1 2
2.2 Анализ и интерпретация результатов
На первом этапе экспериментального исследования мы изучали личностные особенности медицинских работников. Ниже представлены результаты исследований по всей выборке в целом.
1.Самоактуализированный тест (CAT)
Обработка данных производилась при помощи ключа к опроснику CAT. При использовании CAT в качестве исследовательской методики авторы-создатели опросника рекомендуют пользоваться «сырыми баллами».
Рассмотрим профессионально значимые личностные качества врачей и медсестер по методике CAT в таблице 2 (см. Приложение М):
Таблица 2
Исследования личностных особенностей врачей и медсестер по методике САТ n=20
Из таблицы 2 (см. Приложение М) мы видим, что пять человек имеют высокий уровень самоактуализации — это № 1, № 7, № 8, №12, и № 15; в то же время 4 человека имеют низкий уровень самоактуализации – это № 2, № 4, № 5, № 13.
Представим полученные данные в виде таблицы 3 и рисунка 1.
Таблица 3
Распределение качеств самоактуализированной личности по уровням
n =20
Рисунок 1. Распределение качеств самоактуализированной личности по уровням
Из таблицы 3 и рисунка 1 мы видим, что у сотрудников ЦРБ преобладает средний уровень гибкости в поведении и средний уровень контактности — качества, необходимые в работе с пациентами.
Представим средние значения сотрудников ЦРБ по методике CAT в виде таблицы 4 и уровень самоактуализации личности в виде рисунка 2.
Таблица 4
Средние значения сотрудников ЦРБ n=20
Ряд А — результаты сотрудников ЦРБ; ряд В — высокие значения по шкалам теста
Рисунок 2. Измерение уровня самоактуализации личности сотрудников ЦРБ
По данному рисунку 2 видно, что уровень самоактуализации испытуемых направлен в сторону повышения баллов. Наблюдается тенденция к личностному росту.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
- 30% сотрудников ЦРБ нуждаются во внешнем контроле со стороны администрации.
- 80% медработников имеют достаточно высокий уровень контактности — профессионально значимое качество для работников уровня человек — человек.
- Результат гибкости поведения — 90% является хорошим показателем эффективности функционирования медперсонала.
- 25% испытуемых показали высокий уровень самоактуализации личности, что свидетельствует о тенденции к личностному росту.
- 20% испытуемых имеют низкий уровень самоактуализации.
- Методика изучения акцентуации характера. Характерологический опросник К. Леонгарда (адаптированный Шмишеком на русский язык). Анализируем данные таблицы 5 (см. Приложение Н).
Таблица 5
Данные по характерологическому опроснику К. Леонгарда-Шмишека
n= 20
Из таблицы 5 (см. Приложение Н) мы можем констатировать, что предрасположенность к акцентуациям имеют 65% сотрудников; 35% медработников имеют акцентуации характера.
В контрольной группе предрасположенность к акцентуациям была выявлена у 6 человек, в экспериментальной группе у 7 человек. Акцентуация характера выражена в контрольной группе у 3 человек, в экспериментальной группе у 4 человек.
Представим полученные данные в виде таблицы 6 и рисунка 3.
Как видно из таблицы 6 и рисунка 3:
-в группе медработников 2 человека (при выборке n=20) с выраженными акцентуациями и предрасположенностью к ним, отсюда можно предположить, что это акцентуированные личности;
-у 5-ти сотрудников по 1-2 акцентуации;
-экзальтированная акцентуация характера не представлена в выборке респондентов;
предрасположены к акцентуациям 13 человек — 65% опрошенных;
в выборке преобладает эмотивная акцентуация характера, основу которой составляет, как было указано выше, высокоразвитая эмпатия. Основными особенностями эмпатического понимания являются:
— отражение;
— рефлексивное слушание (активное слушание), невербальная экспрессивность, аудиальная чувствительность, умение выслушать, отзывчивость, проникновение, безусловное безоценочное отношение к людям;
— «вчувствование» в другого, принятие чувств, сочувствие, терпимость, принятие каждого пациента, идентификация (отождествление);
— доброжелательность, уважение, доверие, искренность, забота, чуткость, тактичность, теплота, и т.п.
— основой педантичной акцентуации, которая также представлена в выборке, является повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность, что мы наблюдали у медсестер, проработавших длительное время в больнице.
— главной особенностью тревожного типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу пациентов. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.
Если сравнить преобладание акцентуаций по группе медперсонала, в общем, то получается следующий результат (см. Приложение Н):
Только у двух сотрудников из группы отмечается «полезный» уровень тревожности (12), т.е. тревожность, необходимая человеку для достижения успехов в своей деятельности, достаточная для этого мотивация и заинтересованность. Отсутствует «полезная» тревожность у 4 человек (0), заметно повышена — у 5 человек (3) и незначительно повышена — у 6 человек (6). Т.о. можно отметить, что из 20 сотрудников 5 человек имеют высокую тревожность, что может служить показателем заострения личностных черт в течение длительного периода деятельности.
Далее проанализируем характерологические особенности некоторых сотрудников.
Пять человек выделяются тем, что у них нет ни ярко выраженных типов акцентуаций, ни предрасположенности к ним — № 1,8,10,15,17. Предположительно рассмотрим двух сотрудников: № 1, 10. По результатам тестирования сотрудника № 1 можно сделать вывод о том, что у него либо еще не сформировался как таковой характер (что мало вероятно), либо медработник отвечал не достаточно искренне. У него нет высоких и выше среднего показателей, есть только средние значения (результаты от 10 до 15) по пяти типам акцентуаций. К. Леонгард полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию.
А у № 10 к отсутствию акцентуаций добавляется еще и нулевой показатель по тревожно-боязливому типу. Из этого можно предположить, что у данной личности присутствует безразличность, отсутствие мотивации, излишняя самоуверенность, высокая конфликтность.
Противоположными этим двум сотрудникам являются сотрудники с высокими показателями (явно выраженных акцентуаций) не по одному типу, а сразу же по нескольким. Остановимся на этих трех испытуемых.
У № 20 по двум типам акцентуаций максимальные показатели
(циклотимный, демонстративный); по застреваемости (ригидности) — 20; по трем (гипертимность, эмотивность, педантичность)-18 (предрасположенность к акцентуациям).
У следующего испытуемого (№ 12.) также три черты находятся в зоне «ярко выраженных акцентуаций» это возбудимость (24), гипертимность (21) и тревожность (20). И еще по четырем типам предрасположенность — застреваемость, эмотивность, педантичность и циклотимность.
Рассмотрим сочетание черт характера и особенностей темперамента при такой выраженности. Сочетание педантических и демонстративных черт у акцентуированных личностей практически не встречается, поскольку демонстративные и педантические личности противопоставлены друг другу в одной и той же сфере реакций. Но в нашем случае для демонстративной личности в состоянии аффекта показательны внезапные действия по типу короткого замыкания, в то время как педантические личности исключительно медлительна, со стороны их нерешительность приводит в полное недоумение. Способность вытеснять из сознания эмоциональные вопросы, не сразу поддающиеся психологическому решению, у демонстративной личности повышена, у педантичной — резко понижена. И в нашем случае, у № 12 педантичность выражена ярче, чем демонстративность. У него есть также сочетание застревающих (16) и педантических (18) черт как предрасположенность к акцентуации, в социальном плане может дать весьма положительные результаты при тенденции увеличения акцентуаций. Иногда у таких личностей наблюдаются высокие достижения. Эгоистическая тенденция застревания смягчается альтруистическими качествами педантичной личности. Тщеславию хотелось бы убрать с дороги тех, кто мешает, сверхчувствительность заставляет сваливать все на окружающих, однако совестливость вынуждает своевременно подумать о возможности собственной вины. В результате бесцеремонный, ни с чем не считающийся карьеризм подавляется разумной целенаправленностью поступков.
В свою очередь, отрицательные черты педантичности также смягчаются, когда к ним присоединяется другой компонент. Непродуктивные колебания перед принятием каждого решения становятся минимальными в тех случаях, когда честолюбие решительно требует новых достижений. Продвигаясь по намеченному пути, такие люди стараются не ущемлять интересов других. Работа должна быть на высоте — вот их принцип. Такой прогноз будущего можно сделать и для № 12.
Весьма опасно сочетание черт застревающей и возбудимой личности, т. к. каждая из этих черт в отдельности ведет к сильным вспышкам аффекта.
Выводы: 25% испытуемых имеют предрасположенность к тревожной акцентуации, что вполне вероятно объясняется спецификой работы в данном учреждении, когда необходимы эффективные действия в обстановке постоянного психоэмоционального напряжения.
30% респондентов имеют предрасположенность к педантичной акцентуации, что вполне вероятно объясняется возрастными изменениями личности ригидностью, продолжительной работой в данном учреждении.
Т.о. ярко акцентуированная личность представлена несколькими из сотрудников, участвующих в эксперименте.
З. Результаты исследования особенностей личности по методике «Эмоционального выгорания» В.В.Бойко
Представим результаты исследований степени эмоционального выгорания у медицинских работников (при t=0,05) в таблице 7.
Таблица 7
Анализ уровней развития СЭВ у испытуемых
Из таблицы 7 мы можем констатировать, что у испытуемых сформировался симптом – А, формируются симптомы — Е, Ж, И, К, Л, отсутствуют симптомы — В, Г, Д, доминирует — II фаза.
Проанализировав эти данные, можно сделать такое заключение по «Эмоциональному выгоранию»:
В группе исследуемых сформировался симптом А — переживание психотравмирующих обстоятельств. Он проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Нарастает раздражение, выливаясь в отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».
Формируются симптомы:
Е — неадекватное избирательное реагирование
Ж — эмоционально-нравственная дезориентация
И — редукция профессиональных обязанностей
К — эмоциональный дефицит
Л — эмоциональная отстраненность
Их проявления отражаются на неадекватной экономии эмоций, профессионал ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу — не хочу»; сочту нужным — уделю внимание данному партнеру, будет настроение — откликнусь на его состояние и потребности. Самому же человеку кажется, что он поступает должным образом, однако субъект общения фиксирует иное — эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие. В общении с родными, приятелями, знакомыми, на работе, устав от контактов, разговоров, профессионалу не хочется общаться даже с близкими, он замыкается, можно сказать, что он пресыщен человеческими контактами и переживает симптом «отравления людьми».
Эти симптомы проявляются в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. В результате чего к профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован.
Следует заметить, что практически отсутствуют симптомы В, Г, Д:
В — неудовлетворенность собой
Г — загнанность в клетку
Д — тревога и депрессия
Это говорит о том, что здесь действительно работают люди своего дела, что они не случайны в этой профессии и довольны ею.
По фазам «Эмоционального выгорания» складывается такая ситуация:
I отсутствует -6 человек, что составляет 30 %
формируется -8 человек, — » — 40%
сформировалась -6 человек, —» — 30%
II отсутствует -2 человека, что составляет 10%
формируется -10 человек, что — » — 50%
сформировался -8 человек, что —» — 40%
III отсутствует -4 человека, что составляет 20%
формируется -8 человек, что — » — 40%
сформировался -8 человек, что —» — 40%
Представим полученные данные в виде рисунка 4.
Рисунок 4. Фазы «Эмоционального выгорания»
Из рисунка 4 можно констатировать, что больший процент испытуемых находится во II-ой фазе — резистентности («сопротивления»). Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.
- Результаты исследования коммуникативных и организаторских склонностей.
Рассмотрим такие профессионально значимые качества личности как коммуникативные и организаторские склонности и тип личности сотрудников ЦРБ в таблице 8.
Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает достаточно высокие коммуникативные умения и навыки, а также способность оперативно и эффективно действовать в экстремальной ситуации. Стрессовые ситуации, возникающие на работе — это обычное явление в учреждениях данного типа. Медработник должен мгновенно оценить ситуацию и предпринять определенные действия, поскольку речь зачастую идет о жизни и смерти пациентов.
Таблица 8
Сводная ведомость по показателям коммуникативных и организаторских склонностей
Представим полученные данные в виде таблицы 9.
Таблица шкальных оценок исследования коммуникативных и организаторских склонностей
Из таблицы 9 мы видим, что у 7 человек отмечается низкий уровень коммуникативных склонностей (35%), у 4 человек (20%) — низкий уровень организаторских склонностей.
Уровень ниже среднего и средний представлен не значительно, а высокий уровень и уровень выше среднего представлен:
коммуникативные склонности у 9 человек (45%);
организаторские склонности- 13 человек (65%).
Представим полученные данные в виде таблицы 10 и рисунка 5.
Таблица 10
Уровни коммуникативных и организаторских склонностей
Рисунок 5. Уровни коммуникативных и организаторских склонностей
Из таблицы 10 и рисунка 5 можно констатировать более высокий уровень организаторских склонностей у сотрудников ЦРБ, по сравнению с коммуникативными склонностями.
Вывод: большинство сотрудников имеет высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей.
- Методика Айзенка EPI.
Рассмотрим результаты исследования особенностей личности сотрудников ЦРБ по методике Айзенка в таблице 11 (см. Приложение П).
Таблица 11
Результаты исследования особенностей личности сотрудников ЦРБ
по методике Айзенка
Из таблицы 11(см. Приложение П) мы видим, что у медработников ЦРБ преобладает сильный тип нервной системы – 80% сотрудников и высокая работоспособность – 70% испытуемых.
Представим темпераментную структуру личности испытуемых в виде таблицы 12.
Таблица 12
Темпераментная структура личности медработников ЦРБ
Из таблицы 12 мы видим, что преобладающим темпераментом у медицинских работников ЦРБ является флегматический, он представлен 40 %, далее — сангвинический — 25 %, меланхолический — 15 %, холерический — один на всю выборку (5%), остальные 3 человека (15 %) — смешанный тип темперамента.
Вывод: у медработников ЦРБ преобладает сильный тип нервной системы и высокая работоспособность.
На втором этапе экспериментального исследования мы выявляли
взаимосвязь между продолжительностью работы в медицинском учреждении и личностными особенностями.
Были выделены две группы по критерию возраста: — в первую вошли сотрудники в возрасте от 26 до 40 лет; — во вторую были включены медработники в возрасте от 41 до 62 лет.
Мы предполагаем, что с возрастом у человека происходит заострение отдельных черт личности. У медицинских: работников — пунктуальность, ответственность, тревожность.
1) Сравним показатели по критерию педантичности в экспериментальной и контрольно группе, используя критерий Q Розенбаума. Сформулируем гипотезы:
Но — сотрудники экспериментальной группы не превосходят по показателю пeдaнтичноcти мeдицинcких работников контрольной группы.
Н1 – сотрудники экспериментальной группы (возраст 41-62 года) превосходят по показателю педантичности медицинских работников контрольной группы (возраст 26-40 лет).
Располагаем оба числовых ряда точно друг под другом: Экспериме. группа. — 1 ряд; контрольная группа — 2 ряд,
8 10 12 12 14 14 18 20 23 1 4 5 6 8 12 12 14 16 18
Подсчитываем «хвосты»: величина левого «хвоста» S = 4, величина правого «хвоста» Т=2. Подсчитываем Qэмп.=T+S Qэмп.= 6.
По таблице критических значений (см. Приложение Л) определяем Q крит. для выборки n1 = 10 и выборки n2=10.
6 (р < 0,05)Gэмп. =6
Gкр. 9 (р < 0,01)Gэмп. = Gкр.
Qэмп. = 6 попадает в зону значимости, следовательно, по показателю педантичности группы не однородны. Н0 отвергается, H1 принимается.
Представим полученные данные в виде рисунка 6.
Рисунок 6. Показатель педантичности
Вывод: сотрудники экспериментальной группы (возраст 41-62 года) превосходят по показателю педантичности медицинских работников контрольной группы.
2) Сравним показатели по критерию тревожности в экспериментальной и контрольной группе, используя критерий Q Розенбаума.
Сформулируем гипотезы:
Н0 — сотрудники экспериментальной группы не превосходят по показателю тревожности медицинских работников контрольной группы.
H1 — сотрудники экспериментальной группы (возраст 41-62 года) превосходят по показателю тревожности медицинских работников контрольной группы (возраст 26-40 лет).
Располагаем оба числовых ряда точно друг под другом:
Экспериментальная группа — 1 ряд; контрольная группа — 2 ряд.
9 9 10 11 15 15 16 17 18 24
0 3 4 9 12 12 12 15 15 13 16
Подсчитываем «хвосты»: величина левого «хвоста» S = 3, величина правого
«хвоста» Т=3. Подсчитываем Qэмп.=T+S Qэмп. = 6.
По таблице критических значений (см. Приложение Л) определяем Q крит. для выборки n1 = 10 и выборки n2=10
.
6 (р < 0,05)Gэмп. =6
Gкр. 9 (р < 0,01)Gэмп. = Gкр.
Qэмп. = 6 попадает в зону значимости, следовательно, по показателю тревожности группы не однородны. Н0 отвергается, H1 принимается.
Таким образом, гипотеза исследования была доказана: продолжительная деятельность в медицинском учреждении заостряет личностные черты медицинского работника.
Представим полученные данные в виде рисунка 7.
Рисунок 7. Показатель тревожности
Вывод: сотрудники экспериментальной группы (возраст 41-62 года) превосходят по показателю тревожности медицинских работников контрольной группы (возраст 26-40 лет).
Далее, в таблице 13 сопоставим полученные данные по методике В.Бойко «Эмоциональное выгорание», данные по методике CAT и по методике КОС для того, чтобы выяснить причину «заострения» отдельных черт личности медицинского работника при оказании им профессиональных услуг.
Для этого соотнесем средние значения по всем методикам с возрастом сотрудника, используя матрицу линейных корреляций Пирсона (см. Приложение Р).
Таблица 13
Сводная ведомость по выборке
Ha данном этапе обработки использовались данные, полученные по всей выборке (20 человек). Рассматривалась возможная корреляционная связь между показателями самоактуализации личности, показателями эмоционального выгорания, коммуникативных склонностей личности, коэффициента организаторских склонностей личности и возрастом сотрудника. Для выявления связей была использована матрица линейных корреляций Пирсона (см. Приложение Р).
Сформулируем гипотезу:
Гипотеза Н0 — об отсутствии взаимосвязи между возрастом и уровнем самоактуализации личности;
Гипотеза H1 — о наличии взаимосвязи между возрастом и уровнем самоактуализации личности.
Рассчитаем эмпирическую величину коэффициента корреляции.
определяем критические значения для полученного коэффициента корреляции. Находим по таблице величину критических значений коэффициента линейной корреляции Пирсона.
n =20-2 = 18 0, 46 p ≤ 0, 05
rкр.= 0,59 p ≤ 0,01
Ввиду того, что величина расчетного коэффициента корреляции не попала в зону значимости Н1 — отклоняется, принимается Н0 об отсутствии взаимосвязи между показателями.
По аналогии рассмотрим взаимосвязь уровня эмоционального выгорания с возрастом.
Сформулируем гипотезу:
Н0 – об отсутствии взаимосвязи между возрастом и уровнем эмоционального выгорания;
Н1 – о наличии взаимосвязи между возрастом и уровнем эмоционального выгорания.
Находим по таблице величину критических значений коэффициента линейной корреляции Пирсона r эмп= 0,3362.
Ввиду того, что величина расчетного коэффициента корреляции не попала в зону значимости — гипотеза H1 отклоняется, принимается Н0 об отсутствии взаимосвязи между показателями.
Рассмотрим возможную взаимосвязь между возрастом и коммуникативными и организаторскими склонностями.
Сформулируем гипотезу:
Н0 – об отсутствии взаимосвязи между возрастом и уровнем коммуникативных и организаторских склонностей;
Н1 – о наличии взаимосвязи между возрастом и уровнем коммуникативных и организаторских склонностей.
Мы вычислили коэффициент линейной корреляции Пирсона:
rэмп = — 0,02280595 в первом случае и r эмп= — 0,1217405 во втором случае.
Ввиду того, что величина расчетного коэффициента корреляции не попала в зону значимости ни в первом ни во втором случае, гипотеза H1 — отклоняется, гипотеза Н0 принимается об отсутствии взаимосвязи между показателями.
У испытуемых возрастной группы (возраст 41 – 62 года) наблюдается «заострение» отдельных черт личности – тревожность, педантичность.
Испытуемые экспериментальной группы (возраст 41 – 62 года) превосходят по показателю тревожности и педантичности медицинских работников контрольной группы (возраст 26 – 40 лет). Таким образом, мы доказали, что продолжительная профессиональная деятельность в медицинском учреждении заостряет личностные черты сотрудников.
Также мы выяснили причину «заострения» отдельных черт личности медицинского работника при оказании им профессиональных услуг.
Мы рассмотрели возможную корреляционную связь между показателями самоактуализации личности, показателями эмоционального выгорания, коммуникативными склонностями, коэффициентом организаторских склонностей и возрастом сотрудника.
Мы выявили, что испытуемые возрастной группы (41 – 62 года) по уровню самоактуализации, показателю эмоционального выгорания, по коммуникативным и организаторским склонностям не отличаются от испытуемых возрастной группы (26 -40 лет).
Следовательно, с возрастом только заостряются определенные личностные черты. На профессионально значимые качества личности, эмоциональное состояние и уровень самоактуализации личности возраст отпечаток не накладывает.
На основе полученных результатов нами были разработаны практические рекомендации, адресованные администрации больницы, с целью предупреждения эмоционального выгорания сотрудников.
Практические рекомендации, направленные на профилактику личностных деформаций.
1.Вносите разнообразие в собственную работу, создавайте новые проекты.
2.Поддерживайте своё здоровье.
3.Соблюдайте режим сна и работы.
4.Стремитесь к адекватной самооценке.
5.Возобновляйте новые интересы не связанные с профессией.
6.Не спешите, давайте себе достаточно времени для достижения положительных результатов в работе и в жизни.
7.Участвуйте в семинарах и конференциях.
8.Повышайте и совершенствуйте свои знания и культуру.
9.Овладевайте навыками саморегуляции и самокоррекции.
10.Развивайте коммуникативные способности.
11.Учитесь внутренне расслабляться.
12.Разумно чередуйте ночные дежурства.
13.Полноценно отдыхайте, выезжайте за город – общение с природой приносит заряд бодрости.
14.Посещайте театры, выставки и другие культурные мероприятия.
15.Читайте не только профессиональную, но и художественную литературу.
16.Обсуждайте с коллегами вопросы психологического характера, о личном стиле работы, проблемы, все это способствует развитию самопознания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы особое внимание уделяется совершенствованию медицинского сопровождения населения в новых социально – экономических условиях. С особой остротой обсуждается проблема как качества предоставляемых населению медицинских услуг, так и личностные особенности медицинского персонала при оказании профессиональных услуг.
Исследователи утверждают, что не только напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, но и профессиональная деятельность обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии. Отсюда актуальность данного исследования и его несомненная практическая значимость.
В ходе исследования мы проанализировали теоретические подходы к изучаемой проблеме, исследовали личностные особенности медицинских работников, выявили зависимость между личностными особенностями и длительностью профессиональной деятельности, произвели качественный и количественный анализ полученных данных.
Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу: личностные особенности медработников заостряются вследствие продолжительной работы в сфере оказания медицинских услуг, что в немалой степени способствует возникновению и формированию симптомов эмоционального выгорания, и выдвигают следующие проблемы:
1.Проблема профилактики личностных деформаций (внутренний фактор).
2.Создание условий для предотвращения или снижения личностной деформации (внешний фактор).
В качестве внешних условий лежат требования эргономики к организации рабочего времени и режима профессиональной деятельности. Это является задачей администрации. А для создания внутренних факторов в качестве профилактики негативных личностных профессиональных изменений необходимо сформировать у будущих профессионалов (студентов) механизмы сознательного сохранения здоровья и сознательной защиты.
Одним из подходов в решении этой проблемы может быть введение в содержание профессионального образования курса по психической культуре, включающего в себя разделы:
Самопознание
Развитие коммуникативных способностей
Овладение навыками саморегуляции и самокоррекции.
К сожалению, работники здравоохранения не много внимания обращают на свою собственную санитарную культуру. Врачи и сестры настолько заняты своей повседневной деятельностью, что на заботу о здоровье своего организма, о здоровье своей психики уже не остается времени.
Работа медицинского персонала в ЦРБ связана с многочисленными переживаниями и нервными потрясениями. Это нередко приводит к стрессовым состояниям и даже неврозам. Ведь работа у этих людей, прямо скажем, тяжелая – продолжительное время они находятся с больными разного возраста, не считаются со своими силами, здоровьем, делают все возможное, а иногда и невозможное, чтобы сохранить, улучшить здоровье и жизнь своим пациентам.
Медицинские работники постоянно стремятся помочь всем, кто к ним обращается, с кем они сталкиваются. Это означает не только большую количественную нагрузку в работе. Те проблемы, которыми медицинскому персоналу приходится заниматься, сами по себе чреваты напряженностью, мучениями и переживаниями: врачебная деятельность – наряду со всеми ее радостями, переживаниями и победами – сопряжена и с множеством постоянных поражений: боль и мучения, которые они не могут облегчить, болезни, которые долгое время не могут излечить, наконец, смерть, встречи с которой неизбежны. Если же добавить к этому ошибки, промахи, человеческие слабости, испытания, которым подвергает повседневная жизнь, то станут ясны и перегруженность врачей, и напряженность ритма их жизни.
Анализ литературы показывает, что исследованы особенности метода беседы, разработаны техники работы с теми или иными проблемами, на их основе были составлены специальные обучающие тренинги. Исследовались и личностные особенности медработников, которые были выявлены с целью повышение квалификации сотрудников. Таким образом, выявлено, что профессиональные и личностные качества медицинского работника являются базовыми для работы в этой сфере. Однако требования, предъявляемые к профессионально важным качествам, имеют свои отличительные черты: противоречивость, специфичность.
Зарубежные и отечественные авторы выделяют следующие профессионально важные качества и личностные качества медицинского работника: аутентичность, конгруэнтность, безоценочное, безусловное отношение к чувствам пациента, проницательность, эмоциональную стабильность, уважение к пациенту, самоконтроль, и т.д.
Проведенный анализ исследований показал, что на данный момент представляет собой сочетание различных теоретических и эмпирических подходов и во многом определяется профессиональными и личностными качествами, необходимыми медработнику.
Данное исследование было направлено на выявление особенностей личности медработника. Гипотеза о наличии взаимосвязи между продолжительностью работы по профессии и заострением личностных особенностей подтвердилась. Кроме этого, были определены личностные и профессиональные качества, присущие медработнику.
Исследование профессиональных и личностных особенностей медицинских работников необходимо продолжать, что позволит разработать специальную психологическую программу развития личности медработника, созданную на основе изученных профессиональных и личностных качеств.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф