Заявка на расчет
Меню Услуги

Влияние социального интеллекта на успешность. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Глава 2. Анализ влияния социального интеллекта медицинского персонала на успешность профессиональной деятельности

2.1. Этапы исследования

 

Для определения успешности профессиональной деятельности нами были исследованы 60 человек медицинского персонала в равном соотношении мужчин и женщин для определения уровня их социального интеллекта и успешности профессиональной деятельности.

На первом этапе нами была проанализирована литература, посвященная вопросам исследования социального интеллекта, сформулированы основные цели и задачи исследования, выдвинута гипотеза исследования, подобрана методика проведения исследования.

Актуальность проблемы изучения когнитивной сферы медицинского персонала обусловлена тем, что определенный уровень невербального и социального интеллекта играет важную роль в оказании скорой неотложной помощи в различных социальных ситуациях.

На втором этапе нами было проведено непосредственно эмпирическое исследование, направленное на изучение специфики интеллекта у сотрудников СМП. В качестве испытуемых приняли участие 60 человек, работающие фельдшерами и медицинскими сестрами выездной бригады отделения СМП, из которых 30 мужчин, 30 женщин, в возрасте от 23 до 50 лет. Сбор данных производился с помощью диагностических методик: стандартные прогрессивные матрицы Равена; тест изучения социального интеллект Дж. Гилфорда.

Полное описание методики применения прогрессивных матриц Равена приведено в приложении 1.

На основании проведённой методики представлены уровни интеллекта, приведенные в табл. 1.

Проценты Степень
95 и выше I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы
75-95 2 степень; незаурядный интеллект для данной возрастной группы
25-74 3 степень: средник интеллект для данной возрастной группы
5-24 4 степень: интеллект ниже среднего.
5 и менее 5 степень: дефектная интеллектуальная способность

Таблица 1. Процентная шкала степени развития интеллекта

Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл композитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим образом:

  • 1 балл низкий социальный интеллект;
  • 2 балла социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);
  • 3 балла средний социальный интеллект (средневыборочная норма);
  • 4 балла социальный интеллект выше среднего (среднесильный);
  • 5 баллов высокий социальный интеллект.

На основании выделенных критериев были определены уровни сформированности социального интеллекта среди участников исследования.

На третьем этапе проводилось определение уровня мотивация достижения успеха (А. Мехрабиан).

Мотивация достижений, по мнению Г. Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный опросник предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремление к успеху и избежание неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует.

Опросник имеет две формы мужскую (А) и женскую (Б).

Опросник состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Испытуемый должен оценить степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используя следующую шкалу.

+3 полностью согласен.

-2 согласен.

+1 скорее согласен, чем не согласен.

0 нейтрален.

-1 скорее не согласен, чем согласен.

-2 не согласен.

-3 совершенно не согласен.

Обработка результатов: Вначале подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемых на прямые пункты (отмеченные знаком «-» в «ключе») приписываются баллы:

ответы -3    -2     -1     0    +1     +2     +3;

баллы    1     2      3     4       5       6       7.

Ответам испытуемых на обратные пункты (отмеченные знаком «-» в ключе) приписываются баллы:

ответы    -3     -2     -l     0     +1     +2     +3;

баллы      7       6     5     4       3        2        1.

На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. В качестве эмпирического метода исследования эмоционального интеллекта был использован метод тестов (опросник Д.В. Люсина ЭмИн и тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо MSCEIT v. 2.0 (адаптация И.Н. Андреевой).

На четвертом этапе проводилась математическая обработка данных, полученных в результате осуществления исследования, их обобщение, систематизация и интерпретация результатов исследования.

Методы статистической обработки данных включили в себя подсчет параметров распределения, сравнительный и корреляционный анализ. Использовались методы непараметрической статистики.

Для выявления различий был применён критерий U-Манна-Уитни. Эмпирическое значение критерия U-Манна-Уитни показывает, насколько пересекаются два ряда значений измеренного признака. Чем меньше совпадение, тем больше различаются эти два ряда. Основная идея критерия U основана на представлении всех значений двух выборок в виде одной общей последовательности упорядоченных (ранжированных) значений.

Основной (нулевой) статистической гипотезе будет соответствовать ситуация, когда значения одной выборки будут равномерно распределены среди значений другой выборки, то есть когда два ряда значений пересекаются в наибольшей возможной степени. Напротив, отклонению этой гипотезы будет соответствовать ситуация, когда значения одной из выборок будут преобладать на одном из концов объединенного ряда — пересечение двух рядов тогда будет минимальным.

