Заявка на расчет
Меню Услуги

Взаимосвязь самооценки и социально-психологической адаптации пожилых людей в условиях социального учреждения

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


Оглавление

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
  • Введение
  • Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи самооценки и социально- психологической адаптации у пожилых людей
  • 1.1.Психологические особенности самооценки и влияние на поведение
  • 1.2.Социально-психологическая адаптация: понятие и значение
  • 1.3.Психологическая характеристика лиц пожилого возраста
  • 1.4.Особенности адаптации лиц пожилого возраста
  • 1.5.Социально-психологическая адаптация пожилых людей к условиям проживания в социальном учреждении
  • Выводы к главе 1
  • Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и социально-психологической адаптации у пожилых людей в условиях социального учреждения
  • 2.1. Программа эмпирического исследования
  • 2.2. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи самооценки и социально-психологической адаптации у пожилых людей в условиях социального учреждения
  • 2.2.1. Результаты исследования самооценки личности
  • 2.2.2.Результаты исследования копинг-механизмов, копинг-стратегий
  • 2.2.3.Исследование самооценки и социально-психологической адаптации в результате проведенного тренинга
  • 2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов
  • Выводы к главе 2
  • Заключение
  • Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально-незащищенной категорией общества. Процесс старения общества привёл к росту численности пожилых граждан, тем самым, актуализировав их проблемы. В данном случае, речь идёт о необходимости изучения условий жизни пожилых людей и факторов их социально-психологической адаптации. В современном обществе изучение взаимосвязи самооценки и социально-психологической адаптации пожилых людей в условиях социального учреждения представляет большую актуальность. Люди пожилого возраста вынуждены, приспосабливается не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе.

Виднейший психолог Б.Г. Ананьев, предложивший систему современного человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности, отмечал, что «…размышления над вопросами, связанными со смыслом жизни, оказывают принципиальное влияние на характеристику завершающих фаз жизненного пути». По мнению ученого, «…парадокс завершения жизни заключается в том, что «умирание» форм человеческого существования наступает раньше «физического одряхления» от старости, и в условиях социальной изоляции, каковая имеет место в условиях дома-интерната, происходит ломка, сужение смысла жизни, что приводит к деградации личности»[10, С. 51].

Психологические исследования показывают, что пожилые люди тяжело переживают свое пребывание в социальном учреждении. Как бы ни был благоустроен интернат, люди, проживающие там, лишены возможности контролировать события и участвовать в жизни общества. Прошлая жизнь остается за порогом, и это является серьезным психологическим испытанием для пожилого человека. Особенно, если переход на новое место жительства происходит помимо его воли или отягчен факторами, являющимися причиной стресса, такими, как смерть супруга, одиночество и беспомощность в ситуации заболевания. Резкая смена всей окружающей обстановки усугубляет нервно-психическое состояние пожилого человека, является причиной развития эмоциональных реакций типа угнетенности, тревоги, горя, стыда, чувства вины. Астеническое состояние, возникающее при отрицательных переживаниях и усугубленное хроническими заболеваниями, также влечет за собой существенные изменения в эмоциональной сфере. Появляется раздражительность, слезливость, частая смена настроения. Пожилой человек переживает собственную маловажность, за счет этого, его самооценка снижается и усиливается пессимистическое отношение к жизни. В этой связи особое значение следует уделять исследованию эмоциональной сферы пожилых людей, учитывая, что эмоции рассматриваются как фактор, способствующий эволюции человека и служат для его адаптации к окружающей среде, в частности, социальной.

В научной литературе уделяется много внимания исследованию самооценки в позднем возрасте личности, как важнейшего регулятора поведения (Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова, а также Н.Г.Фирсова). Некоторые авторы рассматривают самооценку, как важный элемент самосознания, характеризующийся как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания (Е.Т. Соколова, Л.Хьелл, Д.Зиглер).

Ряд работ посвящен изучению социальной психологии старости (О. В. Краснова, А. Г.Лидере, О. А. Воронина, Г. Х.Мусина-Мазнова). Основы теории адаптации были заложены работами Л. Бристола, Г. Четтертона-Хилла, М. Торна, Ф.Знанецкого.

По мнению Е.И. Холостовой, социальная адаптация – это процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации [28].

Говоря о социальной адаптации применительно к пожилым людям, М.Д. Александрова дает следующее определение: «Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обществу, и как общество приспосабливает старых людей к себе» [1 С.6].

Психологические исследования показывают, что пожилые люди тяжело переживают свое помещение в дома-интернаты престарелых. Такими исследованиями занимались авторы: О.В. Аллахвердова, В.Д. Альперович, И.Г. Беленькая, В.В. Безруков, О.В. Белоконь, Л.А. Бурганова, В.М. Васильчиков, А.Е. Иванова, Е.М. Данилова, Г.П. Котельникова, В.В Фролькис, А.А. Дыскин, М.Э. Елютина, Е.Р. Ярская-Смирнова, Н.А. Русинова, О.В. Краснова, В.М. Середа, А.В. Мартыненко, Р.С. Яцемирская, Л.В. Панова, П.В. Романов, Д.Ф. Чеботарев, Э.Е. Чеканова и др.

Становится всё более очевидной необходимость сохранения и поддержания психического здоровья пенсионеров, путем формирования их самооценки, создания условий для их самореализации и саморазвития.

В данной работе проведено исследование взаимосвязи самооценки и социально-психологической адаптации пожилых людей в условиях социального учреждения для престарелых и инвалидов.

Нарушение адаптивных способностей личности, а также искажение самооценки у пожилых людей требует активного психологического вмешательства на этапе реабилитации, исследования, проведенные в рамках данной работы.

Цель исследования: изучение взаимосвязи самооценки и социально-психологической адаптации граждан пожилого возраста, проживающих в условиях социального учреждения.

Задачи исследования:

  • Изучить теоретический анализ литературы исследования особенностей самооценки, влияния ее на поведение, понятия и значения социально-психологической адаптации;
  • Рассмотреть психологические особенности лиц пожилого возраста в процессе социально-психологической адаптации пожилых людей к условиям проживания в социальном учреждении;
  • Провести анализ полученных результатов исследования взаимосвязи самооценки (тест Будасси) и социально-психологической адаптации (тест Лазаруса) пожилых людей в условиях социального учреждения;
  • Провести исследование самооценки и социально-психологической адаптации в результате проведенного тренинга.

Объект исследования: пожилые люди, проживающие в социальном учреждении для престарелых и инвалидов.

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и социально-психологической адаптации пожилых людей, проживающих в условиях социального учреждения.

В исследовании выдвинута гипотеза о том, что существует взаимосвязь самооценки и социально-психологической адаптации пожилых людей проживающих в социальном учреждении, которая будет иметь положительную динамику при наличии программы социально-психологической адаптации, соблюдении условий для реализации потребностей пожилых людей, благоприятного психологического климата.

В качестве основных методов исследования использовались:

  • анализ, обобщение, беседа, опрос по теме исследования, для обобщения результатов исследования использовались математические методы анализа.
  • Методики:

1. Исследование самооценки личности, Я-концепции (тест Будасси);

2.Исследование копинг-механизмов, копинг-стратегий (тест Лазаруса).

Практическая значимость работы определяется тем, что данное исследование позволит сформулировать не только практические рекомендации для лиц пожилого возраста, проживающих в условиях социального учреждения, но и определить основные положения программы социально-психологической адаптации. Также исследование позволит сделать выводы о необходимости внесения новых методов терапии и коррекции в программы работы с людьми пожилого возраста. Результаты работы могут быть использованы в практике здравоохранения, социальной работы в учреждениях для проживания пожилых граждан, в диагностических, коррекционных и учебных целях.

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.

 

ГЛАВА I. Теоретический анализ взаимосвязи самооценки и Социально-психологической адаптации у пожилых людей

1.1.Психологические особенности самооценки и влияние на поведение

 

Большинство определений самооценки рассматривают ее как компонент, аспект или измерение Я – концепции, или самосознания. Можно выделить основные трактовки психологической природы самооценки в зависимости от того, какой ее аспект (например, эмоциональный, регуляторный, собственно оценочный) выступает на первый план. Для первого варианта характерно рассматривать самооценку как аффективный компонент «Я — концепции», связывать ее с эмоциональным отношением к своему «Я», или рассматривать самооценку как особый вид эмоционально – ценностного отношения, либо как оценочный аспект всех отношений к самому себе, показывающий как человек относится к себе, какое имеет мнение о себе. Преимущественно три чувства, относящихся к самооценке, доминируют в литературе: любовь к себе, самоодобрение и чувство компетентности [3]. Другая трактовка рассматривает самооценку как саму содержащую эти три аспекта – когнитивный, отражающий представление или мнение о себе; эмоциональный; поведенческий или представляет ее как двухуровневое образование, содержащее чувственный (эмоциональный) и рациональный (когнитивный) компоненты [25]. В третьем варианте понимания самооценки она представляется как установочная система, как взаимосвязь между различными уровнями «Я», как образование, которое обобщает прошлый опыт человека и структурирует новую информацию о самом себе, как регулятор деятельности и поведения человека. В контексте этого подхода самооценка чаще всего определяется через соответствие между реальным и идеальным «Я», расхождение между которыми служит показателем «высоты» самооценки. Рассматривая самооценку как ведущий компонент способности человека произвольно управлять своей деятельностью: планировать ее, ставить перед собой цели и выбирать адекватные методы их достижения, осуществлять выбор решения, контроль и оценку результатов своих действий, исследователи раскрывают возможности и виды ее регулятивных функций, подразделяя их — собственно оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие и защитные [13].

Представители четвертого подхода понимания психологической природы самооценки подчеркивают необходимость отличать оценку от эмоций и поведенческих реакций, отделив ее от других сходных конструктов и феноменов, выделяя в Я–концепции отдельный аспект – оценочный, который и соотносится с понятием самооценки [6, 29]. В данном контексте самооценка представляется, как результат развития самоотношения и работы самопознания, как единство знания человеком самого себя и отношения к себе, но в то же время ни к одному из этих компонентов не сводящаяся [42].

Общее определение самооценки может звучать таким образом: самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Самооценка выполняет следующие функции:

Во-первых, регуляторную, в основе которой, происходит решение задач личностного выбора;

Во-вторых, защитную, обеспечивающую относительную стабильность и независимость личности;

В-третьих, функцию развития – самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Для большинства людей самооценка не задана изначально, она должна быть заработана или заслужена. Поэтому человек, доказывая свою ценность и значимость, стремится достигнуть успеха и избежать неудач в тех областях, на которых держится его самооценка. Провал, неудача или только их угроза в областях, на которые делается ставка с точки зрения личностной значимости, особенно стрессогенны и могут повлечь за собой усилия, направленные на ослабление острых чувств несостоятельности, стыда и уничижения; сохранение чувства собственного достоинства, уверенности в себе, самоуважения; а главное – «сохранение любой ценой, даже через болезнь, целостности личности и индивидуального «Я» в глазах человека» [21].

Многие психологи изучали психологические условия самооценки и проводили соответствующие эксперименты и выделили три уровня самооценки: низкая самооценка, средняя самооценка, высокая самооценка.

По мнению Л.В. Бороздиной: «Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к тому, что входит в сферу Я» [6,С.42].

Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения. Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть [6, С.47].

С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающие специфику понимания ею самой себя [12, С.64]. Следует отметить, невозможность их рассмотрения без анализа.

Анализ самооценки имеет значимое практическое значение. Знание истинной самооценки не только помогает понять причины и истины её успешности или не успешности человека, но и будет являться основой для коррекционной работы по формированию адекватной самооценки.

В пожилом возрасте основные достижения человека уже в прошлом, прожив большую часть своего социального времени, основная ценностная характеристика которого связана со стремлением личности к самовыражению, самореализации [27, С.23]. На данном этапе проводится «инвентаризация» сделанного. Пожилые люди как бы всматриваются в себя, как в свое прошлое. Теперь они могут оценить степень актуализации своей жизни.

Можно утверждать, что оценка человеком прожитой жизни зависит от ряда факторов, прежде всего от степени реализации целей, которые он ставит перед собой в молодости[23].

В этот возрастной период происходит изменение личностных характеристик. Так как самооценка является важнейшим личностным показателем, имеющим многофакторный характер, социально обусловленный и неодинаково выраженный у разных людей, то и она претерпевает изменения. Самооценка – это то, что индивид значит сам для себя, это ценностный, а не когнитивный показатель. «Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, отвечая на вопрос: «Не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает?» [2, С.36].

Очевиден тот факт, что люди позднего возраста вынуждены приспосабливаться не только к изменениям социальной ситуации, но и реагировать на изменения в самих себе.

В связи с этим проблема исследования самооценки пожилых людей после выхода на пенсию становится особенно актуальной для современной психологической науки и определяется необходимостью:

— поиска путей решения проблемы социального аутсайдерства в среде неработающих пенсионеров;

— сохранения и поддержания психического здоровья пенсионеров путем формирования их самооценки, создания условий для их самореализации и саморазвития;

— разработки направлений психологического сопровождения лиц пенсионного возраста как перспективной и активно востребованной социальной группы.

 

1.2. Социально-психологическая адаптация: понятие и значение

 

Понятие «адаптация» (от лат. слова adaptation) — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды [17, С.36].

Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений).

Социально-психологическая адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды[17, С.175].

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир».

По существу социально-психологическая адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социально-психологическая адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

-начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

-стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

-аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

-ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. [15, С.20].

Следует различать адаптацию, как процесс и адаптированность, как результат, итог процесса социальной адаптации.

Роль социально-психологической адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутри коллективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.

Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности.

 

1.3. Психологическая характеристика лиц пожилого возраста

 

В связи с изменением социального статуса человека в старости, вызванное, в первую очередь ограничением или прекращением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, мы говорим о необходимости выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социально-психолгической работы с пожилыми людьми.

Во всем мире, а также в нашей стране в последнее десятилетие наблюдается увеличение удельного веса пожилых людей в структуре населения и в этой связи возрастает важность повседневного внимания к решению социально-психологических проблем этой категории граждан.

Существует возрастная классификация, по которой долгожителями считаются люди от 90 лет и старше; старыми считаются люди от 75лет и старше; а пожилыми считаются люди в возрасте от 60 до 74 для мужчин и от 55 до 74 для женщин (Европейское бюро ВОЗ) [8].

Пожилой возраст — последний интервал течения жизни человека. Немаловажным фактором тут будет являться постепенное отсутствие необходимости ежедневно трудиться и, выполнение принятых на себя обязательств, т.е. изменяется мотивационная сфера.

Согласно А. Маслоу, ведущими потребностями в преклонном и старческом возрастах становятся физические потребности, потребность в надежности и безопасности[30, С.56]. Следует подчеркнуть, что старики не строят долгосрочных планов (связано с общим изменением временной жизненной перспективы). Психологическое время меняется в старости, и большее значение теперь имеют жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее, хотя определенные «нити» в недалекое, обозримое будущее все же протянуты.

Г. Крайг считает, что на эффективность деятельности оказывают значительное влияние мнение о своих возможностях и способностях. Некоторая часть пожилых людей твердо уверены в том, что в скором времени потеряют память и будут не в состоянии делать то, что ранее удавалось, что частично потеряют контроль над своей жизнью. Под влиянием таких мнений они действительно утрачивают и свою компетентность, и контроль над обстоятельствами жизни.

Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме.

Процесс старения затрагивает и нервную систему человека. В первую очередь происходит снижение ее чувствительности, что обусловливает замедление реакции организма на внешние воздействия и изменения функционирования разных органов чувств: изменение слуховой чувствительности, нарушение зрения, ухудшение сенсорных функций человека.

Происходят изменения в памяти. Люди преклонного возраста лучше запоминают то, что для них важнее или может пригодиться в жизни. Помимо этого, пожилые люди, как правило, лучше выполняют задания, если получили подробные инструкции и имели возможность потренироваться. Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь.

Пожилые люди, проживающие в стационарных учреждениях, лишены возможности постоянного общения со своими родными и близкими или, не ощущают своей значимости для других людей, как это было до поступления в социальное учреждение. Это приводит к пассивности поведения, снижению мотивации в познавательной деятельности.

Снижение познавательной деятельности у людей, достигших пожилого возраста, может быть обусловлено разными причинами, прямыми или косвенными. [14,С.45].

Косвенными причинами снижения познавательных способностей человека являются: общее ухудшения здоровья, низкий уровень образования, отсутствие мотивации к познавательной деятельности.

Также для данного возраста характерны специфические изменения в эмоциональной сфере пожилого человека: сильное нервное возбуждение, склонность к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.

Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными.

Достаточно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация пяти типов приспособления личности к старости:

1.Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу они с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольна высока.

2.Отношение зависимости. Зависимая личность — это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.

3.Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против ощущения страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу;

4.Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, имеют взрывной характер и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.

5.Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. С этими состояниями соединяются чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий [2].

Все представленные основные типы старости, отношения к ней, не исчерпывают всего многообразия проявления поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразия индивидуальностей. Все классификации носят ориентировочный характер, с тем, чтобы составить некоторую базу для конкретной работы с людьми пожилого и старческого возраста.

 

1.4. Особенности адаптации пожилого возраста

 

Понятие «социально-психологическая адаптация» начало широко использоваться с середины 60-х годов ХХ века, однако при этом сам термин понимался различными авторами неодинаково.

В настоящее время нет такого четкого и однозначного определения социальной адаптации. Такое понятие учитывало бы всю сложность и противоречивость этого процесса, в связи с чем, проблема определения понятия «социально-психологическая адаптация» продолжает оставаться весьма актуальной и требующей своего научного и всестороннего разрешения.

С психологической точки зрения, социально-психологическую адаптацию рассматривают как согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей со спецификой социальной среды; целей, ценностей, ориентаций личности с возможностями и условиями их реализации в конкретной социальной среде; как взаимоотношения индивида и его окружения; как процесс гомеостатического уравновешивания [12, С. 198].

Важным аспектом социально-психологической адаптации является принятие индивидом социальной роли. Это позволяет рассматривать социальную адаптацию как социально-психологический механизм социализации личности.

Социально-психологическая адаптация — это процесс вживания человека в определенный коллектив, включающий его в систему отношений, сложившихся в нем, а также процесс эффективного взаимодействия с социальной средой.

Состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идет навстречу ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободы выражения творческих способностей, называется социально-психологической адаптивностью.

Социально-психологическая адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании. Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или типичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособленность).

Неадаптивность характеризует то, что у человека имеется несоответствие между целями и достигаемыми результатами деятельности. Она свидетельствует о его неспособности адаптироваться в этих условиях к предлагаемой деятельности.

Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться.

Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация. Социальная дезадаптация – это процесс, противоположный социальной адаптации, неспособность индивида адаптироваться в социуме, усваивать и воспроизводить социальный опыт, нормы и правила поведения, посредством которых он учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Дезадаптация, как и адаптация, в психолого-педагогической литературе рассматривается как проявление, процесс, и результат [22,С.67].

Понятие адаптация, под которым понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [21, С. 53].

Адаптация рассматривается как проявление, процесс и результат. Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к ней [35].

Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.) [35].

Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию и социализацию.

Эффективность социально-психологической адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых служит аутизм[2, С.68].

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени человек приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме [35].

Существуют различные подходы к определению феномена адаптации, в психологическом словаре под адаптацией понимается приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды [34, С. 10].

Ряд психологов, в том числе А.В. Мудрик, рассматривают адаптацию как устойчивую модель поведения в определенных условиях и ситуациях [23, С. 147].

На сегодняшний день принято объединять существующие точки зрения, что позволяет рассматривать под адаптацией

— во-первых, свойство организма,

во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом,

в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек-среда», в-четвертых, цель, к которой стремится организм.

Таким образом, можно выделить два общих подхода к рассмотрению феномена адаптации.

С одной стороны, адаптация рассматривается как свойство любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей).

При другом подходе адаптация рассматривается как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды. Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, данное свойство присуще и человеку.

Однако человек — это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, при этом говорят о физиологической, психической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию.

Более того, существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях. Выделенные уровни адаптации взаимосвязаны между собой самым тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма.

Эта интегральная характеристика представляет собой динамичное образование, которое принято называть функциональным состоянием организма. Данное понятие, одно из центральных в современной физиологии и психологии человека, непосредственно связано с проблемой адаптации. Таким образом, под словом «адаптация» понимается приспособление организма к внешним условиям. Выделяют следующие виды адаптации:

— адаптация личности путем ухода от проблемной ситуации: это «пассивная» адаптация, поиск новых, более благоприятных для безопасности и удовлетворения потребностей стратегий. В этом случае личность претерпевает более глубокие изменения, однако некоторые из них чаще всего не способствуют ее самоактуализации и самосовершенствованию.

— адаптация личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных конфликтов: это активная, преимущественно незащитная адаптация. В этом случае ресурсы и механизмы адаптации личности мобилизуются для реконструкции реальной социальной ситуации, а в самой личности происходят сравнительно небольшие и в основном положительные изменения (приобретение новых знаний и навыков, социальной компетентности).

— aдаптация, с сохранением проблемной ситуации и приспособлением к ней. Такая адаптивная стратегия может осуществляться либо путём преобразования восприятия и истолкования ситуации, т.е. создания ее не проблемного субъективного образа, либо путем более глубокого изменения самой личности, в первую очередь ее Я-концепции [17, С.44].

Конечно, есть много случаев адаптации с частичным сохранением проблемной ситуации или же, в результате её преобразования, возникновением иной проблемной ситуации, требующей новых процессов адаптации.

Многие процессы адаптации могут иметь несколько направлений, в связи с этим выделяются ещё две разновидности адаптации: внешняя и внутренняя.

Внешняя адаптация – это процесс адаптации, с помощью которого личность приспосабливается к внешним объективным проблемным ситуациям (может быть с сохранением проблемной ситуации или с ее устранением и т.д.).

Внутренняя адаптация имеет такие разновидности:

— адаптация, направленная на разрешение внутренних конфликтов и других внутренних проблем личности;

— структурная адаптация в узком смысле – процесс координирования какого-либо механизма с теми уже образованными механизмами, с которыми он составляет комплекс;

— структурная адаптация в широком смысле – приспособление ее механизма или комплекса ко всей структуре личности.

Социально-психологическая адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование[10,С.24].

Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе, к исключительно сложным и неблагоприятным. Критериями успешной социально-психологической адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.


Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф