Заявка на расчет
Меню Услуги

ВЛИЯНИЕ СМЕННОЙ РАБОТЫ МЕДСЕСТРЫ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, СНА И ФОРМИРОВАНИЕ СИНДРОМА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Теоретические основы влияния сменной работы на деятельность медсестры
1.1 Влияние сменной работы медсестры на качество жизни
1.2 Влияние сменной работы медсестры на нарушение режима сна
1.3 Влияние сменной работы медсестры на формирование синдрома психоэмоционального выгорания
2. Исследование влияния сменной работы медсестры на качество жизни, сна и формирование синдрома психоэмоционального выгорания
2.1 Диагностика влияния сменной работы медсестры
2.2 Итоги результатов исследования и их обсуждение
3. Пути предупреждение синдрома психоэмоционального выгорания
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Говоря о трудовой деятельности специалистов социономических профессий, исследователи акцентируют свое внимание на положительных ньюансах работы с людьми. Из социономических, или «помогающих», специальностей существуют такие, которые были, есть и будут востребованы: работы с большой текучкой кадров, тяжелыми и вредными условиями труда и тому подобные. Именно к таким относят труд многих работников здравоохранения, особенно среднего звена: медицинских сёстер, акушеров, фельдшеров. Всегда в дефиците также социальные работники, учителя и т.д. Как ни прискорбно, но помогающие профессии достаточно редко становятся популярными и достойно оплачиваемыми.

Именно подобная деятельность (из-за предъявления к специалистам данных профессий повышенных требований, большой ответственности и серьезных эмоциональных нагрузок) потенциально самая опасная в плане психологического здоровья, отрицательных эмоций, связанных с рабочими ситуациями, она увеличивает вероятность возникновения стресса, связанного с префессией, и эмоционального выгорания.

Термин «синдром эмоционального выгорания» («burnout») появился в психологической литературе относительно недавно. Он был предложен американским психиатром Х. Фроуденбергером в 1974 г. Этим термином автор определял психологическое состояние здоровых людей, интенсивно и тесно общающихся с пациентами (клиентами) и находящихся в эмоционально нагруженной атмосфере во время выполнения профессиональной деятельности.

Синдром выгорания – это плавное уменьшение разных видов энергии (эмоций, умственных и физических возможностей), что проявляется симптомами физической усталости, эмоционального и умственного истощения, появляется личностная отстраненность, пропадает удовлетворение от работы. По данным литературы, этот синдром тесно связан с психосоматикой и квалифицируется как состояние предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ – 10) синдром эмоционального выгорания принадлежит к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».

Профессия медицинского работника предъявляет к личности требования связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, необходимостью принимать решения в условиях дефицита времени и при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия, что, в целом, характеризует профессиональную деятельность медиков как экстремальную, стрессогенную, такую, что скрывает в себе опасность формирования психической и психосоматической дезадаптации.

«Выгорание» — это непосредственная реакция на длительный стресс в сфере межличностного общения. Очень часто медицинские работники начинают «перегорать как лампочки». А затем наступает состояние эмоционального, психического и физического истощения вследствие непреодоленного стресса или неразрешенного рабочего конфликта. Итогом становится невозможность людей работать эффективно и это часто влечет за собой смену работы, что в свою очередь, негативно сказывается на психическом состоянии человека в частности и его здоровье в целом.

Формирование этого симптома наблюдается достаточно часто среди медицинских работников по разным причинам, одной из которых является сменная работа.

Объект исследования: сменная работа медсестры.

Предмет исследования: особенности сменной работы и их влияние на медсестру.

Цель работы: выяснить, какую роль играет сменный график работы в жизни медицинской сестры медсестры и каково его влияние на качество жизни, сон и формирование синдрома психоэмоционального выгорания.

Для достижения обозначенной цели необходимо решение следующих задач:

— рассмотреть влияние сменной работы медсестры на качество жизни;

— описать влияние сменной работы медсестры на нарушение режима сна;

— изложить влияние сменной работы медсестры на формирование синдрома психоэмоционального выгорания;

— сделать диагностику влияния сменной работы медсестры;

— подвести итоги результатов исследования и их обсуждение;

— привести пути предупреждение синдрома психоэмоционального выгорания.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СМЕННОЙ РАБОТЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДСЕСТРЫ

1.1 Влияние сменной работы медсестры на качество жизни

О проблеме качества жизни ученые и мыслители задумывались еще с незапамятных времен, что подтверждают слова Аристотеля: «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни». В настоящее время интерес к этой теме не только не утрачен, наоборот, появляются различные подходы и понимания этой проблемы.

Понятие «качество жизни» (КЖ) связано с измерением благополучия человека. Этот термин широко используется в общественный науках, как категория, отражающая разнообразные условия жизни, степень удовлетворения потребностей человека.

В медицине применяется термин «качество жизни, связанное со здоровьем» (в англоязычной литературе «health-related quality of life»), под которым понимают степень благополучия и удовлетворенности теми сторонами жизни, которые затрагивает болезнь и ее лечение.

В нашей современности впервые термин «КЖ» упоминается в литературе в 1920 г., но основоположником исследований в медицине считают изучение D.A. Karnovsky некоторых составляющих КЖ у больных саркоидозом в 1947 г. После того, как ВОЗ расширила определение здоровья как «состояние физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней», количество исследований КЖ неуклонно растет. Общепринятого определения КЖ не существует. ВОЗ рекомендует понимать это понятие как субъективное соотношение положения индивидуума в обществе (с учетом культуры и систем ценностей этого общества) с целями данного индивидуума, его планами, возможностями и степенью общей неустроенности. Это интегральная характеристика физического, психологического и социального функционирования человека на основании субъективного восприятия. Другими словами, КЖ – степень комфортности, которую  человек испытывает как внутри себя, так и в рамках своего окружения, это показатель расхождений между ожиданиями и реальными успехами человека. Медицинские аспекты КЖ включают влияние заболевания на повседневную жизнедеятельность человека.

В настоящее время выделяют три основных подхода к изучению КЖ (20):

  • Экономический подход, который лег в основу объективного понимания качества жизни. К представителям его  относят Р. Арона, Дж. Кн. Гэлбрейта, Ж. Фурастье и др. Из современников можно выделить В. Ф. Безъязычного, П. Д. Коссинского, А. И. Субетто. Здесь КЖ – это, скорее, широкое толкование «уровня жизни», включающее не только размер потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека, морально-психологический климат, душевный комфорт.
  • Философско-психологический подход понимает КЖ как субъективную оценку степени удовлетворения духовных и материальных нужд людей. Его представители: А. Кэмбэлл, Ф. Конверс, В. Роджерс и др.
  • Социально-экономический подход подразумевает комплексный, целостный подход к пониманию КЖ и чаще встречается в литературе современности. (Е. Г. Анимица, А. Л. Васильев, Г. М. Зараковский, Всемирная организация здравоохранения и т. д.).

В 2009 г. вышел Доклад международной Комиссии по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса под руководством Нобелевских лауреатов Джозефа Стиглица и Амартия Сена, а также профессора Жан-Поля Фитусси, в котором авторы утверждают, что «качество жизни» зависит от объективных условий жизни человека, реализации имеющихся у него возможностей (прожить долгую здоровую жизнь, получить образование, жить в экологически чистом месте, быть удовлетворенным социальными связями, иметь политический голос или чувствовать себя в безопасности) и субъективного благополучия человека. Такой подход можно назвать «интегрированным», он объединяет все предыдущие подходы к понятию «качество жизни» и включает в себя следующие ключевые понятия:

— возможности в материальном плане (уровень дохода, возможности потребления);

— здоровье;

— образованность и обладание различными навыками;

— личная деятельность, в том числе работа;

— наличие гражданских и политических прав и свобод;

— социальные отношения;

— состояние окружающей среды;

— безопасность, как в физическом, так и в экономическом плане.

Понимание необходимости оценки качества жизни привело к созданию и активному использованию подобных опросников. Несомненно, один опросник не может показать всю многомерную структуру качества жизни, в его теоретическом понимании, и, конечно, он не в состоянии передать механизмы законы его формирования. Тем не менее, опросники качества жизни, особенно при комплексном их применении, позволяют получать цельное понятие о самочувствии исследуемого, и являются основными стандартными инструментами оценки ситуации в целом.

Для изучения КЖ разработано около 400 опросников, условно разделенных на 2 большие группы: общие и специальные для болезни.  Объединяет их то, что оценивают они как больной переживает свою болезнь.

Общие опросники могут охарактеризовать общее состояние здоровья и применимы как для больных, так и для здоровых людей. Они используются для оценки качества жизни вне зависимости от состояния здоровья и не связаны с определенной нозологией. Применение таких опросников дает возможность обозначить условные нормы качества жизни для разных группы респондентов. Целевой аудиторией для специальных опросников становятся больные с определенным заболеванием.

Самые популярные общие методики – это опросник ВOЗ (ВОЗКЖ-100), Siсkness Impact Prоfile (SIP), Nоttingham Health Profile (NHP), Stanfоrd Physical Activity Recall, Миннесотский многопрофильный личностный опросник (ММPI), Medical Outcome Study Short-Form Health Survey (SF-36) и др.

Опросник ВОЗКЖ-100 исследует качество жизни, относящееся к здоровью, и показывает внутреннее благополучие опрашиваемых, их удовлетворенность своей жизнью. Этот опросник многоплановый инструмент, который позволяет получить как оценку качества жизни опрашиваемого в целом, так и по отдельным сферам его жизни в частности. Он может применятся к большому кругу респондентов, так как полностью охватывает все функции, неспособности и дистрессы, относящиеся к качеству жизни.

Методика SIP показывает влияние здоровья на гигиену сна, прием пищи, способность выполнения домашних обязанностей и т.д., включает в себя 136 вопросов.

По методике NHP можно ценить роль симптоматики в состоянии здоровья пациента. Плюсом этой методики является краткость опросника и его удобство для заполнения.

Методика Stanford Physical Activity Recall применяется в широкомасштабных исследованиях.

Опросник по методике MMPI часто применяется в  психодиагностике и может отразить большой спектр таких структурных составляющих личности как самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, степень адаптированности индивида или возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, предрасположенность к алкоголизму и т. д.

Опросник SF-36 характеризует общее состояние здоровья, включает в себя 36 вопросов, освещающих 8 показателей (физическое функционирование, ролевая активность, интенсивность боли, общее состояние здоровья, жизненная активность, социальное функционирование, эмоциональное состояние и его влияние, ролевое функционирование, психическое здоровье).

Самыми часто встречающимися в медицине стали специальные опросники, используемые для оценки качества жизни у больных различными заболеваниями или оценивающие различные симптомы. Однако, для полноты картины и достоверности результатов, желательно их применение только в качестве дополнения к общим методикам.

Стоит отметить, что большинство методик, так или иначе, изучающих качество жизни, разработаны иностранными специалистами, поэтому очень важно, чтобы каждый опросник был максимально корректно переведен на русский язык.

Неоднократные исследования доказывают влияние на здоровье врачей и специалистов со средним медицинским образованием различных факторов: это и лекарственные средства, микроклиматические условия, биологические агенты, неравномерное распределение нагрузки и др. На первом месте, несомненно, биологический фактор (бактерии, вирусы и др.), занимающий большую долю в профессиональной заболеваемости медицинских работников, инфекционные болезни в частности.

Значительную роль играют и нервно-эмоциональное напряжение, физическая усталость из-за ночных и круглосуточных дежурств. В профессиональной деятельности медицинских сестер (и иных сотрудников здравоохранения),  работающих по сменному графику, противостоят друг другу естественные биологические ритмы человека и социально установленные требования к времени труда. Необходимость в особых временных условий труда сильно влияет на физиологию специалиста, выражаясь в нарушении циркадианных биоритмов  — физиологическом десинхронозе. Кроме того, сменный график работы влияет не только на биоритмы жизнедеятельности, но и на организацию и осуществление качественного взаимодействия работников со значимым для них социальным кругом. Дисгармония, асинхрония, нарушение привычного порядка отправляют нас к категории времени. Проблема организации времени становится актуальной когда человеку требуется прикладывать усилия для создания желательного ритма жизни. Работающие в режиме сменного графика попадают в ситуацию рассогласования свонего времени жизни с графиком жизни важных для них людей, работающих, в основном, в обычном режиме.

Сотрудники Университета Оксфорд Брукс (Oxford Brookes University) в 2015 году сравнили специфику жизнедеятельности специалистов (врачи скорой помощи и медсестры), работающих в режиме сменного графика, со специалистами, труд которых организован в обычном режиме (стандартная пятидневная рабочая неделя). В результате было отмечено следующее (6).

Работа в ночное время, необходимость восстанавления своих сил в утренние и дневные часы, выполнения бытовых и семейных обязанностей ведет к формиованию нестандартной модели организации жизни. Привычная для многих модель для труженников по графику оказывается просто нерабочей.

Работающя посменно человек должен справляться не только с нарушением биоритмов организма (о чем мы будем говорить ниже), но и с рассогласованием в ритмах жизнедеятельности с социально важными близкими: родственниками, друзьями, приятелями. Возникает не только физиологический десинхроноз, но и «социальный десинхроноз» — разнобой между общесоциальной и индивидуальной временной концепциями.

В результате опросов выяснилось, что большая часть свободного от работы времени у сменных работников, в сравнении с другими, тратится на сон, домашнюю работу и организацию быта. Если рядовые работники чаще в свободное время общаются с друзьями, сменные выбирают узкий семейный круг. Одна из важнейших характеристик жизни при сменном графике работы – невозможность или сложность долгосрочного планирования. Дела в основном планируются на период между сменами, либо на текущий день. В целом все работники указывают на отлиичие их образа жизни от образа жизни их близких. Но степень отличий зависит от напряженности труда – чем выше напряженность, тем больше рассогласованности с близкими. Врачи  и медсесты жалуются на то, что время им просто «не принадлежит». Влияние сменного графика на отношения со значимыми другими проявляется в нехватке времени на общение с ними, в трудностях с согласованием времени с близкими людьми и в формировании специфического ритма жизни. Смены «дробят» время, цикл «работа-отдых» становится короче и исчисляется тремя сутками: рабочие сутки — двое выходных суток. Ритм жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика, приходит в рассогласование с ритмом жизни значимых других, работающих в обычном режиме, большинству приходится прикладывать значительные усилия для согласования времени. Для устранения асинхронии специалисты, работающие в режиме сменного графика, используют сходные способы: отказ от сна после смены, подмены с коллегами и т.д.

Сменная работа, особенно ночью, может негативно повлиять на здоровье и общее благополучие сотрудников, вызывая:

— Нарушения нормальных циркадных ритмов психофизиологических функций, начиная с цикла сна / бодрствования.

— Помехи работе и эффективности работы в течение 24 — часового периода с последующими ошибками и авариями.

— Трудности в поддержании обычных отношений, как на семейном, так и на социальном уровне с последующим негативным влиянием на супружеские отношения, уход за детьми и социальные контакты.

— Ухудшение состояния здоровья, которое может при проявляться в нарушениях сна и привычках питания и, в конечном счёте, более тяжёлых нарушениях желудочно — кишечного тракта (колит, гастродуоденит и язвенная болезнь и т.п.), сердечно-сосудистой системы (гипертония, ИБС), плюс очень вероятны нейро-психические проблемы (хроническая усталость, тревога, депрессия).

Кроме того, смена и ночной труд неблагоприятно влияют на здоровье женщин  путем нарушения функций их гормональной и репродуктивной систем, а также нарушения женских семейных ролей. Было подсчитано, что около 20% всех работников вынуждены оставлять работу по сменному графику в очень короткие сроки из-за серьёзных нарушений. Те, кто остаётся в смене, показывают разные уровни (малой) адаптации и толерантности, которые могут проявляться в более или менее разное время и с разной интенсивностью.

В Американском журнале профилактической медицины были опубликованы результаты проводимого с 1976 года на протяжении более двух десятков лет исследования 74 862 медсестёр, которые были идеальной группой для изучения эффекта сменного ночного графика на организм.

Спустя 22 года исследователи обнаружили, что женщины, которые работали по сменному графику более пяти лет, на 11% умирали раньше тех, кто никогда не работал в ночную смену. Фактически, те,  кто более 15 лет работает по сменному графику или только в ночную смену, увеличивают риск смерти от сердечных заболеваний на 38% по сравнению с медсестёрами, работающими только в течение дня. Удивительно, но сменный график также связан с 25процентным риском смерти от рака легких и 33процентным риском смерти от рака толкстой кишки. Повышенный риск развития рака легких преобладает у работников ночной смены.

Медсестры, долго работающие по сменному графику, также разделяют факторы риска, котороые угрожают их здоровью. В среднем, они больше весят, чем их «дневные коллеги», чаще курят и имеют высокое артериальное давление, скорее всего имеют диабет и повышенный уровень холестерина.

Таким образом, еще более 20ти лет назад американскими учеными была установлена прямая взаимосвязь между работой в ночные смены и повышенным коэффициентом смертности.

Данное исследование подтверждает, что сменный график работы влияет на большое количество составляющих понятие КЖ сфер:

1) материальные условия жизни (доход, потребление, богатство) – даже если не трогать доходную часть, гибкий график создает сложности с потреблением – просто благодаря несовпадению графиков работы, а также в связи с трудностями долговоременного планирования;

2) здоровье – биологический десинхроноз, отказ от отдыха после смены в пользу других интересов и обязанностей. Сменный график влияет на физиологическое и психологическое состояние человека, что будет рассмотрено подробнее в нижеследующих главах настоящей работы.

3) социальные связи и отношения – несовпадение графиков с близкими людьми, выбор премущественно спокойного отдыха против активного времяпровождения.

Известный русский физиолог Н.Е. Введенский отмечал, что бесплановость и беспорядочность жизни быстро утомляют нервную систему, ведут к изнашиванию организма. Он утверждал, что люди устают и изнемогают не столько от того, что много работают, сколько от того, что неправильно организуют свою работу.

Каждая профессия накладывает свой психологический отпечаток на личность человека и его состояние здоровья, по-своему «деформируя» их, т.е., заостряя те или иные качества в ущерб общей гармонии развития.

Сменный график работы медсестры, несомненно, имеет свое место в реализации данной профессиональной деформации.

 

1.2 Влияние сменной работы медсестры на нарушение режима сна

 

В соответствии со ст. 103 ТК РФ, под сменной работой понимается работа в две, три или четыре смены. В частности, при круглосуточной работе рабочие места, определенные штатным расписанием для данного подразделения, должны быть заняты в течение всех 24 часов.

Продолжительность смены законом не определена. Ограничения по его продолжительности распространяются только на несовершеннолетних работников, инвалидов и лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 94 Трудового кодекса Российской Федерации). Поэтому медицинское учреждение в целях организации оказания медицинских услуг вправе прибегнуть к 2-х или 3-х сменному режиму работы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 N 101 устанавливается различное рабочее время медицинских работников в зависимости от их должности и (или) специальности и условий труда. Согласно Трудовому кодексу РФ, работа в ночную смену осуществляется только с письменного согласия работника и при условии, что такая работа не запрещена по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Нарушения сна являются очень актуальной проблемой. Медсестры работают в больнице, как правило, в две смены (днем и ночью), но иногда бывают и трехсменные смены по 8 часов. Это зависит от определенных условий и специфики самого отделения. Особое внимание уделяется передаче дежурства при работе с тяжелобольными или больными людьми, имеющими осложнение или ожидающим его, чтобы не упустить момент для принятия каких-либо срочных мер.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что сменный график работы негативно влияет на биоритмы человека и ведет к нарушению важных физиологических функций: сна, производства гормонов, работы мозга, пищеварения и кровообращения. Например, ночью сердце бьется медленнее, артериальное давление снижается – организм готовится к отдыху. В это время суток люди, особенно те из них, кто относится к типу «жаворонков», работают через силу.

Ночью эпифизом вырабатывается гормон, который называется мелатонин, – гормон ночи. Пик его появления в организме приходится на время от 00:00 до 03:00 часов ночи. Нарушение дневного-ночного режима приводит к тому, что происходят сбои в регуляции жизненных функций гормонов. Это укорачивает продолжительность жизни и может вести к опухолям. Исследования показали, что люди, работающие по обычному графику, живут в среднем на четыре года дольше тех, кто выходит на работу посменно.

По словам некоторых исследователей, медицинские сестры, работающие длительными сменами, чаще испытывают неудовлетворенность от работы, что в свою очередь, часто способствует формированию синдрома психоэмоционального выгорания, а пациенты, находящиеся под их опекой, могут страдать от недостатка внимания и заботы. [5]

Когда частые длительные дежурства сочетаются с переутомлением и переработками, ночными и дневными сменами, несколькими сменами, происходящими друг за другом — все это повышает риск появления таких проблем, как синдром выгорания на работе и истощение, что, естественно, влияет на качество ухода и лечения пациентов.

В больницах, где работает большее количество медицинских сестер на длительных дежурствах, более высокий процент пациентов сообщает, что медсестры иногда или никогда не общаются с пациентами должным образом. Кроме того, многие пациенты предъявляли жалобы на то, что болевые ощущения иногда или никогда не контролируются на должном уровне, а также пациенты иногда или никогда не получают экстренную помощь тогда, когда они этого хотят.

Я.И. Левин, известный профессор, доктор медицинских наук, который посвятил свою работу изучению нарушения сна, говорил: «Чем больше была продолжительность дежурства, тем выше оказывался риск совершения ошибок и ниже уровень бдительности».

Нарушение состояния сна и качества жизнедеятельности являются достаточно актуальной проблемой среди работников сменных профессий. В частности, у 62,0% медицинских сестер, непосредственно работающих в отделении неотложной медицинской помощи, развиваются нарушения сна. Распространенность расстройств сна и нарушения качества жизни среди медсестер разных специальностей и их основные причины недостаточно освещены в научной литературе. [5].

Нарушения сна часто наблюдались у медицинских сестер, работающих в подразделениях психиатрического, наркологического, анестезиолого-реанимационного, кожно-венерологического и терапевтического профиля. Относительно редко расстройства сна были выявлены у сотрудников вспомогательных и хирургических подразделений.

Медсестры из структуры психиатрических и наркологических отделений имели значительно более короткое время сна, очень частые пробуждения ночью и плохой сон в целом, что непосредственно приводит к нарушению качества жизни. В свою очередь, сотрудники из отделения анестезиологии и реаниматологии плохо просыпались утром, что связывали с частыми ночными сменами. Медсестры из венерических учреждений долго не могли уснуть, а работники из терапевтических отделений видели много тревожных снов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Большая часть медицинских сестер имеют расстройства сна и нарушение качество жизни, которое связывают со сменной работой.
  2. Все медицинские сестры хирургического отделения чувствуют дневную сонливость, усталость и разбитость после пройденного ночного дежурства.
  3. Большинство медсестер испытывают головные боли после дежурства, что отрицательно сказывается на качестве жизни

Современные врачи все чаще и чаще говорят об опасном влиянии сменного графика, особенно если это связано с ночными сменами. Для снижения вероятности возникновения проблем со здоровьем, которые связанны с хроническим недосыпанием, необходимы как режимные, так и лекарственные меры воздействия.

В первую очередь следует подумать над возможностью нормализации графика работы. Самым оптимальным вариантом является постоянная работа в одну смену, например, в ночную или вечернюю в течение долгого времени.

Показано, что наибольшие проблемы с изменением графика работы возникают у людей старше 50 лет, имеющих другую дополнительную работу и являющихся хронотипом «ранних пташек» (с максимальной производительностью в утренние часы).

Для повышения эффективности работы в ночную смену рекомендуется использовать различные методы стимуляции, основным из которых является использование яркого света. Яркий свет блокирует выработку мелатонина во время ночной работы, тем самым предотвращая повышение дневной сонливости. Эксперты расходятся в своих рекомендациях относительно интенсивности светового потока, необходимого для блокирования высвобождения мелатонина. Эти значения варьируются от 2500 до 5000 Люкс. Применительно к реальным условиям жизни, 2000 люкс — это уровень освещенности на улице в пасмурный день, рекомендуемый уровень освещенности между рядами одежды в профильном магазине составляет 1000 люкс. К другим способам преодоления сонливости во время ночной смены относятся: занятия, связанные с положительной мотивацией (компьютерные игры), физическая активность (частые обходы пешком), употребление жевательной резинки (нужно не забывать о риске обострения гастрита и язвы желудка). При нерегулярной работе в ночное время производительность труда повышается, если есть возможность поспать днем перед дежурством.

1.3. Влияние сменной работы медсестры на формирование синдрома психоэмоционального выгорания

Основной причиной синдрома выгорания принято считать психологическую, умственную усталость. Профессия медика — одна из самых сложных, но и самая важная в социальной сфере. Медицинские работники являются представителями профессий в системе «человек-человеку», поэтому они часто становятся жертвами синдрома эмоционального выгорания. Среди основных профессиональных факторов, определяющих результаты длительного стресса, отмечается значительная эмоциональная насыщенность актов взаимодействия с пациентами. Среди медицинских специальностей существует ряд отраслей с более высоким риском этого проявления. К ним относятся психиатрия, онкология, наркология, паллиативная и другие отрасли медицины, где часто приходится сталкиваться с агрессивным поведением пациентов, часто контактировать с психически больными людьми. Работа с пожилыми людьми, которые хронически и неизлечимо больны и нуждаются в постоянной интенсивной терапии и поддержке. Работа с детьми, особенно новорожденными, также связана с повышенным риском эмоционального выгорания.

Установлено, что синдром выгорания проявляется неадекватной реакцией на пациентов и коллег, отсутствием эмоциональной вовлеченности, потерей способности сопереживать пациентам, переутомлением, приводящим к снижению профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.

Человеку всегда необходимо иметь и постоянно поддерживать высокую активность и выносливость при физических и умственных нагрузках. Известно, что ситуация в обществе или в конкретном коллективе всегда зависит от состояния и развития личности. Каждый член команды или сообщества имеет возможность изменить не только свой собственный маленький мир, но и внести достаточно существенные изменения в социальную среду вокруг себя. То есть каждый отдельный человек имеет возможность управлять (и фактически управлять) командой или сообществом в той или иной степени, управляя своим собственным внутренним миром [12].

Это воздействие на окружающих осуществляется ежедневно, но не всегда осознается в определенной степени, более того, что модель мышления «мы не такие, а жизнь такая» является достаточно распространенной и удобной, поскольку снимает чувство собственной ответственности за свое благополучие.

Не у всех есть сила воли радикально изменить окружающий мир, но каждый может и должен навести порядок в своем собственном мире (семья, рабочее место и т. д.) и в собственной душе. Для достижения этой цели в процесс включаются личностные качества человека: самостоятельность, творческий источник, самоопределение, самосовершенствование, которые С. Рубинштейн относит к базовым качествам личности, но главным личностным качеством является активность.

А психологическая саморегуляция выступает главным и необходимым атрибутом успешной личностной деятельности, которая непосредственно действует в направлении сохранения биологического гомеостаза. Каждый человек рождается со способностью управлять своим поведением, исходя из собственных потребностей. Эта способность называется саморегуляцией. На биологическом уровне саморегуляция осуществляется независимо от воли и желания человека, но на уровне общения, работы можно регулировать свою жизнь, особенно учитывая наличие постоянных стрессовых ситуаций.

Конечно, стресс постоянно сопровождает деятельность медицинского работника. Начнем с того, что стресс (давление, напор), как правило, означает состояние напряжения, возникающее вследствие действия сильного раздражителя, необычной ситуации. В зависимости от стимула, воздействующего на человека, выделяют два типа стресса: дистресс вследствие действия отрицательных эмоций и эустресс вследствие действия положительных эмоций.

Когда работник здравоохранения не получает достаточной поддержки, принимает больше беспокойства и трудностей от своих клиентов и пациентов, чем можно себе представить, и он обнаруживает, что переутомлен. Источником стресса могут быть не только клиенты, но и особенности работы и организации, в которой работает медработник. Эти стрессоры (факторы, вызывающие стресс), в свою очередь, взаимодействуют с вашей личностью и со стрессами вне рабочей ситуации.

Согласно определению ВОЗ (2001), «синдром эмоционального выгорания — это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся снижением производительности труда и утомляемостью, бессонницей, повышенным воздействием соматических заболеваний и употреблением алкоголя или других психоактивных веществ с целью получения временного облегчения, которое имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и (во многих случаях) суицидального поведения. Этот синдром обычно рассматривается как стрессовая реакция в ответ на неумолимые производственные и эмоциональные запросы, возникающая в результате чрезмерной преданности своему делу с сопутствующим пренебрежением семейной жизнью или досугом.

Сегодня синдром выгорания рассматривается как длительная стрессовая реакция, возникающая в результате воздействия хронических профессиональных стрессов средней интенсивности. Не случайно первый исследователь этого феномена, К. Маслач, назвала свою книгу «Эмоциональное сгорание-плата за симпатию» [15].

Синдром эмоционального выгорания (определяемый в научной литературе как болезнь МКБ-10) — это реакция организма, возникающая в результате длительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Итак, СЭВ — это процесс постепенной потери эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физической усталости, личной отстраненности и снижении удовлетворенности работой. В литературе термин «синдром психического выгорания» используется как синоним синдрома эмоционального выгорания.

Это также механизм психологической защиты, вырабатываемый индивидом в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на отдельные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, часто профессионального поведения.

«Выгорание» является отчасти функциональным стереотипом, так как позволяет дозировать и расходовать энергетические ресурсы экономно. В то же время это может иметь дисфункциональные последствия, когда «выгорание» негативно сказывается на выполнении профессиональной деятельности и взаимоотношениях с партнерами. Иногда СЭВ («выгорание») называют» профессиональным выгоранием», что позволяет рассматривать данное явление в аспекте личностной деформации под влиянием профессиональных стрессов [44].

Как отмечается, врачи, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, сотрудники правоохранительных органов и юристы относятся к числу профессий, в которых СЭВ наиболее распространена (от 30 до 90% работников). Почти 80 % психиатров, психотерапевтов и наркологов имеют различные степени синдрома эмоционального выгорания; 7,8% имеют выраженный синдром, приводящий к психосоматическим и психовегетативным расстройствам.

Среди медсестер признаки СЭВ встречаются в 62,9 % случаев.

Так, основной причиной СЭВ принято считать психологическое, психическое переутомление, когда потребности (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними) человека, нарушается состояние равновесия человека, что неизбежно приводит к СЭВ.

Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, связанной с ответственностью за судьбу, здоровье и жизнь людей. Эти изменения расцениваются как результат длительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СЭВ, есть обязательная работа в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность взаимодействующих актов. Ряд специалистов имеют стрессовое взаимодействие, которое обусловлено длительным общением, которое повторяется на протяжении многих лет, а реципиентами выступают пациенты с трудной судьбой, дети и подростки, жертвы катастроф, рассказывающие о своих переживаниях, страданиях, страхах и ненависти.

В настоящее время существует около сотни симптомов, которые так или иначе связаны с СЭВ. Следует отметить, что условия профессиональной деятельности иногда могут быть причиной синдрома хронической усталости, который нередко сопровождает данный синдром.

При синдроме хронической усталости типичными жалобами больных являются: прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость, мышечные боли, нарушения сна, головные боли, забывчивость; раздражительность, снижение умственной активности и способности к концентрации внимания. Люди, страдающие синдромом хронической усталости, могут иметь длительную субфебрильность и боль в горле. При постановке этого диагноза следует иметь в виду, что не должно быть никаких других причин или заболеваний, которые могут вызвать такие симптомы.

Известно, что существуют три основные особенности СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, не связанных с ней, забывает о собственных потребностях, тогда наступает первый признак-истощение. Оно определяется как чувство высокого напряжения и истощения эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, которое не проходит после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, но возобновляются, когда они возвращаются к предыдущей рабочей ситуации.

Второй признак СЭВ — это личная отстраненность. Профессионалы, меняя свое сострадание к пациенту (клиенту), расценивают это как эмоциональный уход, попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних случаях почти ничто не возбуждает человека в профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Теряется интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого иногда неприятно.

Третий признак — это чувство потери самоэффективности или падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворенность работой, теряется вера в свои профессиональные возможности.

Итак, СЭВ — это сочетание физического, эмоционального и когнитивного истощения или усталости, причем основным фактором является эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты «выгорания» являются результатом поведения (снятия стресса), что приводит к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоциональному выгоранию, которое выражается в снижении личностных достижений.

В настоящее время нет единого взгляда на структуру СЭВ, но, несмотря на это, можно сказать, что это личностная деформация, обусловленная эмоционально сложными и напряженными отношениями в системе «человек-человек», имеющая непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья индивида.

Таким образом, у людей, страдающих СЭВ, обычно наблюдается сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Есть хроническая усталость, когнитивные нарушения (нарушения памяти и внимания), нарушения сна и изменения личности. Возможно развитие тревоги, депрессивных расстройств, зависимости от психоактивных веществ, суицида. Распространенными соматическими симптомами являются головная боль, желудочно-кишечные (диарея, синдром раздраженного желудка) и сердечнососудистые (тахикардия, аритмия, гипертония) расстройства.

Конечно, одно из первых мест по риску СЭВ занимает профессия медсестры. Условия профессиональной деятельности, такие как частая сменная работа медицинских сестер, наличие постоянно действующих стрессовых факторов, порой могут явиться причиной синдрома хронической усталости, который довольно часто сопутствует непосредственному формированию синдрома эмоционального выгорания.

Как мы выяснили ранее, сменный график работы медицинской сестры, равно как и иных работников здравоохранения, оказывает огромное отрицательное влияние на физическое и психическое здоровье и, наряду с другими сложностями, значительно ухудшает ее качество жизни. Эти обстоятельства ведут к увеличению риска развития СЭВ, который, в свою очередь, еще больше оказывает негативное влияние на различные аспекты жизни и здоровья медицинской сестры (КЖ). Тем самым создается «порочный» замкнутый круг проблем, из которого медицинскому работнику чрезвычайно трудно вырваться без значительных усилий с задействованием как внутренних (работа над собой), так и внешних (лекарственная, психологическая, медицинская и т.д. помощь) ресурсов.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф