Заявка на расчет
Меню Услуги

Военно-патриотическое воспитание учащихся старших классов во внеурочной работе по ОБЖ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава I. Теоретические основы военно-патриотического воспитания старших школьников во внеурочной работе по ОБЖ

1.1. Военно-патриотическое воспитание как составляющая образования

1.2. Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста

1.3. Роль и возможности внеурочной работы по ОБЖ в военно-патриотическом воспитании

Выводы по главе I

Глава II. Эффективность военно-патриотического воспитания старших школьников через внеурочную работу по ОБЖ

2.1. Диагностика состояния военно-патриотического воспитания в старших классах ГБОУ лицей № 395

2.2. Возможности организации внеурочной работы по военно-патриотическому воспитанию с учетом возрастных особенностей школьников

2.3. Программа внеурочной деятельности по ОБЖ

2.4. Эффективность внедрения программы внеурочной деятельности по военно-патриотическому воспитанию

Выводы по главе II

Заключение

Список литературы

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В жизни любого государства есть непреходящие ценности, нравственные ориентиры. Невозможно предать забвению такие ценности как патриотизм, любовь к Отечеству, воинский долг. Быть патриотом, послужить достойно Отечеству верой и правдой, а если потребуется и самой жизнью, считалось великой честью для гражданина России во все времена. На протяжении всей истории Российского государства воспитание гражданских, патриотических качеств у молодёжи являлось одним из важнейших направлений деятельности государства и общества в целом. В самые тяжёлые времена смут и военных потрясений, только благодаря патриотам своего Отечества Россия выходила из тяжелейших кризисов. Но за последнее время мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. У значительной части молодёжи отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе, многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность. Причастность к защите Отечества, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывников свою привлекательность. Но без патриотов Отечества прочного и сильного государства не бывает. В наши дни патриотическое воспитание молодёжи, приобщение к героической истории государства Российского является одним из приоритетных направлений деятельности в образовательных учреждениях.

Актуальность исследования. В современных условиях образование выполняет важнейшую роль в обеспечении стабильности общественной жизни, в преодолении кризисных процессов, связанных с человеком, его социализацией, самосознанием, идентичностью, духовной жизнью, наследованием и продолжением национальных традиций и ценностей. Это выводит на новый качественный уровень актуальность вопроса о совершенствовании воспитания, как составляющей образования подрастающего поколения.

За годы Советской власти был накоплен огромный опыт военно-патриотического воспитания. Однако в перестроечный период эта работа была предана забвению. Налицо утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Патриотическое воспитание – это воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Необходимо прививать нашей молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Патриотическое воспитание формирует не просто гражданина, а гражданина-патриота в самом высоком смысле этого слова, горячо любящего свою Родину, готового ей служить.

Наши педагогические наблюдения выявили, что во многих образовательных учреждениях военно-патриотическая работа с детьми и молодежью имеет фрагментарный характер, не является системной. Выпускники общеобразовательных школ и учащаяся молодежь призывного возраста потеряли интерес к военной службе. Падение престижа военной службы создает угрозу делу защиты Родины.

Кроме того, роль и значение патриотического воспитания длительное время всячески принижались в СМИ, а деятельность, направленная на развитие патриотизма у молодёжи, сопоставлялась со временами застоя. Всё это в значительной мере дискредитировало не только существующую практику патриотического воспитания, но и саму идею формирования и развития личности гражданина – патриота. Как говорил Д.С.Лихачёв: «Ужасно, что слово «патриот» стало у нас бранным словом» [29, С.36].

Все эти негативные явления обусловлены отсутствием чётко продуманной, социально-ориентированной и целенаправленной программы по нравственному и патриотическому воспитанию детей в ходе школьного обучения.

Большое значение в реализации военно-патриотического воспитания в современной школые принадлежит курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Содержание курса ОБЖ, его интегрированный и практико-ориентированный характер позволяют, используя современные образовательные технологии, содействовать повышению результативности воспитательного процесса по различным направлениям: гражданское и патриотическое воспитание, воспитание экологической культуры и культуры безопасности, формирование потребности в здоровом образе жизни и др.

Социальный и государственный заказ на совершенствование воспитания школьников нашел отражение в стандартах общего образования: во ФГОС ОО введен воспитательный компонент (ФГОС ОО – Федеральные государственные стандарты общего образования). Методологической и ценностно-нормативной основой реализации воспитательного компонента ФГОС ОО является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

На современном этапе развития образовательной системы, сферой, позволяющей педагогам наиболее успешно реализовывать программы патриотического воспитания, выступает внеурочная работа. Предпосылками для оптимизации патриотического воспитания выступает комплексное использование различных форм и методов. Педагог должен не «проповедовать» любовь к родине, а увлекательно исповедовать ее делами, полными энергии и преданности, тогда патриотическое самоопределение осуществляется свободно и непосредственно [54]. В этой связи возникает необходимость определения методических условий организации внеурочной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников, способствующих совершенствованию образовательного процесса, что и обусловливает актуальность данного исследования.

Объект исследования: процесс военно-патриотического воспитания старшеклассников через внеурочную деятельность.

Предмет исследования: организация внеурочной работы по военно-патриотическому воспитанию старших школьников в условиях современной социокультурной ситуации в общеобразовательном учреждении.

Цель исследования: разработать Программу внеурочной деятельности по военно-патриотическому воспитанию старших школьников на основе учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

определение методических условий военно-патриотического воспитания школьников во внеурочной работе.

Задачи исследования определены в соответствии с целью:

  1. Проанализировать психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста;
  2. Рассмотреть сущность понятия военно-патриотическое воспитание;
  3. Определить особенности внеурочной работы по ОБЖ;
  4. Провести диагностику состояния военно-патриотического воспитания в ГБОУ лицей № 395;
  5. Разработать Программу внеурочной деятельности по военно- патриотическому воспитанию старших школьников на основе учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
  6. Провести практическое исследование по изучению успешности реализации программы внеурочной деятельности по военно- патриотическому воспитанию старших школьников.

Гипотеза исследования состоит в том, военно-патриотическое воспитание во внеурочной работе по ОБЖ будет эффективным, если обеспечить следующие условия:

  • мотивацию учащихся на деятельность военно-патриотической направленности;
  • практические занятия через социально-педагогическое партнерство с общественными организациями военно-патриотической направленности, воинскими подразделениями и учебными заведениями.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы; педагогическое наблюдение; изучение документации школы (по воспитательной работе); интервьюирование; анкетирование; анализ продуктов деятельности учащихся.

Практическая часть исследования проведена на базе общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга: ГБОУ лицей №395 Красносельского.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений общим объемом 50 страниц. В конце каждой главы имеются выводы.

 

Глава I. Теоретические основы военно-патриотического воспитания старших школьников во внеурочной работе по ОБЖ

1.1. Военно-патриотическое воспитание как составляющая образования

 

Современное российское общество остро пронзила нравственно-психологическая деградация, вызванная социальной дифференциацией и ослаблением доверия к принципам, связывающим личностный позитивный настрой с успехами граждан в общественно-полезных видах деятельности. Кризис моральных устоев связан с объективными политическими и социально-экономическими процессами, произошедшими в новейшей истории России, но и само по себе моральное разложение общества является частью этих процессов. Непосредственным рычагом преодоления кризиса является воспитательная работа с молодежью, реализация таких целей образования, как формирование гражданственности и патриотизма. Патриотическое воспитание молодёжи – приоритетное направление современной образовательной политики, что нашло отражение в нормативно-правовых документах: Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

В то же время в практике воспитательной работы существует противоречие между наличием социального заказа на патриотическое воспитание подрастающего поколения и неоднозначностью трактовки понятия «патриотизм» в научно-педагогической литературе. Многообразие трактовок данного понятия связано, с одной стороны, с различными позициями авторов, а с другой стороны, с многогранностью самого понятия «патриотизм», обогащавшегося на каждом историческом этапе развития нашего общества.

Проанализировав исторический аспект данной проблемы, можно выделить следующие этапы содержательного наполнения понятия «патриотизм» в русской истории.

Первый этап – X–XV века (от принятия христианства до царствования Ивана Грозного). Данный период характеризуется собиранием русских земель, зарождением и формированием русского государства. Духовным стержнем этого исторического периода было утверждение идеи святой Руси, объединение удельно-княжеских земель на православной основе. Русь духовно идентифицировала себя с православием, отказаться от православия означало перестать быть русским. В этот исторический период личностный патриотизм соединялся с идеей национального единства на основе приверженности православию и национального достоинства, выраженного в готовности защищать Отечество.

