Меню Услуги

Анализ влияния таможенного регулирования на структуру внешней торговли Российской Федерации

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
  • 1.1. Понятие и нормативно-правовое регулирование таможенного регулирования
  • 1.2. Инструменты таможенного регулирования, применяемых в отношении ввозимых и вывозимых товаров
  • 1.3. Контроль таможенных органов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ВЛИЯНИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СТРУКТУРУ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
  • 2.1. Практические аспекты влияния инструментов таможенного регулирования на внешнюю торговлю России
  • 2.2. Анализ тенденций развития структуры внешней торговли России за 2010-2015 гг.
  • 2.3. Анализ выявления таможенными органами России преступлений и правонарушений мер таможенного регулирования во внешней торговле
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
  • 3.1. Проблемы применения мер таможенного регулирования и их влияние на структуру внешней торговли
  • 3.2. Меры по совершенствованию применения таможенного регулирования на территории России
  • Заключение
  • Список используемых источников

 

Введение

Таможенное регулирование внешней торговли заключается в применении комплекса мер таможенными органами в отношении перемещаемых товаров. Выделяют две группы мер таможенного регулирования: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Тарифное регулирование внешней торговли основано на использовании в качестве основы цены товара. Применение мер тарифного регулирования является важным моментом в таможенном контроле товаров. В данном случае основным инструментом выступает таможенный тариф, который содержит ставки таможенных пошлин. Использование таможенного тарифа в отношении импортируемых товаров, позволяет повысить их конечную цену, создав предпочтительные условия для отечественного производителя. Для экспортируемых товаров, таможенный тариф применяется в целях снижения объемов вывоза необработанного сырья. Помимо этого, таможенным тарифом предусмотрено и стимулирующее воздействие на внешнеторговые отношения страны в виде применения тарифных преференций (снижения или отмены установленных ставок таможенных пошлин). Поэтому в данном случае важно выработать такой таможенный тариф, который будет содержать и стимулирующие и защитные меры. При этом, необходимо учитывать, что Россия несет обязательства по снижению уровня тарифного обложения в рамках участия в ВТО, что несколько усложняет защиту национального производителя.

Нетарифное регулирование реализуется через контроль соблюдения запретов и ограничений в таможенном деле и занимает большое место в деятельности таможенных органов. Сам процесс применения запретов и ограничений важен в обеспечении безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Говоря об угрозах перемещения товара, в первую очередь, стоит отметить угрозу перемещения некачественных товаров, а также товаров, которые могут нанести урон экономике государства. Запреты и ограничения в таможенном деле можно считать комплексом мер направленных на защиту интересов государства и потребителей. Также применение запретов и ограничений напрямую связано с реализацией политических отношений страны с мировым сообществом. Особенно это важно в настоящее время, когда в отношении России применяется большое число санкций и дискриминационных мер.

Помимо этого, Россия вступила в ВТО и взяла на себя обязательство провести либерализацию применяемых мер, как тарифных, так и нетарифных. Так, необходимо сместить акцент на административные меры (запреты и ограничения) вместо применения тарифных мер.  При всех рассмотренных выше условиях функционирования экономики страны складывается достаточно сложная ситуация в области установления рациональных и эффективных методов таможенного регулирования внешней торговли, особенно в условиях продолжающегося формирования Единого экономического пространства. Анализ применения мер нетарифного регулирования проводится с целью определения изъянов существующего механизма. Соответственно, применяемые меры напрямую влияют на структуру и объемы внешней торговли товарами, поэтому изучение подобных вопросов должно помочь в создании сбалансированной системы таможенного регулирования, которая будет сочетать как защитные меры, так и стимулирующие внешнюю торговлю.

Объект исследования – применение таможенными органами мер таможенного регулирования и их влияние на структуру внешней торговли России.

Предмет – меры таможенного регулирования внешней торговли, применяемые в Российской Федерации.

Цель написания дипломной работы – изучение и анализ влияния мер таможенного регулирования внешней торговли на структуру внешней торговли России. Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие, виды и нормативно-правовое обеспечение мер таможенного регулирования внешней торговли России;
  2. Охарактеризовать систему контроля таможенными органами РФ применения мер таможенного регулирования внешней торговли;
  3. Рассмотреть практические аспекты применения инструментов таможенного регулирования внешней торговли;
  4. Проанализировать развитие структуры внешней торговли России за 2010-2015 гг.;
  5. Охарактеризовать систему выявления таможенными органами России таможенных преступлений и правонарушений;
  6. Рассмотреть основные проблемы применения мер таможенного регулирования внешней торговли;
  7. Сформулировать основные направления решения проблем использования инструментов таможенного регулирования внешней торговли.

При написании дипломной работы использовались такие методы как – сравнение, анализ, классификация, дедукция, а также методы экономико-статистического анализа.

Структурно работа состоит из введения, основной части, разделённой на 3 главы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Источниками написания дипломной работы послужили международные договоры и конвенции, нормативно-правовые акты ЕАЭС, РФ, а также литература по теме выбранного исследования.

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

1.1. Понятие и нормативно-правовое регулирование таможенного регулирования

В настоящее время одним из основополагающих факторов развития внешней торговли является эффективное проведение государственной политики регулирования внешней торговли. От выбранного направления защиты национального рынка, регулирования импорта товаров, зависит уровень не только ввоза товаров, но и развития национального производства за счет привлечения иностранных инвестиций, создания транснациональных корпораций. Для наглядности применения мер таможенного регулирования стоит оценить экспорт и импорт товаров в РФ. Так, по данным ФТС РФ, объемы импорта и экспорта товаров приведены в таблице 1.

Таблица 1. Внешнеторговый оборот товаров в РФ за 2012-2014 гг., млрд.долл. США

Показатель 2012 2013 2014
Внешнеторговый оборот 837,2 844,2 782,9
Экспорт 524,7 526,4 496,9
Импорт 312,5 317,8 286
Сальдо торгового баланса 212,2 208,6 211

 

Как видно из данных ФТС произошло снижение внешнеторгового оборота, начиная с 2013 года. Так, в 2014 году оборот снизился на 7,26%. Безусловно, связано это с ухудшением политических связей России с основными странами – импортерами, такими как ЕС, США, Украина и другие.

Также для определения методики совершенствования мер таможенного регулирования стоит обратиться к динамике экспорта товаров из РФ, которая может отразить негативные изменения от применения тех или иных мер регулирования. Необходимо отметить, что темпы экспорта товаров снизились, это может быть связано также с введением санкций против России в 2014 году.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Существует два основных направления регулирования внешней торговли – протекционизм (защита национального производителя) и фритредерство (либеральная торговля). Стоит отметить, что от выбранного направления также зависит наполняемость федерального бюджета (если такое необходимо, в частности в России бюджет зависит от величины перечисляемых таможенных платежей) и, в том числе, конкурентоспособность отечественных предприятий. Какому направлению следовать государство выбирает самостоятельно. На данный выбор влияют и положения развития государства, и участие страны в международных организациях, а также уровень развития внутреннего производства. Для нашей страны основными международными факторами влияния выступают – участие в ВТО, ЕАЭС, а также сложившийся в 2014 году экономический и политические конфликты со странами Европы, США и Украиной.

Начнем с рассмотрения мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. Таможенно-тарифное регулирования в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров основывается на использовании цены в качестве основы контроля. Помимо этого, важным является наименование товара, страна его ввоза/вывоза и происхождения. В целом система таможенно-тарифного регулирования включает в себя применение следующих основных мер:

  1. единого таможенного тарифа ЕАЭС;
  2. механизма определения страны происхождения товара;
  3. определения таможенной стоимости товара;
  4. тарифных льгот и преференций;
  5. тарифных квот и т.п.

Необходимо отметить, что 1 января 2015г. начал функционировать Евразийский экономический союз, что означает то факт, что теперь взимание таможенных пошлин будет регулироваться ЕАЭС. При этом продолжает действовать Таможенный кодекс Таможенного союза до принятия Таможенного кодекса ЕАЭС. То же касается и других нормативно-правовых актов.

Основным регулирующим документом выступает Договор от 29.05.2014г. «О Евразийском экономическом союзе». Также важно отметить такие документы как: Договор от 10.10.2014 «О присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014», Договор от 23.12.2014 «О присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014». Данные документ регулирует в том числе применение мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на уровне стран-участников ЕАЭС. Важно отметить, что применение мер таможенно-тарифного регулирования напрямую связано с начислением и взиманием таможенных платежей.

Также к вопросам регулирования применения мер таможенно-тарифного регулирования можно отнести действие следующих нормативно-правовых актов на уровне ЕАЭС:

  1. Договор от 29.05.2014 (ред. от 08.05.2015) «О Евразийском экономическом союзе»;
  2. Решение Совета ЕЭК №54 от 16.07.2012 (ред. от 10.11.2015) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»;
  3. Решение Комиссии Таможенного союза №130 от 27.11.2009 (ред. от 23.04.2015) «О Едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;
  4. Решение КТС №728 от 15.07.2011 (ред. от 23.04.2015) «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза». Данным документом установлены правила применения тарифной льготы в виде полного освобождения от уплаты таможенной пошлины, указываются разрешительные документы, требуемые в данном случае, а также условия применения рассматриваемых тарифных льгот;
  5. Соглашение от 25.01.2008 «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран». В данном Соглашении зафиксировано стремление государств членов ТС (с 01.01.2015 ЕАЭС) унифицировать применяемые ставки вывозных таможенных пошлин, при этом каждая страна формирует свой перечень самостоятельно;
  6. ​Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года (ред. от 23.04.2012) и другие.

Необходимо отметить, что регулирование вопросов применения мер таможенно-тарифного регулирования также закреплено на национальном уровне. Национальные нормативные акты раскрывают отдельные положения контроля за начислением и уплатой таможенных платежей. Важным документом в данной сфере является Федеральный закон №311-ФЗ от 27.11.2010 (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Вопросам взимания таможенных пошлин, а также их взыскания имеют отношение статьи раздела II (главы 12-18).

Так как сущностью таможенно-тарифного регулирования является воздействие применяемых инструментов на экспорт/импорт перемещаемых товаров через его цену. Главная роль, в данном случае, отводится применению таможенной пошлины, которая позволяет при необходимости увеличивать цену товара. Актуальным данный механизм является для импорта товаров. Увеличивая цену ввозимого товара можно обеспечить более выгодные конкурентные условия для продукции отечественного производителя. Но, в условиях международной торговли и зависимости стран друг от друга, необходимо эффективно применять подобные меры, в соответствии с международными договоренностями.

При этом сущностью таможенно-тарифного регулирования является и расширение торгово-экономических связей, за счет применения тарифных льгот и преференций.  Использование такого инструмента как тарифные преференции позволяет стимулировать развитие внешнеторговых связей государства. Система преференций имеет несколько уровней – наименее развитые страны, страны СНГ и ЕАЭС полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин, развитые страны уплачивают таможенную пошлину в размере 75% от ставки, указанной в ЕТН ВЭД ЕАЭС. Использование такого механизма позволяет стимулировать развитие внешней торговли с определенными странами. При этом, преференции применяются только в отношении определенного перечня товаров. Такой перечень установлен Решением КТС №130 от 27.11.2009 (с изм. от 23.04.2015) таким образом, используя перечень преференциальных товаров, государство регулируется структуру внешней торговли, оказывая меры стимулирования для отраслей, которым это необходимо. Также активно используется механизм тарифных льгот. Тарифные льготы следует относить к инструментам стимулирования внешней торговли определенными товарами. Опять же тарифные льготы могут устанавливаться как на уровне ТС (в настоящее время они установлены в Договоре от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе»), так и на национальном уровне (см. Закон от 21.05.1993г. (в ред. 24.11.2014) №5003-1 «О таможенном тарифе»). Так, тарифные льготы могут предоставляться в следующих видах – полного освобождения от уплаты пошлины и снижение ставки таможенной пошлины. Например, полное освобождение действует в отношении товаров:

— перемещаемых в качестве вклада в уставный капитал;

— в отношении валюты государств-членов Союза и ценных бумаг;

— товаров, ввозимых в благотворительных целях, за исключением подакцизных, а также товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи и др.

Защитные меры используются в виде тарифных квот. Итак, тарифная квота – это мера регулирования ввоза в отношении определенных товаров, ввозимых в пределах установленного количества и течение определенного периода и сверх него. Тарифные квоты устанавливаются в отношении товаров из тех отраслей, где требуется дополнительная поддержка государства, реализуемая путем регулирования объемов ввоза товаров по «льготным условиям» и ввода повышенных ставок для ввоза товаров сверх необходимого количества. Тарифные квоты могут устанавливаться на уровне союзного государства и на национальном уровне. На уровне союзного государства на 2015 год квоты установлены Решением Коллегии ЕЭК № 131 от 19.08.2014 «Перечень товаров, в отношении которых на 2015 год устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств – членов Таможенного союза и единого экономического пространства» и касаются они группы 02 ЕТН ВЭД.

Теперь обратимся к понятию и нормативному регулированию мер нетарифного регулирования внешней торговли. Применение норм нетарифного регулирования зафиксировано на уровне ЕАЭС в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2015 (ред. от 08.05.2015) в статьях 46,47 и Приложении VII.

Сущность нетарифного регулирования заключается в воздействии на внешнюю торговлю мерами, которые основаны на разрешительном порядке перемещения товаров. Федеральным законом №164-ФЗ от 08.12.2003 (в ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», установлены следующие виды мер нетарифного регулирования:

  1. Количественные ограничения,
  2. Лицензирование,
  3. Наблюдение за экспортом (импортом) товаров,
  4. Исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров.

Важным нормативным документом в сфере применения мер нетарифного регулирования выступает Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 06.10.2015) «О мерах нетарифного регулирования». Данный документ содержит перечень товаров, в отношении которых установлен запрет на перемещение через таможенную границу ЕАЭС. Помимо этого, данным Решением установлены основные положения о перемещении товаров, в отношении которых применяется разрешительный порядок перемещения через таможенную границу. Так, например, запрещены к ввозу такие товары как:

  1. Отходы, в состав которых входит ртуть и ее соединения – (7602 00 и т.д.);
  2. Печатные и аудиовизуальные материалы, содержащие призыв к терроризму или экстремистской деятельности (из 4902, 4908, 4911 и т.д.);
  3. Сырье пушно-меховое, шкурки гренландского тюленя и его детенышей (4301 80 709 5, 4301 80 709 7) и др.

Также важно отметить, что такие ограничения на перемещение товаров могут устанавливаться как на уровне ЕАЭС (порядок, описанный выше), так и на национальном уровне. Так, в частности, страны-члены ЕАЭС могу вводить временные ограничения на перемещения товаров на их территории. Важно отметить, что на данный момент все страны имеют такие временные ограничения Примеры использования таких ограничений в России представлены в таблице 2.

Таблица 2. Временные меры, затрагивающие внешнюю торговлю, применяемые в Российской Федерации

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Наименование Срок Документ
лицензирование импорта щебня и гравия (код ТН ВЭД ЕАЭС 2517 10 100 0) с 14.08.2015г. по 31.12.2015г. Постановление Правительства Российской Федерации
от 06.08.2015 г. №815
временное количественное ограничение на ввоз на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ с 15.07.2015г. по 31.12.2015г. Постановление Правительства Российской Федерации
от 26.06.2015 г. № 632

 

Использование таких временных мер позволяет регулировать перемещение отдельных категорий товаров странами-членами ЕАЭС без ущерба для экономик других союзных государств. Также стоит отметить следующие нормативные документы, регулирующие применение мер нетарифного регулирования:

  1. Постановление Правительства РФ № 363 от 09.06.2005 (ред. от 08.12.2010) «Об утверждении Положения о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров»;
  2. Постановление Правительства РФ № 364 от 09.06.2005 (ред. от 05.08.2014)«Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий»;
  3. Письмо ФТС России № 14-68/42349 от 31.08.2015. «О применении мер экспортного контроля при транзите товаров военного и двойного назначения»;
  4. Приказ Минпромторга России № 1251 от 03.09.2012. «О распределении полномочий в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и его территориальных органов по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров»;
  5. Решение Комиссии Таможенного союза № 526 от 28.01.2011. «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза».

В целом, говоря о таможенном регулировании внешней торговли, необходимо отметить, что это единая система мер, направленных на урегулирование перемещения товаров через таможенную границу. Также говоря о мерах таможенного регулирования, можно констатировать что они охватывают все стороны перемещения товара – цену, страну происхождения, количественные и качественные характеристики. Выделяют меры таможенно-тарифного регулирования, основанные на ценовых показателях товара, и нетарифные, отражающие количественные и качественные характеристики товара. Нормативно-правовое регулирование применения мер таможенного регулирования внешней торговли делится на два уровня – международный и национальный.

1.2. Инструменты таможенного регулирования, применяемые в отношении ввозимых и вывозимых товаров

Итак, как упоминалось выше, меры таможенного регулирования делятся на тарифные и нетарифные меры. Рассмотрим их более подробно. Начнем с применения мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. Главным инструментом мер тарифного регулирования выступает таможенная пошлина. Таможенная пошлина – это обязательный платеж в пользу государства, взимаемый при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

В настоящее время взимание ввозных таможенных пошлин на территории ЕАЭС осуществляется на основании Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 (ред. от 10.11.2015) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого тарифа Евразийского экономического союза». Применяются ставки таможенных пошлин 3-х видов – адвалорные (установлены в % к таможенной стоимости), специфические (взимаются в евро/долларах за физическую величину товара) и комбинированные (адвалорная, но не менее специфической). Необходимо отметить, что в связи с участием России в ВТО, наша страна взяла на себя обязательство о снижении уровня тарифного обложения, в том числе в отношении ввозных таможенных пошлин.

Также любое государство – участник ЕАЭС может ввести перечень товаров, в отношении которых применяются ставки таможенных пошлин отличные от установленных в Едином таможенном тарифе ЕАЭС. Например, такой перечень принят Казахстаном и действует в отношении некоторых товаров 87 группы ЕТНВЭД ЕАЭС (транспортных средств). Введен данный перечень был в целях защиты национального рынка до вступления Казахстана в ВТО. Полный перечень товарных подсубпозиций приведен в Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55 (ред. от 23.12.2013) «О применении Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров». Подобный перечень также существует и принят для Республики Беларусь и утвержден Решением Совета ЕЭК от 16 июля 2012г. №55.

Также на территории ЕАЭС могут устанавливаться специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, которые также подлежат распределению между странами – участниками ЕАЭС. В настоящее время на уровне ЕАЭС применяется 15 мер, примеры которых представлены в таблице 3.

Таблица 3. Меры защиты внутреннего рынка в ЕАЭС [41]

Наименование Товарная позиция в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС Страна Вид меры
Легкие коммерческие автомобили 8704 Германия, Италия,

Турция

Антидемпенговая
Лимонная кислота 2918 КНР Антидемпенговая
Посуда столовая и кухонная из фарфора 6911 Все страны Специальная защитная
Грузовые шины 4011 КНР Антидемпинговая

 

Самой «популярной» является антидемпинговая мера, которая подразумевает введение антидемпинговой пошлины. Применение антидемпинговой меры приводит в первую очередь к сокращению объемов поставляемого товара, поскольку непосредственно поставщик товара несет дополнительные издержки, связанные с уплатой такой повышенной пошлины. Вводить такие меры можно только в случае полной уверенности, что недостающий объем продукции будет покрыт отечественными производителями.

Еще одним инструментом защиты внутреннего рынка и обеспечения экономической безопасности является применение системы вывозных пошлин. Применение данного инструмента регулируется каждым государством-членом ЕАЭС самостоятельно. Рассмотрим данные механизм более подробно. Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются каждым государством самостоятельно. На территории Российской Федерации ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ, исходя из значимости конкретного товара для экономики. Проводится анализ цен мирового рынка, уровня вывоза товара и потребления на территории страны. В основном вывозные пошлины установлены на сырьевые товары.

В настоящее время действуют ставки, установленные Постановлением Правительства РФ №794 от 30 августа 2013г. (с изменениями от 29.09.2015г.) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Немаловажное значение при применении ставок таможенного тарифа имеет тот факт, где товар был произведен и с территории какого государства он перемещается. Страной происхождения товаров является страна, в которой товар был произведен либо подвергнут достаточной переработке. Страна происхождения товара имеет значение для использования тарифных преференций.

Однако тарифные преференции применяются не ко всем перемещаемым через таможенную границу товарам, только к тем, которые включены в определенный перечень [39,325]. В основном преференции предоставляются на сырьевые продукты, продукты питания и товары текстильной промышленности. В данном списке нет автомобилей, техники, алкогольной и табачной продукции и т.п. товаров. Помимо вышеописанного условия для получения преференции необходимо также соблюсти еще некоторые условия:

  1. подтверждение страны происхождения товара (либо путем предоставления Сертификата, либо Декларации о происхождении товара);
  2. выполнение условия «прямой закупки», т.е. товар должен приобретаться резидентом государства, предоставляющего преференцию у резидента государства, претендующего на предоставление такой льготы.
  3. Выполнение условия «прямой поставки», т.е. товар перемещается между государствами без выпуска в свободное обращение на территории третьих стран.

Обязательным требованием является соблюдение всех вышеприведенных условий. Страны ЕАЭС обмениваются информацией о наименованиях и адресах уполномоченных органов стран, которые удостоверяют и верифицируют сертификаты, декларации о происхождении товаров. Также происходит обмен образцами оттисков печатей, используемых этими органами. Причем оттиски должны быть оригинальными и четкими, так как будут использованы при проведении экспертизы на подлинность [39, 327].

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Также важное значение при определении таможенной пошлины имеет таможенная стоимость товара. Для ввозимого товара, в соответствии с Соглашением стран-членов Таможенного союза от 25.01.2008г. (в ред. от 23.04.2012), таможенной стоимостью является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при выполнении установленных правил. Исходя из этого положения, основой для определения таможенной стоимости необходимо считать стоимость товара. Выделяют 6 методов определения таможенной стоимости товаров – по стоимости сделки с ввозимыми товарами, по стоимости сделки с идентичными товарами, по стоимости сделки с однородными товарами, сложение, вычитание, резервный метод. Каждый метод имеет свои условия применения, методы используются последовательно (за исключением сложения и вычитания, которые взаимозаменяемы).

Некорректное использование методов определения таможенной стоимости зачастую приводит к ситуации занижения суммы таможенных платежей, что создает для участника ВЭД более выгодные условия на внутреннем рынке при ввозе товара. При экспорте товаров, таможенная стоимость зачастую завышается с целью получения более высокого вычета по НДС.

Важным фактором, который оказывает влияние на определение таможенных платежей, является использование таких стимулирующих внешнюю торговлю инструментов как тарифная льгота и тарифная преференция. Тарифная льгота является достаточно эффективным механизмом стимулирования внешней торговли. Главное условие применения тарифных льгот – они применяются к виду товара, а не к участнику ВЭД. Зачастую тарифные льготы предоставляются именно в одностороннем порядке, в качестве экономической поддержки другим государствам, к примеру, наименее развитым. При разработке и введении конкретной льготы, оценивается не только экономический эффект, но и приводится порядок контроля за целевым использованием товара.

Тарифная преференция это полное или частичное освобождение от уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения. Тарифные преференции применяются в тех странах, с которыми у России подписаны соответствующие договоры. Предоставление тарифных преференций – это предоставление определенных конкурентных преимуществ товарам из отдельных государств. Система тарифных преференций приведена в таблице 4.

Таблица 4. Система тарифных преференций России

Развитые страны Развивающиеся государства Наименее развитые государства Страны СНГ, ЕАЭС
100% ставки ЕТН ВЭД 75% ставки ЕТН ВЭД 0% ставки ЕТН ВЭД 0% ставки ЕТН ВЭД

 

В целом необходимо отметить, что система применения мер тарифного регулирования имеет важное значение в процессе таможенного декларирования товаров. Многие из применяемых таможенных процедур предусматривают как условие использования уплату таможенных платежей, соответственно, если происходит нарушение в определении таможенных платежей, нарушается порядок использования таможенной процедуры.  Зачастую несоблюдение мер таможенно-тарифного регулирования используются декларантами умышленно в целях занижения подлежащей уплате суммы таможенных платежей.

Теперь рассмотрим меры нетарифного регулирования. Начнем с квотирования. Квотирование стоит рассматривать как установление государством количественных или стоимостных ограничений на перемещение товара через таможенную границу. Информация о выполнении правил квотирования указывается в графе 39 Декларации на товары. (см. рис. 1).

Порядок заполнения графы установлен Решением КТС № 617 от 7.04.2011 (ред. от 22.06.2011) «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257».  В графе указываются сведения об остатке выделенной квоты в единицах измерения, указанных в лицензии, с учетом того, что декларируемые товары не учитываются при определении остатка квоты.

Как говорилось выше, квоты могут устанавливаться как на ввоз товаров, так и на их экспорт. В настоящее время квоты на экспорт товаров, установлены, к примеру, в отношении следующих товаров (см. таблицу 5).

Таблица 5. Товары, в отношении которых установлены квоты на вывоз с территории России

Наименование товара Код ЕТН ВЭД
1 Алмазы природные промышленные необработанные 7102 21 000 0
2 Бревна для изготовления пиломатериалов, из сосны обыкновенной, диаметром более 24 см., длинной не менее 1м. без черновой обработки 4403 20 310 2
3 Петидин (наркотическое средство) 2933 33 000 0
4 Морфин  (наркотическое средство) 2939 11 000 0
5 Лес круглый хвойный для строительства, небрусованный, необработанный консервантом, неокорененный, объем без коры 24,57 м3 4403 20 310 2

 

Можно выделить еще группы товаров, в отношении которых ввоз осуществляется на основании предоставления лицензий (исходя из того, что применяются квоты на ввоз или вывоз): Молочная сыворотка — Постановление Правительства РФ от 18.12.2014 № 1415 «О распределении объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки в 2015 году».

Абсолютной формой квоты является эмбарго. Эмбарго – это полный запрет на ввоз или вывоз товара. Является исключительной мерой. На территории России до 2014 года применялось достаточно редко и только для защиты сельскохозяйственного сектора (к примеру, перемещения пшеницы).  Однако, в настоящее время эмбарго применяется чаще. Также эмбарго может применяться как ответная мера. Такое положение сложилось и в ситуации России с рядом стран. Введение ЕС, США санкций против России вынудило наше Правительство принять ответные меры. Данные меры зафиксированы в Указе Президента РФ № 560 от 06.08.2014 года (с изм. от 24.06.2015) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности России». В частности, этим указом запрещается или ограничивается сроком на один год ввоз в Россию сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, присоединившихся к санкциям против РФ.

В данном перечне представлены товары 02, 03, 04, 07, 08, 16, 19, 21 групп ЕТНВЭД ЕАЭС. К перечню стран, из которых запрещен ввоз продукции, относятся Канада, США, ЕС, Австралия и Норвегия. Подобная ситуация сложилась в отношениях Россия – Турция, поэтому было принято решение ввести с 01.01.2016 эмбарго на ввоз ряда товаров из Турции. Данная мера установлена Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1296 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики». К таким товарам относятся – мясо курицы, овощи и фрукты, жевательная резинка, соль.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1   2   3   4