1 2
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования личностных качеств в патриотической работе
1.1. Понятие и сущность военно-патриотического воспитания и патриотизма
1.2. Цели и задачи военно-патриотического воспитания учащихся
1.3. Система военно-патриотического воспитания в современной школе
1.4. Основные психолого-педагогические принципы организации военно-патриотического воспитания учащихся
Выводы по первой главе
Глава 2. Педагогические условия формирования военно-патриотического воспитания в процессе учебной деятельности
2.1. Диагностика уровня патриотического сознания школьников
2.2. Педагогические требования к организации военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ
2.3. Работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся на уроках и во внеурочное время
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Обучение в школе в общем смысле направлено на формирование компетентной, всесторонне развитой личности учащегося, способного стать активным гражданином своей страны, реализоваться в социальной, личной, профессиональной сфере, принести пользу обществу и государству. Важнейшей задачей современного образования является формирование духовных, нравственных, моральных принципов у подрастающего поколения, развитие системы общечеловеческих ценностей.
Военно-патриотическое воспитание занимает в системе ценностного развития личности одно из ведущих мест, так как от гражданской позиции, любви к родине и людям своей страны, заботы о благополучии и процветании отечества зависит будущее нашего народа, его социально-политический курс, экономическое и культурное развитие.
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации составной частью патриотического воспитания определено военно-патриотическое воспитание, которое «характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» [25]. В настоящее время, по мнению Ю.Галанина, это направление является особенно актуальным, так как упал престиж военных профессий и службы в армии. [14, с. 15]
В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах (ФГОС) основной и средней школы патриотическому воспитанию уделено особое внимание. Патриотический компонент образования включен вовсе предметные области, связь с Родиной, Россией, народом нашей страны особо прослеживается в содержании таких дисциплин, как история, география, экономика, обществознание, русский язык и литература, изобразительное искусство и др. Вклад ученых разных специальностей в развитие и процветание страны отмечается при изучении всех тематических блоков на разных уроках [49].
Повышенное внимание к национальным ценностям, патриотизму и интернационализму уделяется на внеклассных занятиях и мероприятиях по патриотическому воспитанию, начальной военной подготовке и т.д.
В данном аспекте курс ОБЖ в основной и средней школе занимает особое положение. Приоритет личной безопасности и безопасности граждан, обучение основам гражданской обороны является одной из основных тематических линий данного предмета.
Однако, эффективность военно-патриотического воспитания в школе во многом зависит от качественно спланированной и реализуемой программе образовательной деятельности, выбранных технологии, методов, форм и средств обучения.
Следует отметить, что при важности военно-патриотического воспитания молодежи в современном обществе отмечаются признаки смешения культур, утраты ценностей и идеалов, нарушений в сфере межличностного общения, мотивации общественной деятельности, пропаганда античеловеческих и националистических взглядов [4].
В связи с этим возникает противоречие: с одной стороны – осознание необходимости усиления военно-патриотического воспитания учащихся, с другой – снижение интереса к данному вопросу со стороны школьников и отсутствие четкой позиции государства и единой общественной линии.
Данное противоречие обусловливает проблему: какие средства и методы работы педагогов могут способствовать повышению мотивации подростков к освоению ценностей военно-патриотической культуры?
Целью исследования стал поиск эффективных способов формирования военно-патриотического сознания школьников и разработка системы занятий для проверки результативности педагогической деятельности по воспитанию патриотизма.
Объект исследования: процесс формирования военно-патриотического сознания школьников.
Предмет исследования: педагогические способы осуществления военно-патриотического воспитания школьников в курсе ОБЖ и их воздействие на результативность воспитательного процесса.
Проблема военно-патриотического воспитания широко разрабатывалась в литературе. Различные аспекты патриотического воспитания школьников рассмотрены в трудах Е.В. Бондаревской, Т.С. Гузенковой, В.А. Курбатова, А. Я. Данилюк, А. М. Кондакова, В. А.Тишкова и др. Однако, в свете модернизации системы образования и программ учебных дисциплин, недостаточно внимания уделено методологии воспитания патриотизма на уроках ОБЖ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс системы военно-патриотического воспитания в курсе ОБЖ.
Гипотеза исследования: совершенствование системы военно-патриотического воспитания в курсе ОБЖ позволит существенно повысить уровень гражданского и патриотического сознания школьников.
Даная работа будет эффективна при соблюдении следующих условий:
‑наличие продуманной педагогической технологии обучения, основанной на использовании инновационных методов и форм учебно-воспитательной работы;
‑целенаправленности и систематичности проводимой работы, включающей как деятельность во время уроков, так и внеурочную деятельность.
Цель и гипотеза исследования определи задачи:
‑провести анализ педагогической и научной литературы по формированию военно-патриотического сознания школьников;
‑описать сущность, цели и задачи военно-патриотического воспитания школьников;
‑описать возможности школьного курса ОБЖ в отношении формирования патриотического сознания детей и подростков;
‑провести диагностику уровня развития военно-патриотических чувств у школьников;
‑разработать и внедрить комплекс мероприятий, включающий систему уроков ОБЖ и внеурочных занятий по предмету, направленных на развитие патриотического сознания учащихся;
‑ провести анализ экспериментальной деятельности по военно-патриотическому воспитанию в курсе ОБЖ в основной школе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы стали:
- Теоретические: анализ и синтез, обобщение, моделирование.
- Эмпирические: изучение и анализ педагогической, методической и научной литературы, эксперимент, наблюдение, опросные методы, тестирование.
- Статистические: методы обработки и графического представления данных.
Теоретической основой исследования стали труды Т.С. Гузенковой, В.А. Курбатова, В. Е. Мусиной, И. С. Саенко и др., посвященные проблеме воспитания патриотизма, нравственности и гражданского сознания учащейся молодежи.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования личностных качеств в военно-патриотической работе
1.1. Понятие и сущность военно-патриотического воспитания и патриотизма
Проблеме воспитания патриотизма у современной молодежи уделено много внимания российских исследователей. Однако, следует отметить, что подходы к определению самого понятия «патриотизм» имеют существенные различия.
Так, например, в Новом иллюстрированном энциклопедическом словаре патриотизм определяется как любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре и традициям [38, с. 544].
С.И. Ожегов связывает патриотизм с «преданностью и любовью к своему отечеству, к своему народу» [40].
В философском словаре [50, с. 415] под патриотизмом понимается «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».
В российской педагогической энциклопедии [43] под патриотизмом понимается «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов…».
Многие источники связывают патриотизм с гордостью за героическое прошлое страны, стремление защищать ее интересы и целостность, бороться за нее и служить ее интереса [46].
При всем богатстве трактовок понятия патриотизма, все исследователи едины в позиции, что патриотические чувства необходимо формировать с раннего детства. Ответственность за формирование патриотических чувств, в первую очередь, лежит на образовательных учреждениях.
Основы теории и практики патриотического воспитания подрастающего поколения активно рассматривались еще в советской педагогике.
В своей работе «Воспитание гражданина» [32] А.С. Макаренко определяет основные качества патриота. По мнению педагога, это ‑ ответственность, оптимизм, вера в светлое будущее своей Родины. Здесь же он раскрывает сущность воспитания патриота-гражданина.
Вопросам патриотического воспитания посвящены также работы В.А. Сухомлинского. Военно-патриотическому воспитанию уделял внимание В.Ф. Фарфоровский.
В настоящее время в российской системе образования сложились определенные формы и методы патриотического и военно-патриотического воспитания.
Основная задача педагогов ‑ формирование у обучающихся «уважительного отношения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа военной службы…»; «формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами…» [25].
Интернациональные основы патриотического воспитания раскрывает в своих работах В.А Кобылянский, подчеркивая важнейшую роль развития коммуникативных способностей детей, умения сотрудничать и взаимодействовать в коллективе [22].
На важность международной интеграции в формировании гражданско-патриотической позиции указывает и З.К. Селиванова, подчеркивая, что в основе развития государств и народов лежит гуманизм, единство стремлений и ценностей деятельности людей на благо всего человечества [45].
В.А. Курбатов подчеркивал, что важно «связывать ребенка тысячами тончайших нитей с Отечеством» [27], формировать у него способность не только видеть окружающее, создавать новые ценности, но и готовность, в случае необходимости, встать на защиту Отечества от врага. Существенное педагогическое воздействие, по мнению ученого, оказывают на сознание детей героические примеры прошлого и настоящего, знакомство с героическими поступками предков и современников – не только в боях, но и на мирной службе народу.
На сегодняшний день в педагогической литературе большое внимание уделяется объединению усилий семьи, школы, социальных и государственных институтов в вопросах формирования чувства патриотизма и интернационализма — начиная с воспитания любви к родителям, к родному дому и заканчивая чувством гордости за Отечество и его великое наследие.
Гуманистические идеи военно-патриотического воспитания школьников пропагандирует Т.С. Гузенкова, подчеркивая необходимость развития детей в духе равенства, свободы и равноправия [18].
С.В. Дармодехин, говоря о содержании и средствах патриотического воспитания детей, отмечает важность «развития в умах школьников готовности исполнять патриотический долг, значимость формирования культуры межнационального общения, чувства интернационализма».
При этом, указывая на героические примеры прошлого, автор призывает к подвигу не только в военных ситуациях, но и в повседневной мирной жизни. Исследователь утверждает, что «патриотизм – это не узкое свойство или характеристика, а совокупность нравственных качеств, согласованность мыслей, поступков и чувств, направленных на обеспечение блага Родины» [5].
Причем, в многочисленных работах как классиков педагогики, так и современных авторов указывается на то, что любовь к Родине не должна быть слепой и бездумной.
Истинный патриотизм построен на способности видеть как позитивные явления в истории страны, так и негативные факты, ошибки и трагические моменты. Не допускать повторения промахов, предотвращать плачевные последствия неверной политики отдельных правящих кругов – вот в чем, по мнению большинства ученых, состоит истинный патриотизм.
Основой подобного, осознанного, отношения к своей родине и своему народу является наличие знаний о прошлом своей страны, о деятельности выдающихся ученых, политиков, военных и государственных деятелей, великих художников, музыкантов, писателей, поэтов и т.д.
Патриотическое сознание проявляется не только к готовности осуществления оборонительных действий военного характера, но и в уважении к простым труженикам различных мирных профессий, в труде на благо и процветание страны.
Таким образом, патриотизм является комплексным, философско-психологическим, историко-социальным, нравственным понятием, являющимся результатом глубокого интеллектуального, культурного, духовного, социального, нравственного роста личности.
В этой связи процесс формирования военно-патриотического сознания должен осуществляться в неразрывной связи с общим образованием и воспитанием детей.
В программах школьного образования военно-патриотическое воспитание занимает традиционно одну из ведущих позиций. Однако, в современных условиях практическая деятельность по его становлению связана с определенными сложностями. Это обусловлено особенностями культурно-политической и социально-экономической жизни. И на подрастающее поколение возложена ответственная миссия укрепления нравственных основ государства. А обеспечить выполнение ими данной миссии призвана школа и педагоги [29].
1.2. Цели и задачи военно-патриотического воспитания учащихся
Вoeннo-пaтpиoтичecкoe вocпитaниe школьников выступает одной из важнейших задач современного общества. Оно включает многоплановую, комплексную, систематическую, целенаправленную и скоординированную работу педагогов образовательных учреждений, социальных работников, психологов, государственных деятелей в сфере формирования высокого патриотического сознания детей и подростков, развития возвышенного чувства гордости за свое Отечество, верности идеалам Родины, готовности к выполнению гражданского долга, реализации важнейших конституционных прав и обязанностей по защите интересов страны [41].
В основе военно-патриотического воспитания учащихся средних классов лежит развитие желания служить в Вooруженных Cилaх PФ, вocпитaние почтительного отношения к армии и флоту, чувcтвa гордости за свою Родину. Будущиe защитники Poдины дoлжны не только иметь широкие и правильные представления о гражданском долге, патриотизме, ответственности за судьбу страны и народа. Они должны быть интеллектуально и физически развитыми, иметь высокие мopaльные и духовные принципы, систему интернациональных, социальных, патриотических ценностей и идеалов.
В последние годы в сфере государственного управления принимаются решительные меры по повышению патриотического сознания граждан. В законе РФ «О воинской обязанности и военной службе» oпрeдeлeны главные зaдaчи по пoдгoтoвкe подрастающего поколения к службе в армии и военно-патриoтичeскoму вocпитaнию. Однако нельзя возлагать все военно-патриотическое воспитание только лишь на структуры Вооруженных сил страны. Молодые люди должны проходить первичную военную подготовку перед выполнением своего гражданского долга. Кроме того, все учащиеся должны иметь четко сформированные представления о патриотической деятельности в широком смысле слова – как деятельности по обеспечению благополучия и безопасности родины.
Не случайно, Л.Н. Боголюбов трактует понятие «патриотизм», исходя из его тождественности понятию «любовь к Родине». Настоящий патриот должен стремиться сделать жизнь своей страны и своего народа лучше, достойнее. Чтобы быть патриотом, нужно по-настоящему сильно любить свою Родину. В самые трудные времена, когда смертельная опасность грозила Отечеству, люди вставали на ее защиту. Одни ‑ в рядах армии, другие – в составе рабочих промышленных предприятий, поднимавших экономику страны в неспокойное время, третьи – в органах правопорядка, службах спасения, в отрасли медицины и т.д. И вся эта деятельность была ознаменована высоким чувством любви к Родине.
Военно-патриотическое воспитание в школе представляет собой целенаправленную деятельность педагогического коллектива по формированию у детей чувства верности своему Отечеству, готовности выполнять гражданский долг, соблюдать законные принципы существования в обществе и конституционные обязанности по защите интересов Родины.
Школа выступает одним из важнейших социальных институтов, формирующих основы патриотического мировоззрения в жизни современного человека, создающих необходимую базу для дальнейшего развития целостной личности, сознательного гражданина своей страны.
Педагоги, начиная с начальной школы, стремятся к формированию у учащихся чувства гражданственности, патриотизма, развитие личностных и профессионально-значимых качеств, общекультурных умений, готовности к активному проявлению умений и навыков в различных сферах жизни общества, особенно – на ниве военной и государственной службы, органов безопасности и порядка [5].
В реализации данных принципов ведущая роль принадлежит согласованным действиям семьи, государства, социальных институтов и образований и самого ребенка, коллектива детей.
К основным целям патриотического воспитания относят:
‑ Воспитание глубокого чувства патриотизма;
‑ Расширение знаний об истории и культуре страны и малой родины;
‑ Формирование способностей критически осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
‑ Воспитание многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
‑ Стимулирование мотивации, интереса к изучению истории и культуры своего и других народов.
Для реализации данной цели педагоги современной школы должны постоянно способствовать решению следующих задач:
- Формировать осознанное отношение к Родине и России на основе исторических ценностей и роли страны в судьбах мира;
- Укреплять гражданское и национальное самосознание учащихся;
- Создавать благоприятные условия для реализации всеми детьми собственной гражданской позиции через осуществление самоуправления школы;
- Формировать систему знаний об истории и культуре родного края;
- Формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое страны;
- Направлять усилия на физическое развитие школьников, формировать у детей потребность в здоровом образе жизни;
- Формировать готовность к защите Отечества, осознанным и четким действиям в экстремальных ситуациях [49].
Решению этих задач в большей степени способствует создание в образовательной организации системы военно-патриотического воспитания, направленной на формирование у учащихся верности и любви к Отечеству, готовности к служению родине и народу, воспитание патриотизма, в котором общероссийское обостренное чувство гражданина, готовность служить Родине и ее идеалам, защищать ее права, целостность и безопасность, сочетается с любовью подрастающего поколения к малой родине (республике, области, краю или национальному округу, городу, улице и родной семье).
Согласно «Концепции военно-патриотического воспитания молодежи», разработанной авторским коллективом под руководством В.Ф. Кулакова, В.И. Лутовинова, А.С. Синайского, рассмотренной и одобренной Координационным Советом при Президенте РФ по воспитательной работе в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, основные принципы патриотического воспитания, реализация которых призвана обеспечить развитие заинтересованности к воинской и государственной службе, готовность к достойному выполнению задач по защите Отечества: научность; демократизм, гуманизм; приоритетность историко-культурного наследия страны, ее духовных ценностей и традиций; многообразие форм, средств и методов, которые используются в целях обеспечения эффективности воспитания; на основе индивидуального подхода, направленность воспитания на развитие возможностей и качеств каждой личности; связь с другими видами воспитательной деятельности [24].
Основными направлениями реализации этих принципов, по мнению Кулакова В.Ф., Лутовинова В.И.. Синайского А.С., являются:
- Духовно-нравственное
- Историческое
- Политико-правовое
- Патриотическое
- Профессионально-деятельностное
- Психологическое
- Воспитание на воинских традициях
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой и объединены в процессе практической деятельности целью, задачами и принципами военно-патриотического воспитания [24].
Становление системы патриотического воспитания школьников должно осуществляться планомерно, на всех уроках и во внеурочной деятельности.
1.3. Система военно-патриотического воспитания в современной школе
В современных программах патриотическому воспитанию отводится существенная роль. При этом патриотизм формируется посредством изучения особенностей родного края, его природы, географического положения, государственной символики. Описывается взаимосвязь и своеобразие всех национальностей, входящих в состав российского государства, уделяется внимание национальным традициям, особенностям и условиям быта разных народов.
При этом в программе предусмотрено два направления в осуществлении гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания: классная и внеурочная деятельность [31].
Содержание военно-патриотического воспитания на каждом уровне образования определяется целью и задачами, особенностями экономического и политического развития страны, динамикой и уровнем функционирования общества, проблемами воспитания подрастающего поколения.
Успешному решению задач по подготовке выпускников школы к ответственной защите Родины, к военной службе и другим видам деятельности способствует комплексное развитие личности обучающегося как гражданина и патриота страны.
Образовательный компонент военно-патриотического воспитания характеризуется на сегодняшний день практической, деятельностной направленностью.
Основной задачей патриотического воспитания в данном аспекте становится формирование основных свойств, умений, навыков, привычек, компетентностей, необходимых для успешного выполнения гражданского долга, в том числе во время службы молодых людей в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме ответственного отношения к долгу и любви к Родине, у современного школьника должны быть сформированы необходимые личностные качества гражданина России: храбрость, мужество, стойкость, доблесть, самоотверженность, честь, взаимовыручка, дисциплинированность, чувство товарищества и др.[19].
В школьных программах широко представлены направления деятельности по ознакомлению с окружающим миром, родной природой, географическим положением и климатическим особенностями страны, экономическим и политическим статусом, традициями и культурой разных стран и народов, входящих в состав РФ. При этом предусмотрен комплексный подход в решении задач военно-патриотического, гражданского и интернационального воспитания школьников.
Для того, чтобы грамотно вести работу в этом направлении, каждому педагогу необходимо осознать значение военно-патриотического воспитания,
Содержание патриотического воспитания неразрывно связано с содержанием воспитания социально активной, сознательной личности, способной эффективно действовать в обществе и коллективе.
Многие исследователи отмечают, что наиболее важным в детском и подростковом возрасте является общение со сверстниками. Подобное общение способствует расширению и обогащению коммуникативных функций, адекватному самоопределению.
Я. А. Коменский отмечал благотворное влияния коллективной деятельности и группового общения на развитие личности ребенка [7]. При этом подчеркивая ценность такого общения в интернациональном воспитании.
Описывая содержание и структуру патриотического воспитания, педагоги и социологи отмечают, что нельзя ограничиваться только беседами, лекциями на гражданско-патриотическую тематику, просмотром видео- и фотоматериалов. Отсутствие живого общения приводит к возникновению отстраненного восприятия темы, потере связи изучаемого материала с реальной жизнью.
В связи с этим на сегодняшний день разрабатываются новые формы общения с представителями разных национальностей, профессий, совершенствуются методы организации межнационального общения в образовательной деятельности школьников.
Из бесед с представителями разных профессий дети узнают об их условиях труда и жизни, о значимости их деятельности для процветания страны. При этом, ознакомление с трудом на благо Родины должно проходить в форме практического ознакомления с условиями и результатами труда, что обеспечивает осознание его общественной значимости.
Не стоит забывать в плане воспитания патриотизма и столь важной формы работы, как встречи с ветеранами, организация шефской работы по помощи участникам боевых действий. Эффективной является также музейная форма работы, организация исследовательских бригад по созданию альманахов истории города, региона, «музеев боевой славы» и др.
Планируя деятельность по патриотическому воспитанию, следует предусматривать работу по следующим направлениям:
- Культурно-патриотическое.
- Спортивно-патриотическое.
- Военно-патриотическое.
В сфере культурно-патриотического направления эффективными выступают:
— посещения музеев,
— организация литературно-творческих гостиных,
— создание клубов по интересам,
При помощи данных форм деятельности школьники получают возможность приобщиться к духовным и культурным ценностям, национальным традициям народов нашей страны. [15].
Спортивно-патриотическое направление предполагает проведение мероприятий, направленных на формирование морально-волевых качеств личности ребенка, выносливости, мужества, решительности, смелости, дисциплинированности в процессе физической и гражданской подготовки, а также – воспитание готовности к защите Родины.
Военно-патриотическое направление является одним из ведущих в области становления патриотических основ личности. Оно включает формирование патриотического сознания, восприятие идей и укрепление мотивов служения Отечеству, обучение навыкам вооруженной защиты, а также ‑ изучение военной истории государства, воинских традиций, осознание принципов воинской чести, служения долгу.
Формами организации воспитательной деятельности в данной сфере могут быть:
- Оформление выставок.
- Посещение музеев.
- Организация кружков и военно-патриотических клубов.
- Организация поездок по историческим местам.
- Ролевые игры.
- Создание проектов и написание творческих работ о родном крае, традициях и культуре региона, страны, биографии выдающихся людей и т.д.
Эффективным средством патриотического воспитания является изучение символики государства, его гимна. Школьники должны знать смысл изображений на гербе, значения цветов флага, слова гимна Российской Федерации [16].
Организуя деятельность по патриотическому воспитанию, необходимо исходить из особенностей возраста и специфики группы.
1.4. Основные психолого-педагогические принципы организации военно-патриотического воспитания учащихся
В психолого-педагогической литературе сформулированы основные требования, предъявляемые при подготовке юношей и девушек к защите своего Отечества. А.Н. Вырщиков [12] одним из компонентов готовности школьников к защите Родины называет «направленность личности на военно-патриотическую деятельность, выражающую его идейно-политические свойства и морально-психологические качества как защитника Родины …».
К психолого-педагогическим условиям военно-патриотического воспитания относят:
‑ формирование благоприятной воспитательной среды, направленной на осознание выпускниками своего патриотического и интернационального долга;
‑ организацию практической деятельности обучающихся.
При этом непременно должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников. Патриотическое обучение и воспитание должно быть направлено на «осмысление учащимися смысла явлений и процессов окружающей жизни, усвоения опыта социальной деятельности с целью формирования определенной системы идейно-нравственных представлений, их последовательного обогащения, расширения и углубления» [44].
Таким образом, в учебно-воспитательном процессе необходимо целенаправленно формировать систему ценностей и навыков практической деятельности школьников по реализации принципов патриотической деятельности, общественно значимых поступков, стиля поведения и образа жизни гражданина своей страны.
Подобный стиль жизни не возможен без целенаправленного и планомерного становления общей системы идейно-нравственных представлений, формируемых у ребенка в процессе воспитательной работы, направленной на укрепление в сознании ценностей патриотизма и интернационализма.
Реализуя комплексный подход к организации процесса патриотического воспитания, особое внимание необходимо обратить на предметное содержание образовательных дисциплин.
В этом отношении стоит отметить высокий развивающий потенциал уроков ОБЖ, как базы навыков и знаний по основам гражданской защиты и патриотического самосознания.
Выводы по первой главе
Анализ педагогической и социальной литературы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день военно-патриотическое воспитание не ограничивается формированием качеств будущего военного и готовности к обороне Родины. Проблемы развития патриотизма у подрастающего поколения рассматривается в аспекте школьной и даже дошкольной педагогики намного шире.
Под патриотизмом понимают любовь к Родине, ее народу, природе, уважение к ее истории, традициям, верованиям, культуре и т.д. Настоящий патриотизм проявляется в обычных повседневных делах: в заботе о ближнем, в почитании ветеранов и людей старшего поколения, воинов-интернационалистов и тружеников различных профессий. Стремление изучать историю своей страны, постигать законны ее социального, культурного, духовного развития, формировать навыки служения на благо Отчизны в любой сфере деятельности отличает истинного гражданина.
Безопасность страны является одним из приоритетов мирного развития общества. В этой связи каждый гражданин, и особенно – будущие защитники мира и благополучия, обязаны владеть базовыми знания и навыки безопасной жизни, принципами обеспечения неприкосновенности гражданских ценностей. Эти принципы воспитываются посредством изучения курса ОБЖ.
При этом существует целый перечень направлений военно-патриотического воспитания, реализуемых как на уроках, так и во внеурочной деятельности, разработаны наиболее эффективные формы и методы психолого-педагогического взаимодействия педагога и учащихся, в соответствии с требованиями ФГОС.
Глава 2. Педагогические условия формирования военно-патриотического воспитания в процессе учебной деятельности
2.1. Диагностика уровня патриотического сознания школьников
Для подтверждения теоретических положений, изложенных выше, была проведена экспериментальная работа. Работа осуществлялась в ходе учебно-воспитательного процесса, а также во внеурочной работе с обучающимися.
Для определения понятия «эксперимент» будем использовать определение, которое дал В.И. Загвязинский. Автор рассматривает эксперимент как «исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать её условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления» [20, с. 108]
Любая педагогическая система всегда основана на объективных данных об уровне и динамики развития формируемого понятия. В связи с этим важнейшим этапом осуществления экспериментальной деятельности педагога является проведение диагностики.
Экспериментальная деятельность по военно-патриотическому воспитанию в курсе ОБЖ осуществлялась на базе 9 классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Белоярский».
Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап эксперимента состоял в изучении состояния учебно-воспитательного процесса, его готовности к осуществлению военно-патриотического воспитания. На этом этапе был проанализирован опыт работы СОШ №2 по патриотическому воспитанию, подобраны диагностические методики по изучению уровня патриотизма у обучающихся, проведен анализ полученных результатов для выявления уровня патриотизма у школьников на начальной стадии эксперимента.
Целью формирующего эксперимента была реализация модели военно-патриотического воспитания обучающихся.
На контрольном этапе была проведена контрольная диагностика уровней патриотизма у школьников, проанализированы полученные результаты.
Методами диагностики уровня патриотического сознания школьников стали:
— беседы с участниками эксперимента;
— наблюдение за учениками в различных видах деятельности;
— анкетирование;
— тестирование.
Экспериментальная группа составила 25 человек, 12 девочек и 13 мальчиков в возрасте 15-16 лет. Контрольную группу составили 24 человека (12 девочек и 12 мальчиков).
Метод наблюдения позволил изучить и проанализировать мотивационный, поведенческий и когнитивный компоненты развития патриотизма у учащихся.
Схема наблюдения включала изучение следующих показателей:
- Общее представление о большой и малой Родине
- Эмоциональное отношение к Родине:
— Активно-положительное отношение.
— Нейтрально-положительное отношение.
— Пассивно-положительное отношение.
— Конфликтное.
— Равнодушное.
— Отрицательное.
Особенности мотивации к патриотическому образованию и деятельности на благо Родины:
— Степень мотивации.
— Типы мотивов.
- Самооценка уровня патриотического сознания самим ребенком.
- Особенности эмоциональных реакций на вопросы, касающиеся патриотизма и интернационализма:
— Отдельные эмоциональные реакции.
— Эмоциональная лабильность.
Способность воспринимать и адекватно реагировать на материал по патриотическому воспитанию:
На первом этапе работы всем участникам было предложено написать сочинение на тему: «Патриотизм и как я его понимаю» (Приложение 1).
Письменные ответы учащихся были проанализированы по следующим критериям:
1) выражение любви к Родине,
2) осознание трудностей, недостатков современного общества,
3) готовность к самопожертвованию во имя Родины,
4) патриотизм как источник трудовых и военных подвигов,
5) чувство национальной гордости,
6) отсутствие национализма и космополитизма,
7) интернациональный характер мышления.
Каждый из семи показателей оценивался в 1-3 балла в соответствии со следующей шкалой:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
Результаты исследования представлены в таблице 1:
Таблица 1. – Уровень осознания патриотизма и отношения к нему со стороны исследуемых школьников
Понимание основ патриотизма обучающимися | Экспериментальная группа (ЭГ) | Контрольная группа (КГ) |
Кол-во детей / % | Кол-во детей / % | |
Высокий уровень | 4/16 | 5/21% |
Средний уровень | 15/60 | 14/58% |
Низкий уровень | 6/24 | 5/21% |
Таким образом, мы отметили, что осознание патриотизма у подростков находится преимущественно на среднем уровне. Общий уровень патриотизма и отношения к нему со стороны обучающихся наглядно представлен на рис. 1
Рис.1. ‑ Уровень осознания патриотизма и отношения к нему обучающихся
Анкетирование школьников по методике Григорьева Д.В «Гражданственность и патриотизм» (Приложение 2) показало уровень сформированности у детей представления о своих правах и обязанностях как гражданина своей страны.
Школьникам было предложено прочитать каждое утверждение, оценить его с позиций применения к себе и выделить напротив номера тезиса номер выбранного варианта ответа:
0 — да;
1 — скорее да, чем нет;
2 — скорее нет, чем да;
3 — нет.
Анкета содержит индикаторы прямого и обратного направления действия. Чем выше оценены ответы на индикаторы прямого направления действия, тем выше уровень сформированности гражданственности и патриотизма. Индикаторы обратного направления действия представлены индикаторами 35 и 49. Чем более высоким баллом оценивает анкетируемый ответ на эти индикаторы, тем меньше выражен у него уровень гражданственности и патриотизма. При обработке результатов анкетирования индикаторы обратного направления действия инвертируются. Баллы, полученные за выполнение каждого индикатора, суммируются. Чем больше индивидуальный балл участника анкетирования, тем выше у него уровень сформированности гражданственности и патриотизма. Максимальное значение индивидуального балла составляет 159.
Результаты опроса дали возможность отследить, насколько сформирована гражданская позиция, ощущают ли себя патриотами своей страны.
В зависимости от значения полученного индивидуального балла все участники анкетирования были разделены по уровню сформированности гражданственности и патриотизма на три категории:
— от 41 до 80 баллов – низкий уровень;
— от 81 до 120 – средний уровень;
— от 121 до 159 – высокий уровень;
Результаты диагностики отражены в таблице 2.
Таблица 2. ‑ Уровень сформированности гражданственности и патриотизма
Распределение уровней можно наглядно увидеть на рис.2:
Рис.2 ‑ Уровни сформированности у учащихся гражданских и патриотических представлений
Таким образом, проведенная диагностика показала, что уровень сформированности патриотизма и в экспериментальной и в контрольной группах средний. Таким образом, необходима работа по формированию патриотического воспитания у обучающихся.
Подводя итоги констатирующего этапа эксперимента, сделаны выводы об уровнях патриотизма обучающихся 9-х классов СОШ №2, которые позволили сказать, что на начальном этапе эксперимента показатели сформированности патриотизма у обучающихся в экспериментальной и контрольной группе практически не различаются.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф