Базовые нормы демократической политической культуры слабо выражены в ценностях молодежи. «Коллективные» стимулы оказываются уже недейственными, а «селективные» не задействованы. Таким образом, политическая культура едва ли соответствует образцу «гражданской» культуры. «Гражданская» культура может быть не столько предпосылкой, сколько следствием успешной демократизации. Видимые формы политического поведения не всегда могут служить адекватными индикаторами политической культуры. Важнее ее ценностное содержание. Политические ценности молодых людей можно в целом считать либеральными. Поэтому, если новой политической системе удастся стать эффективной, политическое поведение молодых россиян также может приблизиться к демократическим образцам. Гражданская культура формируется лишь в том случае, если граждане сами заинтересованы в поддержании демократической системы. На ранних этапах становления новой политической системы определяющую роль в поддержании лояльности общества играют «коллективные» стимулы. Идеология, ценности идентичности оказываются важнейшими факторами, определяющими политическое развитие после крушения авторитарного режима. Молодое поколение, социализирующееся в этот период, воспринимает «коллективные» стимулы как первоочередную ценность. Однако затем становится ясно, что без эффективных экономических «выплат» легитимность новой политической системы подвергается опасности.
Социализирующаяся молодежь находится под влиянием родителей, которые воспитывались еще в советский период, политических институтов. Единого для любой ситуации механизма, активизирующего ценности, не существует. Возникающие противоречия решаются как в зависимости от иерархии ценностей, так и от степени активизации различных ценностей в ситуации. Российскому обществу, пережившему серьезную смену системы ценностей, пришлось столкнуться с конфликтом ценностей. В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах общества, особенно в том, что касается самоидентификации с политическими и социальными ценностями. То, что в России существуют и взаимодействуют различные системы ценностей, оказывает большое влияние на общественное сознание. В ходе переосмысления ценностей осуществляются переходы к различным базовым иерархиям: для некоторых групп населения характерно принятие в большей или меньшей степени новых ценностей и норм, в других группах происходит укрепление традиционных ценностей [28, с. 56].
Таким образом, можно сделать вывод что, состояния политической культуры молодежи, также, как и общества в целом, в достаточно высокой степени фрагментировано. Политическая культура представляет собой типичные для определения общества идеальные представления о политике, включающее понимании того, какой должна быть политика и как она должна функционировать. А это значит, что политическая культура определяет отношение людей к политической жизни, их установки в отношении власти: предопределяет взаимоотношения человека, общества и государства. Отдельные группы молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения современной России. Но все эти различия пока не носят характер острого антагонизма и не приводят к сверхполитизированности. Важное место среди различных форм политического опыта занимают политические традиции. Сохранение и развитие политических традиций – одно из условий политической стабильности общества и его прогрессивного развития.
Политическая культура представляет собой сплав политических знаний, убеждений и практических действий по утверждению подлинных ценностей с учетом традиций и российского менталитета. Молодежь, как особая социально–демократическая общность, требует особого внимания на основе молодежной политики. Формирование политической культуры происходит в ходе политической социализации
Отношение же к современной власти носит характер достаточно нейтральный, не связывается никаких ожиданий на позитивные перемены.
Молодые люди с большей охотой вступают не в политические, а в общественные организации, которые могут защитить их законные интересы, помочь им в решении каких-то социальных проблем, организовать их досуг.
Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы. Она индивидуалистична и прагматична. Сегодня среди российской молодежи нет жесткого политического размежевания, и аполитичность выступает существенной чертой, характеризующей молодое поколение. Разуверившись во всех властных структурах, большинство молодых людей индифферентно относится к любым формам социально-политической деятельности. Молодежь раздроблена не только по возрастным, но и по социальным группам, сильно отличающимся по своим интересам
Молодое поколение относится к политике и власти как к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких отрицательных эмоций. Это, прежде всего, проявляется в отстраненности весьма значительной части молодежи от политической жизни России. В какой то степени , апатия молодежи обусловлена прежде всего тем, что осуществляемые в России реформы больнее всего ударили именно по ней, и тем, что в стране на протяжении последних лет отсутствует какая-либо осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально-демографической группы, с тем, что она, с одной стороны, не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившимся укладе жизни, а с другой, не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более перспективные способы и формы самоутверждения и личной самореализации. В результате, тотальное отчуждение молодежи от власти, способное в любой момент перерасти в активное ее неприятие.
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
В условиях становления гражданского общества, актуальным является исследование молодежного движения как важной его составляющей, изучение механизма вовлечения молодых людей в политическую жизнь страны, в деятельность молодежных организаций.
Молодежь – это социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и других социально – психологических свойств. Особый интерес представляет молодежь в возрасте категории от 15 до 27 лет т.к. именно эта категория составляет социальную базу молодежных движений.
Новые условия развития политической жизни ставят новые проблемы совершенствования форм и методов политической самоорганизации молодежи, поиск путей решения, возникающий проблем молодых людей. Все это требует пристального внимания, анализа и обобщения с целью развития политической активности молодежи.
Молодежные движения – широкое понятие, которое используется для обозначения молодежной организации или объединений, имеющей временный характер, связанный с реализацией определенной задачи.
Молодежные движения разделяются на следующие типы:
- Политизированные и не политизированные
- По идейным основаниям на пацифистские и экстремистские
- Толерантные и интотолерартные
- Националистические и космополитические
- Тоталитарные и анархистские
- Проравительственные и протестные
Пацифистские и экстремистские молодежные движения имеют следующие типичные признаки:
-о снование, стержень, вокруг которого возникло объединение;
— наличие собственной идейно – теоритической программы;
— наличие идеологического ядра, группы лидеров, авторов стилей и лозунгов;
— наличие внешних атрибутов;
— ритуализированные действия;
— наличие сленга[31, с. 304–306].
Говоря об актуальности проблем, связанных с изучением молодежных организаций и вовлечением молодежи в политическую жизнь страны, нельзя не отметить, что сегодня, как во властных структурах, так и в общественно-политических движениях, партиях, да и в самом обществе в целом, имеют место несхожие, а порой и взаимоисключающие точки зрения на роль молодых людей в политической жизни страны. Тем не менее, в последние годы исследование тенденций развития молодежного движения активизируется, ученые сформировали важное направление российской политической мысли: политологию молодежных проблем, в которой особую роль играют — молодежная политика, социология молодежи, ее политическая активность и участие в разнообразных молодежных организациях.
Молодежные политические организации – общественные организации, претендующие одновременно и на выражение специфических интересов молодежи как социальной группы, и на полноценное участие в политической жизни страны. Они не только состоят из молодых людей, но и управляются преимущественно людьми (как правило, 28 лет) [1 , с. 32–37].
Появление молодежных политических организаций связано как с увеличением возраста, с социализацией молодых людей, так и с расширением политического участие, втягиванием в политическую жизнь все новых слоев общества.
Выделяют два вида молодежных субкультур:
— ингруппы;
— аутгруппы.
Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.
Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.
По специфике поведения членов группы выделяют:
— просоциальные;
— асоциальные;
— антисоциальные.
Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.
Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.
Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.
Типология молодежных субкультур:
- политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;
- эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
- нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
- радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);
- субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);
- субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.
- субкультура «золотой молодежи» — характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур);
- романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры);
- анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки);
- развлекательно-гедонистические – ориентированы на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы);
- криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы) [14 , с. 106–107].
Таким образом, молодёжные политические движения выполняют двоякую функцию: с одной стороны, они обеспечивают общественно-политические организации (политические партии, общественно-политические движения) кадровым резервом и расширяют круг их нынешних и завтрашних сторонников и избирателей.
Переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, для которого характерны деидеологизация и фрагментация интересов, преобразование коллективных ценностей и их замена индивидуальными приоритетами, падение значимости любых видов власти, ведет к трансформации политических институтов. В настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах главным связующим звеном между населением и властью, вынуждены делить свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественными движениями.
Важность институционального аспекта трансформации социальных субъектов признается всевозрастающим числом исследователей. В частности, в России идет процесс субъективации и институционализации общественных движений. Выделим основные компоненты данного явления:
— появление социальной потребности в новых общественных движениях;
— интернализация участниками общественных движений новых социальных норм, ценностей, формирование на их основе новых потребностей, ценностных ориентации и ожиданий;
— создание материальной, финансовой, ресурсной базы, то есть организационнуюоформленность общественных движений;
— распространение институционализированных форм деятельности (к таковым относятся: митинги, демонстрации, выборы, предвыборные кампании);
— признание законности общественных движений в системе государственной власти, их легитимность в массовом сознании [4 , с. 17–18].
Различные общественные движения служат ключевой характеристикой современного общества, являются формой участия граждан в общественной жизни и не должны противопоставлять себя политической системе. Общественные движения не выступают в качестве прообраза формы гражданского участия, призванной заменить собой институциональные структуры представительной демократии. Они призваны обеспечивать жизнеспособность демократической политической системы посредством привнесения в публичную сферу новых тем для обсуждения на основе изменяющихся интересов и новых ценностей, способствуя воспроизведению консенсуса.
В России общественные движения переживают настоящий бум. В стране существуют и конструктивно работают тысячи общественных объединений и союзов. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части организаций в России приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других — обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. Некоторые организации появляются как ответ на сиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков, дольщиков), другие с самого начала носят открыто ангажированный политический характер («Женщины России», партия пенсионеров). Контроль над подобными объединениями со стороны государства значительно облегчается, а многие из гражданских инициатив, становясь предметом политического торга, утрачивают свою альтернативность и общезначимый характер. Тем самым нивелируются основные черты гражданского общества: неполитический характер, противоречивость и альтернативность политической системе. Самоуправляющиеся структурные элементы начинают строиться по принципу все расширяющего свои функции государства – иерархии [5, с. 10–12].
Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов. Скажем, международное движение за мир породило такое специфическое явление нашего времени, как народная дипломатия, позитивная роль которой в мировой политике общеизвестна.
Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, преданы политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ею. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации прекращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций [8, с. 7].
Общественные и общественно-политические движения и организации в отличие от партий более разнородны по своему социальному составу. Они возникают как на классовой, так и на классово-подобной межклассовой основе.
Например, по критерию цели бывают общественно политические движения и организации:
— революционные и контрреволюционные;
— реформаторские и консервативные;
— национально-демократические;
— общедемократические;
— экологические.
По сферам деятельности:
— экономические;
— социальные;
— национальные;
— интернациональные;
— религиозные;
— научные;
— просветительские и другие.
По месту деятельности:
— экономические;
— социальные;
— национальные;
— интернациональные;
— религиозные;
— научные;
По характеру возникновения:
— стихийные;
— сознательно организуемые.
По способу организации:
— клубы;
— ассоциации;
— объединения;
— союзы;
— фронты.
По социальному составу:
— молодежные;
— женские;
— профессиональные. [39 , с. 97].
Какими бы многоразличными ни были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи:
1) выражение и реализация групповых интересов;
2) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии) [40, с. 581].
Таким образом, отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем. Различные общественные движения служат ключевой характеристикой современного общества, являются формой участия граждан в общественной жизни и не должны противопоставлять себя политической системе. Они призваны обеспечивать жизнеспособность политической системы посредством привнесения в публичную сферу новых тем для обсуждения на основе изменяющихся интересов и новых ценностей, способствуя воспроизведению консенсуса.
Наблюдается большое разнообразие общественных движений по целям, сферам деятельности, по месту деятельности, по составу, по характеру воздействия, структуре политической культуры.
Появление молодежных политических организаций связано как с увеличением возраста, с социализацией молодых людей, так и с расширением политического участие, втягиванием в политическую жизнь все новых слоев общества
Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов. Скажем, международное движение за мир породило такое специфическое явление нашего времени, как народная дипломатия, позитивная роль которой в мировой политике общеизвестна.