На следующем этапе происходит утверждение и укрепление русского централизованного государства во главе с единым центром – Москвой (XVI–XVII вв., вплоть до реформ Петра I). С этого времени Русь уже не только духовно отождествляла себя с православием, но и провозгласила себя его единственной опорой, центром духовного притяжения народов. Национально-государственное объединение на патриотической основе резко повысило могущество Московского царства, одновременно укрепив и саму патриотическую идею, прочно соединив ее с государственностью. Патриотизм в этот период отождествляется с безоговорочной поддержкой государства и власти в объединении и укреплении Российских земель.

Третий этап связан с существованием и развитием Российской империи как самодержавно-монархического государства. Этот этап охватывает время от реформ Петра I (начало XVII в.) до падения царской власти и осуществления социалистической революции в октябре 1917 г. Для него свойственно, с одной стороны, усиление светской самодержавно-монархической власти, возвышение ее над властью духовной, а с другой – сохранение основ российской духовности. На данном историческом этапе Россия активно развивает международные связи. Патриотизм рассматривается как некое духовно-нравственное состояние, от уровня развития и степени реального проявления которого во многом зависит положение России на международной арене и стабильность внутри страны. Историки связывают этот период с формированием понятия «державный патриотизм».

В советский период отечественной истории (с 1917 г. до начала 90-х гг. XX столетия) официальной наукой патриотизм рассматривался как социально значимое явление. В то же время под воздействием классово-партийной идеологии утвердилось понимание патриотизма как поддержки основ социалистической системы, общественного и государственного строя. Исследование советского патриотизма сводилось, прежде всего, к его конкретно-историческому содержанию, нередко оторванному от реальной действительности.

Современный этап характеризуется неоднозначностью и многогранностью трактовок понятия «патриотизм». Сравним определения данного понятия в различных источниках (таблица).

На основании эмпирического анализа справочной и научной литературы можно сделать вывод, что в современном понимании патриотизма выделяются следующие аспекты: патриотизм как чувство, как социальный долг, как готовность (психологическая) к служению Родине, как нравственный принцип. Патриотизм представляется в качестве нравственной категории, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, осознающего, что его социальная роль и значимость его деятельности институализируется государством, получает дальнейшее развитие при условии участия в явлениях и процессах, происходящих в обществе и государстве. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Определения термина «патриотизм» в различных источниках [6]:

Характеристика понятия «патриотизм» Источник
Любовь к Отчизне Даль В.А. Толковый словарь живого великорусского словаря языка [1, с. 78]
Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу Ожегов С.И. Словарь русского языка [6, с. 457]
Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу Словарь современного русского литературного языка [12, с. 47]
Чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее Психолого-педагогический словарь [9, с. 498]
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям Новый иллюстрированный энциклопедический словарь [5, с. 544]
Чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы Отечества, выражающееся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов Советская историческая энциклопедия [11, с. 926]
Любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение Педагогический энциклопедический словарь [7, с. 185]
Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям Российская педагогическая энциклопедия [10, с. 110]
Эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов Политология: энциклопедический словарь [8, с. 247]
Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины Философский словарь [14, с. 358]
Любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа Лихачев Б.Т. Педагогика [4, с. 54]

 

Начиная работу по патриотическому воспитанию с примеров проявлений любви соотечественников к своей малой родине, педагогу легче донести до воспитанников деятельностный характер самого понятия «патриотизм». По мнению большинства исследователей, патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты, проявляется в поступках людей. Патриотическая деятельность, пусть даже скромная по своим масштабам, более значима и весома, чем иные заявления о своем патриотизме, не подкрепленные делами. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества дела и поступки.

Подытоживая сказанное, можно сделать следующий вывод.

На современном этапе патриотизм понимается как многогранная система мировоззренческих взглядов, убеждений и чувств человека, связанных с любовью к Родине, уважением к своему народу, готовности к их защите и самопожертвованию во имя их процветания, преданностью и служением им в различных сферах общественно-полезной деятельности.[]

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России патриотизм трактуется как чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству. [5]

В нашей работе исследуется процесс военно-патриотического воспитания, поэтому нельзя оставить без внимания само понятие «воспитание».

Воспитание как деятельность есть социальный процесс, представляющий совокупность последовательных действий человека, определяемых целью, т. е. мысленно предположенным результатом. На практике сущность воспитания проявляется как целостное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов деятельности, характер взаимосвязей и воспитательные функции которых регулируются педагогическими принципами и направлены на развитие личности [42э]. Целью воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. По утверждению В.А. Сластенина, цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом. Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер. Они всегда конкретны не только для определенной эпохи, но и для определенных социальных систем, институтов государства. Основные цели и задачи воспитания граждан сформулированы в законодательных актах Российской Федерации и конкретизированы в документах органов государственного управления.

Воспитание — сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Таким образом, мы подошли к раскрытию понятия «патриотическое воспитание». Еще в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 — 2010 годы» было обозначено, что патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы. Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [37] .

Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. В главе V. Ожидаемые результаты реализации Программы (Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 года») запланировано, что:

«Основным результатом реализации Программы станет формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны, а также социально-возрастной структуре российского общества.

Предусматривается повышение уровня организационного обеспечения и научно-методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан, включая:

увеличение количества научных исследований и новых методических разработок в сфере патриотического воспитания;

развитие и обобщение российского опыта в области патриотического воспитания с целью его практического использования…

Произойдет укрепление и повышение эффективности системы межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства в решении задач патриотического воспитания, обеспечивающей условия для:

развития у молодого поколения чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества…

Ожидается значительное повышение уровня военно-патриотического воспитания граждан, направленного на обеспечение их готовности к защите Родины, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах Российской Федерации, а также повышение уровня социальных коммуникаций между российским обществом и Вооруженными Силами Российской Федерации, правоохранительными органами и организациями. Предполагаемый результат включает в себя:

формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи;

обеспечение формирования у молодежи моральной, психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности…»[Прогр]

Под военно-патриотическим воспитанием школьников понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, готовности подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. [6]

Военно-патриотическое воспитание призвано содействовать появлению у молодых людей чувства сопричастности к выполнению своего гражданского долга, в том числе к разумному сочетанию личных и общественных интересов, реальному вкладу, вносимому в решение важнейших проблем общества. Оценивается воспитательная работа степенью готовности молодежи к проявлению этого чувства в повседневной жизни.

Ведущее место в военно-патриотическом воспитании школьников принадлежит курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». ФГОС ОО в числе задач курса ОБЖ определяют воспитание гражданской ответственности, патриотизма, морально-нравственной и физической подготовки молодежи к выполнению конституционного долга. [30, 31]

 

1.2. Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста

 

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение, в ходе которого происходит полноценное развитие личности подростка. Формируются взгляды, принципы, идеалы, жизненные цели, усваиваются правила поведения. И главная положительная черта этой деятельности заключается в моделировании реальных общественных отношений, что способствует потребности подростка войти в активную жизнь общества [5, с.42].

Вхождение подростка в активную общественную или социальную жизнь общества сопровождается обильным потоком информации, жизненные впечатления становятся разнообразнее, темп жизни ускоряется, а образование становится более сложным. Следуя из этого, стоит выделить, что с обильным потоком информации активизируются и начинают развиваться познавательные процессы, такие как ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь.

Ссылаясь на исследование У. Найссера, представим особенности развития мышления в подростковом возрасте:

  1. в процессе обучения подросток осваивает на логическом уровне все мыслительные операции;
  2. постепенно отдельные умственные операции, которые совершает подросток, превращаются в единую целостную структуру.
  3. анализ абстрактных идей, поиск ошибки и логического противоречия в абстрактных суждениях [5, с.71].

Таким образом, подростки начинают рассуждать, приобретая новый, более глубокий и обобщенный взгляд на что-либо, т.е. у них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом связанно с интеллектуальным развитием.

Развитие познавательных процессов зависит от усложнения учебных программ по мере взросления. Подросток приобретает взрослую логику мышления, у него отмечается дальнейшее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память.

Согласно классификации Д.Б. Эльконина:

Подростковый возраст (11-15 (16).

Ведущая деятельность: общение со сверстниками с целью самопознания. В общении со сверстниками у подростков развиваются ценностные ориентации, формируется индивидуальность, осуществляется подготовка к взрослению. Развивается самоидентификация (обретение себя).

Юношеский возраст (15(16) – 21(23).

Ведущая деятельность: учебно-профессиональная и интимно-личностное общение. Юноши и девушки осваивают две основные сферы взрослого мира: профессиональную и семейную. [2].

Ярким проявлением подростковых стремлений является желание завоевать некий авторитет, занять определенную нишу среди своих одноклассников и друзей. Именно поэтому подростки так стремятся соответствовать установившимся требованиям.

Общение со сверстниками, сравнение себя с другими приводит к тому, что важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самопознания. У них возникает интерес к собственной личности, выявлению своих возможностей и их оценке. Следовательно, у подростков складывается самооценка, а на ее основе формируются определенные притязания.

Это заставляет их действовать на основе не только общих установившихся требований, но и на основе собственных взглядов и представлений. Старший школьный возраст – это период становления и формирования научного и морального миросозерцания.

В этом возрасте стремления и желания детей организуют и управляют их поведением и деятельностью. Потребности школьников претерпевают количественные и качественные изменения. Они становятся осознанными и опосредованными. Как таковые условия жизни не могут регулировать, задавать психическое развитие (дети, выросшие в одних и тех же условиях, могут быть совершенно разными, абсолютно не похожими друг на друга). Важной является гармония в отношениях ребенка с окружающим миром.

Мировоззрение – это собственное восприятие мира человеком, составление суждений о нем в целом и его принципах, это совокупность человеческих знаний.

Мировоззрение начинает свое становление еще в подростковый период. Юность выступает его основным этапом формирования, так как в этот период происходит активное развитие когнитивных и личностных способностей и возможностей. Ученики старших классов еще не достаточно цельно воспринимают окружающий мир, их мировоззрение ненадежно и малосодержательно.

В юном возрасте кругозор значительно расширяется, обогащаются умственные возможности, появляется интерес к теоретическим знаниям и желание систематизировать конкретные факты. В этот период возникает вопрос о смысле жизни. Чаще всего это общее желание понять свое предназначение.

В это время взгляд на окружающий мир в большей степени подчинен личностным потребностям. Молодые люди пытаются сориентироваться в этом мире, найти себя, свое место в жизни. Они стоят перед важной задачей выбора профессии, от которого зависит в дальнейшем положение в социуме.

Становление научного мировоззрения обусловлено желанием и его активностью, стремлением самостоятельно приобретать новые знания и, конечно, умственным развитием.

Учебно-профессиональная деятельность является ведущей в этом возрасте. Желание найти себя, определиться в своем будущем порождает у молодых людей стремление к знаниям, к учению. Меняются их мотивы. Стремления совпадают с возможностями.

Иными словами, в этот период они готовы и способны воспринимать новую для себя информацию и получать ее с помощью самых разнообразных видов обучения.

Это касается и теоретических, и практических знаний. Происходит формирование индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. Это обусловлено тем, что молодые люди подчиняют стремление к знаниям собственным целям и планам.

Они выбирают наиболее значимые для себя направления. Их учебно-профессиональная деятельность направлена в первую очередь на социализацию, темпы которой могут увеличиться благодаря таким параметрам как:

1) определенность планов на будущее, понимание смысла жизни;

2) отношение к труду (как к умственному, так и к физическому). Готовность и способность овладеть определенной профессией;

3) заинтересованность в выборе своей профессиональной деятельности, обусловленность стремлений, мотивов; [ 2]

Образованию отводится ключевая роль в духовно нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

Таким образом, старший подростковый возраст – самый подходящий период для укрепления заложенных в более раннем возрасте стойкой гражданской позиции, патриотизма и моральных норм, путем тщательно спланированного педагогического воздействия, личностного взаимодействия подростков друг с другом, педагогами и родителями, основанными на положительных исторических примерах героического прошлого и настоящего нашего Отечества и исконных традициях российского народа.

 

1.3. Роль и возможности внеурочной работы по ОБЖ в военно-патриотическом воспитании

 

Воспитательный эффект учебного процесса значительно возрастает, если он связан в единое целое с системой внеурочной и внеклассной работы.

В педагогических энциклопедических источниках «внеурочная работа» определяется составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся [45, 40, 64].

Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности [23, 26, 31].

С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная работа чаще всего сливалась с работой этих организаций.

До середины 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации. Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации [26].

Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной на личность школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся [45,64].

Внеурочная работа – форма организации учащихся для выполнения после уроков обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным и групповым заданиям учителя.

Такие учебные задания учителя могут выполняться в учебном заведении, в школьном дворе, в библиотеке, дома, на природе и т.п. При этом важно, что полученные учащимися знания должны быть проверены в практической деятельности [24].

Существует множество видов внеурочных заданий: работа с учебной литературой; работа с периодической печатью; работа с научно-популярной и справочной литературой; практические работы; творческие задания и др.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей [16].

Основными задачами внеурочной работы являются создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации. [12]

Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство — эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость. [2]

Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества? Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами.

Задача военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных, но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое — осмыслить её и предпринять конкретные шаги.

Прежде чем приступать к работе педагогический коллектив школы должен твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому воспитанию учащихся, которые перед ним стоят, это:

— участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи, воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите. Изучение истории и культуры Отечества и родного края.

— участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества;

— передача и развитие лучших традиций российского воинства;

— противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде;

— физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни;

— участие в подготовке учащихся к военной службе. [13]

Исходя из этих задач, и составляется годовой школьный план по проведению мероприятий военно-патриотического воспитания.

Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому воспитанию в школе обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием, тесным взаимодействием с директором школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками, должны учитываться рекомендации военного комиссариата.

Военно-патриотическое воспитание учащихся и выполнение плана осуществляется всем педагогическим коллективом. Осуществляется такое воспитание, прежде всего, в процессе обучения.

Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако предмет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в действующих учебниках ОБЖ по теме нравственного воспитания практически ничего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитниками Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика в сфере среднего образования.

Обучение молодёжи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель преподавания ОБЖ — подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

Содержание курса ОБЖ включает учебный раздел «Основы военной службы», направленный на допризывную подготовку юношей, на военно-патриотическое воспитание школьников. Этот учебный раздел изучается в курсе 10-ого класса. На занятиях по «Основам военной службы» учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества, необходимые защитнику Родины, знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполняют упражнения по прикладной физической подготовке. [15, 21]

Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально-боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.

Занятия по огневой подготовке дают возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным. Изучение вопросов выполнения начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техники части осуществляется во время проведения пятидневных учебных сборов в конце десятого года обучения. Тем самым, полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины. [16]

Несмотря на то, что учебный раздел «Основы военной службы» изучается в курсе ОБЖ старшей школы, высока актуальность вопроса о военно-патриотическом воспитании в основной школе, особенно с учетом того, что учащимся 9-х классов предстоит выбор направления дальнейшего обучения — профиля, учебного заведения (в т.ч. и военного училища). На уроках ОБЖ развивается интерес к профессиональной деятельности военного, спасателя, пожарного, полицейского. Для пропаганды этого вида деятельности из различных ведомств приглашают специалистов. Всё это позволяет сделать образовательное пространство более открытым, и решить все те задачи, которые были поставлены. [22]

Важной задачей военно-патриотического воспитания является то, что по каждой теме необходимо привлекать материал из жизни воинов в мирных условиях, приведении боевых действий, использовать на уроках примеры героического прошлого нашей армии и воспитывать у старшеклассников любовь к Вооружённым Силам, растить гражданина — патриота.

Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа. Учащиеся старших классах становятся более дисциплинированными, поднимается общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору не только военной профессии, но и гражданской. [13]

Реализация военно-патриотического воспитания осуществляется через внеурочные и внеклассные мероприятия.

Как показывает опыт, успех военно-патриотической работы, прежде всего, зависит от высокого идейно-политического смысла и общественно полезной направленности мероприятий. Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов военно-патриотической работы во внеурочное время.

На мероприятиях ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города. Организуются встречи с ветеранами воин и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений.

Военная подготовка осуществляется на военно-спортивных соревнованиях. Физическое развитие направленно на формирование стойкого убеждения, что здоровье человека — это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвящённые физической культуре и спорту, организацию спортивных соревнований и туристических походов. [13, 14]

Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение музеев, театров.

На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь учебно-воспитательный процесс. Особое место в нем отводится работе по патриотическому воспитанию во внеурочное время, с реальной деятельностью учащихся, способствующей формированию у них чувства любви к Родине, постоянной готовности с честью выполнить свой как патриотический, так и гражданский, воинский долг.

Внеурочная работа по патриотическому воспитанию совместно с процессом обучения образует единую систему, в которой они связаны между собой множеством переходов (побуждения, возникающие в ходе обучения, дополнительно реализуется в ходе внеклассной работы и, наоборот, новые социальные связи, возникающие в ходе воспитательной деятельности, закрепляются в процессе обучения). Для того, чтобы такой комплекс функционировал эффективно, необходимо более полно реализовать, как отмечалось выше, специфические функции внеурочной воспитательной работы.

Планируя внеурочную работу по военно-патриотическому воспитанию школьников необходимо помнить о формах внеурочной воспитательной работы — как конкретном способе организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. Выделяют пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические [32].

В заключение отметим, что работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы — патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия — Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.


1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф