По результатам проведенной диагностики можно говорить о том, что группа молодых людей из экспериментальной выборки проявляют высокий уровень готовности выполнять семейные функции, которые включают в себя создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимную жизнь супругов, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д. В семье ориентируется на сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать в случае неприятностей у партнера; включенность в решение семейных вопросов на бытовом уровне; уважение к работе и интересам партнера; ориентация на рождение детей и их совместное воспитание.
Молодые люди из контрольной группы демонстрируют низкий уровень готовности к браку. Они обвиняют в случае неудач на работе, не стремятся общаться с родственниками и соблюдать традиции гостеприимства; не хотят включаться в бытовые проблемы.
Уровень самоотношения молодых людей нами изучался посредством методики В.В. Столина «МИС». Согласно данным по методике, проблемные зоны в самоотношении экспериментальной группы ярко не выражены (См.табл.5). Молодые люди демонстрируют в ответах тенденцию к самопринятию, самоуважению, готовность меняться, рефлексивную позицию, а также положительный образ себя в глазах других. В экспериментальной группе нами выявлено, что юноши и девушки демонстрируют неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнение в способности вызывать уважение; склонны искать причины своих неудач во внешней среде, обвинять других; не принимают себя такими, какими они есть, но при этом активность на изменение низкая. Таким образом, в экспериментальной и контрольной группах выявлены различия по факторам самоуважения, аутосимпатии и самоуничижению. Статитически значимо экспериментальная группа демонстрирует большее самоуважение и аутосимпатию. Молодые люди в контрольной группе в большей мере демонстрируют самоуничижение. Эмпирические показатели статистических различий представлены в таблице
Таблица 5. Самоотношение юношей и девушек в экспериментальной и контрольной группах(Средние значения по выборке на базе методики В.В. Столина)
Шкалы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Исследуемые | |||||||||
Контрольная группа | 7,57 | 3,13 | 7,43 | 2,02 | 2,40 | 3,44 | 2,43 | 12,54 | 9,62 |
Экспериментальная группа | 5,65 | 8,62 | 7,00 | 5,33 | 7,27 | 8,44 | 4,67 | 6,65 | 4,54 |
Условные обозначения.
В таблице цифрами обозначены следующие шкалы:
1 – открытость, 2 — самоуверенность, 3 — саморуководство,
4 — зеркальное Я, 5 — самоценность, 6 — самоприятие,
7 — самопривязанность, 8 – конфликтность,9 – самообвинение.
Таблица 6. Эмпирические значения статистических различий в самоотношении в экспериментальной и контрольной группах (на базе методики В.В. Столина)
Шкалы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 1,37 | ||||||||
2 | 3,09** | ||||||||
3 | 1,26 | ||||||||
4 | 2,35* | ||||||||
5 | 2,42* | ||||||||
6 | 2,45* | ||||||||
7 | 2,39* | ||||||||
8 | 3,85* | ||||||||
9 | 2,34* |
Условные обозначения.
В таблице отражен уровень статистической значимости различий:
* — 5% уровень значимости (при р ≤ 0,05)
** — 1% уровень значимости (при р ≤ 0,01)
Примечание.
Статистические различия самоотношения определялись по критерию Стьюдента.
Расширить представление о самоотношении молодых людей позволяет тест Будасси. Результаты диагностики представлены в таблицах 7 и 7.1.
Таблица 7. Самооценка молодых людей
Коэффициент корреляции | Уровень самооценки | Экспериментальная группа | Контрольная группа | φ |
От 4 — 1,0 до + 0,85 | Самооценка высокая Неадекватная | 5% | 0 | — |
От + 0,84 до + 0,53 | Самооценка высокая Адекватная | 75% | 5% | 11,6* |
От + 0,52 до -0,1 | Самооценка средняя Адекватная | 15% | 10% | 1 |
От -0,09 до -0,32 | Самооценка низкая Адекватная | 5% | 65% | 10,06* |
От -0,33 до -1,0 | Самооценка низкая Неадекватная | 0 | 20% | — |
Условные обозначения.
В таблице отражен уровень статистической значимости различий:
* — 5% уровень значимости (при р ≤ 0,05)
Примечание.
Статистический анализ различий проводился с помощью критерия Фишера
Таблица 7.1 Итоговые результаты диагностики самооценки молодых людей
Группа | Экспериментальная | Контрольная |
Коэффициент корреляции | 0,73 | -0,09 |
Согласно полученным данным, самооценка молодых людей, входящих в экспериментальную группу, высокая адекватная. У молодых людей совпадает степень реальных и идеальных представлений о себе, они позитивно относятся к себе, отмечается высокий уровень самоуважения, принятия себя, ощущение собственной полноценности. Юноши и девушки из контрольной группы обладают низкой адекватной самооценкой, что связано, согласно интерпритационным возможностям методики, с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.
Статистически значимо в экспериментальной группе получены более высокие значения по высокой адекватной самооценке. Вместе с тем, в экспериментальной группе зафиксирован более высокий уровень низкой адекватной самооценки. Молодые люди с адекватно высокой самооценкой в равной мере признают как свои достоинства, так и то, что на первый взгляд кажется недостатком, это позволяет им регулировать уровень притязаний и правильно относится к своим возможным ошибкам. Юноши и девушки с низкой самооценкой пасуют перед трудностями, не уверено чувствуют себя во всех жизненных ситуациях.
Таким образом, исследуемые молодые люди имеют следующие качественные отличия. Девушки и юноши из экспериментальной группы отличаются большей центрированностью на себе: они рефлексивны и в меру критичны, пытаются узнать себя, у них выражено ощущение ценности собственной личности, они стремятся к согласию с собой, к безусловному принятию себя пусть даже с некоторыми недостатками, у них выражено желание что-то изменить в себе, при этом самообвинение для них не характерно. Представители контрольной выборки оценивают себя по отношению к социально-нормативным критериям моральности и социального одобрения: отдельные аспекты образа Я, значимые для личности, они не в полной мере допускают до сознания, характеризуются сниженной критичностью и рефлексией себя, ожидают отрицательного отношения к себе со стороны других людей; в плане эмоционального отношения к себе они недооценивают ценность собственной личности, их не отличает безусловное принятие себя, выражена ригидность образа Я и тенденция самообвинения.
Применение корреляционного анализа по Пирсону позволило установить некоторые зависимости между показателями самоотношения и готовностью к браку современной молодежи. Обобщенные результаты представлены в сводных таблице 8.
Таблица 8. Коэффициенты корреляции между готовностью к вступлению в брак и самоотношением
Вариант вопроса Выборка | Шкалы самоотношения | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||
э | к | э | к | э | к | э | к | э | к | э | к | э | к | э | к | э | к | |
I | ,27* | -,159 | ,17 | -,04 | ,12 | ,06 | -,07 | ,13 | ,06 | -,29* | ,02 | ,05 | ,06 | -,29* | -,14 | -,03 | -,12 | -,04 |
II | ,17 | ,17 | ,06 | -,05 | -,07 | ,07 | ,14 | -,08 | ,07 | -,15 | ,13 | -,28* | ,14 | -,06 | ,06 | ,12 | ,12 | ,04 |
III | ,02 | -,07 | ,14 | ,09 | -,13 | -,08 | ,02 | -,04 | ,14 | ,12 | ,10 | ,16 | -,19 | -,17 | -,15 | -,18 | -,16 | -,05 |
IV | ,08 | -,03 | ,14 | -,11 | -,12 | -,44* | -,21 | -,18 | ,28* | -,37* | ,28* | -,13 | -,06 | -,15 | ,12 | -,09 | ,01 | ,03 |
V | ,13 | ,14* | -,12 | -,12 | -,11 | ,13 | ,08 | ,06 | -,21 | -,15 | -,07 | ,01 | ,02 | ,03 | ,12 | ,08 | ,15 | ,02 |
VI | ,03 | -,03 | -,19 | -,21 | -,12 | -,24 | -,18 | -,18 | -,08 | -,32 | ,18* | -,11 | -,06 | -,15 | ,12 | -,02 | ,01 | ,03 |
VII | ,026 | -,07 | ,13 | ,01 | -,13 | ,11 | , 15 | -,04 | ,14 | ,22 | ,10 | ,16 | -,13 | -,17 | -,17 | -,12 | -,17 | -,02 |
VIII | ,02 | -,08 | ,12 | -,13 | -,12 | -,02 | -,11 | -,18 | -,08 | -,27* | ,18 | -,11 | -,06 | -,15 | ,12 | -,09 | ,015 | ,03 |
IX | ,02 | -,07 | ,14 | ,01 | -,13 | -,08 | ,05 | -,07 | ,18 | -,19 | ,10 | ,16 | -,12 | -,17 | -,17 | -,18 | -,16 | -,05 |
X | ,28* | -,11 | ,16 | -,12 | -,12 | -,13 | -,01 | -,12 | -,08 | -,14 | ,12 | -,13 | -,06 | -,18 | ,14 | -,09 | ,01 | ,04 |
Условные обозначения.
В таблице цифрами обозначены следующие шкалы:
1 – открытость, 2 — самоуверенность, 3 — саморуководство,
4 — зеркальное Я, 5 — самоценность, 6 — самоприятие,
7 — самопривязанность, 8 – конфликтность,9 – самообвинение.
I — У юноши (девушки) неприятности на работе;
II — Встреча гостей – родителей, родственников и друзей ;
III — Совместные покупки, заготовка продуктов;
IV — «Мне некогда, я работаю»;
V — Забота об уюте, эстетике быта, чистоты, уборка квартиры и т.д;
VI — Сексуальные отношения;
VII- Забота о потомстве;
VIII — Забота о воспитании детей;
IX — Самосовершенствование в рамках семьи; X — Выбор и развитие коммуникабельности.
Самоценность, самопринятие и самопривязанность отражают эмоциональное отношение субъекта к своему «я» и могут быть проинтерпретированы как шкалы аутосимпатии.
Чем выше самоценность экспериментальной группы, тем больше они готовы оказать помощь супругу (r= ,28, корреляция статистически достоверна на 5% уровне значимости, при р<0,05).
Возрастание самоценности молодых людей из контрольной группы соотносится с уменьшением участия при неприятностях на работе партнера ( r= -0,29, корреляция статистически достоверна на 5% уровне значимости, при р<0,05), участии в его проблемах ( r= -0,37, корреляция статистически достоверна на 5% уровне значимости, при р<0,05), заботе о потомстве ( r= -0,27, корреляция статистически достоверна на 5% уровне значимости, при р<0,05) .
Рост самоприятия в самоотношении экспериментальной группы положительно коррелирует участием в проблемах супруги или супруга ( r= 0,28, корреляция статистически достоверна на 5% уровне значимости, при р<0,05) и сексуальными отношениями ( r= 0,18, корреляция статистически достоверна на 1% уровне значимости, при р<0,01), а в экспериментальной группе – обратно связан корреляционной зависимостью с готовностью встречать гостей, организовывать семейные праздники ( r= -0,28, корреляция статистически достоверна на 5% уровне значимости, при р<0,05).
Чем больше показатели по шкале самопривязанности в экспериментальной группе, тем чаще они склонны отказывать в помощи партнеру (r= 0,29, корреляция статистически достоверна на 5% уровне значимости, при р<0,05).
Увеличение открытости в экспериментальной группе ведет к увеличению включенности в помощь при неприятностях на работе у супруги или супруга ( r= 0,27, корреляция статистически достоверна на 5% уровне значимости, при р<0,05), выбору и развитию коммуникабельности ( r= 0,28, корреляция статистически достоверна на 5% уровне значимости, при р<0,05).
Таким образом, аутосимпатия и самоуважение выступает регулятором готовности к семейной жизни. Положительная оценка собственного «я» личности по отношению к нормативным критериям социального одобрения положительное эмоциональное отношение субъекта к своему «я». Вероятно, этим объясняется готовность помочь супругу в сложной для него или для нее ситуации, готовность соблюдать семейные традиции встречи гостей, быть радушным и гостеприимным.
Негативное самоотношением, вплоть до самоуничижения, может стать причиной неготовности к браку. Низкая рефлексивная позиция и осознанность себя, сомнении в способности вызывать уважение у других, поиск причин вовне, сомнения в себе и низкая самооценка не позволяют принять партнера как ценность, вкладываться в отношения, содействовать в разрешении проблем и трудностей, соблюдать нормы и традиции семьи.
Нами был проведен корреляционный анализ данных, полученных с помощью методики Будасси и опросника Юнда. Данные отражены в таблице 9.
Таблица 9. Коэффициенты корреляции между готовностью к вступлению в брак и самооценкой
Выборка | Шкалы самоотношения | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
э | к | э | к | э | к | э | к | э | к | э | к | э | к | э | к | э | к | э | к | |
Самооценка | ,37* | -,15 | ,17 | -,04 | ,12 | ,06 | ,27* | -,13* | ,06 | -,29* | ,01 | ,05 | ,22* | -,29* | -,14 | -,03 | -,12 | -,04 | ,31* | ,13 |
Условные обозначения.
В таблице цифрами обозначены следующие шкалы:
1. Неприятности на работе партнера
2. Встреча гостей – родителей, родственников и друзей
3. Совместные покупки, заготовка продуктов
4. «Мне некогда, я работаю»
5. Забота об уюте, эстетике быта, чистоты, уборка квартиры и т.д
6. Сексуальные отношения
7. Забота о потомстве
8. Забота о воспитании детей
9. Самосовершенствование в рамках семьи
10. Выбор и развитие коммуникабельности
Нами зафиксированы следующие статистически значимые корреляции. В экспериментальной группе с ростом самооценки возрастает готовность эмоционально включаться в проблемы партнера на работе, стремление его поддержать; возрастает уверенность в необходимости совместного воспитания детей; самосовершенствование в рамках семьи. Вероятно, соответствие образа Я реального образу Я идеального, позволяет молодым людям реально смотреть на ситуацию, принимать партнера каким он есть.
У молодых людей в контрольной группе снижение самооценки связано со снижением включенности в проблемы супруга или супруги, желанием решать бытовые вопросы, рожать и воспитывать детей. Неудовлетворенность собой, неуаеренность в своих силах не позволяет юношам и девушкам включиться в разрешение семейных проблем.
Выводы по Главе 2
Эмпирическое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
- Самоотношение и самооценка выступают личностными коррелятами готовности к браку современной молодежи, отражающей осознанность “я”; самоуважение и уверенность в себе; саморуководство и последовательность “я”; ожидаемое отношение других; безусловное самопринятие; переживание ценности собственной личности; чувство привязанности к своему “я”; непонимание себя, переживание конфликтности “я”; чувство самообвинения.
- Существует качественное своеобразие самоотношения у молодежи с низкой и высокой готовностью к браку: молодые люди с положительным чувством в адрес собственного “я” демонстрируют высокую готовность к браку; и наоборот – молодежь с отрицательным отношением к своему «Я» проявляют низкую готовность ко вступлению в брак.
- В качестве основания готовности вступления в брак можно выделить установку на принятие партнера со всеми его недостатками, готовность разделить с ним проблемы и сложности, возникающие по его вине. Слишком высокие ожидания от супруга или супруги, стремление к идеалу выступают препятствием для достижения высокого уровня психологической готовности к браку и связаны с низким уровнем самооценки. Расхождение между Я – реальным и Я – идеальным экстраполируется на характеристики партнера. Непринятие себя находит отражение на уровне брачных отношений: молодые люди выдвигают особые требования к супругу или супруге, что, вероятно, актуализирует конфликтное поведение.
- Девушки и юноши с положительным самоотношением рефлексивны и в меру критичны, пытаются узнать себя, у них выражено ощущение ценности собственной личности, они стремятся к согласию с собой, к безусловному принятию себя пусть даже с некоторыми недостатками, выражено желание что-то изменить в себе, при этом самообвинение для них не характерно. Молодые люди с низким уровнем самоотношения характеризуются тем, что отдельные аспекты образа Я, значимые для личности, они не в полной мере допускают до сознания, снижена критичность и рефлексией себя, они ожидают отрицательного отношения к себе со стороны других людей; в плане эмоционального отношения к себе они недооценивают ценность собственной личности, их не отличает безусловное принятие себя, выражена ригидность образа Я и тенденция самообвинения.
- Аутосимпатия и самоуважение выступает регулятором готовности к семейной жизни. Положительная оценка собственного «я» личности по отношению к нормативным критериям социального одобрения положительное эмоциональное отношение субъекта к своему «я». Вероятно, этим объясняется готовность помочь супругу в сложной для него или для нее ситуации, готовность соблюдать семейные традиции встречи гостей, быть радушным и гостеприимным.
Негативное самоотношением, вплоть до самоуничижения, может стать причиной неготовности к браку. Низкая рефлексивная позиция и осознанность себя, сомнении в способности вызывать уважение у других, поиск причин вовне, сомнения в себе и низкая самооценка не позволяют принять партнера как ценность, вкладываться в отношения, содействовать в разрешении проблем и трудностей, соблюдать нормы и традиции семьи.
Заключение
Период юности — определенный этап социализации человека, в рамках которой формируется и корректируется самоотношение, происходит ориентировка и центрирование в системе межличностных отношений, расширение сферы общения и определения приоритетности в межличностном взаимодействии. Часто молодость совпадает с периодом обучения в ВУЗе. Вероятно, включенность в образовательную ситуацию, а также стремление соответствовать современным тенденциям среды, у современных молодых людей формирует установку на минимальные вклады и максимальные выгоды. Наличие этой установки отражает особенности социально-психологической ситуации в российской действительности, презентированные на личностном уровне как маркетинговое видение мира, характеризующее оценку явлений социальной действительности в материальных категориях цены и полезности. В контексте данных условий происходит искажение самооценки юношей и девушек, формируется негативное самоотношение при несоответствии требований среды. Для более основательных выводов в этом направлении необходимо самостоятельное научное исследование.
Самоотношение и самооценка выступают личностными коррелятами готовности к браку современной молодежи, отражающей осознанность “я”; самоуважение и уверенность в себе; саморуководство и последовательность “я”; ожидаемое отношение других; безусловное самопринятие; переживание ценности собственной личности; чувство привязанности к своему “я”; непонимание себя, переживание конфликтности “я”; чувство самообвинения. При этом нами установлено, что существует качественное своеобразие самоотношения у молодежи с низкой и высокой готовностью к браку: молодые люди с положительным чувством в адрес собственного “я” демонстрируют высокую готовность к браку; и наоборот – молодежь с отрицательным отношением к своему «Я» проявляют низкую готовность ко вступлению в брак.
Повышенный интерес к семье и браку обусловлен увеличением количества разводов. Социально — психологический климат в семье определяет устойчивость отношений, имеет огромное влияние на развитие детей. Решая задачу поддержки молодежи в современном мире, следует учитывать специфику готовности вкладываться эмоционально и физически в развитие семейных отношений юношей и девушек с различными проблемами на психологическом уровне.
Научные данные относительно психологической готовности к браку молодых людей и ее детерминант противоречивы, не достаточно представлены эмпирические исследования по этой проблеме. Существуют разные точки зрения по поводу того, насколько сильно самоотношение может влиять на выбор жизненного пути: некоторые исследователи считают, что связь прямая и неоспоримая, другие — что социальное поведение человека зависит от ситуации и может значительно меняться.
Считаем, что перспективным эмпирическим направлением может выступить исследование того, в какой мере самоотношение может менять стратегию поведения в конфликте в браке.
Список литературы
- Атаманова Г.И. Изучение социально – психологической готовности студентов к созданию семьи //Вестник, Педагогические науки 2014/4. С.42-52
- Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с.
- Агапов B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М.: Институт молодежи, 1999. — 164 с.
- Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М.: Просвещение, 1987.
- Андреева И.С., Гулыга А.В. – Семья: Книга для чтения. Кн. 2. – М: Политиздат, 1991.-527с.
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 363 c.
- Бернс Р.В. Развитие Я — концепции и воспитание /Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. – 420с.
- Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.-285с.
- Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1991.-175с.
- Бороздина Л..В. Что такое самооценка? //Психол. журн. — 1992. — T.13. — № 4. — С.99-100
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психо-диагностике. — СПб.: Пи-тер Ком, 1999. — 528с.
- Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988.-138с.
- Гаврилова Т.А. Новые исследования особенностей подростко¬вого и юношеского воз-раста //Вопр. психол. — 1984. — № 1. — C.152-157.
- Говако Б.И. Студенческая семья. / Редкол.: Э.К. Васильева (пред.) и др. – М.: Мысль, 1988.-158с.
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. Пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.-157с.
- Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. – М.: Политиздат, 1990.-319с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М.,КСП, – 420с.
- Захарова А.В. Генезис самооценки. Дисс. На соиск. уч. степени доктора психологических наук. М., 1988.
- Зудилина, И. Ю. Формирование психологической готовности студентов к брачным отношениям : Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07
- Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. в 2 т., М., 1982, т.1.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988.-208с.
- Кон И.С. Категория «Я» в психологии //Психол. журн. — 1981. — Т.2. — № 3. — С.25-38.
- Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 255с.
- Кочетов А.И. Начала семейной жизни. – Мн.: Полымя, 1987.-224с.
- Культура семейных отношений. Сб. Статей. – М.: Знание, 1980.-112с.
- Курочкин И.Н. Методы изучения личности школьника. – Ярославль, 1986. – 87 с.
- Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. — СПб.: Питер, 2013. — 800 c.
- Немов, Р.С. Социальная психология: Учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. — СПб.: Питер, 2010. — 432 c.
- Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи //Введение в практическую социальную психологию. Учеб. пособие для высших учеб. Заведений /Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. — М.: Смысл, 1996. — C.150-167.
- Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача.-М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО МОДЭК,1998 .- С. 557-566
- Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. – М.: Мол. Гвардия, 1990.-222с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Просвещение, 1946. — 704c.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. Заметки психолога. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.-192с.
- Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983.
- Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы. – Мн.: Университетское, 1991.-104с.
- Сизанов А.Н. Здоровье и семья: психологический портрет. М., -163 с.
- Филонов Л.Б. Интерес к собственной личности и регуляция человеком своего поведения //Психологические механизмы регуляции социального поведения /Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. — М.: Наука, 1979. — С.268- 86.
- Целуйко В.М. Психология современной семьи. Москва ГИЦ ВЛАДОС», 2003. -350 с.
- Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. Для учителя. – Мн.: Нар. Асвета, 1989.-286с.
- Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000.-704с.
- Huitt W. Educational Psychology Interactive: Motivation // http // Chiron. Valdosta. edu.
- Huitt W. Self-Concept and Self-Esteem // http // Chiron. Valdosta. edu.
- Mermelstein J. Achievement Motivation» Reconsidered: Part II Gratification — Now or Later? // 7 Shevat, 5758. February 3, 1998
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф