3.3 Корреляционный анализ показателей родительского отношения и коммуникативных навыков дошкольников
Результаты корреляционного анализа показателей родительского отношения и коммуникативных навыков старших дошкольников представлены в таблице 6.
Таблица 6 Результаты корреляционного анализа (t — Кендалла)
| Параметры | Принятие | Кооперация | Симбиоз | Авторитарность | Инфантилизация |
| Незащищенность | -,612** | -,335* | -,275* | ,154 | ,287* |
| Тревожность | -,560** | -,207 | -,390** | ,165 | ,268* |
| Недоверие к себе | -,610** | -,225* | -,359** | ,209 | ,311* |
| Чувство неполноценности | -,396** | -,130 | -,304* | ,062 | ,190 |
| Враждебность | -,485** | -,234* | -,316* | ,167 | ,265* |
| Конфликтность | -,508** | -,184 | -,355** | ,240* | ,372** |
| Трудности общения | -,262* | -,248* | -,211 | ,191 | ,142 |
| Депрессивность | -,629** | -,197 | -,351** | ,190 | ,353** |
| Неблагополучие во взаимоотношениях | -,719** | -,274* | -,417** | ,212 | ,334* |
| Социометрический статус | ,360** | -,003 | ,033 | ,075 | ,029 |
| Разрушение игры | -,022 | ,216 | ,218 | -,238* | ,049 |
| По поводу выбора общей темы игры | ,138 | ,251* | -,032 | -,057 | -,114 |
| По поводу состава участников игры | ,075 | -,019 | ,191 | -,228* | -,059 |
| Из-за ролей | -,131 | -,019 | ,120 | -,023 | -,036 |
| Из-за игрушек | -,309* | -,190 | ,032 | -,027 | ,147 |
| По поводу сюжета игры | -,015 | -,012 | ,189 | -,279* | -,148 |
| По поводу правильности игровых действий | ,002 | -,018 | ,012 | ,051 | ,208 |
| Уход от разрешения | -,188 | -,191 | -,015 | ,133 | ,162 |
| Сглаживание | ,106 | ,163 | ,054 | -,023 | -,101 |
| Компромисс | ,268* | -,027 | -,017 | -,045 | -,204 |
| Эскалация напряженности | ,037 | -,052 | -,256* | ,119 | -,057 |
| Силовой вариант | ,016 | ,082 | ,091 | -,021 | -,253* |
| Плач | ,083 | ,055 | ,108 | -,044 | ,185 |
| Физическое воздействие | -,023 | ,055 | ,156 | -,148 | ,098 |
| Жалоба воспитателю | -,041 | -,094 | ,173 | -,068 | ,058 |
| Словесное воздействие | ,211 | ,171 | ,177 | -,077 | -,172 |
| Угрозы | ,014 | ,049 | ,169 | -,063 | -,171 |
| Аргументы | ,091 | ,085 | ,000 | -,067 | -,128 |
| Поведение в конфликте | ,286* | ,000 | ,017 | ,019 | -,267* |
Примечание: * — значимость связи на уровне <,05; ** — значимость связи на уровне <,01.
Результаты корреляционного анализа показали значимые взаимосвязи показателей родительского отношения и коммуникативных навыков старших дошкольников.
Принятие ребенка родителем положительно взаимосвязано с социометрическим статусом ребенка, с умением идти на компромисс при конфликте в игре, с конструктивным поведением в конфликте и отрицательно взаимосвязано с конфликтами из-за игрушек, неблагополучием во взаимоотношениях, незащищенностью, тревожностью, недоверием к себе, чувством неполноценности, враждебностью, конфликтностью, трудностями общения, депрессивностью. То есть, чем больше мать принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, проводит с ним достаточно времени, тем больше ребенок принят в группе сверстников, тем конструктивнее его поведение в конфликте со сверстниками. Чем меньше мать принимает ребенка, тем больше у него выражено неблагополучие во взаимоотношениях с другими, враждебность, конфликтность, трудности общения, эмоциональные проблемы. Это можно объяснить процессом интериоризации — переходом из внешнего социального плана к внутреннему индивидуальному плану. Ребенок, который принят матерью, также склонен принимать других людей, уважать их интересы. Интериоризация, если с позиций Выготского, то это когда положительное отношение взрослых интериоризируется и становится положительным отношением ребенка к себе и да, на этом основании (это уже эксериоризация) – положительное отношение к сверстникам.
Кооперация родителя с ребенком положительно связана с конфликтами по поводу выбора общей темы игры и отрицательно взаимосвязана с неблагополучием во взаимоотношениях, незащищенностью, недоверием к себе, враждебностью, трудностями общения. То есть, чем больше родители проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных, тем больше ребенок отстаивает свое мнение по поводу выбора игры. Чем меньше кооперация матери с ребенком, тем больше у него выражено неблагополучие во взаимоотношениях с другими, враждебность, трудности общения, эмоциональные проблемы. Это также можно объяснить процессом интериоризации. Ребенок, у которого родители всячески поддерживают возможность проявлять самостоятельность и инициативность, становится уверенным в себе, может отстаивать свои права.
Симбиоз матери и ребенка отрицательно взаимосвязан с эскалацией напряженности в конфликтах с детьми, неблагополучием во взаимоотношениях, незащищенностью, тревожностью, недоверием к себе, чувством неполноценности, враждебностью, конфликтностью, депрессивностью. То есть, чем больше эмоциональная дистанция между матерью и ребенком, тем меньше он склонен нагнетать напряжение в конфликтах при игре, тем больше у него выражено неблагополучие во взаимоотношениях с другими, враждебность, конфликтность, эмоциональные проблемы. Это можно объяснить тем, что эмоционально холодная мать не дает ребенку любви, тепла и ласки. Ребенку сложно отличить досаду от злости, печаль от протеста, он живет отдельно от своих чувств. Такие дети обычно склонны занимать оборонительную позицию и чрезмерно защищать себя.
Авторитарность матери положительно связана с конфликтностью взаимоотношений ребенка в семье и со сверстниками, и отрицательно связана с разрушением игры из-за конфликта, с конфликтами по поводу состава участников и сюжета игры. То есть, чем больше родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и навязывает ему свою волю, тем менее больше у ребенка выражена внутренняя конфликтность, тем меньше они спорят со сверстниками в игре, больше подчиняются. Таким образом, вынужденное безоговорочное подчинение родителям дети переносят и во взаимоотношения со сверстниками. Однако высокая внутренняя конфликтность говорит о том, что им не нравится такое положение в группе.
Инфантилизация ребенка родителями положительно связана с неблагополучием во взаимоотношениях, незащищенностью, тревожностью, недоверием к себе, враждебностью, конфликтностью, депрессивностью и отрицательно связана с силовым способом разрешения конфликта и с конструктивным поведением ребенка в конфликте. То есть, чем больше родители считают ребенка маленьким неудачником, относятся к нему как к несмышленому существу, тем менее конструктивно поведение ребенка в конфликте со сверстниками, тем реже он решает конфликты со сверстниками силой, тем больше у него выражено неблагополучие во взаимоотношениях с другими, враждебность, конфликтность, эмоциональные проблемы. Это согласуется как с интериоризацией, так и с теорией ожиданий Дж. Мида самосознание развивается в момент, когда ребенок видит себя так, как его видят другие. Если мать воспринимает ребенка как слабого, инфантильного неудачника, то ребенок начинает видеть себя таковым при взаимодействии со сверстниками.
Таким образом, можно сделать вывод, что особенности родительского отношения тесно взаимосвязаны с формированием коммуникативных навыков старших дошкольников. Развитию коммуникативных навыков ребенка способствует принятие ребенка, признание его индивидуальности, искренний интерес к тому, что интересует ребенка, эмоциональная близость к ребенку, поощрение самостоятельности и инициативы. Развитию коммуникативных навыков препятствует авторитарность родителей, требование безоговорочного послушания, инфантилизация ребенка, отношение к нему как к несмышленому существу.
Практические рекомендации
На основе результатов исследования были разработаны рекомендации по формированию коммуникативных навыков дошкольников.
- Необходимо формировать у родителей принятия ребенка таким, какой он есть. Можно использовать беседы и консультации по теме взаимоотношений с детьми. Выявить возможные затруднения родителей в воспитании детей; помочь родителям конкретными советами о воспитании детей. Дать родителям знания о роли общения в установлении положительного взаимодействия с детьми. Если между родителями царит атмосфера взаимопонимания, уважения, доверия, то и дети приобретают те же качества. Доверительные отношения между взрослыми и детьми позволяют при необходимости корректировать их поведение, уважая при этом мнение ребенка. Проводить обсуждение различных точек зрения по воспитанию и обучению детей.
- Способствовать формированию кооперации родителя с ребенком. Здесь поможет арт — терапия в виде совместного рисования, лепки, вышивания, бисеро- и кружевоплетения, шитья для установления адекватного взаимодействия между матерью и ребенком в процессе совместного творчества.
- Способствовать установлению оптимальной эмоциональной дистанции между матерью и ребенком. Родителям нужно помнить, что в семье не должно быть насилия, жестокости, телесных наказаний по отношению к ребенку. Стоит попробовать описывать поведение ребенка словами, чтобы он понял и осознал свои собственные эмоции. Ребенка нужно внимательно выслушивать, чтобы он понял, что маме не безразличны его чувства, что он всегда найдет поддержку со стороны родителей. Разговаривая с ребенком, обязательно нужно смотреть в глаза, нужно помочь ребенку правильно объяснить его поступок.
- Следует снижать авторитарность родителей. Здесь уместно провести семинар или беседу с обращением к опыту родителей. Педагог предлагает: назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с ребенком. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
- Снижение инфантилизации ребенка. Полезно ролевое проигрывание различных ситуаций, например как вы будите устанавливать контакт с ребенком, если он… (капризничает, не хочет идти в детский сад, поссорился с другом и т.д.). Разрешение возможных жизненных ситуаций: как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте). До родителей следует донести, что изменения необходимо начать с себя, нужно попробовать изменить своё поведение.
- Индивидуальная работа с родителями. В рамках формирования адекватных способов взаимодействия родителей с детьми осуществляется: коррекция неконструктивных форм поведения, формирование продуктивных форм контакта в социуме, обучение умению любить ребенка, умению сдерживать гнев, раздражение в ответ на неумелость или психофизические отклонения у ребенка, коррекция понимания проблем ребенка, постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, бесперспективности его развития, коррекция взаимоотношений с ребенком, расширение сферы творческого взаимодействия с ребенком.
В групповой и индивидуальной беседе с родителями важно объяснить им, что наиболее значимыми факторами благополучного развития ребёнка являются атмосфера в семье, поддержание эмоционального контакта с ребёнком, стиль воспитания, положение ребенка в семье, вера в его силы.
Вывод
- В исследуемой выборке среди родителей встречаются разные стили воспитания детей. Большинство родителей имеют положительное отношение к ребенку, адекватно оценивают его способности, устанавливают небольшую психологическую дистанцию между собой и ребенком, имеют адекватный контроль над ним и не инфантилизируют ребенка.
- У детей отмечается некоторая неудовлетворенность своими взаимоотношениями с близкими и сверстниками, наличие некоторых проблем. Более всего у детей отмечаются недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность. Меньше выражены признаки конфликтности отношений, трудностей общения, тревожности, незащищенности. Менее всего у детей выражены признаки депрессивности.
- В группе дошкольников есть представители разных статусов. Большинство детей (42,5%) имеют статус предпочитаемых. У многих (27,5%) выявлен статус «отвергаемый», такие дети получают в основном отрицательные выборы. 15% дошкольников имеют статус звезд. Также 15% ребят оказались изолированными в группе. Они не получили ни положительных, ни отрицательных выборов, то есть они остаются незамеченными своими сверстниками.
- Наиболее частыми причинами конфликтов детей в игре являются – распределение ролей, а также по поводу правильности игровых действий. Дети претендуют на роли, не соглашаются с распределением ролей, внимательно следят за выполнением правил у сверстников. Наиболее распространенными способами разрешения конфликтов у дошкольников является компромисс, дети ради достижения своей цели идут на уступки сверстнику. Также дети часто сглаживают конфликт. Реже дети уходят от разрешения конфликта. Наиболее частыми приемами разрешения конфликтов у дошкольников являются аргументы и словесные воздействия. Реже дети используют физическое воздействие, угрозы и санкции.
- У большинства дошкольников (37,5%) низкий уровень социальной компетентности, у них плохо развиты коммуникативные навыки, в конфликтных ситуациях они выбирают либо уход из конфликта, либо конфронтацию, агрессию. У 35% дошкольников средний уровень социальной компетентности, у них средне развиты коммуникативные навыки, они могут оценить и описать ситуацию взаимодействия, хотя это и не всегда продуктивно. У 27,5% дошкольников высокий уровень социальной компетентности, у них хорошо развиты коммуникативные навыки, они умеют договариваться и сотрудничать с другими, умеют уступать, но не дают себя в обиду.
- Результаты корреляционного анализа показали, что показатели родительского отношения тесно взаимосвязаны с формированием коммуникативных навыков старших дошкольников. Развитию коммуникативных навыков ребенка способствует принятие ребенка, признание его индивидуальности, искренний интерес к тому, что интересует ребенка, эмоциональная близость с ребенком, поощрение самостоятельности и инициативы. Развитию коммуникативных навыков препятствует авторитарность родителей, требование безоговорочного послушания, инфантилизация ребенка, отношение к нему как к несмышленому существу.
Заключение
Целью настоящего исследования являлось изучение взаимосвязи стилей родительского отношения и коммуникативных навыков старших дошкольников.
В ходе проведения исследования был поставлен и решен ряд задач.
Проведенный анализ литературы показал, что в дошкольном возрасте происходит формирование моральных и нравственных ценностей, ребёнок учится анализировать своё поведение, управлять им, требует от взрослых взаимопонимания и оценки не только своих поступков, но и себя самого, как личности. Общение со сверстниками выходит на первое место. Дети пытаются сотрудничать друг с другом для достижения одной цели, могут проявлять взаимопомощь, привязанность и дружбу. Развитию коммуникативных навыков у детей способствует совместная деятельность. Работа по развитию коммуникативных навыков у детей может проводиться в условиях разного вида игр как условия совместной деятельности. Вне зависимости от выбора вида совместной деятельности необходимо научить детей общению, сотрудничеству, развить умение активно слушать, научить перерабатывать информацию, развивать умение «конструировать» текст для другого.
Вклад каждого из стилей родительского воспитания нельзя рассматривать как изолированный. Паттерны функционирования семьи находят свое отражение в стиле родительского воспитания. Однако, авторитарный стиль воспитания приводит к неуверенности ребенка в себе, невротизации или к агрессивности и авторитарности — подобие родителей — эти черты личности проявляются и в отношениях со сверстниками. Либерально-попустительский стиль приводит к тому, что ребенок не может развиваться в социально зрелую личность, формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения — он конфликтен и труден. Гиперопекающий стиль лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии, среди сверстников такой ребенок займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя. Отчужденный стиль отношений приводит к тому, что у ребенка возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность, ребенок испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками. Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него — наиболее эффективный стиль воспитания. ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, умеет строить отношения со сверстниками и взрослыми, сохраняя чувство собственного достоинства.
Результаты эмпирического исследования показали, что большинство родителей имеют положительное отношение к ребенку, адекватно оценивают его способности, устанавливают небольшую психологическую дистанцию между собой и ребенком, имеют адекватный контроль над ним и не инфантилизируют ребенка.
Показатели родительского отношения тесно взаимосвязаны с формированием коммуникативных навыков старших дошкольников. Развитию коммуникативных навыков ребенка способствует принятие ребенка, признание его индивидуальности, искренний интерес к тому, что интересует ребенка, эмоциональная близость с ребенком, поощрение самостоятельности и инициативы. Развитию коммуникативных навыков препятствует авторитарность родителей, требование безоговорочного послушания, инфантилизация ребенка, отношение к нему как к несмышленому существу.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существует взаимосвязь между показателями родительского отношения и коммуникативных навыков старших дошкольников.
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — 4-е изд. — М.: Академический проект, 2013. — 704 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. A.A. Бодалева. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 2017−384 с.
- Афиногенов A.M., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная работа московских дошкольников. — М.: МИОО, 2017, — 85 с.
- Барамзина С.А. Активизация учебной деятельности дошкольников в условиях личностно ориентированного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Киров, 2014. — 20 с.
- Белоцерковская Н.В. Развитие самостоятельной деятельности дошкольников при формировании речи (при углубленном обучении языку): Дисс.канд. пед. наук. — Якутск, 2010. — 185 с.
- Беспалъко В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. — М.: Педагогика, 2017. -160 с.
- Бехтерев В.М. Объективная психология. — М: Наука, 2017. — 480 с.
- Бондарев П.Б., Курочкина В.Е. Проектная деятельность воспитателя: Учебное пособие под общ. ред. П.Б. Бондарева — Краснодар: Изд-во Гимназии № 71,2017.-85 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М: Просвещение, 2017. — 195с.
- Виноградова Н.Ф. Дошкольное образование сегодня и завтра: Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта для первого звена школы. — М.: Вентана-граф, 2014. — 28 с.
- Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в ДОУ // Детский сад. — 2017.- № 9. — С. 10−15.
- Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для пединститутов / Под ред. A.B. Петровского. — М.: Просвещение, 2017. — 288 с.
- Волжина О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2014 — 20 с.
- Выготский Л.C. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН, 2017.-500 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — 3-е изд., испр. и доп. -М.: ЧеРо, 2014.-240 с.
- Гриднева, Л.А. К проблеме поиска путей и способов решения задач образовательной области «Коммуникация» в ДОУ [Текст] / Л.А. Гриднева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – №11. – С. 91-94.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 2017.-240 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 2017. — 544 с.
- Данилов М.А. Воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. — 1961.- № 8. — С.32−42.
- Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педву- зов.-М.: ВЛАДОС, 2010. — 432 с.
- Дин P. Howtobeagoodpresenter: Материалы ежегодной летней конференции издательского дома «Пирсон Эдюкейшн»: Доклады и выступления. М.: Пирсон, 2010. — 128 с.
- Душеина Т.В. Проектная методика в ДОУ // ДОУ. — 2013. — № 5. — С. 38−41.
- Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2010. — 285 с.
- Дьяченко В.К. Технология разноуровнего обучения при переходе к коллективному способу обучения // Дошкольное образование. — 2017. — № 12 — С.9−13.
- Евдокимова ЕС. От проектной культуры учреждения к проектной культуре ребенка // Модернизация управления образовательным учреждением: Методическое пособие / Под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. — М.: АПКиПРО, 2014. — 162 с.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа дошкольников. — М.: Учпедгиз, 2017.-239 с.
- Жуковский И. В. Проект — гарант совместных действий // Воспитатель. — 2013.-№ 3.-С. 60−64.
- Загороднюк В.П. Грамотно оформлять документацию к школьным проектам // Школа и производство. — 2013. — № 6. — С. 64−65.
- Землянская E.H. Учебные проекты дошкольников // Дошкольное образование. — 2014. — № 9. — С. 55−58.
- Землянская E.H. Чугреева М.К. Учебные проекты средних дошкольников: Роль родителей // Начальное образование. — 2017. — № 5. — С. 31−34:
- Землянская E.H., Чугреева М.К. Новые педагогические технологии в профессиональной подготовке воспитателя / Труды всероссийской научно- практической конференции «Профессиональная подготовка Воспитательства: история, теория и практика». Пенза, 2017. — 460 с.
- Землянская Е. Н, Чугреева М.К. Родители — лишь консультанты и помощники// Воспитатель. — 2017. — № 5. — С. 5−8.
- Землянская. E.H. Учебные проекты в экономической подготовке дошкольников // Народное образование. — 2014. — № 1. — с. 163−171.
- Зимняя И.А. Компетентностная парадигма результатов современного образования: Доклад на президиуме РАО 13.02.2008.
- Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. — М.: Правда, 2017. — 654 с.
- Капитонова Т.А. Развитие познавательной самостоятельности дошкольников: Автореф. дис.канд. пед. наук. — Саратов, 2017. — 20 с.
- Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. — 2017.-№ 7.-С. 73−84.
- Кашкарова Н.В. Цикл творческих проектов // Воспитателям. — 2014. — № 7. — С. 30−35.
- Килпатрик У.-Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. JL: Брокгауз-Эфрон, 2016. — 285 с.
- Киричко Н. Шацкий и зарубежная педагогика // С.Т. Шацкий, 1878 — 1934.-М., 2017.-С. 100−103.
- Князева, Л.П. Этическая беседа в детском саду/ Князева Л.П. – М.: Академия, 2012. – 142 с
- Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2017
- Куликов Л.В. психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. — СПб., 2016.
- Молчанова Я.В. Математическая обработка данных в социально-психологическом исследовании: ключевые моменты и «подводные камни». М.: МАКС Пресс, 2016. 40 с.
- Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2016. — 392с.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., 2006. — 374 с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. — М.: Сфера, 2016 — 510 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Райгородский Д.Я. — Самара, 2017.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 2016. — 248 с.
- Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 2016. — 440 с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 192с.
- Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания: В 4 ч. /Под ред. Е.И. Сермяжко. — Могилев, 2005. — Ч. 1.
- Реан А. А., Человек от рождения до смерти, 2015.
- Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. — СПб., 2015.
- Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. — 101 с.
