ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование готовности к браку современной молодежи.
2.1. Программа исследования
Несмотря на то, что исследователи анализируют различные грани феноменов готовности к браку современной молодежи, в научной литературе отсутствует целостное представление о нем и его детерминантах, имеющиеся данные недостаточно систематизированы, эмпирические исследования представлены слабо. В связи с этим представляет особый интерес выявление специфики готовности к браку молодежи и её личностных коррелятов.
Самооценка, самоотношение рассматривают как основу регуляции поведения человека (Л.Б. Филонов, В.В. Столин, В.С. Агапов), поэтому можно предположить их влияние на решение вступать в брак.
Опираясь на взгляды В.В.Столина [34,с.113], базовый конструкт для нашего исследования мы определили следующим образом: самоотношение – термин, используемый нами для обозначения специфики отношения личности к собственному “Я”. Самоотношение (смысл Я для человека) понимается как сложная, уровневая эмоционально-оценочная система. Самоотношение может быть понято как выражение смысла “Я” для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного “Я”, которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.
Согласно В.В. Столину, девять измерений (модальностей), наиболее существенно характеризуют самоотношение как чувство в адрес собственного “я”: осознанность “я”; самоуважение и уверенность в себе; саморуководство и последовательность “я”; ожидаемое отношение других; безусловное самопринятие; переживание ценности собственной личности; чувство привязанности к своему “я”; непонимание себя, переживание конфликтности “я”; чувство самообвинения [34]. Самосознание входит в структуру самоотношения личности и представляет собой “Я-концепцию”, которая есть сумма “Я-реального” и “Я-идеального”, важный фактор формирования, выбора того или иного типа поведения человека.
Готовность к семейной жизни мы определяли (по И.Ф.Юнду) как готовность выполнять семейные функции, установка на создание положительного семейного фона, поддержание благоприятных отношений с родственниками, воспитание детей, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д.
Таким образом, мы предполагаем следующее (гипотезы):
- Самоотношение и самооценка выступают личностными коррелятами готовности к браку современной молодежи, отражающей осознанность “я”; самоуважение и уверенность в себе; саморуководство и последовательность “я”; ожидаемое отношение других; безусловное самопринятие; переживание ценности собственной личности; чувство привязанности к своему “я”; непонимание себя, переживание конфликтности “я”; чувство самообвинения.
- Существует качественное своеобразие самоотношения у молодежи с низкой и высокой готовностью к браку: молодые люди с положительным чувством в адрес собственного “я” демонстрируют высокую готовность к браку; и наоборот – молодежь с отрицательным отношением к своему «Я» проявляют низкую готовность ко вступлению в брак.
Для изучения факта влияния самоотношения на готовность к браку установление корреляционных зависимостей недостаточно, т.к. статистически подтвержденный факт корреляции не означает влияния. Именно поэтому мы посчитали целесообразным проведение экспериментального исследования, в котором сравнивается молодежь с низким уровнем готовности к браку и высоким. Для достижения цели исследования нами была разработана программа, которая представлена в виде схемы.1.

Общую выборку исследования составили 46 человек мужского (n=23) и женского пола (n=23) пола, в возрасте от 20 до 23 лет. Из числа мужской выборки 6 человек не имеют высшего образования, среди женской — 8. Таким образом, выборка состояла из смешанных по профессиональной принадлежности и половому признаку аудитории. На наш взгляд, рандомизация выборки позволяет экстраполировать данные на более широкое число случаев.
Выборка формировалась посредством добровольного участия в исследовании. Основная масса людей была замотивирована на участие, они проявляли интерес к предмету исследования («можно разобраться в себе», «а результаты покажите?»), включенность.
Тестирование проводилось анонимно. На наш взгляд, заинтересованность в участии позволяет повысить репрезентативность результатов. Обработка полученных результатов проводилась с помощью количественного и качественного анализа сырых баллов по методикам. Методики представлены в приложениях 1, 2, 3, 4. Анализ данных осуществлялся с помощью программы «STATISTICA 8.0». Достоверность различий оценивалась по критерию Стьюдента, при р≤0,05 различия считались достоверными. Для оценки тесноты связей между признаками применялся корреляционный анализ Пирсона, значимым считался коэффициент корреляции р≤0,05.
2.2. Методики исследования
Исходя из применяемого нами категориального аппарата, влияние самоотношения на готовность к браку изучалось нами посредством методика исследования самоотношения (тест — опросник МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантилеева; теста на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное (методика Будасси); тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда, опросник «Отношение к браку».
Методика исследования самоотношения содержит в себе девять измерений (шкал), которые характеризуют самоотношение как чувство в адрес собственного «я»:
Шкала-1 — внутренняя честность. Шкала включает 11 пунктов, связанных с такими аспектами образа «я», самоотношения, поведения, которые, являясь значимыми для личности, с трудом допускаются до осознания. Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности «я», повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже значимую неприятную информацию. Крайне низкие значения могут свидетельствовать о самообнаженности, порой граничащей с цинизмом. Высокие значения говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе. В крайнем выражении — о прямой лжи и фальсификации результатов в сторону социально желательных ответов.
Шкала-2 — самоуверенность — содержит 14 пунктов, задающих представление о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.
Положительный полюс шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности. Низкие значения говорят о неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнении в способности вызывать уважение.
Шкала-3 — саморуководство — содержит 12 пунктов. Шкала отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Человек с высоким баллом по шкале отчетливо переживает собственное «я» как внутренний стержень, интегрирующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в его собственных руках, и испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Низкие баллы свидетельствуют о вере субъекта в подвластность его «я» временным обстоятельствам, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом локусе «я», отсутствии тенденции искать причины поступков и результатов в себе самом. Конструкт, лежащий в основе шкалы, близок по содержанию к психологической переменной, которую называют локус контроля.
Шкала-4 — отраженное самоотношение — включает 11 пунктов, связанных с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей. Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. С низкими значениями связано ожидание противоположных чувств от обобщенного другого.
Шкала-5 — самоценность — содержит 14 пунктов. Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном «я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего «я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «я» по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира. Низкие баллы по шкале говорят о недооценке своего духовного «я», сомнении в ценности собственной личности, отстраненности, граничащей с безразличием к своему «я», потере интереса к своему внутреннему миру.
Шкала-6 — самоприятие — включает 12 пунктов. Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств — недостаточном самоприятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.
Шкала-7 — самопривязанность — содержит 11 пунктов. Высокие значения шкалы говорят о регидности «я»-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному «я»-образу. В последнем случае тенденции к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания. Низкие значения свидетельствуют о противоположных тенденциях: желании что-то в себе изменить, тяге к соответствию с идеальным представлением о себе, неудовлетворенности собой.
Шкала-8 — внутренняя конфликтность — содержит 15 пунктов. Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Умеренное повышение по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе «я» и отсутствии вытеснения. Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, поверхностном самодовольстве, импунитивных тенденциях.
Шкала-9 — самообвинение — включает 10 пунктов. Высокие значения говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. Шкала является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, даже несмотря на высокую самооценку качеств и достижений.
Исследуемым предъявляются тестовый буклет, содержащий 110 пунктов, и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает две градации ответов: «согласен» — «не согласен», которые фиксируются испытуемым в соответствующих позициях бланка ответов. Шкальные значения подсчитываются по 9 шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Полученные таким образом сырые баллы по специальной таблице переводятся в стандартные оценки — «стены». Интерпретация проводится путем анализа профиля деятельности показателей, которые совместно дают целостную картину самоотношения испытуемого.
Тест С.А. Будасси позволяет расширить представление об особенностях самоотношения современной молодежи. Методика направлена на диагностику самооценки личности через изучение “Я-концепции”, которая есть сумма “Я-реального” и “Я-идеального” как важного фактора формирования выбора того или иного типа поведения человека, в том числе, и вступления в брак. Методика позволяет изучить знания о себе и самоотношение, в том числе и малоосознаваемые. Исследуемым предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых нужно выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность в их преставлении. Затем результаты обсчитываются в соответствии с ключом.
Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда позволяет определить перспективы благополучия семейных отношений и готовности будущих супругов выполнять семейные функции, создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д. Методика содержит несколько типичных ситуаций, возникающие в семье. Исследуемым необходимо выбрать в каждой из предложенных 10 ситуаций по одному из трех вариантов ответа и оценить варианты поведения, отметив в тест-карте: «правильно» – П; «возможно» – В; «неверно» – Н. Оценка результатов теста происходит путём подсчёта количества набранных баллов в соответствии со шкалой оценок вариантов. В соответствии с ключом к данному тестированию можно определить степень готовности студентов к семейной жизни: «повышенная готовность», «высокая готовность», «низкая готовность», как в целом, так и по отдельным вопросам, в частности.
Дополнить сведения о готовности к браку молодых людей позволяет получить опросник «Отношение к браку», направленный на изучение отношения к браку посредством выявления отношений к определенным суждениям.
2.3. Описание и анализ результатов
Для выявления влияния самоотношения на готовность к браку современной молодежи нами было проведено экспериментальное исследование с участием экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальную группу входили молодые люди, которые заявляли о своей готовности к браку (23 человека), в контрольную – которые говорили о том, что еще не готовы к серьезным отношениям (23 человека). Нами были приглашены к исследованию 46 человек. Для формирования выборок и для подтверждения готовности к браку, нами был применен опросник «Выявление отношения к браку». Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты диагностики готовности к браку молодежи (опросник «Отношение к браку»)
| Группа Высказывание | Экспериментальная(%) | Контрольная(%) |
| 1. Как вы относитесь к браку? | ||
| А) Положительно | 100 | 40 |
| Б) Отрицательно | 0 | 20 |
| В) Пока не думал об этом | 0 | 40 |
| Г) Затрудняюсь ответить | 0 | 0 |
| 2. Считаете ли вы нормальным вступать в брак во время учебы в ВУЗе? | ||
| А) да, это нормально | 70 | 5 |
| Б) нет, брак мешает учебе | 5 | 75 |
| В) может быть | 15 | 20 |
| Г) не знаю | 10 | 0 |
| 3. В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак? | ||
| А) от 16-18лет | 0 | 0 |
| Б)от 18-20 лет от | 0 | 0 |
| В)20-30 лет | 90 | 75 |
| Г)от 30 и старше | 10 | 25 |
| 4. Как относитесь к браку с разными национальностями? | ||
| А) это меня не интересует | 80 | 60 |
| Б)так нельзя | 0 | 0 |
| В)для меня нет разницы, а родители против | 0 | 0 |
| затрудняюсь ответить | 20 | 40 |
| 5. Для вас имеет значение социальное положение вашей половины? | ||
| А) да | 75 | 90 |
| Б)Нет | 0 | 10 |
| В)может быть, это и лучше, но вообще, нет | 25 | 0 |
| Г)не знаю | 0 | 0 |
| 6. На каком социальном уровне должен быть мужчина, чтобы привлечь к себе внимание? | ||
| А) студент | 20 | 0 |
| Б)служащий | 0 | 5 |
| В)интеллигент | 0 | 10 |
| Г)Бизнесмен, не имеет значения | 80 | 85 |
| 7. Как вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18лет)? | ||
| А)нормально | 0 | 0 |
| Б)нормально, но это ненадолго | 35 | 0 |
| В)отрицательно | 50 | 90 |
| Г)затрудняюсь ответить | 15 | 10 |
| 8. Хотели ли вообще вступать в брак? | ||
| А) да | 100 | 0 |
| Б)да, но сначала доучусь | 0 | 100 |
| В)не знаю | 0 | 0 |
| Г)нет | 0 | 0 |
| 9. Состоите ли вы в браке? | ||
| А) Да зарегистрировались | 40 | 0 |
| Б)Да, без регистрации | 10 | 40 |
| В)нет | 50 | 60 |
| Г)разведен | 0 | 0 |
Графически результаты опроса представлены с помощью диаграмм 1-9.









Анализируя полученные результаты, можно говорить о том, что на основании положительного отношения к браку (100%), желанию вступить в брак (100%), принятию партнера как в образе студента (20%), так и бизнесмена или без разницы (80%), положительному отношению к браку в раннем возрасте (35%) и одобрению вступления в брак во время обучения в ВУЗе (70%) в экспериментальной группе отмечается тендениция к готовности вступлению в брак. В тоже время, непринятие партнера в связи с его национальностью (80%), несоответствием социального положения ожидаемому (75%), неодобрение раннего брака (50%), и отсутствие опыта брачных отношений (50%) может свидетельствовать о среднем уровне готовности к браку молодых людей . Молодые люди положительно оценивают перспективу брачных отношений, но не проявляют высокий уровень готовности к ним.
Результаты опроса в экспериментальной группе позволяют сделать вывод о низкой их готовности к браку: несморя на то, что 40% юношей и девушек положительно относятся к браку, 20% брак не приемлют, 40% не задумываются о нем. Больше половины опрошенных считают, что брак во время студенчества может вредить учебе (75%), оптимальный период для супружеских отношений – после 20 лет (75%) и старше 30 (25%) и отрицают ранний брак (85%). При этом 100% респондентов планируют вступить в брак, но в более старшем возрасте, хотя 40% из них уже живут в браке без регистрации. Студенты не принимают потенциального супруга в статусе, отличающимся от подходящего образа: 60% отрицают брак с человеком иной национальности, для 90% имеет значение социальное положение. Можем предположить о наличии отрицательного опыта совместной жизни молодых людей, который связан с низкой готовностью к вступлению в брак.
Расширить представление о готовности современной молодежи к браку позволяет тест И.Ф.Юнда.
Таблица 3. Представление о готовности современной молодежи к браку
| № вопросов | Содержание вопросов | Баллы | |
| Экспериментальная групп | Контрольная группа | ||
| I | У юноши (девушки) неприятности на работе | 10 | 1 |
| II | Встреча гостей – родителей, родственников и друзей | 7 | -1 |
| III | Совместные покупки, заготовка продуктов | 10 | 2 |
| IV | «Мне некогда, я работаю» | 8 | 0 |
| V | Забота об уюте, эстетике быта, чистоты, уборка квартиры и т.д | 8 | 4 |
| VI | Сексуальные отношения | 7 | 1 |
| VII | Забота о потомстве | 11 | 1 |
| VIII | Забота о воспитании детей | 13 | 3 |
| IX | Самосовершенствование в рамках семьи | 12 | 2 |
| X | Выбор и развитие коммуникабельности | 9 | 0 |
| ∑ | 95 | 13 | |
Статистически значимо различаются контрольная и экспериментальная группы по уровню готовности к браку по всем вопросам. Данные представлены в таблице 4.
Таблица 4. Эмпирические значения статистических различий готовности к браку экспериментальной и контрольной групп
| Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 |
| 1 | 4,75* | |||||||||
| 2 | 3,48* | |||||||||
| 3 | 4,76* | |||||||||
| 4 | 4,36* | |||||||||
| 5 | 3,52* | |||||||||
| 6 | 4,47* | |||||||||
| 7 | 3,53* | |||||||||
| 8 | 4,31* | |||||||||
| 9 | 4,36* | |||||||||
| 10 | 4,86* |
Условные обозначения.
В таблице отражен уровень статистической значимости различий:
* — 5% уровень значимости (при р ≤ 0,05)
Примечание.
Статистические различия предпочитаемых тенденций поведения в конфликте определялись по критерию Стьюдента