Формально, критерий U — это общее число тех случаев, в которых значения одной группы превосходят значения другой группы, при попарном сравнении значений первой и второй групп. Соответственно, вычисляются два значения критерия: Ux и Uy. В качестве эмпирического значения критерия берется наименьшее из Ux и Uy. Чем больше различия, тем меньше эмпирическое значение U.

Поскольку критерий U отражает степень совпадения двух рядов значений, то значение р-уровня тем меньше, чем меньше значение U.

Корреляционный анализ — это проверка гипотез о связях между переменными с использованием коэффициентов корреляции. Коэффициент корреляции — это мера прямой или обратной пропорциональности между двумя переменными. Он чувствителен к связи только в том случае, если эта связь является монотонной — не меняет направления по мере увеличения значений одной из переменных. Для выявления корреляционных связей применялся коэффициент корреляции r-Спирмена (Spearman’s rho). Основные показатели коэффициента корреляции — это сила, направление и надежность (достоверность) связи. Сила связи определяется по абсолютной величине корреляции (меняется от 0 до 1). Величина корреляции не всегда отражает силу связи. Направление связи определяется по знаку корреляции: положительный — связь прямая; отрицательный — связь обратная. Под корреляционным анализом обычно и понимают изучение связей по корреляционной матрице.

Полученные таблицы с достоверностью различий и  результаты корреляционного анализа представлены в приложении к работе.

 

2.2. Интерпретация результатов исследования

 

На первом этапе исследования осуществлялось установление уровня невербального интеллекта. Данные о средней величине невербального интеллекта, полученные с помощью методики «Стандартные прогрессивные матрицы Равена», указаны в таблице 2.

Качества Среднее арифметическое значение Стандартное отклонение Коэффициент вариации
Внимательность 11,62 0,67 5,73
Умозаключения 10,85 1,15 10,57
Динамическая наблюдательность 9,83 1,50 15,23
Прослеживание закономерностей 8,72 1,64 18,78
Абстракция 6,67 1,89 28,39
Общий показатель невербального интеллекта 116,85 10,06 8,61

Таблица 2. Средняя величина невербального интеллекта

Анализируя данные, представленные в таблице 2, можно обнаружить, что общий показатель невербального интеллекта выше среднего. У работников скорой помощи в структуре невербального интеллекта преобладает внимательность. Это означает, что реализуются следующие основные мыслительные процессы:

а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними;

б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами. Актуализируется умение дифференцировать элементы и выявлять связи между элементами фигуры, дополнять недостающую часть структуры, сличая её с образцами. На уровне с внимательностью также развито статистическое представление, воображение и дискриминация (уровень визуального различения).

Наименее сформирована абстракция (способность к аналитико-синтетической деятельности). Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находят с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры. Это означает мало развитую способность наблюдать сложное количественное и качественное различие кинетических, динамических рядов.

Согласно значениям стандартного отклонения и коэффициента вариации, группа является достаточно однородной. Наибольшее сходство членов группы зафиксировано в величине внимательности, а наименьшее в способности к абстракции.

Таким образом, у работников скорой помощи наиболее развита внимательность, а наименее сформирована абстракция. Это связано с тем, что сотрудникам скорой помощи приходится работать в условиях жесткого дефицита времени с максимальной психической нагрузкой, в режиме готовности к немедленным и организованным действиям в исключительно быстром темпе. Помимо этого, в постановке диагноза больным и пострадавшим возможно использование лишь собственных глаз и рук, поэтому такое качество, как внимательность является главенствующим.

Абстрактное мышление относится к такому виду мышления, которое не берет во внимание отдельные детали, а концентрируется на размышлении о целом предмете в контексте выполняемой деятельности. Для работников скорой помощи необходимо иметь более конкретное мышление, так как самые незначительные детали получаемой от клиента информации могут изменить диагноз, а также прогноз относительно дальнейшего состояния пациента, следовательно, возможны изменения в тактике оказания медицинской помощи.

Данные о распределении уровней развития компонентов невербального интеллекта представлены в таблице 3.

Качества Уровень
Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Внимательность 0,00 0,00 28,33 71,67
Умозаключения 0,00 10,00 51,67 38,33
Динамическая наблюдательность 0,00 41,67 40,00 18,33
Прослеживание закономерностей 6,66 61,67 30,00 1,67
Абстракция 28,33 68,33 3,34 0,00

Таблица 3. Процентное распределение уровней развития компонентов невербального интеллекта (в % от общего числа испытуемых)

Анализируя данные из таблицы 3, можно отметить, что среди работников скорой помощи преобладают испытуемые с высоким уровнем внимательности (71,67% опрошенных). Это означает, что у большинства испытуемых актуализируется умение дифференцировать элементы и выявлять связи между элементами, дополнять недостающую часть структуры, сличая её с образцами. Помимо этого, у 38,33% участников исследования высоко развита способность к умозаключению. Это означает, что у них развита способность к линейной дифференциации и построению суждений (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей. Следующее качество – это динамическая наблюдательность. Высокий уровень ее развития обнаружен у 18,33% испытуемых, который проявляется способностью к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений, к быстрой внимательности и воображению, способностью представлять.

Более наглядно распределение уровней развития компонентов невербального интеллекта представлено на рис. 2.

Рис. 2. Процентное распределение уровней развития компонентов невербального интеллекта (в % от общего числа испытуемых)

 

Значения выше среднего зафиксированы у способности делать умозаключения (у 51,67% испытуемых), у динамической наблюдательности (40%). Средний уровень преобладает у следующих качеств: у абстракции (68,33% испытуемых), у прослеживания закономерностей (61,67%), а также у динамической наблюдательности (41,67%). Ниже среднего уровень имеет только абстракция (28,33%), то есть способность наблюдать сложное количественное и качественное различие кинетических, динамических рядов.

Таким образом, у работников СМП в структуре невербального интеллекта доминируют такие компоненты, как внимательность и способность к умозаключению. Учитывая высокий уровень развития у большинства участников исследования внимательности и наибольшее внутригрупповое сходство величины этого качества, можно предположить, что именно данный компонент невербального интеллекта является профессионально важным качеством для сотрудников службы скорой медицинской помощи.

На втором этапе были получены данные о величине параметров социального интеллекта из теста Дж. Гилфорда, представленные в таблице 4.

Качества Среднее арифметическое значение Стандартное отклонение Коэффициент вариации
Последствия поведения 11,55 1,76 15,24
Невербальная экспрессия 10,70 2,04 19,11
Вербальная экспрессия 9,45 1,37 14,50
Ситуативное поведение 8,97 1,96 21,82
Общий показатель социального интеллекта 40, 67 5,75 14,15

Таблица 4. Средняя величина социального интеллекта

Анализируя данные, представленные в таблице 4, можно обнаружить, что общий показатель социального интеллекта выше среднего. В структуре социального интеллекта у работников скорой помощи преобладает качество «предвидение последствий поведения», это означает умение предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Это предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей.

Наименее сформированные качества – «вербальная экспрессия» и «ситуативное поведение». Это характеризуется тем, что люди испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).

Согласно значениям стандартного отклонения, у членов группы наибольшее сходство обнаружено в величине вербальной экспрессии. Это означает, что большинство испытуемых обладает невысокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что мешает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди не способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют небольшой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую ригидность). Наибольший внутригрупповой разброс зафиксирован в величине невербальной экспрессии. Это качество (по среднегрупповым результатам) характеризуется тем, что люди хорошо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем вербальный язык. В общении такие люди в большей степени ориентируются на невербальное содержание сообщений. И они лучше понимают смысл слов собеседника потому, что учитывают сопровождающие их невербальные реакции. Однако среди испытуемых можно выделить подгруппы с высоким, средним и низким уровнем развития невербальной экспрессии.

Аналогичные результаты показывает коэффициент вариации. Однако наибольшие внутригрупповые различия в сформированности присущи показателю «ситуативное поведение» у работников скорой помощи. В специфике работы скорой помощи наименее всего нужен анализ ситуаций межличностного взаимодействия. Поскольку из-за кратковременности контакта с людьми во время осуществления работы нет необходимости адаптироваться к ситуации общения с каждым пациентом. Вместе с тем, можно предположить, что у тех из сотрудников СМП, у которых это качество больше сформировано, будут обладать более высоким уровнем профессиональной квалификации.

В связи с неоднородностью группы испытуемых по всем показателям социального интеллекта осуществлялся анализ процентного соотношения уровней развития каждого из его компонентов. Данные о распределении уровней социального интеллекта представлены в таблице 5.

Качества Уровень
Средний Выше среднего Высокий
Последствия поведения 10,00 56,67 33,33
Невербальная экспрессия 26,67 58,33 15,00
Вербальная экспрессия 50,00 43,33 6,67
Ситуативное поведение 45,00 40,00 15,00

Таблица 5. Распределение уровней развития компонентов социального интеллекта  (в % от общего числа испытуемых)

Анализируя данные из таблицы 5, можно отметить, что у работников скорой помощи высокий уровень чаще встречается при оценке предвидения последствий поведения (у 33,33% испытуемых). Это означает, что у трети опрошенных специалистов актуализируется способность к расшифровке невербальных сообщений, дифференцированность Я-концепции, насыщенность Я-образа пониманием интеллектуальных, волевых характеристик, а также описание особенностей духовной организации личности. Помимо этого, у 15% опрошенных высоко развита «невербальная экспрессия», которая характеризуется способностью правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. На этом же уровне находится качество «ситуативное поведение» (15%), которое характеризуется способностью распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Наименее часто у сотрудников СМП встречается высокий уровень вербальной экспрессии (6,67%). Это означает, что они плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения.

Кроме того, в группе преобладают испытуемые, имеющие средний уровень вербальной экспрессии (50%) и ситуативного поведения (45%), и выше среднего уровень невербальной экспрессии (58,33%) и способности прогнозировать последствия поведения (56,67%). Таким образом, у работников скорой помощи в структуре социального интеллекта доминирует «предвидение последствий поведения».

Более наглядно распределение уровней развития компонентов социального интеллекта представлено на рис. 3.

Сравнительный анализ результатов диагностики интеллекта сотрудников СМП показал, что общий показатель невербального и социального интеллекта имеет уровень выше среднего. У большинства испытуемых наиболее развиты такие качества невербального интеллекта, как внимательность и способность делать умозаключения. Помимо этого, часто встречаются следующие качества социального интеллекта: прогноз последствий поведения и чтение невербальной экспрессии.

Рис. 3. Процентное распределение уровней развития компонентов социального интеллекта (в % от общего числа испытуемых)

 

На третьем этапе нами была проведена методика определения уровня мотивация достижения успеха (А. Мехрабиан). Данный опросник предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремление к успеху и избежание неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует.

Опросник состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Испытуемый должен оценить степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используя следующую шкалу.

+3 полностью согласен.

-2 согласен.

+1 скорее согласен, чем не согласен.

0 нейтрален.

-1 скорее не согласен, чем согласен.

-2 не согласен.

-3 совершенно не согласен.

Средние значения по данной методике приводятся в следующей таблице (табл .6).

Группа испытуемых Стремление к принятию Боязнь быть отвергнутым
Ж 121 119
М 132 97

Таблица 6. Таблица средних значений методики «Определения уровня мотивации к достижению успехов»

Графически полученные данные приведены на рис. 4.

Рис. 4. Сравнительная диаграмма мотивационных стремлений испытуемых, баллы

 

Рассмотрим подробнее полученные результаты.

У женщин, участниц исследования стремление к принятию практически уравновешено с боязнью быть отвергнутой, хотя стремлению к принятию несколько опережает боязнь. Мужчины беспокоятся по поводу того, что они могут быть отвергнуты. У них выражено стремление к принятию.

Результаты, полученные после анализа уровня развития социального интеллекта медицинских работников, участвовавших в исследовании, позволили разделить всех респондентов на две группы по уровню развития социального интеллекта: группу медицинских работников со средним уровнем развития социального интеллекта и группу медицинских работников с уровнем выраженности социального интеллекта выше среднего. Проведенный с помощью Т-критерия Стьюдента анализ выявил достоверные различия между данными группами. Медицинские работники со средним уровнем развития социального интеллекта в большей степени затрудняет пациент, навязывающий в общении с врачом свою точку зрения. Для медицинских работников со средним уровнем развития социального интеллекта в большей степени являются затрудняющими такие особенности общения пациентов как вялая невыразительная жестикуляция, неумение выразить отношение с помощью жестов, мимики, интонаций, а также присутствие посторонних лиц.

По-нашему мнению, ответственность врача состоит в развитии своих личностных особенностей и способностей как субъекта общения, с целью минимизации возможных негативных последствий ошибочности или предвзятости восприятия больного в процессе профессионального общения. Процесс двухстороннего общения между медицинским работником и пациентом способствует развитию отношений партнерства и поддержки в терапевтическом процессе, являясь для многих пациентов важным этапом в понимании своей болезни и выработке путей ее преодоления.

 

2.3. Рекомендации должностным лицам

 

На основании проведенного исследования мы можем сформулировать следующие рекомендации должностным лицам по анализу социального интеллекта при наборе персонала для учреждений здравоохранения:

  • при подборе кандидатов на медицинские должности необходимо определять уровень развития социального интеллекта, как фактора успешности профессиональной деятельности;
  • исследование уровня социального интеллекта необходимо проводить одновременно с определением уровня мотивация достижения успеха (А. Мехрабиан), который также определяет успешность профессиональной деятельности, что особенно важно при назначении руководителей различного ранга в медицинских учреждениях.

Выводы по главе.

Мы в своей работе опираемся на концепцию Дж. Гилфорда, согласно которой социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей независимую от фактора общего интеллекта и обеспечивает понимание поступков, действий других людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что исследованная группа медиков имеет уровень социального интеллекта от среднего до высокого, у 15% опрошенных высоко развита «невербальная экспрессия», которая характеризуется способностью правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. На этом же уровне находится качество «ситуативное поведение» (15%), которое характеризуется способностью распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Наименее часто у сотрудников СМП встречается высокий уровень вербальной экспрессии (6,67%). Это означает, что они плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения.

Кроме того, в группе преобладают испытуемые, имеющие средний уровень вербальной экспрессии (50%) и ситуативного поведения (45%), и выше среднего уровень невербальной экспрессии (58,33%) и способности прогнозировать последствия поведения (56,67%). Таким образом, у исследованных в структуре социального интеллекта доминирует «предвидение последствий поведения».

Проведенный анализ особенностей социального интеллекта в стратегии поведения медицинских работников и их профессиональной успешности, позволяет сформулировать ряд рекомендаций по нивелированию негативных аспектов уровня сформированности социального интеллекта у медицинских работников:

  • в качестве эффективной методики реализации личностного потенциала на основании различий развития уровня социального интеллекта медицинского работника выступает диверсификация направлений деятельности для лиц с различным уровнем развития социального интеллекта,
  • необходимо предварительное психологическое тестирование перед принятием решения о предоставлении должности, которая основывается не только профессиональных навыков, а на индивидуальных психоэмоциональных особенностях организма и на факторе развития социального интеллекта.

Формирование социального интеллекта должно осуществляться на уровне образовательного процесса, в процессе обучения студентов и выработки у них коммуникативных навыков, толерантного поведения  и терпимости к пациентам.

 

Заключение

 

Таким образом, анализ представлений понимания социального интеллекта показывает, что единого подхода к его определению в психологии в настоящее время не существует.

Однако, социальный интеллект личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия. Социальный интеллект сдерживает прорыв отрицательных эмоций, помогает выйти из состояния стресса, позволяет определить выбор механизма психологической самозащиты, направленной на сохранение самоуважения личности. В результате этого определяется поведение личности. Кроме этого коррекция проявляется в процессе становления личностной позиции и выражается в определении своих действий и поступков, то есть влияет на успешность деятельности.

В рамках изучения социально-психологических особенностей личности как детерминант трудностей общения, рассматриваются социальные способности, среди которых выделяют социальный интеллект. К данному феномену, также как и к явлению затрудненного общения в отечественной психологии последние десятилетия наблюдается повышенный интерес.

Социальный интеллект изучается в нескольких направлениях: как понимание человека человеком (А.А. Бодалев), как социальное мышление (К.А. Абульханова-Славская), в аспекте различных социально-психологических свойств личности и социальных способностей: коммуникативной компетентности, социальной компетентности, социальной проницательности и др. (В.А. Лабунская, Ю.Н. Емельянов, Е.В. Коблянская, В.Н. Куницына, А.Л. Южанинова и др.), а также как социальная способность, определяющая успешность профессиональной деятельности (Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Е.И. Ишутина, А.А. Кидрон, М.В. Молоканов и др.).

На сегодняшний день в психологической науке сформировался ряд подходов к пониманию социального интеллекта:

– концепция СИ как способности к пониманию других людей Е.С. Алешина, В.Д. Дружинин, Д.В. Ушаков, А.Л. Южанинова;

– концепция социального интеллекта как механизма социализации М.И. Бобнева, Е.И. Ишутина;

– образовательный подход, в рамках которого СИ рассматривается как развивающаяся способность к пониманию социальной реальности Г.П. Геранюшкина, С.С. Белова, Ю.П. Емельянов, Н.А. Лужбина;

– подход к изучению возрастных аспектов социального интеллекта Я.И. Михайлова, О.Б. Чеснокова. Большинство авторов рассматривают СИ как интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации.

Развитие социального интеллекта позволяет активно обмениваться информацией, взаимодействовать. Всякое взаимодействие между людьми возможно лишь при условии, что знаки, и главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Именно эти возможности могут развиваться и совершенствоваться благодаря социальному интеллекту.

Изучение взаимосвязи социального интеллекта и профессиональной успешности медицинского работника свидетельствует, что способность сочувствия и сопереживания выступает в качестве некоторого буфера, препятствующего выгоранию. Чем выше первый показатель, тем меньше склонность занижать значимость результатов своей деятельности, больше уверенность в самоэффективности и ощущение профессиональной самореализации.

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что исследованная группа медиков имеет уровень социального интеллекта от среднего до высокого, у 15% опрошенных высоко развита «невербальная экспрессия», которая характеризуется способностью правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. На этом же уровне находится качество «ситуативное поведение» (15%), которое характеризуется способностью распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Наименее часто у сотрудников СМП встречается высокий уровень вербальной экспрессии (6,67%). Это означает, что они плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения.

Кроме того, в группе преобладают испытуемые, имеющие средний уровень вербальной экспрессии (50%) и ситуативного поведения (45%), и выше среднего уровень невербальной экспрессии (58,33%) и способности прогнозировать последствия поведения (56,67%). Таким образом, у исследованных в структуре социального интеллекта доминирует «предвидение последствий поведения».

Проведенный анализ особенностей социального интеллекта в стратегии поведения медицинских работников и их профессиональной успешности, позволяет сформулировать ряд рекомендаций по нивелированию негативных аспектов уровня сформированности социального интеллекта у медицинских работников:

  • в качестве эффективной методики реализации личностного потенциала на основании различий развития уровня социального интеллекта медицинского работника выступает диверсификация направлений деятельности для лиц с различным уровнем развития социального интеллекта,
  • необходимо предварительное психологическое тестирование перед принятием решения о предоставлении должности, которая основывается не только профессиональных навыков, а на индивидуальных психоэмоциональных особенностях организма и на факторе развития социального интеллекта.

Формирование социального интеллекта должно осуществляться на уровне образовательного процесса, в процессе обучения студентов и выработки у них коммуникативных навыков, толерантного поведения  и терпимости к пациентам.

Таким образом, социальный интеллект выступает ключевым фактором формирования профессиональной успешности медицинского персонала на всех направлениях работы, поскольку деятельность медиков напрямую связана с общением с пациентами, умением понимать их потребности и проблемы, а также коммуникативными навыками, без которых невозможно осуществлять эффективное лечение.

 

Литература

 

  1. Ангеловский А.А, Анализ понятия профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм/ А.А. Ангеловский //Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5(2), 2010.
  2. Белова С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2004. С. 109–118.
  3. Березовская Т.П. Профессиональная успешность личности руководителя/ Т.П. Березовская//Научные труды Республиканского и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч.2. Вып. 6 (11) / под ред. В.Ф. Беркова. – Минск: РИВШ, 2008 – с.10-17
  4. Богданович Н.В. Категориальный подход в истории психологии // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 4. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2013. С. 203-216.
  5. Бодров В.А. Психологические основы профессионального развития личности // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 2 / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 455-473 с.
  6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. М: ПЕРСЭ, 2001. -511с.
  7. Борисова Е.О. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2003. – 320 с.
  8. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика /Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – Изд. 2-е. СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
  9. Вяткина Н.В. Категория социального успеха в представлениях менеджеров среднего звена // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки . 2015. №4 С.30-33.
  10. Гендерный менеджмент: Учебник / Е.И. Комаров, В.Ф. Жукова. – М.: ИНФРА-М. 2014. – 520 с.
  11. Дейнека А.В., Жуков, Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом / А.В. Дейнека, Б.М. Жуков. Изд-во «Академия Естествознания», 2009 – 297 с.
  12. Журавлев А.Л. «Социально-психологическая зрелость»: обоснование понятия // Психологический журнал. Т. 28. № 2. С. 44–54.
  13. Журавлев А.Л. Методика экспертной оценки эффективности руководства коллективом // Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1990. С. 45–68
  14. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2004.
  15. Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. Т. 14. № 4. С. 4-15.
  16. Залогина В.В. Особенности гендерных взаимоотношений в управлении персоналом / В.В. Залогина // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2015. №9 С.89-93.
  17. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов; Урал. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Издательство УГППУ, 1997. – 243 с.
  18. Иванов В. С. Социально-психологическая адаптация к профессиональной деятельности // Модернизация. Инновации. Развитие. – 2016. – Т. 7. – №. 1. – С. 171-175.
  19. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е.М. Иванова – М.: 1987. – С. 76.
  20. Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2003. – 268с.
  21. Климов Е. А. Психология профессионала. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996 – 400 с.
  22. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Московского университета; Издателький центр «Академия», 2004. 336 с.
  23. Климов Е.А. Реплика о структуре профессионализма и профессионала / Е.А. Климов // Психология профессионала. – М., 1996. – С. 145-204.
  24. Контрольные задания по психологии: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.Л. Бокуть, Л.А. Першина, А.А. Родина и др.; ред.-сост. Л.А.Першина. М.: Академия, 2000.
  25. Конюхова Е.Т. Установки личности в профессиональной деятельности / Е.Т. Конюхова. Новокузнецк : РИО КузГПА, 2007. 263 с.
  26. Корниенко О.Ю. Социальный успех в профессиональной деятельности руководителя в российском обществе : дис. … канд. соц. Наук / О.Ю. Корниенко. Ростов-на-Дону, 2011. 210 с.
  27. Кузнецова Л. Э., Чепрасова С. С. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности руководителя // Молодой ученый. – – №7. – С. 270-272.
  28. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
  29. Лунева О. В. Социальный интеллект: основные проблемы и перспективы исследования //Прикладная юридическая психология. – 2015. – №. 1. – С. 41-51.
  30. Лунева О.В. Представления о социальном интеллекте разных возрастных групп // ЗПУпортал. 2009. № 2. Педагогика. Психология. / www.zpu–journal.ru/e – zpu/2009/2/ luneva
  31. Лунева О.В. Социальный интеллект: история изучения и основные модели. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009.
  32. Любенко Д.Л. Воздействие социального образа профессии на управленческую активность менеджера [Текст]: дис. … канд. соц. наук. / Д.Л. Любенко. Саратов, 2003. 184 с.
  33. Манина К.Е. Становление социального интеллекта в онтогенезе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №6-2 С.63-65.
  34. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1996. – 420 с.
  35. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. 3-е изд., исправ. и доп., 2011 – 536 с.
  36. Родина О.Н. О понятии «Профессиональная успешность» // Вестник Московского Университета, сер.14, «Психология». 1996. № 3. С. 60-67.
  37. Соколова А. С. Критерии профессиональной успешности специалистов службы технической поддержки // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 64-65.
  38. Теплинских М.В. Успешность профессиональной деятельности специалиста социальной сферы/ М.В. Теплинских / Ползуновский вестник №3 2006 г. С 252 – 257
  39. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды [Текст] / Б.М. Теплов. М.: Наука, 1998. – 346 с.
  40. Толочек В.А. Профессиональные способности, потенциал и успешность субъекта: критический анализ проблемы и модели исследования объяснения // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 2 / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – С. 320-343.
  41. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М.: Смысл, 2002. – 240 с.
  42. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2004. С. 11–28.
  43. Фукин А.И. Психология конвейерного труда. – М: ПЕРСЭ, 2003. – 240 с.
  44. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.-320 с.
  45. Швецов Д. Личностный рост как философская проблема // «Социальная философия и проблемы современного общества» ч.1, МГУКИ, 2003, стр. 142 – 146.
  46. Greenspan S., Driscoll J. The role of intelligence in a broad model of personal competence // Contemporary intellectual assessment: Theories, tests and issues / D.P. Flanagan & J.L. Genshaft. New York: Guilford Press, 1997. P. 131–150
  47. Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967.
  48. Landy F. History, her history…APS Observer 2005. www.psychological science.org/observer
  49. Sternberg R.J. Successful intelligence. New York: Plume, 1997.

Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф