Такая тенденция у Лермонтова находит выражение в проникании повествовательного начала в лирические жанровые структуры, на что исследователи не обращали внимание. При этом Л.Я Гинсбург даже использует понятие «лермонтовская повествовательная лирика», вершиной которой является по ее мнению произведение «Завещание» – «сгусток повести, возможной в стихах»[1]. Однако, В. И. Коровин отмечает возрастание роли повествовательно-лирических жанров в творчестве последних лет Лермонтова, пытаясь связывать именно обновление традиционных жанровых форм (как послания, в которые Лермонтов смело вводит рассказ и элегия) с повествовательным началом[2]. Обращение к понятиям такого рода, как новеллизация, повествовательная лирика, повествовательно-лирические жанры, вероятно нуждается в известных оговорках.
Большинство лермонтовских стихотворений, имеющие новоллистические тенденции относятся именно к герою ролевой лирики. В отличие от простого лирического героя, герою ролевой лирики не нужно спускаться с заоблачной высоты духа на землю грешную. Ролевой герой изначально на этой грешной земле и находится, он укоряется в реальном бытии и плотно окружается предметным, вещественным миром, вмещается в него и вовлекаестся в многообразные отношения с этим миром. Отсюда возникает потенциальная возможность новеллистичности, фабульности, которая не свойствена ранней лирике Лермонтова. Однако жизненные перипетии и коллизии различного рода события в ролевой лирике присутствуют в снятом виде, пропускаются уже через сознание лирического субъекта, от которого они осмысляются.
Лирика новеллизации возникает с творческой эволюции Лермонтова, когда у поэта начинает сформироваться другой тип лиризма, связанный с прорывом замкнутости субъективного мира личности – открыт теперь всем проявлениям бытия. Таким образом, лирика для себя осваивает все новые территории и расширяет сферу лирического переживания, совершенствуя художественные познательные способы человека в связях с миром.
Так как Лермонтов наделяет ролевого героя собственным голосом и сознанием, он ему дает дает возможность, которая реализуется в форме монолога для того, ролевой герой раскрылся изнутри. В лермонтовской лирике своего рода аристократическая жанровая форма монолога уравнивает лирического героя в правах. Эта форма дает лирическому герою духовно-значительную личность, живую напряженную внутреннюю жизнь, высокую степень потребности самоанализа и самооценки. Герой имеет какое-то демократическое сознание, ориентированное в своем поведении и мироощущении на народные нравственные ценности и нормы. При этом в далеких друг от друга лирических субъектах нечто общее обнаруживается, присутствует «лермонтовский комплекс» (то есть одиночество, трагизм мировосприятие, глубокая грусть по родной душе), который их духовно приближает.
Когда появилось включение в разнообразные связи и отношения с окружающим миром ролевого героя, для лермонтовского монолога новое лирический субъект не могло не сказаться на его жанровой структуре. В этом случае монолог остается исповедальным и перестает быть закрытой жанровой формой. Слово, которое произносит ролевой герой открывается для «чужого» сознания, обращается к другому человеку к другому человеку (это может быть к «младенцу»-«малютке», «соседу», «соседке», или «брату»-армейцу). Однако, несмотря на то, что в лирике Лермонтова появляется новый персонаж, лирический герой по-прежнему остается основной формой выражения авторского сознания в его поздних монологах. В качестве лирического субъекта монологи с ролевым героем важны в том, что ясно в них обозначаются общие тенденции зрелой лирики Лермонтова, под воздействием которых заметно его ведущая жанровая форма трансформируется.
Глава II: О каких воинах писал Лермонтов.
В творчестве М. Ю. Лермонтова Кавказ и Кавказская война занимают одну из главных тем, так как у великого поэта много стихотворений и поэм посвещены этой территории России и одновременно Кавказской войне. В лермонтовксой энциклопедии напоминают, что в жизни и творчестве Лермонтова Кавказ, именно Кавказский край, занимает исключительное место. О приверженности и любви Лермонтова к Кавказу Белинский прокомментировал: «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов…» (Белинский, IV, 175). Кавказ действительно являлся неисчерпаемым источником вдохновения для Лермонтова. Он создал многие из своих знаменитых произведений именно на Кавказе, и в некоторых из них он изображал наиболее большие военные события, которые потрясли Кавказ и юг России.
Лермонтов приехал впервые на Кавказ когда ему было 6 лет, а уже через некоторое время он видимо очень полюбил этот регион. В 11 лет он даже начинал читать пушкинский «Кавказский пленник», и затем вскоре он увлекается другими пушкинскими поэмами о юге России, в которых отмечена романтическая направленность. Поэт получил много личных наблюдений от культуры и духовного богатства горских народов. В своей жизни около двух лет он провел в Чечни, Дагестане, Осетии, Грузии, Кабарде. После детства Лермонтов ещё дважды побывал на Кавказе, то есть когда он находился в ссылке или когда участвовал вэкпедициях между 1837 и 1840 годами. Кроме этого, Лермонтов имел много друзей и родственников,от которых ему позволяло получить достоверную информацию о Кавказе.
Лермонтов прочитал также внимательно несколько повестей в юности, особенно такие как «Аммалат-Бек» и «Мулла-Нур» А. А. Бестужева-Марлинского. Затем поэт оставил в своём альбоме интересные иллюстрации к этим повестям, основанные на его детских впечатлениях. Однако, Лермонтов знакомился с просвещенными горцами из состава русской армии во время своей военной службы. Таким образом, впечатления М. Ю. Лермонтова дополнялись и обогащались благодаря сведениям, которые он получил от друзей и родственников. Эти непосредственные впечатления поэта распологаются в совокупности матерялов достоверных о Кавказе. При этом, Лермонтов смог создать в своей каррьере произведения, которые отличались глубиной, высокой точностью, реализмом и психологической достоверностью описываемых ситуаций.
Первое огромное произведение М. Ю. Лермонтова – поэма «Черкесы» была написана на горскую тему именно, когда ему было только 13 лет. В этой поэме сюжет считается традиционным для настроенного подростка. Здесь чеченский князь специально собирает отряд для того, чтобы спасти из русского плена брата своего. Горцы осаждают крепость, в которой пленник находится, но к сожалению князь погибает во время боя. В поэме батальные сцены и описания природы занимают главное место. Юный поэт с речи героев вставит как бы небольшой монолог самого князя и отдельные реплики второстепенных персонажей. Это произведение в целом выдерживается в мрачном стиле. Связанная трагедия с описываемыми событиями сопровождается картинами природой.
Другая поэма М. Ю. Лермонтова по названию «Кавказский пленник» долгое время была в рукописных списках. Хотя она была написана в 1828 году, эта поэма только в 1859 году впервые была опубликована в «Отечественных записках». В этой поэме очень ярко выражен интерес Лермонтова к нравам кавказских горцев и к быту. В основе произведения поэт изображал свои воспоминания о детстве и впечатления от Кавказа.
Многие лермонтовские произведения рассказывают о событиях Кавказской войны. В поэме «Валерик» например поэт описывает кровопролитгое сражение, в котором он сам был участником. Здесь поэт показывает яркую картину жестокого сражения и выражает свое неприятие войны, которая проходила в особенности на Северном Кавказе. Самое интересное в этом произведении это то, что Лермонтов написал его в форме письма старого кавказского офицера к одной женщине, которую он любил, но эта женщина забыла его после того как она вышла замуж и стала светской дамой. А у самого офицера всё еще было чувства к этой женщине. Битва на реке Валерик очевидно произвела на героя этого стихотворения большое впечатление, каким он хотел поделться хоть с другими людьми. Нужно отметить, что можно считать героя из «Валерика» как прообразом главного персонажа «Героя нашего времени» – Печорина. Стихотворение очень отличается от других его реалистичностью. При этом, простата и душевность изложения с богатством языка этого произведения одновременно свойствены его стилью. Однако в письме Лермонтова А. А. Лопухину звучат некоторые иные настроения: «У нас были каждый день дела и довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов с ряду. Нас было всего две тысячи пехоты, а их до шести тысяч; и всё время дрались штыками; у нас убыло до 30 офицеров и до 300 рядовых, а их 600 тел остались на месте, — кажется хорошо». Здесь можно заметить удовлетворение офицера от исхода боя, который кажется быть благоприятным. Рисунок «При Валерике – 12 июня» тоже посвещен этому важному событию. Здесь Лермонтов изображает похороны, погибшего в данном бою.
Похожие факты тоже выражены в «Завещании». В этом стихотворении очень ярко приведены прощальные слова раненного солдата, который умирает. Он обращает эти слова своему другу, возвращающегося скоро в Россию. Герой из «Завещания» боится, что новость о его смерти может нанести его родителям невыносимый удар, вот поэтому он просит друга скрывать правду от них и придумать другие причины, объясняющие его отсутствие, с помощью его писем. Многие исследователи видят в «Завещании» предвидение собственной судьбы самым поэтом.
Стихотворение «Сон» имеет такой же сход сюжета. В «Соне» автор лирично описывает мечты о супругой смертельно раненного офицера. Поэт также описывает свидение женщиной о гибели офцера.
М. Ю. Лермонтов как русский поэт, который заботится о своей родине проявлял большой интерес к национальной русской истории. Он искал в этой истории силу духа и особые личности, которых не было среди современников. В окружении Лермонтова видимо не хватало достойных личностей или героев, так как скажем те, кто были вместе с Лермонтовым не стремились ни к чему. Вот поэтому М. Ю. Лермонтов пытался искать достойных людей или героев в национальной истории страны.
В своих стихотворениях М. Ю. Лермонтов писал о важнейших событиях, которые произошли в русскую историю, он писал об Отечественной войне 1812 года. Большое отношение влияет его с 1812 годом. Многие стихотворения поэта посвященны этой войне. В одном слове Лермонтвов написав эти стихотворения, противопоставил два разные поколения — историю и современность. По скольку М. Ю. Лермонтов родился в 1814 году, войну 1812 года он уже воспринимает как прошлое, то есть историю. Стихотворение «Бородино» является одним из замечательных произведений, которые рассказывают о событиях войны 1812 года. В стихотворении юноша, который является современником поэта задаёт вопрос своему родственнику по поводу прошедшей войны. Он говорит:
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?»
(Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений : В 4 т. / [редкол.: В.А. Мануйлов (отв. ред.) и др.]. 2-е изд., испр. и доп. Т. 1. Стихотворения, 1828-1841 / [подгот. текста, коммент. Т.П. Головановой]. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. с. 369).
Это первый раз в русской литературе, что Лермонтов показывает как происходят события перед участником войны. Лермонтов расскрывает потриотические мотивы и русский национальный характер в стихотворении. Это может доказаться в строфе, где поэт пишет:
«Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою.
В истории русской литературы «Бородино» имеет очень значительное место, так как нет ни одного другого стихотворения XIX века не звучило так сильно и актуально во времена Великой Отечественной войны также, как лермонтовское «Бородино». Стихотворение очень ярко связанно с событиями 1812 года.
Народ для Лермонтова – очень значимый, так как поэт считает, что народ может быть представлена как совокупность героев или сильных личностей. Очень часто Лермонтов подчёркивает потриотические цели и отношение к войне главного персонажа – солдата «Бородина». Поэт представляет народ как одного человека с общими интересами и мотивами дя всех перед врагом.
Для Лермонтовп русская история – это богатство и красота души народа. Когда Лермонтов описывает великие и сильные личности, которых он не нашёл среди своих современников, он таким образом обращается с сильным тоном к истории. Он искал в русской истории примеры героев, на которых его окружающие должны были вдохновиться.
О войне 1812 года Лермонтов напоминает Багратионовы флеши, батарею Раевского и именно деревнию по названию «Бородино», которые из рук в руки переходили. Представить себе какое было ожесточение боя в Бородинском сражении – очень трудно по мнению очевидцев. М. Ю. Лермонтов не видел страшные картины Бородинского сражения, а их видел участник сражения, которого звали Вяземский. И через несколько десяток годов эти картины стояли перед ним как в памяти, перед его глазами.
Другое стихотворение Лермонтова посвящённое войне 1812 года – это стихотворение «Два великана», на которое не обращали особое внимание исследователи Лермонтова. «Два великана – это более жанр народно-поэтической традиции, так как в нём воплощены песенные или сказочные формулы: «дальнее море», «за горами, за долами». Здесь есть ещё лексика просторечная и образ русского витязя. Лермонтов считает Кутузова тоже как русского великана, а не только его. У Лермонтова великан – это ещё русский народ, также как на примере солдат из «Бородина».
Когда Лермонтов побывал на Кавказе, он участвовал во всех боях, был волечен почти во всех стычках, он был участником в войне с горцами. Он написал кратко об этих событиях во всех своих стихотворениях о войне. В 1840 он уходил с отрядом Галафеева в Дагестан. Этот военный поход был практически две недели продлился. А в октябре и ноябре того же года при переправе были дела возле Шалинского леса у реки Аргуна и в Гойтиснком лесу через реку Валерик. Лермонтов как поручик участвовал в этих схватках.
В произведении «Михаил Лермонтов. Один меж небом и землей» В. Ф. Михайлова объясняют как Лермонтов был храбрым и мужественным участником войны. И за это его наградил генерал-лейтнант Аполлон Галафеев, командир 20-й дивизии. В наградном списке командира были такие слова: «Во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик (Лермонтов) имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника о ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами, но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отличным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы». У этого командира была одна характеристика, что он не разбрасывался словами. Такая характеристика совпадала буквально с тем, что восемь лет назад Лермонтов когда пока был в юнкерском училище писал Марии Лопухиной: «И вот теперь я — воин… умереть с пулею в груди — это лучше медленной агонии старика. А потому, если начнется война, клянусь вам Богом, что всегда буду впереди»[3].
Война проявила лишь то, что было в Лермонтове уже давно, то есть храбрасть и мужество поэта. Лермонтов спустя много лет помнил об этом письме. В детстве он с удовольствием играл с неприятельскими батареями. В юношестве поэта его товарищи уже заметили за ним неукротимое желание быть первым во всём.
Артиллерист Константин Мамацев вспоминал о том, что как на берегу реки Валерик в самый опасный момент сражения Лермонтов прикрыл его батарею со своими охотниками. И страшная резня началась когда Лермонтвов ринулся вперед. А барон Пален, другой сослуживец на Кавказе запомнил дружеский ужин за чертой лагеря, при котором была необыкновенная атмосфера. Там Лермонтов и Лев Пушкин сыпали горцам комическими рассказами. Однако Александру Мещерскому, участнику Кавказской войны запомнилась как Лермонтов хорошо говорил «по-малороссийски» и умел говорить малороссийские анекдоты.
В своей первой ссылке в 1837 году на Кавказ Лермонтов не воевал. А спустя три года ему пришлось принимать участие в военных действиях.
Кровь загеролася в груди!
Все офицеры впереди…
Эти слова написаны в точности о себе в стихотворении «Валерик».
В 1829 году, Лермонтов в возрасте 15 лет написал стихотворение под названием «Война»:
Зажглась, друзья мои, война;
И развились знамена чести;
Трубой заветною она
Манит в поля кровавой мести!..
(Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений : В 4 т. / [редкол.: В.А. Мануйлов (отв. ред.) и др.]. 2-е изд., испр. и доп. Т. 1. Стихотворения, 1828-1841 / [подгот. текста, коммент. Т.П. Головановой]. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. с. 31).
Данное стихотворение связано с русско-турецкой войной, так как оно вызвалось началом войной между Россией и Турцией. Война с Турцией завязалась разом на двух фронтах – на Кавказе и на Дунае, но встихотворении нет основной черты, по которой можно судить, где конкретно, с кем и ради чего война была начата. Однако когда читаем это стихотворение мы можем заметить, что в одной строке («Святая Русь и красны девы») в стихотворении представлено переложение из третьестепенного древнеримского поэта. Это переложение сделано как бы с французского перевода рукою русского романтика начала XIX века, любителя военно-вакхических дифирамбов и од.
Лермонтову пришлось начать также описание войны в поэме «Ангел смерти» (1831), где действие происходит в Индостане. В связи с философским замыслом поэмы Лермонтов стремился дать картину бытву, как он начал стихотворение «Война» два года назад:
В долине пыль клубится тучей,
И вот звучит труба войны…
Анализ военных стихотворений Лермонтова
1. Бородино
В лермонтовских стихотворениях 1836 – 1837 годов очень ярко звучит тема героизма. К этому времени относится например стихотворение, которое к сожалению не могло сохраниться в полном виде, то есть в нём нет начала и стихотворение начинается как в автографе такими словами: «Великий муж! здесь нет награды, достойной доблести твоей». Здесь не выясняется к кому это стихотворение обращается, но можно заметить, что оно связано с каким-то известным историческим событием и с каким-то героическим подвигом одного полководца или деятеля. И. Л. Андроников передал подобное предложение, что оно посвящено Барклаю-де-Толли, которого несправедливо обошли в сочинениях о 1812 годе (ср. стихотворение Пушкина «К полководцу»). Тем более это вероятно в начале 1837 года Лермонтов написал произведение «Бородино». Однако мы не можем считать этот вопрос как окончательным решением, так как кажется несколько странно, что нет ни одного намека на роль Баклая-де-Толли в лермонтовском «Бородине».
Знаменитое произведение Лермонтова «Бородино» было написанно и напечатанно в 1837 году. В лермонтовской энциклопедии упоминают, что «Бородино» является первым произведением Лермонтова, напечатанным по воле автора, с его ведома. Стихотворение было опубликовано в 6-й книге «Современника» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. «Бородино» нам напоминает о Бородинской битве с одной стороны, и о Московском пожаре с другой. Это очень замечательное стихотворение, грандиозная реализация Лермонтовского поэтического мастерства. По нашему взгляду мы не можем найти другое произведение такого же качества, с такой же простотой и силой у великого Лермонтова как «Бородино». Даже у других поэтов или писателей найти произведение как Лермонтовское «Бородино» — не легко. Ценность строк «Бородина» можно сравнить со строками другого знаменитого произведения – «Горе от ума» Грибоедова, относительно к месту, которое обо произведений могут занимать в русской поэзии. Они просто великолепные, и мы считаем почти несравнимые со строками других стихотворений. В своей статье ‘’Стихотворения М. Лермонтова’’ Белинский утверждает, что стихотворение «Бородино» отличается от других произведений великих поэтов своею простотою и безыскусственностью: «в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии». В «Бородине» нам показывают отношение Лермонтова к Отечественной войне. В нём выражены воспоминания автора к 1812 году, его любовь к родине и победе.
Написав этот огромный шедевр Лермонтов оказался большим художником русской реалистической поэзии, так как в «Бородине» изображены важные и реальные события о войне в русской империи. Мы замечаем, что в «Бородине» автор достоверно описывает картину битвы и передает посредством своеобразного поэтического языка психологические характеристики героя. Об этом критик В. Г. Белинский прокомментирует следующим образом:
«— Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!». «Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, которое дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел»[4]. Он пытается сравнить здесь стихотворения «Бородино» и «Дума» и утверждает, что написав «Бородино» Лермонтов обратился к новому поколению и ответил к вопросам современности. По-другому мы скажем, что Лермонтов противопоставляет мысли старого и молодого поколений. Лермонтов пытался выразить эту «жалобу» (жалобу на бездействие поколения Печориных, на убийственное отсутствие людей в России последекабрьского времени) в десятках или даже в сотнях стихотворений и поэм ранней поры, но к сожалению не мог это выразить с такой силой и полнотой, которая оказалаь бы настоящим удовлетворением его желанию. В честном (то есть без хитрости) рассказе солдата «Бородина» казалось бы действительно невозможно найти место хотя бы намеку на эту политическую и моральную жалобу. «Бородино» конкретно говорит о доминирующем отношении к современности («Богатыри—не вы!»), и о выходе за пределами интимной лиричной поэзии, и об интересе к языку и народной поэзии.
В основу «Бородина» другое романтическое стихотворение было написано ранее по названию «Поле Бородина» – первое произведение, связанное с военной темой в лирике Лермонтова. «Бородино» характерно различается с юношеским стихотворением «Поле Бородина». Вначале Лермонтов написал «Поле Бородина» в 1830 и 1831 году, а затем спустя 6 лет он написал знаменитое «Бородино» в 1837 году. Изменения между этими двумя стихотворениями находятся в стилистике, и не только в стилистике, так думает Н. Л. Бродский, который исследовал над произведением Лермонтова. Стилистика в «Поле Бородина» отразила романтизм Лермонтова и его неспособность понять по настоящему Бородинскую битву. При написании «Поля Бородина» Лермонтов был слишком ещё молодым, поэтому он не смог смешать голос героя и голос истории для того, чтобы создать характер поэтического повествования. Однако это восприятие ему удалось в стихотворении «Бородино».
Много батальных описаний первой половины XIX века изображены в юношеском стихотворении «Поле Бородина» Лермонтова . Стихотворение «Бородино» отличается от «Поля Бородина» необыкновенной конкретностью. Оно написано гениальном поэтом и профессиональным солдатом (так утверждал офицер Льев Николаевич Толстой в батальных описаниях).
Стихотворение «Поле Бородина» написано в форме рассказа-очевидца событий Бородинской битвы. Стихотворение имеет большое значение в победе русских войск над наполеоновской армией. Согласно Лермонтовской энциклопедии обращение Лермонтова к теме войне в «Поле Бородина» может быть связано с событиями в Польше 1830-1831. В то время 26 августа 1831, в день годовщины Бородинской битвы русские войска овладели предместьем Варшавы Прагой, затем это вызвало появление стихов, посвященные бородинской теме[5]. Желание Лермонтова разобраться в споре со своими критиками о вопросе, что означает Бородинская битва является основным мотивом, который заставил его написать «Поле Бородина». Таким образом мы понимаем, что Лермонтова давно интересовала военная тема в поэзии. Лермонтов использует фразеологическую романтику в стихотворении. Солдат выступает вместо рассказчика и выражает много эмоций через свои переживания, он рассказывает о событиях и чаще говорит о себе.
В «Поле Бородина» местоимения «мы» и «я» были отделены друг от друга, а в «Бородине» они решительно объеденены и тут солдат говорит от имени всех:
Забил заряд я в пушку туго
И думал угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою!
(Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений : В 4 т. / [редкол.: В.А. Мануйлов (отв. ред.) и др.]. 2-е изд., испр. и доп. Т. 1. Стихотворения, 1828-1841 / [подгот. текста, коммент. Т.П. Головановой]. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. с. 370).
В «Поле Бородина» монолог персонажа не обращен к определенному человеку, но он обращен ко всем вообще и ни к кому в частности. Однако у героя «Бородина» есть вполне заинтересованные и реальные слушатели. А эти слушатели представлены молодыми солдатами, которые обступили его. Они именно вызывают героя на разговор про день Бородина («Скажи-ка, дядя…») пробуждают в нем воспоминания. Затем поэт подчеркивает связь героя-рассказчика с могучим и лихим племенем богатырей, защитивших Рос-сию и с актуальным поколением, которое наследует славу отцов.
При всей конкретности образа героя-рассказчика, он одновременно есть и образ собирательный и монументальный, – не столько «я» какой-либо частной или типизированной личности, сколько «мы» героев Бородина и вообще русский народ в смысле слова. В стихотворении «Бородино» соотношение между «я» и «мы» принципиально считается иным, чем в «Поле Бородина». Если «я» в раннем произведении романтически обособляется, то есть даётся как бы отдельно от «мы», то герой «Бородина» ощущает свое единство с народной массой: «У наших ушки на макушке», «наш бивак открытый», «полковник наш» (именно «наш», близкий и понятный солдатам, не то что некий героизированный «вождь», ведущий вперед «сынов полночи»), «на наш редут», «Все промелькнули перед нами», «Наш рукопашный бой», «наши груди» и т.д. Когда «дядя»-рассказчик вспоминает «про день Бородина», он не о себе говорит с самого начала, а говорит он о своих живых и павших «братьях», «товарищах» («Да, были люди в наше время… Богатыри…»), тогда как в монологе героя «Поля Бородина» его «я» сразу же выдвигается вперед («Я, голову подняв… сказал… »).
Идейное содержание «Бородина» является эпическим по своей широте, так как оно обусловлено образом персонажа – рассказчика, которого с полным правом можно назвать «ролевым героем». Так что, эпический ролевой герой «Бородина» – носитель коллективного и народного сознания. Слушая героя лермонтовского произведения говорить, мы видимо сильно вникаем в его личные переживания, в его свойственный внутренний мир и затем мы следим за тем, как он расскрывает душу народа в критический исторический момент, ту душу, которая есть сущность русского национального характера.
«Бородино» – это не только улучшенный вариант раннего стихотворения «Поле Бородина», а именно другой тип лирического повествования, которое обусловливала субъектная форма выражения поэтического сознания Лермонтова. Вместо романтического героя вполне возникает действительный образ защитник народа, отечества, то есть персонаж с каким-то демократическим сознанием. При этом, герой-рассказчик становится конкретной личностью определенного возраста (к нему обращаются названием «дядя», что означает, что он не старик, в соответствии с народным этикетом, к нему вежливо обратились бы названием «дедушка»), в которой автор поэтически воплотил яркие черты русского национального характера.
А самое главное, что он имеет собственное сознание, которое ему дает способность оценивать важнейшее в жизни России историческое событие («Вам не видать таких сражений!..»), и свой язык, на котором он имеет истинно создавать народный юмор.
В «Бородине» солдат выражает язык народа, его голос – голос народа. Он представляет народа с его характерными оборотами, пословицами, поговорками и типичными речевыми неправильностями (например: «Постой-ка, брат, мусью!»). В языке солдата отражены народные взгляды на войну, героика «Бородина» не является ни книжной ни, литературной. Её черты замечены романтической стилистикой, они явно включены в рассказе солдата («И вот на поле грозной сечи Ночная пала тены», «Да, жаль его: сражен булатом… », «Носились знамена, как тени…», «Звучал булат, картечь визжала. Рука бойцов колоть устала, И ярдом пролетать мешала гора кровавых тел», «Земля тряслась – как наши груди»).
В «Бородине» патриотические мысли солдата – это мысли для всех, то есть мысли народа. Указанные мысли честно закреплены борьбой и кровью («И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой»). Эти мысли солдатской массы означают еще общее настроение («Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!»). Таким образом здесь чувствуется, что в войне каждый отряд имеет одной же дух, общее отношение к войне, как общая проблема для всех. Каждый в битве чувствует большую ответственность. В «Бородине» через картину битвы автор рисует патриотизм русского народа, который как будто вставит нерушимую стену перед врагом вокруг Москвы. Не смотря на смертельную усталость, на потери людей – две проблемы, которые не сломили силы духа русского народа, солдаты стараются стремительно отбросить врага далеко от Москвы. В стихотворении «Бородино» Лермонтов называет врагом солдата наполеоновской армии, он даже использует в начале стихотворения слово «француз», имея в виду национальность врага:
«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?… » Описывая сражении автор «Бородина» показывает в каждой строке стихотворения оптимизм, который носит солдат. Строки, повествующие о сражении нам дают впечатление о том, что события Бородинского боя были жестокими и патетическими. Эти строки проникнуты героическим пафосом следующим образом:
«Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена́, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел».
(Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений : В 4 т. / [редкол.: В.А. Мануйлов (отв. ред.) и др.]. 2-е изд., испр. и доп. Т. 1. Стихотворения, 1828-1841 / [подгот. текста, коммент. Т.П. Головановой]. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. с. 371).
О самом жестоком и смертельном бое Лермонтов употребляет выражение «рукопашный бой», и называет этот бой «удалым»:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Это вызывает у Лермонтова огромную гордость мужества героев и честь русской земли. Через картину, которую Лермонтов изображает в «Бородине», он пробуждает патриотические чувства и веру в величие народа.
Автор называет бой «делом», говоря «дело началось». Этим названием войны нам кажется, что он оставляет читателям задуматься о судьбе человека, который является бессильным существом перед смертью. Таким образом Лермонтова стремится вызвать отрицательное отношение к убийству, хотя оно совершается на войне. Но всё-таки у солдата «Бородина» была вера в необходимость борьбы с чужим врагом, и за то они всегда готовы были для того, чтобы защищать свою родину. Солдаты выступают в «Бородине» как активные участники в событиях и сознают свою личную ответственность за исход боя. Такие замечания Лермонтов видимо передает в этих строках:
«Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать».
Автор нам показывает картину героической битвы, воодушевленной патриотическим чувством всего народа. При этом он использует различные средства выразительности языка. Много глаголов например употребляются, чтобы показать динамику и быстроту боя («Носились знамена, как тени», «Земля тряслась — как наши груди»). Эти глаголы выполняют на самом деле эмоциональные функции.
В творчестве Лермонтова военная тематика нашла широкое отражение. Поэт посвящает это стихотворение народу, то есть в «Бородине» народ, представлен как главный герой исторических событий находится в центре внимания Лермонтова. Автор показывает войну правдиво, со всей её жестокостью и без ложной патетики. Эта манера изображения войны была использована позднее в русской литературе. Ведь Л. Н. Толстой поработал над темой ‘’народ и война’’ в своём произведении «Война и мир». Он даже определил то, что означает по своему мнению Лермонтовское «Бородино», говоря: «Бородино» — это зерно моей «Войны и мира». Однако вопрос о чертах, которые объединяют «Бородино» с романом «Война и мир» мы не можем не найти в советском или в современном литературоведении.
Чтение «Бородина» нам всегда приносит большое удовольствие. Поскольку в нём выразилось время, о котором идет рассказ, это стихотворение нам даёт новое достоинство, интерес к этой великой эпохе русской истории и новое видение вещей. Написав стихотворение «Бородино» мы думаем, что Лермонтов с его большим мастерством стал настоящим писателем-психологом в том, что он передает в нём моральное состояние людей, обеспокоены отсутствием реального мира, и которые затем борются за защиту своей земли. В «Бородине» Лермонтов выполняет эту роль действительно наилучшим образом.
Самое главное, что отличает Лермонтовское стихотворение от стихов его предшественников и современников заключается в том, что оно нас вводит в глубину сражения, показывает читателям войну так, как солдат её видит. Поэтому можно преобрести такое значение в его описании подробностей! Таких описаний до Лермонтова просто не было. В этом стихотворении Лермонтов не вступает в полемику: в «Бородине» нет ни одного имени — ни царя, ни полководцев, только безыменный «полковник-хват», заметили некоторые критики. Лермонтов утверждает однако, что настоящий герой 1812 года — это солдат.
«Бородино» — это не просто прекрасное стихотворение, написанное Лермонтовым. Именно в нём впервые Лермонтов ощутил свою полную независимость от Байрона и определил себя самого как народного поэта с русской душой. Очевидно, эти заключения — непреложный вывод из простого факта. Благодаря стихотворениею «Бородино» Лермонтов кончил своё поэтическое затворничество, которое продолжалось у него ещё много лет. Со стихотворением «Бородино» Лермонтов впервые выступил на поприще писателя, который пишет для читателя. «Бородино» было первым лермонтовским произведением, напечатанным и опубликованным по воле самого автора.
Лермонтов создал в лице рассказчика «Бородина» реальный образ русского солдата, он зарисовал этот образ в простой бытовой картине. Таким образом, поэт открыл всем образ русского солдата в самый важный момент его исторического дела, то есть когда он создает своими руками будущее своего народа и родной страны.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф