительной степени она представлена у 36,6 % испытуемых. Полученные результаты можно объяснить тем, что нашу выборку составили социально активные молодые люди – студенты, образ жизни которых предполагает активную позицию, а не избегание социальных контактов и решения спорных вопросов.

Рис. 2. Гистограмма. Выраженность преобладающих стратегий поведения в конфликте по К. Томасу, %

Анализ графического изображения позволяет определить в качестве основных тенденций поведения в конфликте испытуемых, вошедших в выборку, являются компромисс и сотрудничество. Естественным объяснением этого является традиционная социальная одобряемость этих стратегий. Высокие показатели стратегий приспособления и избегания объясняется стремлением избежать возможных потерь и стрессов в критических ситуациях взаимодействия. Тенденция поведения, набравшая наименьшее количество баллов – соперничество. В ходе общения в процессе сбора информации мы выявили мнения респондентов о том, что в настоящих социально-экономических обстоятельствах этой стратегии не может быть места в трудовых отношениях, хотя в личных и семейных отношениях можно, как сказал один из них «выпустить пар и настоять на своем».
Проанализируем результаты диагностики особенностей поведения в конфликтных ситуациях по тесту А. Ассингера. Методика выявляет склонность агрессивно реагировать на других людей, а также показывает, в какой мере проявляется способность корректно вести себя в отношениях с окружающими и демонстрировать легкость в общении. По количеству полученных баллов в методике выделяются три уровня агрессивности: умеренная агрессивность, излишняя агрессивность и чрезмерное миролюбие Выраженность уровней агрессивности по методике А. Ассингера отражена на рисунке 3.

Рис. 3. Гистограмма. Распределение уровней выраженности баллов по методике А. Ассингера, %.

Было выявлено, что высокий уровень агрессивности (излишняя агрессивность) характерен для 5 испытуемых, что составляет 16,6 % нашей выборки. У этих испытуемых показатели агрессивности в коммуникациях выражены более чем на 45 баллов по методике, что означает не менее3 очков по 7 и более вопросам. Такие показатели характеризуют их типичное поведение как достаточно прямолинейное, не в полной мере учитывающее потребности других людей. Их решения могут сопровождаться жесткостью и даже грубоватостью в межличностных отношениях, низкой чувствительностью к ожиданиям и переживаниям других людей. Люди с таким уровнем агрессивности нередко оказываются слишком жесткими к окружающим, и проявлять агрессивность и эмоциональную неуравновешенность. Если такие люди ориентированы на построение карьеры и достижения, то они чаще других стремятся к власти, когда они рассчитывают на свои возможности добиться успеха, то не отступятся, даже если при этом приходится пожертвовать интересами окружающих.
Со стороны других людей в ответ на такое поведение возможны проявления неприязни сослуживцев. В крайних выражениях этого качества возможны взрывы агрессивного реагирования, которые могут отличаться даже разрушительным характером. Люди с высокой агрессивностью склонны к непродуманным поступкам, могут провоцировать ожесточенные дискуссии. Поскольку эти испытуемые не всегда корректны в отношениях с другими людьми, они часто сами провоцируют конфликты. Им может быть свойственно проявление резкости в общении и довольно низкий уровень чувствительности к поведению других людей и их потребностям [12, с. 264].
Мы сопоставили данные этих испытуемых с показателями, обнаруженными у них по другим методикам, и оказалось, что именно им свойственна тенденция выбирать стратегию соперничества в конфликтных отношениях по методике К. Томаса. Это подтверждается в более чем 80% случаев. Кроме того, 4 из них продемонстрировали уровень коммуникативного контроля по методике Снайдера ниже среднего.
По методике В.М. Русалова у 3 их 5 испытуемых с высокой агрессивностью выявлены высокие показатели по шкалам социальная эргичность, у 4 из 5 – высокие баллы по шкале социальный темп. У всех 5 обсуждаемых испытуемых оказалась высокая социальная эмоциональность. В общении часто такие люди относятся к другим пренебрежительно, в силу чего могут способствовать конфликтным ситуациям. Предварительный качественный анализ подтверждает выдвинутую нами гипотезу, более подробная интерпретация полученных данных станет доступной после проверки значимости этих взаимосвязей на этапе статистического анализа.
Средний уровень агрессивности по тесту А. Ассингера, который определяется как умеренная агрессивность, выявлен у 16 испытуемых, что составляет 53,3 % нашей выборки. Набрав по 1 очку и менее очку меньше, чем по 7 вопросам, представители этой подгруппы получили от 36 до 44 баллов, что соответствует средним значениям.
По определению, которое дает А. Ассингера, это соответствует умеренной агрессивности и проявляется в поведении как уверенность в своей правоте, активность и конструктивность в осуществлении действий. Представленную группу испытуемых можно обозначить как наиболее адаптивных работников, поскольку они не проявляют излишней агрессии, в целом реже вступают в конфликтные отношения, чем это может быть характерно для представителей первой подгруппы. О них говорят, что для них не характерны вспышки агрессии или они в состоянии ими управлять сознательно. Умеренно агрессивные люди, как правило, вполне успешны в делах, в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности [43].
Несмотря на тактичность, испытуемые со средней агрессивностью по А. Ассингеру, могут настоять на своем, своевременно ответить отказом на просьбу, которая идет вразрез с реальными интересами. Предпочитаемые в этой подгруппе стратегии поведения в конфликте более разнообразны, как оказалось, среди них встречаются все пять типов, диагностируемых по методике К. Томаса.
В целом, преобладают компромисс и сотрудничество, которые предполагают совершение активных действий и инициативу в поиске решения конфликтной ситуации. Результаты по выраженности индивидуально-психологических особенностей, выявленные с помощью шкал методики В.М. Русалова, включают выраженную социальную эргичность в этой подгруппе, а также средний уровень социальной эмоциональности, что будет проведено статистически на следующем этапе исследования
Оставшиеся 30 % выборки представлены людьми, которые характеризуются по методике А. Ассингера как люди с чрезмерным миролюбием. Эти испытуемые по 7 и более вопросам получали по одному баллу или менее чем по 7 вопросам набрали 3 очка, таким образом, получив сумму менее 35 баллов.
У таких людей может проявляться не вполне адаптивное поведение и меньшая вероятность достижений в тех видах деятельности, где нужны напористость и активность. Это может проявляться как чрезмерная замкнутость. Им в принципе не присущи вспышки агрессивности. Испытуемые этой группы чрезмерно миролюбивы, возможно, в связи с недостаточной уверенностью в себе и своих возможностях.
Нами были сопоставлены данные этих испытуемых с показателями по другим методикам. Как оказалось, у 5 человек (более половины) выражена склонность к проявлению стратегии избегания. Три человека имеют высокую выраженность стратегии приспособление в конфликтных отношениях по методике К. Томаса.
Если рассматривать коммуникативный контроль по методике Снайдера, то для всех 9 испытуемых с чрезмерным миролюбием характерен высокий коммуникативный контроль.
Анализ выраженности индивидуально-психологических особенностей темперамента, диагностируемых с помощью методики В.М. Русалова показал проявление низких значений по шкалам пластичность, темп/скорость и социальная эргичность у 7 из 9 человек.
Существует ли связи низкой агрессивности с характеристикой темперамента, названной «эмоциональность», на основании качественного анализа мы выявить не смогли, оставив этот вопрос для этапа статистического анализа.
Далее нами будут проанализированы результаты по методике диагностики самоконтроля в общении М. Снайдера. По количеству набранных баллов в этом тесте выявляется уровень, в котором испытуемому свойственен контроль за своими реакциями в процессе коммуникации с другими людьми (низкий, средний или высокий). Полученные результаты показаны на рис. 4 в виде диаграммы.
В представленной выборке оказалось 11 испытуемых с высоким коммуникативным контролем, что составляет 36,6 % от общего числа. Представители этой группы основное время нахождения среди других людей следят за своими проявлениями, вполне отдают себе отчет в том, как себя вести в сложившейся ситуации, умело управляют выражением своих чувств. С другой стороны, у них может оказаться сложной для проявления спонтанность и искренность выражения своих потребностей и эмоций. В связи с таким ограничением, они избегают плохо прогнозируемых ситуаций.

Рис. 4. Гистограмма. Распределение испытуемых по уровням коммуникативного контроля по методике М. Снайдера, %

Благодаря способности к самоконтролю представители этой подгруппы все же адаптивно себя ведут в случае изменения ситуации в общении. Для них значимость общения является высокой, они используют свою способность к контролю своих проявлений для снижения напряженности в отношениях. Возможен высокий самоконтроль также в связи с актуальной потребностью в самоутверждении в социальной сфере.
Люди с высоким самоконтролем чутко реагируют на реакции других, соотносят с ходом общения свои действия. Для того, чтобы преуспеть в делах, человек с высоким самоконтролем старается быть принятым людьми из своего социального окружения. Чтобы справляться с этой задачей, им приходится быстро принимать решения по поводу изменений в коммуникативных ситуациях и переключаться на ту роль, которая подходит в этом случае. Для этой цели важно заранее предвидеть тот эффект, который они произведут на других, а также то, насколько их действия окажутся в соответствии в социальные ожидания. Таким образом, вероятность конфликтного поведения в этом случае крайне мала.
14 человек из выборки (46,6 %) продемонстрировали средний уровень выраженности коммуникативного контроля, что проявляется, как непоследовательность проявления способности сдерживать спонтанные реакции, они могут быть непосредственны в общении, предпочитают, когда люди искренне относятся к другим. Эти испытуемые проявляют в поведении с равной вероятностью, как признаки контроля, так и его отсутствия, т.к. обладают средним уровнем коммуникативного контроля в общении. В принципе, для них может быть характер на определенная сдержанность в эмоциональных проявлениях, благодаря чему они успешно соотносят свои реакции с текущим поведением окружающих и конфликтным в чистом виде их поведение назвать нельзя.
Оставшиеся 5 испытуемых оказались с низким коммуникативным контролем, что соответствует 16,6 %. Описание их поведения выглядит следующим образом: они более непосредственны и открыты, у них возможна сложность в реагировании на изменения текущей ситуации, связанной с коммуникацией. Поведение таких людей не всегда соотносится с реакциями других людей, может быть продиктовано ригидностью или, напротив, высокой импульсивностью, раскованностью, плохим регулированием своих невербальных и эмоциональных реакций.
Испытуемые с низкими показателями по выраженности коммуникативного контроля могут действовать спонтанно и в силу своего желания доказать свою правоту, они могут быть не способны отказаться от своих установок, не способны принять мнение собеседников, если оно не совпадает с их собственным. Излишняя импульсивность и плохая способность сдерживать свои реакции может провоцировать конфликты с другими людьми. Поведение испытуемых из этой подгруппы часто описывается как несдержанное или даже агрессивное. Спонтанность реакций может проявляться, как тенденция применять давление для достижения решения в спорных вопросах. Несдержанность в споре характерна для общения с совершенно разными людьми, без какого-то принципиального отношения к конкретной или типичной ситуации.
Далее нами были сопоставлено количество испытуемых в нашей выборке по уровню коммуникативного контроля и агрессивности с разными стратегиями поведения в конфликте. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1
Процентное соотношение испытуемых по уровню агрессивности и коммуникативного контроля в группах с разными стратегиями поведения в конфликте

  Название Конструктивные стратегии: сотрудничество, компромисс Пассивные стратегии: избегание, приспособление Неконструктивная стратегия соперничество
Коммуникативный контроль высокий 53,3 43,3 23,3
средний 30 50 33,4
низкий 16,7 6,7 43,3
Агрессивность высокая 36,6 16,7 76,6
средняя 30 20 16,7
низкая 33,4 63,3 6,7

Из результатов анализа полученных данных, представленных в таблице 1, можно сделать выводы о том, что сравнительно низким уровнем агрессивности обладают 33,4% из группы испытуемых с тенденцией выбирать конструктивные стратегии поведения в конфликте – сотрудничество и компромисс, тогда как в группе испытуемых с тенденцией выбирать неконструктивную стратегию поведения в конфликте соперничество высоким этот показатель меняется на обратное соотношение: уровень агрессивности составил 76,6 %, то есть оказывается значительно выше и может говорить о вероятности более высокой конфликтности.
Из полученных данных, представленных в таблице 1, также можно заключить, что низким коммуникативным контролем обладают только 16,7 % испытуемых с высокой вероятностью более конструктивного поведения в конфликте, склонных к сотрудничеству и компромиссу. В подгруппе испытуемых с высокой вероятностью выбора стратегии соперничество уровень коммуникативного контроля оказался ниже и составил 23,3 %. Интересным оказался факт, что предпочтение стратегий избегания и приспособления требует от индивида значительной степени выраженности коммуникативного контроля — высокого (43,3 %) или среднего (50 %) уровня. Мы полагаем, что полученные данные можно объяснить, с одной стороны, сниженной потребностью коммуникации с другими людьми (изучение причин этого не входило в задачи нашего исследования), возможно меньшей значимостью общения и участия в конфликтном взаимодействии у группы испытуемых с выбором стратегий избегания и приспособления, более высокой устойчивостью поведения и пристройкой стиля своего общения со стилем другого человека [48].
В качестве механизма реализации стилей поведения в конфликте избегание и приспособление могут быть рассмотрены высокая способность к коммуникативному контролю. Такое поведение проявляется в относительной независимости собственных коммуникативных действий от ситуативно возникающих эмоций от текущего поведения окружающих.
На следующем этапе с целью подтверждения (опровержения) гипотезы исследования и определения достоверности полученных результатов мы используем методы статистической обработки результатов, выявленные нами взаимосвязи, были проверены статистически.
На первом этапе все результаты тестирования были приведены к единой десятичной оценке, дающей нормальное распределение в математической статистике при помощи статистической компьютерной программы Statistica. Нами был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена (непараметрический критерий), который позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями признаков [48].
Для подсчёта ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть про ранжированы. Такими рядами значений могут быть: два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых; две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков; две групповые иерархии признаков; индивидуальная и групповая иерархии признаков. В нашем исследовании была выявлена взаимосвязь между уровнем агрессивности, коммуникативным контролем, стилем поведения в конфликте и особенностями темперамента.
Сформулируем гипотезы:
H0: Корреляция между уровнем агрессивности в общении, самоконтролем в общении, выраженностью стратегий поведения в конфликте и индивидуально-психологическими особенностями личности не отличается от нуля.
H1: Корреляция между уровнем агрессивности в общении, самоконтролем в общении, выраженностью стратегий поведения в конфликте и индивидуально-психологическими особенностями личности статистически значимо отличается от нуля.
Определяем критические значения для полученного коэффициента корреляции. При нахождении критический значений для вычисленного коэффициента линейной корреляции Пирсона rхуэмп число степеней свободы рассчитывается как k = n – 2.
Следовательно, k = 28.
rкрит. = 0,36 для Р 0,05
rкрит. = 0,46 для Р 0,01
По результатам расчета эмпирической величины коэффициента корреляции при сопоставлении результатов методики А. Ассингера и такой темпераментной характеристики, как темп (скорость) по методике В.М. Русалова на материале нашего исследования составил: rэмп = — 0,52
В ходе расчета эмпирической величины коэффициента корреляции при сопоставлении результатов методики А. Ассингера и такой темпераментной характеристики, как социальная эмоциональность по методике В.М. Русалова на материале нашего исследования составил: rэмп = 0,47
В результате вычисления эмпирической величины коэффициента корреляции при сопоставлении результатов методики А. Ассингера и такой темпераментной характеристики, как социальная пластичность по методике В.М. Русалова на материале нашего исследования составил: rэмп= 0,38. С социальной эмоциональностью связь агрессивности также оказалась положительная (rэмп= 0,49).
Рассмотрим выявленные взаимосвязи подробно. Уровень агрессивности в общении и индивидуально-психологические особенности темп и социальная эмоциональность показали корреляционную связь, что является значимым для уровня р<0,05.
Полученные данные говорят о том, что более агрессивно проявляющиеся и более конфликтные испытуемые обладают в качестве предпосылок возможностью к быстрому реагированию и готовности к непосредственному проявлению эмоций в социальном взаимодействии.
Используя корреляционную стратегию, трудно сказать, что в этой связи является определяющим – предрасположенность к агрессивному поведению или влияние индивидуально-психологических особенностей на поведение.
Расчет эмпирической величины коэффициента корреляции данных по шкале соперничество методики стратегии поведения в конфликте К. Томаса и шкалы социальная пластичность по методике В.М. Русалова составил rэмп= — 0,39.
Взаимосвязь между уровнем выраженности тенденции к стратегии соперничества в конфликте по К. Томасу и уровнем социальной пластичности по методике В.М. Русалова статистически значима и отрицательна. Чем выше выраженность данной индивидуально-психологической характеристики, тем менее вероятно поведение в конфликте в рамках данной стратегии.
Значение эмпирической величины коэффициента корреляции данных по шкале методики стратегии поведения в конфликте К. Томаса компромисс и шкалы социальный темп по методике В.М. Русалова составило rэмп= 0,42.
Связь между тенденцией к проявлению тенденции к компромиссному поведению в конфликте по методике К. Томаса и выраженностью шкалы социальный темп по методике В.М. Русалова статистически значима и положительна. Чем выше выраженность данной темпераментной характеристики, тем вероятнее поведение в конфликте согласно изучаемой стратегии, т.е. испытуемые, имеющие высокие значения по одному признаку, имеют по другому признаку также высокие значения.
Выявлена значимая отрицательная взаимосвязь между степенью выраженности агрессивности в общении, диагностируемой по методике А. Ассингера и степенью выраженности таких индивидуально-психологических характеристик, как темп/скорость и социальная эмоциональность, предлагаемых В.М. Русаловым. Таким образом, имеет место обратная взаимозависимость данных характеристик.
В исследовании обнаружена статистически значимая и положительная взаимосвязь между уровнем коммуникативного контроля по методике М. Снайдера и степенью выраженности индивидуально-психологической особенности личности, называемой социальная пластичность, выявленной по методике В.М. Русалова. Чем выше выраженность социальной пластичности, тем вероятнее высокая выраженность коммуникативного контроля [47].
Таким образом, такая индивидуальная характеристика, как агрессивность может проявляться как повышенный уровень конфликтности личности в общении. Диагностика индивидуально-психологических особенности в соотношении со сформированной способностью к коммуникативному самоконтролю может использоваться для прогнозирования конфликтов и учитываться в обеспечении совместимости рабочих групп. В целом можно отметить, что подсчеты критериев математической статистики показали достоверность взаимосвязей на значимом уровне значимости (p < 0,01, p < 0,05). Таким образом, вероятность того, что взаимосвязи, обозначенные нами в гипотезе достоверны, является высокой. Результаты статистического анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Статистическая взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и стратегий поведения в конфликте

Анализ статистических данных показывает, что наибольшее отрицательное влияние на уровень агрессивности и конфликтности личности оказывает социальная пластичность. Отрицательная связь выявлена между, свойствами пластичности и социальной эргичности. Можно предполагать, что, чем выше степень легкости переключения индивида от общения с одним человеком к другому, чем выше склонность варьировать свои коммуникативные стили и программы, а также готовность чередовать социальные контакты, тем более вероятной является жесткость в общении с другими, прямота, проявления агрессивности и напористости в коммуникациях. Когда индивид неуравновешен, проявляет желание добиться своего, он может быть жесток к другим, желая добиться успехов и рассчитывая на собственные силы. Возможна стратегия пренебрежения интересами других.
У человека с более высоким уровнем агрессивности высок уровень потребности в общественной активности и социальных контактах. Агрессивное активное социальное поведение сопровождается стремлением к лидерству, жаждой реализации социальных форм деятельности, повышенной общительностью и готовностью к вовлечению в социальную деятельность. Такое поведение сопровождается легкой степенью переключения с одного социального объекта на другой [45].
Оказалось, что отрицательное влияние на агрессивность в коммуникациях оказывает социальная эмоциональность, а также черта, называемая темпом, равно как и социальный темп (скорость). Как мы установили, индивиду с высоким уровнем коммуникативной агрессивности присущи недостаточная эмоциональная чувствительность в отношении к другим людям, что также касается и чувствительности к неудачам в общении.
Агрессивность проявляется также в случаях низких показателей скоростных характеристик осуществления как двигательной активности в целом, так и активности процесса общения. Если индивид относительно медлителен и недостаточно впечатлителен, то сфера коммуникации не является для него актуальной и значимой, в силу чего он может ригидно реагировать на изменения и испытывать сложности с переключением, приспособлением, что вызывает сопротивление в форме агрессивных реакций [45].
Коммуникативный контроль, как нам представляется, играет роль механизма взаимно приспособления индивидуально-психологических особенностей и проявлений различных стилей коммуникативного и конфликтного поведения. Со степенью коммуникативного контроля имеет положительную связь социальная эргичность (r = 0,36) и социальная пластичность (r = 0.51). Между тем значимого отрицательного влияния на коммуникативные контроль не выявлено, то есть напрямую, не оказывает ни одна из составляющих темперамента.
Индивидуально-психологические особенности значимо связаны с проявлениями стиля соперничество в конфликтном поведении. В частности, проявлена связь с предметной эргичностью (r = 0,37). Кроме того, данная индивидуально-типологическая особенность оказывает влияние на выбор стиля приспособления, поскольку индивид с высокой потребностью освоения окружающего мира и желанием достичь своих целей проявляет готовность жертвовать своими интересами ради конечного результата и для исключения риска потерять шанс в конфликте ухудшить социальное положение.
Наибольшее отрицательное влияние оказывает на выбор стиля соперничества пластичность (r = — 0.41). Индивид, обладающий низким показателем пластичности, с большей вероятностью будет стремиться добиться своего в ущерб интересов другого. Именно таких испытуемых нашей выборки можно охарактеризовать как наиболее конфликтных
Когда у индивида высокий уровень потребности в социальных контактах, выражено стремление к лидерству, то он имеет склонность избегать конфликтов, поскольку круг его общения является источником достижения цели, представляет ценность и поддержку. Этим можно объяснить выраженную взаимосвязь между выбором стратегии избегания и социальной эргичности (r = 0.48). Когда социальная эргичность низкая, то низка и вероятность выбора стратегии приспособления в конфликтном поведении.
Пластичность положительным образом связана с выбором стратегии компромисса (r = 0.54). Личность, легко переключающаяся с одной деятельности на другую, способная поменять стиль мышления, рассуждать за другое лицо, склонна к разнообразию предметной деятельности, более способна проявлять стратегию поведения соперничество. Пластичность психики обеспечивает способность добиться своего без ущерба интересам другого. Данная черта связана также с уровнем социальной пластичности, проявляющейся в легкости переключения в общении с одного человека на другого, что предполагает проявление разнообразия в коммуникативных программах поведения.
Взаимосвязь социальной эмоциональности выявлена со стратегией поведения в конфликте сотрудничество при r = 0.45, что объяснимо следующим образом. Способность различать эмоции других людей, чувствовать настроение, предвидеть реакции делает возможной более эффективное взаимодействие и облегчает выбор этой стратегии, поскольку такое поведение не представляется личности сложным.

Выводы по 2 главе

После проведения экспериментального исследования, целью которого было изучить влияние индивидуально-психологических характеристик сотрудников на стратегии их поведения в конфликтных ситуациях у сотрудников, нами были сделаны представленные ниже выводы:
Первой методикой в интерпретации стал тест определения темперамента, данная методика была проведена по В.М. Русалову, который позволяет выявить восемь параметров индивидуально-психологических особенностей личности, социальная эргичность описывает уровень потребности в социальных контактах, жажду освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность. В высокой степени выраженности она обнаружена в нашей выборке у 40 % испытуемых (12 человек). Немаловажный факт обнаружен в том, что из числа этих людей имеют еще и высокие показатели по методике А. Ассингера. Мы интерпретируем это факт следующим образом: испытуемые с высокой социальной эргичностью имеют бойцовский лидерский настрой, задатки лидера, которые могут быть подкреплены активностью и даже агрессивным напором.
По шкале предметная эргичность были выявлены 5 испытуемых с высоким уровнем выраженности, что составило 16,6 % испытуемых. Данная индивидуально-типологическая черта характеризуется выраженным уровнем потребности в освоении предметного мира, характерной жаждой деятельности, упорным стремлением к умственному и физическому труду, желанием вовлеченности в трудовую деятельность. Мы также провели анализ данных по методике А. Ассингер а именно у этих 5 испытуемых. Явной связи с этой методикой по предметной эргичности не было выявлено. Для испытуемых, вошедших в эту группу, оказались характерны в основном средний уровень агрессивности. Более подробный и достоверный анализ взаимосвязей мы проведем в ходе выполнения статистического анализа полученных данных.
Третья в нашем списке индивидуально-типологическая черта – пластичность. Эта характеристика в высокой степени выраженности выявлена у 26,6 % испытуемых, а именно у 8 человек. Для них характерна легкость переключения в своей деятельности с одного объекта на другой, им свойственна также быстрота перевода между разными функциями мышления, что отражается на ходе взаимодействия индивида с его предметной средой, что приводит к стремлению разнообразить сферы своей предметной деятельности. Далее мы проанализировали данные этих испытуемых по шкале пластичности с методикой оценки уровня агрессивности А. Ассингера. Мы предполагаем, что пластичность будет снижать уровень агрессивности, делая реагирование более гибким.
Черта темперамента, называемая у В.М. Русалова эмоциональность в высокой степени выраженности выявлена нами у 13,3 % испытуемых (4 человек). Данное свойство проявляется как эмоциональная чувствительность и реагирование в случае расхождения между задуманным и запланированным ходом деятельности и результатами, происходящими в реальной предметной действительности.
По шкале методики В.М. Русалова социальная эмоциональность высокие показатели были выявлены у 23,3 % испытуемых (7 человек). Данная подгруппа испытуемых может быть описана как люди с высокой эмоциональной чувствительностью в коммуникативной сфере, что является составляющей эмоционального интеллекта.
Респонденты с высокими баллами по шкале оценки темпа в методике диагностики темперамента В.М. Русалова проявляется как быстрота выполнения отдельных двигательных операций, скорость совершения предметных движений в ходе взаимодействия с предметной средой, а также высокий темп совершения социально ориентированных действий, присутствие активных двигательных проявлений в ходе коммуникации (высокая скорость речи, жестикуляция в общении). Испытуемых с высоким темпом в выборке выявлено 6 человек, что составляет 20 %. В их числе оказалось 4 человека, которые одновременно продемонстрировали высокую вероятность проявления стратегии компромисс в конфликтных ситуациях при высоком социальном темпе (13,3%). Таким образом, мы предположили, что для выбора компромиссной стратегии важна предпосылка высокого социального темпа в числе индивидуально-психологических особенностей.
Предпосылкой конфликтности служащих в организации на психическом уровне имеет возможность считаться неосознаваемая надобность в соперничестве, т. е. вожделение ублаготворить собственные интересы в вред заинтересованностям иных служащих на уровне укрытых мотивов. Для оптимизации способов управления организационными инцидентами руководителю «ООО Экспо-Московия М» возможно предложить надлежащие совета:
1. Нужно заинтересовать сотрудников разрешить конфликт, если таковой возник. Для того, чтобы изменить мотивацию поведения коллеги возможно следует пойти на уступки, возможно разъяснить неправильность поведения работника.
2. Обязательно необходимо не только слушать подчиненного, но и слушать.
3. Обязательно необходимо аргументировать свои требования, возможно предыдущая аргументация не была убедительной.
4. Следует донести до коллектива, что к их проблемам небезразличны, следует вступать в диалог и выяснять причины недовольства.
5. Не следует повышать тон в конфликте, скорее это приведет к ухудшению ситуации, а не к разрешению ее.
6. Не следует злоупотреблять служебным положением, иначе коллеги примут это особо болезненно. Они и без напоминания знают должностное положение каждого. В дальнейшем, даже уже после разрешения данного конфликта, напоминание о своем должностном положении может негативно повлиять на взаимоотношения в коллективе.
7. Необходимо соблюдать субдистанцию, следует убрать фамильярность и панибратство в коллективе, иначе количество коллективе на личностной основе значительно возрастут.
8. Спокойствие руководителя главный козырь при разрешении конфликта. Если руководитель уверен в своей правоте, ему не следует переживать, что конфликт не разрешиться и он не будет победителем. При этом руководителю не стоит бояться идти на компромисс. Это н только не унизительно, от компромисса, обе стороны окажутся в выигрыше. В случае, когда руководитель оказывается неправым, он обязан это признать.
9. Категорически нельзя затягивать конфликт, поскольку время играет на руку конфликту, и он может превратиться в затяжной с личными претензиями, обидами и недосказанными словами.
10. Руководитель обязан быть максимально справедливым и лояльным. В процессе исследования нами были определены основные условия преодоления конфликтных ситуаций в общении сотрудников «ООО Экспо-Московия М».

Заключение

В рамках проведенного исследования в теоретической части работы были проанализированы литературные источники по проблемам изучения индивидуально-типологических детерминант поведения личности в общении и стилей поведения в конфликте.
Проведенный анализ теоретических источников подтвердил актуальность выбранной темы. Доброжелательные социально психологические отношения в коллективе являются предпосылкой удовлетворенности работников трудом, своим коллективом и личностными особенностями других работников.
Формирование и совершенствование благополучного социально-психологического климата и низкой конфликтности — это постоянная практическая задача руководителя любого ранга. Создание благоприятных социально-психологических условий требует от руководителей и психологов понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, специфики отношений друг с другом.
По результатам проведенного эмпирического исследования нами был сделан вывод о том, что большая часть испытуемых по показателям конфликтности находится ниже средних значений. В целом можно отметить ситуацию как благоприятную – конфликтных личностей в коллективе немного в целом.
В эмпирической части исследования были полученные данные, которые свидетельствуют о том, что более агрессивно проявляющиеся и более конфликтные испытуемые обладают в качестве предпосылок возможностью к быстрому реагированию и готовности к непосредственному проявлению эмоций в социальном взаимодействии.
Взаимосвязь между уровнем выраженности тенденции к стратегии соперничества в конфликте и уровнем социальной пластичности в качестве индивидуально-типологического качества оказалась статистически значима и при этом отрицательна. Кроме того, выявлена значимая отрицательная взаимосвязь между степенью выраженности агрессивности в общении, и степенью выраженности таких индивидуально-типологических характеристик, как темп/скорость и социальная эмоциональность. Таким образом, имеет место обратная взаимозависимость данных характеристик.
В исследовании обнаружена статистически значимая и положительная взаимосвязь между уровнем коммуникативного контроля и степенью выраженности индивидуально-типологической особенности личности, называемой социальная пластичность. Чем выше выраженность социальной пластичности, тем вероятнее высокая выраженность коммуникативного контроля.
Коммуникативный контроль, как нам представляется, играет роль механизма взаимно приспособления индивидуально-типологических особенностей и проявлений различных стилей коммуникативного и конфликтного поведения. Со степенью коммуникативного контроля имеет
Взаимосвязь социальной эмоциональности выявлена со стратегией поведения в конфликте сотрудничество, что объяснимо следующим образом. Способность различать эмоции других людей, чувствовать настроение, предвидеть реакции делает возможной более эффективное взаимодействие и облегчает выбор этой стратегии, поскольку такое поведение не представляется личности сложным.
Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы: профилактические меры по предупреждению конфликтных ситуаций должны состоять в оценке предрасположенности индивида к агрессивному поведению и его потенциальной способности самоконтроля коммуникативной деятельности. Благодаря этой работе возможно обеспечение правильной расстановки кадров, создание атмосферы корпоративного духа, благоприятного социально-психологического климата.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что диагностика индивидуально-типологических особенности в соотношении со сформированной способностью к коммуникативному самоконтролю может использоваться для прогнозирования конфликтов и учитываться в обеспечении совместимости рабочих групп.
Задачи, поставленные в исследовании, были решены, гипотеза о том, что стратегии поведения в конфликте связанны с такими индивидуально психологическими особенностями, как природно-обусловленные свойства темперамента, способностью к коммуникативному самоконтролю и уровнем агрессивности в общении доказана.

 

Список литературы

 

1. Аверьянов, Л.Я. Организационная культура управления современных предпринимательских структур /Л.Я. Аверьянов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.big.spb.ru – дата обращения 01.12.2022.
2. Анохин П.К. Организационное поведение[Текст] / И.В. Андреева, В.А. Спивак. — СПб.: Издательский дом «Нева», 2018. — 224 с.
3. Андреева, Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности: Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Г.М. Андреева, Я. Яноушек. — М.: МГУ, 2017. – 238 с.
4. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. [Текст] / П.К. Анохин. — М.: Медицина, 1975. — 448 с.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. — М.: 2017. – 367 с.
6. Алферова М. А. Эмоциональный интеллект и стратегии поведения в конфликте сотрудников / М.А. Алферова, И.Л. Аристова // Научное сообщество студентов XXI столетия: Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LV Междунар. студ. науч. – практ. конф. №7(55). – Новосибирск: АНС «СибАК», 2017. – С. 130–138. URL: https://sibac.info/studconf/hum/lv/79951 (дата обращения: 21.12.2021).
7. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
8. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я.Анцупов, С.В. Баклановский / 2-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
9. Волкова Т.Г. Анализ образа как продукта самосознания / В.С. Мерлин // Современная психология: мат. Междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 1–4.
10. Выготского Л.С., Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эскакусто. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 375 с.
11. Кишко М.В. Внутриличностные детерминанты выбора стратегии поведения в конфликте / М.В. Кишко /автореф. дис. … канд. псих. наук. – Екатеринбург, 2003. – 26 с.
12. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные/Д.В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям [под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова]. – М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2009. – С. 264–278.
13. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2017. – 672 с.
14. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования[Текст] /В.М. Русалов. — М.: ИП РАН, 2012. — 528 с.
15. Русалов, В.М. Темперамент и характер человека: поиск природных предпосылок [Текст] / В.М. Русалов // Психология. Современные направления междисциплинарных исследований. — М.: ИП РАН, 2003. С. 391 — 400.
16. Семенов В.А. «Эсперанто» для конфликтологов (На пути к созданию единой теории конфликта) / В.А. Семенов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – №5. – С. 37–49.
17. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерпер-сональной диагностики Т. Лири. Методическое руководство / Л.Н. Собчик // Сер. «Методы психологической диагностики». Вып. 3. – М., 1990. – 46 с.
18. Самоукина, Н. Конфликт: понимать — значит управлять [Текст] /Н. Самоукина // Кадровое дело. — № 5. – 2003. — С. 8-19.
19. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность. [Текст] /П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: Наука, 1984. — 160 с.
20. Скворцов, М.М. Способы разрешения конфликтов [Текст] / М.М. Скворцов. — М., 1986.
21. Социальная психология: учеб. пособие [Текст] / под ред. А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев. – М.: Издательский центр Академия, 2001. — 600 с.
22. Левин. К, Теплов, Б.М. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий[Текст] / Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын // Вопросы психологии. — 1963. — № 5. — С. 38 47.
23. Уткин, Э.А. Конфликтология [Текст] / Э.А.Уткин. – М., Тандем, 2000.
24. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта[Текст] / Б.И. Хасан. – М.: НОТАМ, 2005. – 248 с.
25. Холл, К. Теории личности [Текст] / К. Холл, Г. Линдсей; пер. с англ. И.Б. Гриншпун. — М.: Психотерапия, 2008. — 672 с.
26. Хорни, К. Наши внутренние конфликты[Текст] / К. Хорни // Психоанализ и культура. — М., 1995.
27. Черкасова, Т.В. Социальные конфликты в молодежной среде [Текст] / Т.В. Черкасова: автореферат дис. … кандидата социoл. наук: 22.00.04 / Башкирский гос. ун-т. — Уфа, 1997. — 29 с.
28. Шакуров, Р.С. Социально-психологические основы управления: руководитель и коллектив [Текст] / Р.С. Шакуров. – М.: Просвещение, 1990. — С. 93.
29. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение [Текст] / В.П. Шейнов. – Мн., 1996.
30. Чернобров Д.В. Идентичность в современном международном конфликте: периодизация истории конфликтов через призму «Другого» / Д.В. Чернобров // Вестник МГИМО, 2013. – №3 (30). – С. 86–91.
31. Хомас К. У.Разработка меры принудительного выбора для разрешения конфликтов: Инструмент «Режим» / К. У. Томас, Р. Х. Киллманн // Образовательные и психологические измерения, 1977. – Том 3. – Выпуск 2. – С. 309-3
32. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». Труды разных лет. — Тбилиси, 1991. — 563
33. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Просвещение, 2011. — 269 с.
34. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, Астрель, 2010 — 256 с.
35. Х. Тэджфел и Дж. Тернер Теория социальной идентичности в межгруповом поведении // Психология межгрупповых отношений. – Чикаго, 1986. – 149– 178 с.
36. Шнейдер Л.Б., Хорни К., Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теории и методы диагностики. – М.: МПСИ, 2007. – 128 с.
37. Шнейдер Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики: учеб. — метод. пособие. 2007.128 с.
38. Шнейдер Л.Б., Дж. Моренно , Профессиональная идентичность. Монография. — М., МОСУ, 2001. — 256 с].
39. Эриксон Э. Молодой Лютер. — М., 1996. — 328 с.
40. Benshoff, J.B. Paisley K.L. (1996). Peer consultation for professional couselors. Ann Arbor, MA: Clearinghouse on Counseling and Per- sonnel Services.
41. Kadushin A. Supervision in Social Work. – New York; London: Columbia University Press, 1976. – 486 p.
42. Tietze K.O. Kollegiale Beratung: Problemlösungen gemeinsam entwickeln. Verlag: Rowohlt Taschenbuch; Auf.: 7, t. 2003, 256 s.
43. Werstlein P.O. Fostering Counselors’ Development in Group Supervision, April 1994 ERIC Digest EDO-CG-94-19
44. Fisher, N. (2010). A better way to manage conflict. Political Quarterly, 81(3), 428-430. doi:10.1111/j.1467-923X.2010. 02103.x
45. Myers, L. L., & Larson, R. (2005). Preparing students for early work conflicts. Business Communication Quarterly, 68(3), 306-317. doi:10.1177/1080569905278967
46. Wilson, J. (2004). Make conflict management successful—if not cheerful!. Accounting Today, 18(19), 22-27. 20.
47. Whetton, David.A. and Cameron, Kim .S. Developing Management Skills. Reading, MA: AddisonWesley Longman. 1998.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф