Заявка на расчет
Меню Услуги

Военно-патриотическое воспитание школьников в курсе ОБЖ. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


2.2. Педагогические требования к организации военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» призван сформировать у школьников сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих; способствовать приобретению навыков сохранения жизни и здоровья в повседневных, непредвиденных и опасных ситуациях; развивать умения оказывать помощь пострадавших, а также – способствовать развитию основных жизненных компетенций учащихся [49].

В «Концепции модернизации российского образования» заложено положение о том, что школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Особенно актуальным этот принцип стал в современных условиях модернизации образования [22].

Компетентностный подход, обозначенный и в новых ФГОС общего образования, подразумевает заранее заданное социальное требование к общей подготовке учащихся, необходимой для эффективной продуктивной деятельности в обществе [49].

Компетентность – это совокупность определенных личностных качеств, включающая систему ценностно-смысловых ориентаций, общих и предметных знаний, умений, навыков, способностей, стиля мышления, обусловленных опытом деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Согласно современным требованиям, обучение и воспитание в рамках одного предмета должно включать осуществление комплексного личностного развития учащегося, что невозможно без активного включения его в творческую, познавательную, продуктивную деятельность по освоению учебного материала и применению полученных знаний в различных жизненных ситуациях.

Компетенции учащегося – это некий образ будущего, ориентир для личностного развития. Подобные компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.

В ФГОС определены следующие группы ключевых компетенций:

‑ Учебно-познавательные,

‑ Ценностно-смысловые,

‑ Общекультурные,

‑ Коммуникативные,

‑ Информационные,

‑ Компетенции личностного самосовершенствования [49].

Педагоги отмечают, что при обучении предмету ОБЖ, особо важным структурным элементом является формирование ценностно-смысловых, информационных, природоведческих и здоровьесберегающих компетенций.

Ценностно-смысловыекомпетенциии включают:

‑ценностное отношение к здоровью и жизни человека, наличие гражданской позиции, умение ее отстаивать;

‑владение способами самоопределения в ситуациях выбора;

‑способность принимать решения, брать ответственность за последствия собственных мыслей и поступков, действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок;

‑умение оценивать собственное поведение, черты характера, физическое и эмоциональное состояние.

Информационные компетенции подразумевают:

‑владение навыками работы с различными информационными источниками;

‑умение самостоятельно искать, анализировать, систематизировать, проверять, отбирать необходимую информацию, а также – преобразовывать, сохранять и передавать ее, исходя из собственных убеждений;

‑способность выделять главное и необходимое, осознанно воспринимать информацию, распространяемую по различным каналам (в том числе – СМИ, интернет, реклама и т.д.);

‑владение навыками пользования различными средствами ИКТ.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции позволяют:

‑приобретать опыт безопасного поведения в природной среде;

‑применять правила поведения в экстремальных ситуациях;

‑объективно и ответственно относиться к своему здоровью, владеть навыками улучшения собственного состояния, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля;

‑знать и соблюдать правила личной гигиены, безопасности, оказания первой медицинской помощи;

‑усваивать элементы психологической и информационной грамотности, половой и социальной культуры поведения;

‑приобретать разнообразный двигательный опыт и умение использовать его в различных формах соревновательной деятельности и организации досуга;

‑подбирать индивидуальные средства и методы для развития физических качеств.

Основной целью обучения ОБЖ становится на сегодня не процесс передачи знаний о личной безопасности, а способность учащихся самостоятельно добывать знания применять их на практике и достигать определенных результатов [51].

Основной акцент в педагогической работе делается на обучение через практику продуктивной деятельности учащихся в малых группах, а также – на развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений.

Современные образовательные стандарты выдвигают следующие требования к освоению образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности»:

‑формирование навыков здорового, безопасного и экологически целесооборазного образа жизни, осознание рисков и угроз современного мира;

‑усвоение правил и овладение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

‑развитие навыков сохранения эмоциональной устойчивости в чрезвычайных и опасных ситуациях, знание принципов оказания первой помощи пострадавшим;

‑умение эффективно действовать в различных опасных ситуациях — индивидуально и в группе.

Личностные результаты при обучении ОБЖ отражают:

1)развитие духовных, моральных, эмоциональных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

2)осознанную потребность в соблюдении требований и норм здорового образа жизни, основных правил безопасной жизнедеятельности;

3)ответственное отношение к сохранению окружающей среды,

4)отношение к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.

Предметные результаты освоения курса основ безопасности жизнедеятельности отражают:

1)сформированность представлений о безопасной жизнедеятельности, в том числе – о принципах экологической безопасности, направлениях защиты личности, общества и государства от различных угроз, включая воздействие человеческого фактора;

2)знание основ государственного устройства, норм российского законодательства в сфере защиты населения;

3)сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

4)понимание норм здорового образа жизни как средства обеспечения духовного, физического и социального благополучия;

5)знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

6)осознание факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье человека, избегание вредных привычек;

7)знание принципов защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

8)способность предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, умение эффективно использовать в целях повышения собственной безопасности различные источники информации;

9)применение полученных знаний в области безопасности жизнедеятельности в повседневной практике, способность проектировать модели безопасного поведения в различных ситуациях, в том числе — опасных;

10)знание принципов военной службы, оборонной политики государства, норм законодательства об обороне и воинской обязанности, а также ‑ прав и обязанностей гражданина, призывника, уставных отношений, особенностей быта военнослужащих, специфики несения воинской службы, ритуалов, особенностей строевой, огневой и тактической подготовки;

11)знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы;

12)владение основами медицинских знаний и навыками оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

Метапредметные результаты обучения ОБЖ включают:

  • наличие общих представлений о безопасности; способности анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; навыков обобщения и предвидения последствий опасных ситуаций; умения выявлять причинно-следственные связи между явлениями и процессами в жизни общества и человека;
  • владение навыками самостоятельной постановки целей и задач, осуществления безопасной деятельности в повседневной жизни в различных ситуациях, выбора средств реализации поставленных целей, способов оценки результатов своей деятельности в сфере обеспечения личной безопасности;
  • развитие умений искать и обрабатывать информацию, выдвигать идеи, моделировать личные подходы к обеспечению безопасности повседневной жизни и при возникновении ЧС;
  • умение работать с различными источниками информации, владение новыми информационными технологиями;
  • способность выражать мысли и внимательно слушать собеседника, понимая и признавая его право на собственную точку зрения;
  • владение приемами действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • умение взаимодействовать с окружающими людьми, выполнять различные социальные роли.

Результаты обучения и усвоения норм и принципов ОБЖ проявляются:

  1. В познавательной сфере: в форме знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, влиянии их последствий на личную и общественную безопасность, а также – знаний законодательства в сфере обеспечения безопасности населения, прав и обязанностей человека и гражданина.
  2. В ценностно-ориентационной сфере: в виде умения оценивать, выявлять, предвидеть опасные ситуации, оценивать их последствия, формировать стойкую систему ценностного поведения в области обеспечения безопасности жизни.
  3. В коммуникативной сфере: умение выбирать способы информирования о результатах наблюдений и деятельности, участие в дискуссиях, способность отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
  4. В эстетической сфере: в наличии эстетического взгляда на красоту окружающего мира; потребности и способности сохранять его.
  5. В трудовой сфере: в плане понимания устройства и принципов действия различных бытовых приборов и технических средств, способность к эффективному устранению возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы приборов и правил их эксплуатации; умения оказывать первую медицинскую помощь.
  6. В сфере физической культуры: в форме установок на ведение здорового образа жизни, формирования необходимых физических качеств: силы, выносливости, гибкости, ловкости, скоростных качеств [49].

Достижение данных результатов возможно при наличии четкого плана, программ, методического сопровождения и продуманной технологии образовательной деятельности в предметной и метапредметной сфере. Специфика требований, выдвигаемых Федеральным Образовательным Стандартом к личности учащихся и процессу организации обучения, подразумевает личностно-ориентирвоанный, системно-деятельностный подход, активную субъектную позицию учащегося.

Соответственно, меняется и сам подход к структуре, содержанию и способам организации современного урока. На сегодняшний день перед учителем стоит задача использовать наиболее эффективные практико-ориентированные методики и информационные образовательные технологии, активные формы и методы мониторинга и проектирования учебного процесса [37].

Согласно требованиям, выдвигаемым образовательными стандартами, современный урок ОБЖ должен отражать умение педагога грамотно сочетать элементы классической структурой урока с использованием инновационных творческих наработок, как в смысле применения на практике передового опыта, так и в подборе индивидуального содержания учебного материала, технологии его представления и формах взаимодействия с учащимися.

Принципиальное отличие современного урока ОБЖ от традиционного заключается в результатах деятельности, под которыми понимаются не только предметные знания, но способы активных познавательных, коммуникативных действий, умение применять эти знания и навыки в нестандартных ситуациях.

Принципы педагогической технологии на современном уроке включают:

  • свободу выбора;
  • открытость;
  • деятельность;
  • идеальность;
  • обратную связь.

Как видим, все перечисленные результаты и требования согласуются с общими требованиями к патриотическому воспитанию школьников. К тому же военно-патриотическое, гражданско-патриотическое, правовое обучение является неотъемлемой частью структуры программы курса.

Предмет ОБЖ учит видеть, распознавать опасности и противостоять угрозам. При этом важно действовать грамотно, совершенствовать свои физические и психологические возможности.

На занятиях по военно-патриотическому воспитанию школьники средних и старших классов знакомятся с видами Вооруженных Сил России, с воинскими обязанностями граждан РФ. Они рассматривают такие вопросы, как воинский учет, прохождение к военной службе, пребывание в запасе и гражданская оборона в мирное и военное время.

Программа ОБЖ помогает подросткам подготовиться к военной службе и оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях физически, морально и психологически.

Основной целью военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ выступает совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения этой цели в школе решаются следующие задачи:

‑совершенствуется нормативно-правовая и организационно-методическая база патриотического воспитания;

‑повышается качество патриотического воспитания подрастающего поколения на уроках ОБЖ в школе;

‑проводится научно обоснованная организаторская и пропагандистская деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как основной духовной составляющей России.

Военно-патриотическое воспитание школьников опирается в основном на ориентирование граждан вопросах политического, социального направления. Оно является началом получения знаний и навыков по патриотическому воспитанию.

В рамках нашего экспериментального исследования была поставлена цель: разработать и внедрить в программу обучения ОБЖ комплекс педагогических условий, для формирования у учащихся 9 классов качеств гражданина и патриота.

В процессе разработки комплекса были решены задачи:

‑выбрать современные эффективные методы и средства формирования патриотических качеств личности;

‑разработать мероприятия, направленные на развитие патриотизма посредством практической деятельности;

‑обеспечить возможности для самореализации и социализации школьников;

‑продемонстрировать подросткам значимость их патриотической и правовой деятельности,

‑показать школьникам востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Анализ современных подходов к методам и формам организации военно-патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности, позволил выделить следующие группы методов, которые отражены в таблице3

Таблица 3 ‑ Методы организации военно-патриотического воспитания

Группа методов Методы Свойства методов
Методы формирования сознания личности Убеждение

Внушение

Беседы

Лекции

Дискуссии

Метод примера

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения Педагогическое тре-бование

Требование коллектива

Общественное мнение

Поручение

Метод-требование, Создание воспитывающих ситуаций

Коллективное творческое дело

Метод проектов.

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки.

Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

Методы стимулирования деятельности и поведения Соревнование

Поощрение

Наказание

Взаимовыручка

Создание ситуации успеха

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным.

Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

 

При этом, организуя деятельность учащихся, важно соблюдать следующие принципы:

‑ принцип сознательности и активности учащихся;

‑ принцип систематичности и последовательности;

‑ принцип уважения к личности ученика;

‑ принцип опоры на положительные черты личности школьника.

Программа курса ОБЖ построена таким образом, что разносторонне осуществлять военно-патриотическое воспитание возможно в курсе старших классов, куда включен раздел «Основы военной службы». Однако, формировать патриотизм необходимо намного раньше, учитывая возрастные особенности детей.

В связи с этим, новизна исследования состоит в создании системы занятий для учащихся 9 класса, позволяющей формировать личность гражданина-патриота и готовить обучающихся к усвоению раздела «Основы военной службы» в средней школе.

Основной своей задачей в данном аспекте является: показать школьникам, что патриотизм для военнослужащих проявляется, прежде всего, в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость.

Осуществлять эту задачу помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых состоит в том, чтобы максимально эффективно и направленно воздействовать на личность ученика, грамотно подавать изучаемый материал, позволить увидеть его во всем многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создает внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность.

Этому способствуют проводимые уроки-конференции, диспуты, на которых ученики в игровой форме решают довольно серьезные вопросы и проблемы по военной тематике.

В тесты включаются некоторые вопросы, связанные с другими предметами (история, физика, русский язык, химия, биология, экология), для расширения кругозора учащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изученным материалом.

На уроках широко использовался раздаточный материал по разделам: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы военной службы».

В процессе разработки занятий определены и охарактеризованы методы формирования патриотических качеств личности, используемых мною в педагогической деятельности: развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации подростков, демонстрация ученикам значимости их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Описываемый опыт позволяет сделать следующие выводы:

‑Используемый комплекс педагогических условий в рамках уроков ОБЖ, эффективен для формирования в подростках качеств гражданина и патриота;

‑Школьники проявляют интерес к занятиям патриотического направления.

 

2.3. Работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся на уроках и во внеурочное время

 

Поскольку специфика патриотического воспитания подразумевает, в первую очередь, изучение родной страны, ее традиций, природы, культуры, взаимоотношения различных народов, данный аспект особенно детально прорабатывается на уроках истории.

На уроках ОБЖ эти знания дополняются и уточняются с позиций предупреждения межнациональной и религиозной розни, социальных конфликтов, экономических и политических противоречий. В данном отношении основополагающими выступают тематические блоки, посвященные формированию правовой грамотности, активной гражданской позиции.

Формирующая часть эксперимента включала организацию уроков, элективного курса и внеклассных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию.

Материал курса ОБЖ в 9 классе дает большие возможности в формировании у обучающихся понятий «гражданин» и «патриот». Особое место в этом направлении занимает раздел «Национальная безопасность России в современном мире». Неоценимый вклад в развитие нашей страны может внести только человек, который ставит интересы общества и нации выше своих собственных. А не это ли качества настоящего гражданина и патриота?!

Поурочное планирование раздела «Национальная безопасность России в современном мире» представлено в таблице 4.

Таблица 4. – Поурочное планирование раздела «Национальная безопасность России в современном мире»

При ознакомлении с темами раздела на уроках применялись следующие методы:

  • Чтение дополнительной литературы познавательного характера по теме «Моя родина — Россия»;
  • Ознакомление с важными датами в истории Российской Федерации;
  • Проектные работы;
  • Эвристические беседы;
  • Тренинги антикризисного поведения;
  • Просмотр презентаций и видеороликов.

При закреплении знаний использовались:

  • Кроссворды;
  • Проблемные ситуации;
  • Мозговой штурм;
  • Индивидуальные развивающие задания;
  • Блиц-опрос;

При обобщении знаний применялись:

  • Составление схем;
  • Разработка символики;
  • Игры-инсценировки;
  • Обсуждеие видео-сюжетов;
  • Дидактические игры «Антитеррор», «Агент национальной безопасности» и др.

Применение на уроках интерактивных форм работы, активное использование ИКТ, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, составление кластеров и схем, игровые сюжеты, проектная деятельность, мозговой штурм, подобранных в соответствии с тематикой уроков, преследует цель расширения кругозора, активизации мыслительной деятельности школьников, повышение их работоспособности и познавательной активности.

Обобщающий урок занимает особое место в формировании представлений подростков о принципах национальной безопасности и международного сотрудничества России.

В классе при организации работы по воспитанию патриотических и межнациональных чувств использовались следующие средства активизации учебно-познавательной деятельности:

  • отбор и систематизация содержания учебного материала;
  • использование интересных жизненных сюжетов;
  • дидактические игры;
  • проблемные ситуации;
  • задания исследовательской и проектной направленности;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • использование мультимедийных презентаций и видеосюжетов.

Следующим компонентом комплексной работы по организации военно-патриотического воспитания было введение в образовательный процесс специального элективного курса «Служить России».

Цель данного курса ‑ воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине, готовности служить в Вооружённых силах Российской Федерации, профессиональная ориентация учащихся (Приложение 3). Программа элективного курса реализовывалась в экспериментальной группе, в течение 17 часов в год.

Задачи курса:

  1. Формировать знания о назначении Вооруженных сил РФ, их особенностях, об основных компонентах военной службы: образовательном, культурном, психологическом, физическом и других.
  2. Развивать познавательный интерес к истории Вооруженных сил РФ.
  3. Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к Вооружённым Силам, их боевым традициям, военной профессии.
  4. Развивать физические и психологические качества для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества
  5. Вырабатывать установку на патриотическую деятельность.

Вводное занятие элективного курса было направлено на диагностику знаниевого компонента сформированности военно-патриотических чувств у учащихся. 9-х классов.

Обучающимся было предложено ответить на 12 вопросов: основные определения в области патриотизма и патриотического воспитания, значение цветов государственного флага, знание текста гимна Российской Федерации (Приложение 4)

В результате тестирования были получены следующие данные, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5. – Результаты тестирования учащихся экспериментальной группы

Слабое понимание обучающимися основных понятий, особенно таких как «воинский долг», «воинская честь», а также «достоинство», «патриотическое воспитание» и знание гимна Российской Федерации следует считать результатом недостаточной работы по военно-патриотическому воспитанию в школе и семье.

В дальнейшем, каждое занятие элективного курса было направлено на формирование глубокого понимания учащимися верности воинскому долгу, воинской чести, храбрости, стойкости, доблести, мужества, места и роли по защите Отечества, формированию убежденности в необходимости защиты своей Родины.

Внеклассная работа осуществлялась в рамках плана военно-патриотического воспитания школы (Приложение 5),

Во внеклассной работе использовались следующие формы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся:

  • беседы, классные часы;
  • тематические вечера;
  • торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;
  • игры гражданско-патриотического содержания, виртуальные походы по историческим местам;
  • смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Звезда», спартакиада юнармейцев;
  • конкурсы, викторины, праздники;
  • встречи с участниками вооруженных конфликтов;
  • празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотры видеофильмов;
  • обращение к государственной символике;
  • сбор материала о судьбе своих предков, родственников — участников ВОВ, локальных войн;
  • сбор материала о детях-героях ВОВ, известных актерах, участниках ВОВ;
  • знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;
  • социальные акции «Милосердие», «Никто не забыт» и др.

2.4. Анализ результатов экспериментальной работы

 

С целью выявления динамики сформированности патриотизма был проведен контрольный этап экспериментальной работы. Задачами этого этапа были выявление эффективности предложенного комплекса мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, оценка и интерпретация полученных результатов.

В экспериментальной и контрольной группах были проведены контрольные тестирования по определению уровня патриотического осознания и уровня сформированности патриотических представлений. Цель контрольных тестирований – сравнить полученные результаты с первоначальными.

В целом в экспериментальной группе уровень патриотического осознания после реализации комплекса мероприятий по военно-патриотическому воспитанию на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности повысился. Данные контрольного среза приведены в таблице 6.

Таблица 6. – Уровень осознания патриотизма

Наглядно динамика изменений представлена на рис. 3 и 4.

Рис. 3 – Уровень осознания патриотизма (экспериментальная группа) в сравнении

Рис. 4 – Уровень осознания патриотизма (контрольная группа) в сравнении

Сформированность патриотических представлений по результатам контрольного среза приведена в таблице 7.

Таблица 7. ‑ Уровень сформированности гражданственности и патриотизма

Наглядно динамика изменений уровня гражданственности и патриотизма в экспериментальной и контрольной группах представлена на рис. 5 и 6.

Рис. 5 – Уровень сформированности гражданственности и патриотизма (экспериментальная группа) в сравнении

Рис. 6 – Уровень сформированности гражданственности и патриотизма (контрольная группа) в сравнении

Анализ динамики изменений уровней осознания патриотизма и сформированности патриотического сознания показал, что в контрольном классе эти показатели остались на том же уровне. В экспериментальном классе, где был реализован весь комплекс мероприятий, наблюдаются существенные изменения.

Таким образом, в ходе проведенного эксперимента была доказана эффективность комплексной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников с применением современных инновационных разработок и привлечением учащихся к внеклассной деятельности по ОБЖ.

Анализ данных экспериментальной работы позволяет дать рекомендации педагогам по формированию патриотического сознания на уроках ОБЖ:

  1. Патриотическое и межнациональное сознание является основой личностного развития ребенка.
  2. Психологические особенности подросткового возраста позволяют использовать их при планировании работы, которая должна содержать, коммуникативные приемы, коллективное взаимодействие и практическую, исследовательскую и проектную деятельность.
  3. Для обеспечения максимальной эффективности работы по патриотическому воспитанию все приемы и методы работы должны использоваться систематически и проводиться как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Выводы по второй главе

 

Исходя из высокой значимости обеспечения качественного военно-патриотического воспитания школьников, нами было организовано исследование уровня патриотизма у учащихся 9 классов общеобразовательной школы.

Констатирующее исследование показало, что военно-патриотические представления, знания и навыки у современных подростков находятся, преимущественно, на среднем уровне, при этом около 20% школьников демонстрируют низкий уровень военно-патриотического развития.

На основании полученных данных и с учетом специфики предмета ОБЖ, нами была разработана система мероприятий по военно-патриотическому воспитанию учащихся 9 класса.

Внедрение принципов развивающего обучения с интеграцией различных образовательных дисциплин (история, обществознание, география и т.д.), а также – использованием современных инновационных технологий обучения способствовало существенному расширению военно-патриотических представлений школьников, росту гражданского самосознания, укреплению патриотических настроений и готовности защищать интересы и благосостояние страны.

Контрольное исследование показало, что в экспериментальной группе на 20% выросло число детей, показавших результаты сформированности патриотизма на высоком уровне.

Анализ результатов, полученных в экспериментальном классе, приводит к выводу, что работа по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в курсе ОБЖ, если она проводится в комплексе и включает в себя как урочную, так и внеурочную деятельность, позволяет повысить уровень гражданского и патриотического сознания школьников.

Полученные результаты способствовали выработке практических рекомендаций педагогам. Позитивная динамика развития учащихся в военно-патриотическом направлении позволяет предложить данную систему работы к реализации в образовательных организациях.


Заключение

 

Данное исследование посвящено актуальной педагогической проблеме – военно-патриотическому воспитанию школьников.

Сложные социально-экономические процессы, происходящие сегодня в России, привели к девальвации многих общечеловеческих ценностей. Особенно это касается чувства гражданского долга и ответственности человека перед своей Родиной. Слово «патриотизм» стало архаизмом и произносится чаще всего с иронической улыбкой. Однако педагогической теорией и практикой доказано, что воспитание истинно нравственного человека невозможно без формирования у него гражданственности, патриотизма, ощущения личной сопричастности ко всему, что происходит в стране, обществе, в мире.

В настоящее время, военно-патриотическое воспитание, одно из специфических направлений по воспитанию молодежи и подрастающего поколения. Эта сфера включает в себя всю совокупность ценностей, созданных и используемых обществом для оптимизации военно-патриотического воспитания. Военно-патриотическое воспитание в единстве с нравственным, эстетическим и интеллектуальным воспитанием приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности

В разнообразных Федеральных законах и документах неоднократно оговаривалась не только актуальность внимания государства к аспекту патриотического воспитания молодого поколения, но и существование государственного заказа на воспитание гражданина с активной жизненной позицией, имеющего высокий уровень нравственности и морали, отстаивающего права и свободы личности, толерантного к традициям и культуре разных народов – патриота своей Отчизны.

Военно-патриотическое воспитание – это структурированная и имеющая цель деятельность органов государственной власти и общественных движений по развитию у граждан патриотического сознания, чувства преданности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и обязанностей ради защиты интересов Отчизны.

Цель патриотического воспитания — формирование в российском социуме высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, имеющих позитивные ценности и чувства, способных воплотить их в жизнь в созидательном труде на благо Родины.

Именно поэтому очень важно с первых дней курса ОБЖ стимулировать работу сознания, чувств и практическую деятельность учеников таким образом, чтобы у них складывалось осознанное стремление, высокий интерес к освоению данного предмета, приобретению знаний, умений и навыков, необходимых на предстоящей им военной службе.

Анализ научно-методической литературы, документальных материалов в области патриотического воспитания, его программного обеспечения; анализ нормативно-правовой базы, регулирующей патриотическое воспитание; обобщение и синтез полученной информации, а также изучение статистических данных в области патриотизма и патриотического воспитания позволили определить положительную динамику развития процесса патриотического воспитания в нашей стране, благодаря Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005, 2006–2010, 2011– 2015, 2016–2020 гг.». Но в то же время и большое количество проблемных аспектов реализации программ патриотического характера на региональных и муниципальных уровнях: недостаточное финансирование программ, недостаточность уровня организационно-методического обеспечения, недостаточность высокопрофессиональных специалистов по проблемам военно-патриотического воспитания молодёжи и др.

В рамках выпускной квалификационной работы был разработан согласно ФГОС ООО комплекс мероприятий по военно-патриотическому воспитанию обучающихся 9 классов, целью которого является подготовка обучающихся к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, к поступлению в высшие учебные заведения военной и физкультурной направленности, а также к использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, начиная с 9-го класса.

Эффективность данного комплекса мероприятий по военно-патриотическому воспитанию учащихся 9 классов, реализованному в курсе ОБЖ в рамках урочной и внеурочной деятельности, обоснована результатами, полученными в рамках эксперимента на выявление уровня сформированности гражданственности и патриотизма учащихся. Таким образом, в результате проведённых исследований выявлено, что комплекс мероприятий по военно-патриотическому воспитанию учащихся 9 классов, благоприятно влияет на знаниевый, мотивационный и деятельностный компоненты сформированности военно-патриотических чувств учащихся, что подтверждает эффективность проведенной работы

Эксперимент подтвердил, что намеченные пути воспитания обучающихся в аспекте исследуемой проблемы способствуют достижению хороших результатов в военно-патриотическом воспитании обучающихся. В то же время обозначились перспективы развития исследования в этой области: привлечение родителей к совместной со школой работе по военно-патриотическому воспитанию.

Литература

 

  1. Агапова, И.А., Давыдова М А. Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. ‑ М.: ВАКО, 2006,-368 с.
  2. Адаменко, С.Н. Воспитываем патриотов России [Текст] / С.Н. Адаменко // Народное образование. – 2005. ‑ №4. ‑ С. 23
  3. Айол, А.А., Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе [Электронный ресурс] / А.А. Айол, В.В. Кузьменко, И.И. Орлов // Педагогика высшей школы. ‑ 2016. ‑ №3.1. ‑ С. 20-23. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1451/
  4. Aлиева, Д.К. Патриотическое воспитание учащихся в современных условиях [Электронный ресурс] / Д.К. Алиева // Вестник Майкопского государственного технологического университета, №2, 2013.. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoevospitanie-uchaschihsya-v-sovremennyh-usloviyah
  5. Арябкина, И.В. Культурно-эстетические контексты патриотического воспитания в современных условиях [Текст] / И.В. Арябкина // В сборнике: Современные технологии в дошкольном образовании: реалии и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ульяновский государственный 305 педагогический университет имени И.Н. Ульянова. – Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015. – С. 6 – 13.
  6. Бачевский, В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан [Текст]: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». — М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2010. ‑ 186 С.
  7. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Электронный ресурс]// Молодой ученый. ‑ 2014. ‑ №10. ‑ С. 349-352. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/69/11944/
  8. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков, как средство социализации [Текст] / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-Пресс, 2004 ‑ 192 с.
  9. Быков, А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе [Текст] /А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. ‑ №5. – С. 4-7.
  10. Быков, А.К. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла [Текст] /А. Быков // Воспитание школьников. – 2005. ‑ №8. – С. 2-6.
  11. Валеев, Р.А. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России [Текст] / Р.А. Валеев, А.А. Зайцев, В.Ф. Зайцева // Проблемы воспитания патриотизма. — Вологда.: ВИРО, 2014
  12. Вырщиков, А. Патриотизм на службе у России [Текст] / А.Вырщиков // Воспитание школьников. – 2006. ‑ №3. – С. 7-13.
  13. Вырщиков, А.Н., Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев Монография. ‑ Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. ‑ 172 с.
  14. Галанин, Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС [Текст] / Ю.О. Галанин // Воспитание школьников. – 2002. ‑ №8. – С. 13-16.
  15. Гасанов, З. Т. Патриотическое воспитание граждан [Текст] /З.Т. Гасанов // Народное образование. – 2005. ‑№ 6. ‑ С. 59.
  16. Григорьев, В.Д. Воспитание в сети событий [Текст] / В.Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. – 2006. №6. – С. 49-58.
  17. Григорьев, Д.В. Патриотизм великодушия: о содержании патриотического воспитания [Текст] / Д.В Григорьев // Воспитательная работа в школе. – 2005. – С. 15-18.
  18. Гузенкова, Т.С. Патриотизм как идеология возрождения России [Текст] : сб. ст. и докл. /отв. редактор д-р ист. наук Т.С. Гузенкова // Рос. ин-т стратег. исслед. – М. : РИСИ, 2014. ‑ 260 с.
  19. Ефремова, Г. Народная культура и патриотическое воспитание школьников [Текст] / Г. Ефремова // Воспитание школьников – 2005. №8 — С.17-19.
  20. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – М. : ИЦ «Академия», 2005. – 208 с.
  21. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. — М.: Айрис-пресс, 2013. — 64 с.
  22. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма [Текст] / учебное пособие по педагогике / В.А.Кобылянский// Педагогика. — 1998. — №5 – С. 52-58.
  23. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) [Текст] // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  24. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи [Электронный ресурс] / В.Ф. Кулаков, В.И. Лутовинов, А.С. Синайский // обозреватель. – 1999 ‑ №1. ‑ Режим доступа: http://militaryarticle.ru/obozrevatel/1999-obozrevatel/13084-koncepcija-voenno-patrioticheskogo-vospitanija
  25. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст] // Воспитательная работа в школе. – 2005. ‑ №1. – С.147-154.
  26. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010г., №134-р, г. Москва. Опубликовано вРоссийской газете ‑ Федеральный выпуск, №5109 от 12 февраля 2010г.‑ Режим доступа: http://www.soldiers-mothers-rus.ru/conception.html
  27. Курбатов, В.А. Социальная ориентация формирования гражданско-патриотических ценностей молодежи. [Текст] / В.А. Курбатов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 2. С. 310
  28. Курвинен, Е. Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда») [Электронный ресурс] // Молодой ученый. ‑ 2015. ‑ №6.4. ‑ С. 91-95. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/86/16447
  29. Кусмарцев, М.Б. Предмет и логика процесса патриотического воспитания в общем образовании [Текст] / М.Б. Кусмарцев // Философия образования. – 2012. – №5. С. 97-103.
  30. Лутовинов В.И. Проблемы воспитания патриотизма [Текст] / В.И. Лутовинов, С.И. Мешкова // Педагогика. – 2008. ‑ №7. – С. 50-53.
  31. Мазыкина, Н.В. Сборник нормативных правовых документов и материалов по военно-патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе [Текст]. / Н.В. Мазыкина, Б.И. Мишин – М.: Мнемозина, 2000 – 199 с.
  32. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина [Текст] / А.С. макаренко ; сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с.
  33. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов. – М. – ИЦ «Академия», 2002. – 272 с.
  34. Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию России [Текст] / Под общ. ред. С.В. Диндяева / Сост.: С.В. Диндяев, В.И. Федоров, Т.А. Блохина, Г.Н. Кашманова. – Иваново: ИвГМА, 2014. – с. 357.
  35. Микрюков, В.Ю. Теоретико-методологические и практические основы военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях [Текст] / В.Ю. Микрюков // Инновации в образовании. ‑ 2006. ‑ №6. – С. 146-157.
  36. Михайлова, Л.В. Воспитываем патриотов [Текст] /Л.В. Михайлова // Воспитание школьников. – 2006. ‑ №4. ‑ С 65.
  37. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. ‑ Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. ‑ 156 с.
  38. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст]/ [Под ред. В.И. Бородулина и др.]. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2005. – 909 с.
  39. О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 20.12.2015 № 1493 (ред. от 20.11.2018). – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/
  40. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова.–Режимдоступа:https://ozhegova-slovar.ru/description/patriotizm/21275
  41. Пономарева, И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. [Текст] В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. / И.А. Пономарева ‑ СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. ‑ С. 308–311
  42. Попова, А.И. Воспитание патриота России [Текст] / А.И. Попова // Начальная школа. – 2007. ‑ №2. – С.39-43.
  43. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – Т. 2. – М.: Большая рос. энцикл., 1998. – 672 с.
  44. Саенко, И.С. Особенности становления гражданской идентичности личности [Электронный ресурс] / И.С. Саенко // Сборники конференций Социосфера. – № 5. – 2014. Режим доступа: http://sociosphera.com/conference/2014/identichnost_lichnosti_i_gruppy_psihologopedagogicheskie_i_sociokulturnye_aspekty/
  45. Селиванова, З.К. Динамика и взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненных целей городских подростков [Текст] / З.К. Селиванова // Социологические исследования. – 2013. _ №7. – С. 80-86
  46. Советская историческая энциклопедия [Электронный ресурс] Том 10. – Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961. ‑ Режим доступа: https://runivers.ru/bookreader/book10469/#page/473/mode/1up
  47. Спицына, Т. А. Военно-патриотическое воспитание учащихся [Электронный ресурс] / Т.А. Спицына, Д.В. Веселов // Молодой ученый. — 2016. ‑ №6.1. ‑ С. 76-78. ‑ Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/27061/
  48. Томилина, С.Н. Современный патриотизм: сущность и проблемы [Электронный ресурс] / С.Н. Томилина, С.В. Манецкая // Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015. ‑ С. 1-11 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-patriotizm-suschnost-i-problemy
  49. Федеральные государственные стандарты общего образования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru/
  50. Философский словарь [Текст] / ред. И.Т. Фролов. ‑ М. : Республика, 2001. – 719 с.
  51. Хромов, Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях [Текст]/ Н.И. Хромов – Айрис-пресс. – 2008. ‑ 288 с.

1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф