Заявка на расчет
Меню Услуги

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

1.1. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

1.2. Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

1.3. Возможности взаимодействия ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

2.1. Диагностика уровня адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

2.2. Разработка проекта взаимодействия ДОУ с семьей, направленного на успешную адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению

2.3. Анализ результатов и методические рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день актуальна проблема адаптации у детей младшего дошкольного возраста, ведь это очень важно! Новый режим, новые взрослые люди, которых он не знает, детки, которых он тоже ребенок не знает. И от того, как пройдет адаптация ребенка будет зависеть его психологическое,  физическое развитие и  его дальнейшее пребывание в ДОУ и в семье.

Главным преимуществом ФГОС ДО является сохранение и укрепление всех составляющих здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Именно в адаптационный период эта задача является приоритетной, так как именно в этот момент ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

Многие родители, оставив ребенка в детском саду, переживают или, напротив, не понимают, насколько серьезен процесс адаптации ребенка к детскому саду, в связи с этим все специалисты ДОУ должны не забывать o помощи как ребенку так и родителям.

Много внимания и трудов адаптации детей к условиям ДОУ, в отечественной науке Г.М. Андреевой, Ф.Б. Березиным, Л.И. Божовичем, Н.Д. Ватутиной, в зарубежной науке А.Адлером, Э.Берн, Г.Гартманом и др.

В первое время пребывания в детском саду у ребенка появляется стресс, ребенок остается без матери, один с незнакомыми детьми и взрослым.

У ребёнка младшего дошкольного возраста только формируется нужда в общение со своими ровесниками, и в этот период дети приходят в детский сад, воспитатель должен помочь детям сформировать навыки совместной игры, умение договариваться, не вступать в конфликтные ситуации.

Задача периода адаптации заключается в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации менее болезненным и более интенсивным, а одним из условий этого является управляемость данным процессом. Поэтому благоприятная атмосфера в группе, педагогическая поддержка, взаимодействие педагога с родителями есть  обязательным действием  сопровождения  процесса адаптации ребенка в ДОУ.

Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования.

Цель исследования — выявить особенности психолого-педагогического сопровождения адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ в сотрудничестве с семьей.

Объект исследования – адаптация детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования –  психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ в сотрудничестве с семьей.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Охарактеризовать взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО.
  2. Рассмотреть особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.
  3. Изучить возможности взаимодействия ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
  4. Провести эмпирическое исследование проблемы взаимодействия доу с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические: педагогическое наблюдение.

Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ будет проходить более эффективно, если:

— учесть индивидуальные и возрастные особенности детей;

-разработать   комплекс мероприятий совместно с родителями, в том числе на основе игровых технологий;

-провести работу с родителями.

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании особенностей психолого-педагогического сопровождения адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ в сотрудничестве с семьей.

База исследования:   МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Снежинка» МО «Алданский район» РС (Я).

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

1.1. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

 

Знание основ взаимодействия ДОО с родителями детей дошкольного возраста позволит на этапе практического исследования спланировать последовательную работу в данном направлении.

Рассмотрим суть понятия «взаимодействие».

В словаре С.И. Ожегова под взаимодействием понимается «Взаимная поддержка» [48, с. 865].

Толковый словарь Д.Н. Ушакова дает определение «взаимодействию», как взаимопроникновению или обмену мыслями, чувствами, идеями [50].

В психологическом словаре, под редакцией Б.М. Бим — Бада, педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (между педагогом и воспитанником), социально- психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений [11, с. 528].

О.Л. Зверева выявляет цель взаимодействия, как приобщение родителей к жизни детского сада, организация совместной деятельности, обмен мыслями, чувствами, общение, создание единого пространства «семья -дошкольная образовательная организация». Методами взаимодействия являются: вопросы к родителям, дискуссии, приведение примеров, игровое моделирование поведения, формирование рефлексии; одобрение, поддержка. В основе взаимодействия лежит диалог, умение вести разговор на равных, готовность сторон доверять компетентности друг друга [21, с. 70].

В настоящее время взаимодействие является обязательным условием единства требований детского сада и семьи, успешного воспитания. Оно включает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями — условий воспитания в детском саду. Взаимодействие предполагает положительные установки у всех сторон на совместную работу, совместное определение целей, планирования, организации и подведения итогов [17, с. 82].

На основе проведенного анализа литературы Н.В. Басалаева заключает, что процесс взаимодействия структурно представляет собой единство мотивационного, эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов (единство   внутреннего и   внешнего проявлений), сопровождающееся процессом отражения субъектов в сознании друг друга, соотносящееся со структурными образованиями личности: мотивами, установками, ценностями, убеждениями, идеалами [7, с. 21].

Е.В. Коротаева дает определение взаимодействию в образовательном процессе — система взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей. Где:

—        социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия;

—        психологическая обеспечивает механизм его осуществления;

—        педагогическая создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия [31, с. 62].

Рассматривая сущность педагогического взаимодействия, Д.А. Белухин выделяет в нем следующие составляющие:

1)      общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, принятия и понимания собеседника, познание самого себя;

2)     совместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры [51].

Наряду с термином «взаимодействие» в ФГОС ДО также используется термин «сотрудничество» дошкольной организации и семьи. Толковый словарь Д.Н Ушакова определяет данный термин как совместную деятельность, труд [50].

Девид Мацумото, в своей книге «Психология и культура», дает определение сотрудничества, как способности людей вместе работать для достижения общих целей [41, с. 7].

С.Л. Соловейчик пишет, что в педагогике, сотрудничество является целью и средством воспитания и обучения [51, с. 15].

Т.В. Кротова считает, что понятие сотрудничество качественно более высокий уровень совместных действий. Потому-что участие в общем деле основано на принятии общих целей, доверии в отношениях и общения с равных позиций, где ни одна из сторон не обладает правом оценивать, контролировать и указывать, а так же на стремлении к взаимопониманию [34, с. 11].

Таким образом, мы определяем, что сотрудничество это взаимодействие двух сторон, способных работать вместе, для достижения общей цели воспитания и обучения.

Е.В. Пыховой формулируется цель взаимодействия ДОО с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями [43, с. 334].

В задачи взаимодействия с родителями, пишет Е.В. Пыхова, входит: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и пополнить воспитательные умения родителей [43, с. 334].

И.В. Макарова различает шесть социально-психологических типов взаимодействия:

1)      компромиссное взаимодействие: оба партнера проявляют отдельные элементы, как содействия, так и противодействия;

2)      контрастное взаимодействие: один участник старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия другому;

3)      уклонение от взаимодействия: оба партнера избегают активного взаимодействия;

4)      однонаправленное содействие: один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

5)      однонаправленное противодействие: один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником; противоборство – оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

6)      сотрудничество: оба партнера содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности [39, с. 210].

В.И. Слободчиковым все виды взаимодействия делятся на два противоположных вида – кооперация и конкуренция.

О.В. Солодянкина подтверждает данную концепцию и предлагает принципы, положенные в основу конструктивных взаимоотношений между педагогами дошкольной образовательной организации и семьей:

1)      педагоги и родители являются партнерами в воспитании и обучении детей;

2)      единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;

3)      помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

4)      знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование потенциала в совместной работе с детьми;

5)      постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и взаимодействия дошкольной образовательной организации, его промежуточных и конечных результатов [27, с. 77].

Г.М. Коджаспирова выделяет правила сотрудничества дошкольной образовательной организацией и семьи:

—        показывать родителям и родственникам воспитанника положительное отношение к ребенку в группе;

—        обращать внимание родителей на развитие ребенка, привлекать их к совместному взаимодействию решения проблемы;

—        совместно решать проблемы отставания в развитии ребенка и анализировать причины их появления;

—        проводить совместную работу по решению возникших проблем в отношениях между родителями и педагогами по вопросу развития и воспитания ребенка;

—        формировать единый стиль воспитания и развития ребенка, созданный с учетом индивидуальных особенностей и интересов дошкольника [29, с. 503].

В работах О.Л. Зверевой говорится, что именно от педагога зависит эффективность взаимодействия с родителями.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:

  1. Взаимодействие в образовательном процессе — это система взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей.
  2. Структура межличностного взаимодействия включает три основных компонента: поведенческий (результаты деятельности, поступки), аффективный (все, что связано с состояниями) и когнитивный (многообразие психических процессов, связанных с познанием окружающей среды и самого себя).
  3. Взаимодействие педагога с родителями выполняет пять основных функций: психолого-педагогическое просвещение; вовлечение родителей в совместную деятельность; взаимодействие с общественными организациями родителей и социума; помощь в воспитании, обеспечение реализации знакомства родителей с понятием дошкольное образование, функциями и задачами дошкольного учреждения еще до поступления в ДОО.
  4. Правила сотрудничества дошкольной образовательной организацией и семьи призывают педагога: показывать родителям положительное отношение к ребенку в группе; обращать внимание родителей на развитие ребенка; привлекать их к совместному решению проблемы; формировать единый стиль воспитания и развития ребенка.
  5. Показателями положительной результативности взаимодействия педагога с родителями являются: отношение к родителям как единомышленникам; отказ от обвиняющей позиции педагога; заинтересованность педагога во взаимодействии; системный характер взаимодействия; умение оказывать реальную помощь семье.

 

1.2. Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

 

Г.И. Царегородский относит понятие адаптация к общенаучному уровню, так как это понятие рассматривается в педагогике, в психологии, в экономике и в медицине [48].

В       медицине понятие адаптация рассматривают как «…приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды» [9].

В       психологии    термин   адаптация    рассматривается    как

«…приспособление организма, личности, систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Восполняет неполноценность привычного поведения в новых условиях» [35].

Понятие адаптация в педагогике определяется как «…способность человека изменять свое поведение, состояние или отношение к чему-либо в зависимости от изменения условий деятельности. Эта способность выражается в поддержании внутреннего равновесия и успешной деятельности человека в разных социально-психологических, экономических и материальных средах» [25].

Сам процесс адаптации связан с переменой функций тех или иных органов, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит к адекватности личности и среды.

Адаптационный период обладает двойственностью, так как человек приобретает новые возможности, и заодно перестраивает уже имеющиеся. Эффективность деятельности будет в том случае, если человек готов к изменениям окружающей среды.

Значение понятия адаптация зависит от аспекта рассмотрения этого понятия, адаптация человека на природном уровне допускает выделение психологической, физиологической и биологической адаптации.

Обычно под адаптацией подразумевают:

– процесс приспособления организма к окружающей среде;

– результат приспособительного процесса;

– отношение гармонии, равновесия между организмом и средой;

– некая «цель», к которой «стремится» организм.

Регуляторами адаптации выступают:

– навыки и умения;

– мотивы;

– способности;

– знания;

– опыт;

– воля.

В процессе адаптации личность подстраивается к окружающей среде, активно взаимодействует со средой, изменяет свои качества, привычки, навыки. Адаптация приближает организм человека к оптимальному действию в непривычной обстановке. Ловкость адаптации проявляется в привыкании меняющимся условиям среды, выработке оптимального поведения к среде, которая позволяет преодолеть различные затруднения. В процессе адаптации отмечаются такие понятия как «самоутверждение», «преодоление», «развитие индивидуальности», «целенаправленность» [5].

Согласно Я.Г. Гартманну, адаптация содержит процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу. Я.Г. Гартманн и другие психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса. Хорошо адаптированным психоаналитики считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности [20].

В.П. Казначеев, рассматривает понятие адаптация с аспекта медицины, и         считает, что процессы адаптации складываются из социальных факторов. В процессе адаптации изменяется среда к потребностям человека, а также взаимодействует организм человека со средой [23].

Ф.З. Меерсон считает, что адаптация – это привыкание организма к внешней среде, а также к изменениям, происходящих в организме человека,

он выделил два вида адаптации: генотипическая и фенотипическая. Генотипическая адаптация развивается в процессе эволюции и передается по наследству. Фенотипическая адаптация приобретается в ходе жизни [31].

В.Г. Березин рассматривает понятие адаптация как процесс наступления приемлемого сходства личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности. Процесс позволяет личности удовлетворять значимые потребности и реализовывать соответствующие цели при этом, сохраняя психическое и физическое здоровье, также процесс обеспечивает соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды. Березин выделяет два уровня психической адаптации: индивидуально-психологический, социально-психологический.

Адаптация в социально-психологическом значении определяется как взаимоотношения личности с контактируемой группой. То есть, понимается адаптация как процесс вступления личности в малую группу, усвоение сложившихся норм в этой группе, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами. Особенности социально-психологического изучения адаптации заключаются в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, во-вторых, малая группа сама становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду – сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек.

Социально-психологический уровень, формирует адекватные межличностные взаимодействия.

В адаптационном процессе выделяются несколько типов: 1) активное

влияние на социальную среду, 2) неактивное привыкание к среде. Формирование одного из типов зависит в первую очередь от структуры необходимости, мотивов личности, выявление, которого обусловлено в процессе группового и межличностного взаимодействия [9] .

Л.В. Мардахаев выделяет понятие «социальная адаптация» как привыкание человека к условиям социальной среды, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

В       психологическом словаре под социальной адаптации понимается показатель состояния человека, который способен выполнять определенные биосоциальные роли. Человек должен адекватно воспринимать окружающую среду, систему отношений, общения с окружающими, гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями [30].

И.С. Зайцев понимает социальную адаптацию как направленное и контролируемое участие личности в общественной деятельности и общественного отношения, требующего определенных изменений в поведении и структуры деятельности.

Социальная адаптация рассматривается как вступление человека в социум группы, в систему межличностных отношений, умение приспособиться к отношениям, выработать стереотип мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного коллектива [19].

Е.И. Казакова считает, что социальная адаптация ребенка — это процесс и результат координирования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, привыкание к изменившейся среде, новым условиям среды, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, изменение соответствующего поведения принятым в них нормам и правилам [22].

Психологическая адаптация понимается как процесс социализации, которая содержит некоторые элементы в системе. К элементам относится когнитивные, психические процессы; эмоционально – чувственные процессы и состояния; волевые процессы.

Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.

Психологическая адаптация понимается как процесс, который появляется в ответ на изменение окружающей среды. Мотивация человека, его целей, поведение влияют на процесс адаптации.

В       отличие от социальной адаптации под психологической адаптацией понимается принятие социально-полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды.

Социальная и психологическая адаптация находятся в неразрывном единстве, без психологической адаптации социальная адаптация была бы просто невозможной.

Учитывая эту взаимосвязь и единство основного содержания социального и психологического уровней адаптации целесообразно говорить о единой социально — психологической адаптации личности [35].

Проблема социально-психологической адаптации привлекает внимание уже давно. В западной психологии проблема социально-психологической адаптации разрабатывается в рамках специального направления, возникшего

в        30-40х годах на базе необихевиоризма Н. Миллером, Дж. Доллардом и др.

В       отечественной психологии первым разработчиком теории социальной  адаптации  был  А.А.Богданов.  В  дальнейшем  эту  работу  продолжали А.Г.Здравомыслова, В.Н.Иванова, Г.А.Пруденского, Г.В.Осипова и В.А.Ядова и др.

Социально-психологическая адаптация  личности    –       это процесс приобретения определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социальными ролевыми функциями.

В       ходе социально-психологической адаптации человек желает достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. В течение её исполнения повышается адаптированность личности. При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека заданным условием среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах [6].

Одним аспектом социально-психологической адаптации является привыкание ребенка к сверстникам, а также к воспитателю.

К       социально-психологической адаптации относится познание групповых норм, перемена системы ценностных ориентаций, самооценки ребенка под влиянием группы.

Благополучие социально-психологической адаптации, по мнению большинства ученых, определяется не столько коммуникативным опытом ребенка, его личностными особенностями, сколько взаимоотношениями в системе «воспитатель-ребёнок». Неблагоприятное развитие процесса социально-психологической адаптации может привести к изоляции ребенка в коллективе, появление у него демонстративных, бунтарских форм поведения [1].

Социально-психологическая адаптация служит средством защиты человека, с помощью которого облегчается и снимается внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационное состояние, которое появляется при нарушении привычного образа жизни. В этот период образуются многие важные психологические новообразования, интенсивно развивается регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования [4].

Э.М. Александровская считает, что естественным толчком к основанию процесса социально-психологической адаптации оказывается понимание личностью или социальной группой того, что позаимствованные в прошлой социальной деятельности привычки поведения не обеспечивают достижение успеха и актуальной оказывается перемена поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для человека социальной среды.

Процесс социально-психологической адаптации рассматривается с объективной и субъективной стороны. Объективная сторона проявляется в том, что, человек со дня своего появления усваивает различные качества, социальные свойства, от чего занимает определенное место в системе общественных отношений. На протяжении жизни человека происходит постоянный процесс развития механизмов адаптации. На процесс адаптации влияет окружающая среда, это могут быть родители, а так же оказывает влияние социальные институты, это система образования, воспитания. На процесс социально-психологической адаптации с субъективной стороны влияют возрастные особенности, личные качества, взгляды, убеждения.

Степень адаптации будет зависеть от того, насколько личность проявляет активность, намеренье или нежелание принять существующие социальные ценности [3].

Таким образом, социально-психологическая адаптация – это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого используются приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания, и при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворяя свои основные потребности.

Остановимся на особенностях адаптации к детскому саду.

Детский сад — это все новое. У многих детей процесс адаптации сопровождается серьёзными нарушениями поведения и общего состояния.

К этим нарушениям обычно относят:

-смена аппетита;

-нарушение сна;

-меняется эмоц. состояние.

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

-поднятие температуры;

-изменения стула;

-нарушение некоторых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.) [22].

Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни плачут, не идут есть, спать, на каждое предложение дети отвечают категорическим отказом, но уже на другой день они с интересом следят за игрой других детей, другие, наоборот. В сложный период адаптации для ребенка особое значение имеют индивидуальные особенности детей в общение. Некоторые детки могут свободно обратиться к воспитателю, а некоторые стесняются, что то сказать или обратиться к воспитателю или помощнику воспитателя. Бывает даже, что некоторые дети боятся воспитателя. Эти дети обычно уединяются, стараются не в ступать в контакт, отворачиваются, чтобы не смотреть на людей, с которыми они не хотят вступать в контакт.

Предшествующий опыт общения, знание потребностей ребенка, его предпочтения в общении является тем источником, с помощью которого можно        определить         методы       необходимых      воздействий        на него в адаптационный период.

Ребенок плачет, может быть убегает, или старается уединиться, в первую очередь, воспитателю надо установить контакт с ним. Для малыша необходимо больше времени для того, чтобы привыкнуть к незнакомой обстановке  и незнакомым людям. Когда ребенок плачет, кричит, то ему очень сложно увидеть и понять доброжелательность воспитателя. Если это происходит, то можно попросить побыть маму или папу в группе. Видя, что родитель никуда не ушел, ребенок сможет успокоится и проявить интерес к игрушкам или другим детям. А родитель со своей стороны должен помочь ребенку обратиться к воспитателю, рассказать, что воспитатель хороший и может помочь тебе, она играет с детками и помогает им. А воспитатель со своей стороны, должна показать заботу, ласку, внимание заинтересовать игрушкой или например, похвалить одежду или прическу ребенка.

Для этого случая, также можно воспользоваться алгоритмом И.В. Лапиной «Алгоритм постепенного вхождения в детский сад»:

—        приход ребёнка с родителями на прогулку;

—        приход ребёнка с мамой в группу  во время игры;

—        ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки или во время игры;

—        ребёнок завтракает с одним из родителей и остается один на несколько часов;

—        ребёнок остается один до обеда;

—        ребёнок остается уже на сон, сразу после сна его забирают;

—        ребёнок остается на целый день [17].

На адаптацию ребенка к ДОУ влияет не один, а несколько факторов, это его здоровье, есть ли у него опыт общения и возраст.  Но далеко не все малыши, при поступление в ДОУ плачут, есть и те, которые придя в группу начинают интересоваться игрушками, общаться с другими ребятами. Так же есть и те, которые, делают это не так активно, с осторожность., но тоже без слез и истерик. Эти детки наблюдают за воспитателем и детками  с некоторой дистанцией, но все задания выполняют и слушают, что говорит воспитатель.  После того, как ребенок расстался с родителем и вошел в группу, воспитатель должен обратить внимание, сказать как красиво он одет, погладить по голове,  предложить ему новую игрушку или интересное занятие. В таком случае, малыш будет хорошо себя чувствовать. Если ребенок ходит за воспитателем, то тем самым он показывает, что ему нужно внимание и надо удовлетворить эту потребность.

Формирование адаптации малышей зависит от многих факторов, например таких, как может вовлечь в игру и заинтересовать ребенка, так же от атмосферы в группе от доброжелательности воспитателя и его ласковой и спокойной речи.

Если ребенок, которого привели в детский сад, просится домой, можно предложить родителю побыть немного с ребенком, он сможет успокоится и быстрей включится в игру с другими детьми. После некоторого наблюдения ребенок начинает играть, решается сам взять игрушку, начинает играть.

Если общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка не будет полностью удовлетворять потребности ребенка, то его адаптация в ДОУ будет протекать тяжелее и дольше. Воспитатель должен знать характерные особенности детей их возрастные особенности и этапы адаптации. От того насколько правильно поступает воспитатель зависит как быстро пройдет адаптация ребенка.  Если воспитатель не принимает во внимание индивидуальные особенности детей, то, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия, его старания в развитии детей будут случайными по характеру, не имеющие результата [37].

Воспитатель иногда не придает значения организации общения детей друг с другом, со взрослыми, поэтому часто общение появляется случайно,

стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общению.

Очень важно на первом этапе для воспитателя как он будет общаться с ребенком, жесты, мимика, голос, интонация. А на втором этапе важно сначала показать действия и поручения  и сделать совместно с ребенком.

Содержания общения очень тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе взаимодействия со взрослым, ребенок учится сначала отдельными действиями с предметами, а в позже, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, воспитатель должен учитывать их готовность к общению в действии со взрослыми и с другими детьми в группе.

Необходимым важным условием для грамотного и результативного, эффективного руководства процессом вхождения детей в детский сад, это правильно оформленная система воздействий, а самое главное – это организация деятельности ребенка, для его развития.

Можно выделить определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в дошкольное учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит воспитанник, так и будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу, когда признаки адаптации смешаны или проходят скачкообразно [40].

Период адаптации, успех адаптации, в основном, зависит от того, как взрослые дома в семье смогли морально подготовить малыша к этому непростому периоду в его жизни. В первый день нахождения в детском саду многим детям бывает страшно. Первое время в детском саду самое тяжелое. Ребёнок в период адаптации – живая модель состояния стресса. Стресс- это реакция на переживание трудностей, норма перехода от одних знакомых условий к другим — незнакомым.

 

1.3. Возможности взаимодействия ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению

 

Многочисленные исследования учёных (С.Н. Теплюк, Г.А. Широкова, Н.М. Аксарина) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым условиям в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду. Согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и дошкольном учреждении – залог быстрого темпа привыкания ребенка к воспитателю, сверстникам и к условиям группы. Единые требования родителей и педагогов складывается в процессе взаимодействия ДОО и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с ней, возможно, создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка.

Сотрудничество – это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Содержание, цели и формы взаимодействия с семьёй находятся в зависимости от склонностей и интересов семьи и ребёнка и определяются характером участников взаимодействия. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих педагогов по работе с родителями с учетом современных требований педагогики [8].

Сотрудничество предполагает:

  1. Психологическую адаптацию родителей к дошкольной организации, а так же установление контакта с педагогами ДОО.
  2. Презентацию программы воспитания и       обучения,  раскрытие содержания, форм, способов работы с ребёнком данного возраста.
  3. Осознание роли родителей в процессе адаптации детей к детскому саду.
  4. Изучение психологической атмосферы в семье, выявление причин, которые могут вызвать сложности при адаптации ребёнка.
  5. Изучение интересов семьи.
  6. Выяснение состояния здоровья малыша, изучение особенностей его развития.
  7. Формирование коллектива родителей с учётом возраста их детей.
  8. Коррекционную работу с детьми и родителями [26].

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — довести до родителей знания.

Т.В. Кротова предлагает классифицировать формы общения педагога с родителями дошкольников на традиционные и нетрадиционные, суть которых – обогатить родителей педагогическими знаниями, основная роль, которых принадлежит коллективным формам работы [14].

Описание групповых методов работы с родителями можно найти в исследованиях отечественных психологов и психотерапевтов А.И. Захарова, А.Я. Варги, А.С. Спиваковской. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышается эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми, так как они видят в других семьях такие же проблемы.

Наиболее эффективное направление групповой работы с родителями было основано детским психотерапевтом Х. Джайноттом и получило название «модель группового психологического консультирования», где основными методами являлись: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры.

В последние годы большое количество исследований посвящено проблеме сотрудничества ДОО и семьи (Е.П. Арнаутова, Н.В. Виноградова, Г.Н. Година, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, А.А. Петрикевич). Педагоги и психологи единодушны во мнении, что родителям необходимо оказывать помощь в выполнении их родительской функции.

В работе А.А. Патрикевич и В.П. Дубровой предложена следующая схема совместной деятельности родителя и педагога:

1)      моделирование взаимодействия;

2)      установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество;

3)      формирование     у       родителей  более полного     образа        ребенка         и правильного его восприятия;

4)      изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника;

5)      объединение родителей в группы по интересам, создание семейных гостиных и семейных клубов [10].

На протяжении всех этапов активно используются разнообразные методы работы с родителями. Они делятся на методы активизации и методы формирования    педагогической    рефлексии (по     Е.П.     Арнаутовой, О.Л. Зверевой).

К первой относятся:

—        методы активизации родителей;

—        вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

—        дискуссионные вопросы;

—        предложения с предоставлением альтернатив;

—        приведение примеров из литературы;

—        приведение примеров из собственного опыта.

Кроме задач активизации родителей в таких формах работы присутствуют задачи обобщить и обогатить их педагогический опыт и сформировать педагогическую рефлексию. В связи с этим выделяют методы формирования педагогической рефлексии у родителей:

—        анализ педагогической ситуации;

—        ранжирование     ситуации    и        связанных  с        ними педагогических понятий;

—        решение педагогических задач;

—        методы       игрового моделирования       поведения, написание  эссе   и творческих сочинений, домашних заданий;

—        анализ собственной воспитательной деятельности;

—        тренинг детско-родительских отношений.

Используемых форм работы множество, такие как: семинары- практикумы, вечера вопросов и ответов, тренинги детско-родительских отношений, семейный консультативный пункт и т.д. [27].

Обязательным этапом подготовки ребенка является обучение родителей до поступления ребенка в детский сад. Это и оформление информационных стендов со сведениями о том, какие документы нужны для поступления; организация консультаций врачей, психологов; организация родительских конференций; оформление памяток, а так же индивидуальная работа с родителями в вопросах воспитания ребенка раннего возрастаю.

Родители обязательно должны внимательно прислушиваться к рекомендациям педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между родителями и воспитателями, процесс адаптации проходит успешнее [11].

Традиционно в работе с родителями по адаптации детей используется такая форма, как адаптационная группа. Вместо этого, мы в своем проекте предполагаем создание родительского клуба в период подготовки к пребыванию детей в дошкольной образовательной организации.

Клуб (от английского club) – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для совместного отдыха и развлечений [33].

Родительский клуб – общественная организация, добровольно объединяющая родителей в целях их общения по интересам.

А.А. Майер высказывает мнение о том, родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей [23].

Преобладающей формой работы в таком клубе являются консультации для родителей, так же присутствуют детско-родительские игровые занятия в сопровождении специалиста (воспитателя, психолога). Совместное детско- родительское игровое взаимодействие не только укрепляет семейные ценности и способствует гармонизации детско-родительских отношений, но и помогает родителям осознать ценность игры в раннем возрасте, ее развивающий аспект. Ребенок, в свою очередь, обретает уверенность в том, что он не остается без родительской поддержки и помощи, что снижает тревожность.

Другой немаловажной составляющей работы является организация живого общения семей друг с другом и с педагогами. Общение происходит не только в досуговой форме, но и на проблемных семинарах для взрослых членов семей. Ведь эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем (Ю.А. Гладкова) [7].

Суть работы такого клуба в объединении педагогов, детей и родителей, основными направлениями работы которого является:

—        консультирование родителей по вопросам адаптации детей к ДОО;

—        подготовка ребенка к поступлению в детский сад и прогнозирование адаптации к нему.

Таким образом, организация работы в адаптационный период с детьми раннего возраста и с их родителями должна начинаться до того, как ребенок переступит порог детского сада.


1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф