Заявка на расчет
Меню Услуги

Влияние социального интеллекта на успешность. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:     2   3


Четвертая из представленных проблем связана с отсутствием во многих исследованиях уточнения того, какая личность является носителем социального интеллекта. Поскольку социальный интеллект, по мнению многих авторов, связан с детерминацией и регуляцией поведения личности в социуме, представляется важной информация о том, какими социальными, демографическими и другими характеристиками обладает обследуемый, к каким социальным группам принадлежит, а также в какой среде, культуре, повседневной жизни социальный интеллект рассматривается? Подобные данные наиболее полно отражены в публикациях, посвященных представлениям о социальном интеллекте жителей разных регионов мира, культур и этносов. В большинстве опубликованных эмпирических исследований речь идет о социальном интеллекте отдельной личности, школьниках и студентах от 14 до 23 лет.

Трудности изучения социального интеллекта, отраженные в перечисленных проблемах, направляют внимание исследователей на поиск феноменов, близких к нему по содержанию и функциям: социально-психологическая адаптивность и адаптация, социальная чувствительность, проницательность, социально-психологические и коммуникативные способности и др. Представляется, что наиболее онтологически близким к социальному интеллекту является феномен социально-психологической зрелости. Отечественный исследователь А.Л. Журавлев внес существенный вклад в определение социально-психологических составляющих этого феномена, обосновав выделение «социально-психологической зрелости» как относительно самостоятельного понятия. Автор подчеркивает важность характеристик этого феномена для включения личности в социум, в различные виды и формы отношений. Кроме того, он полагает, что основным вектором проявления социально-психологической зрелости является обращенность личности к другим людям, или ее общей ориентации на других людей. Именно характеристики этой обращенности и должны составлять, по мнению А.Л. Журавлева, основной спектр исследований данного феномена.

По существующим научным описаниям структур социально-психологической зрелости и социального интеллекта видно, что они являются частично пересекающимися понятиями. Сопоставление их содержания может быть одним из продуктивных путей выделения общего и различного, что позволит более четко определить сущность социального интеллекта и его место среди социально-психологических понятий.

Еще одним конструктивным направлением решения проблем социального интеллекта может стать анализ социально-психологических методических приемов изучения. Так, проведенное автором сравнение определений и описаний социального интеллекта в научных публикациях позволило выделить ключевые слова, основными среди которых стали: способность, взаимодействие, поведение, личность.

Понятие «взаимодействие» широко трактуется в социальной психологии, отражая многообразие взглядов исследователей (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, А.Л. Журавлев, А.С. Чернышев и др.). Нами реализуется подход, согласно которому взаимодействие рассматривается как форма активности человека, в которой взаимодействие носит субъект-субъектный характер (Б.Ф. Ломов, А.Л. Журавлев и др.). А.Л. Журавлев отмечает, что в социальной психологии эта категория исследована недостаточно, поскольку не выделены социально-психологические характеристики, позволяющие описывать и оценивать практическое взаимодействие людей. Тем не менее автором подробно рассмотрены место и роль взаимодействия в процессах управленческой и в целом совместной деятельности.

Рассмотрение социального интеллекта как способности позволяет сравнивать людей между собой и оценивать эффективность взаимодействия, в котором и реализуется социальный интеллект, придавая ему определенные свойства и качества. Оценивать социальный интеллект при таком его понимании могут эксперты. Подобную функцию могут выполнять только люди, давно знающие и наблюдающие личность – носителя социального интеллекта в процессе ее участия в совместной деятельности. Малая группа является той социальной общностью, в которой и осуществляется взаимодействие участников совместной деятельности и жизнедеятельности.

Экспертные оценки стали распространенным способом получения качественной информации при недостатке объективных данных, поэтому на современном этапе развития научного знания о социальном интеллекте представляется правомерным использовать метод экспертных групповых оценок. Так, А.Л. Журавлев выделяет среди приемов оценки эффективности руководства экспертную оценку результатов деятельности руководителя как конкретный вариант групповой оценки. При этом подчеркивается роль самооценки руководителя и важность ее сопоставления с оценкой группы. Для иллюстрации приведем пример одного объемного исследования с использованием групповой оценки социального интеллекта в школьных и трудовых коллективах (167 человек). Его результаты показали отсутствие трудностей у обследуемых при оценке социального интеллекта, а также высокий уровень согласованности оценок в полярных зонах (частях) использованной шкалы, наличие значимых различий отношения к оцениваемому члену группы и оценки его личностных качеств. Полученные результаты позволяют уверенно говорить о том, что в данном исследовании методом групповых экспертных оценок выявлялся именно социальный интеллект личности в группе. Таким образом, этот методический прием вполне можно использовать при изучении проявлений социального интеллекта личности в группе.

Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.

Еще один из ранее упомянутых ученых это Дж. Гилфорд, предложивший свою кубическую модель структуры интеллекта, а так же создавший методику исследования социального интеллекта. Модель позволяет выделить 120 факторов интеллекта, которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя характеризующими процесс переработки информации независимыми переменными:

  • содержание предъявляемой информации (характер стимульного материала);
  • операции по обработке информации (умственные действия);
  • результаты обработки информации.

Каждая интеллектуальная способность описывается в терминах конкретного содержания, операций, результата и обозначается сочетанием трех индексов, ей соответствует маленький кубик, образованный тремя осями координат: содержание, операции, результаты. Высокая практическая ценность модели Дж. Гилфорда для психологии, педагогики, медицины и психодиагностики отмечалась многими крупными авторитетами в этих областях.

 

В модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда. Серым цветом выделен блок социального интеллекта как способности к познанию поведения.

Согласно концепции Д. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, независимую от факторов общего интеллекта. Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж. Гилфорд выделил одну операцию – познание (С) – и сосредоточил свои исследования на познании поведения (СВ). Эта способность включает 6 факторов:

Познание элементов поведения (CBU) – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения.

Познание классов поведения (CBC) – способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.

Познание отношений поведения (CBR) – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.

Познание систем поведения (CBS) – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.

Познание преобразований поведения (CBT) – способность понимать изменения значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.

Познание результатов поведения (CBI) – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Исследования Гилфорда привели его к выводу, что социальный интеллект значимо не коррелировал с развитием общего интеллекта (при средних и выше среднего значениях последнего) и пространственных представлений, способностью к визуальному различению, оригинальностью мышления, а также способностью манипулировать с комиксами. Последний факт особо важен, т.к. в его методике использовалась невербальная информация в виде картинок-комиксов. Из первоначальных 23-х тестов четыре теста, наиболее адекватные для измерения социального интеллекта, составили диагностическую батарею Дж. Гилфорда.

Для описания и объяснения социального интеллекта как категории в работе отечественного ученого Д. В. Ушакова предлагаются три варианта объяснения природы социального интеллекта как способности понимать людей и социальные ситуации.

  • Социальный интеллект представляет собой особую способность, отличную от таких известных видов интеллекта, как вербальный, пространственный, математический и т.д., однако имеет с ними корреляционную связь. Достоинством этого подхода является его логичность: социальный интеллект — это вид познания, логично, что он находится в ряду других видов интеллектуального познания, отличающихся друг от друга спецификой своего объекта. В то же время этот подход не позволяет объяснить специфические черты социального интеллекта.
  • Социальный интеллект представляет собой не столько способность, сколько знания, умения или навыки, приобретенные в течение жизни, что подтверждают многие надежные источники.
  • Социальный интеллект — личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия. Такой подход — естественная реакция на относительно низкие корреляции социального интеллекта с другими видами интеллекта и относительно высокие — с личностными свойствами. Речь идет о том, что некоторые личностные черты, такие, как экстраверсия, ассоциируются с высоким социальным интеллектом, а другие (например, нейротизм) — с низким. Объяснение в рамках модели подобия проходило бы, если бы было показано нечто другое, например, что экстраверты хорошо понимают экстравертов, но плохо — интровертов. Социальный интеллект — это познавательная способность, которая, однако, в отличие от других познавательных способностей, оказывается сцепленной с личностными чертами, что требует специального объяснения.(Ушаков)

Как видно из перечисленного, однозначности в рассуждении наблюдать не приходится. Происхождение и суть социального интеллекта пыталась определить и структурно-динамическая теория. В частности в ее контексте было сформулировано то, от чего зависит уровень социального интеллекта личности:

  • от потенциала формирования, который проявляется также в уровне общего интеллекта;
  • от личностных, в первую очередь эмоциональных, особенностей, в большей или меньшей степени привлекающих силы человека к общению с другими людьми и их познанию;
  • от того, как сложился жизненный путь человек, пришлось ли ему направить свои силы на взаимодействие с другими людьми или на предметную работу.

