Заявка на расчет
Меню Услуги

Влияние международных экономических организаций. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МЭО НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК

2.1. Роль МВФ в формировании и обеспечении динамичности развития отдельных развивающихся стран

Деятельность МВФ основывается на предоставлении кредитов в иностранной валюте странам-членам в целях: — покрытие дефицитов платежных балансов (то есть пополнение валютных резервов) — поддержание макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики (т.е. для финансирования бюджетных расходов правительства).

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Сотрудничество с МВФ помогает увеличению кредитного рейтинга страны на мировом финансовом рынке, способствует улучшению банковской и денежно-кредитной системы государства, позволяет скорректировать текущий платежный баланс и не допустить дефолта в стране. В то же время требования МВФ, могут негативно влиять на благосостояние населения в долгосрочной перспективе[1].

Академик РАЕ И.В. Андронова положительно характеризует деятельность МВФ, указывая на повышение эффективности экономических реформ в государствах-членах, а также программ развития, реализуемых и являются одними из важных вкладов организации в стратегию устойчивого развития мировой экономики[2].

Политика и деятельность МВФ часто критикуются со стороны экономистов. Основания для такой критики есть, ведь часто экономическая ситуация стран сотрудничающих с фондом, не улучшалась, а наоборот — усугублялась (мексиканский кризис 1994, азиатский кризис 1997, заем в 1989 г.. Руанде). Лауреаты Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц и Милтон Фридман (они являются одними из самых острых критиков) указывают на ошибки и негативные последствия сотрудничества стран с МВФ[3].

В разрезе данной проблемы Дж. Стиглиц в своем докладе как лауреат Нобелевской премии резко осуждал политику МВФ и Всемирного банка, по его словам, МВФ пропагандировала рецепты шоковой терапии и полной либерализации экономик постсоциалистических государств. Ученый отмечает, что процентные ставки по кредитам МВФ являются достаточно высокими, а монетарная политика, диктуемая фондом кризисным странам, не соответствует финансовой политике, ориентированной на экономический рост, которая принята в Великобритании и Франции. «Деньги на таких условиях, очевидно, ослабят экономику и сделают, в конце концов, более сложным возвращение денег», — заявляет бывший главный экономист Всемирного банка Дж. Стиглиц[4].

По его словам, МВФ, как и любая бюрократическая структура, существует по своим законам и приносит больше вреда, чем пользы. Учитывая логику либерализма, ученый не видит смысла в финансовой помощи слаборазвитым странам, МВФ не решает проблемы, а наоборот, усложняет отсталость.

Выступая в Гонконге на одном из собраний МВФ, Милтон Фридман подчеркивал, что еще после падения Бреттон-Вудской системы в 1971 г.[5] Отпала необходимость в существовании организаций типа МВФ. В своих научных исследованиях М.А. Султанов выделяет причины, по которым реализация программ МВФ не получает желаемого результата (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика причин неэффективности реализации программ МВФ[6]

п/п

Причины неэффективности реализации программ МВФ
1. Политика финансовых организаций определяется развитыми странами
2. Экономисты, работающие в МВФ, имеют хорошее образование и знакомы с проблемами развивающихся стран, однако не знают сущности проблемы, поэтому им трудно разработать эффективный план действий и определить политику относительно конкретной страны
3 Очень часто условиями получения финансовых ресурсов становятся требования МВФ относительно быстрого проведения приватизации и либерализации в странах становятся на путь перехода к рыночной экономике
4 Достаточно время привлечение иностранных инвестиций становилось одной из главных целей при реализации стабилизационных программ МВФ
5 Деятельности МВФ не хватает прозрачности при разработке своих программ и стратегий, решения часто принимаются за закрытыми дверями, хотя МВФ и другие организации не являются частными структурами.

 

Учитывая необходимость их обоснования в ходе исследования, проанализированы аргументы, подтверждающие и опровергающие выделенные ученым причины негативного влияния деятельности МВФ на развитие и функционирование экономических систем развивающихся стран. В частности, наибольшую долю в общей сумме квот имеют страны «Большой семерки», которые определяют финансовые и организационные отношения заемщиков с МВФ[7].

В свою очередь, руководящие должности занимают экономисты из этих стран, обеспечивающих разработку и реализацию проектов фонда. Однако конкретные положения программы сотрудничества определяются самой страной-заемщиком. Фонд следит только за выполнением условий и принимает решение о кредитовании[8].

Стоит отметить, что нельзя использовать с одинаковым успехом одни и те же инструменты в разных странах, даже одного региона и примерно одинакового уровня развития. Согласно информации Независимого отдела оценки, осуществлявшего анализ деятельности МВФ по надзору в 2013 г., Государства-члены считают, что фонд стал более открытым и прислушивается к потребностям стран, реагируя на их запросы[9].

В Отчете о деятельности фонда 2016 г. среди ключевых направлений коммуникации МВФ выделены следующие вопросы:

  • 1) дальнейшие шаги по обеспечению понятных и последовательных коммуникаций в мире, где спрос на услуги фонда растет;
  • 2) дополнительные меры для оценки влияния коммуникаций МВФ и тем самым совершенствованию информационной базы для дальнейшей деятельности;
  • 3) стратегическая и продуманная работа с новыми средствами информации, учитывая социальные сети[10].

Среди негативных последствий, к которым приводит использование кредитных средств финансовых организаций, ученые выделяют: финансовые кризисы, увеличение долга, углубление экономических диспропорций, рост масштабов бедности, низкая эффективность финансовой помощи, слабый экономический рост и т.д.[11]

Стоит вспомнить об успешных проектах МВФ. Например, радикальная программа экспертов МВФ по выходу из кризиса, помогла Португалии всего за два года сократить дефицит госбюджета, существенно снизить процентные платежи по государственным обязательствам, увеличить долю экспорта в ВВП, а в экономику вернуть иностранных инвесторов.

В итоге Португалия первой из стран «Южной периферии» ЕС смогла преодолеть основные экономические проблемы и уже в мае 2014 отказалась от программы международной поддержки.

Тяжелая экономическая ситуация в Азербайджане в начале 90-х годов заставила правительство привлечь внешнее кредитование не только ради денег, но и с точки зрения технической помощи и консультационной поддержки.

Таким образом, как отмечает А.С. Лашина, страна накопила большие достижения в построении демократических институтов и свободной рыночной экономики. Стабильность и устойчивое экономическое развитие создали почву для демократических реформ и борьбы с социальными и экономическими проблемами[12].

Итак, успех и восстановление страны, получившей кредит от МВФ, и ее дальнейшее развитие зависит не только от условий кредитования, общей концепции стратегии, но и от организации и осуществления деятельности внутри страны всех структурных подразделений власти, каждого отдельного субъекта хозяйствования и населения страны, а в частности, их компетенции в сфере рисков, с которыми связана реализация необходимых мер.

В таблице 2 приведена характеристика деятельности МВФ.

Таблица 2

Общая информация о МВФ (по состоянию на 2016 г.)

Количество стран-членов 188 стран
Штаб-квартира Вашингтон
Директор-распорядитель Кристин Лагард (в 2007-2011 гг. — министр экономики, финансов и промышленности Франции)
Общая сумма квот 327 млрд долларов (238 млрд СДР) 26 января 2016 выполнены условия 14-го общего пересмотра квот, согласно которому общая сумма квот увеличивается до 477 млрд. СДР (около 659 млрд. долл. США)
20 крупнейших акционеров МВФ Страны-члены, квоты которых составляют наибольшую долю в общем размере взносов в фонд США, Япония, Китай, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Индия, Россия, Бразилия, Канада, Саудовская Аравия, Испания, Мексика, Нидерланды, Корея, Австралия, Бельгия, Швейцария, Турция
Наибольшее государство-член МВФ США (по состоянию на 25.01.2016 г.. квота составляет 42100000000 . СДР (около 58 млрд. долл.))
Наименьшее государство-член МВФ Тувалу (по состоянию на 25.01.2016 г.. квота составляет 1800000. СДР (около 2500000. долл.))
Наибольшие заемщики Португалия, Греция, Ирландия, Украина
Самые превентивные кредиты Мексика, Польша, Колумбия, Марокко
Суммы обязательств в рамках существующих кредитных договоренностей 163 млрд. долл., из них 137 млрд. ол. еще не были использованы
Консультации в рамках надзора 122 консультации в 2015, 122 консультации в 2014 и 129 консультации в 2016.
Техническая поддержка 274 человеко-лет в 2015 финансовом году и 285 человеко-лет в 2016 финансовом году

 

Каждое государство-член фонда имеет определенную долю квот, регулирующего финансовые и организационные отношения с МВФ.

Рис. 6. Организационная структура МВФ на 2016 г.

В апреле 2015 года, в рамках среднесрочного бюджета на 2016–2018 финансовые годы, Исполнительный совет санкционировал совокупное чистое ассигнование административного бюджета на 2016 финансовый год в размере 1051,5 млн долларов США. Совет также утвердил лимит валовых расходов на уровне 1289,8 млн долларов США, в том числе перенос на следующий год до 42,5 млн долларов США неизрасходованных ресурсов 2015 финансового года для покрытия возможных расходов в 2016 финансовом году. Он также утвердил капитальные расходы в размере 42,1 млн долларов США на капитальные проекты в области строительства объектов и информационных технологий (таблица 3).

Таблица 3

Бюджет по основным категориям расходов, 2015–2019 финансовые годы (в млн. долларов США)[15]

Административные расходы 2015 2016 2017 2018 2019
Бюджет Исполнение Бюджет Исполнение
Кадры 896 862 908 896 938
Командировки 128 112 130 120 123
Содержание зданий и другие расходы 193 204 199 199 201
Резервы на непредвиденные расходы 7 10 11
Совокупные валовые расходы 1224 1177 1247 1215 1273 1310 1365
Всего чистый бюджет 1027 1010 1052 1038 1072 1096 1127
Всего чистый бюджет, включая перенос средств 1069 1010 1094 0 1115 1096 1127
Капитальные расходы
Объекты и информационные технологии 52 136 42 131 61 61 60

 

Программа работы Международного Валютного Фонда на 2016 финансовый год продолжала поддерживать постепенную стабилизацию глобальной экономики после кризиса на фоне растущей неопределенности в отношении темпов восстановления и факторов уязвимости.

Хотя число поддерживаемых ресурсами МВФ программ было ниже пиковых уровней 2011/2012 финансовых годов, растущая сложность мировой экономики и финансовой системы создавала нагрузку на проводимую Фондом работу по надзору и приводила к повышенному спросу на техническую помощь. Фонд был в состоянии удовлетворять эти потребности в рамках неизменного бюджета в реальном выражении благодаря реализации сквозной инициативы по рационализации расходов, согласованной в рамках бюджета на 2016 год, наряду с продолжающимися усилиями департаментов по пересмотру приоритетности расходов[16].

Фактические административные расходы в 2016 финансовом году составили в общей сложности 1038,3 млн долларов США, что на 13,2 млн долларов США меньше совокупного чистого бюджета. Средние коэффициенты вакансий продолжают снижаться и в настоящее время, как считается, находятся на фрикционном уровне. Расходы на обеспечение физической безопасности, как в штаб-квартире МВФ, так и в представительствах за рубежом, и безопасности информационных технологий еще больше увеличились в соответствии с тенденцией, наблюдаемой в последние годы. Капитальные расходы на объекты и информационные технологии составили в общей сложности 131 млн долларов США, включая суммы, выделенные в предыдущие годы.

В частности, вклад квоты отдельной страны влияет на размер финансовых ресурсов, которые вносятся на момент присоединения к фонду. Квота дает право голоса государства-члена при принятии решений МВФ. Также сумма финансирования, которую страна может получить от МВФ, определяется на основе квот.

В рамках анализа данных, приведенных в таблице 2, на рисунке 6 представлена структура квот 20 крупнейших акционеров МВФ. Наибольшую долю в общей сумме квот имеют страны «Большой семерки», определяющие характер и ход политических, экономических и социальных изменений в мире.

Рис. 6. 20 крупнейших акционеров МВФ: доля квот в общей сумме финансовых вложений за 2016 г., %

Основная деятельность МВФ заключается в осуществлении льготного и не льготного финансирования странам для урегулирования кризисных процессов. Льготные кредиты предусматривают низкие процентные ставки, а в некоторых случаях – нулевые.

В ответ на потребности государств-членов и при активной поддержке со стороны внешних партнеров деятельность МВФ по технической помощи и подготовке кадров — развитие потенциала — в последние годы быстро расширялась.

Рис. 7. Распределение расходов МВФ на основные виды деятельности, 2016 г.

На рис. 7 приведено распределение затрат на основные виды деятельности МВФ в 2015 г., что свидетельствует о значительной доле в общей структуре затрат на надзор за международной валютно-финансовой системой и мониторинг экономической и финансовой политики государств-членов. Развитие потенциала составляло более четверти административных расходов МВФ в 2016 финансовом году. Значительная часть этих расходов направлялась на техническую помощь, которая составляет 23 процента, а на долю подготовки кадров приходится 5 процентов.

В рамках этого процесса надзор осуществляется как на международном и глобальном уровнях, так и на уровне экономик отдельных стран. МВФ определяет возможные потенциальные риски для стабильности и дает рекомендации о необходимости корректировок в экономических политиках.

Оказание технической поддержки также занимает значительную часть расходов МВФ. В частности, программа поддержки направлена на решение вопросов в таких сферах, как: налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, статистические и правовые вопросы. Условия финансирования определяются согласно кредитных механизмов, разработанные МВФ. Долгое время основным кредитным инструментом фонда был кредит «стенд-бай» (кратко — и среднесрочная помощь странам, испытывающим краткосрочные трудности с финансированием платежного баланса).

Рис. 8. Расходы на развитие потенциала за 2016 г. (млрд. долл. США)

Деятельность МВФ в области развития потенциала продолжала расширяться в 2016 финансовом году, главным образом в связи с увеличением объема услуг, предоставляемых странам Ближнего Востока и Центральной Азии, а также Западного полушария и Африки к югу от Сахары. Увеличился объем предоставляемой технической помощи по денежно-кредитным и финансовым вопросам.

Общая сумма прямых расходов на деятельность по развитию потенциала (финансируемая за счет внешних источников и средств МВФ) составила 256 млн долларов США в 2016 году, по сравнению с 242 млн в 2015 финансовом году, увеличившись на 6 процентов (рис. 2.9). Компонент финансирования из внешних источников составил 127 млн или 49 процентов от общего объема, увеличившись почти на 8 процентов в 2016 финансовом году.

В марте 2016 года МВФ подписал меморандум о договоренности с правительством Индии о создании нового Регионального центра по подготовке кадров и технической помощи в Южной Азии (САРТТАК), который будет базироваться в Нью-Дели. Он станет первым центром, в котором деятельность МВФ по подготовке кадров и технической помощи будет полностью интегрирована, и является моделью для будущей работы МВФ в области развития потенциала.

Центр будет обслуживать Бангладеш, Бутан, Индию, Мальдивские Острова, Непал и Шри-Ланку по целому ряду областей, включая макроэкономическое управление и управление налогово-бюджетной сферой, денежно-кредитные операции, регулирование финансового сектора и надзор за финансовым сектором, а также макроэкономическую статистику.

САРТТАК стал возможным благодаря ранее принятым финансовым обязательствам со стороны Индии, Республики Кореи и Австралии.

После мирового кризиса 2007-2008 гг. МВФ был вынужден пересмотреть кредитную политику и закрепить инструменты для предупреждения кризисов с помощью созданных программ Гибкой кредитной линии (ГКЛ), Линии превентивной поддержки и ликвидности (ЛПЛ) и Инструмента для ускоренного финансирования (РФ).

На рисунке 9 изображена структура льготного и не льготного финансирования МВФ в 2015 г.

Рис. 9. Структура льготного финансирования МВФ в 2016 году*

*Примечание: механизмы льготного кредитования: ЕКФ – расширенный кредитный механизм; РКФ – механизм ускоренного кредитования; ССФ – механизм кредитов «стенд-бай».

В рамках механизмов льготного кредитования (расширенный кредитный механизм; РКФ – механизм ускоренного кредитования; ССФ – механизм кредитов «стенд-бай») в 2016г. МВФ принял обязательства о предоставлении кредитов на сумму 1,8 млрд СДР развивающимся странам с низкими доходами.

Общий объем непогашенных кредитов составляет 6,3 млрд СДР на конец апреля 2016 г. В 2016 г. Исполнительный совет утвердил девять договоренностей в рамках механизмов не льготного финансирования МВФ на общую сумму 80 млрд СДР (112 млрд долл. США).

Рис. 9. Структура не льготного финансирования МВФ в 2016 году*

*Примечание: Механизмы не льготного кредитования: ЛПЛ – линия превентивной поддержки и ликвидности; ЕФФ механизм расширенного кредитования; ССФ – механизм кредитов «стэнд-бай»; ГКЛ – гибкая кредитная линия

Шесть превентивных договоренностей в рамках Гибкой кредитной линии (ГКЛ) и Линии превентивной поддержки и ликвидности (ЛПЛ) составили более 84 % общих обязательств. Две договоренности о ГКЛ, утвержденные для Мексики и Польши, и договоренность о ЛПЛ, утвержденная для Марокко, были следующими договоренностями, которые заменили предыдущие, срок которых истекал. Другие три превентивные договоренности – это кредиты «стенд-бай» с Гондурасом, Кенией, Республикой Сербия на общую сумму 1,4 млрд СДР (1,9 млрд долл. США), которые рассматривались властью как превентивные при утверждении программ.

В 2016 финансовом году Исполнительный совет утвердил три договоренности в рамках механизмов не льготного финансирования МВФ по Счету общих ресурсов (ГРА) на общую сумму 4,73 млрд СДР (6,70 млрд долларов США без вычета аннулированных договоренностей с пересчетом в доллары США по обменному курсу СДР к доллару на 29 апреля 2016 года, равному 0,705552). Превентивная договоренность в рамках Гибкой кредитной линии (ГКЛ) для Колумбии (3,87 млрд СДР) составляла 82 процента этих обязательств. Договоренность о ГКЛ, утвержденная для Колумбии, и превентивная договоренность о кредите «стэнд-бай» для Кении (0,71 млрд СДР) были последующими договоренностями, заменившими предыдущие договоренности, срок которых истекал. Кроме того, Совет утвердил договоренность о кредите «стэнд-бай» для Республики Косово на общую сумму 0,15 млрд СДР, а также, по запросу властей, уменьшил ГКЛ для Польши на 2,5 млрд СДР[22].

К концу апреля 2016 года фактическое предоставление средств в рамках договоренностей о финансировании по Счету общих ресурсов (ГРА), называемых «покупками», составило 4,68 млрд СДР ($6,64 млрд долларов США), причем две трети этих покупок были произведены Кипром, Пакистаном и Украиной. Помимо этих договоренностей в рамках ГРА, Исполнительный совет 29 июля 2015 года утвердил покупку средств Ираком в размере 891,3 млн СДР (примерно 1,24 млрд долларов США) в рамках Инструмента ускоренного финансирования[23].

Общий объем погашений, называемых «выкупом», за финансовый год составил 12,1 млрд СДР (17,2 млрд долларов США), включая досрочный выкуп, в основном Португалии, составивший 3,1 млрд СДР (4,2 млрд долларов США). Значительные объемы выкупа и задержки покупок, связанные с отклонением программ от намеченного курса, привели к уменьшению суммы непогашенных кредитов в рамках до 47,8 млрд СДР (68 млрд долларов США) с 55,22 млрд СДР (78 млрд долларов США) в предыдущем году.

В 2016 финансовом году МВФ принял обязательства о предоставлении кредитов на сумму 0,83 млрд СДР (1,2 млрд долларов США) развивающимся государствам-членам с низкими доходами в рамках программ, поддерживаемых ресурсами Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ). Совокупный объем непогашенных льготных кредитов 56 государствам-членам составил 6,5 млрд СДР на конец апреля 2016 года[24].

Финансовая помощь как одно из главных направлений деятельности МВФ положительно влияет на развитие современной мировой экономики. Большинство стран, использующие кредитные транши фонда, достигают макроэкономические стабильности и возвращают положительное сальдо платежного баланса. Однако, проанализировав основные показатели деятельности МВФ, можно сделать вывод, что программы финансирования фонда не всегда положительно влияют на развитие стран, которые приняли решение о необходимости помощи сторонней финансовой организации[25].

Реформирование деятельности МВФ должно затрагивать определения условий предоставления финансовой помощи отдельным странам, а также расходов на такую помощь. Фонд имеет более индивидуальный подход к проблемам конкретных экономик стран-членов, а также возможность изменить паритет голосов внутри своей организации. Следовательно, учитывая позитивные и негативные отзывы о деятельности МВФ, необходимо пересмотреть отдельные аспекты работы и провести ряд реформ в сфере финансирования стран-членов (рис. 10).

Рис. 10. Направления реформирования деятельности МВФ

Учитывая приведенные направления реформирования деятельности, МВФ сможет эффективно использовать свои ресурсы не только для урегулирования кризисных явлений в мировой экономике, но и с целью предупреждения возникновения негативных последствий глобализационных экономических процессов.

В разрезе перечисленных направлений совершенствования работы МВФ должен разработать индивидуальный подход к проблемам экономик стран-членов, вследствие чего формировать механизмы финансирования, которые будут учитывать социальные и экологические проблемы общества.

На основании проведенного исследования проанализирована деятельность одной из крупнейших международных финансовых организаций – Международного валютного фонда. Учитывая положительные и отрицательные аспекты деятельности фонда, приведены предложения относительно дальнейшего его эффективного развития в рамках осуществления реформ по разработке механизмов финансирования и пересмотра размеров квот и их функционального назначения.

Учет предложенных направлений улучшения работы международной организации должен положительно повлиять на развитие государств-членов и откроет новые перспективы в рамках управления финансовыми ресурсами развивающихся стран.

Новый масштаб международной деятельности, характерный современной стадии развития человеческой цивилизации, является следствием действия тенденции к глобализации в планетарном масштабе. Этот процесс состоит из множества глубинных трансформаций, происходящих в различных сферах человеческой деятельности. Переплетаясь и взаимодействуя, они формируют новое качество, которое больше суммы отдельных элементов: создается глобальная система, которая в экономической среде проявляется как глобальная экономическая система. В ее возникновении и формировании принимают участие различные факторы и субъекты, однако определяющая роль принадлежит международным организациям, которые как глобальные институты выступают непосредственным носителем этих процессов[27].

Наиболее активными движущими силами в стимулировании глобализационного развития является МВФ. Именно она, в процессе включения в мировое валютно-финансовое пространство всех групп стран, формирует системные связи между ними, которые выходят за пределы чисто валютно-финансовых и развиваются как экономические в целом.

Проблема заключается в том, что роль отдельных групп стран в этом процессе определяется международными финансовыми организациями и в частности МВФ, поскольку они перебирают на себя функции создания рамочных условий мирового экономического порядка, в частности валютного, аккумулирования в мировом масштабе временно свободных валютных средств и их распределение между странами-заемщиками.

Реализация этих функций международных финансовых организаций и является одним из основных факторов создания глобальной экономической системы и интеграции в эту систему национальных экономик.

Интеграция в глобальную экономическую систему каждой из плоскостей осуществляется, во-первых, неодновременно и, во-вторых, с разной степенью интенсивности. Вследствие этого глобальная экономическая система складывается как система с асимметричным механизмом функционирования: ядро механизма — многоуровневая периферия.

В многоуровневой периферии первой плоскости находят свое воплощение различные уровни глобализационной зрелости товарных и финансовых рынков, а также их субрынков; в периферии второй плоскости выделяются два основных уровня: первый — страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Центральной и Восточной Европы, Россия, Индия, Латинская Америка; второй – африканские страны и арабско-мусульманский мир[28].

Асимметричность глобальной экономической системы усиливается именно через деятельность международных организаций, в частности таких международных финансовых организаций как Международный валютный фонд, который являются выразителями интересов экономически развитых стран, глобальными по своей институционально-организационной структурой и сферой действия.

Как глобальный институт, МВФ имеет специфическую целевую функцию. Ее суть заключается в содействии процессам интеграции стран и рынков в мировое рыночное сообщество, которое сейчас формируется как глобальная экономическая система[29]. С момента своего возникновения и на протяжении эволюционирования, которое длится более 50 лет, эти международные финансовые организации, изменяя инструменты реализации своей целевой функции, направлено влияли на формирование глобальной экономической системы.

На первых этапах деятельности МВФ должен был следить за «правилами игры», которые были установлены для обеспечения нормального функционирования валютной системы золото-девизного стандарта, то с 60-х годов прошлого столетия к целевой функции МВФ как надгосударственного учреждения добавилась субфункция предоставления кредитно-финансовой помощи для осуществления антиинфляционной политики и выравнивания платежных балансов в странах, что развиваются[30].

Исследование проблемы роли и места международных финансовых организаций в глобализационном развитии позволяет сделать следующие выводы: современный этап в эволюционном развитии мировой экономики характеризуется усилением действия тенденции к глобализации, которая проявляется в выходе национальных экономических систем и национальных рынков на уровень глобальной экономической системы. Глобальная экономическая система — мировая хозяйственная система, в которой национальные процессы производства, обмена и потребления благ теряют свою автономность и происходят как единый процесс[31].

Механизм функционирования глобальной экономической системы имеет определенные качественные особенности: международный уровень действия механизма характеризуется асимметричностью; степень зрелости секторальных составляющих экономической среды, в которой действует механизм, является различным; международные организации выступают носителями регулятивных действий. Последняя особенность определяет глобальную экономическую систему как организационно-структурированную.

Международные финансовые организации, представленные Международным валютным фондом, является по своей институционально-организационной природе глобальными организациями, целевая функция которых — интеграция стран и рынков в мировое рыночное сообщество, которое сейчас формируется как глобальная экономическая система.

Роль МВФ в развитии этой системы заключается в том, что она способствует экономическому прогрессу в экономически относительно слабо развитых странах настолько, насколько это соответствует их идеологии как представителей экономически развитых стран. Через это глобальная экономическая система под определяющим влиянием международных финансовых организаций формируется как асимметричная, что проявляется в неравномерном распределении выигрыша от глобализации между странами и ее субъектами. Асимметричность является производной от идеологии экономически развитых стран, которые определяют целевую функцию международных финансовых организаций.

2.2. Деятельность Группы Всемирного банка в системе МЭО

Деятельность МФО направлена на регулирование валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран путем предоставления кредитной и технической помощи, а также проведение исследований по проблемам мировой экономики. Наиболее универсальным является распределение МФО на глобальные и региональные. К глобальным МФО относятся так называемые «Бреттон-Вудские институты», включающие Международный валютный фонд и Группу Всемирного банка.

Создание Всемирного банка в середине ХХ в. начало новый этап развития международных экономических отношений, которые с тех пор приобрели характер регулирования и надгосударственного управления[32].

Теоретико-методологический анализ позволил осветить деятельность Всемирного банка по содействию развитию с позиции основных пяти видов его стратегий. Стратегические рамки и направления определяют основные цели Банка — создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, трудоустройства населения и обеспечения устойчивого экономического роста, а также предоставление возможностей бедному населению активно участвовать в процессе развития. Комплексная стратегия развития предполагает, что меры Банка по содействию развитию должны разрабатываться на основе национальных стратегий и потребностей страны в долгосрочной перспективе и быть ориентированными на результат. Стратегия сокращения бедности является основой для разработки планов страны по сокращению бедности и стимулирования роста, а стратегия помощи стране определяет приоритеты и параметры инвестиционных программ для конкретной страны. Тематические и секторальные стратегии содержат основные принципы оказания помощи Банка в определенных секторах[33].

Всемирный банк, основанный в 1944 году, является одной из крупнейших в мире организаций, оказывающих помощь в целях развития.

Формирование Группы Всемирного банка (The World Bank Group) было начато решением Бреттон-Вудской конференции о создании МБРР одновременно с МВФ. Эти два института тесно связаны между собой основными целями, а также организационно. Так, членом МБРР может стать только участник МВФ. Структурой оба они входят в систему ООН.

Всемирный Банк – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счёт финансовой помощи развитых стран.

Главными функциями Всемирного банка является предоставление трех основных типов услуг:

  • 1) финансовые услуги;
  • 2) аналитические и консультационные услуги;
  • 3) обучение кадров и развитие потенциала.

Группа Всемирного банка состоит из основных институтов — Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (МАР), Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) к этой же группе относится также Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), который имеет специфические функции, но организационно связан со Всемирным банком. Поэтому Группу Всемирного банка можно представить в виде следующей схемы (рис 11), из которой видно, что Всемирный банк является объединением отдельных институциональных единиц, имеющих общие цели.

Рис. 11.  Составляющие элементы Группы Всемирного банка.

Несмотря на определенную разницу в функциях, все организации Всемирного банка тесно связаны, прежде всего, единством целей: содействие стабильному экономическому росту стран-членов, помощь в реконструкции хозяйства развивающихся стран, поощрения развития частного сектора, поощрение иностранного инвестирования.

Группа единственная и организационно: практически все структуры подчинены единому руководителю — Президенту Всемирного банка, имеют общую административную систему. В то же время по функциям институты Всемирного банка имеют специфические различия.

Организации, входящие в группу Всемирного банка:

  1. МБРР (Международный банк реконструкции и развития)
  2. МАР (Международная ассоциация развития).
  3. МФК (Международная финансовая корпорация).
  4. МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям).
  5. МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров)[35].

Покажем различия в целях, функциях и источниках формирования ресурсов вышеупомянутых институтов в таблице 4.

Таблица 4

Организационно-функциональная структура Всемирного банка[36]

Организация Основные цели Источники формирования ресурсов Основные функции
МБРР — содействие экономическому развитию стран-членов

— поощрения иностранных инвестиций;

— поддержка сбалансированности платежных балансов стран-членов

— взносы стран-членов в уставный капитал;

— заемные средства из внешних источников;

— платежи в счет погашения долга

— кредитование стран-членов под правительственные гарантии;

— техническая помощь развивающимся странам

МФК — содействие экономическому росту развивающихся стран, путем поощрения частного предпринимательства — взносы в уставный капитал;

— кредиты МБРР;

— отчисления от доходов;

— платежи в счет погашения долга;

— заемные средства из внешних источников

— кредитование высокорентабельных объектов без правительственных гарантий;

— инвестирование в акционерный капитал объектов с нacтyпним перепродажей акций частным предпринимателям;

— техническая помощь

МАР — содействие экономическому росту развивающихся стран — доходы от МБРР;

— взносы стран-доноров;

— платежи в счет погашения долга

— беспроцентные займы наименее развитым странам под правительственные гарантии;

— предоставление кредита правительствам под процент

БАГИ — содействие притока инвестиций в страны, которые  развиваются — взносы в уставный капитал — страхование некоммерческих рисков;

— консультативные услуги

МЦУИС урегулирование инвестиционных споров — примирение;

— арбитраж

 

Основным кредитным учреждением Всемирного банка является Международный банк реконструкции и развития — МБРР (International Bankfor Reconstruction and Development — IBRD). Он был основан в 1945 году.

Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала стать членами МВФ.

Цель МБРР — предоставление кредитов правительствам страна со средним уровнем доходов.

Задачи МБРР:

  • — стимулирование экономического развития стран- членов;
  • — оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов;
  • — содействие частным иностранным инвестициям;
  • — содействие развитию международной торговли и поддержание платёжных балансов.

Уставный капитал банка на середину 2016 г. составлял 191 млрд. долл. США. Он формируется нетрадиционно. Правительства стран-членов покупают акции, но платят лишь небольшую часть их стоимости (6%). Остальные капитала является «нетронутым» и может быть востребована банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Пока что таких случаев не случалось. Этот гарантийный капитал нельзя использовать для предоставления кредитов.

Подписка стран-членов на акции банка осуществляется в соответствии с их экономической мощи. Каждая страна имеет свою квоту в уставном капитале. Квота США составляет 17% капитала банка, Японии — 6,24%. России, Канады, Саудовской Аравии, Индии и Италии — по 2,99%[38].

Кроме того, МБРР имеет и внешние источники финансирования. Он является значительным заемщиком на мировом финансовом рынке. МБРР выпускает облигации под 7% ежегодных, что очень выгодно частным инвесторам. Их интерес подогревается еще и тем, что банк дает гарантии под эти облигации. Кроме того, частные банки и другие кредитные институты вкладывают еще и свои капиталы в облигации МБРР. За счет эмиссии облигаций МБРР формирует 94% своих ресурсов.

Деятельность МБРР дополняется деятельностью двух его дочерних организаций: Международной ассоциации развития и Международной финансовой корпорации.

МБРР осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям, которые приведены на рисунке 12.

Рис. 12. Основные направления деятельности МБРР

В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития.

Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями проекта. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Как правило займы предоставляются на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.

МБРР покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта. Наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка.

Кредитная политика МБРР направлена на стимулирование развития частного сектора в странах-членах. До принятия решения о предоставлении кредита в страну направляется миссия МБРР, которая изучает экономическую ситуацию, оценивает целесообразность осуществления проектов, под которые планируются кредиты. Миссия составляет свой вывод и рекомендации, которые страна должен принять, иначе рискует не получить кредита.

В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития кредитует проекты экономического роста. Так, МБРР – самый большой кредитор проектов развития в развивающихся странах, которые имеют средний доход на душу населения[40].

Принцип кредитной политики МБРР заключается в том, что он не пересматривает установленные проценты или основные платежи по займам и не участвует в соглашениях относительно пересмотра долгов в отношении предоставленных им займов. Это дает ему возможность минимизировать портфель долговых обязательств стран, которые имеют займы со статусом хронической задолженности. Количество неплатежеспособных стран, которые не имеют возможности своевременно обслуживать долговые обязательства по займам МБРР, незначительна: 5-7 ежегодно, в соответствии незначительный и объем просроченной задолженности Банка.

Обычно кредиты предоставляются на срок 15-20 лет. Ставка кредита в среднем превышает на 0,5% ставку по заемным средствам банка. Поскольку МБРР привлекает займы из расчета 7% ежегодных, то кредитная ставка составляет в среднем 7,5%.

Для развивающихся стран, ставка несколько ниже. Беднейшим странам МБРР может предоставить беспроцентный кредит.

По классификации МБРР весь предложенный портфель кредитов делится на инвестиционные и системные кредиты (рис. 13). В свою очередь, инвестиционные кредиты можно разделить на адаптационные программные кредиты и кредиты на обучение и инновации. Системные кредиты также имеют два подвида: программные кредиты на структурную перестройку и специальные кредиты на структурную перестройку отдельно взятого сектора.

Рис. 13. Виды кредитов МБРР по назначению

Инвестиционные кредиты выделяются банком для финансирования отраслевых проектов развития (энергетики, транспорта, сельского хозяйства, угольной промышленности). За последние годы все больше средств направляется банком на развитие образования, здравоохранения и социальной сферы.

Среди инвестиционных кредитов новыми продуктами являются адаптационные программные кредиты (adaptable program loans) и кредиты на обучение и инновации (learning and innovation loans) для поддержки небольших «пилотных» проектов наращивания экономического потенциала с максимальным размером в 5 млн. долл. США. За инвестиционными проектами схема финансирования Всемирного банка построена на тендерной основе.

Системные кредиты выделяются Банком на финансирование проектов структурной перестройки (adjustment loans) экономики сроком на 2-3 года. Среди системных кредитов также появились новые виды: программные кредиты на структурную перестройку (Programmatic Structural Adjustment Loan) и специальные кредиты на структурную перестройку сектора (Special Structural Adjustment Loan)[42].

Системные проекты предназначаются для реформирования секторов экономики, и средства по траншам направляются из казначейства стран-членов и реализацию проектов. МБРР постоянно оценивает платежеспособность страны-заемщика и соответственно корректирует свои программы и размер кредитных операций, в частности для каждой страны.

Одной из особенностей деятельности МБРР является отказ от реструктуризации задолженности клиентов: случаев невозвращение кредитов еще не было.

Уставом МБРР вообще не предусмотрено списание долгов по непогашенным кредитам. Наоборот, задача Банка – предоставить должнику, который имеет финансовые проблемы, помощь при расчетах с кредиторами путем пролонгации кредита и реструктуризации долгов. Если задолженность страны-должника превышает 6 мес, то Банк переводит должника в статус «консервации».

Хотя прибыль не является главной целью МБРР, он работает в плюс. Среднегодовая прибыль составляла более 1 млрд. долларов; эти средства используется для пополнения ресурсов МБРР. Дивидендов своим членам банк не платит.

Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах США, оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав.

Рекомендации МБРР сводились к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других промышленно-развитых стран.

МАР (Международная ассоциация развития) Основана в 1960г.

Цель — предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более $835. МАР предоставляет беспроцентные займы с 30-40- летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых десяти лет. Членами МАР являются более 160 стран. 23 МФК (Международная финансовая корпорация) Создана в 1956г[43].

Цель — содействие экономическому росту в развивающихся странах путём оказания поддержки частному сектору. Осуществляет предоставление займов, инвестирование в форме долевого участия в капитале, предлагает структурированное финансирование, а также оказывает консультационные услуги в целях стимулирования роста частного сектора в развивающихся странах.

МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) Основано в 1988г. Цель — поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путём предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками, а также оказание консультационных и информационных услуг.

МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) Создан в 1966г. Цель – содействие увеличению потоков международных инвестиций путём предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве[44].

В свою очередь, финансовые услуги предполагают использование трех типов инструментов: кредитные инструменты (инвестиционные займы и займы на цели развития), софинансирование, трастовые фонды и гарантии, а также гранты.

Рис. 14. Кредитование группой Всемирного банка за 2015-2016 гг.

Исходя из данных рис. 14 видно, что в 2016 г. Всемирный банк осуществил кредитование на сумму 58,6 млрд. Долл. США (из которых часть МБРР составила 14,6 млрд. Долл. США), что превысило уровень предыдущего года на 11,7 млрд. Долл. США.

Глобализация как объективный системный процесс отражает растущую интеграцию и унификацию экономик и обществ. Существуют совершенно противоположные взгляды на последствия глобализации. С одной стороны, открытость экономики в сочетании с рациональной внутренней политикой приводит к ускорению роста, что, в свою очередь, непосредственно влияет на повышение уровня жизни людей в стране.

С другой стороны, глобализационный процесс не вызвал сокращение неравенства по доходам как в мире в целом, так и в отдельных странах, и сопровождался увеличением разницы в доходах на душу населения между развитыми странами и развивающимися.

Преодоление негативных последствий глобализации и решения связанных с этих проблем требует пересмотра основных принципов глобального управления.

Механизм глобального управления в XXI в. должен предусматривать:

  • — реформирование процесса, согласно которому политические лидеры стран собираются на высшем уровне для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес;
  • — модернизацию системы многосторонних организаций;
  • — формирование нового мандата для привлечения существующей совокупности международных организаций к решению глобальных проблем.

Всемирный банк является двигателем глобализации международной экономики и занимает важное место в решении ключевых глобальных проблем мира. С момента своего возникновения политика, стратегии и механизмы деятельности Банка претерпели существенных изменений, и на современном этапе базируются на концепции комплексного развития[46].

Итак, Всемирный банк, задача которого заключается в том, чтобы за счет поддержки устойчивого развития снизить уровень бедности в странах со средним уровнем доходов, а также в бедных платежеспособных странах путем предоставления кредитов и аналитических и консультационных услуг. Кроме того, предоставление кредитов Всемирным банком имеет демонстрационный эффект: его авторитет стимулирует частных инвесторов и другие банки направлять капиталы в страны, получившие кредиты от МБРР.

2.3. Влияние международных финансовых организаций на экономику России

Россия в международной финансовой системе является участником ЕБРР, МВФ, МБРР, МАГИ, Международного банка экономического сотрудничества, Международной ассоциации развития, Международной финансовой корпорации группы всемирного Банка и других наиболее важных мировых организаций.

В то же время для России в системе международных финансовых отношений существуют и недоступные кредитные организации. Это Азиатский банк развития, Исламский банк развития и Европейский инвестиционный банк, который считается наиболее крупным мировым банком развития[47].

При взаимодействии с РФ международные организации руководствуются стандартной логикой финансовых учреждений. Особое внимание в таких отношениях международные финансовые организации уделяют задачам конкретного проекта и условиям, на которых выделяются ресурсы. Из всех организаций, с которыми взаимодействует Россия в системе международных финансово-экономических отношений, только Международный Валютный Фонд и в некоторой степени МБРР учитывают экономическую ситуацию РФ, а, следовательно, при выделении финансовых ресурсов учитывают политику российского правительства в области развития экономики[48].

Стоимость выделяемых РФ международными финансовыми организациями кредитов обычно выгодно отличается от реальной рыночной цены. Это обеспечивается выгодными условиями предоставления траншей, включая сроки и размеры финансирования. Получить подобные условия при взаимодействии с другими финансовыми источниками практически невозможно.

Членство в международных финансовых организациях является платным. При этом необходимо не только вносить определенные суммы взносов, однако строго следовать существующим правилам и рекомендациям каждой организации (особенно в области технического взаимодействия, инвестиций и гарантий).

У РФ существуют достаточно высокие финансовые обязательства перед международными организациями. Наиболее внушительные они перед Международным Валютным Фондом (примерно, 8 миллиардов американских долларов), МБРР ($5,4 млрд.) и ЕБРР (примерно $ 0,8 млрд.)[49].

Неучастие нашей страны в экономических организациях влечет не только финансовые, но и политические риски, связанные с невыполнением принятых обязательств. К примеру, участие России в международных финансовых организациях, таких как Всемирный банк и МВФ, является крайне деликатным вопросом в условиях внутриэкономического и внешнеполитического кризиса. С одной стороны, финансовые институты требуют предоставления ресурсов. С другой – именно эти структуры помогают Российской Федерации получать эффект экономии от масштаба в рамках участия в международных проектах.

Так, реализация проектов по линии содействия международному развитию через трастовые фонды международных экономических организаций позволяет России работать в тех странах, в которых наша страна не имеет представительств или имеет ограниченное присутствие, привлекать дополнительные средства для усиления эффективности, а также снижать свои затраты за счет использования имеющихся у организаций ресурсов и инфраструктуры на местах. По общим подсчетам, взносы России в такие организации за 2013 год составили 351,81 млн долларов[50].

К примеру, Россия является партнером Международной ассоциации развития (МАР) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). На сегодняшний день Россия участвует в 18 трастовых фондах, которыми управляет МАР/МБРР от имени российского правительства (в семи индивидуальных и 11 мультидонорских).

Объем финансирования фондов российской стороной составил более 248 млн долларов. В настоящее время российский бюджет не сможет решить задачу обеспечения прямого двустороннего сотрудничества со странами различных регионов мира. Однако отсутствие России в ряде стран обойдется нам намного дороже с геополитической точки зрения в будущем.

Россия в системе международных финансово-экономических отношений имеет умеренное влияние, которое определяется процентной частью в уставных капиталах международных организаций. В уставном фонде ЕБРР это 4 процента, в Международном Банке реконструкции и развития — 2,99 процента, а в МВФ — 2,79 процента. В тех же организациях, где у РФ есть существенное влияние (например, МГБ или МВЭС), по некоторым причинам заимствование не производится.

Некоторые финансовые институты такие, как БМР или ЕБРР на протяжении длительного времени предоставляют России бесплатную помощь технического характера. Такое содействие было особенно ощутимым в первые годы после развала СССР. Для оказания технической помощи ЕБРР, кроме собственных ресурсов, привлекал пожертвования других государств.

Являясь бенефициаром стран-доноров, РФ выступает также и в качестве международного донора. Так, для вступления в Международную Ассоциацию Развития Росси предоставила обязательство, предполагающее выделение финансов в размере около $130 млн. РФ при взаимодействии с международными финансовыми институтами в рамках технической помощи государствам СНГ также несет часть финансовых обязательств[51].

Принимая участие в Инициативе по облегчению долгового бремени беднейших стран (Инициатива HIPC), наше государство также выполняет весомую роль, являясь наиболее важным донором, если учитывать объемы ВВП. Следует отметить, что по этому критерию РФ находится на 1 месте среди всех стран мира. Если же учитывать абсолютный объем списания задолженностей беднейшим странам, то Россия уступает лишь Японии и Франции.

Кроме непосредственного членства в большинстве международных финансовых организаций РФ сотрудничает с некоторыми институтами на условиях соглашений. Для всех направлений взаимодействия характерны определенные функции сотрудничества. Так, Международный Валютный Фонд выделяет ресурсы для улучшения платежного баланса, МБРР предоставляет финансы по гарантии государства для экономических преобразований, ЕБРР направляет средства на инвестиционную деятельность, а для интеграционных проектов предоставляют займы такие банки, как МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ.

Существующий уровень взаимодействий России в системе международных финансовых отношений обусловлен историко-экономическими факторами[52].

Система принципов таких взаимодействий имеет три основных составляющих:

  1. Во-первых, принципы глобального характера. Они определяют стратегические цели и задачи международных организаций, а также кредитные взаимоотношения с государствами участниками.
  2. Во-вторых, стратегии национального характера. Они определяют наполнение программ и условия сотрудничества с международными финансовыми институтами.
  3. В-третьих, интересы социального и частного характера. Страны вступают в международные финансовые организации в нескольких ипостасях: как кредитополучатели; как участники управления; как главные акционеры, которые стремятся увеличить свое влияние на целевое использование займов, которые, к примеру, выделяются РФ, и рассматривают займы, как прибыльные инструменты.

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф