Скоро защита?
Меню Услуги

ВЛИЯНИЕ СМЕННОЙ РАБОТЫ МЕДСЕСТРЫ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, СНА И ФОРМИРОВАНИЕ СИНДРОМА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. ЧАСТЬ 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СМЕННОЙ РАБОТЫ МЕДСЕСТРЫ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, СНА И ФОРМИРОВАНИЕ СИНДРОМА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

 

2.1. Диагностика влияния сменной работы

 

Эмпирическое исследование влияния сменной работы на особенности сна и формирования синдрома психоэмоционального выгорания у медицинских сестер было организовано и проведено на базе МБУЗ «ГКБ № 1»  г. Новосибирск.

В опросах принимали участие около 300 медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений г. Новосибирска в различной возрастной категории: от 18 до 70 лет, имеющие стаж работы от 3 месяцев до 46 лет.

Из них в стационарных условиях работало 216 человек, в амбулаторных – 84. В хирургических подразделениях трудились — 25% медицинских сестер, акушерско-гинекологических – 23,5%, терапевтических — 10,5%, на станции скорой помощи – 9,2%, психиатрических и наркологических – 8,8%, клинико-диагностических – 7,5%, кожно-венерологических – 6%, вспомогательных – 5%, анестезиолого-реанимационных – 4,5%.

Для скринингового исследования на выявление нарушений сна была использована анкета для оценки субъективных характеристик сна. Медсестер попросили самостоятельно оценить (от 0 до 5 баллов) следующие шесть показателей: непосредственно время для засыпания, продолжительность сна, количество ночных пробуждений, качество сна, количество снов и качество сна, а также утреннее пробуждение.

Варианты ответов отражают градацию выраженности признака и кодируются по убыванию тяжести симптома от одного балла (очень долго, очень короткий, множественные, очень плохо) до пяти (мгновенно, очень долгий, нет, отлично).

В конце исследования, при интерпретации результатов мы рассчитывали общее количество субъективных характеристик сна. Использовались три диапазона значений: 22 балла и более — «нормальный» (сон оценивается как нормальный), 18 баллов или менее — нарушение сна, 19–21 балл — предельные значения.

Чтобы определить хронотип среди медсестер, мы использовали небольшую анкету (Приложение 2), состоящую из пяти простых вопросов, чтобы определить, какой тип распространен в группе исследованных сотрудников. Полученные данные были соотнесены в процентах.

В ходе исследования влияния сменной работы на состояние сна у 167 из 300 человек определяли наличие депрессивных состояний по методике П. Пишо. Обработка полученных данных осуществлялась благодаря использованию описательной статистики и корреляционного анализа.

В результате анализа деятельности медицинских сестер различных подразделений на базе ГКБ №1, было так же проведено исследование влияния сменной работы на формирование синдрома психоэмоционального выгорания. Для оценки использовалась методика диагностики профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой в виде небольшого анкетирования (Приложение 3).

В проводимом исследовании всего приняло участия 8 медицинских сестер из разных отделений Городской клинической больницы №1.  Им предлагалось ответить на вопросы, предложенные в анкете по каждому пункту: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день». Опросник включал в себя три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Варианты ответов оценивались следующим образом: «никогда» — 0

баллов, «очень редко» — 1 балл, «иногда» — 3 балла, «часто» — 4 балла, «очень

часто» — 5 баллов, «каждый день» — 6 баллов.

Ключ к опроснику.

«Эмоциональное истощение» — ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов — 54).

«Деперсонализация» — ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

«Редукция личных достижений» — ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше y обследованного выражены различные стороны «выгорания». O тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

 

2.2. Ре зульта ты иссле дова ния влияния сме нной ра боты

В результате проведенных исследований, были получены следующие результаты. Расстройства сна были выявлены у 26,25% людей, в свою очередь, пограничные состояния – у 45,0%. В структуре расстройств сна явно преобладают частые пробуждения ночью (17,75%) и плохое пробуждение утром (15,75%).

Одно из перечисленных расстройств сна встречалось у 21,7% исследуемых медсестер, два и более – у 17% (таблица 1). Чаще всего (50% и выше) нарушения сна наблюдались у медицинских сестер, работающих в подразделениях психиатрического и наркологического, анестезиолого-реанимационного, кожно-венерологического и терапевтического профиля. В свою очередь, на руше ние  сна  редко отме ча лись у сотрудников вспомога те льных и хирургичeских подра зде ле ний.

 

Таблица 1.

Распространённость и структура расстройств сна у обследованных медицинских работников, %

А – хирургический, Б – акушерско-гинекологический, В – терапевтический, Г – скорая помощь, Д – психиатрический и наркологический, Е – кожно-венерологический, Ж – вспомогательные подразделения, З – анестезиолого-реанимационный.

Таким образом, у медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации, кроме перечисленных нами выше расстройств сна, наблюдалось плохое и очень плохое качество утреннего пробуждения.

В свою очередь, у медицинских сестер учреждений кожно-венерологического профиля отмечалось длительное время засыпания, а у медсестёр терапевтического профиля отмечались множественные и тревожные сновидения.

В таблице 2 приведены усредненные бальные значения всех расстройств сна, которые непосредственно были выявлены среди медицинских сестер Городской клинической больницы г. Новосибирска, которые были получены в ходе анализа анкеты бальной оценки субъективных характеристик сна (Приложение 1).

На основании данных, приведенных в таблице 2, можно сделать вывод, что у медицинских сестер, работающих непосредственно на базе психиатрических и наркологических подразделений продолжительность сна была значительно меньше с достаточно частыми пробуждениями ночью и плохим качеством сна в целом.

Таблица 2. Бальная оценка расстройств сна у медицинских сестер различных подразделений

Таким образом, можно сделать вывод, что неудовлетворительные показатели сна наблюдались у медицинских сестер, которые осуществляют работу непосредственно на базе терапевтического подразделения, психиатрического и наркологического, кожно-венерологического, а также отделения анестезиологии и реанимации.

У медицинских сестер, профессиональная деятельность которых, осуществляется в кожно-венерологическом отделении отмечались достаточно выраженные нарушения процесса засыпания; нарушение продолжительности сна было выявлено у медсестер терапевтического, психиатрического и наркологическог отделения, а так же отделения анестезиологии-реаниматологии.

Нарушение качества сна наблюдалось у лиц психиатрическог и кожно-венерологическог отделений. Нарушение пробуждения по утрам, в свою очередь, было отмечено медицинскими сестрами терапевтического, психиатрического и наркологическог отделения, а так же отделения анестезиологии-реаниматологии.

Ночной сон среди опрошенных ме дицинских сестер различных подразделений составлял в средне м от 2 до 10 ча сов в сутки. Меньше  7 часов спа ли 35,5%. Дневной сон регулярно практикова ли 10,75%, иногда  – 47%. Только 33,25% ложились до 23 ча сов, 51,25% – от 23 до 24 и 15,5% – после  полуночи. (рисунок 1)

 

Рисунок 1 Время начала сна медицинских сестер различных подразделений

Ночные смены отмечались среди 70% обследованных медсестер. Нами было выяснено, что практически все медицинские работники различных подразделений принимали снотворные средства. Доволь часто к данной группе препаратов прибегали сотрудники неотложной медицинской помощи, однако нарушения сна среди них встречались относительно редко. В свою очередь, в результате опроса, медицинские сестры акушерско-гинекологических отделений, напротив, очень редко принимали снотворные средства.

Медицинские сестры, которые часто дежурили по ночам, в различных подразделениях больницы, в целом регистрировали больше расстройств сна, намног чаще у них наблюдалось пробуждение ночью. Главной причиной этог они считали сменную работу.

Достаточно часто ночные дежурства приходились на долю медицинских работников, деятельность которых осуществлялась в психиатрических, кожно-венерологических, анестезиолого-реанимационных подразделений и станции скорой медицинской помощи.

В результате проведенного опроса среди медицинских сестер на базе Городской больницы, при помощи небольшой анкеты, состоящей из пяти вопросов (Приложение 2), было выяснено, что поздно ложиться спать предпочитали 35,5% опрошенных («совы»), рано вставать – 25% («жаворонки»), не то и не другое 39,5% («голуби»).

Указанные отличительные особености сна оказались связанными с его продолжительностью, количеством расстройств и качеством утреннег пробуждения. Самыми неудовлетворительными перечисленные показатели были выявлены непосредственно у медицинских сестер, которые производили работу в психиатрических и наркологических отделениях 9»совы» среди них встречались в 67,9% случаев). Однако, в свою очередь, среди медицинских сестер хирургических и акушерско-гинекологических подразделений, часто преобладал хронотип «голуби» (56,2% и 49,9% соответственно) (рисункок 2).

Рисунок 2 Доля различных хронотипов исследуемых медицинских сестер

 

На основании данных, полученных в ходе исследований,можно сделать вывод, что среди медицинских сестер, зачастую преобладает хронотип «голубь», который характеризуется высокой дневной активностью, своеобразными трудностями во время пробуждения, а так же преобладанием прямой зависимости между утомлением и уровнем суточной нагрузки.

В ходе исследования было так же установлено, что самыми распространенными среди причин нарушения сна у медицинских сестер являлись стресс (54,25%) и сменная работа (45,5%).

Частый стресс непосредственно сопровождался частым пробуждением ночью, а сменная работа зачастую увеличивала время засыпания, ухудшала качество и продолжительность сна, приводила к частым пробуждениям, что вынуждало медицинских сестер различных подразделений принимать снотворые средства.

Сменна работа, как первостепенная и ведущая причина расстройств сна была визуализирована среди ответов медицинских сестер, работающих на базе психиатрических и наркологических, кожно-венерологических отделений и станции скорой помощи, реже  — сотрудников вспомогательных подразделений лечебно-профилактических учреждений.

В результате проведенного исследования депрессивных состояний по методике П.Пишо, изменения были выявлены у 9,7%  среди 167 опрошенных медицинских сестер.

Они коррелировали со всеми вышеуказанными клиническими проявлениями нарушения сна, такими как продолжительность сна, прием снотворных средств и частота их приема.

Таблица  3 Соотношение расстройств сна и депрессии у обследованных медицинских сестер

Данные, указанные в таблице 3, позволяют сделать вывод о том, что расстройства сна, выявленные среди медицинских сестер и депрессивные состояния непосредственно связаны между собой. Депрессивные состояния, как  с нарушениями сна, так и без таковых в несколько раз чаще отмечались у медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации. (30% против 8,9% у остальных).

У медицинских сестер, профессиональная деятельность которых, осуществлялась на базе хирургического подразделения, редко выявлялись расстройства сна и депрессии, у них отмечалось раннее засыпание, а их сон отличался большей продолжительностью времени.

Более 27% мдицинских сестер различных отделений отмечали прием антидепрессантов, седативных и снотворных препаратов, от 24,6% до 35,3% употребляли алкогольные напитки, чтобы ускорить процесс засыпания. Расстройства сна намного чаще выявлялись у медицинских сестер со сменным графиком работы, частым преобладанием ночных дежурств.

В ходе исследования воздействия сменного графика работы на формирование синдрома психоэмоционального выгорания, были получены следующие результаты, представленные в таблице 4.

Таблица  4

Результаты диагностики синдрома психоэмоционального выгорания среди девяти медицинских сестер

Таким образом, проведенная диагностика синдрома психоэмоционального выгорания, среди медицинских сестер различного профиля, показала, что со стороны сформированности синдрома эмоционального выгорания, отмечается его невысокий уровень сформированности.

«Эмоциональное истощение» — при сформированном синдроме эмоционального выгорания максимальная сумма баллов – 54. Испытуемые медицинские сетры в среднем показали ниже 30 баллов.

«Деперсонализация» — при сформированном синдроме психоэмоционального выгорания максимальная сумма баллов – 30 баллов. Среди исследуемых медсестер показатели отмечались ниже 15 баллов.

«Редукция личных достижений» — при сформированном симптоме эмоционального выграния максимальная сумма баллов – 48. У всех испытуемых этот показатель гораздо ниже. Общий показатель при сформированном синдроме эмоционального выгорания составляет 132 балла. Среди участников эксперимента в данной группе такого результата никто не показал.

Таким образом, хочется отметить, что результаты проведенного исследования показывают, что в профессиональной группе медицинских сестер непосредственно сформировавшегося синдрома психоэмоционального выгорания не выявлено.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что медициснкие сестры, имеющие сменные график работы, частые ночные дежурства, наиболее подвержены возникновению синдрома психоэмоционального выгорания в профессиональной деятельности: на них лежит большой груз ответственности за здоровье и жизнь своих пациентов.

ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Нормальное психическое и нравственное здоровье непосредственно подразумевает под собой спокойствие и уравновешенность, а также хорошее умение адаптироваться и прекрасно преодолевать достаточно непростые кризисные ситуации, и, несомненно, самоконтроль. В выраженных формах синдром психоэмоционального истощения часто подвержен полному медицинскому и психотерапевтическому лечению.

К большому сожалению, в некоторых случаях зачастую синдром психоэмоционального истощения настолько выражен, что единственным верным способом его лечения является, прежде всего, радикальное изменение профессиональной деятельности медицинских сестер, а также переход к административной работе или работе, не связанной с людьми.

Исходя из вышесказанного, можно сделать небольшой вывод, что именно поэтому настолько важно использовать различные меры профилактики для предотвращения выгорания среди работников здравоохранения, применяя различные подходы: личностно-ориентированные методы; методы саморегуляции; учебные курсы; меры по изменению рабочей среды и др.

Основываясь на работах различных ученых в области медицины, Всемирная организация здравоохранения разработала некоторые рекомендации по реализации первичной профилактике синдрома выгорания у медицинских работников. [15]

Основные действия по профилактике:

  • Избегать чрезмерно высоких требований к личностям, которые оказывают помощь другим людям;
  • Необходимо производить обучение сотрудников наиболее благоприятному распределению времени, а также научить их различным техникам релаксации;
  • Минимизировать направленное влияние факторов, которые непосредственно вызывают слишком сильный стресс;

На данный момент, необходимой первоочередной базовой частью профилактики эмоционального выгорания является психологическая подготовка личностей специалистов еще на уровне обучения в ВУЗе.

Необходимо реализовать не только теоретические основы психологии, но и практические курсы, которые направлены на развитие стрессоустойчивости в жизни и на работе.

На сегодняшний день существует невероятное множество различных методик, учебных курсов, советов, направленных непосредственно на профилактику синдрома психоэмоционального выгорания медицинских работников и не только. Среди них можно выделить следующие:

  • Повышение коммуникативных умений с помощью всевозможных активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры);
  • Обучение наиболее эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций;
  • Разнообразные учебы и мастер-классы, которые направлены на стимулирование саморазвитие, личностный и профессиональный рост у медицинских сестер;
  • Программы, разработанные для снятия стресса и поддержки групп, нацеленные на исправление личной самооценки, уверенности в себе, социальной смелости, эмоциональной стабильности и психофизической гармонии, овладение методами саморегуляции и планирование личной и профессиональной карьеры.
  • Необходимо соблюдать режим сна, отдыха и питания;
  • Производить поиск каких-либо новых интересов, не связанных, в первую очередь, с профессиональной деятельностью;
  • Стремление к тому, к чему хочется;
  • Осуществлять постоянное участие в различных семинарах, где есть возможность познакомиться с новыми людьми.

В настоящий момент методика обучения людей в области антистрессовых мероприятий на рабочем месте широко реализуется непосредственно в профилактике эмоционального стресса. Однако существенным минусом этого метода является то, что многие не могут применять его на практике, поскольку их работа требует определенного поведения. [14]

Еще одним из наиболее эффективного метода профилактики развития синдрома психоэмоционального выгорания является использование саморегуляции и самовосстановления. Его непосредственно можно назвать «техникой безопасности» для человека, который благодаря своим профессиональным обязанностям поддерживает постоянные и многочисленные контакты с людьми.

Основными действенными инструментами предупреждения выгорания, как для отдельного врача, так и для всей команды, являются психологические тренинги, а также своевременное информирование сотрудников о командной работе и средствах борьбы с данным синдромом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональная деятельность медицинских работников среднего звена имеет свои определенные отличительные особенности: предусматривает своеобразный процесс взаимодействия персонала и пациентов и эмоциональную интенсивность, а также психофизическое постоянное напряжение и иные факторы, которые непосредственно вызывают стресс. Медицинской сестре следует обладать такими качествами, как: терпимость по отношению к коллегам, а также по отношению к пациентам и их родным, внимательность, сочувствие, гуманность и постоянная преданность к своей профессиональной деятельности.

Частая сменная работа, многочисленные ночные дежурства, высокая нагрузка, частое общение с людьми требуют от медицинских сестер значительной функциональной активности. Влияние внешних и внутренних воздействий на организм медицинского персонала, адаптационные ресурсы личности устанавливают своего рода функциональные резервы и их непосредственные отличительные черты в проявлении деструкции среднего медперсонала.

Необходимость и практическая важность проделанной мною работы обусловлена достаточно малой изученностью, недостаточностью знаний и общими последствиями эмоционального выгорания, карьерных и ценностных ориентаций, адаптационных сторон, как факторов, непосредственно способствующих развитию нарушений качества жизни, сна и формирование синдрома эмоционального выгорания личности медицинской сестры.

Я считаю, что с возникновением эмоционального выгорания структура карьерных, а также ценностных ориентаций медицинской сестры значительно меняется. Изучив литературу по этой теме, с уверенностью можно сказать, что медицинский персонал, чья профессиональная деятельность направлена на благо обществу целом, это люди, работающие по сменному графику, имеющие постоянный повышенный стресс в условиях работы различных подразделений здравоохранения, измучены периодической нехваткой сна, часто подверженные эмоциональному выгоранию, вследствие особенностей профессиональной деятельности, большой ответственности за здоровье и за жизнь пациентов.

В результате проведенных исследований на базе Городской клинической больницы, мною были сделаны следующие выводы.

При изучении закономерностей постоянного влияния сменной работы на качество сна медицинских сестер, были получены следующие результаты, которые свидетельствуют о том, что расстройства сна были выявлены у 26,25% людей, в свою очередь, пограничные состояния наблюдались у 45,0%. В структуре расстройств сна непосредственно преобладали частые пробуждения ночью (17,75%) и плохое пробуждение утром (15,75%).  Среди 50% медицинских сестер и более нарушения сна наблюдались у лиц, работающих в подразделениях психиатрического и наркологического, анестезиолого-реанимационного, кожно-венерологического и терапевтического профиля. Относительно редко нарушение сна наблюдалось у медсестер вспомогательных и хирургических подразделений.

Частый стресс постоянно сопровождался пробуждением ночью, а сменная работа значительно увеличивала время засыпания, ухудшала качество и продолжительность сна, приводила к частым пробуждениям, что зачастую вынуждало медицинских сестер принимать снотворные средства. Сменная работа, как основная и ведущая причина расстройств сна была обнаружена в ответах медицинских сестер, работающих в психиатрических и наркологических, кожно-венерологических отделений и станции скорой помощи, реже – сотрудников вспомогательных подразделений лечебно-профилактических учреждений.

В результате выявления связи между имеющимися расстройствами сна и возникновением депрессии у медицинских сестер, были сделаны выводы, что расстройства сна и депрессивные состояния достаточно тесно связаны между собой. Депрессивные состояния как с нарушениями сна, так и без таковых в несколько раз чаще выявлялись у медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации (30% против 8,9% у остальных).

У медицинских сестер, работающих на базе хирургического подразделения, напротив, редко выявлялись расстройства сна и депрессии, они раньше отходили ко сну, их сон отличался большей продолжительностью.

В процессе изучения влияния сменной работы на формирование синдрома психоэмоционального выгорания, были получены следующие умозаключения, а именно —  медицинские сестры, имеющие сменный график работы, частые ночные дежурства, наиболее подвержены возникновению синдрома психоэмоционального выгорания в силу специфики профессиональной деятельности: на них лежит большой груз ответственности за здоровье и жизнь своих пациентов.

Изучаемая данная проблема, на мой взгляд, представляется очень важной и актуальной в настоящее время, так как большое количество медицинских сестер, работающих по сменному графику, постоянно находящихся на ночных дежурствах, имеют различные степени нарушения сна, ведущие непосредственно к нарушению качества жизни, а также способствуют в дальнейшем, формированию синдрома психоэмоционального выгорания. Данный феномен способен оказывать негативное влияние не только на самих медсестер, но и на их деятельность и самочувствие, a так же на тех, кто находится рядом c ними. Это и близкие родственники, и друзья, в том числе коллеги по работе, пациенты, которые вынуждены находиться рядом, и в результате этого становятся заложниками синдрома.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агафонова Я.В. Здоровье медицинского специалиста на рабочем месте: психологические основы развития // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 1. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=14313 (дата обращения: 26.05.2020).
  2. Бабанов С.А. Синдром эмоционального выгорания. Врач скорой помощи. -2012. №10 [Электронный ресурс] // режим доступа:http://ivo.garant.ru (дата обращения: 25.05.2020)
  3. Башенкова Л. А., Кухарская Е. В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение // Среднее профессиональное образование. 2015 №11. С. 43 – 45 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-i-meropriyatiya-napravlennye-na-ego-preduprezhdenie (дата обращения: 26.05.2020).
  4. Бухтиянов И.В. Рубцов М.Ю., Юшкова О.И. Профессиональный стресс в результате сменного труда как фактор риска нарушения здоровья работников// Анализ риска здоровью. 2016. №3
  5. Воропаева Л.А., Голенков А.В., Аверин А.В. Влияние сменной работы на гигиену сна медицинских сестер. Здравоохранение Чувашии. 2012. № 4 (32). С. 21-24.
  6. Гаранина О.А. Особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика // Организационная психология. 2015. Т. 5. № 2. С. 10–25.
  7. Голенков А.В., Полуэктов М.Г., Аверин А.В., и др. Особенности нарушений сна у медицинских сестер // Главная медицинская сестра.–2011. – 2: 55–63.
  8. Кадомцев Д.В., Пасечникова Е.А. Синдром «эмоционального выгорания», как одна из главных проблем психогигиены сотрудников отделения анестезиологии и реанимации // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15386 (дата обращения: 26.05.2020).
  9. Касимовская Н.А. Медико-организационные аспекты профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер ЛПУ стационарного типа. // Проблемы управления здравоохранением. – 2017 — № 4 — С. 53-58.
  10. Колдубовская, Т.Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей / Т.Б. Колдубовская // Вопросы психологии. – 2014 – № 2 – С. 75 – 80
  11. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, — 2013 С.30-40.
  12. Креслова Д.В., Костарев И.А., Зыкова Н.А. Влияние ночных смен на психологическое состояние медицинских сестер // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2015 – № 1 (1). – С. 64–65.
  13. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология / Менделевич В.Д. — М.: МЕДпресс-информ, 2011. — 432 с.
  14. Новичкова Н.И., Каллистов Д.Ю., Романова Е.А. и др. Гигиенический анализ факторов, влияющих на распространенность расстройств сна//Гигиена и санитария. 2016 №11.
  15. Островская И.В. Синдром «профессионального выгорания» у сестринского персонала // Медицинская сестра. — 2014 — №2. – С.35-37.
  16. Осухова Н. Г. Возвращение к жизни : методические материалы для ведущих тренингов и семинаров по профилактике профессионального выгорания / Осухова Н. Г., Кожевникова В. В. // Помощь помощнику: социально-психологическое сопровождение социальных работников ; под ред. Н.Г. Осуховой. – М. : Изд-во «Амиго-пресс», 2006. – 253 с.
  17. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств. – М. : Смысл, 2002. – 127 с.
  18. Сафиуллина Л.А. Профессиональный стресс и синдром выгорания у медицинских работников // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-2. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18521
  19. Синицына О.Н. Профессионально- эмоциональное выгорание у медсестер хирургического отделения. [Электрон ресурс] / режим доступа: https://psy.su/feed/4712/
  20. Талалушкина Ю.Н. Социально-экономический подход к изучению качества жизни населения региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2015. — №4 (44). [Электрон ресурс] / режим доступа: https://eee-region.ru/article/4402/
  21. Полуэктов М.Г., Голенков А.В. Нарушения сна при сменной работе медицинских сестер: возможности профилактики и коррекции // Медицинская сестра. — 2011. — № 7. — C. 33-35.
  22. Руженков В.А., Сергеева Е.Л., Москвитина У.С. Качество жизни медицинских работников// Научные ведомости БелГУ. Серия: Медицина. Фармация. 2013 №18.
  23. Целуйко Д.И. Влияние ночной работы на организм работника // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2016 – № 2 (24). – С. 49–51.

1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф