1.3. Факторы готовности к браку
В основе готовности или не готовности вступать в брачные отношения исследователи выделяют разные причины (факторы).
Так, В.Н. Дружинин особое внимание уделяет личностной зрелости молодых людей, вступающих в брак. У личностной зрелости четыре основных компонента, вокруг которых группируются множество других: 1) ответственность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих) [17, с. 135].
- Ответственность – стремление завершить собственную активность, гарантия перехода от слов к делу, от намерений к действиям.
Формирование ответственности неразрывно связано с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя.
- Терпимость — система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще.
- Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации — основополагающая составляющая зрелой личности.
- Позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.
Существует еще одна классификация факторов, в основе которой лежат социально-психологические характеристики индивида [19, с. 135].
Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает наличие гражданской зрелости (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Социологические исследования показывают, что определённый возраст заключения брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями между супругами. Также важным моментом, обеспечивающим адаптацию супругов в семейной жизни, является соотношение их возрастов. Сексологи утверждают, что семьи, в которых жена старше мужа, в подавляющем большинстве непрочны. При этом, чем старше возраст вступающих в брак, тем на большее число лет муж должен быть старше жены. Если например, женщине, вступающей в брак 20-22 года, то мужчине может быть 24-26; если женщине 25 лет, то мужчине – около 30 и т.д. Однако, максимальный разрыв в возрасте супругов не должен превышать 8-12 лет [14, с. 135].
Уровень нравственного сознания молодых людей – одно из важных факторов готовности к созданию семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, и другим членам семьи, в чуткости, а также в общении с ними.
Т.М. Афанасьева, например, приводит тот факт, что по данным социологических исследований, современные невесты, прежде всего ищут в будущем спутнике интеллигентность, т.е. очень сложный комплекс самых высоких человеческий свойств. Это и ум, и эрудиция, и чуткость, такт, культура внутренняя и внешняя. На втором месте – отношение к женщине как другу, заботливое отношение к семье детям, затем – разумная воля, трудолюбие, трезвость, чувство юмора, стремление к всестороннему совершенству, физическая красота [8].
Юноши ищут в своих избранницах, прежде всего сочетание доброты, мягкости, самоотверженности, женственности с верностью семье и заботы о детях. Но и для них также важны ум и деловые достоинства подруги, которой придется трудиться наравне с мужем [8].
Готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависят от таких факторов, как взгляды на культуру отношения к собственному телу (этикет и нормы питания, стабильные физические нагрузки, предпочтение активного отдыха и т.д.), людей, вступающих в брак. Ведь психическое и физическое здоровье находятся в прямой корреляции друг от друга. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и высоконравственных отношений с окружающими людьми, а также позволяет человеку значительно легче преодолевать психоэмоциональные трудности и стрессовые ситуации, которые порой возникают в семейной жизни.
Сегодня молодые люди, создавая семью, часто думают в первую очередь, о материальных и жилищных проблемах, ведь современная молодая семья практически социально незащищена. Поэтому стабильное материальное положение часто выступает фактором готовности к браку современных молодых людей.
Такие факторы, как готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей во многом определяют стремление создавать семью.
Умение общаться, наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности определяют, атмосфера семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.
Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением общественного долга и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, деформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.
Вместе с тем, при анализе факторов готовности к браку молодых людей важно понимать, что личность – системное образование, не только имеющее определенный статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характеризующееся особым образованием — подструктурой самоотношения. С.Л. Рубинштейн указывал, что самоотношение человека опосредствовано его отношением к другому и отношением другого к нему [32, с.333]. Самоотношение позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать собственный внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе, формировать способность самоопределяться на основе системы личностных смысловых образований.
1.4. Понятие и сущность самоотношения
Термин «самоотношение» впервые в психологии применили в 1974 г. Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному Я. Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. [18] В. В. Столин в эмоциональном самоотношении рассматривает симпатию, уважение, близость. В ключе данного подхода «Я» существует постольку, поскольку оно является одновременно и субъектом и объектом отношения, самость — это способ отношения к себе; самоотношение конституирует самость. [34]
Однако самоотношение личности включено в качестве определенной подструктурной единицы в общую систему отношений человека а с содержательной и функциональной точек зрения самоотношение теснейшим образом связано с особенностями отношения субъекта к внешнепредметному и социальному миру. [28]
В.В. Столин считает, что в самоотношении отражаются телесные, социально-индивидные и личностные характеристики человека. Однако нам представляется, что в них пропущены, вернее недостаточно четко отмечены, существенные содержательные слои системы самоотношения, например, отношения к своим интеллектуальным, эмоционально-волевым качествам [34].
Ш.Н. Чхартишвили разработал положение о трех структурных измерениях личности: биологической, психологической и социальной, включающий биогенные, психогенные и социогенные потребности человека. Согласно взглядам ученого, в самоотношении отражены характеристики индивида, берущие начало в биологических, психологических и социальных структурах его активности [22]:
- отношение к тому, как ко мне относятся другие, чего от меня ожидают и т.п.
- отношение к себе как носителю определенных социально-нравственных норм и ценностей.
Следует отметить, что во всех названных сферах самоотношения будет то отношение к своей внешности и физическим возможностям или к собственным интеллектуальным, эмоционально-волевым и социально-статусным характеристикам, возможные варианты способов подхода к себе могут нести на себе печать все того же субъект-объектного или субъект-субъектного самоотношения. У того или иного лица отношение к своей внешности, например, может быть субъект-объектным, а отношение к своим эмоционально-волевым характеристикам субъект-субъектным. Некоторые авторы показывают, что причина недовольства своей внешностью у многих лиц, подвергающихся пластической хирургической операции лица, кроется не в реальных диспропорциях или дефектах, а в когнитивных структурах и представлениях о собственной внешности. [22].
Система самоотношений полифункциональна. Также в представлении самоотношения выделяют следующие функции:
- Функция «зеркала» (отображения себя). Человек со способом своей жизнедеятельности не только отражается в сознании окружающих, но и это «зеркало» переносится вовнутрь, отображая личность как во внешнем (физическое самоотображение), так и во внутреннем плане. Роль этой функции особо наглядна в онтогенетическом развитии человека. Более того, физическое зеркало во многих исследованиях применялось в качестве экспериментального средства изучения генеза самоосознания. Во многих методах группового тренинга взрослых с целью самоотображения и самокоррекции своих поступков применяются различные видеотехнические средства.
- Функция самовыражения и самореализации.
- Функция сохранения внутренней стабильности и континуальности «Я». Эта функция самоотношения осуществляется по мере и в силу той тенденции к внутренней согласованности и конгруэнтности, которая свойственна когнитивным представлениям о себе, эмоциональным реакциям относительно своих проявлений и действий, адресованных себе.
- Функция саморегуляции и самоконтроля. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность.
- Функция психологической зашиты. При получении информации, представляющих угрозу сложившимся представлениям о собственным «Я», и при жизненной неудаче или различающихся по степени интенсивности психотравмах защитные механизмы личности могут быть направлены на рационализацию, создание образа «фальшивого я» и т.д.
- Функция интракоммуникации. Социальная природа личности заключается не только в том, что она включена в процесс Постоянного взаимодействия с социальным миром, но и в том, что для себя самой личность выступает в роли социума, взаимодействуя с самой собой и «разыгрывая» коммуникационные процессы на «сцене» внутренней жизни. Базой для таких интракоммуникационных процессов является система самоотношений. Если принять во внимание идею Э. Берне о трех порциях общающихся сторон, то во внутриличностном общении возможными вариантами занимаемой позиции субъекта относительно самого себя могут быть позиции родителя, взрослого и ребенка [10].
Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Данное разграничение является в определенной степени научной абстракцией, так как разделить знание о себе и отношение к себе в рамках психологической реальности (а не только концептуально) крайне трудно. Ведь всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию. которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом «Я» или представлением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотношение [10].
Самоотношение, являясь сложным структурным образованием, включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты[10].
Когнитивный компонент. Самоотношение строится при участии таких психических функций, как ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение, мышление, реализуется гностическое отношение субъекта к самому себе, выступая в качестве источника и средства информации о самом себе.
Эмоциональный компонент. Самоотношение, понимаемое как установка относительно себя, включает в себя эмоциональный компонент. Человек не только знает что-то о себе, но может любить или презирать себя по поводу знаемого. В. В. Столин выделяет три эмоциональные оси самоотношения[34]:
1) симпатия-антипатия,
2) уважение-неуважение
3) близость-отдаленность. Эти оси, как показал автор, определяют также строение эмоционально-ценностного отношения человека к другому человеку, а их представленность в самоотношении объясняется указанным Л.С. Выготским механизмом перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу [3].
Самоощущение, как это показано В.В. Столиным, связано с организмическим уровнем активности человека. В самосознании тело со своими внутренними состояниями презентируется посредством самоощущения и на ее основе формируется «схема тела». [34]
Процессы восприятия также в большой степени «обеспечивают» субъект необходимой, селективной, а также избыточной информацией о самом себе. Самовосприятие своей внешности играет большую роль на разных этапах жизни человека, а в некоторых периодах развития личности (например, пубертатном и постпубертатном) его функция интенсифицируется и значительно определяет форму и содержание жизнедеятельности личности. Известно, в какой степени на онтогенетически раннем этапе развития самовосприятие во взаимосвязи с функционированием моторного аппарата определяет формирование самосознания и самовыделение субъекта из окружающего мира [7].
Таким образом, исследователями отмечается сложность и неоднозначность становления и развития самоотношения, которое выступает как это системное, многокомпонентное и многоуровневое образование психики. Важным компонентом самоотношения является самооценка.
1.5.Понятие самооценки и ее место в структуре самоотношения
Представление о самом себе выступает необходимым звеном в саморегуляции и самоконтроле поведения на личностном уровне человеческой активности. Представляемое «Я» соотносится с задачей конкретной деятельности и соизмеряется с нею на основе чего субъект вырабатывает определенную стратегию действия. Особо наглядно это было проиллюстрировано в тех экспериментальных работах, в которых испытуемым приходилось соизмерять выполняемое задание с представляемыми собственными, инструментальными возможностями действия, на основе чего у одних завышался уровень притязаний, у других же занижался. Представление своих определенных состояний служит эффективным психотерапевтическим средством, например, в технике аутотренинга. Более того, в специфическом человеческом общении роль того, насколько человек может представить себя на месте другого, дает информацию одновременно о состоянии другого и о самом себе. Существуют специфические социально-культурные нормы — «поставь себя на место другого», которые способствуют социальной регуляции межличностных отношений.
Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением [22].
Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
При этом самооценка как аффективная составляющая установки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
Анализируя различные методы измерения глобальной самооценки, принцип простого суммирования частных самооценок, применяемый при построении диагностических процедур, является ничем иным, как проявлением теоретического невежества, и что должны быть предприняты шаги для учета значимости пунктов и их вклада в обобщенную самооценку.
Также была предложена так называемая интерактивная гипотеза, согласно которой влияние специфического аспекта «Я» на самооценку варьирует в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимости для значимых аспектов: их высокие уровни сильно увеличивают общую самооценку, в то время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижают итоговое самоотношение. Вклад самооценок по менее значимым аспектам в обобщенную самооценку соответственно оказывается меньшим.
В соответствии с этими представлениями, строение самоотношения можно представить следующим образом. Существуют два уровня самоотношения — уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организации этих уровней в единую систему является интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости. Структура же самоотношения, фактически, сводится к структуре входящих в Я-конпепцию аспектов «Я».
Несмотря на распространенность этих взглядов и их кажущуюся очевидность, прямых доказательств обоснованности соответствующих представлений до сих пор не получено [22].
Кроме изложенных выше взглядов, существуют попытки создания более сложных, иерархических моделей строения самоотношения. Основная идея при этом состоит в том, что частные самооценки личностных качеств не напрямую связаны с общим самоуважением, а организуются в промежуточный уровень, задаваемый сферами жизнедеятельности субъекта или его личностных проявлений. Одна из наиболее распространенных моделей — ряд сфер, наиболее важных для понимания обобщенного «Я». В соответствии с этой моделью обобщенная самооценка находится на вершине иерархии и может быть разделена на академическую и неакадемическую (связанную или несвязанную с успехами в учебе), последняя же подразделяется на физические, эмоциональные и социальные аспекты. Существует ряд попыток операционализации этой модели. Однако было показано, что выделенные сферы не обладают Достаточной дискриминативной валидностью.
На основании теоретического анализа можем говорит о том, что психологическая структура самоотношения оказывается редуцированной к структуре сфер жизнедеятельности, которая носит непсихологический характер. Тем самым, самоотношение теряет свой теоретический статус — быть особым объектом психологического анализа. Именно это в явном виде и выражено в концепции на основе критического анализа исследований, разводящих когнитивную и оценочную компоненты Я-концепции, пришел к выводу, что данное разграничение не имеет большого смысла, так как в его пользу нет достаточных аргументов как теоретического, так и эмпирического характера. [7].
Самооценка опосредована местом, занимаемым молодым человеком в группе, в которую он включен. Разнообразные общности (семья, дружеская компания, студенческая группа) выступают плацдармом для реальных межличностных контактов. Юношество не случайно особенно чувствительно к общению, поскольку каждый новый социальный контакт оказывает влияние на представление человека о себе, способствует формированию личностной идентичности.[41].
Основной путь самопознания, формирующий самоотношение, связан с активным участием человека в различиях формах деятельности и общения с последующим анализом и самоанализом, раскрытием актуальных мотивов, знаний, способностей, умений [5]. Одной из важнейших характеристик человека в группе является обращение к ней как к источнику ориентации в окружающей действительности.
Модель состояния личности в группе трехмерна и включает: самооценку, ожидаемую оценку и оценку личностью группы [6]. С этими индикаторами самочувствия в группе личность объективно считается, сверяется, организуя свои контакты, вступая в общение и взаимодействие. Основу личностной особенности оценивания составляют: мера учета (неучета) оценок меня другими, способность оценивать других по тем же (или иным) меркам, что и себя, принятие (непринятие) себя за точку отсчет других, «сензитивность» к оценкам на тех или иных этапах саморегуляции, способность сопоставлять свой образ со своим же образом в глазах других, способность верифицировать этот образ [5]. Механизм оценивания привязан к системе личностных отношений, носит типологический характер. В условия индивидуальной деятельности потребность ее исполнителя в оценках со стороны группы возрастает, так же как и частота этих оценок.
Самоотношение на индивидном уровне характеризуется системой самоидентичностей, которая составляет основу знания о себе и проявляется в восприятии, переживании себя как представителя той или иной общности (возрастной, половой, семейной, этнической). Самооценка сигнализирует об удовлетворении или неудовлетворении базисных потребностей социального индивида — потребности в принадлежности и признании. На данном уровне человек оценивает свои склонности, способности, общие и особенные черты, отличающие его от других людей. Самооценка различными авторами трактуется по-разному, определяясь теоретической концепцией психологов.
В зарубежной психологии, как правило, разрабатывается такое понятие как Я-концепция. Р. Бернс определил его следующим образом: «Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой, то есть это совокупность установок, направленных на самого себя» [7; с.5]. Самооценка же рассматривается автором как один из элементов Я-концепции.
Х. Хекхаузен рассматривает самооценку как принцип мотивации. «Деятельность определяется не только внешне опосредованными, но также и внутренне опосредованными последствиями. К последним относятся позитивные и негативные реакции субъекта на достигнутый им результат, причем эти реакции определяются личностным стандартом результатов действия, устанавливаемым самим субъектом или же воспринимаемым им в качестве обязательного. Такого рода процесс самоопределения или самооценки может объяснить определенную автономию действующего субъекта в отношении внешне опосредованных воздействий». [31; с. 95] Процесс самооценки основан на сопоставлении результата со стандартом. Таким образом, существует три фактора, формирующих самооценку: результат действия, стандарт, атрибуция.
Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. То, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должен иметь высокую самооценку. Самооценка формируется под действием успеха/неудачи в деятельности и личностной значимости этого результата. Джемс указал два пути повышения самооценки[7]:
- увеличение успеха
- уменьшение притязаний
В отечественной психологии сложность состоит в том, что вопрос о соотношении таких понятий как «самооценка», «самоотношение» и «образ Я» не решается однозначно. В связи с этим данные исследователей и результаты экспериментов часто оказываются противоречивыми.
Например, С.Л. Рубинштейн рассматривает самооценку как социально детерминируемый компонент самосознания, который выступает как механизм реализации активности личности [32].
Захарова А.В. пишет: «Самооценка условие и средство становления образа Я и Я-концепции. Оценить значит определить свое отношение; установить значимость для себя» [18; с.6-7].
Но, если А.В. Захарова утверждает, что самооценка является условием становления образа Я, то другой отечественный исследователь, Л.В. Бороздина, напротив, говорит, что образ Я («знание человека о самом себе») является необходимым материалом самооценки, которую она определяет следующим образом: «Самооценка это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Самооценка отвечает на вопрос: не что я имею, а что это значит? По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное»[10; с.99].
Самооценка по своей природе является сложноструктурным образованием, функционирующим в разнообразных формах и видах. Все составляющие самооценки находятся во взаимодействии, а их единство и согласованность определяет ценность самооценки как личностного образования и фактора саморегуляции.
Структура самооценки представлена двумя компонентами:
- Когнитивный знание человека о себе.
- Эмоциональный отношение к себе как мера удовлетворенности собой [18]
Соотношение эмоционального и когнитивного компонентов не одинаково в разных возрастах. В зависимости от их сочетаний выделяются три типа взаимодействия структурных компонентов самооценки:
- Высокий уровень развития когнитивного компонента и сглаженное функционирование эмоционального компонента, отражает общую уверенность человка в себе. Здесь самооценка — устойчивое, реалистичное, дифференцированное образование. Знания о себе выступают психическими условиями, обеспечивающими позитивное развитие личности.
- Сбалансированное функционирование обоих компонентов. При данном сочетании компонентов идет интенсивное формирование черт, свойственных следующим этапам развития.
- Недостаточная сформированность когнитивного компонента человек мало знает о себе, а значит, не может оценивать себя адекватно. Такая самооценка нуждается в коррекции.
В своем развитии общая самооценка имеет сложную динамику; в онтогенезе она появляется дважды: первый раз — на начальных этапах становления самооценки, а второй раз путем интеграции частных самооценок. С точки зрения временной отнесенности выделяются различные виды функционирования самооценки [18].
Прогностическую самооценку определенное отношение субъекта к своим возможностям. Связана с развитием у человека способности к прогнозированию и характеризуется глубиной осуществляемого прогноза, степенью его обоснованности и вероятности. Составная часть предвосхищение результатов полагаемых действий. Тесно связана с уровнем притязаний.
Все эти виды функционирования самооценки присутствуют в самооценочной деятельности в разных сочетаниях, взаимодействуя и трансформируясь, друг в друга.
Итак, несмотря на большое разнообразие контекстов исследования самооценки и, следовательно, отсутствие однозначного определения данного феномена, можно выделить общие положения исследований:
- «самооценка форма отражения человеком самого себя как особого объекта познания» (А. В Захарова.);
- самооценка выполняет регулятивную функцию, выступает механизмом реализации активности личности;
- существует два основных способа формирования самооценки:
- посредством сравнения себя с другими,
- посредством соотнесения своих достижений с поставленной целью, т.е. соотнесения Я — реального и Я — идеального;
- процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняются и ее представление, понятие о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе;
- в процессе онтогенетического развития происходит изменение содержания, способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения.
Мы же будем определять самооценку как представления индивида о себе, сопряженные с их оценкой; на основе которых осуществляется саморегуляции поведения личности. В молодости часто меняет круг общения, меняются определенные ценности и нормы, а в результате изменяется отношение к себе, самооценка.
1.6. Влияние самоотношения на готовность к браку.
Период молодости характеризуется активным становлением личности, возникновением и развитием значимых новообразований. Научные данные дают основания констатировать, что специфика социальной ситуации развития человека в юношеском возрасте характеризуется интенсивным формированием самоотношения как фундаментального психологического новообразования, детерминирующего образование и развитие наиболее значимых личностных структур [35].
Значимым моментом становления личности в юношеском возрасте является осознание самого себя, формирование самоотношения в рамках Я-концепции. Самоотношение как индикатор смысла собственного «Я» для индивида активно задействовано во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения человека к миру — в оценке реальной действительности и окружающих людей, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом, в прогнозировании своей социальной эффективности, планировании будущего и самореализации.
Между тем, социальные требования, предъявляемые в период юности к личности, транслируются посредством множества социальных институтов, среди главных выделяется семья. В этом возрасте самооценка должна функционировать в зрелых формах, ее центральным звеном становится ориентация на будущее, определяемая потребностью в самоорганизации и самоопределении. Юность — напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов. Основная функция идеалов, характеризующих внутренний мир, и, следовательно, человека состоит в том, что они являются наиболее устойчивыми и глубокими мотивами конкретного поведения. Идеалы тем действеннее, чем чаще на них строится самооценка. Наличие такой сложившейся системы идеалов — показатель зрелости. [19]
В этот период особое значение приобретает прогностическая самооценка. Это связано с тем, что именно юношескому возрасту свойственно строить радужные планы на будущее. Одной из основных задач в юношеском возрасте является подготовка к будущей семейной жизни.
Исследования самооценки в онтогенезе касаются, в основном, младшего школьного и подросткового возраста. Значение самооценки для решения задач юношеского возраста описано лишь частично. Все это позволяет нам сделать вывод о необходимости описания механизма самооценивания, его возрастных особенностей в юношеском возрасте и места в решении основных возрастных задач.
Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В западной психологии преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, и границы которого могут простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественной науке юность определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. [22]
В юности возникает задача выбора жизненных ценностей, расстановки приоритетов, формируется внутренняя позиция по отношению к себе, к другим, актуальной становится проблемы в области взаимоотношений с другими людьми. В данном возрасте молодые люди выбирают для себя неадаптивную либо адаптивную позицию в жизни, при этом думая, что выбранная ими точка зрения считается исключительно единственно верной. [30]
Юноши и девушки много анализируют, пытаются найти себя, понять. Юность — этап формирования персонализации: с одной стороны находится возникновение способности к самоопределению и саморазвитию, с другой — ограниченность этого этапа формирования личности, ещё не достигнувшей внутренней независимости. Основные новообразования юношеского возраста – саморефлексия, понимание своей особенности, возникновение житейских планов, стремление к самоопределению, установление в намеренное создание своего бытия, постепенное погружение в разные области существования. В молодости индивид стремится к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общество, в трудовую деятельность. [35].
На пороге независимого существования индивид совершает собственный выбор – кем быть и каковым быть; он психологически согласен войти в самостоятельную жизнь. После поступления студенты чувствуют себя психологически благополучно, достижение начальной цели доставляет удовлетворенность. Процессу приспособления к ВУЗу, как правило, сопутствуют негативные чувства, сопряженные с уходом вчерашних учащихся из школьного коллектива с его взаимной поддержкой и нравственной помощью; неподготовленностью к учебе в институте и т.п. В этот период может пострадать самооценка молодого человека, а психологическая незрелость, которой она сопровождается, негативно отразится на потенциальном супружестве.
Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, мизерный бюджет (семьи, которые по той или иной причине не получают помощи от родительских семей), каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения. Хотя при практически отсутствующей помощи государства и этого часто недостаточно.
Студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая молодая семья. Особую позицию здесь занимает жилищный вопрос, т.к. не все учебные заведения дают возможность получить семейные общежития. [35]
Молодые люди попадают в новую социальную среду, что обуславливает возникновение внутренней конфликтности, которая во многом будет определяться социальным самочувствием личности. Социальное самочувствие студентов понимается как сложная категория, характеризующая их отношение к системе социальных координат, степень адаптированности к новым условиям, отношением к перспективам. Оно включает в себя разнообразный спектр факторов: удовлетворенность ВУЗом, отношениями с сокурсниками, оценку материального положения, условий жизни, состояния здоровья, настроения и т.д. Важна уверенность студента в правильности выбора ВУЗа, естественным оказывается желание работать по выбранной специальности и оптимистичный взгляд на перспективу найти такую работу. [21]
Трудностью, возникающей в процессе обучения в ВУЗе для молодых людей, является потребность в дополнительном заработка. Совмещение учебы с работой на старших курсах часто связано не только с необходимостью подрабатывать, но и с желанием обеспечить себя рабочим местом после окончания ВУЗа. По данным исследования, общими, наиболее значимыми факторами, определяющим адаптацию студентов независимо от места проживания в период обучения, являются: учеба, отношения со сверстниками в период обучения, при этом, место проживания накладывает определенный отпечаток: для студентов, проживающих дома, фактор учебы, в первую очередь, определяется через оценку сложности изучаемых дисциплин, уделяется больше внимания взаимоотношению со сверстниками. Для студентов, проживающих в студенческом общежитии, важно удовлетворенность правильностью сделанного выбора, что снимает трудности совместного проживания и коммунальные неудобства. Для студентов, снимающих квартиру, особое значение приобретает необходимость совмещения учебы с работой.
Таким образом, в юношеском возрасте формируется система знаний о себекак о будущем супруге, об особенностях брачных и добрачных отношений; о системе обязанностей по отношению к будущему партнёру и выполнении семейных функций, об особенностях собственной личности, о возможных отношениях с партнёром; формируются мотивы выбора брачного партнёра. Для формирования готовности к браку важным выступает система умений общаться и взаимодействовать с учётом гендерных особенностей партнёра, развитие эмпатических способностей, выражающихся в осознании значимости, ценности другого человека, в активном сопереживании, наличии навыка чувствования другого человека. Поэтому самоотношение позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать собственный внутренний мир, переживать его и самоопределяться как будущий муж или жена на основе системы личностных смысловых образований.
Выводы по Главе 1
1. Теоретический анализ позволяет заключить, что семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи . На основании анализа литературы можем говорить, что брак — это исторически сложившийся социальный институт регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной. Целью брака всегда считалось создание семьи. Вместе с тем, функционирование семьи невозможно, если члены ее не готовы к браку.
2.Основными компонентами психологической готовности к браку молодых людей к браку являются когнитивный, мотивационный, операциональный, эмоциональный и поведенческий. Содержание когнитивного компонента составляет система знаний и представлений о предназначении брака, его роли в человеческом обществе и в жизни каждой отдельной личности.
3. Исследователями отмечается сложность и неоднозначность становления и развития самоотношения, которое выступает как системное, многокомпонентное и многоуровневое образование психики. Самоотношение может быть понято как выражение смысла «я» для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного «я», которое содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе. Важным компонентом самоотношения является самооценка.
4. Мы же будем определять самооценку как представления индивида о себе, сопряженные с их оценкой; на основе которых осуществляется саморегуляции поведения личности.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф