Меню Услуги

Влияние общественных и политических организаций на политическую социализацию молодежи

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Введение
  • 1. Политическая культура и факторы ее формирования
  • 2. Общественные движения в России
  • 3. Общественные и политические организации как фактор формирования политической культуры молодежи
  • 4. Прикладное социологическое исследование на тему:«Роль общественных и политических организаций в формировании политической культуры молодежи»
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Политика – это деятельность органов власти, объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, нациями, большими группами людей, направленными на реализацию, отстаивание своих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию, обладанию и использованию политической власти.

Политическая культура – ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс – он выражается в отношении к власти, \политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия.

Как правило, эти смыслы и значения не являются чем-то экстраординарным или новаторским, а предписываются господствующей в обществе политической культурой, той системой ценностей и норм поведения, которой придерживается большинство населения. Вдобавок к определению политической культуры, мне хотелось бы рассмотреть ее проявления в России – это будут некоторые особенности политической культуры переходного типа. Ведь политическая культура постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности, скопированных с самых разных политических движений самых разных стран – восточной и Западной Европы, Северной Америки.

Участие молодежи в общественно-политической жизни общества представляет интерес, как с точки зрения ее собственного развития, так и ее роли в воспроизводстве политической структуры всего общества. Молодежь сегодня составляет четвертую часть населения страны. Реализуя свои общественно-политические интересы, цели и идеалы, молодое поколение интегрируется в общественно-политическую структуру общества и способствует ее воспроизводству, определяет характер общественно-политического развития общества на многие годы вперед.

От того, насколько активна будет молодежь в этом процессе, на что будет направлена ее воспроизводственная и преобразовательная деятельность, зависит характер общественного развития страны. Поэтому исследование молодежного движения представляет научный интерес, как для понимания процессов, протекающих внутри самой молодежи, так и для объяснения перспектив развития общества в целом.

В молодежной среде возникают различные формы субкультур как объединений на основе альтернативных стилей жизни, норм, идеалов и ценностей. Исследование особенностей и динамики молодежного движения как важнейшего механизма социального воспроизводства общества в условиях социальной неопределенности российского общества приобретает особую актуальность. Основная научная проблема состоит в противоречии между насущной необходимостью поиска и обоснования интеграционных процессов молодежи, отвечающих как национальным интересам России, так и жизненным интересам молодых россиян, с одной стороны, и слабой общественно-политической активностью и дезинтеграцией молодежи — с другой.

Изучение ситуации в молодежном движении, особенностей формирования мировоззрения и ментальности молодого человека, конкретного социального опыта организационной работы с молодежью, являются крайне важными для понимания сути проблемы и позволяют более полно увидеть и раскрыть как новые возможности интеграции молодежи в социальные структуры общества, так и новые риски на этом пути.

Важным аспектом решения проблемы является поиск на основе анализа ситуации и прогноза ее развития адекватных механизмов вовлечения молодежи в социальную практику путем создания необходимых организационных форм, активизирующих как уже заложенную мотивационную основу деятельности, так и новый выбор социально-перспективных жизненных стратегий поведения.

Несмотря на достаточно высокий научный интерес к различным аспектам молодежных объединений, вопрос о характере молодежного движения, его формировании и функционировании в России до сих пор нуждается в теоретическом осмыслении с учетом нынешней общественно-политической ситуации, долгосрочных целей общественного развития и новых вызовов, а также с учетом тенденций социальной идентификации молодежи.

Итак, объект дипломной работы – политическая культура

Предмет курсовой работы – политическая культура молодежи.

Цель – изучить влияние общественных и политических движений на политическую социализацию молодежи

Задачи дипломной работы:

— рассмотреть политическую культуру и факторы ее формирования

— выявить общественные движения в России

— рассмотреть общественные и политические организации как фактор формирование политической культуры молодежи

— провести прикладное исследование на тему: :« Роль общественных и политических организаций в формировании политической культуры молодежи»

Для написания данной дипломной работы использованы работы следующих авторов:

Политическая культура : сущность и факторы ее формирование, рассмотрели такие авторы как ; Баева Л.В.,Каменев Д. Г., Смактиной Н.Л.,Албекова И.Ф.,Гаджиев К.С., Голосов Г.В., Драченко П.Н., Дорофеев Ю.А, Зубок., Камалдинова, Э.И., Ковальчук С.Ю., Раковская, О. А., Решетнев, С.А, Рожнов, О.А., Резванов, А.А., Фолкэн, Ч.Т., Решетнев, С.А., Резванов, А.А., Леонтьев, А.Н.

Общественные движения в России рассмотрели ;Макаренко, А. С., Кострикин, А.В., Рожнов, О. А., Никитина, Л.Е., Тетерский, С.В, Немерюк, А.С., Нечкина, М.В., Шубина, Е.В., Кострикин, А.В.,, Панарин А.С.

Влияние общественных движений на политическую культуру молодежи;Ю.И. Кривов, А.В. Мудрик, Е.Б. Шестопал, В.И. Чупров,Запесоукий А.С.,Ильинский И.М.,Камнев Дмитрий Григорьевич.,Михеева Л.Н., Чупров,В. И., Зубок Ю.А., Лисовской В.Т,Нечкина, М.В., Ковальчук, С.Ю. Маслоу, А., Михеева,Л.Н,Морозов, В.В., Скрябов, А.П., Явлинский, Г.Я., Мухаев Р.Т.[58], Борцов Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю.

Моя дипломная работа состоит из трех глав и прикладного исследования.

В первой главе рассморено понятие политической культуры , функции политической культуры , структура политической культуры: политическое сознание и политическое поведение.

Во второй главе представлены наиболее распространненые классификации общественных движений действующих на территории Российской Федерации

В третьей главе проанализировов понятие молодежи , политической культуры молодежи и формирование ее на основание социализации, выделено кака влияют на политическую культуру политические и общественные организации

 

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ФАКТОРЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ.

 

Политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических институтов. Политическая культура – явление сложное и многогранное. Поэтому существует самый широкий спектр мнений, определений формулировок и т.д. в толковании как самой категории «политическая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций и т.д. Политическая культура как особое, связанное с духовной жизнью людей, их ценностями, нравами и традициями политическое явление имеет такую же длительную историю, как и политика в целом. В той или иной степени она описывалась еще в глубокой древности такими, например, выдающимися политическими мыслителями, как Конфуций, Платон, Аристотель и др. Однако сам термин «политическая культура» появился намного позже. Его впервые ввел в научный оборот в ХУШ в. немецкий философ-просветитель И. Гердер. Опирающаяся же на эмпирическую базу концепция политической культуры сложилась в 60-е гг. ХХ в. благодаря крупным международным исследованиям, проведенным американскими политологами Г. Алмондом, С. Вербой.

Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Это, прежде всего политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках. Последние определяют политическое поведение людей. Отмеченные в данном определении три взаимосвязанных понятия: политический опыт, политическое сознание и политическое поведение – составляют основные структурные элементы политической культуры. Рассмотрим каждый из них подробнее. Политический исторический опыт человечества, наднациональных и национальных общностей является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, политических традициях, обычаях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политическими связями и т.д.

Важное место среди различных форм политического опыта занимают политические традиции, Они формируются в результате деятельности нескольких поколений людей, являются одной из наиболее устойчивых основ их жизни и определяют образцы политического поведения. Сохранение и развитие политических традиций – одно из условий политической стабильности общества и его прогрессивного развития. Законы и нормы, регулирующие общественные отношения, принятые в соответствии с национальными политическими традициями, воспринимаются гражданами не как средство принуждения, а как необходимое явление общественной жизни, направленное на достижение всеобщего блага. На основе политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется их политическое сознание – еще один элемент структуры политической культуры. Политическое сознание – это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки людей в отношении политической системы и их места в данной системе. В структуре политической культуре можно выделить 2 компонента:

— культура политического сознания

-культура политического поведения

Остановимся более детально на характеристике структурных элементов политического сознания.

1)Политические знания – это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, о процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе и т.п.

2)Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность.

3)Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др.

4)Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей и выражаются в представлениях людей о том, какой должна быть политическая система. Для одних это демократия – прямая или представительная, основанная на принципе частной собственности; для других – авторитарно-тоталитарные системы, основанные, к примеру, на идее национального превосходства и т.д. Это как раз то, что называется идеологическими предпочтениями. Политические убеждения граждан выражаются в том, что на выборах они голосуют за ту или иную партию, а значит отдают предпочтение той или иной идеологии. Политические ориентации и установки находят свое конкретное воплощение в политическом поведении.

Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень и тип их политической культуры на практике.

Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению, результативности. Так различают активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие.

Наиболее значимые виды политического участия:

— действия людей в политике, служащее ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

— периодическое участие во всякого рода выборах, политических компаниях, связанное с делегированием полномочий;

— деятельность в политических организациях, движениях, партиях;

— выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;

— посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

— прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампании неповиновения или бойкот;

— воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Высокую политическую культуру отличают три основных критерия, которые проявляются в политическом поведении людей: вовлеченность в политическую деятельность, позитивная активность. Посредством участия в политическом процессе и гражданин и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры. Политическому участию противостоит такой тип политического поведения как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни: в голосовании, избирательных компаниях, акциях протеста, деятельности партий и т.п.; Для личности с таким типом политического поведения характерна утрата интереса к политике, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической власти, ее норм и ценностей. В процессе развития политической культуры сформировались и развиваются ее функции. Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт людей. Именно с помощью функций она становится реально осязаемой, понятной, а, следовательно, практически значимой и достижимой.

Основные функции политической культуры:

-Познавательная формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;

-Нормативно-ценностная – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения;

-Интегративная – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура формирует таким образом стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления;

— Коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

-Воспитательная – формирует у граждан политическое сознание и навыки политической деятельности, адекватные данной политической системе;

Под понятием «политически культурного человека» принято понимать следующее:

1) Такой человек обладает самостоятельно приобретенными всесторонними политическими знаниями на уровне современных достижений политической науки.

2) Приобретенные знания останутся на памяти,если они не превратятся в прочные убеждения в правильности этих знаний, в необходимости следовать им в практической деятельности.

3) Политически культурного человека отличают четкие установки на политические институты и структуры, на нормативную систему, отдельные политические роли, на конкретных политических деятелей с учетом их рейтинга и авторитета.

4) Активное участие в политической жизни – важнейший показатель политической культуры молодого человека.

Формирование у молодежи политической культуры,гражданственности неразрывно связано с процессом политической социализации.

В любом обществе наряду с политической культурой существуют различные политические субкультуры. Анализ политической культуры молодых людей предоставляет уникальную возможность изучения политико-культурных норм, в значительной степени сформировавшихся в новых политико-институциональных условиях.

Молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это — возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества, а в XXI в. будет решать задачи, контуры которых сейчас трудно различимы. Значительное внимание молодым поколениям уделяют страны мира, государственные, общественные и частные структуры и институты, международные организации. В Основном документе Конференции ООН по окружающей среде и развитию отмечено: «Молодежь составляет почти 30% численности населения мира. Вовлечение современной молодежи в процесс принятия решений по вопросам окружающей среды и развития имеет в долгосрочном плане чрезвычайно важное значение для осуществления Повестки дня на XXI век.

Среди молодежи сегодня отчетливо выделяются несколько возрастных групп.

Младшая – это когорта 15-17-летних молодых людей, «чистая пост советская» генерация юношества.

Средняя возрастная группа (18-24 года) – своего рода «переходный возраст» от юности к состоянию «молодых взрослых».

Старшая возрастная группа – 25-35-летние. Они уже принимают на себя удар последствий реформирования общества, и отражать его удается далеко не всем. Следует отметить, что в пределах групп существует определенный антагонизм и молодые люди с разницей в возрасте в 3 года часто говорят на разных языках (не только в переносном, но и в прямом смысле — их сленг и набор наиболее употребимой лексики могут заметно различаться).

Молодежь трезво оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха. Отсюда явно потребительское отношение к этим основополагающим ценностям

Рыночные отношения расширили возможности личности, подорвали власть традиции и дали простор широкому спектру идей и ценностных ориентации, обеспечив свободу их выбора. Но тут же возникло не для всех преодолимое препятствие в осуществлении предоставляемых рынком возможностей. Их реализация напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов Это обстоятельство, как показывает анализ, еще не стало фактом сознания молодежи. Ведь большая их часть иждивенцы. Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад. Именно на этой почве, как представляется, возникают сейчас межпоколенческие противоречия.

За последние годы в результате непродуманной молодежной политики государства произошло отторжение молодого поколения от тех культурно-исторических ценностей, которыми жил и благодаря которым еще живет более старшее поколение.

У молодежи уже нет той социально-нравственной настороженности к богатству вообще. Наметившиеся тенденции к социокультурному регрессу молодежи сегодня, к сожалению, не компенсируются государственными мерами по улучшению качества ее жизни. Отсутствие такового и приводит к кризису идентификации, когда человек, теряет осознание своего предназначения, в обществе. Отсутствие в молодежном сознании идеала зачастую замещается поклонением кумирам шоу-бизнеса или спорта — своеобразной «идологизацией» Это сопровождается фетишизацией сферы потребления престижных товаров и услуг.

Из-за отсутствия у государства внятных и всеми поддерживаемых целей общественного развития, мобилизирующих ценностей и идеалов молодежь теряет ощущение Родины.

Ценностные и идейные ориентации молодежи, конечно, в немалой степени производное от того системного кризиса, который существует в России. Очевидно, что происходит разрушение человеческого потенциала в таких жизненно важных сферах общества, как промышленное производство и наука.

Как утверждают некоторые авторы, сегодня пути решения проблем молодежи лежат в совершенствовании системы государственной молодежной политики, а также в решении фундаментальных вопросов развития российского общества.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Признаки деградации значительной части молодого поколения, только вступающего в жизнь, — тревожные симптомы свидетельствующие о наличии глубокой и системной социальной деградации как результата кризиса универсальных социальных ценностей, общезначимых идеалов, массового развития потребительских интересов.

Демократический выбор студентов отчетливо проявляется и в ответах на вопрос о том, какой политический режим необходим для вывода страны из кризиса, для наведения порядка.

Анализируя политические симпатии и антипатии студентов, следует в то же время обратить внимание, насколько известны партии и движения в студенческой среде. Проанализировав статью Колесникова Владимира Николаевича 2010 года результат показал что , в период перед думскими выборами студенты во время опроса были готовы голосовать в первую очередь за такие движения как «Яблоко» , НДР , «Правое дело» . Определенной поддержкой пользуются и «национал патриотические» силы: такие как ЛДПР, НРПР. РНЕ вообще не нашло поддержки у студентов.

Следует сказать о факторах, которые оказывают влияние на формирование политических ориентаций студентов. Среди важнейших факторов, определяющих политические ориентации студентов, можно выделить прежде всего влияние СМИ. Был проведен опрос методом анкетирование среди студентов который показал, что СМИ являются главным источником информации для студентов. Самый высокий рейтинг у телевидения , также половина опрошенных студентов черпают информацию из «Интернета» , далее радио, газеты и журналы

Наряду с тем, что подавляющему большинству студентов близки западные ценности, две трети студентов выступают за реформирование России — без потрясений и революций.

В последние годы молодежь, в том числе и студенческая, чаще отдает предпочтение «национально-демократическим» идеям и политикам.

На первый взгляд, это вполне естественный процесс. Насколько осознают студенты весьма подвижную границу между национальными интересами и национализмом? Вполне очевидно, что не исключена коррекция политических взглядов студентов в сторону национализма, даже в его крайних выражениях. В постсоветской России исчезла монополия единого и единственного политического союза молодежи. После поражения августовского «путча» 1991 года волна демократической эйфории резко повысила социально-политическую активность общества, в том числе и молодежи. Достигнув максимума, эта активность стала спадать, что сопровождалось исчезновением многих молодежных объединений, значительным уменьшением численности оставшихся. В настоящее время в Министерстве юстиции зарегистрировано 92 молодежные организации.

Сегодня среди российской молодежи нет жесткого политического размежевания, и аполитичность выступает существенной чертой, характеризующей молодое поколение. Разуверившись во всех властных структурах, большинство молодых людей индифферентно относится к любым формам социально-политической деятельности. Молодежь раздроблена не только по возрастным, но и по социальным группам, сильно отличающимся по своим интересам.

Можно отметить две активно действующие демократические либеральные молодежные организации: антифашистское молодежное действие и либеральный союз «Молодежная солидарность» .Главной своей целью они ставят демилитаризацию общества, и в первую очередь, молодежи; активно поддерживают принятие закона об альтернативной службе.

В результате новой ситуации, возникшей вследствие запрета политической деятельности в трудовых и учебных коллективах, политика переместилась из производственной и учебной сферы в сферу свободного времени молодежи, и поставила новые молодежные организации в состояние конкуренции с традиционными досуговыми структурами. В конкретных российских условиях эта конкуренция оказалась неравной. Молодежные структуры не сумели завоевать ни признания, ни авторитета у широких слоев подрастающего поколения

Чаще всего, с точки зрения программной деятельности, молодежные союзы идут по пути ухода от политики в сторону выражения профессиональных интересов различных категорий молодого поколения. Среди наиболее крупных — Российская ассоциация профсоюзных студенческих организаций, объединяющая студентов 250 вузов. Выявилась еще одна тенденция: стремление к объединению свойственно преимущественно учащейся (студенческой) молодежи и молодой интеллигенции. Работающие же в производстве молодые люди не проявляют даже слабой заинтересованности в создании собственных объединений.

Как показывают данные социологических исследований, чем масштабнее социальные преобразования, тем сильнее тенденция к образованию неформальных молодежных группировок. В условиях политической нестабильности подобные объединения представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом и в любой момент могут стать инструментом в деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентаций.

Внимание к различным неформальным молодежным организациям явно преувеличено. Упускается из виду едва ли не большая часть современной молодежи, которая увлекается музыкой, «тусуется», но не это для нее выступает жизненной целью. Среди них – так называемые «яппи» и «неояппи» . Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей. Они ориентированы на обеспечение себе в будущем «нормальной жизни» (материального достатка) и на продвижение по социальной и служебной лестницам. Их интересы концентрируются в сфере образования как необходимой предпосылки достижения цели. При этом образование рассматривается не как способ самораскрытия, а как шанс успешного продвижения в жизни 48.

Описанные выше тенденции не являются исчерпывающим описанием современной молодежной среды. Ценностные ориентации перечисленных неформальных группировок нельзя назвать ни всеобщими, ни ведущими. Однако они являются отражением проблем общества и дают пищу для размышлений о том, каковы будут ценностные ориентации россиян ХХI столетия.

Молодые люди с большей охотой вступают не в политические, а в общественные организации, которые могут защитить их законные интересы, помочь им в решении каких-то социальных проблем, организовать их досуг. Ярким примером тому могут являться профсоюзные студенческие организации, которые уже давно перешли рамки органа социальной защиты. Так, например, студенческий профсоюз не только занимается вопросами стипендиального обеспечения, решением проблем с общежитиями, предоставлением материальных пособий, но и организует спортивные соревнования, игры, факультетские вечера и многое другое. В области существует не мало молодежных общественных организаций, возникших на базе клубов по интересам, особенно спортивных.

Однако многовековая культура России сложилась так, что всесилие государства, его вмешательство в личную жизнь и контроль над жизнью общественной привели к тому, что еще и сегодня россиянин по существу, продолжает ощущать себя «винтиком», полагая, что от него «ничего не зависит». Это в свою очередь порождает недостаточную политико-правовую культуру человека, поддерживает представление о том, что права и свободы — это дар сверху.

Выборы чаще всего омрачены нарушениями законодательства и фальсификациями, иногда невольно думаешь, что игнорирующая их молодежь в чем-то даже права. И может быть, ее пресловутая пассивность обусловлена не «пост советским культурным шоком», не отсутствием идеалов, а просто желанием играть по правилам.

Впрочем, часто все эти правила и идеалы для них стараются написать другие.

Российские политики наконец-то поняли, что лозунги уже не действуют, а обращениями и воззваниями с экранов телевизора молодежь не покоришь.

Пришлось признать, что новое поколение самостоятельнее, чем предыдущее, и, что самое главное, имеет возможность выбирать. Просто так голоса никто не отдаст — с молодежью надо работать.

Как оказалось, сама молодежь тоже может работать. Эту истину познали достаточно поздно: только во второй половине политические партии и объединения начали обрастать молодежными ячейками, отделами и, наконец, самостоятельными организациями с разветвленной структурой, филиалами в регионах. Возникают и неполитические молодежные организации, несущие между тем значительный «общественно полезный» (или, попросту говоря, положительный) заряд.

Выявленные культурно-политические ценности могут рассматриваться как продукт культурно-рациональной адаптации кпост советскому политико-институциональному укладу.

Демократические установки молодежи видятся одним из продуктов социально-политической модернизации, имевшей место еще в советский период. Таким образом, приверженность идеям демократии сочетается с недоверием действующим политическим институтам, ощущением, что все устроено «как-то неправильно». Недоверие распространяется не только на действующих политиков (многими из них молодые люди, как и пожилые, недовольны), но и на саму институциональную систему.

Существующая система рассматривается молодежью как малоэффективная, не способная удовлетворить запросы молодых россиян. Однако было бы неправильным считать молодых людей эгоцентристами, озабоченными лишь собственным благополучием.

 


Страницы:   1     3