Из перечисленного видно, что фактор имплицитного научения или личностного опыта индивида играет если не первостепенную роль, то достаточно значимую определенно. Социальный интеллект не мог бы успешно функционировать, если бы он не использовал наш внутренний опыт и не строил бы на нем свои репрезентации. Другими словами, мы вряд ли могли бы понять поведение столь сложных существ, какими являются люди, если бы сами не были людьми. Наличие внутреннего опыта, опыта наших желаний, потребностей, фантазий, которые, может быть, никогда не проявились в поведении, является огромным ресурсом, увеличивающим кругозор социального интеллекта. Однако мы не просто пользуемся прошлым опытом внутренней жизни. Мы можем мысленно поставить себя на место другого человека и непосредственно испытать его переживания, представить, что он будет желать, от чего страдать и к чему стремиться.

Итак, социальный интеллект обладает рядом характерных структурных особенностей:

  • континуальным характером;
  • использованием невербальной репрезентации;
  • потерей точности социального оценивания при вербализации;
  • формированием в процессе имплицитного научения;
  • использованием внутреннего опыта.

Лишь последнее полностью отличает социальный интеллект от всех других видов интеллекта.

Таким образом, социальный интеллект – интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальным мышлением или социальной перцепцией. Это связано традицией раздельного, не соотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологий.

 

1.3. Влияние социального интеллекта на успешность профессиональной деятельности

 

В отечественной медицинской практике общение врача и пациента детерминирует сложившаяся социальная ситуация, которая характеризуется следующими особенностями: социальные ожидания эффективности профессии превышают возможности самой профессии, врач осуществляет гуманистическую деятельность на фоне общей дегуманизации, существование фантома профессиональной ответственности (профессионал берет на себя ответственность, которая расширяет границы его социального влияния) (Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдич). Несмотря на очевидную простоту и логичность инструментального подхода к пациенту, в практической медицине он ведет к возникновению недоверия, росту альтернативных, парамедицинских течений, медицинскому оккультизму, отчуждению больного и врача, дегуманизации их отношений.

Однако, в настоящее время получает свое развитие тенденция гуманизации и гуманитаризации медицинского образования (А.А. Зайченко, Г.Л. Микиртичан), которая выдвигает новые задачи, адекватные содержанию медицинской профессии в целом: рассмотрение процесса взаимодействия врача с пациентом как основополагающего терапевтического фактора, в котором личностные особенности врача как субъекта общения выступают неотъемлемой составляющей его профессиональной компетентности.

Особенностями современной медицинской практики являются, во-первых, переход от патерналистской модели взаимоотношений врача и пациента к модели сотрудничества в контексте направленности на биопсихосоциальную модель оказания медицинской помощи и смене нозоцентрического мировоззрения врача (в центре внимания врача болезнь, а не больной) на антропоцетрическое.

Во-вторых, в условиях реформирования современного здравоохранения общение врача и пациента на рынке медицинских услуг приобретает новую значимость: страховая медицина предоставляет пациенту возможность выбора медицинского специалиста по принципу личностных предпочтений, которые, как правило, обусловлены особенностями взаимодействия с врачом. Эффективное общение в диаде врач-пациент способствует взаимному согласованию терапевтического процесса, повышая приверженность больных назначенному лечению (соблюдению режима, приему лекарств и выполнению процедур), от которых в итоге зависят положительный эмоциональный фон и удовлетворенность пациента.

В-третьих, увеличивается количество пациентов, желающих участвовать в процессе принятия решений, касающихся их жизни и здоровья, в частности, в выборе тактики лечения. Подобная тенденция является следствием возрастающего образования и внимания к своему здоровью среди населения.

Данные изменения выступают стимулом преобразования сущности взаимодействия врача и пациента и выдвигают высокие требования к уровню профессиональной подготовки медработника, в соответствии с которыми компетентность в сфере общения становится основополагающей характеристикой профессионализма врача

Общение медработников в профессиональной деятельности включает в себя решение целого ряда задач в социально-перцептивной, коммуникативной и интерактивной сферах. В связи с этим актуализируется проблема детерминации особенностей общения медработника его социально-психологическими характеристиками как субъекта общения. Анализ работ, посвященных изучению личностных особенностей медработника, затрудняющих его эффективное функционирование в системе профессионального общения (А.И. Кипиани, Л.А. Цветкова, А.А. Чазова), позволяет констатировать, что, несмотря на декларируемую важность данного вопроса, проблема трудностей взаимодействия врача и пациента остается малоизученной как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Трудности в межличностном общении можно проследить, рассматривая результаты различных процессуальных аспектов общения (представления, образы, формы взаимодействия). В исследованиях Ю.А. Менджерицкой, В.Н. Кунициной выявлено влияние определенных качеств личности, ее отношений на формирование образа другого человека; обусловленность представлений о другом как трудном партнере общения соотношением локуса контроля и центрации-децентрации (Е.Д. Бреус).

Анализ эмпирических исследований в русле изучения проблемы трудностей общения медработников позволяет сделать вывод, что большинство работ выявляют представления больных о личностных и деловых качествах врача, их представления об «идеальном враче», особенности восприятия и оценки пациентами невербального поведения врача (Е.В. Кузнецова, В.А. Ташлыков). В настоящее время общепризнан тот факт, что внешние проявления сочувствующего, заботливого отношения со стороны профессионалов в здравоохранении положительно влияют на улучшение здоровья пациентов, позволяя уменьшить тревожность больного человека и справиться со страданиями, которые ему приходится претерпевать в ходе пребывания в больнице (Арнольд и Боггс,1999; Кэрис-Ферхаллен и др., 1999).

В то же время представления врачей о пациенте как субъекте общения, о трудностях общения с пациентами остаются за рамками внимания исследователей. Возможно, это обусловлено требованиями профессиональной медицинской этики и деонтологии, согласно которым императивом поведения врача являются обязательная забота, помощь и поддержка больных, независимо от их личностных и статусных характеристик.

Известно, что процесс и результат любого взаимодействия опосредован взаимными представлениями участников друг о друге. Общение с пациентом строится на сформированном у врача образе больного, что, в свою очередь, побуждает его соответствовать ожидаемому от него способу реагирования. Е.П. Кораблина, изучая представления врачей о трудном пациенте, выявила следующие характеристики, присущие пациенту как трудному партнеру общения: грубый, многословный, нудный, агрессивный, указывающий врачу. Представления врачей о себе как о профессионале включают следующие характеристики: активный, ответственный, достигающий результатов, а также некорректный и отвергающий общение как дополнительный способ лечения пациентов. Автор приходит к выводу о том, что врачи признают значимость и важность доверия, эмпатии, открытости, доброжелательности, искренности, но одновременно с этим оставляют за собой возможность быть бестактными, неискренними, равнодушными.

Необходимо корректировать коммуникативные навыки будущих врачей, что должно повысить качестве предоставляемых медицинских услуг, повысить профессионализм и самореализацию медицинских сотрудников любого ранга.

Стремление стать профессионалом в области медицины дает стимул будущему специалисту постоянно повышать необходимый уровень знаний, умений и навыков, без которых невозможна работа в профессии. Кроме того, человеку, избравшему медицинскую профессию, совершенно необходимо непрерывно развиваться как личности в целом: поддерживать достойный культурный уровень, получать и использовать некоторые психологические знания, управлять своим поведением и эмоциями, развивать нравственные и этические качества, уметь грамотно общаться и расположить к себе пациентов и коллег, в целом самосовершенствоваться, проявляя свою индивидуальность в профессии. На наш взгляд, мастерство общения в этом ряду занимает одно из центральных мест, а высокий уровень развития такой характеристики, как коммуникативная толерантность, является важным аспектом успешной профессиональной деятельности медицинского работника.

В условиях инновационного развития одним из направлений реформирования менеджмента является решение формирование социального интеллекта. Гендерные стереотипы до сих пор продолжают доминировать в современном обществе. Существующие различия в женском и мужском стиле управления обусловлены не физиологической организацией полов, они являются продуктом исторической эволюции. Чем больше заостряется внимание на этих особенностях, тем более увеличивается разрыв между полами. Острота ее возрастает в связи с тем, что в общественном сознании весьма распространено представление о незаинтересованности женщин в завоевании высших позиций в иерархии предприятий. Это формирует предпосылки для более глубокого изучения влияния гендерных аспектов на формирование управленческого лидерства женщин.

Эффективность управленческой деятельности определяется как соотношение ее полезного результата и объема затраченных для этого ресурсов. Наиболее важными условиями эффективной управленческой деятельности является: поддержание бесконфликтных взаимоотношений в трудовом коллективе; эффективное применение способностей и квалификации работников; распределение работников и работы в соответствии с возможностями отдельного сотрудника и целями организации.

Производственная эффективность стиля руководства характеризуется результативностью деятельности групп. Производственная эффективность включает в себя эффективность достижения целей и эффективность выполнения работ. Социально-психологическая эффективность определяется оптимальностью групповых процессов и состояний.

Рассмотрим эффективность каждого стиля взаимодействия в соответствии с выделенными критериями.

Авторитарный стиль. Эффективность достижения цели: обеспечивает жизнеспособность организации в кризисной ситуации; в условиях дефицита существует возможность избежать больших убытков; организация тратит небольшое количество средств на менеджмент; у работников нет мотивов для экономии ресурсов в целях собственной выгоды. Эффективность выполнения работ: возможность быстрого решения поставленных задач; отсутствие переизбытка творческого потенциала; жесткая иерархия в распределении ролей; полная зависимость подчиненных от руководителя. Социальная эффективность: отсутствие отвлекающих инициатив среди работников; осуществляется организованная забота о молодых кадрах.

Демократический стиль. Эффективность достижения цели: способствует развитию конкуренции между сотрудниками; способность самостоятельно организовать продуктивный рабочий процесс; затраты больших средств на координацию работ в организации; сотрудники заинтересованы в экономии ресурсов. Эффективность выполнения работ: замедленный процесс принятия решений; слияние творческих инициатив лидера и работников; отсутствие четкого разделения ролей; отсутствие зависимость сотрудников от руководителя. Социальная эффективность: высокая степень инициативности и предприимчивости сотрудников; достаточно высокая заинтересованность в потенциальной смене менеджеров.

Либеральный стиль. Эффективность достижения цели: предоставления свободы действий и самореализации сотрудникам; высокие затраты в весь период деятельности организации; низкая координация работ; невысокая мотивированность сотрудников. Эффективность выполнения работ: замедленный процесс принятия решений; опора на творческий потенциал сотрудников; отсутствует разделение ролей; сотрудники не зависят от лидера. Социальная эффективность: высокая степень инициативности и предприимчивости сотрудников; нехватка заинтересованности и заботы о работниках и их перспективного развития.

Таким образом, во-первых, основные характеристики типа управления и направленности руководителей оказывают влияние на взаимоотношения, как по вертикали, так и по горизонтали. Особое влияние оказывается на сплоченность коллектива, деловые отношения в коллективе, на взаимную ответственность, взаимную требовательность, сотрудничество и взаимопомощь. Во-вторых, сильное положительное воздействие на социально-психологические характеристики групп оказывает ориентация руководителя на решение не только чисто производственных, но и социально-психологических задач, что позволяет сохранять благоприятный климат в коллективе. В-третьих, сильное отрицательное воздействие оказывает ориентация руководителя только на деловые отношения с подчиненными.

В реальных условиях наиболее приемлемым и эффективным считается демократический стиль взаимодействия, характерный именно для женского типа управления коллективном. В результате исследования проведенного в 18 рабочих коллективах было выяснено, что нельзя достигнуть максимальной эффективности, применяя методы только одного стиля руководства. Для достижения наибольшей продуктивности работы необходимо, исходя из ситуации, использовать методы авторитарного и демократического стиля, на фоне общей организации в демократическом стиле управления. Положительное влияние демократического стиля руководства на социально-психологический климат внутри групп и коллективов неоднократно доказано.

При взаимодействия конкретной группой людей необходимо учитывать квалификацию и мотивацию работников. Так, при управлении группой без квалификации и желания работать, лучше всего выбирать авторитарный стиль. Если группа неквалифицированна, но мотивирована, лучше всего подойдет наставнический стиль. Если же группа квалифицирована, но не мотивирована, эффективнее всего будет жесткий контроль, т.е. авторитаризм. И в случае, если группа и мотивирована и квалифицирована, демократический стиль будет самым верным способом поддержать работу.

Однако руководитель всегда должен быть готов переоценить свои суждения и, в случае необходимости, изменить стиль управления. Медицинский работник должен освоить методы всех стилей руководства, и в каждой ситуации применять наиболее подходящий стиль поведения. Из этого следует, что оптимальным является динамический стиль руководства.

Основная цель реализации модели посредством внедрения экспериментальной развивающей программы — развитие коммуникативной толерантности у студентов — будущих медицинских работников.

Реализация предлагаемой программы предполагает создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих наиболее эффективное развитие коммуникативной толерантности будущих медицинских работников. Это, в первую очередь, создание мотивационно-стимулирующей среды, способствующей активному участию студентов в работе по развитию навыков толерантной профессиональной коммуникации, а также:

— преемственность, как в содержании материала, так и в формах организации учебных занятий и самостоятельной работы студентов;

— использование в процессе реализации программы активных методов обучения (проведение тренинговых занятий, дискуссий, имитационных игр), а также творческий характер заданий для самостоятельной работы;

— развитие личности в совокупности ее когнитивных, мотивационных, духовно-нравственных, эмоционально-волевых, рефлексивных, поведенческих характеристик и особенностей;

— ориентация на возрастные особенности обучающихся;

— содействие в осознании учащимися своей профессиональной роли, в частности значения коммуникативной толерантности для успешного выполнения профессиональных задач;

— развитие общей коммуникативной культуры личности, не только в рамках профессионального взаимодействия;

— создание положительного эмоционального фона, что способствует повышению интереса и проявлению инициативы студентов на занятиях.

Основываясь на положениях системного подхода, мы выделяем следующие компоненты, входящие в состав структуры коммуникативной толерантности и образующие единство в своих взаимосвязях: мотивационный, когнитивный, духовно-нравственный, эмоционально-волевой, рефлексивный, поведенческий. Развитие в процессе освоения программы каждого из этих элементов составляет основные задачи развивающей программы.

Рассмотрим указанные компоненты коммуникативной толерантности более подробно.

Мотивационный компонент, являясь неотъемлемым звеном любого проявления активности личности, ярко выражен и в процессе общения, представляя основные коммуникативные интенции личности. Особенности мотивации в структуре коммуникативной толерантности определяют потенциал развития рассматриваемой характеристики, активность личности в области развития коммуникативных качеств.

Мотивационный блок программы развития коммуникативной толерантности предполагает наличие у студентов как внутренней, так и внешней мотивации. Повышение уровня коммуникативной толерантности, на наш взгляд, невозможно без опоры на внутреннюю мотивацию, без осмысления студентами значимости развития этой характеристики для профессионального роста. В связи с этим основными задачами, реализуемыми в рамках данного содержательного блока развивающей программы, становятся: привлечение внимания и пробуждение интереса студентов к проблеме коммуникативной толерантности, в том числе ее значимости для профессиональной деятельности; развитие потребности в стремлении к личностному и профессиональному самосовершенствованию, а также формирование установки на принятие партнеров по общению.

Формирование интереса студентов к вопросам коммуникативной толерантности и профессионального саморазвития невозможно без наличия системы знаний и представлений о толерантности, о преимуществах толерантного взаимодействия, об особенностях общения в рамках профессиональной роли, о психологических условиях и методах, способствующих развитию коммуникативной толерантности и других коммуникативных навыков, так необходимых медицинскому работнику. Овладение студентами этими теоретическими знаниями является основной задачей когнитивного блока развивающей программы.

Духовно-нравственный компонент структуры коммуникативной толерантности отражает нравственную направленность процессов коммуникации, а также проявляющиеся в ней общечеловеческие моральные нормативы. В связи с этим основными задачами духовно-нравственного блока программы являются: повышение внимания студентов к общечеловеческим моральным нормам и ценностям; формирование установок на ценностное отношения к себе и к другим людям, на принятие индивидуального своеобразия и уважение системы ценностей
партнера по общению; закрепление ориентации на терпимость к иным взглядам и мнениям, на равноправие в процессе взаимодействия с другими людьми.

Здесь мы отмечаем тесную взаимосвязь духовно-нравственного и мотивационного компонентов коммуникативной толерантности, поскольку нравственные ориентиры и ценности личности направляют поведение, выступают в качестве регулятора мотивации деятельности.

Следующий элемент психологической структуры коммуникативной толерантности является одним из наиболее важных, на наш взгляд, когда речь идет о достижении личностно-значимых целей в процессе общения. Это умение управлять собственными эмоциями в общении, особенно в трудных коммуникативных ситуациях. Высокий уровень коммуникативного контроля и эмоциональной устойчивости, выдержка и самообладание, а также отдельные характеристики эмоционального интеллекта (например, способность к пониманию чужих эмоций) образуют эмоционально-волевой компонент коммуникативной толерантности. Развитие навыков самоконтроля и управления собственными эмоциональными состояниями, овладение различными способами снятия эмоционального напряжения и повышения стрессоустойчивости стали основными задачами, реализуемыми в рамках эмоционально-волевого блока экспериментальной развивающей программы.

Одним из важнейших составляющих механизмов развития и повышения эффективности деятельности является ее рефлексия, поэтому анализ процессов коммуникации мы не можем представить без участия рефлексии. Рефлексивный компонент коммуникативной толерантности характеризует процессы самопознания и оценки собственных действий в процессе межличностного взаимодействия. На протяжении всего процесса реализации развивающей программы уделяется большое внимание вопросам совершенствования навыков и умений рефлексии, в первую очередь рефлексии коммуникативной деятельности в рамках профессионального взаимодействия.

Взаимосвязь представленных выше компонентов изучаемой характеристики ярко проявляется в реальных коммуникативных ситуациях, и выражается в конкретных коммуникативных умениях и навыках, способствующих организации толерантного общения и составляющих поведенческий компонент структуры коммуникативной толерантности. Основная работа, осуществляемая в рамках выделяемого в связи с этим поведенческого блока программы, направлена на совершенствование коммуникативной культуры студентов в рамках толерантного взаимодействия, в частности, на развитие умения вступать в контакт и вести беседу, развитие способности аргументированно высказывать собственную позицию, а также на совершенствование навыков слушания и умения воздействовать на собеседника в рамках профессиональной роли. Отдельное внимание уделяется совершенствованию умения решать трудные коммуникативные задачи профессиональной направленности, проявляя навык коммуникативной толерантности.

В соответствии со структурой коммуникативной толерантности нами выделяются следующие показатели эффективности развивающей программы:

— углубление системы знаний студентов об особенностях проявления коммуникативной толерантности в процессе общения;

— доминирование в мотивационной сфере личности учащихся ориентации на принятие партнеров по общению, а также стремления к личностному и профессиональному саморазвитию;

— преобладание нравственной направленности на толерантное взаимодействие, наличие в духовно-нравственной сфере социально-психологических установок на ценностное отношение к другим людям, а также установок на альтруизм и милосердие; отношение к процессу коммуникации как к равноправному взаимодействию на основе уважительного отношения к системе взглядов и ценностей других людей;

— повышение уровня коммуникативного контроля, сформированность навыков и владение конкретными методиками управления собственным эмоциональным состоянием;

— сформированность навыков рефлексии взаимодействия с другими людьми, стремление к самопознанию и анализу своего коммуникативного поведения;

— владение навыками толерантной межличностной коммуникации, в первую очередь, необходимыми в профессиональной деятельности, например, умением слушать и слышать собеседника, вести беседу, аргументированно высказывать свою точку зрения.

В заключение отметим, что развитие коммуникативных качеств, в частности коммуникативной толерантности, в процессе обучения приобретает особую значимость в связи с ориентацией современного образования на всестороннее развитие личности и формирование у будущих специалистов не только профессиональных, но и общекультурных компетенций. Применительно к сфере профессиональных коммуникаций работников медицины наличие высокого уровня развития коммуникативной толерантности становится тем инструментом, который способствует конструктивному взаимодействию с окружающими людьми (в первую очередь с пациентами), что в итоге позволяет извлечь из этих контактов максимум пользы для эффективного выполнения профессиональных задач.

Выводы по главе

Рассмотренные в данной работе проблемы исследования социального интеллекта личности отражают прежде всего трудности его изучения. Однако, как представляется, осознание и анализ этих трудностей является этапом, на котором происходит не только их систематизация, но и формирование мотивации дальнейшего научного поиска.

Работы разных авторов, посвященные представлениям людей о социальном интеллекте, а также результаты эмпирических исследований показывают, что в обыденном сознании не только отражаются общие характеристики взаимодействия человека с другими людьми, но и формируются оценки успешности этого процесса, поэтому понимание социального интеллекта личности как ее способности ладить с людьми, а также возможность его измерения через экспертную оценку группы могут стать ключом к поиску новых вариантов решения выделенных здесь проблем исследования социального интеллекта. Кроме того, реализация этого подхода позволяет конкретизировать уровень и пространство исследования социального интеллекта личности, рассматривая его в первую очередь как фактор взаимодействия в малой группе.


Страницы:     2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф