Заявка на расчет
Меню Услуги

Взаимосвязь родительского отношения и коммуникативных навыков старших дошкольников. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


3.3 Корреляционный анализ показателей родительского отношения и коммуникативных навыков дошкольников

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Результаты корреляционного анализа показателей родительского отношения и коммуникативных навыков старших дошкольников представлены в таблице 6.

Таблица 6 Результаты корреляционного анализа (t — Кендалла)

Параметры Принятие Кооперация Симбиоз Авторитарность Инфантилизация
Незащищенность -,612** -,335* -,275* ,154 ,287*
Тревожность -,560** -,207 -,390** ,165 ,268*
Недоверие к себе -,610** -,225* -,359** ,209 ,311*
Чувство неполноценности -,396** -,130 -,304* ,062 ,190
Враждебность -,485** -,234* -,316* ,167 ,265*
Конфликтность -,508** -,184 -,355** ,240* ,372**
Трудности общения -,262* -,248* -,211 ,191 ,142
Депрессивность -,629** -,197 -,351** ,190 ,353**
Неблагополучие во взаимоотношениях -,719** -,274* -,417** ,212 ,334*
Социометрический статус ,360** -,003 ,033 ,075 ,029
Разрушение игры -,022 ,216 ,218 -,238* ,049
По поводу выбора общей темы игры ,138 ,251* -,032 -,057 -,114
По поводу состава участников игры ,075 -,019 ,191 -,228* -,059
Из-за ролей -,131 -,019 ,120 -,023 -,036
Из-за игрушек -,309* -,190 ,032 -,027 ,147
По поводу сюжета игры -,015 -,012 ,189 -,279* -,148
По поводу правильности игровых действий ,002 -,018 ,012 ,051 ,208
Уход от разрешения -,188 -,191 -,015 ,133 ,162
Сглаживание ,106 ,163 ,054 -,023 -,101
Компромисс ,268* -,027 -,017 -,045 -,204
Эскалация напряженности ,037 -,052 -,256* ,119 -,057
Силовой вариант ,016 ,082 ,091 -,021 -,253*
Плач ,083 ,055 ,108 -,044 ,185
Физическое воздействие -,023 ,055 ,156 -,148 ,098
Жалоба воспитателю -,041 -,094 ,173 -,068 ,058
Словесное воздействие ,211 ,171 ,177 -,077 -,172
Угрозы ,014 ,049 ,169 -,063 -,171
Аргументы ,091 ,085 ,000 -,067 -,128
Поведение в конфликте ,286* ,000 ,017 ,019 -,267*

 

Примечание: * — значимость связи на уровне <,05; ** — значимость связи на уровне <,01.

Результаты корреляционного анализа показали значимые взаимосвязи показателей родительского отношения и коммуникативных навыков старших дошкольников.

Принятие ребенка родителем положительно взаимосвязано с социометрическим статусом ребенка, с умением идти на компромисс при конфликте в игре, с конструктивным поведением в конфликте и отрицательно взаимосвязано с конфликтами из-за игрушек, неблагополучием во взаимоотношениях, незащищенностью, тревожностью, недоверием к себе, чувством неполноценности, враждебностью, конфликтностью, трудностями общения, депрессивностью. То есть, чем больше мать принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, проводит с ним достаточно времени, тем больше ребенок принят в группе сверстников, тем конструктивнее его поведение в конфликте со сверстниками. Чем меньше мать принимает ребенка, тем больше у него выражено неблагополучие во взаимоотношениях с другими, враждебность, конфликтность, трудности общения, эмоциональные проблемы. Это можно объяснить процессом интериоризации — переходом из внешнего социального плана к внутреннему индивидуальному плану. Ребенок, который принят матерью, также склонен принимать других людей, уважать их интересы. Интериоризация, если с позиций Выготского, то это когда положительное отношение взрослых интериоризируется и становится положительным отношением ребенка к себе и да, на этом основании (это уже эксериоризация) – положительное отношение к сверстникам.

Кооперация родителя с ребенком положительно связана с конфликтами по поводу выбора общей темы игры и отрицательно взаимосвязана с неблагополучием во взаимоотношениях, незащищенностью, недоверием к себе, враждебностью, трудностями общения. То есть, чем больше родители проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных, тем больше ребенок отстаивает свое мнение по поводу выбора игры. Чем меньше кооперация матери с ребенком, тем больше у него выражено неблагополучие во взаимоотношениях с другими, враждебность, трудности общения, эмоциональные проблемы. Это также можно объяснить процессом интериоризации. Ребенок, у которого родители всячески поддерживают возможность проявлять самостоятельность и инициативность, становится уверенным в себе, может отстаивать свои права.

Симбиоз матери и ребенка отрицательно взаимосвязан с эскалацией напряженности в конфликтах с детьми, неблагополучием во взаимоотношениях, незащищенностью, тревожностью, недоверием к себе, чувством неполноценности, враждебностью, конфликтностью, депрессивностью. То есть, чем больше эмоциональная дистанция между матерью и ребенком, тем меньше он склонен нагнетать напряжение в конфликтах при игре, тем больше у него выражено неблагополучие во взаимоотношениях с другими, враждебность, конфликтность, эмоциональные проблемы. Это можно объяснить тем, что эмоционально холодная мать не дает ребенку любви, тепла и ласки. Ребенку сложно отличить досаду от злости, печаль от протеста, он живет отдельно от своих чувств. Такие дети обычно склонны занимать оборонительную позицию и чрезмерно защищать себя.

Авторитарность матери положительно связана с конфликтностью взаимоотношений ребенка в семье и со сверстниками, и отрицательно связана с разрушением игры из-за конфликта, с конфликтами по поводу состава участников и сюжета игры. То есть, чем больше родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и навязывает ему свою волю, тем менее больше у ребенка выражена внутренняя конфликтность, тем меньше они спорят со сверстниками в игре, больше подчиняются. Таким образом, вынужденное безоговорочное подчинение родителям дети переносят и во взаимоотношения со сверстниками. Однако высокая внутренняя конфликтность говорит о том, что им не нравится такое положение в группе.

Инфантилизация ребенка родителями положительно связана с неблагополучием во взаимоотношениях, незащищенностью, тревожностью, недоверием к себе, враждебностью, конфликтностью, депрессивностью и отрицательно связана с силовым способом разрешения конфликта и с конструктивным поведением ребенка в конфликте. То есть, чем больше родители считают ребенка маленьким неудачником, относятся к нему как к несмышленому существу, тем менее конструктивно поведение ребенка в конфликте со сверстниками, тем реже он решает конфликты со сверстниками силой, тем больше у него выражено неблагополучие во взаимоотношениях с другими, враждебность, конфликтность, эмоциональные проблемы. Это согласуется как с интериоризацией, так и с теорией ожиданий Дж. Мида самосознание развивается в момент, когда ребенок видит себя так, как его видят другие. Если мать воспринимает ребенка как слабого, инфантильного неудачника, то ребенок начинает видеть себя таковым при взаимодействии со сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что особенности родительского отношения тесно взаимосвязаны с формированием коммуникативных навыков старших дошкольников. Развитию коммуникативных навыков ребенка способствует принятие ребенка, признание его индивидуальности, искренний интерес к тому, что интересует ребенка, эмоциональная близость к ребенку, поощрение самостоятельности и инициативы. Развитию коммуникативных навыков препятствует авторитарность родителей, требование безоговорочного послушания, инфантилизация ребенка, отношение к нему как к несмышленому существу.

 

Практические рекомендации

 

На основе результатов исследования были разработаны рекомендации по формированию коммуникативных навыков дошкольников.

  1. Необходимо формировать у родителей принятия ребенка таким, какой он есть. Можно использовать беседы и консультации по теме взаимоотношений с детьми. Выявить возможные затруднения родителей в воспитании детей; помочь родителям конкретными советами о воспитании детей. Дать родителям знания о роли общения в установлении положительного взаимодействия с детьми. Если между родителями царит атмосфера взаимопонимания, уважения, доверия, то и дети приобретают те же качества. Доверительные отношения между взрослыми и детьми позволяют при необходимости корректировать их поведение, уважая при этом мнение ребенка. Проводить обсуждение различных точек зрения по воспитанию и обучению детей.
  2. Способствовать формированию кооперации родителя с ребенком. Здесь поможет арт — терапия в виде совместного рисования, лепки, вышивания, бисеро- и кружевоплетения, шитья для установления адекватного взаимодействия между матерью и ребенком в процессе совместного творчества.
  3. Способствовать установлению оптимальной эмоциональной дистанции между матерью и ребенком. Родителям нужно помнить, что в семье не должно быть насилия, жестокости, телесных наказаний по отношению к ребенку. Стоит попробовать описывать поведение ребенка словами, чтобы он понял и осознал свои собственные эмоции. Ребенка нужно внимательно выслушивать, чтобы он понял, что маме не безразличны его чувства, что он всегда найдет поддержку со стороны родителей. Разговаривая с ребенком, обязательно нужно смотреть в глаза, нужно помочь ребенку правильно объяснить его поступок.
  4. Следует снижать авторитарность родителей. Здесь уместно провести семинар или беседу с обращением к опыту родителей. Педагог предлагает: назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с ребенком. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
  5. Снижение инфантилизации ребенка. Полезно ролевое проигрывание различных ситуаций, например как вы будите устанавливать контакт с ребенком, если он… (капризничает, не хочет идти в детский сад, поссорился с другом и т.д.). Разрешение возможных жизненных ситуаций: как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте). До родителей следует донести, что изменения необходимо начать с себя, нужно попробовать изменить своё поведение.
  6. Индивидуальная работа с родителями. В рамках формирования адекватных способов взаимодействия родителей с детьми осуществляется: коррекция неконструктивных форм поведения, формирование продуктивных форм контакта в социуме, обучение умению любить ребенка, умению сдерживать гнев, раздражение в ответ на неумелость или психофизические отклонения у ребенка, коррекция понимания проблем ребенка, постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, бесперспективности его развития, коррекция взаимоотношений с ребенком, расширение сферы творческого взаимодействия с ребенком.

В групповой и индивидуальной беседе с родителями важно объяснить им, что наиболее значимыми факторами благополучного развития ребёнка являются атмосфера в семье, поддержание эмоционального контакта с ребёнком, стиль воспитания, положение ребенка в семье, вера в его силы.

 

Вывод

 

  1. В исследуемой выборке среди родителей встречаются разные стили воспитания детей. Большинство родителей имеют положительное отношение к ребенку, адекватно оценивают его способности, устанавливают небольшую психологическую дистанцию между собой и ребенком, имеют адекватный контроль над ним и не инфантилизируют ребенка.
  2. У детей отмечается некоторая неудовлетворенность своими взаимоотношениями с близкими и сверстниками, наличие некоторых проблем. Более всего у детей отмечаются недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность. Меньше выражены признаки конфликтности отношений, трудностей общения, тревожности, незащищенности. Менее всего у детей выражены признаки депрессивности.
  3. В группе дошкольников есть представители разных статусов. Большинство детей (42,5%) имеют статус предпочитаемых. У многих (27,5%) выявлен статус «отвергаемый», такие дети получают в основном отрицательные выборы. 15% дошкольников имеют статус звезд. Также 15% ребят оказались изолированными в группе. Они не получили ни положительных, ни отрицательных выборов, то есть они остаются незамеченными своими сверстниками.
  4. Наиболее частыми причинами конфликтов детей в игре являются – распределение ролей, а также по поводу правильности игровых действий. Дети претендуют на роли, не соглашаются с распределением ролей, внимательно следят за выполнением правил у сверстников. Наиболее распространенными способами разрешения конфликтов у дошкольников является компромисс, дети ради достижения своей цели идут на уступки сверстнику. Также дети часто сглаживают конфликт. Реже дети уходят от разрешения конфликта. Наиболее частыми приемами разрешения конфликтов у дошкольников являются аргументы и словесные воздействия. Реже дети используют физическое воздействие, угрозы и санкции.
  5. У большинства дошкольников (37,5%) низкий уровень социальной компетентности, у них плохо развиты коммуникативные навыки, в конфликтных ситуациях они выбирают либо уход из конфликта, либо конфронтацию, агрессию. У 35% дошкольников средний уровень социальной компетентности, у них средне развиты коммуникативные навыки, они могут оценить и описать ситуацию взаимодействия, хотя это и не всегда продуктивно. У 27,5% дошкольников высокий уровень социальной компетентности, у них хорошо развиты коммуникативные навыки, они умеют договариваться и сотрудничать с другими, умеют уступать, но не дают себя в обиду.
  6. Результаты корреляционного анализа показали, что показатели родительского отношения тесно взаимосвязаны с формированием коммуникативных навыков старших дошкольников. Развитию коммуникативных навыков ребенка способствует принятие ребенка, признание его индивидуальности, искренний интерес к тому, что интересует ребенка, эмоциональная близость с ребенком, поощрение самостоятельности и инициативы. Развитию коммуникативных навыков препятствует авторитарность родителей, требование безоговорочного послушания, инфантилизация ребенка, отношение к нему как к несмышленому существу.

 

Заключение

 

Целью настоящего исследования являлось изучение взаимосвязи стилей родительского отношения и коммуникативных навыков старших дошкольников.

В ходе проведения исследования был поставлен и решен ряд задач.

Проведенный анализ литературы показал, что в дошкольном возрасте происходит формирование моральных и нравственных ценностей, ребёнок учится анализировать своё поведение, управлять им, требует от взрослых взаимопонимания и оценки не только своих поступков, но и себя самого, как личности. Общение со сверстниками выходит на первое место. Дети пытаются сотрудничать друг с другом для достижения одной цели, могут проявлять взаимопомощь, привязанность и дружбу. Развитию коммуникативных навыков у детей способствует совместная деятельность. Работа по развитию коммуникативных навыков у детей может проводиться в условиях разного вида игр как условия совместной деятельности. Вне зависимости от выбора вида совместной деятельности необходимо научить детей общению, сотрудничеству, развить умение активно слушать, научить перерабатывать информацию, развивать умение «конструировать» текст для другого.

Вклад каждого из стилей родительского воспитания нельзя рассматривать как изолированный. Паттерны функционирования семьи находят свое отражение в стиле родительского воспитания. Однако, авторитарный стиль воспитания приводит к неуверенности ребенка в себе, невротизации или к агрессивности и авторитарности — подобие родителей — эти черты личности проявляются и в отношениях со сверстниками. Либерально-попустительский стиль приводит к тому, что ребенок не может развиваться в социально зрелую личность, формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения — он конфликтен и труден. Гиперопекающий стиль лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии, среди сверстников такой ребенок займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя. Отчужденный стиль отношений приводит к тому, что у ребенка возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность, ребенок испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками. Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него — наиболее эффективный стиль воспитания. ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, умеет строить отношения со сверстниками и взрослыми, сохраняя чувство собственного достоинства.

Результаты эмпирического исследования показали, что большинство родителей имеют положительное отношение к ребенку, адекватно оценивают его способности, устанавливают небольшую психологическую дистанцию между собой и ребенком, имеют адекватный контроль над ним и не инфантилизируют ребенка.

Показатели родительского отношения тесно взаимосвязаны с формированием коммуникативных навыков старших дошкольников. Развитию коммуникативных навыков ребенка способствует принятие ребенка, признание его индивидуальности, искренний интерес к тому, что интересует ребенка, эмоциональная близость с ребенком, поощрение самостоятельности и инициативы. Развитию коммуникативных навыков препятствует авторитарность родителей, требование безоговорочного послушания, инфантилизация ребенка, отношение к нему как к несмышленому существу.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существует взаимосвязь между показателями родительского отношения и коммуникативных навыков старших дошкольников.

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — 4-е изд. — М.: Академический проект, 2013. — 704 с.
  2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. A.A. Бодалева. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 2017−384 с.
  3. Афиногенов A.M., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная работа московских дошкольников. — М.: МИОО, 2017, — 85 с.
  4. Барамзина С.А. Активизация учебной деятельности дошкольников в условиях личностно ориентированного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Киров, 2014. — 20 с.
  5. Белоцерковская Н.В. Развитие самостоятельной деятельности дошкольников при формировании речи (при углубленном обучении языку): Дисс.канд. пед. наук. — Якутск, 2010. — 185 с.
  6. Беспалъко В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. — М.: Педагогика, 2017. -160 с.
  7. Бехтерев В.М. Объективная психология. — М: Наука, 2017. — 480 с.
  8. Бондарев П.Б., Курочкина В.Е. Проектная деятельность воспитателя: Учебное пособие под общ. ред. П.Б. Бондарева — Краснодар: Изд-во Гимназии № 71,2017.-85 с.
  9. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М: Просвещение, 2017. — 195с.
  10. Виноградова Н.Ф. Дошкольное образование сегодня и завтра: Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта для первого звена школы. — М.: Вентана-граф, 2014. — 28 с.
  11. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в ДОУ // Детский сад. — 2017.- № 9. — С. 10−15.
  12. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для пединститутов / Под ред. A.B. Петровского. — М.: Просвещение, 2017. — 288 с.
  13. Волжина О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2014 — 20 с.
  14. Выготский Л.C. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН, 2017.-500 с.
  15. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — 3-е изд., испр. и доп. -М.: ЧеРо, 2014.-240 с.
  16. Гриднева, Л.А. К проблеме поиска путей и способов решения задач образовательной области «Коммуникация» в ДОУ [Текст] / Л.А. Гриднева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – №11. – С. 91-94.
  17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 2017.-240 с.
  18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 2017. — 544 с.
  19. Данилов М.А. Воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. — 1961.- № 8. — С.32−42.
  20. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педву- зов.-М.: ВЛАДОС, 2010. — 432 с.
  21. Дин P. Howtobeagoodpresenter: Материалы ежегодной летней конференции издательского дома «Пирсон Эдюкейшн»: Доклады и выступления. М.: Пирсон, 2010. — 128 с.
  22. Душеина Т.В. Проектная методика в ДОУ // ДОУ. — 2013. — № 5. — С. 38−41.
  23. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2010. — 285 с.
  24. Дьяченко В.К. Технология разноуровнего обучения при переходе к коллективному способу обучения // Дошкольное образование. — 2017. — № 12 — С.9−13.
  25. Евдокимова ЕС. От проектной культуры учреждения к проектной культуре ребенка // Модернизация управления образовательным учреждением: Методическое пособие / Под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. — М.: АПКиПРО, 2014. — 162 с.
  26. Есипов Б.П. Самостоятельная работа дошкольников. — М.: Учпедгиз, 2017.-239 с.
  27. Жуковский И. В. Проект — гарант совместных действий // Воспитатель. — 2013.-№ 3.-С. 60−64.
  28. Загороднюк В.П. Грамотно оформлять документацию к школьным проектам // Школа и производство. — 2013. — № 6. — С. 64−65.
  29. Землянская E.H. Учебные проекты дошкольников // Дошкольное образование. — 2014. — № 9. — С. 55−58.
  30. Землянская E.H. Чугреева М.К. Учебные проекты средних дошкольников: Роль родителей // Начальное образование. — 2017. — № 5. — С. 31−34:
  31. Землянская E.H., Чугреева М.К. Новые педагогические технологии в профессиональной подготовке воспитателя / Труды всероссийской научно- практической конференции «Профессиональная подготовка Воспитательства: история, теория и практика». Пенза, 2017. — 460 с.
  32. Землянская Е. Н, Чугреева М.К. Родители — лишь консультанты и помощники// Воспитатель. — 2017. — № 5. — С. 5−8.
  33. Землянская. E.H. Учебные проекты в экономической подготовке дошкольников // Народное образование. — 2014. — № 1. — с. 163−171.
  34. Зимняя И.А. Компетентностная парадигма результатов современного образования: Доклад на президиуме РАО 13.02.2008.
  35. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. — М.: Правда, 2017. — 654 с.
  36. Капитонова Т.А. Развитие познавательной самостоятельности дошкольников: Автореф. дис.канд. пед. наук. — Саратов, 2017. — 20 с.
  37. Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. — 2017.-№ 7.-С. 73−84.
  38. Кашкарова Н.В. Цикл творческих проектов // Воспитателям. — 2014. — № 7. — С. 30−35.
  39. Килпатрик У.-Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. JL: Брокгауз-Эфрон, 2016. — 285 с.
  40. Киричко Н. Шацкий и зарубежная педагогика // С.Т. Шацкий, 1878 — 1934.-М., 2017.-С. 100−103.
  41. Князева, Л.П. Этическая беседа в детском саду/ Князева Л.П. – М.: Академия, 2012. – 142 с
  42. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2017
  43. Куликов Л.В. психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. — СПб., 2016.
  44. Молчанова Я.В. Математическая обработка данных в социально-психологическом исследовании: ключевые моменты и «подводные камни». М.: МАКС Пресс, 2016. 40 с.
  45. Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2016. — 392с.
  46. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., 2006. — 374 с.
  47. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. — М.: Сфера, 2016 — 510 с.
  48. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Райгородский Д.Я. — Самара, 2017.
  49. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 2016. — 248 с.
  50. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 2016. — 440 с.
  51. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 192с.
  52. Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания: В 4 ч. /Под ред. Е.И. Сермяжко. — Могилев, 2005. — Ч. 1.
  53. Реан А. А., Человек от рождения до смерти, 2015.
  54. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. — СПб., 2015.
  55. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. — 101 с.

1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф