Выводы по первой главе
Адаптация — это сложный процесс адаптации организма, протекающий на разных уровнях-физиологическом, социальном и психологическом. Необходимо выработать единый подход к воспитанию ребенка, координируя воздействие на него дома и в дошкольном учреждении.
Для успешной адаптации маленьких детей необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, поскольку нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие разрешается в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Психолого-педагогическими условиями адаптации детей в дошкольных учреждениях являются: учет их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, факторов «риска», затрудняющих адаптацию; организация взаимодействия дошкольников с семьями; консультирование родителей и педагогов по проблеме адаптации детей раннего возраста.
Детский сад должен стать реальной, а не декларируемой, открытой системой, а родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимоотношений между семьей и детским садом. Потребность во взаимной помощи ощущается обеими сторонами-дошкольными учреждениями и семьей. Однако эта потребность иногда бывает бессознательной, и мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают.
Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие удовлетворение этой потребности.
Эти выводы легли в основу проведения экспериментальных исследований условий адаптации детей к дошкольному образованию и мониторинга педагогов и их взаимодействия с детскими семьями в период адаптации детей к дошкольным образовательным учреждениям.
Глава II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
2.1. Изучение особенностей взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ
Организация экспериментальной работы
Цель: выявить особенности и степень эффективности взаимодействия детского сада и семьи в предадаптационный период и период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи:
- Изучить опыт работы педагогов ДОУ по взаимодействию с
родителями в период адаптации детей раннего возраста;
- Выявить представления педагогов о взаимодействии детского сада и семьи в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
- Выявить представления родителей о взаимодействии детского сада и семьи, а также потребности, затруднения, пожелания родителей в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Для достижения цели нами была проведена опытно-поисковая работа в частном детском саду «Kinderclub» в г. Пермь.
На диагностическом этапе исследования использовались следующие методы: анкетирование педагогов, анкетирование родителей, анализ документации.
Анкетирование педагогов (Приложение 1).
Цель: выявление представлений и опыта педагогов в области решения задач по взаимодействию с родителями в период адаптации детей раннего возраста
Организация: изучение бланков анкет, самостоятельно заполненных педагогами.
Процедура обработки данных.
Данное диагностическое задание позволяет выявить:
- Отношение воспитателей к проблеме взаимодействия с семьей в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
- Характер и объем представлений воспитателей о значении, целях, задачах взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста;
- Характер и объем представлений воспитателей о методах, средствах и формах организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей раннего возраста.
Оценка экспериментальных данных:
Отношение воспитателей к взаимодействию с родителями в период адаптации детей раннего возраста:
3 балла — отношение осознанное, полное понимание и признание необходимости и важности осуществления данного процесса;
2 балла — отношение не вполне осознанное, частично интуитивное, необходимость взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста;
1 балл — отношение неосознанное, в основном интуитивное, необходимость взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста практически не признается.
Представления воспитателей о взаимодействии с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ, о его значении, целях и задачах:
3 балла — представления о взаимодействии с родителями в период адаптации детей раннего возраста полностью соответствуют современным общепринятым научным подходам и формулировкам, полные, разнообразные;
2 балла — представления в целом соответствуют современному пониманию данного процесса, неполные, однообразные;
1 балл — представления не соответствуют современным научным подходам и формулировке, неполные.
Представления воспитателей о методах, средствах и формах организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей раннего возраста:
3 балла — представления воспитателей о методах, средствах и формах организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей раннего возраста полностью соответствуют современным требованиям, которые предъявляются к процессу адаптации детей раннего возраста, они полные, разнообразные, четко определено их значение, выбор методов средств и форм соответствует возрастным особенностям детей.
2 балла — представления в целом научные, полные, но недостаточно разнообразные, выбор средств методов и форм не всегда соответствует возрастным особенностям детей.
1 балл — представления не научные, не полные, однообразные, выбор средств, методов и форм не соответствует возрастным особенностям детей.
Обработка данных: записываются ответы педагогов, выставляется критерий оценки.
На основании анализа данных выделяется, характер представлений и опыт педагогов в области решения задач по взаимодействию с родителями в период адаптации детей раннего возраста.
Анкетирование родителей( Приложение 2).
Цель: выявить представления родителей о взаимодействии детского сада и семьи, а также потребности, затруднения, пожелания родителей в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ; определить степени эффективности взаимодействия детского сада и семьи в предадаптационный и период и период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Обработка данных: анализируются ответы родителей, составляется процентное соотношение.
На основании анализа данных выделяется уровень эффективности взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Анализ планов воспитательно-образовательной работы
(Приложение 3).
Цель: выявить организационные и содержательные аспекты взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации детей к ДОУ.
Организация: осуществляется просмотр и анализ планов воспитательно-образовательной работы.
Критерии: наличие в планах задач по взаимодействию с родителями в период адаптации детей раннего возраста, соответствие методов и форм работы задачам по адаптации детей раннего возраста к ДОУ, их разнообразие, системность и углублѐнность работы.
Оценка экспериментальных данных:
3 балла — в планах работы имеются задачи по взаимодействию с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ, соответствующие современным требованиям, которые предъявляются к адаптации детей раннего возраста к ДОУ, методы и формы работы запланированы исходя из задач по взаимодействию с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ, методы и формы разнообразные, запланированная работа имеет системный и углублѐнный характер.
2 балла — в планах работы имеются задачи по взаимодействию с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ, но формы и методы работы не всегда соответствуют поставленным задачам, формы и методы однообразные, запланированная работа не является системной и углубленной.
1 балл — в планах работы отсутствуют задачи по взаимодействию с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Обработка данных: анализируются планы работы по взаимодействию детского сада и семьи, выставляется критерий оценки.
На основании анализа данных выделяется уровень эффективности взаимодействия детского сада и семьи в период
Педагогическое наблюдение
Так же мной проводилось педагогическое наблюдение за детьми в период адаптации к условиям детского сада, воспитателем заполнялись листы адаптации (Приложение 4). Также выявлялась группа, к которой принадлежит ребенок по характеру поведения при поступлении в детский сад (Приложение 5,6). Работа проводилась без какого-либо взаимодействия детского сада с родителями, а так же их активного участия в адаптационном периоде.
Воспитатель обращал внимание на эмоциональное состояние ребенка, на характер его деятельности, на взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, на речь ребенка, на его потребность в общении.
Итак, было выявлено, что к 1 группе относятся 8 детей, 53%. Это дети, у которых преобладали плач, слезы, негативное отношение к взрослым и другим детям, отказ от деятельности. Речь у таких детей отсутствовала. Дети испытывали потребность в общении с близкими родными, в получении от них ласки. Адаптационный период у этих детей длился более 20 дней, и на момент определения группы по характеру поведения детей еще был не закончен.
Ко 2 группе были причислены дети, которые при уходе близких взрослых испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, они готовы были заплакать. Дети, отнесенные к этой группе, отвечали на вопросы взрослого, у них была сформирована потребность в общении с воспитателями и получении от них сведений об окружающем. Но они еще не могли самостоятельно заняться какой либо деятельностью, а лишь подражали действиям взрослого человека. Таких детей было 5. Это 33%. После заполнения листов адаптации детей было замечено, что адаптационный период этих детей длился от недели до 10-20 дней.
К третьей группе отнесли 2 человека, 14%. Эти дети не испытывали определенных трудностей в общении со сверстниками и детьми. Они вели себя спокойно. Сами охотно обращались ко взрослым и остальным детям.
Умели самостоятельно найти себе занятие.
Результаты наблюдения за детьми в период адаптации показали, что более половины детей из группы негативно реагировали на педагога, испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, плакали при уходе родителей, не хотели идти в группу.
Наблюдения, проведенные воспитателем за ребенком в условиях семьи и в первые дни пребывания в детском саду позволили правильно определить принадлежность ребенка по характеру поведения к той или иной группе, но наметить соответствующую систему педагогических воздействий не получилось ( Приложение 6).
Воспитатели не смогли грамотно применить данную информацию для того, чтобы облегчить адаптацию детей. Система педагогических воздействий не была последовательной, не была разнообразна по количеству форм взаимодействия с родителями в период адаптации детей. Воспитателю не хватало методического сопровождения и базы знаний для того, чтобы выстроить эффективную систему работы.
Из положительных моментов можно отметить, что воспитатели обладали пониманием, хоть и не полным, о важности взаимодействия семьи и детского сада в период адаптации, имели желание сотрудничать с родителями.
Мероприятия и последовательность действий, которые применялись воспитателями:
- анкетирование родителей;
- создание родительского клуба;
- родительское собрание на тему «Ребенок в детском саду»;
Результат деятельности воспитателя: анкетирование прошли все родители, в родительский клуб вступили только две семьи воспитанников, на родительское собрание пришли пять семей воспитанников.
Проанализировав деятельность воспитателей, я пришла к выводу, что в работе с адаптацией детей к детскому саду и взаимодействии с родителями детей, нужна системность, последовательность действий, нужен четкий план реализации мероприятий, которого при проведении данного наблюдения не было обнаружено. Поэтому я решила создать проект, который помог бы и воспитателям, и родителям и детям в период адаптации ребенка к детскому саду.
2.2. Описание проекта, план реализации проекта и его методическое сопровождение
Основания для разработки проекта
Пeрeход детей из одних условий существования в иные сложен всегда, а в наше время он особенно затруднен дополнительными стрессовызывающими факторами.
Многие исследователи говорят о необратимости нарушений в развитии личности ребенка в случаях отсутствия у него готовности психологической к переходу в иные социальные условия. В период адаптации детей к ДОУ наблюдаются нарушения сна, аппетита, увеличивается заболеваемость, наблюдаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, С. Аврамова, Л.В. Вершинина).
Семья, априори, является главным институтом воспитания. То, что ребѐнок в детские годы берет в семье, он проносит в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества и государства. В современных условиях семья – это важнейший общественный институт, имеющий решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурного развития общества. Семья — уникальная подсистема государства, которая способна успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. В указе президента Р.Ф. от 14.05.96 №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» говорится о том, что цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. Это подтверждается Законом «Об образовании в РФ», где родители рассматриваются в качестве первых педагогов. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Значение семьи при воспитании ребенка ставит пред нами вопрос о ее готовности к своей воспитательной функции, о воспитательном потенциале родителей как основных воспитателей ребенка.
Многочисленные исследования, проводимые как в нашей стране, так и за рубежом, однозначно показали, что семья и ДОУ — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему наделяет ребенка социальным опытом. Тем не менее, только в совокупности друг с другом они создают оптимальные условия для вступления маленького человека в большой и сложный мир. Именно по этим причинам в наше время взаимодействие детского сада и родителей рассматривается как гармоничная часть образовательного процесса в ДОУ, без которой нельзя решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому целями проекта являются повышение педагогической культуры родителей воспитанников и организация продуктивного и эффективного взаимодействия с ними во время адаптации ребенка к ДОУ. Данный подход непременно будет способствовать сплочению, объединению семьи, эмоциональному сближению родителей и детей, развитию у них общих духовных интересов и ценностей.
Актуальность темы ВКР «Проектирование процесса сотрудничества педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ», обусловлена тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в ДОУ в раннем возрасте. Проблема усугубляется так же тем, что предыдущая система взглядов на воспитание детей раннего возраста мало соответствует современным представлениям о целях, задачах дошкольной педагогики.
Переход от авторитарной системы воспитания к личностноориентированной модели требует разработки и внедрения новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи. Не секрет, что для многих родителей проблемы адаптации ребенка к ДОУ стоят достаточно остро. Опираясь работы Е.В. Жердевой, можно отметить, что поступление ребѐнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для малыша это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно другим условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий, слаженный режим дня, отсутствие с ним родителей, совсем другой стиль общения, тесный контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для малыша стрессовую ситуацию. Это может вызвать у ребенка защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими людьми. И педагоги, и родители должны осознавать, насколько ответственен и важен момент выхода ребѐнка в ДОУ, насколько серьѐзные, хотя и не сильно бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребѐнка к ДОУ было максимально безболезненным, нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации детей к детскому саду, активно вовлекая родителей в педагогический процесс. Все это определяет актуальность данной темы ВКР. На основании этого определена проблема педагогического обеспечения процесса адаптации детей.
